- Карма-йога
- Что такое карма-йога
- Карма-йога и «Бхагавадгита»
- Карма-йога на практике
- Как начать практику карма-йоги
- Тема 1 Карма-йога (часть 1)
- Читайте также
- Тема 1 Карма-йога (часть 1)
- Тема 1 Бхакти-йога (Часть 1)
- Тема 1 Бхакти-йога (Часть 2)
- Тема 1 Бхакти-йога (Часть 3)
- Тема 4 Медитация. Нада йога (Часть 1)
- Тема 5 Медитация. Нада йога (Часть 2)
- Тема 2 Крийя-йога (Часть 1)
- Тема 2 Крийя-йога (Часть 2)
- Тема 5 Йога-нидра (Часть 1)
- Тема 4 Йога-нидра (Часть 2)
- Тема 4 Йога-Нидра (Часть 3)
- Тема 5 Йога-нидра (Часть 4)
- 4. Совершенное исполнение предписанных обязанностей (карма йога)
- # Карма йога
- Карма-йога – йога труда
- Практика бескорыстной деятельности, или Карма-йога
Карма-йога
Йога – это древняя наука о самопознании, которая стала очень популярна в современном мире. На сегодняшний день существует много направлений и видов йоги. Люди занимаются йогой по разным причинам: кто-то хочет поправить здоровье, кто-то хочет похудеть, кто-то – узнать что-то новое для себя, кто-то познакомиться. К сожалению, не многие задумываются о йоге в ее сущностных проявлениях. Поэтому в этой статье речь пойдет об одном из важных видов йоги – карма-йоге, иными словами, йоге действия.
Что такое карма-йога
Существует много разных классификаций йоги, но к основным видам йоги относятся следующие: джняна-йога, карма-йога, раджа-йога и бхакти-йога. Все эти виды йоги тесно связаны друг с другом, перетекают из одного вида в другой.
Термин карма-йога состоит из двух слов. Это слово «карма», которое обозначает «действие», и «йога», которое обозначает «объединение». Если объединить эти два значения, получится «действие через объединение». И в действительности это так, потому что, делая что-то, например, выполняя физическую работу, не привязываясь к результатам своих действий и не ожидая ничего взамен, мы занимаемся карма-йогой. Что, по сути, является благим делом.
Карма-йога и «Бхагавадгита»
Описание карма-йоги представлено в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», в одной из частей под названием «Бхагаватгита». «Бхагаватгита» предписывает выполнять дхарму (свои обязанности), не привязываясь к их плодам, и в результате обрести мокшу (спасение) и бхакти – любовь к Богу. То есть карма-йога переходит в бхакти-йогу.
Карма-йога на практике
Карма-йога — это хорошая проработка своего эго. Слово «действовать» тут ключевое, так как через действие вы практикуете карма-йогу. Поэтому порубить дрова, убрать помещение, что-то сделать для другого человека или социума — такая деятельность является прекрасной практикой карма-йоги. Карма-йога учит не привязываться к результатам, потому что зачастую люди привязываются к своим достижениям, работе, семье, и не всегда бывает легко что-то сделать для других просто так. Карма-йога даёт возможность понять, что всё в этом мире относительно, непостоянно и момент «здесь и сейчас» является самым главным моментом. Заниматься карма-йогой сложно, потому что чаще всего мы думаем только о себе, а не об остальных людях. Забота о мире в целом, равное отношение ко всем существам, помощь и поддержка тем, кто в этом нуждается, — все это карма-йога. Хороший пример — это заботливая мать, которая прежде всего думает о своих детях, бедный человек, который делится едой с бездомной кошкой или собакой.
Карма-йога подразумевает под собой маленькие действия по отношению к другим людям, которые не должны быть выставлены напоказ. В Индии практика карма-йоги – это мытье полов в ашрамах, приготовление пищи для других, служение.
Что препятствует занятию карма-йогой? Это, прежде всего, гордыня, эгоизм, жадность, высокомерие, это все те пороки, которые присущи всем людям в той или иной мере. Победив эти омрачения, мы приближаемся к Богу, освобождая свое сердце и душу для благих дел.
Как начать практику карма-йоги
Самое главное – это начать. Если у вас есть какое-то желание помочь кому-то, просто сделайте это. Очень часто мы хотим помочь другим, но боимся быть неправильно понятыми. Тут самое главное сделать первый шаг – отложить просмотр кино и уделить внимание своему ребенку, накормить кого-то и только потом самому приступить к еде, помочь пожилому человеку поднять тяжелые сумки или перевести его через дорогу. На самом деле, все это – простые истины, о которых человек, живя в сегодняшнем потребительском и эгоистичном мире, просто забыл. Но стоит пробудиться, очиститься, и все становится на свои места.
Можно закончить эту статью известной цитатой из советского мультфильма «Ух ты, говорящая рыба!»: «Делай добро, и бросай его в воду!».
И это действительно целесообразно, потому что Вселенная никогда не покинет в сложный момент того, кто делает добро для окружающих людей и мира в целом.
Духовно развитый человек, искренний и открытый, готовый помочь в сложную минуту, который не только потребляет то, что дает ему мир, а пытается оставить что-то после себя или сохранить что-то, или, по крайней мере, не уничтожить – это все проявления карма-йоги в человеке. Начинайте практиковать карма-йогу и увидите, как это прекрасно – отдавать и ничего не ждать взамен.
Источник
Тема 1 Карма-йога (часть 1)
Карма-йога (часть 1)
Карма-йога – это йога действия или труда. Её цель состоит в достижении интеграции, гармонии и единства через действие. Это тот путь йоги, который открыт для всех, поскольку всем нам приходится работать и заниматься разнообразной деятельностью, умственной или физической. По существу, он больше всего подходит для современного мира, ориентированного на активную деятельность, и идеален для тех из нас, кому оказывается легче что-нибудь делать, чем не делать ничего – то есть, для всех, поскольку нет никого, кто способен абсолютно ничего не делать. Это невозможно. Всегда должна быть какая-то форма деятельности, даже если человек спит, предается мечтаниям или пытается ничего не делать. Именно с помощью карма-йоги мы можем начать практиковать йогу двадцать четыре часа в сутки, используя свои действия как средство достижения более высокого осознания.
Значение карма-йоги обычно недооценивают не только новички, но даже те люди, которые в течение многих лет занимаются другими видами йоги, например, раджа йогой и хатха-йогой. Регулярные занятия йогой в течение определённого времени каждый день приносят большую пользу. И все же следует стараться практиковать йогу в течение всего дня. Это возможно с помощью карма-йоги. Асаны, пранаяма, медитативные техники и т.п. приносят чудесные результаты, опыт и знание, но необходимо соотносить внутренние переживания, достигаемые в ходе этих практик, с повседневной жизнью. Именно поэтому мы знакомим вас с карма-йогой на относительно раннем этапе данной книги – чтобы дать вам возможность по мере сил применять ее на практике. Благодаря этому вы будете гораздо больше получать от конкретных техник йоги, которыми вы занимаетесь ежедневно, в том числе, и оn крийя-йоги в будущем.
Карма-йога как средство медитации
Карма-йога может вести к точно такому же опыту, как и другие виды йоги. В этом нет никаких сомнений. Однако большинству людей трудно это понять, поскольку другие пути йоги, например, раджа йога, кажутся им более «йогическими». Существует тенденция считать, что работа никак не может быть йогой, и, разумеется, просто работа – это не йога. Карма-йога подразумевает нечто гораздо большее и глубокое, чем работа. Она означает самоотверженное, сосредоточенное действие с осознанием.
Карма-йога – важный метод внутреннего развития и продвижения по духовному пути. Она помогает привносить в жизнь покой и душевное равновесие. Сама по себе, она непосредственно ведёт к более высокому осознанию и знанию, даже хотя этот опыт мало связан с реально выполняемой работой. Важен именно внутренний опыт, а это нечто такое, что невозможно передать словами.
Свами Сатьянанда, как и его гуру Свами Шивананда, подтверждает и подчеркивает значение карма-йоги для достижения опыта медитации. Он заявляет:
«Следует в каждый момент времени выполнять одну задачу. Полная поглощённость любой работой постепенно учит ум забывать свою обычную переменчивость и неустойчивость. Если вы погружаетесь в выполняемую работу с полной сосредоточенностью и неразделенным вниманием, это окажет вам огромную помощь в медитации».
В ашраме все практикуют карма-йогу в той или иной форме – в типографии, в конторе, в библиотеке, на кухне или где бы то ни было еще – карма-йога составляет неотъемлемую и необходимую часть жизни ашрама.
Девиз карма-йоги – давать, давать и давать. В мире преобладает противоположный девиз, а именно – брать, брать и брать еще больше. Именно такое отношение к жизни препятствует продвижению в духовной жизни и опыту медитации. На протяжении всей истории великие духовные учителя проповедовали, что следует сводить к минимуму и со временем полностью исключать все мысли и действия, мотивируемые личной выгодой. Разумеется, это требует времени и не может быть достигнуто сразу, однако это абсолютно необходимо для того, чтобы избавиться от власти эго – преграды или завесы, препятствующей притоку более высокого сознания.
Сосредоточение, сила воли и психологические проблемы
Ум большинства людей можно сравнить с рекой, в которой существует множество водоворотов. Эти течения постоянно устремляются в обратную сторону, сталкиваясь с основным течением и противодействуя ему. Результатом становятся непрерывное волнение, турбулентность, трение и потеря энергии. Если инженеры хотят использовать энергию реки для получения электричества, им приходится отводить поток воды в одно русло с мощным и равномерным течением и минимальным количеством вихрей. Затем необходимо построить и установить турбогенераторы, которые превращают энергию текущей воды в электрическую энергию. Происходит преобразование энергии. Так же обстоит дело и с умом. Обычно его волнуют бесконечные потоки мыслей, которые постоянно взаимодействуют между собой. Колеблющийся ум лишен объединенной мощи. Однако можно изменить эту ситуацию и сделать ум могущественным, предварительно направив мысленные течения в единое русло, чтобы они текли гармоничным потоком, не конфликтуя между собой. Ум необходимо сосредоточивать, пока он не станет совершенным инструментом с одним объединенным потоком мыслей. Это задача карма-йоги. Сосредоточенный и мощный ум позволяет добиться многого; он преобразует ваш жизненный опыт. Он ведет к таким вещам, которые трудно себе представить – подобно тому, как трудно понять, каким образом электроэнергия, освещающая ваш дом и приводящая в действие бытовые приборы, может происходить из энергии текущей воды. В этом и состоит цель карма-йоги направлять наши мысли и действия в одно русло, чтобы ум помогал нам, вместо того, чтобы препятствовать, чтобы ум становился однонаправленным и совершенным приемником и отражателем опыта и более высокого осознания. Подобно другим разновидностям йоги, карма-йога развивает силу воли. Индивидуальной силе воли часто не придают достаточного значения По существу, лишь немногие люди знают, что она собой представляет. Ее можно определить как способность мотивировать, мобилизовать и согласовывать все свои действия для достижения конкретной цели. В карма-йоге практикующий ставит перед собой задачу выполнять свою работу и свои обязанности с максимальным вниманием и увлечением. Используя присущие ему навыки и способности, он старается достичь максимальной эффективности. На самом деле, в Бхагавад Гите карма-йога определена как «эффективность в действии» Эта полная поглощенность выполняемой работой ведет к огромной силе воли и высвобождению сил ума. Ум и тело становятся объединенными и настроенными на высокую степень восприимчивости, и благодаря этому человек может начать переживать опыт медитации.
Именно во время работы и другой деятельности вы можете распознавать свои психологические проблемы. И именно карма-йога позволяет их выявлять и устранять. Вот почему Свами Сатьянанда говорит:
«Работа станет источником счастья, если человек сможет видеть в ней ступеньку к духовному просветлению – самадхи. Карма-йога дает выход смешанным самскарам человека (умственным впечатлениям и проблемам)».
Карма-йога – это средство очищения ума от фобий, проблем, страхов и других возмущающих факторов. В практике карма-йоги человеку приходится сталкиваться со всевозможными переживаниями, как хорошими, так и плохими Из этих переживании вы можете узнавать о себе, о своих недостатках и слабостях. Никто из нас не может избежать работы, нечего и пытаться. Сама наша природа вынуждает нас совершать действия, так что мы вполне могли бы примириться с этой ситуацией и работать. Но в то же время, мы должны использовать эту работу как метод очищения ума и движения по пути к более высокому осознанию. Не просто работать, но работать с осознанием и получать от работы как можно больше. В этом цель карма-йоги.
Карма-йога – это метод овладения потенциалом ума. Каждый из нас имеет доступ к этому невероятному могуществу и знанию, однако большинство людей никогда с ним не соприкасаются. Карма-йога служит для высвобождения и использования этого потенциала. Ничего не нужно развивать – потенциал уже налицо, ожидая своего открытия и использования.
Мир кармы, действий, мыслей, ситуаций и обстоятельств – это испытательный полигон. Здесь человек может познать себя. Это мастерская, в которой инструмент ума-тела оттачивается и становится более восприимчивым к притоку более высокого знания и осознания. Именно во внешнем мире мы можем оценить, нуждается ли в заточке наш психофизический клинок. Если он затуплен, как это обычно и бывает, именно в мире повседневного опыта его можно заточить, чтобы порвать завесу невежества. Внешний мир следует использовать как средство для настройки комплекса ум-тело.
Многие люди в поисках покоя отправляются в уединенные места. Они не сознают, что носят в себе источник своих несчастий. Некоторые люди проводят в изоляции от внешнего мира долгие годы, но часто им не удаётся обрести покой, которого они так отчаянно жаждут. Причина проста – без общения с другими людьми очень трудно выявить свои психологические проблемы. Проблемы остаются в уме и действуют как препятствия, хотя и нераспознанные. Большинству из нас, чтобы бороться со своими психологическими проблемами и избавляться от них, приходится общаться с другими людьми. Один человек прожил пять лет отшельником в Гималаях, стремясь обрести опыт просветления. Он гак и не нашел, чего искал, и, в конце концов, был вынужден вернуться к людям. Он признавался, что хотя отшельничество ему кое-что дало, он, вероятно, мог бы получить гораздо больше, оставаясь среди людей, и занимаясь карма-йогой и другими практиками йоги. Такую же ошибку совершали многие.
Если вы хотите продвигаться по пути йоги, вовсе не обязательно становиться отшельником и уходить жить в горную пещеру. Поступая так, вы, быть может, ощутите вкус покоя и безмятежности, но он, вероятно, не будет достаточно глубоким, чтобы обеспечить возможность спонтанного опыта медитации. Скорее всего, это будет очень поверхностное ощущение счастья. Психологические преграды будут оставаться в вашем уме и препятствовать медитации.
По всей вероятности, вы будете вынуждены прервать свое одиночество, чтобы избавиться от проблем. И не только это, но все ваши желания, потребности в объектах, вкусной пище и т.д., о которых вы раньше не особенно задумывались, будут влечь вас обратно к людям. Объекты, вкусная пища и т.д., которые вы раньше воспринимали как нечто само собой разумеющееся, наполнят ум, и ваши мысли будут полностью заняты воспоминаниями о прежних удовольствиях. Мы не утверждаем, что, удаляясь в Гималаи или любое другое спокойное место, люди понапрасну тратят время, поскольку многим удалось таким образом преобразить всю свою жизнь. Однако значимый опыт в этих обстоятельствах получают только те люди, которые предварительно избавились от большей части своих проблем в обществе. Человек с достаточно спокойным умом, вероятно, сможет достичь в одиночестве больших успехов и испытать чудесные переживания. Но большинство людей понапрасну потратят свое время. Прежде всего, необходимо очистить свой ум в обществе, практикуя йогу, в том числе, карма-йогу.
Именно в гуще многолюдного города или попадая в сложные рабочие ситуации, вы сталкиваетесь с самыми большими проблемами. В ином случае с ними трудно бороться, не говоря уже о том, чтобы их устранять. Человек, живущий в тепличных условиях, вряд ли узнает о своих проблемах, поскольку ему не приходится чувствовать себя несчастным, оказываясь в неприятных ситуациях. Необходимо окунаться в жизнь и практиковать карма-йогу.
Наш ашрам находится в самом невероятном месте. На первый взгляд кажется, что он расположен крайне неудачно. В самом деле, он размещается между железнодорожной линией и пыльным шоссе. Кажется, что он попал «между двух огней». В течение всего дня шоссе сильно загружено, поскольку это главная дорога, ведущая к Ганге. Именно по этой дороге мёртвых везут к реке для кремации. Движение похоронной процессии происходит с большим шумом и сопровождается звуками труб, барабанов и других гремящих инструментов. Вокруг ашрама стоит постоянный шум, и посетители часто замечают, что он расположен в самом неподходящем месте. По их мнению, ашрам должен находиться в гуще леса, с тысячами павлинов и других ярко окрашенных и поющих птиц, журчащими потоками кристально чистой воды, стадами оленей и, быть может, самим Господом Шивой, медитирующим поддеревом. Их предвзятые представления рушатся, когда они впервые видят наш ашрам, однако можно со всей определенностью сказать, что его местоположение выбрано совершенно правильно, поскольку ашрам не предназначен для того, чтобы быть местом уединения. Это не место для ухода от мира. Если человек хочет укрыться от большого, дурного мира, то ашрам – вовсе не то место, которое ему нужно. В нем слишком шумно, поскольку он сохраняет свои связи с деятельностью во внешнем мире. В действительности, ашрам расположен в идеальном месте, ибо если человек может заниматься практиками йоги в ашраме, то он может делать это почти где угодно. Это место, где человек учится примиряться с собой и с миром, где он ясно распознает и со временем устраняет внутренние проблемы. Это место для практики карма-йоги. Здесь вы не можете пребывать в сонном состоянии успокоенности и, быть может, обманывать себя, думая, что вы медитируете. Ашрам похож на шумный мир в целом – место, где человек взаимодействует с другими людьми и обнаруживает свои психологические блоки.
Резюмируя, можно сказать: не следует отгораживаться от мира. Это место, которое нужно использовать для устранения своих ошибок и недостатков. Многие люди считают духовную жизнь, в том числе, йогу, оторванной от повседневной деятельности и жизни в целом. Это совершенно неправильно. Человек должен работать, но в то же самое время преобразовывать свою работу с помощью карма-йоги. Это путь к духовному опыту. Со временем наступит стадия, когда вы будете чувствовать внутри себя тишину и покой даже в гуще самой напряженной деятельности, в самых беспокойных ситуациях и в самой шумной окружающей обстановке. На этой стадии человек готов к тому, чтобы удалиться в горы, хотя в действительности в этом не будет необходимости. Он будет испытывать ощущение покоя во всех ситуациях, и жить в опыте медитации. Об этом ясно говорится в Аштавакра Гите:
«Просветленный человек не избегает толпы и не укрывается в лесу. При всех условиях, в любом месте, он остается совершенно уравновешенным»
Такой человек практикует карма-йогу в глубочайшем смысле – непрерывно.
Путь карма-йоги признаёт окружающий нас материальный мир. Он признает, что мы должны действовать в мире, но его цель состоит в том, чтобы творчески использовать объекты, мысли и действия, которые сковывают каждого человека, для того, чтобы со временем превзойти их, разорвать оковы и достичь свободы и знания. Это осуществляется постепенно путем действия в повседневной жизни с осознанием и в полную меру своих возможностей. Цель заключается в том, чтобы стать совершенно свободным, в полнейшем смысле этого слова; стать освобожденным и созвучным сознанию. В то же время, нельзя стать свободным, кроме как сталкиваясь лицом к лицу с ограничениями мира, познавая, используя и, в конечном счете, превосходя их. Это задача и сфера карма-йоги. Бабочка не может сразу стать свободной и способной летать. Прежде она должна пройти через шок и рабство жизни в виде гусеницы. Со временем, бабочка сбрасывает кожу гусеницы и может лететь к блаженству свободы. Так же происходит и с каждым человеческим существом; каждый должен полностью пережить и понять мир, прежде чем станет способен превзойти его и познать духовное блаженство и свободу.
Одна из основных заповедей карма-йоги очень проста, и в то же время, очень глубока: не привязываться к своим действиям и их последствиям. Тогда работа перестает быть работой и становится игрой. Работу обычно выполняют по какой-либо причине и с ожиданием результатов или вознаграждения, тогда как игрой занимаются ради нее самой. Именно из-за привязанности, а не из-за самой работы мы становимся несчастными и недовольными. Работа редко кому вредит – именно ожидания, положение, вознаграждения и т.п. вызывают смятение ума. Поэтому важное правило карма-йоги состоит в том, чтобы делать свою работу, но не отождествляться с ней. Считайте работу и ее последствия (плоды) чем-то совершенно отдельным от себя. Проиллюстрируем это на примере. Представьте себе, что вы только что потратили полгода на написание книги. Вы вложили в нее много оригинальных мыслей и напряженной работы. Вы очень гордитесь ей, воспринимая ее как часть самого себя. Затем вдруг кто-нибудь берет эту книгу, прочитывает несколько страниц и резко спрашивает: «Какой идиот это написал?», не зная, что это вы. В результате, вы оскорблены и рассержены, поскольку задета ваша гордость. Это вызывает психологические последствия, и вы не только выдерживаете яростный спор с критиком вашей книги, но и чувствуете себя несчастным и подавленным в течение многих дней. Причиной вашего несчастья был вовсе не критик, хотя он, конечно, мог бы вести себя тактичнее; причина состоит в вашей привязанности к книге, плоду вашего труда и старания. Если бы вы считали книгу чем-то совершенно отличным от вас самого, то не испытали бы никакого расстройства и страдания в результате суровой критики. Если бы вы считали, что эта книга – не вы, а всего лишь объект вне вашею тела и всего лишь результат выполненных вами действии, то эмоционального и психологического крушения бы не произошло. Все дело только в отождествлении; однако, неправильное отождествление ведет к несчастью, тогда как реалистичное отношение ведет к гармонии в жизненных ситуациях.
Привязанность приносит боль и страдание, тогда как отстраненность вызывает спокойствие и удовлетворение. Старайтесь изменять свои позиции и развивать такую отстраненность во всех аспектах своей жизни. Это только метод. Он принесет расслабление и, в конечном итоге, более высокое осознание. Тогда отстраненность преобразится в любовь ко всему сущему – не любовь эго к собственной выгоде, но сострадание. Это произойдет так же неизбежно, как день неизбежно сменяет ночь, ибо вы будете понимать более глубокую взаимосвязь между людьми и вещами.
Карма-йога направлена на уменьшение контроля и влияния эго и, в конечном итоге, на его полное устранение. Это стирание эго становится гораздо легче, если человек чувствует преданность делу, человеку или символу высшего бытия. В этих обстоятельствах он посвящает все свои действия объекту своей преданности и любви, будь то гуру, божество или достойное дело. Если такое служение осуществляется от всего сердца, без задних мыслей о собственных выгодах или преимуществах, то человек автоматически выполняет действия бескорыстно. Действия, мотивируемые эго, сокращаются, поскольку побуждения человека направлены на что-то вне его самого. Человек будет автоматически практиковать карма-йогу.
Такое посвящение действий чему-либо вне эго именуется бхакти йогой(1). Это очень мощная практика, которая подходит более эмоциональным людям. В этих обстоятельствах она близко родственна карма-йоге.
Однако не всякий чувствует явную преданность кому-либо или чему-либо. В этом случае вам следует стараться осознавать свои действия. Ведите себя как свидетель, как наблюдатель любой деятельности, как будто она происходит вне вас. Беспристрастно наблюдайте все мысли и физические действия и реакции. Это близко родственно отстранению и также ведет к растворению эго.
Любому, кто практикует или пытается практиковать карма-йогу, вовсе не обязательно верить в какую-либо религию или какое бы то ни было высшее бытие. С другой стороны, если у вас есть личные верования, вам нет нужды от них отказываться. Просто старайтесь во всех случаях действовать бескорыстно – подметая пол, сочиняя книгу, проводя научный эксперимент или выполняя домашние обязанности.
Эгоцентричное и бескорыстное действие
Мы будем рассматривать проблему эго весьма подробно, поскольку важно понимать, хотя бы на интеллектуальном уровне, в какой степени эго ограничивает наш опыт бытия и самих себя. Судя по всему, люди думают, что утрата эго приводит к бездеятельности и лени. Но в действительности, неэгоистичность может вести к прямо противоположным результатам: беспрестанной и неутомимой энергии и активности. Человек становится сверхэффективным в любой деятельности и работе, которую он выполняет. Ослабление эго ведет к спонтанной, интенсивной и постоянной деятельности, которая наиболее соответствует данной ситуации.
Саму суть карма-йоги составляет неэгоистичность – самоотверженная при бескорыстная работа, по крайней мере, в той степени, в какой человек на это способен. На самом деле, пока человек не начинает жить в состоянии медитации, в его действиях всегда должен быть элемент эгоизма. Когда чувство эго утрачивается хотя бы на короткое время, человек автоматически оказывается в состоянии более высокого осознания. Однако до этого момента вы должны только усердно практиковать карма-йогу – ничего больше. Старайтесь выполнять свою работу и принимать решения так, чтобы всякий раз соответствовать реальным ситуациям. В любых обстоятельствах поступайте наилучшим образом, вместо того, чтобы работать и действовать только для удовлетворения своих личных побуждений и желаний. Это поможет уменьшить силу эго. Все другие виды йоги – будь то бхакти йога, раджа йога, крийя-йога или еще какой-то метод – помогают ослабить власть, контроль эго. Все они нацелены на уменьшение полного и непреодолимого отождествления с индивидуальным умом и телом, хотя бы на непродолжительное время. Эти короткие периоды обостренного осознания и ослабленных состояний эго можно переносить в повседневную жизнь. Задача карма-йоги состоит в достижении ослабления эго или даже состояний отсутствия эго непрерывно в течение дня и ночи.
Нам приходится быть очень осторожными в выражениях, чтобы не возникало путаницы. Эго всегда должно существовать и действовать. Это необходимая часть комплекса ум-тело. Это та часть каждого индивида, которая координирует физические и умственные функции человеческого организма. Без эго в уме и теле наступил бы полный хаос. Каждый орган и каждая функция в организме действовали бы по своему усмотрению. Эго абсолютно необходимо для согласованного функционирования и гармонии ума и тела в целом. Само эго вовсе не плохо; именно чрезмерное отождествления человека со своим эго вызывает все проблемы.
Когда мы говорим, что человек должен ослабить эго, то имеем в виду, что следует уменьшить влияние, которое эго оказывает на внешние проявления или внутренние установки человека. То есть, следует позволить эго выполнять свои обязанности по поддержанию порядка в организме, но в то же время все действия и проявления человека во внешнем мире должны быть по возможности не связаны с эго. Поступки человека должны определяться не эгоистическими причинами, а тем, что диктует вся ситуация, окружающая среда, частью которой являются ум и тело. Эту мысль лучше всего пояснить с помощью аналогии. Возьмем человеческое сердце. Оно состоит из множества различных клеток, каждая из которых выполняет определенную и неизменную функцию. В некотором смысле, каждая клетка сердца обладает собственным независимым существованием. Представим себе, что они обладают эго. Что бы случилось, если бы каждая клетка начала действовать независимо, а не для общего блага сердца? Если бы каждая клетка отказывалась выполнять свои обязанности? Результат был бы катастрофическим. Сердце больше не могло бы функционировать как единое и согласованное целое. Оно бы утратило свою эффективность или даже полностью разрушилось. И по существу, именно это и происходит в случае рака. Индивидуальные клетки начинают своевольничать. Орган, в данном случае, сердце, перестает действовать как единое целое. Клетки, в каком-то смысле, подчиняются своим собственным эго и больше не посвящают себя или не приносят себя в жертву служению наилучшему функционированию органа, частью которого они являются[45]. Теперь давайте немного расширим аналогию и вместо отдельной клетки рассмотрим отдельного человека. Каждый человек имеет эго, так что психофизический организм сохраняет самотождественность, сравнительно неизменный облик и свойства. Это эго аналогично принуждающей силе внутри каждой клетки, удерживающей вместе и в определенной форме различные атомы и молекулы, благодаря чему клетка сохраняет индивидуальную самотождественность, в то же время являясь частью сердца. В идеале, каждый человек должен жертвовать собой для блага целого так же, как клетка жертвует собой для общего блага и гармонии всего организма. Когда человек выражает себя во внешнем мире, его цель – действовать таким образом, который наиболее способствует гармонии во внутреннем мире и в окружающем мире, частью которого является каждый из нас. Когда клетка действует эгоистично, в органе происходит расстройство и возникает заболевание. Когда люди действуют эгоистично, они порождают беспорядок в мире и в самих себе. Каждое эгоистическое действие способствует болезни, называемой мировым раком. С индивидуальной точки зрения, этот вклад может казаться незначительным, но совокупность эгоистических действии множества людей приводит к дисгармонии в мировом масштабе.
Есть и еще одно обстоятельство. Переставая действовать на общее благо сердца или другого органа, раковая клетка способствует собственной гибели. Ее эгоцентричное поведение приводит к расстройству функционирования и, в конечном счете, к разрушению органа, что, в свою очередь, влечет за собой прекращение материального существования клетки. Все себялюбивые поступки, как правило, ведут к умственному и физическому разрушению индивидуума. Действуя в соответствии с необходимостью, подчиняясь указанию целого, индивидуум идет по пути к более высокому осознанию. Более того, каждое самоотверженное и гармоничное действие помогает и другим людям идти по тому же пути, даже если они сами этого не осознают. Чем более бескорыстными вы становитесь, тем больше вы и другие приобретаете как в общем, так и в индивидуальном плане. Это парадоксально, но, тем не менее, это великая истина
Приведенная выше аналогия, возможно, была немного грубой, но все же она ясно иллюстрирует желательность самоотверженных действии и бесперспективность эгоистичных поступков.
Как человек узнает, какие действия будут оптимальными в данной ситуации? Этого можно достичь лишь постепенно, практикуя йогу и повышая свое осознание. Поначалу это трудно, практически невозможно, но со временем становится все легче и легче, и человек спонтанно совершает правильные, самоотверженные поступки. Когда вы только начинаете практиковать карма-йогу, сперва поставьте себе целью просто делать это в полную меру своих способностей. Наиболее подходящее действие и решение в любой ситуации требует осознания всех вовлеченных в нее факторов. Для этого нужны отстраненность, понимание и отсутствие желаний. У большинства людей так много личных предпочтении, желании и психологических проблем, что они способны видеть лишь ограниченную часть ситуации. Вследствие отсутствия гармонии, их ментальный аппарат вызывает неадекватные и неуместные реакции. Поэтому действия большинства людей редко бывают оптимальными для данных условий. Возможно, вы сами видели такие очевидные случаи, когда беспристрастно наблюдали со стороны за другими людьми. При отсутствии непосредственной вовлеченности можно составить более всестороннее и сбалансированное представление о проблеме. Заинтересованными людьми движут их собственные страсти, алчность, погоня за положением и т.д., и они стремятся получить от ситуации как можно больше для самих себя. В результате, окончательные действия и решения оказываются далеко не самими лучшими. Со стороны вы могли видеть, насколько эгоцентричными были подобные действия. С другой стороны, самоотверженное действие приносит наилучшие результаты в конкретной ситуации; оно полностью удовлетворяет всем вовлеченным в нее факторам. Но оно представляет собой спонтанный побочный продукт медитации, а пока что большинству людей следует изо всех сил стараться действовать не под влиянием эго.
Однако стоит указать, что даже совершенные действия с осознанием все равно могут причинять вред другим людям и окружающей среде. Это не может служить критерием эгоистичного действия. Даже великие святые, которые были воплощением самоотверженности, иногда причиняли вред другим людям. Но они делали это не по эгоистическим причинам. В этом вся разница. Они либо совершали в состоянии медитации наилучшее возможное действие, и его побочным результатом оказывалось причинение вреда некоторым людям, либо намеренно ранили другого человека без малейших эгоистических побуждений, но для его же собственного блага – например, чтобы пробудить его к более высокому опыту или устранить психологические блоки. В действительности, физическое уничтожение составляет часть жизни; оно постоянно происходит вокруг нас. Лев охотится на стадо зебр – в этом не участвует никакое эго. Зебра, которую он ловит – это просто та, что не была достаточно быстрой, чтобы спастись. Льву нужно питаться, и зебре приходится быть его пищей. Лев смотрит на стадо зебр и выбирает из них наиболее уязвимую; он видит конкретную ситуацию и действует в соответствии с ней. Его действие не омрачено неприязнью к одной конкретной зебре или ненавистью к зебрам вообще. Действие совершается потому, что его требуют обстоятельства. Возьмем еще один пример. Наш организм постоянно избавляется от мертвых клеток; это абсолютно необходимо для его здоровья. Совершается наилучшее возможное действие для поддержания эффективности и здоровья тела. Организм избавляется от клетки не потому, что она враждебна человеческому эго или не так хороша, как соседняя клетка, а потому, что она становится лишней. Клетка приносится в жертву потому, что это необходимо из соображений общего блага организма. В определенном смысле, это совершенное самоотверженное действие. Так и с человеческими поступками – они становятся совершенными, если не диктуются никаким личными, эгоцентрическими побуждениями. Они могут причинять какой-то вред, но сами действия будут оправданы ситуацией[46].
Таким образом, совершенные неэгоистические действия совершаются спонтанно в состояниях медитации и служат для общего блага, а не для ограниченной личной выгоды. Однако это – идеал, а пока что следует прилагать все усилия, чтобы к нему стремиться. В действительности, трудно сознательно воздерживаться от эгоистических действий, поскольку большинство людей привыкли к чувству индивидуальности и полностью пропитаны им.
Поэтому влияние эго должно преобладать. Практикуйте все виды йоги, включая карма-йогу, и старайтесь сохранять осознание в течение всего дня. Со временем власть эго будет автоматически уменьшаться. Вы начнете спонтанно совершать неэгоистические действия вследствие своего опыта и знания более глубоких аспектов бытия и своей взаимосвязи с другими людьми. Возможно, мы слишком подробно рассматривали проблему эго, однако это необходимо для того, чтобы упорно ослаблять его власть и влияние в человеческой жизни. Именно эго портит и принижает ваш опыт жизни, делает человека слепым к тому, что происходит внутри и вокруг него, и препятствует восхождению к более высокому осознанию. Вся суть карма-йоги состоит в том, чтобы уменьшать и, в конечном счете, устранять обусловленные эго побуждения и действия.
Очень легко полностью исказить идеи йоги и оказаться сбитым с толку их кажущимися противоречиями. Хорошим примером может служить идея отрешенности. Нередко говорят, что нужно отрешиться от мира и вести созерцательную жизнь. С другой стороны, мы слышим, что следует не отказываться от объектов и обязанностей, а полностью жить в мире, практикуя карма-йогу. Кажется, что между этими двумя точками зрения существует явное и неразрешимое противоречие. Но в действительности никакого противоречия нет – обе они говорят об одном и том же. Путаница возникает только из-за неверного истолкования. Некоторые люди отказываются от всего своего материального имущества и от своих обязанностей, считая, что это и есть отрешение. Вовсе не обязательно отказываться от вещей и действий мира. Следует стараться отречься не от действий и имущества, а от своей привязанности к ним. В этом смысл отрешения. Это отречение от привязанности к объектам, а не от самих реальных объектов или ситуаций. Между этими двумя смыслами существует большая разница.
Какой бы путь йоги вы ни избрали, первоначальная цель состоит в том, чтобы расслабить комплекс ум-тело, сделать его здоровым, ослабить чувство эго и добиться различных других родственных положительных изменений, о которых мы уже упоминали. Некоторые люди удаляются в уединенное место и начинают практиковать хатха-йогу и раджа йогу. Однако, как мы указывали ранее, этот метод подходит только для тех, у кого не слишком много внутренних конфликтов или прочных связей с миром. На это способны немногие, поскольку у большинства людей есть обязанности в мире и, так или иначе, не возникает сильного побуждения его покинуть. Кроме того, вовсе не обязательно становиться отшельником; продолжайте свою повседневную деятельность и практикуйте карма-йогу. В обоих случаях, живя в одиночестве или в повседневной суете, следует развивать чувство отрешенности. Это необходимо, чтобы получить максимальную пользу от любых практик йоги. Если человек уходит жить в пещеру, внешне отрекаясь от мира, но с глубокой внутренней тоской по мирским объектам и удовольствиям, то он обманывает себя и не продвинется в своей садхане. Это вовсе не отречение, поскольку он по-прежнему пребывает во власти сильных привязанностей. Для большинства людей духовный путь связан с пребыванием и действием в мире и практикой йоги, включая карма-йогу. Продолжайте участвовать во всем, что происходит в мире, ибо это – часть жизни и должно быть пережито. Почему бы нет? Но в то же самое время следует стараться стать более осознающим и отстраненным, чтобы взлеты и падения повседневной жизни оказывали на вас меньшее влияние. Цель состоит в выработке такой психологической установки, чтобы даже серьезные кризисы не могли поколебать вас в более глубоком смысле. Они могут влиять на вас поверхностно, но не глубоко. Это не значит, что вы должны стать подобным овощу, или бесчувственным и полностью безразличным; просто принимайте жизнь такой, как она есть – с ее конфликтами, лишениями и явной несправедливостью. Это и есть отрешенность.
Любой может начать вырабатывать позицию отрешенности. Царь или бродяга может отрешиться и по-прежнему жить в мире деятельности и обязанностей. Царь может быть окружен сказочным богатством и все равно быть отстраненным. В древней Индии было много царей, подобных Ашоке и Джанаке, которые были воплощением отрешенности. И наоборот, бродяга может быть полностью во власти привязанностей, даже хотя у него нет никакого материального имущества. Это так, если он постоянно жаждет объектов и удовольствий, которых у него нет, – настоящее отрешение представляет собой психологическую установку: оно не имеет никакого отношения к тому, чем человек обладает или не обладает.
Не означают ли непривязанность и отрешенность, что люди станут социально безответственными? Этот вопрос часто задают, критикуя идеи йоги. Нет, этого не произойдет. На самом деле, случится нечто прямо противоположное. Люди, достигающие большей отстраненности в реальном смысле этого слова, становятся более ответственными по отношению к обществу и человечеству в целом[47]. В Бхагавад Гите совершенно ясно говорится об этом:
«. он (тот, кто отрешился) радуется благополучию всех тварей»,
Иными словами, будучи отстраненным, человек лучше работает, и потому от этого более полно выигрывают все.
В ашраме есть два автомобиля – хорошие машины. Многие люди говорят: «Как могут санньясины в ашраме быть настоящими свами (духовными учителями), если они по-прежнему очень сильно привязаны к мирским материальным благам и поглощены ими?» Это совершенно неправильное понимание идеи отрешенности. Эти люди не могут понять, что нет никакой или почти никакой привязанности к самим автомобилям. Они находятся в ашраме из чисто практических соображений. Хотя их регулярно полируют и содержат в образцовом порядке, они считаются просто полезными объектами. В отношении к ним нет никакой сентиментальности или настоящей привязанности. Важна именно психологическая установка. Суть отрешения состоит в том, чтобы быть способным отречься от привязанности к объектам и по-прежнему иметь с ними дело.
Такую отрешенность необходимо развивать и воспитывать постепенно. Поначалу это будет очень ограниченная отрешенность, вероятнее всего, в большей степени на интеллектуальном, чем на каком-либо другом уровне. В ней будет мало глубины чувства. Но продолжая практиковать йогу, вы обнаружите, что отрешенность будет возникать сама собой и с все большей и большей силой. Продвигаясь по пути йоги, вы автоматически будете становиться более отстраненным.
В карма-йоге работа с полной отрешенностью называется нишкама карма – «самоотверженная работа». Хотя от нее не ожидают никаких благ, в действительности она приносит величайшие плоды – спокойствие ума, высшее осознание и знание.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Тема 1 Карма-йога (часть 1)
Тема 1 Карма-йога (часть 1) Карма-йога – это йога действия или труда. Её цель состоит в достижении интеграции, гармонии и единства через действие. Это тот путь йоги, который открыт для всех, поскольку всем нам приходится работать и заниматься разнообразной деятельностью,
Тема 1 Бхакти-йога (Часть 1)
Тема 1 Бхакти-йога (Часть 1) Бхакти-йога – это йога любви и преданности. Это преданность божественному, в какой бы форме или не-форме вы ни захотели его (или ее) видеть. Это может быть преданность истине, Богу, высшему, Брахману, абсолюту, реальности или любому другому
Тема 1 Бхакти-йога (Часть 2)
Тема 1 Бхакти-йога (Часть 2) Читая эту тему, вы должны помнить, что это – всего лишь слова. Слова, сколь бы хитроумно они ни были построены и связаны между собой, никогда не смогут передать смысл бхакти. Бхакти – это опыт, который вы должны познать самостоятельно. Если вы
Тема 1 Бхакти-йога (Часть 3)
Тема 1 Бхакти-йога (Часть 3) В сердце каждого человека заключено семя бхакти-йоги. Это нечто, скрытое в глубине любого из нас. Оно посажено в плодородную почву индивидуального существа и ожидает своего срока, чтобы прорасти и взойти, но сперва его необходимо напоить влагой
Тема 4 Медитация. Нада йога (Часть 1)
Тема 4 Медитация. Нада йога (Часть 1) Нада йога представляет собой отдельный путь йоги. Она близкородственна мантра йоге, джапа йоге, музыке и любому другому пути, использующему звук в своих практиках. В действительности, термин «нада йога» нередко используется для общего
Тема 5 Медитация. Нада йога (Часть 2)
Тема 5 Медитация. Нада йога (Часть 2) В глубинах нашего существа есть бесчисленные звуки на разных уровнях вибрации и тонкости. Эти звуки присутствуют всегда, но редко воспринимаются, поскольку ум постоянно направлен вовне, будучи полностью привлечен и поглощен внешними
Тема 2 Крийя-йога (Часть 1)
Тема 2 Крийя-йога (Часть 1) Крийя-йога – это система, которая всегда передавалась непосредственно от учителя ученику. Публикуя описание техник крийя-йоги, мы, по существу, нарушаем эту традицию. Однако мы считаем, что этот отход от традиции оправдан и даже необходим в
Тема 2 Крийя-йога (Часть 2)
Тема 2 Крийя-йога (Часть 2) В этой второй части мы обсудим жизненно важную тему осознания. Она составляет суть крийя-йоги, равно как и других медитативных техник. Средством сосредоточения ума является способность свидетельствования всех событий, внешних или внутренних, с
Тема 5 Йога-нидра (Часть 1)
Тема 5 Йога-нидра (Часть 1) Йога-нидра – это практика, которую можно широко применять в современном мире для того, чтобы повышать качество человеческой жизни и делать ее более счастливой. Эта простая и, в то же время, глубокая техника используется в следующих областях:1.
Тема 4 Йога-нидра (Часть 2)
Тема 4 Йога-нидра (Часть 2) Не является ли йога-нидра методом идеологической обработки? Этот вопрос задают многие люди. От подобных сомнений могут избавить только время и практика, а также более глубокое понимание механики и цели этой техники.Йога-нидра может быть методом
Тема 4 Йога-Нидра (Часть 3)
Тема 4 Йога-Нидра (Часть 3) В этом обсуждении мы будем, в основном, говорить о расслаблении и о психосоматических заболеваниях. Как мы вскоре объясним, эти два предмета тесно взаимосвязаны.В двух предыдущих уроках мы подчеркивали, как важно не спать во время практики нидра
Тема 5 Йога-нидра (Часть 4)
Тема 5 Йога-нидра (Часть 4) Большинство благотворных эффектов йога-нидры невозможно измерить научными приборами. Это особенно справедливо в отношении глубоких изменений, происходящих в уме. Однако различными научными тестами были обнаружены и измерены следующие
4. Совершенное исполнение предписанных обязанностей (карма йога)
4. Совершенное исполнение предписанных обязанностей (карма йога) Йога переводится с санскрита как «связь». Во всех ведических писаниях под связью понимается только связь с Богом. Например, карма йога — это деятельность, в которой человек трудится для Бога, с целью стать
# Карма йога
# Карма йога Карма йога есть путь действия. Это путь бескорыстного служения. Он ведет к Богу через самоотверженную работу. Это йога отречения от плодов деятельности.Карма йога учит нас, как быть непривязанными, работать ради самой работы и как использовать для большего
Карма-йога – йога труда
Карма-йога – йога труда Это йога действия, а точнее – йога труда. Слово «карма» означает «действие», «работа». Основная идея карма-йоги такова: человек должен трудиться не ради богатства, успеха или еще каких-то земных благ, а ради самой работы и приносимой ею пользы
Практика бескорыстной деятельности, или Карма-йога
Практика бескорыстной деятельности, или Карма-йога Карма – это материальная деятельность ради наслаждения ее плодами, а также последствия этой деятельности. Карми – это тот, кто действует ради наслаждения плодами своего труда.Ошо Раджниш любил рассказывать такую
Источник