Когда начинать артикуляционную гимнастику

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

марина кирсанова
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык — главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка [ш, ж, р, л].

Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так.

Систематичное выполнение артикуляционныхупражнений позволяет:

подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;

быстрее преодолеть речевые дефекты;

привести тонус мышц губ, щек и языка в норму.

Виды артикуляционных упражнений и правила их проведения дома.

Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:

заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;

все упражнения проводятся перед зеркалом;

все упражнения проводятся в виде игры;

сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;

для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы, которые вам предоставит логопед.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают.

Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка.Это такие упражнения:

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 5 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например,говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения,как:

«худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения.

Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. Следите за тем, чтобы не надувались щёки.

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

Консультация для родителей «Аппликация в домашних условиях» У вашего ребёнка не достаточно развила мелкая моторика? Он неправильно держит ложку, не умеет застегивать пуговицы, не охотно и не аккуратно.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Источник

Артикуляционная гимнастика для детей

Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка. Именно с помощью гуления и звукоподражания органы речи тренируются для последующей более сложной работы в естественных условиях жизни.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, мы имеем в виду упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Зачем нужно тренировать артикуляционный аппарат?

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Такая гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата (особенно языка и уздечки), отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Всем известно, что формирование письма происходит на основе устной речи, именно по этой причине недостатки устной речи в дальнейшем могут привести к низкому уровню успеваемости ребенка в школе. Для того чтобы ребенок научился правильно произносить такие сложные звуки, как С, Л, З, Ш, Ж, Р, его губы и язык должны обладать силой, гибкостью, уметь долго удерживать нужное положение, а также легко совершать переходы от одного движения к другому.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5–7 минут. Мы предлагаем вам артикуляционные упражнения, которые вы будете регулярно выполнять вместе с ребенком.

Например, одним из упражнений артикуляционной гимнастики для звука [р] является упражнение под названием «Почистить верхние зубы». Его цель — выработка навыка подъема языка вверх и умение владеть языком в этом положении. Для выполнения нужно приоткрыть рот и кончиком языка как бы «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, при этом осуществляя движения языком из стороны в сторону. Во время выполнения данного упражнения необходимо, чтобы губы улыбались, причем были видны нижние и верхние зубы. А кончик языка должен находиться у корней верхних зубов, не высовываясь и не загибаясь внутрь. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна.

В комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л] входят такие упражнения, как «Наказать непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Индюк», «Качели» и «Лошадка».

«Окошко»

Широко открыть рот, будто очень жарко («жарко») — закрыть рот, будто стало холодно («холодно»).

«Чистим зубки»

Улыбнуться — открыть рот — кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

«Месим тесто»

Улыбнуться — пошлепать языком между губами «пя-пя-пя-пя-пя» — покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

«Чашечка»

Улыбнуться — широко открыть рот — высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка).

«Дудочка»

Улыбнуться — с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) — улыбнуться.

«Заборчик»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

«Маляр»

Губы в улыбке — приоткрыть рот — кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.

«Грибочек»

Улыбнуться — поцокать языком, будто едешь на лошадке, — прижать крепко широкий язык к нёбу.

«Киска»

Губы в улыбке, рот открыт — кончик языка упирается в нижние зубы — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

«Поймаем мышку»

Губы в улыбке — приоткрыть рот — произнести «а-а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

«Лошадка»

Вытянуть губы — приоткрыть рот — процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).

«Пароход гудит»

Губы в улыбке — открыть рот — с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы».

«Слоник пьёт»

Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника» — «набирать хоботом водичку», слегка при этом причмокивая.

«Индюки болтают»

Языком быстро двигать по верхней губе «ба-ба-ба-ба».

«Орешки»

Рот закрыт — кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки — на щеках образуются твердые шарики («орешки»).

«Качели»

Улыбнуться — открыть рот — кончик языка за верхние зубы — кончик языка за нижние зубы.

«Часики»

Улыбнуться — открыть рот — кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

«Блинчик»

Улыбнуться — приоткрыть рот — положить широкий язык на нижнюю губу.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться — открыть рот — широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

«Шарик»

Надуть щёки — сдуть щёки.

«Гармошка»

Улыбнуться — сделать «грибочек» (т.е. с силой прижать, как бы присосать широкий язык к нёбу). — не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

«Барабанщик»

Улыбнуться — открыть рот — кончик языка за верхними зубами «дэ-дэ-дэ».

«Парашютик»

На кончик носа положить ватку — широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

«Загнать мяч в ворота»

«Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота) — дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать).

Систематическое выполнение этих и других несложных упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики помогает подготовить детский артикуляционный аппарат к правильному произнесению сложных звуков.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3–4 раза в день по 3–5 минут.
  1. Каждое упражнение выполняется по 5–7 раз.
  1. Статические упражнения выполняются по 10–15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  1. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  1. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, то не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, поскольку именно в этом положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  1. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х 12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  1. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Работа над выполнением упражнений организуется следующим образом:

    взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;

показывает, как его выполнять, попутно объясняя;

  • упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
  • Взрослый, который проводит артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается явная напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Но постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

    В процессе выполнения артикуляционной гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести вообще к отказу его выполнять. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).

    Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

    Практически у всех дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, но большинство из них носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованны. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

    Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете ребенку достичь правильного звукопроизношения. И не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком вновь и вновь.

    Удачи вам и терпения, любящие и заботливые родители!

    Источник

    Читайте также:  Медитация с дмитрием мельниковым
    Оцените статью