Когда было второе рождение гимнастики

Второе рождение гимнастики

Зарождение гимнастики как вида спорта…………………………………… 2

Место и значение гимнастики в системе физического воспитания……. 3

Гимнастика в программе Олимпийских игр……………………………… 21

Современное состояние гимнастики на Тамбовщине…………………… 26

Зарождение гимнастики как вида спорта

Расцвет и упадок

Гимнастика (от греческого «гимназо» — обучаю, тренирую) — система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, — служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого «гимнос» — обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.

Гимнастика древних помимо общеразвивающих и военных упражнений, упражнений в верховой езде, плавания, имитационных и ритуальных танцев содержала и упражнения, по которым проводились публичные состязания — бег, прыжки, метания, борьба, кулачный бой, езда на колесницах, включавшиеся в программы Олимпийских игр древности, проводившихся с 776 года до н.э. по 392 год н.э. в течение 1168 лет.

После падения Римской империи, в средние века, когда господствовало мракобесие и схоластика, аскетизм, достижения античной культуры и искусства, в том числе и гимнастика, были забыты.

С утверждением на рубеже XIV-XV вв. гуманизма — направления общественной мысли, характеризующегося защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего, в том числе и физического, развития борьбой за человечность общественных отношений — начинается обращение к культурному наследию античности. В систему воспитания постепенно внедряется физическое воспитание — гимнастика. Значительную роль в ее возрождении сыграло сочинение итальянского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606) «Об искусстве гимнастики», взгляды на воспитание французского писателя, автора романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (1494-1553), швейцарского педагога Песталоцци (1746-1827), французского философа-просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778), чешского педагога Яна Амоса Каменского (1592-1670).

Второе рождение гимнастики

В конце XVIII — начале XIX вв. в Германии в педагогике под влиянием идей гуманистов сложилось течение филантропистов. В созданных ими школах — филантропинах — важное место заняла система физического воспитания — гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит (1763-1836), И. Гутс-Мутс (1759-1839). Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф. Л. Ян (1778-1852), разработавший гимнастическую систему, названную «турнен», и обогатившую немецкую гимнастику упражнениями на перекладине (турнике), кольцах, брусьях и коне.

Оригинальные системы гимнастики были созданы: во Франции Ф. Аморосом (1770-1847), в Швеции (шведская) П.-Г. Лингом (1776-1839), а в Чехии (сокольская) — Мирославом Тыршем (1832-1884).

Непросто установить, когда гимнастика, система физического воспитания, стала видом спорта. Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша — «соколы» — проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались. Но все это эпизоды. Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.

С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике — системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке — лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье — опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения — и по отдельным видам.

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид — шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

Место и значение гимнастики в системе физического воспитания

Гимнастика как вид спорта и цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон. Помимо привычных для нас общеразвивающих и специальных упражнений гимнастика древних греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду (верховую и на колесницах) и т.д. По одной из версий, само слово «гимнастика» происходит от греческого «gumnos» (обнаженный): как известно, древнегреческие атлеты выступали на состязаниях без одежды.

Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало – под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, – духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена.

В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения – в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».

С началом европейского Возрождения вновь пробуждается интерес к гимнастике древних греков: мыслителями Ренессанса она воспринимается как средство укрепления здоровья и общефизического развития человека. Постепенно закладываются теоретические основы системы физического воспитания (Руссо, Песталоцци и др.). Непосредственным предшественником современной спортивной гимнастики в XVI–XVII вв. стала весьма популярная тогда вольтижировка (упражнения и прыжки) на столе и коне, лазанье по шесту и стенке, поддержание равновесия на канате и деревьях.

Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики. В XVIII – начале XIX вв. в Германии формируется система физвоспитания, в основу которой была положена гимнастика. Зачинателем немецкого гимнастического движения стал Ф.Л. Ян. Он значительно расширил «гимнастическую область» и изобрел новые упражнения и снаряды (включая перекладину и брусья), заложив тем самым основы современной спортивной гимнастики. В 1811 Ян открыл первую гимнастическую площадку (недалеко от Берлина), а пять лет спустя опубликовал – вместе с одним из своих учеников Е.Айзеленом – книгу Немецкая гимнастика: в ней содержались описания основных упражнений и необходимые методические рекомендации. Приблизительно к этому времени относятся и первые публичные выступления гимнастов.

Собственные системы физвоспитания разрабатывались в Чехии, Швеции и Франции, а чуть позже – и в России. В этот период культивировались упражнения на снарядах и опорные прыжки. Хотя вольные упражнения в том или ином виде были известны еще несколько веков назад (например, по выступлениям бродячих цирковых трупп, демонстрировавших среди прочего необычные номера на полу или на земле), как одна из гимнастических дисциплин они получили признание не сразу.

В своем развитии спортивная гимнастика прошла несколько этапов: со временем менялись требования к ней и, соответственно, ее содержание. История гимнастики XIX в. во многом определялась противоборством двух принципиально разных систем: шведской, в которой упор делался, прежде всего, на вольные упражнения (в широком смысле), и немецкой, тяготевшей к упражнениям на снарядах.

В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум.

А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».

До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже – Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР – представители России, Украины и Белоруссии.

Международная Федерация гимнастики. В 1881 создается Европейская гимнастическая федерация (ФЕГ), в которую поначалу входили всего три страны: Бельгия, Франция и Голландия. Основателем и первым президентом Федерации стал бельгиец Николас Куперус. В 1921 – с появлением в составе ФЕГ первых неевропейских стран – она реорганизуется в Международную Федерацию гимнастики (ФИЖ), которая сейчас объединяет спортивную гимнастику и смежные дисциплины: общую гимнастику, художественную гимнастику, прыжки на батуте, спортивную аэробику и акробатику.

ФИЖ – старейшее международное спортивное объединение. И одно из самых многочисленных: на январь 2002 в Федерации состояли 125 стран. В различных клубах во всем мире гимнастикой сейчас занимаются более 30 миллионов человек. В мировых и континентальных первенствах участвуют в общей сложности около 2 500 мастеров.

Европейский гимнастический союз. Интересно, что первенство Европы по спортивной гимнастике стали разыгрывать задолго до того, как в Старом Свете появился соответствующий руководящий орган. В 1955 состоялся первый чемпионат Европы среди гимнастов-мужчин. Два года спустя в борьбу за европейское «золото» вступили и женщины. Вплоть до середины 1980-х чемпионаты Европы проводились под эгидой ФИЖ, – причем соревнования среди мужчин и среди женщин проходили в разное время и в разных странах.

В 1982 создается Европейский гимнастический союз (УЕЖ). Чемпионат Европы 1986 в Германии стал первым, который Союз организовал и провел самостоятельно – без помощи Международной Федерации (в том же году в состав УЕЖ вступил СССР).

В настоящее время в Союз входит 46 стран. УЕЖ – одно из самых многочисленных и активных спортивных объединений континента. Помимо чемпионата, разыгрывается Кубок Европы, проводится множество других соревнований (для разных возрастных групп), фестивалей и других мероприятий, связанных со спортивной гимнастикой.

Самый титулованный «европеец» среди гимнастов – югослав Мирослав Церар, дважды выигрывавший звание абсолютного чемпиона континента и завоевавший, в общей сложности, 21 медаль (из них 9 золотых).

Источник

История гимнастики: второе рождение

Падение Римской империи и закат гимнастики

После распада Римской империи тяжело пришлось не только гимнастике, но и всем достижениям античного искусства. Закат культуры, да и сформированный столетиями общественный строй огромной державы был предрешен. Господствовали аскетизм и схоластика; и если в 2 веке Римская империя считалась одним из могущественных государств, то к началу 5 века она представляла собой жалкое зрелище. Сказалось не только великое переселение народа, вынуждающее соседей переходить с «насиженных» мест и незаконно селиться преимущественно на территории Римской империи, но и военные действия, принимающие захватническое значение. Шла кровопролитная война, сопровождающаяся жестоким разграблением городов. Все достижения культуры летело «в топку» в прямом смысле этого слова — затронуло это и гимнастику. Теперь было неважно, какие гимнастические упражнения выполняет юноша — главное, как ты умеешь драться, держать оружие и противостоять врагу. Тогда укоренилась мысль, что во многих гимнастических тренировках не было смысла.

Возрождение гимнастики

«Второе дыхание» гимнастики стало возможным только спустя столетия — с началом европейского Возрождения: а именно, с утверждением и принятием в 14 веке гуманизма. Именно он позволил людям думать и проживать свою жизнь, руководствуясь своими желаниями. Свобода личности и выбора в те времена воспринималось особенно: в полный голос «заговорили» писатели (наиболее яркий — Франсуа Рабле), педагоги (труды Песталоцци), философы, делались научные открытия врачами, физиками.
Духовное всестороннее развитие личности стало неразрывно связано с физическим воспитанием, а гимнастика в ту пору была его основой. Интересно, что это затронуло не только эстетическую сторону, в 16 веке была широко распространена вольтижировка, характеризующаяся лазаньем по стене, прыжками и умением удержать равновесие на разных видах снарядов.

Место и значение гимнастики в разных странах

Под воздействием основных мыслей гуманистов гимнастика принимает широкое распространение в европейских странах — Швеции, Англии, Германии, Франции. Также не отставала Чехия и Россия, правда, в этих странах она мало чем напоминала эстетическую — больше приветствовались упражнения на ловкость, выносливость и растяжку. Большой популярностью пользовались опорные прыжки и тренировки со снарядами. Несмотря на общую тенденцию развития гимнастики, в разных странах она подавалась : к примеру, если в Америке и Англии делался упор на спортивные игры, носящие соревновательный характер, то в Германии, Швеции и Франции больше приветствовались сложные гимнастические упражнения.

В 18 веке в Германии стало активно распространяться течение филантропистов (перекликается с благотворительностью). Активное распространение получили гимнастические залы; основные тренировки были разработаны Г. Фитом и -Мутсом. Первый выпустил книгу «Опыт энциклопедии физических упражнений». В ней он подробно рассказал о своей спортивной методике, основанной, в большей степени, на биомеханике. Фит подробно рассказал о тренировках на брусьях и перекладине, сделал упор на верховой езде. В свою очередь, написал сочинение «Гимнастика для юношества». Правда, в отличие от первого педагога главным он считал не силовые упражнения, а простой бег, ходьбу, плавание.

В свою очередь, шведская система гимнастических тренировок была сосредоточена на ловкости, мужестве и силе. Основоположником упражнений стал П. Линг. В отличии от Германии, Швеция основывала свою методику на ловкости, используя, в основном, бревно и стенку. Отличалась и методика преподавания. К примеру, если в Германии все упражнения начинались с легкого бега и прыжков — и заканчивались, к примеру, тренировками на перекладине, то в Швеции все было с точностью наоборот — сначала были силовые тренировки, направленные на разные части тела. Упражнения можно было разделить на 4 вида: военные (с ориентиром на силу и выносливость), лечебные (использовалась в качестве укрепления здоровья), эстетические (направленные на привлекательность тела) и педагогические (на умение в последующем развить полученные знания у подрастающего поколения).

Во Франции гимнастические упражнения в современном понимании стали возможными только после окончания Наполеоновских войн. Большой толчок развитию основательной физической подготовки, в основе которой лежали гимнастические упражнения, дало поражение французской армии в войне. В этот период для Франции стало важным вернуть былую силу войск.

Ф. Аморос разработал индивидуальный комплекс гимнастических упражнений, правда, многое было «позаимствовано» у сильных держав, кстати, многое он почерпнул у российских школ, особенно интересны было для него методы, практикующиеся в суворовской армии. Надо отметить, в то время система физического воспитания в России была направлена больше на закалку не только здоровья, но также силы и воли, что, вполне возможно, и послужило победе России в войне с Наполеоном). Ф. Аморос открыл свою школу: он получил колоссальную поддержку от военного министерства, целью которого была подготовка, в первую очередь, офицеров. Параллельно учениям Амроса, преимущественно в высших кругах, набирали популярность фехтование, теннис, гольф, стрельба из лука.

После долговременного затишья гимнастика постепенно возрождалась — педагоги разных стран старались внести свою лепту, систематизировать и «разложить по полочкам» все накопленные знания. Многое, зародившееся в то время, используется и в наши дни.

Источник

Читайте также:  Полиуретановый коврик для йоги
Оцените статью