Общие основы ЛФК. Классификация физических упражнений.
Важнейшим средством лечебной физической культуры являются физические упражнения. Они дополняются естественными факторами природы и правильно организованным режимом больного.
Физические упражнения, применяемые в лечебной физической культуре, делятся на упражнения гимнастические, спортивно-прикладные и игры. Особо выделяются упражнения в посылке волевых импульсов к сокращению мышц и упражнения, выполняемые мысленно (идеомоторные).
Гимнастические упражнения. Они представляют собой искусственные сочетания естественных для человека движений, разделенных на составные элементы. В лечебной физической культуре чаще всего применяются движения отдельных частей тела, выполняемые из определенных исходных положений, с заранее предусмотренным направлением, амплитудой, скоростью, а также степенью напряжения, расслабления и растягивания мышц. Это позволяет строго дозировать нагрузку и оказывать избирательное общее или местное воздействие. Применяя гимнастические упражнения, избирательно воздействуя на отдельные мышечные группы или суставы, можно совершенствовать общую координацию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движений и ловкость. Гимнастические упражнения можно выполнять без предметов, с предметами (гантелями, медицинболами, палками, булавами, резиновыми амортизаторами, скакалками и др.). на различных гимнастических снарядах и вдвоем (парные упражнения в сопротивлении).
Упражнения классифицируют по анатомическому признаку (упражнения для рук и плечевого пояса, мышц шеи и туловища, для мышц ног и всего тела) и в зависимости от методической направленности (упражнения, развивающие силу, гибкость, быстроту, координацию, умение напрягать и расслаблять мышцы; упражнения в равновесии и на координацию, дыхательные, строевые и корригирующие). В лечебной гимнастике применяются и так называемые «пассивные движения» (см. ниже).
Упражнения без предметов служат для воздействия на отдельные части тела, суставы, мышцы и для качественного совершенствования двигательного аппарата.
Силовые и скоростно-силовые упражнения помимо общеукрепляющего воздействия оказывают и местное действие. Они используются с целью улучшения кровообращения, усиления обмена веществ, восстановления сниженной силы и скорости сокращений мышц и ускорения регенеративных процессов.
Упражнения на растягивание применяются для увеличения подвижности в тех или иных сочленениях, нарушенной в результате сморщивания мышц, связок, сухожилий или спаек после перенесенного воспалительного процесса. Эти упражнения не только способствуют увеличению амплитуды движений, но и вызывают анатомическую и биохимическую перестройку тканей, способствуя повышению их эластичности. Они содействуют растягиванию сращений в плевральной полости или спаек в брюшной полости. Важно помнить, что при растягивании мышц с нарушенной иннервацией или дегенеративно измененных мышц может возникнуть опасно их перерастяжения. Упражнения на растягивание не должны так вызывать значительной болезненности, так как при этом мож возникнуть рефлекторнозащитное напряжение мышц, мешают восстановлению подвижности в суставе.
Упражнения в расслаблении мышц, т. е. активное произвольное их расслабление, связаны с процессом дифферен цированного внутреннего торможения в нервных центрах и вызывают в организме ряд совершенно определенных изменений — улучшение крово- и лимфообращения, активизацию процессов выделе углекислоты и утилизации кислорода клетками организма, б быстрое устранение явлений утомления, повышение работоспособности мышц, создание оптимального режима для функционирования всех органов и систем организма. Упражнения в расслаблении мышц следует применять при некоторых заболеваниях органов кровообращения (гипертоническая болезнь, облитерирующий эндартериит). Расслабление мышц туловища и плечевого пояса облегчает дыхание при эмфиземе легких, бронхиальной астме пневмосклерозе, хронических пневмониях, спаечных процессах в плевре, фиброзном туберкулезе. Эти упражнения оказывают терапевтический эффект при болезнях органов пищеварения, печени, желчных путей и нарушениях обмена веществ. В сочетании с упражнениями на растягивание они содействуют увеличению подвижности суставов при ряде заболеваний опорно-двигательного аппарата. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц полезны при неврозах с преобладанием возбуждения и при ряде органических заболеваний нервной системы, сопровождающихся спастическими явлениями.
Упражнения в статическом напряжении мышцы применяются при лечении травм, когда конечность иммобилизована или ей должен быть обеспечен относительный покой без иммобилизации. Эти упражнения содействуют кровоснабжению поврежденных тканей, способствуя регенерации костной ткани и предупреждению атрофии мышц.
Упражнения в пассивных движениях используются при параличах, парезах и тугоподвижности суставов. Они выполняются с помощью здоровой своей конечности, а также с помощью инструктора лечебной физической культуры или при помощи специальных аппаратов — путем перемещения отдельных сегментов тела под действием силы тяжести («парадоксальные» движения). Этими упражнениями предупреждают образование тугоподвижности суставов, а импульсами с проприорецепторов «проторяют» пути в двигательные центры коры головного мозга.
Упражнения в посылке импульсов к выполнению движений применяются при параличах и парезах, когда активные движения отсутствуют или резко ослаблены. Рекомендуется сочетать посылку импульсов с пассивными движениями, так как это способствует улучшению проводимости по центростремительным и центробежным нервам.
Мысленно выполняемые упражнения (идеомотор н ы е) используются в тех случаях, когда больной не может выполнять активные движения, а также для активизации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обмена веществ и нервно-мышечного аппарата.
В качестве задания больному следует предлагать только хорошо знакомые ему движения.
Дыхательные упражнения, являющиеся упражнениями, в которых произвольно, по словесной инструкции или команде меняется характер дыхательных движений, могут быть статическими и динамическими. Статические дыхательные упражнения выполняются без движений конечностей и туловища, а динамические сопровождаются движениями конечностей и туловища. Используются эти упражнения для восстановления и совершенствования нарушенных или извращенных навыков дыхания при заболевании органов дыхания, улучшения кровообращения при заболевании сердечнососудистой системы, улучшения обмена веществ и деятельности системы пищеварения.
Существуют и специальные дыхательные упражнения, применяемые для содействия рассасыванию экссудата в легких и плевральной полости, растягивания плевральных спаек, регенерации легочной ткани (после оперативных вмешательств) и удаления мокроты; укрепления мышц брюшного пресса и увеличения подвижности грудной клетки.
При выполнении всех этих упражнений необходимо для нормального протекания носо-легочных рефлексов дышать через нос. Дыхательным упражнениям следует обучать, как и любым другим физическим упражнениям, так как они оказывают желаемый эффект только тогда, когда становятся привычными, стереотипными.
Упражнения в равновесии применяются при расстройствах функции вестибулярного аппарата различного происхождения, при вставании после длительного постельного режима, при нарушениях осанки. Эти упражнения способствуют улучшению функции вестибулярного аппарата, активизации или восстановлению тонических, статокинетических и вегетативных рефлексов и воспитанию правильной осанки.
Упражнения на координацию движений рассматриваются как самостоятельные, поскольку резко нарушенная при некоторых заболеваниях и повреждениях координация движений не восстанавливается при помощи только общих гимнастических упражнений. В связи с этим для восстановления координации, точности, быстроты реакции и ритмичности движений руками применяются упражнения на координацию движений пальцев (накладывание одного пальца на другой, противопоставление пальцев и т. п.), застегивание пуговиц, шнурование ботинок, рисование, лепка, перебирание пальцами перекладин настольных лесенок, собирание спичек, разборка и сборка детских пирамидок и т. д. Для восстановления координации движений ногами используются простейшие гимнастические упражнения и упражнения для восстановления навыка правильной ходьбы.
Корригирующие упражнения используются для исправления различных деформаций позвоночника, грудной клетки, стоп и др. По своей сути это любые движения, выполняемые из определенного исходного положения, обусловливающего строго локальное воздействие. При этом сочетаются силовое напряжение и растягивание. Например, при сутуловатости корригирующее влияние оказывают движения в плечевых суставах, растягивание грудных мышц и упражнения для укрепления мышц спины, ползание в различном положении; при крыловидных лопатках корригирующими упражнениями будут разведения рук в стороны из исходного положения руки вперед (то же с гантелями, растягивание резинового жгута или эспандера); при плоскостопии — ходьба на наружном своде стопы и любые упражнения, укрепляющие длинные и короткие сгибатели пальцев, и т. п.
Упражнения с отягощением и в сопротивлении усиливают влияние физических упражнений, укрепляют мышцы и повышают их эластичность, стимулируют процессы заживления мягких и костных тканей и оказывают значительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и обмен веществ.
Спортивно-прикладные упражнения. Эти упражнения способствуют полноценному восстановлению функций и тренированности организма и отдельных его систем, а также воспитанию настойчивости и уверенности в своих силах. К этой группе упражнений относятся: ходьба, бег, метания, прыжки, лазание, ползание, поднимание грузов, плавание, гребля, занятия на лыжах, коньках и целостные бытовые движения (захватывание и перекладывание предмета, застегивание, умывание и т. п.).
Игры. По степени физической нагрузки на организм игры делятся на малоподвижные, подвижные и спортивные. Они способствуют воспитанию и проявлению самообладания, решительности, настойчивости, сообразительности и воспитывают ряд ценных навыков поведения в коллективе (дисциплинированность, чувство товарищества).
Игры могут быть использованы в целях воздействия на все системы организма, нормализации эмоционального состояния.
Однако существенным недостатком при использовании игр как лечебного средства является трудность дозировки и индивидуализации нагрузки.
Источник
Классификация физических упражнений идеомоторные гимнастические спортивно прикладные
Физические упражнения в ЛФК делят на три группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры.
Состоят из сочетанных движений. С их помощью можно воздействовать на различные системы организма и на отдельные мышечные группы, суставы, развивая и восстанавливая силу мышц, быстроту, координацию и т. д. Все упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие), специальные и дыхательные (статические и динамические).
Применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения, дыхания. Эти упражнения облегчают лечебное действие специальных.
Избирательно действуют на опорно-двигательный аппарат. Например, на позвоночник — при его искривлениях, на стопу — при плоскостопии и травме. Для здорового человека упражнения для туловища являются общеукрепляющими; при остеохондрозе, сколиозе их относят к специальным, так как их действие направлено на решение задач лечения — увеличение подвижности позвоночника, коррекцию позвоночника, укрепление окружающих его мышц. Упражнения для ног являются общеукрепляющими для здоровых людей, а после операции на нижних конечностях, травме, парезах, заболеваниях суставов эти же упражнения относят к специальным. Одни и те же упражнения в зависимости от методики их применения могут решать разные задачи. Например, разгибание и сгибание в коленном или другом суставе в одних случаях направлено для развития подвижности, в других — для укрепления мышц, окружающих сустав (упражнения с отягощением, сопротивлением), в целях развития мышечно-суставного чувства (точное воспроизведение движения без зрительного контроля). Обычно специальные упражнения применяют в сочетании с общеразвивающими.
Гимнастические упражнения подразделяют на группы:
- по анатомическому признаку;
- по характеру упражнения;
- по видовому признаку;
- по признаку активности;
- по признаку используемых предметов и снарядов.
По анатомическому признаку выделяют следующие упражнения:
- для мелких мышечных групп (кисти, стопы, лицо);
- для средних мышечных групп (шея, предплечья, плечо, голень, бедро);
- для крупных мышечных групп (верхние и нижние конечности, туловище),
- комбинированные.
По характеру мышечного сокращения упражнения подразделяют на две группы:
- динамические (изотонические);
- статические (изометрические).
Сокращение мышцы, при котором она развивает напряжение, но не изменяет своей длины, называется изометрическим (статическим). Например, при активном поднимании ноги вверх из исходного положения лежа на спине больной выполняет динамическую работу (подъем); при удержании поднятой вверх ноги в течение некоторого времени работа мышц осуществляется в изометрическом режиме (статическая работа). Изометрические упражнения эффективны при травмах в период иммобилизации.
Чаще всего используют динамические упражнения. При этом периоды сокращения чередуются с периодами расслабления.
По характеру различают и другие группы упражнений. Например, упражнения на растягивание применяют при тугоподвижности суставов.
По видовому признаку упражнения подразделяют на упражнения:
- в метании,
- на координацию,
- на равновесие,
- в сопротивлении,
- висы и упоры,
- лазание,
- корригирующие,
- дыхательные,
- подготовительные,
- порядковые.
Упражнения в равновесии используют для совершенствования координации движений, улучшения осанки, а также для восстановления этой функции при заболеваниях ЦНС и вестибулярного аппарата. Корригирующие упражнения направлены на восстановление правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей. Упражнения на координацию восстанавливают общую координацию движений или отдельных сегментов тела. Применяются из разных ИП с различным сочетанием движений рук и ног в разных плоскостях. Необходимы при заболеваниях и травмах ЦНС и после длительного постельного режима.
По признаку активности динамические упражнения разделяют на следующие:
Для облегчения работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей руки и ноги упражнения проводят в ИП лежа на бокy, противоположном упражняемой конечности. Для облегчения работы мышц стопы упражнения проводят в ИП на боку на стороне упражняемой конечности. Для облегчения работы приводящих и отводящих мышц рук и ног упражнения проводят в ИП на спине, животе.
Для усложнения работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей руки и ноги упражнения проводят в ИП лежа на спине, животе. Для усложнения работы приводящих и отводящих мышц рук и ног упражнения проводят в ИП лежа на боку, противоположном упражняемой конечности.
Для выполнения упражнений с усилием применяют сопротивление, оказываемое инструктором или здоровой конечностью.
Мысленно воображаемые (фантомные), идеомоторные упражнения или упражнения «в посылке импульсов к сокращению» выполняют мысленно, применяют при травмах в период иммобилизации, периферических параличах, парезах.
Рефлекторные упражнения заключаются в воздействии на мышцы, отдаленные от тренируемых. Например, для укрепления мышц тазового пояса и бедра применяют упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.
Пассивными называют упражнения, выполняемые с помощью инструктора, без волевого усилия больного, при отсутствии активного сокращения мышцы. Пассивные упражнения применяют, когда больной не может выполнить активное движение, для предупреждения тугоподвижности в суставах, для воссоздания правильного двигательного акта (при парезах или параличах конечностей).
Упражнения на расслабление снижают тонус мышц, создают условия отдыха. Больных обучают «волевому» расслаблению мышц с использованием маховых движений, встряхиваний. Расслабление чередуют с динамическими и статистическими упражнениями.
В зависимости от используемых гимнастических предметов и снарядовупражнения подразделяют на следующие:
- упражнения без предметов и снарядов;
- упражнения с предметами и снарядами (гимнастические палки, гантели, булавы, медицинболы, скакалки, эспандеры и др.);
- упражнения на снарядах, тренажерах, механоаппаратах.
Все упражнения связаны с дыханием. Дыхательные упражнения подразделяют на следующие:
Динамические дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук, плечевого пояса, туловища; статические (условно) осуществляются при участии диафрагмы, межреберных мышц л мышц брюшного пресса и не сочетаются с движениями конечностей и туловища.
При применении дыхательных упражнений следует активизировать выдох. При статическом полном типе дыхания в процессе вдоха и выдоха участвуют все дыхательные мышцы (диафрагма, брюшной пресс, межреберные мышцы). Полное дыхание наиболее физиологично; во время вдоха грудная клетка расширяется в вертикальном направлении вследствие опускания диафрагмы и в переднезаднем и боковом направлениях в результате движения ребер вверх, вперед и в стороны.
К статическим дыхательным упражнениям относят:
- упражнения, изменяющие тип дыхания:
- вышеописанный полный тип дыхания;
- грудной тип дыхания;
- диафрагмальное дыхание;
- упражнения с дозированным сопротивлением:
- диафрагмальное дыхание с сопротивлением — руки инструктора расположены в области края реберной дуги (ближе к середине грудной клетки);
- диафрагмальное дыхание с укладкой на область верхнего квадрата живота мешочка с песком (от 0,5 до 1 кг);
- верхнегрудное двустороннее дыхание с преодолением сопротивления, которое осуществляет инструктор, надавливал руками в подключичной области;
- нижнегрудное дыхание с участием диафрагмы с сопротивлением от давления рук инструктора в области нижних ребер;
- верхнегрудное дыхание справа с сопротивлением при нажатии руками инструктора в верхней части грудной клетки;
- использование надувных игрушек, мячей.
Различают общие и специальные дыхательные упражнения. Общие дыхательные упражнения улучшают вентиляцию легких и укрепляют основные дыхательные мышцы. Специальные дыхательные упражнения применяют при заболеваниях легких, при парезах и параличах дыхательной мускулатуры.
Дренажными дыхательными упражнениями называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею с последующим выделением мокроты во время откашливания.
Для лучшего оттока отделяемого из пораженной зоны используют статические и динамические дыхательные упражнения. Дренажные упражнения проводят в исходных положениях лежа на животе, на спине, на боку с приподнятым ножным концом кровати, сидя, стоя. Выбор исходного положения зависит от локализации поражения.
Спортивно — прикладные упражнения.
К спортивно-прикладным упражнениям относятся ходьба, бег, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, гребля, ходьба на лыжах, коньках, езда на велосипеде, терренкур (дозированное восхождение), пешеходный туризм. Наиболее широко используется ходьба — при самых различных заболеваниях и почти всех видах и формах занятий. Величина физической нагрузки при ходьбе зависит от длины пути, величины шагов, темпа ходьбы, рельефа местности и сложности. Ходьба используется перед началом занятий как подготовительное и организующее упражнение. Ходьба может быть усложненной — на носках, на пятках, ходьба крестным шагом, в полуприседе, с высоким подниманием коленей. Специальная ходьба — на костылях, с палкой, на протезах.применяется при поражении нижних конечностей. По скорости ходьбу подразделяют: на медленную — 60-80 шагов в минуту, среднюю — 80-100 шагов в минуту, быструю — 100—120 шагов в минуту и очень быструю — 120-140 шагов в минуту.
Игры подразделяются на четыре возрастающие по нагрузке группы:
В ЛФК используют крокет, кегельбан, городки, эстафеты, настольный теннис, бадминтон, волейбол, теннис и элементы других спортивных игр (баскетбол, футбол, ручной мяч, водное поло). Спортивные игры широко применяют в условиях санаторно-курортного лечения и проводят по общим облегченным правилам с подбором партнеров с одинаковой физической подготовленностью.
Гимнастические упражнения со специально подобранным музыкальным сопровождением целесообразно использовать при проведении групповых занятий утренней и лечебной гимнастикой. Это благоприятно влияет на состояние нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на обмен веществ.
Следует также включать в процедуры элементы танца и танцевальные шаги.
Физические упражнения в воде и плавание в бассейне при температуре воды 25-27 °С эффективны при лечении заболеваний сосудистой системы, органов дыхания, обмена веществ, нервной системы, повреждений опорно-двигательного аппарата в период стойкой ремиссии хронического заболевания. Упражнения при температуре воды 34-36 °С целесообразны для больных со спастическими парезами.
В ЛФК применяют механоаппараты и тренажеры местного (локального) и общего действия. Для разработки суставов при ограничении в них движений и укрепления ослабленных мышц у больных с заболеваниями и последствиями травм опорно-двигательного аппарата назначают упражнения на механоаппаратах местного действия — как дополнение к процедурам лечебной гимнастики.
Тренажеры и механоаппараты общего действия — вело-тренажеры, тренажер для гребли, бегущая дорожка и другие — назначают при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, экзогенно-конституциональном ожирении и других заболеваниях в стадии компенсации.
Источник