Основные элементы классического танца в художественной гимнастике
Юлия Огнева
Основные элементы классического танца в художественной гимнастике
Муниципальное образовательное учреждение Детско — юношеская спортивная школа № 2
Основные элементы классического танца в художественной гимнастике для групп начальной подготовки свыше 1 года и учебно- тренировочных групп 1-2 года обучения
Методические рекомендации Для тренеров-преподавателей По хореографии разработанные тренером-преподавателем по хореографии Огневой Ю. А.
Петропавловск-Камчатский городской округ 2010 г.
Неотъемлимой частью художественной гимнастики являются уроки хореографии. На этих занятиях девочки осваивают азы танцевальной культуры, знакомятся с некоторыми элементами танцев. У занимающихся воспитывается понимание красоты линий в движениях, их эмоциональная выразительность. Занятия хореографией способствуют развитию творческих способностей детей. В результате этих занятий формируется правильная осанка, развивается гибкость, легкость, изящность и непринужденность движений. Таким образом, одной из основных задач специализированной подготовки гимнасток 1 и 2 этапов (младшие разряды) является основательная, детальная хореографическая подготовка средней сложности.
Хореографическая подготовка в художественной гимнастике не должна ограничиваться изучением движений классического танца, хотя именно ему следует уделить особое внимание как основе основ всего искусства хореографии в целом. Одновременно изучаются движения и танцевальные комбинации народно- сценического, характерного, историко-бытового, бального танцев, танца модерн. Каждый из них по-своему влияет на формирование фундамента знаний гимнасток, что в дальнейшем, в старшем возрасте (на 3 этапе, позволит им творчески подходить к исполнению произвольной программы. Так же, каждый из этих стилей позволяет ввести в работу группы мышц, не затронутые в классическом экзерсисе.
Гимнастки 9-12 лет, занимающиеся на 2 этапе специализированной подготовки, отличаются высокой пластичностью организма, повышенными способностями к обучению, освоению новых, в том числе сложных движений. Значительного развития достигает кора головного мозга и 2-я сигнальная система, что позволяет усваивать большее количество информации. Основнымизадачами уроков по хореографии на данном этапе является: постановка корпуса, рук, ног, головы; развитие выворотности и силы ног; освоение более сложной координации движений, ознакомление с терминологией классического танца.
Структура классического урока.
Классическийурок состоит из нескольких разделов: экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro (прыжковая часть урока). В классический урок на 2 этапе подготовки включены лишь самые основные движения экзерсиса.
Экзерсис — комплекс движений, вырабатывающий силу ног, выворотность, эластичность мышц, устойчивость.Исполняется в определенной последовательности:
1. Demi grand -plie;
2. Battement tendu;
3. Battement tendu jete;
4. Rond de jambe par terre;
7. Battement releves lents;
8. Grand battement jete;
у станка и на середине зала.На середине зала движения экзерсиса могут исполняться в ракурсах: en face, epaulment croise, epaulment efface. En face — гимнастка стоит лицом к основному направлению (точка 1 зала, рис. 1) в I, III, V позиции ног, руки, как правило, находятся в подготовительном положении, 1, 2 или 3 позиции. Epaulment croise от франц. epaule — плечо. Положение тела при котором правое или левое плечо выдвинуто вперед. В основе, как правило, имеет V позицию ног и является исходным пунктом для выполнения различных поз и движений. Croise (с франц. – скрещенный) — закрытое по отношению к точке 1 положение. Epaulment croise с прав,ноги: корпус направлен в точку 8 (рис. 1, поворот головы в точку 2 (рис. 1, лев. рука в 3 позиции, правая — во 2-й (большая поза epaulment croise, то же, но лев. рука в 1 позиции, прав. р. во 2-й, как бы заниженной (малая поза). Развернув данную позу в точку 2 (рис. 1) и не забыв сменить поворот головы на точку 8 (рис. 1, вы получите позу epaulment efface.
Plie (франц.) — сгибать, складывать. Упр. развивает эластичность, силу мышц ног, подготавливает к исполнению прыжков, поворотов. Динамика исполнения plie может быть различной в зависимости от поставленных целей. Во время исполнения следует следить за постановкой корпуса. На данном этапе исполняется по I, II, V позициям ног. Demi -plie исполняется без отрыва пяток от пола, grand -plie — с отрывом, за исключением plie по II позиции.
И. п. : en face, I позиция ног. Муз. размер 4/4,3Л.
Preparation. Руки открываются во 2 позицию (кладутся на станок).
1 такт. Колени постепенно сгибаются по направлению стоп, корпус подтянут, ягодичные мышцы собраны, плечи опущены.
2 такт. Ноги вытягиваются, вернуться в и. п. Grand plie исполняется на 4 такта.
Battement tendu simple.
Battement составляют значительную группу движений экзерсиса классического танца.Их можно разделить на 3 группы по форме исполнения:
> Battement sur le cou-de-pied (на щиколотке);
> Battement developpes (развертывать).
Battement tendu simple относится к 1-ой группе.
Battement (франц.) — биение, пульсирование, tendu (франц.) — натянутый от tender (тянуть, натягивать, simple (простой). Упражнение развивает силу и натянутость ног, устойчивость. Исполняется по I, III, V позициям ног, в направлениях вперед, в сторону, назад. .
Battement tendu jete.
Battement tendu jete (от jeter — бросать, кидать, метать). Развивает силу и легкость ног. Высота броска р. н. колеблется от 15* (положения над полом) до 45* в зависимости от поставленных целей. Исполняется по I, III, V позициям, в направлениях вперед, в сторону, назад. Муз. размер 2/4.
Rond de jambe par terre.
Rond de jambe par terre — вращательное движение р. н. по полу (par terre — на земле) в направлениях en dehors и en dedans, сопряжено с вытягиванием р. н. Упражнение развивает выворотность в тазобедренном суставе. Муз. размер 4/4. Исполняется из I позиции ног.
Следует следить за выворотным положением обеих ног, особенно во 2 позиции.
Battement fondu (от франц. /fondre — таять) относится ко 2 группе battements — sur le cou-de-pied. Сложнокоординационное движение, развивает силу и эластичность мышц ног, коленные и голеностопные связки, икроножные мышцы, ахиллово сухожилие, выворотность. Разучивается упражнение «носком в пол», в дальнейшем исполняется на 45* и выше (grand battement fondu).
Исполняется из V позиции ног в направлениях вперед, в сторону, назад. Муз. размер 4/4, позднее 2/4.
Battement releves lents.
Battement releves lents (франц. releves — подъем, lents — медленно). Развивает силу ног, устойчивость, шаг. Исполняется на 45*, 90* и выше. Исполняется из I, III, V позиций ног в направлениях вперед, в сторону, назад. Муз. размер 4/4,3)4.
Упражнение исполняется медленно и слитно, перед возвращением р. н. в положение pointe целесообразно сделать небольшое balance, что способствует развитию силы ног.
Grand battement jete.
Grand battement jete (франц. grand — большой) — бросок p. н. на 90* и выше. Развивает силу и легкость ног, шаг. Исполняется из I, III, V позиций ног, в направлениях вперед, в сторону, назад. Муз размер 2/4, позже
Все движения экзерсиса выполняются изолированно, либо в комбинациях. Отдельную часть экзерсиса составляют port de bras.
Port de bras (франц. — нести руки) — правильное прохождение рук через основные позиции в сочетании с поворотами и наклонами головы и движениями корпуса. При исполнении port de bras развиваются танцевальность, музыкальность, пластическая выразительность, красота линий рук, их мягкость, а так же гибкость, координация, подвижность корпуса. Всего существует шесть portde bras.Главным требованием к их исполнению являются: плавность, слитность, выразительность.
На 2-м этапе подготовки гимнасток целесообразно ограничится первыми тремя видами port de bras.
Temps lie. В качестве adagio на середине зала можно использовать различные виды temps lie. От франц. lier — связывать, соединять. Комплекс связанных между собой движений. На втором этапе подготовки лучше использовать вариант с degage (через demi-plie) по IV позиции вперед и назад и по II позиции в сторону.
Temps lie вперед. Муз. размер 4/4. И. п. epaulment croise (прав. н. впереди).
Preparation. 3-и,4-и: руки из подготовительного положения arrondie переходят в положение allongee .
1 такт. 1-и,2-и: demi -plie, руки возвращаются в подготовительное положение arrondie;
3-и,4-и: пр. н. выводится приемом battement tendu вперед, руки переводятся в 1-ю позицию, взгляд в кисть прав, руки;
2 такт. 1-и,2-и: degage по IV поз., выход в позу 3 arabesque;
3-и,4-и: лев. н. закрывается приемом battement tendu в V позицию;
3 такт. 1-и.2-и: довернувшись в положение en face, demi -plie, лев. p. приходит в 1-ю позицию, прав. р. остается во 2-ой, обе руки arrondie;
3-и,4-и: прав. н. приемом battement tendu выводится в сторону, одновременно лев. р. открывается во 2-ю позицию, поворот головы за лев. р. ;
4 такт.1-йи 2-и: degage по II поз., выход в позу a la seconde, руки переводятся в положение allongee, поворот головы за лев. р. ;
3-и,4-и: лев. н. закрывается приемом battement tendu в V позицию вперед, довернуться в позу epaulment croise.
Вся комбинация повторяется с левой ноги.
Temps lie назад. Следует сразу без preparation.
1 такт. 1-и,2-и: demi -plie, руки в подготовительном положении arrondie ;
3-и,4-и: лев. н. выводится приемом battement tendu назад, лев. р. приходит в 1- ю позицию allongee, прав. р. — во 2-ю позицию allongee, поза 3 arabesque на demi — plie;
2 такт. 1-и,2-и: degage по IV поз. назад, выход в позу epaulment croise ;
3-и,4-и: прав. н. закрывается приемом battement tendu в V позицию;
3 такт. 1-и,2-и: довернувшись в положение en face, demi -plie, лев. p. остается в 1-ой позиции, прав. р. — во 2-ой, обе руки arrondie;
3-и,4-и: лев. н. приемом battement tendu выводится в сторону, одновременно лев. р. открывается во 2-ю позицию, поворот головы за лев. р. ;
4 такт. 1-и,2-и: degage по II поз., выход в позу a la seconde, руки переводятся в положение allongee, поворот головы за прав, р.
3-и,4-и: лев. н. закрывается приемом battement tendu в V позицию назад, довернуться в позу epaulment croise.
Вся комбинация повторяется с другой ноги.
Циклограмма рабочей недели старшего воспитателя 1 неделя Понедельник Обход групп. Организационные вопросы. 1. Работа в МК 2. Заседание методсовета (1 раз в квартал) Вторник Обход групп.
Ритмическая гимнастика для девочек Видео При выявлении более эффективных подходов к формированию и обогащению двигательного опыта детей я поставила следующие задачи: — повысить.
Источник
Хореография
Какие плюсы получает юная гимнастка, начиная изучать предмет с самого детства?
1. На занятиях хореографией развивается координация движений и укрепляется опорно-двигательный аппарат.
2. У гимнасток воспитывается ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроенияи чувства.
3. Ученицы знакомятся с основами танца, изучают различные танцевальные шаги и отрабатывают дорожки.
4. Со временем развивается умение импровизации и самостоятельного сочинения танцевальных фрагментов.
5. Использование музыки на уроках знакомит с основами музыкальной грамоты, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность, в конечном итоге развивает интеллектуальные способности.
- Основы классического танца, включая изучение основных шагов бальных танцев: вальс, танго, фокстрот, квикстеп, ча-ча-ча, джайв, румба, самба;
- Основы народного танца (танцы народов мира);
- Работа над элементами (прыжки, вращения, равновесия);
- Пластика и актерское мастерство.
И это далеко не все. Хореография учит гимнастку показывать на площадке не просто танец, не просто упражнение, а маленький спектакль. У гимнасток формируется способность передавать движениями тела эмоции и создавать яркий и выразительный образ.
Но для достижения такого уровня мастерства необходимо пройти большой путь от станка до искусства создания своего неповторимого танцевального образа.
И для начала важно освоить терминологию хореографии, чтобы разговаривать с тренером на одном языке, легче понимать его замечания и быстрее на них реагировать. Ниже мы приведем небольшое количество наиболее распространенных терминов, которые могут быть полезны не только гимнасткам, но и их родителям.
Источник
Несколько слов о хореографии.
В художественной гимнастике очень большое значение уделяется классической хореографии.
Хореография для гимнастки является непоколебимым фундаментом. Любое движение, его правильность исполнения, гарантия нетравмоопасности закладывает хореография.
Не с самых первых тренировок, но, как можно раньше, тренер вводит маленьких гимнасток в эту дисциплину, так как дальнейшее исполнение программы любой гимнастки зависит от того, как быстро она научится управлять своим телом и мышцами.
Хореография ставит правильную осанку, выворотность ног, «правильные» руки, умение держать равновесие, умение крутить поворот, даже прыгнуть прыжок правильно невозможно без хореографии.
Как правило, хореография выполняется около станка. У самых младших — лицом к станку. Начинается все с самых базовых движений.
Preparation(препарасъон) — вытягивание ноги вперёд и перевод в сторону по полу. Движение, предшествующее началу выполнения упражнения.
Plié [плие] -сгибание ног, приседание.
Demi plié, grand plié [деми плие, гранд плие] — полуприседание, глубокое приседание.
Battement tendu[батман тандю] – выведение ноги из позиции и заведение обратно, нога неотрывна от пола.
Jeté [жете] — взмах вытянутой ноги в положение 25°, 45° в нужное направление.
Rond de jambe par terre [ронд де жамб пар тер] — круговое движение ногой по полу.
Rond de jambe en l’air[рон де жамб анлер] — круговое движение ногой над полом.
Grand battement [гранд батман] — бросок ноги на 90° и выше в нужном направлении.
Далее начинаются более сложные упражнения, основывающиеся на базовых. Далее, гимнастки начинают работать боком к станку. Как правило, поочереди. Левым и правым. Для перехода между сторонами, выполняя soutenu [сотеню], то есть поворот на двух ногах в пятой позиции.
После этого начинается хореография без станка, на полу, а также практикование равновесий, поворотов, прыжков без опоры.
В общем-то это все основное, что нужно знать о хореографии в художественной гимнастике.
Источник