Китайские медитации тибетских монахов

МЕДИТАЦИИ ТИБЕТСКИХ МОНАХОВ

МЕДИТАЦИИ ТИБЕТСКИХ МОНАХОВ

Медитация первая. Поводырь души

Лягте (или сядьте) удобно, расслабьтесь, руки свободно лежат вдоль тела. Почувствуйте на мгновение особенно остро ваше тело – его вес и все его части: ноги, которые сейчас не утруждает вечная беготня и которые просто отдыхают; расслабленные руки, от которых сейчас не требуется переносить тяжести; спину, на которую вы вечно взваливаете непомерные грузы; голову, которая сейчас не занята никакими проблемами.

Ваше дыхание становится более ровным, веки наливаются тяжестью. В такие моменты легко думается о самых далеких звездах, и вы можете представить себе все что угодно.

Сейчас вы чувствуете себя хорошо, вы даже можете улыбнуться своим ощущениям.

Запомните эти самые первые ощущения и постарайтесь сохранить их в течение всей медитации. Вы с улыбкой погружаетесь все глубже; думаете о своем теле, ногах, руках, лице.

Перед глазами появляется некий ландшафт, пейзаж, нарисованный вашей фантазией, тот самый, который сейчас подходит вам больше всего. Картина, нарисованная вашим воображением, может относиться к любому времени года и времени суток. Почувствуйте живую атмосферу того, что вы вообразили, а затем шагните в нее. Ступайте в том самом направлении, куда вас больше всего тянет.

Читайте также:  Какие есть виды соревнований по гимнастике

Пока вы путешествуете по придуманному миру, внимательно, осознанно впитывайте в себя все подробности окрестностей, почти так, как если бы вы путешествовали по реальному миру.

Если в какой-то момент данного путешествия вы почувствуете максимальную расслабленность, вам больше уже никуда не надо идти. Остановитесь и ждите. Через какое-то время на небольшом удалении от вас появится некое существо, и вы сразу почувствуете, что оно принадлежит этому миру. И совершенно неважно, идет ли речь о существе мужского или женского пола. Так или иначе вы почувствуете, что оно в чем-то очень близко вам. И чем ближе оно будет подходить к вам, тем роднее оно вам покажется. Это – ваш духовный поводырь, обитающий в вашем внутреннем мире и знающий обо всем, что вы сами так упорно до сих пор искали в мире реальном. Как бы это существо ни выглядело, его не стоит пугаться.

Вы абсолютно спокойно можете заговорить с вашим духовным проводником, только не увлекайтесь излишней «игрой в слова», ваш поводырь и так очень многое знает о вас. Именно он будет сопровождать вас на пути по лабиринтам души, именно он откроет вам доступ к внутренним силам и возможностям. Ваше чувство уверенности и защищенности постепенно возрастает, вы начинаете обживаться в нарисованном вашим воображением месте. Поводырь подарит вам улыбку и веру в собственное «Я». Вы ответите ему такой же улыбкой и только тут заметите, что он провожает вас домой из мира медитации. Пока вы еще можете задать ему самый «главный», больше всего волнующий вас вопрос.

Ответ на все мучающие вас вопросы родится в первые 30 секунд возвращения в реальный мир. Мысленно попрощайтесь на время с миром души, дышите при этом ровно. Постепенно начинайте шевелить пальцами рук и ног, слегка потянитесь, пошевелитесь. А затем осторожно откройте глаза и сориентируйтесь во времени и пространстве. Оглядите со всех сторон место ваших медитативных упражнений, взгляните на часы и засеките время.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава IX Флагелляция у картезианских монахов

Глава IX Флагелляция у картезианских монахов Орден картезианцев, основанный в одиннадцатом веке, благодаря своей суровости по отношению к процедуре раскаяния в грехах, был в свое время повсюду притчей во языцех. Все предписания и правила, касавшиеся умерщвления плоти,

Тайны японских монахов

Тайны японских монахов В процессе старения резервные возможности всех наших органов и систем тают с каждым годом. Следовательно, чтобы не стареть, необходимо тренировать резервы, а точнее, резервы адаптации. Тренировать — значит регулярно использовать, а используются

МЕТОД ТИБЕТСКИХ МОНАХОВ

МЕТОД ТИБЕТСКИХ МОНАХОВ Об этой неясной пока до конца практике я узнал от читателя, который служил во флоте во Вьетнаме. Его захватили бойцы Вьетконга и держали в плену несколько лет. В своем заточении ему удалось увидеть огромные члены у посетивших его тюрьму тибетских

Рецепты тибетских целителей

Рецепты тибетских целителей Рецепты лечения Астма • Смешать 1 стакан воды, 1/2 стакана лопуха, собранного в мае, 1/2 стакана листьев осины, 1 чайную ложку пихтовых игл. Добавить немного соды, выдержать неделю в темном месте и принимать по 1 столовой ложке утром.• Смешать 1/2

Азы медитации

Азы медитации Сначала немного теории. Дело в том, что в толще коры человеческого мозга непрерывно проходят электрические токи различной частоты. Чем сильнее наши эмоции, тем выше их частота. Но есть режим, при котором мозг отдыхает, восстанавливая собственные силы. Такой

Рецепты тибетских целителей

Рецепты тибетских целителей При бессоннице Днем выпить теплого молока, а вечером – бульона из постного мяса. В темя рекомендуется втирание кунжутного масла, а при засыпании в каждое ухо закапывают по 1 капле теплого, растопленного, чистого сливочного масла.При

Дыхание лотоса – 10 практик монахов Бирмы

Дыхание лотоса – 10 практик монахов Бирмы Находясь в Бирме (Мьянме), я побывал в монастырях, где изучал дыхательную гимнастику Монахи много времени проводят в медитациях, сидя в неподвижной позе. Чтобы поддерживать здоровье в хорошем состоянии, они уделяют большое

Дыхание силы – 9 тибетских практик

Дыхание силы – 9 тибетских практик Среди моих путешествий в страны Востока первая поездка в Тибет стала особенно волнующей. Желание поехать туда зародилось у меня много лет назад. Наконец я осуществил свою давнюю мечту.Эта горная страна находится на высоте 4 км над

Секрет индийских монахов

Секрет индийских монахов Как уже говорилось, Поль Брэгг посетил много стран, знакомясь с людьми, которые смогли сохранить здоровье и молодость до солидного возраста, чтобы разобраться, в чем причина долголетия. Одной из целей его путешествий стали предгорья Гималаев в

Питание йогов и монахов

Питание йогов и монахов Одними из самых древних сыроедов были и остаются йоги. Они делят пищу на три категории: саттва, раджас и тамас. Достичь гармонии тела и духа, психического равновесия, благоразумия, способности к ярким зрительным представлениям, видению образов

Упражнения тибетских монахов и похудение

Упражнения тибетских монахов и похудение Каждый желающий сегодня может прочитать книгу «Око возрождения», написанную Питером Кэлдером еще в 1939 году и позднее неоднократно переизданную на десятках языков мира, а с 1985 года эта книга выходила под названием «Древний

Общее очищение организма по рецепту тибетских лам

Общее очищение организма по рецепту тибетских лам Тибетские ламы проводят своеобразную чистку всего организма. Они берут столько столовых ложек круглого риса, сколько им лет, тщательно промывают, заливают холодной кипяченой водой и закрывают емкость с рисом крышкой.

Источник

Лечебная постельная гимнастика

1. Лежа на спине, делайте усиленный массаж: большие пальцы за уши, зажатыми ладонями проводите сверху вниз 30 раз так, чтобы указательные пальцы двигались по ушным раковинам. Полное сосредоточение, глаза закрыты.

Физиологическое воздействие (везде ФВ): предохраняет лицо от морщин, улучшает зрение, укрепляет зубы, усиливает циркуляцию крови в височной области, укрепляюще воздействует на работу всех внутренних органов и систем.

2. Ладонь правой руки положить на лоб, левую – на правую и двигать по лобовой части: вправо-влево по 20 раз так, чтобы мизинцы двигались над бровью.
ФВ: увеличивает циркуляцию крови и улучшает кровообращение головного мозга, ликвидирует застой венозной крови и уменьшает головную боль, активизирует умственную способность, успокаивает нервную систему, улучшает зрение и предохраняет глаза от заболеваний.

3. Тыльной стороной больших согнутых пальцев массируйте глазные яблоки, вверх, вниз надавливанием средней интенсивности – 1-5 раз.

ФВ: предохраняет глаза от заболеваний и старения, улучшает зрение, успока-ивает нервную систему, улучшает кровообращение к мышцам и коже лица.

4. Согнутыми ладонями рук массируйте щитовидную железу сверху вниз, обнимая последнюю – 30 раз.

ФВ: улучшает регуляцию обменных процессов и работу внутренних органов, укрепляет нервную систему.

5. Массируйте живот: правую ладонь ребром положить на голый живот. На правую ладонь положить левую для отягощения и делайте по часовой стрелке круговые движения 20-30 раз, но так, чтобы перемещался то верх, то вниз. Это достигается поворотом ладони.

ФВ: улучшается циркуляция крови, улучшается процесс всасывания пищи, усиливается перистальтика, укрепляется мускулатура живота, массируются внутренние органы.

6. Лежа на спине, сильно втягивайте живот к позвоночнику, надавливая руками на живот, а затем надуть живот – 20 раз (это надо проделывать днем несколько раз).

ФВ: благотворно влияет на работу печени, почек и кишечно-желудочного тракта. Ликвидирует застойные явления желчи и крови. Помогает избавится от лишнего жира в области живота, стимулирует систему кровообращения, сердечно-сосудистую и дыхательные системы, снимает нервное напряжение.

7. Лежа на спине, поочередно подтягивать ногу к груди так, чтобы массажу подвергались все внутренние органы. По 15 раз каждую ногу.

ФВ: улучшает работу всех внутренних органов, укрепляет брюшную стенку, стимулирует систему пищеварения, желчеобразования и желчевыделения, улучшает общий кровоток, способствует снижению веса.

8. Сидя на кровати, опустите ноги на пол, положите на правую, ладонь правой руки массируйте выемку стопы – 20 раз, затем выемку другой ноги – 20 раз.

ФВ: лечится ревматизм, подагра, регулируется работа сердца, рефлекторное воздействие на работу всех внутренних органов, тонизирующее воздействие на все системы организма.

9. Продолжая сидеть, сделайте «замок» из пальцев рук, заложите их на затылок, массируйте его в обе стороны или вверх, вниз по 10 раз, отклоняя голову назад, руки при этом оказывают сопротивление.

ФВ: улучшает кровообращение и движение спинномозговой жидкости, ликвидирует венозный застой, стимулирует рост волос, улучшает трофику шейного отдела позвоночника.

10. Продолжая сидеть, ладони положите на уши, плотно прижмите и кончиками пальцев обеих рук поочередно ударяйте по затылку, создавая таким образом вибрацию – 20-25 раз.

ФВ: возбуждает кору головного мозга, предохраняет от глухоты, снимает шум в ушах, улучшает кровоснабжение головного мозга, лечит головную боль.

После утренней гимнастики рекомендуется выпить глотками стакан сырой воды с ложкой меда, настоянной с вечера.

Источник

Как медитируют тибетские монахи — практики в традиции Гелуг

Здравствуйте, уважаемые читатели! Хотели бы вы почувствовать безграничное счастье? Или постичь истинное устройство нашего мира? Всё это и многое другое легко удаётся буддийским монахам Тибета.

Занимаясь медитацией десятки тысяч часов, они выходят на качественно иной уровень жизни, недоступный простому мирянину. О необычных способностях тибетских монахов можно почитать здесь. А сегодня вы узнаете, как медитируют тибетские монахи.

Как обучают монахов в традиции Гелуг

Известно, что члены монашеской сангхи Тибета с XV века являются последователями школы Гелуг, основанной Цонкапой.

Монахам предписывается подчиняться правилам поведения, изложенным Буддой в Винае – монастырском уставе. А орденом Гелуг был разработана академическая программа по изучению Дхармы, буддийского учения.

Строгое следование поведенческим правилам и выполнение учебного плана по изучению буддийской философии способствуют очищению как тела и речи послушника, так и его ума. Конечная цель этой кропотливой работы над собой – обретение просветления.

Монах проходит этот путь постепенно, от новичка-геньена, через получение первой монашеской степени гецула, до гелонга, которым можно стать не раньше достижения двадцатилетнего возраста. В этот торжественный момент послушник обязуется выполнять 250 правил, заключённых в Муласарвастивадин Винае.

Обучение строится следующим образом: начинают с развития логики, затем изучают типы знаний. После этого углублённо изучают их пять областей:

Тексты, их иллюстрирующие, запоминаются наизусть, и их знание закрепляется в дебатах. Наиболее талантливые и реализованные монахи держат в памяти несколько тысяч страниц священных сутр.

Только овладев по очереди всеми пятью областями знаний и потратив на это от пятнадцати до двадцати пяти лет, монах может попытаться получить учёную степень геше.

Те немногие, кто её получает, могут без ограничений практиковать тантру. Обычно они надолго уединяются для медитации. В некоторых монастырях восемь часов медитации – это ещё не предел.

По мнению великих учителей Атиши и Цонкапы, залогом успешной медитации является доскональное знание сутр, комментариев к ним, умение анализировать и умело дискутировать в дебатах.

Медитация тибетских монахов

Здоровье человека во многом зависит от его умения расслабляться, вовремя успокоиться и отдохнуть. Но люди не всегда знают, как правильно это сделать. Несмотря на высокий материальный уровень развития, на нашей планете всё меньше мира и покоя.

Монахов начинают обучать расслаблению через умение падать. Только полностью расслабленный человек не получит травм при падении.

Далее, кроме обучения упомянутым в предыдущей части нашего рассказа нравственному поведению и философской системе жизненных взглядов, послушников учат медитации. Медитация, с точки зрения буддизма, далека от мистики.

Это постоянно закрепляемая привычка мыслить положительно, приучение ума к благому и позитивному состоянию. Медитация бывает:

  • однонаправленная — с концентрацией на чём-то одном,
  • аналитическая.

Аналитическая медитация эффективна для повышения уровня осознанности и обретения в результате её развития умиротворения. Монахи выделяют пять состояний, в которых пребывает человек во время такой медитации:

  • неправильные представления,
  • сомнения,
  • предположения,
  • логическое познание реальности,
  • прямое постижение, за пределами логики.

В жизни обычных людей аналитическая медитация тоже присутствует, но часто она имеет негативный заряд. А монахи используют её для выработки в себе благих качеств.

Медитация начинается с правильной установки. Буддизм рассматривает заботу о других и сострадание к ним, как приоритетную задачу, которая может быть очень подходящей установкой.

Но так как такая высокая степень духовного развития достигается постепенно, Далай-лама советует начинающим послушникам быть эгоистичными в разумных пределах. То есть, поначалу можно поставить целью развивать умение заботиться об окружающих людях, чтобы самому стать счастливым.

Одной из важнейших практик у тибетских монахов является развитие сосредоточения. Для этого они надолго уединяются в спокойном, безопасном месте. Очень часто такое уединение проходит в укромном месте в горах.

Перед началом медитации монахи обеспечивают себе быстрый доступ к пище, чтобы не отвлекаться. Интересно знать, что они принимают пищу один или два раза в день. Питание у них, в основном, овощами.

Но для того чтобы сбалансировать энергии в организме, перед медитацией им рекомендуется изредка употребить небольшой кусочек мяса. Это способствует концентрации.

Положение тела во время медитации

Во время медитации послушники уделяют большое внимание положению тела. В нём каждая деталь важна и полна глубокого смысла.

Ноги сгибают и скрещивают, руки покоятся на животе внизу, правая сверху левой, а кончики больших пальцев соприкасаются.

Плечи расправляются, спина выпрямляется. Это важно, потому что центральный канал энергии, который проходит вдоль позвоночника, не должен иметь изгибов. Иначе в этих местах появится дополнительная энергия, которая помешает правильному протеканию медитации.

Голова слегка склоняется. Если её поднять выше, то повышается возбуждённость, опустить ниже, чем надо – мысли будут расплываться, медитирующим может овладеть сон.

Чтобы во рту не появился неприятный вкус, его слегка приоткрывают. Глаза, наоборот, прикрывают. Это положение Вайрочаны.

Медитация

В самом начале медитации монахи стремятся освободить сознание от ненужных мыслей. Для этого они сосредотачиваются на дыхании, следя за каждым вдохом и выдохом.

Вдох-выдох – так нужно проделать 21 раз. Напряжение спадает, постоянно отвлекающийся ум успокаивается. Это обыкновенная практика на дыхании.

Дыхательная практика

Иногда монахи прибегают к более усложнённой дыхательной практике, связанной с визуализацией энергетических каналов в теле и представлением об их очищении.

Кроме вышеупомянутого центрального канала при этом визуализируются и боковые. Руки лежат на коленях с загнутыми пальцами, средний, безымянный и мизинец придерживают сверху большой, а указательный палец выпрямлен.

Затем закрывают им одну ноздрю, и трижды вдыхают воздух в другую, представляя, как по каналу движется энергия вниз и очищает его.

Выдыхая три раза через другую ноздрю, представляют, как по второму боковому каналу все загрязнения поднимаются и удаляются из тела.

Так поступают три раза: три вдоха по три подряд и три выдоха по три подряд. Затем процедура аналогично проделывается с другой стороны.

После этого такие же вдохи производятся уже двумя ноздрями, благая энергия проходит вниз по обоим боковым каналам, вытесняя все загрязнения. Они, соединяясь в области пуповины в момент задержки дыхания, устремляются по центральному каналу во время выдохов вверх и выходят из тела в области темени.

Такая медитация для тела — как лекарство. Монахи редко обращаются к врачам.

Они утверждают, что даже простая медитация на дыхании, сделанная перед сном, способствует его крепости, хорошему отдыху и, следовательно, накоплению энергии.

Практика сосредоточения

На практике шаматхи, то есть сосредоточения, базируются и все остальные монашеские медитации. Её нужно практиковать и развивать постоянно, и монахи тратят на полное овладение ею до двух лет.

Для этого послушником выбирается объект, на который он будет медитировать. Он может быть разным, но вначале рекомендуется, чтобы это была небольшая (для лучшей концентрации) статуэтка Будды жёлтого цвета.

Она должна находиться примерно в метре от практикующего, на уровне его лба. Глядя на неё время от времени, он должен с полузакрытыми глазами представлять живого Будду, от которого исходит свет.

Свет противодействует притупленности сознания. Будду нужно представлять тяжёлым, для более стойкого удержания внимания.

Весь процесс визуализации можно представить четырьмя этапами:

  • поиск объекта,
  • его нахождение,
  • его удержание,
  • и пребывание с ним.

Во время визуализации для усиления эффекта монахи могут начитывать мантру избранного божества. Это может быть не простое произнесение, но и её пение.

Заключение

Каждый из нас способен как медитировать, так и проверить лично своё понимание истины в результате этой практики. Будда и рекомендовал это делать, не доверяя ему слепо.

Он пытался приоткрыть завесу тайны с того, как возникает страдание и счастье. Буддийское объяснение возникновения этих феноменов ближе к научному, чем к религиозному.

Вы можете прочувствовать это сами, только погрузившись в медитацию.

Всего доброго, друзья! Делитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях по кнопочкам ниже. До новых встреч!

Источник

Оцените статью