Классификации физических упражнений курамшин

8 Общая характеристика физических способностей

8.1 Понятие о физических способностях, основные формы их проявления.

В процессе формирования физической культуры личности происходит не только приобретение двигательных умений и связанных с ними знаний, но и развитие фи­зических способностей занимающихся.

В настоящее время, для характеристики двигательных возможностей человека, используются термины «физические способности» и «физические качества». Эти понятия в определенном отношении совпадают, однако, не тождественны.

К сожалению, в литературе существуют весьма противоречивые точки зрения на определение и взаимосвязь данных понятий.

В одном случае, например, физические способности понимают как формы про­явления дееспособности функциональных систем организма, участвующих в дви­гательной деятельности и определяющих её эффект (Наталов Г. Г., 1976), в другом-как свойственные человеку возможности, реализуемые в жизни, особенно в двига­тельной деятельности, основу которых составляют его физические качества (Мат­веев Л. П., 1991); в третьем случае под способностями подразумевают развитые врожденные задатки, базирующиеся на психофизиологических и морфологичес­ких особенностях организма (Ильин Е. П., Евстафьев Б. В., 1987).

Это далеко не полный перечень разных подходов к определению понятия «физи­ческие способности». Нам представляется, .что термин «физические способности» более правильно использовать для обозначения возможностей некого психофизи­ологического потенциала человека, определяющего успешность выполнения каких-либо физических упражнений. Например, один ученик в возрасте 7 лет может прыг­нуть в длину с места на 100 см., а другой — 160 см. В этом же возрасте один может подтянуться на высокой перекладине из виса всего один раз, другой — 5 раз. В 6-минутном беге один занимающийся может пробежать 700 м., а другой — 1200 м. В практике, как правило, сравнивая разные двигательные достижения обучаемых в одних и тех же заданиях, обычно говорят: «Этот ребенок более способен к упражне­ниям скоростно-силового характера, чем бегу на выносливость; у этого — ярко вы­ражены способности к упражнениям силового характера, чем к упражнениям на ко­ординацию».

Читайте также:  Как помогает йога при варикозе

Наблюдаемые индивидуальные различия при выполнении данных двигательных действий объясняются разными возможностями отдельных органов и систем орга­низма учеников (мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). От уровня функционирования каждой из этих систем будет зависеть характер и сте­пень развития тех или иных физических способностей.

ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ — это комплекс морфологических и психофизио­логических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышеч­ной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения.

Для обозначения отдельных сторон двигательных возможностей человека дол-

103 Теория и методика физической культуры

гое время употреблялся термин «физические (двигательные) качества». Сейчас не­которые авторы предлагают исключить его из научного обихода в связи с «прими­тивно-формалистическим содержанием категории «физические качества» и исполь­зовать вместо него только термин «физические способности». Тем не менее и в обы­денной речи, и в научно-методической литературе этот термин является весьма рас­пространенным. Поэтому, очевидно, есть смысл выяснить сходство и различие этих двух понятий и уточнить типичные ситуации их применения.

Прежде всего необходимо заметить, что категория «качество» всегда употреб­ляется применительно к какому-либо предмету и выражает его существенную оп­ределенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Так, в част­ности, говорят о качестве вещи, о качестве сырья, качестве продуктов питания, ка­честве жизни, качествах личности, качестве знаний и т.д. Именно в этом смысле нужно пользоваться данным термином и в области теории физической культуры. Следовательно, физические качества человека, как некоторые характеристики его двигательных возможностей следует рассматривать применительно к тем или иным формам проявления физических способностей, т.е. о них можно судить на основе уже реализованных способностей.

Человек обладает разнообразными способностями, которые качественно отли­чаются друг от друга даже при наличии какого-нибудь сходства между ними. Имен­но это качественное своеобразие различных физических способностей свидетель­ствует о его физических качествах. В быту, физическом воспитании и спорте каче­ственные характеристики способностей человека нашли свое отражение в таких выражениях как «сильный», «быстрый», «выносливый», «ловкий», «гибкий». Критери­ем для выделения этих качеств была их жизненная значимость. По существу, физи­ческие качества являются выражением достигнутого уровня отдельных физичес­ких способностей, их определенности, своеобразия, значимости.

Возьмем, к примеру, собственно-силовые способности человека. Они проявля­ются в силовых упражнениях, отличающихся высокой степенью напряжения мышц при относительно небольшой скорости их сокращения. Собственно-силовые спо­собности характеризуют такие силовые качества как «медленная сила», «жимовая сила», «статическая сила». Скоростно-силовые способности проявляются в упраж­нениях, которые требуют значительного напряжения мышц и высокой скорости их сокра-щения. Отражением развития скоростно-силовых способностей является прежде всего такое качество как «взрывная сила».

Вышеназванные силовые качества позволяют определять и различать силовые способности человека в целом. Точно также можно выразить качественные отличия и других физических способностей. Между физическими способностями и каче­ствами существует многозначная взаимосвязь. Одна и та же способность может быть представлена в разных физических качествах, а разные способности могут характеризовать только одно из них. Скажем в основе качества «ловкость» лежит проявление многих способностей — координационных, скоростных, силовых и др. Проявление скоростно-силовых способностей находит свое отражение не только в качестве «сила», но и «быстрота».

Таким образом, физические качества органически связаны с физическими спо­собностями человека и определяются особенностями их проявления в разных дви­жениях. На уровень развития и проявления физических способностей оказывают влияние, с одной стороны, средовые факторы (социально-бытовые условия жизни, климатические и географические условия, материальное обеспечение мест заня­тий, методика их развития и т.п.), а с другой — наследственные факторы («мотор­ные» задатки), которые обуславливают специфическую реакцию организма на раз-

Лекция 8 Общая характеристика физических способностей

личные воздействия. В качестве задатков физических способностей выступают ана­томические, физиологические и психические особенности организма человека. В процессе выполнения какой-либо деятельности «моторные задатки», совершенству­ясь на основе приспособительных изменений организма (адаптации), перераста­ют в соответствующие физические способности.

Необходимо отметить, что «моторные задатки» многофункциональны и, в зави­симости от условий мышечной деятельности, могут совершенствоваться в том или ином направлении, обеспечивая развитие тех или иных форм физических способ­ностей. По мнению профессора Ю. В. Верхошанского, таких форм может быть столько, сколько имеется видов двигательной деятельности, ибо каждому из них присущи специфическая структура и целевая направленность движений, мышеч­ная координация, режим работы организма и его энергообеспечение. Поэтому бес­полезно искать в организме какие-то особые механизмы, ответственные за разви­тие выносливости или скорости движений. В основе их совершенствования лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофун-кциональной специализации организма человека. Морфофункциональные пере­стройки захватывают весь организм в целом. Однако в наибольшей мере и в пер­вую очередь это касается тех мышеч_ных групп, которые несут основную рабочую нагрузку, и тех физиологических систем, которые в большей степени обеспечивают их работоспособность. Такой избирательный характер функцио-нальной специали­зации обусловлен главным образом режимом работы организма в условиях данной деятельности, а степень его выраженности — интенсивностью и объемом физичес­ких нагрузок.

В настоящее время принято различать пять основных физических способнос­тей: мышечная сила (силовые способности), быстрота (скоростные способности), координация (координационные способности), выносливость и гибкость. Каждая из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности.

Источник

Раздел I. Общие основы теории и методики физической культуры

1 Введение в теорию и методику физической культуры

1.1 Основные понятия теории и методики физической культуры

Термины, понятия имеют большое научное, учебное и практическое значение, так как наука закрепляет в них достижения теоретического познания на основе обоб­щения эмпирического опыта. Они отражают развитие науки, уровень обобщения практики и раскрывают специфику каждой профессии или области научных знаний.

Для успешной работы в любой сфере профессиональной деятельности специа­листам необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями. Иначе они не смогут вести исследования, правильно по­нять друг друга, изучать специальную литературу. Различное понимание (или не­знание) профессиональных терминов затрудняет общение, лишает возможности грамотно обучать, повышать свою компетентность.

В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «спорт», «неспециальное физкультурное образование», «физическая рек­реация», «двигательная реабилитация», «физическое развитие», «физическое вос­питание», «физическая подготовка», «физическое упражнение» и многие другие. Эти понятия носят наиболее общий характер, а конкретные термины и понятия, так или иначе вытекают из определений более общих категорий.

Главным и наиболее общим из них является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую об­ласть творческой деятельности как научной, так и практической, а также результа­ты этой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни. В лично­стном плане она является мерой и способом всестороннего физического развития человека.

В том и другом случае физическая культура имеет решающее значение не сама по себе как область деятельности, а ее качественные результаты, степень эффек­тивности, ценности, полезности для человека и общества. В более широком плане результативность этой деятельности может проявляться в состоянии физкультур­ной работы в стране, в ее материально-технической, теоретико-методической и организационной обеспеченности в конкретных показателях физического разви­тия членов общества.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — это вид культуры, который представляет собой спе­цифический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

Это сложное и многофункциональное явление, которое имеет свою структуру, отражающую ее формы и содержание, а также собственное функционирование. Ее компоненты полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке людей к их жизнедеятельности (в труде, быту, военном деле, в активном отдыхе).

В отличие от специального образования, которое дается как профессиональное в средних и высших физкультурных учебных заведениях, «неспециальное физкуль­турное образование» понимается как процесс формирования специальных знаний, умений, двигательных навыков, а также как развитие физических способностей че­ловека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией соци­альной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются как потребностями личности, так и общества в физически подготов­ленных людях и воплощаются в их самостоятельной и организованной образова­тельной деятельности. Подобно тому, как в процессе образования людей осуще­ствляется их воспитание, так и в процессе физического образования идет физи­ческое воспитание.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, фор­мирования положительного отношения к физической культуре, выработка ценнос­тных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.

СПОРТ — вид физической культуры: игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направ­ленные на достижение наивысших результатов.

Он направлен на раскрытие резервных возможностей и выявление предельных для данного времени уровней функционирования организма человека в процессе двигательной деятельности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими признаками спорта как вида физической культуры.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ — вид физической культуры: использование физичес­ких упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах, для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бы­товой, спортивной, военной деятельности.

Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ — вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компен­сации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.

Этот процесс осуществляется комплексно, под воздействием специально подо­бранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических про­цедур и некоторых других средств. Это — восстановительная деятельность.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА — вид неспециального физкультурного образова­ния: процесс формирования двигательных навыков и развития физических способ­ностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивнойдеятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара и т.п.).

Она может определяться и как вид общей подготовки спортсмена (физическая подготовка спринтера, боксера, борца и т.п.).

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздей­ствием целенаправленного использования специальных физических упражнений.

Это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить л данный конкретный момент (размеры тела и его частей, показа­тели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможно­сти систем организма).

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ — движения или действия, используемые для раз­вития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.

С одной стороны — это средство физического совершенствования, телесного преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. С другой стороны — это также и метод (спо­соб) физического развития человека. Физические упражнения являются основным, «сквозным» средством всех видов физической культуры неспециального физкуль­турного образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилита­ции.

Источник

Оцените статью