Карточки-схемы для развития основных видов движений
Дисциплина: физическая культура Тема: развитие основных видов движений Рекомендуемый возраст: 5-7 лет Рекомендуемый тип занятий: индивидуальный Требуемые для работы знания и умения: владение техникой выполнения Ожидаемые результаты: развитие физических качеств Примерный практический алгоритм работы с карточками-схемами инструктор по физ-ре и воспитатель в ходе занятий (индивидуальной работы) с ребенком определяют, какой вид основных движений или физическое качество требует корректировки; определившись с основным видом движений или физическим качеством, педагоги подбирают соответствующую карточку (несколько карточек) со схематическим изображением игровых упражнений; инструктор по физ-ре, воспитатель корректируют (если в этом есть необходимость) содержание карточки с учетом индивидуальных особенностей ребенка, родителей, семейных условий, условий выполнения предложенного задания; инструктор по физ-ре или воспитатель (при необходимости, психолог) беседуют с родителями и предлагают карточку-схему (несколько карточек-схем) для выполнения упражнений дома совместно с ребенком, уточняя при этом, на какой срок предлагается задание, какой инвентарь необходимо использовать; результативность домашних упражнений определяется педагогами на физкультурных занятиях, прогулках, а затем обсуждается в тактичных и ненавязчивых беседах руководителя по физическому воспитанию, воспитателей и психолога с родителями дошкольника. взрослый сам читает текст задания, методические рекомендации к нему, рассматривает рисунок, пробует выполнить задание; обсуждает условия выполнения предложенного упражнения совместно с ребенком; создает условия для выполнения упражнения, оговоренные в карточке-схеме, предлагает ребенку выполнить движения вместе; оказывает помощь ребенку при выполнении упражнения, обеспечивает его страховку, осуществляет контроль его утомляемости; критерием выполнения задания служит не только качественное выполнение ребенком того или иного движения, но и общая его удовлетворенность совместной с родителями и другими членами семьи деятельностью. Таким образом, в ходе работы с карточками-схемами домашних заданий осуществляется взаимообратная преемственная связь в системе «руководитель по физвоспитанию—воспитатель—родители—дети—руководитель по физвоспитанию». Знания, которыми необходимо владеть родителям для работы с карточками-схемами предлагаемых заданий: — задания карточек-схем лучше выполнять перед или после вечерней прогулки; вначале выполняют разминку: ходьба, бег, прыжки, несколько общеразвивающих упражнений (например, наклоны в стороны, повороты туловища, маховые движения руками и ногами, приседания, дыхательные упражнения и т. п.) — и только потом приступают к выполнению задания; не следует стремиться к нагрузкам, значительно превышающим те, которые указаны в карточке-схеме. Важно, чтобы тренированность ребенка возрастала постепенно; для предупреждения у ребенка переутомления, необходимо вести контроль его самочувствия, руководствуясь указанными признаками. Источник Комплексы упражнений для выполнения домашних заданий по физической культур, 1-11 классыКомплексы упражнений для выполнения домашних заданий. Комплекс упражнений №1. Комплекс упражнений утренней зарядки. Подтягивание (6-8 раз). Наклоны вперед (6-8 раз). Наклоны в стороны (6-8 раз). Наклоны назад (6-8 раз). Приседание (8-10 раз). Подтягивание согнутых ног (6 раз). Круги руками вперед и назад (6-8 раз). Прыжки ноги вместе, врозь (8-10 раз). Ходьба на месте. Комплекс упражнений №2. Общеразвивающие упражнения на осанку. «Штангист». Исходное положение – стойка, ноги врозь. 1 – руки к плечам ладонями вперед, пальцы в кулак, 2 – прогнуться, руки вверх и посмотреть на них (вдох), 3 – руки к плечам, 4 – исходное положение (выдох). 6-8 раз «Самолет». Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон влево, 2 – исходное положение, 3 – наклон влево, 4 – исходное положение. 6-8 раз. «Дровосек». Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. 1 – наклон вперед, руки вниз (выдох), 2 – исходное положение (вдох). 6-8 раз. «Зайчишка». Исходное положение – основная стойка. 1 – присед (выдох), 2 – исходное положение (вдох). 6-8 раз. «Свернувшаяся змея». Исходное положение – основная стойка. 1-3 – присед, обхватить колени руками (вдох), 2 – исходное положение (выдох). 6-8 раз. «Ласточка». Исходное положение – упор лежа на согнутых руках. 1- приподнять туловище, руки назад (вдох), 2 – исходное положение (выдох). 6-8 раз. Комплекс упражнений № 3. Общеразвивающие упражнения для развития мышц живота (кол-во повторений 6-8 раз) Исходное положение – лежа на спине. Оторвать стопы от пола, медленно согнуть (вдох) и разогнуть (выдох) обе ноги в коленных суставах. Исходное положение – то же. Подняв стопы, выполнить круговые движения в одну и в другую стороны. Дыхание свободное. Исходное положение – то же. Подняв стопы, делать вращательные движения ногами, сгибая и разгибая их в коленных суставах («Велосипед»). Исходное положение – то же. Подняв стопы, делать скрестные движения ногами («Ножницы»). Исходное положение – то же. На выдохе медленно принять положение стойки на лопатках («Березка»), на выдохе медленно вернуться в исходное положение. Исходное положение – то же. На вдохе медленно поднять прямые ноги и коснуться стопами пола за головой («Плуг»), на выдохе медленно вернуться в исходное положение. Общеразвивающие упражнения для развития мышц спины (кол-во повторений 6-8 раз). Исходное положения – основная стойка, правая рука – вверх, левая – вниз. Попеременно менять положение рук. Исходное положения – основная стойка, согнутые в локтевых суставах руки перед грудью. Рывок согнутыми руками, отведение прямых рук в стороны. Исходное положение – стойка, ноги врозь, с наклоном туловища вперед. Отведение прямых рук в стороны (вдох), вернуться в исходное положение (выдох). Комплекс упражнений № 4. Катание на лыжах с горок, прогулки на лыжах вместе с родителями. Упражнения на развитие силовой выносливости. Комплексы упражнений для выполнения домашних заданий. Комплекс упражнений №1. Комплекс упражнений утренней гимнастики. Поднимание на носках, руки вверх — в стороны (10-12 раз). Наклоны в сторону, руки над головой (10-12 раз). Наклоны вперед и назад (8-10 раз). Круговые движения туловищем (10-12 раз). Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (8-10 раз). Приседание (10-12 раз). Выпады ногами в стороны (10-12 раз). Прыжки на обеих ногах и одной ноге (10-12 раз). Ходьба на месте Комплекс упражнений № 2. Общеразвивающие упражнения для развития мышц живота (кол-во повторений 6-8 раз) Исходное положение – лежа на спине. Оторвать стопы от пола, медленно согнуть (вдох) и разогнуть (выдох) обе ноги в коленных суставах. Исходное положение – то же. Подняв стопы, выполнить круговые движения в одну и в другую стороны. Дыхание свободное. Исходное положение – то же. Подняв стопы, делать вращательные движения ногами, сгибая и разгибая их в коленных суставах («Велосипед»). Исходное положение – то же. Подняв стопы, делать скрестные движения ногами («Ножницы»). Исходное положение – то же. На выдохе медленно принять положение стойки на лопатках («Березка»), на выдохе медленно вернуться в исходное положение. Исходное положение – то же. На вдохе медленно поднять прямые ноги и коснуться стопами пола за головой («Плуг»), на выдохе медленно вернуться в исходное положение. Комплекс упражнений №3. Общеразвивающие упражнения для развития мышц спины. Исходное положение – основная стойка, правая рука – вверх, левая – вниз. Попеременно менять положение рук. Исходное положение – основная стойка, согнутые в локтевых суставах руки перед грудью. Рывок согнутыми руками, отведение прямых рук в стороны. Исходное положение – стойка, ноги врозь, с наклоном туловища вперед. Отведение прямых рук в стороны (вдох), вернуться в исходное положение (выдох). Подтягивание на перекладине широким хватом (мальчики). Исходное положение – широкая стойка, ноги врозь. Подъём прямых рук вперед, вверх (вдох), быстрое опускание рук между ног (фиксированный выдох – «дровосек»). Исходное положение – упор лежа на согнутых руках. На выдохе максимально прогнуться в пояснице, поднять руки вверх и оторвать ноги от пола. На выдохе вернуться в исходное положение. Исходное положение – то же. На выдохе максимально прогнуться в пояснице, приподняв голову и захватив руками ступни согнутых в коленных суставах. На выдохе вернуться в исходное положение. Общеразвивающие упражнения для развития мышц шеи. Исходное положение – стойка ноги вместе, руки на пояс. Наклон головы вперед и назад. Исходное положение – то же. Поворот головы вправо и влево. Исходное положение — то же. Вращение головой в одну и другую сторону. Упражнение в самосопротивлении при поворотах и наклонах головы, используя в качестве сопротивления противодействие рук. Комплекс упражнений №4. Катание на лыжах с гор. Упражнения на развитие силовой выносливости (количество повторений 12-20 раз). Отжимания и отталкивания руками от опоры – скамейки, дерева, края стула, стола То же, что и в упражнении 1, но из положения в упоре сзади. Выпрыгивания вверх из приседа или полусприседа. Прыжки продвижением вперед из приседа или полусприседа. Из положения выпада смена ног прыжком Прогибания и наклоны из исходных положений – стоя, сидя, лежа. Стоя, одна нога на гимнастической скамейке (пне, бревне), смена ног прыжком вверх. Многократные скачки и прыжки с ноги на ногу. Комплексы упражнений для выполнения домашних заданий. Комплекс упражнений №1. Комплекс упражнений утренней гимнастики (количество повторений 8-10 раз) Поднимание ног и потягивание. Круги согнутыми и прямыми руками. Поднимание поочередно прямых ног. Пружинистые наклоны вперед. Прогибание в упоре лежа сзади. Из упора присев упор лежа. Поднимание прямых ног лежа на спине. Выпады ногами в стороны. Прыжки с отведением ног в стороны. Ходьба на месте. Комплекс упражнений №2. (количество повторений 8-10 раз) Упражнения для развития прямых мышц живота. 1 – Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты, руки за голову, локти развернуть. поднять верхнюю часть туловища, голову прижать к груди. 2 – Исходное положение. — за голову, согнутые в локтях; — скрестно на грудь; — за голову прямые. — ноги согнуты; — ноги вверх прямые (ноги вверх). Упражнения для развития боковых мышц живота (количество повторений 10-12 раз). Исходное положение – лежа на левом боку с упором в предплечье, 1 – поднять корпус до упора на кисть, согнуть правую ногу к груди, правой рукой потянуться вдоль тела, 2 – исходное положение, то же в другую сторону. Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты, правая нога на левом бедре, левая рука за голову, правая рука в сторону прямая, 1 – поднимаем туловище, касаясь левым локтем правого колена, 2 – исходное положение, 10 раз, то же в другую сторону. Комплекс упражнений №3. Упражнения для мышц глаз. Посмотреть вверх, вниз. Повторить 3 раза. Закрыть глаза. Повторить все упражнения. 6-12 раз. Посмотреть вверх, прямо, вниз. 3 раза. Закрыть глаза. Повторить 6-8 раз. Посмотреть вправо, влево. 3 раза. Закрыть глаза. 6-9 раз. Посмотреть вправо, прямо, влево, прямо. 2 раза. Закрыть глаза. 4-6 раз. Посмотреть вверх – вправо, вниз – влево. 2 раза. Закрыть глаза. 4-6 раз. Посмотреть вниз — вправо, вверх – влево. 2 раза. Закрыть глаза. 4 -6 раз. Вращать глазами по кругу, сначала влево, затем вправо. 4 – 6 раз в каждую сторону. Посмотреть на кончик пальца, держа его примерно в 30 см от лица, затем в пространство. 4-6 раз. Посмотреть на кончик пальца, затем в пространство. 4-6 раз. Смотреть пристально, не моргая, на предмет, стараясь вглядеться в него. Но без напряжения. Несколько секунд. Сомкнуть веки, а затем моргнуть несколько раз, снова сомкнуть и т.д. 15-30 секунд. Массировать веки, поглаживая их мягко указательным и большим пальцами в направлении от носа к внешним углам глаз. 15-30 секунд. Все эти упражнения при регулярном их выполнении укрепляют глазные мышцы, увеличивают циркуляцию крови в органе зрения, а значит улучшают его питание. Комплекс упражнений №4. На ногах находятся крупные, мощные мышечные группы, предназначенные природой для выполнения физических нагрузок, они нуждаются в постоянных упражнениях. Развитие боковых мышц бедра Исходное положение – лежа на правом боку, правую руку под голову, положение ног под углом 90 градусов (между бедром и туловищем), носки на себя (количество повторений 10-12 раз) Поднимание – опускание левой ноги, бедро-голень-стопа – одно целое, поднимать не высоко, параллельно полу. «Сжигание»: не трясти ногой, не опуская ногу, работать ногой на каждый счет. Сгибание-разгибание левой ноги. Потягивание к себе, разгибание (до конца не разгибать) То же лежа на левом боку. Упражнения выполнять правой ногой. Упражнения для развития мышц бедра сзади и ягодичных мышц. Исходное положение – стоя на коленях, спина прямая, живот крепко втянуть. — правая нога параллельна полу, сгибание-разгибание правой ноги, стопа на себя (бедро не опускать вниз). — подъем правой ноги (пяткой) вверх. 1 – потянуть правое колено к груди, 2 – мах правой ногой назад (не прогибаясь в спине). То же левой ногой стоя на правом колене. (10 раз) Лежа на спине, ноги согнуты, руки вдоль туловища, 1 – поднять таз, выйдя в упор на плечах (сжать ягодичные мышцы), 2 – исходное положение (ягодичные мышцы расслабить), повторить 20 раз. Упражнения для икроножных мышц. Исходное положение – стоя у стула, ноги врозь, 1 – подняться на носки, 2 – исходное положение, повторить 8-10 раз, «сжигание» — работа на каждый счет. Положение стоп: Упражнения для развития мышц груди (количество повторений 8-10 раз). Источник |