Какое влияние оказывает эффект соперничества во время тренировок
Спорт — составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.
Основу спорта составляет соревновательная деятельность (система состязаний, соперничества). Условно понимают спорт в «узком» и «широком» смысле слова. Спорт в узком смысле слова — это собственно соревновательная деятельность , отличительными чертами которой является:
система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям (повышение ранга соревнований);
унификация состава действий, посредством которых ведутся состязания, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами;
регламентация поведения соревнующихся в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманный характер.
Спорт в широком смысле слова охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения в этой сфере деятельности, взятые в целом .
Эффект соперничества является важным социально-психологическим феноменом. Известно, что при большинстве производительных работ уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц.
Нечто аналогичное происходит и во время спортивных соревнований, когда соревновательная обстановка приводит к существенному изменению функционального состояния человека, происходит настройка на новый, более высокий уровень двигательной деятельности, большая мобилизация ресурсов организма.
Изменяются объективные показатели: ЧСС увеличивается до 130—140 уд/мин, легочная вентиляция возрастает до 20—30 л/мин, в 2—2,5 раза увеличивается потребление кислорода, повышается температура тела, артериальное давление, усиливается потоотделение. Все это способствует выведению организма на новый, более высокий функциональный уровень и повышает тренировочный эффект от физических упражнений.
Спорт выступает как средство удовлетворения зрелищных запросов человека. Интерес к крупнейшим международным соревнованиям, особенно к Олимпийским играм , которые транслируются по телевидению, очень большой.
Спорт — составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.
Сегодня за проведением крупнейших спортивных соревнований, особенно таких, как Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, наблюдает огромное количество людей на всей планете. Эти соревнования представляют собой захватывающее, интересное своей непредсказуемостью зрелище.
Спорт имеет большое агитационное значение , способствует привлечению к занятиям физическими упражнениями.
В связи с этим уместно привести высказывание основателя олимпийского движения француза Пьера де Кубертена (первые Олимпийские игры современности состоялись в Афинах 5—15 апреля 1896 г.). Он говорил: «Для того чтобы сто человек занимались физической культурой, нужно, чтобы пятьдесят человек занимались спортом, для того чтобы пятьдесят человек занимались спортом, нужно, чтобы двадцать человек специализировались в определенном виде спорта, а для этого нужно, чтобы пять человек показывали выдающиеся спортивные результаты».
В истории отечественного спорта было интересное событие — триумфальные показательные выступления наших гимнасток в 1973 г. в США. Сильнейшие гимнастки нашей страны ( Л. Турищева , О. Корбут
, Т. Лазакович
, Л. Богданова
, А. Кошель
и др.) выступили тогда в 8 крупнейших городах, и везде трибуны лучших спортивных залов, вмещающих, как правило, свыше 12 тыс. человек зрителей, были заполнены до отказа. Американские организаторы сами удивлялись такому успеху. Удивлялись тому, как удалось раскачать инертных домоседов, которые обычно предпочитают съесть обед, посмотреть кинофильм, не вылезая из автомашины, посмотреть, наконец, выступления по телевидению. Билетов, тем не менее, не хватало. В стране стали организовываться «клубы Ольги Корбут», в магазинах, не предполагавших такой спрос, было раскуплено все гимнастическое снаряжение и инвентарь. Руководители Федерации США не ошиблись, когда предполагали поднять интерес среди молодежи к этому не популярному в Америке виду спорта. Успех наших гимнасток был настолько большим, что мэр Чикаго, неудовлетворенный тем, что выступление в этом городе не было запланировано заранее, позвонил в Москву А.Н. Косыгину
(бывшему в то время председателем Совета Министров СССР) и договорился о выступлении в этом городе. Этот пример также иллюстрирует большое агитационное значение спорта.
В последние годы, в связи с увеличением количества международных соревнований с участием национальных команд, значительно повысилось престижное значение спорта . Спортивные успехи страны являются важным показателем социально-экономического и культурного развития страны.
Эффект соперничества является важным социально-психологическим феноменом. Известно, что при большинстве производительных работ уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц.
В педагогическом аспекте занятия спортом в большей степени способствуют приобщению занимающихся к интересам коллектива, воспитанию духовных качеств (самообладание, воля, самоорганизация и пр.), стимулируют эмоциональную активность.
Источник
Психологи рассказали, как спорт формирует характер
— Владимир, специалисты утверждают, что спорт оказывает большое влияние на формирование личности, характера человека. Так ли это?
В.Б.: Безусловно. Верно и обратное: психологическое состояние влияет на спортивные достижения. Этим вопросом занимается особая отрасль – психология спорта (или спортивная психология). С ее помощью можно активизировать индивидуальные качества спортсмена, которые помогут достичь высокого результата на соревнованиях. Также спортивная психология дает возможность эффективно выстраивать общение между спортсменом и тренером, участниками команды.
— Как именно спорт влияет на психологию человека?
Д.Н: Учит ставить цели и достигать их. Способствует развитию волевых качеств, самоорганизованности. Учит держать удар, правильно переживать не только победы, но и поражения. Во время занятий у человека вырабатывается важное умение анализировать причины неудач, делать работу над ошибками, преодолевать страх провала. И в итоге – побеждать. Это закладывает фундамент уверенности в себе.
— Будет ли человек применять эти качества только в мирных целях?
Д.Н: Спорт учит побеждать, но побеждать именно в рамках правил. Это позволяет понять, что существует что-то выше его собственных амбиций, уважать закон, корпоративную культуру, общечеловеческую этику. Спорт позволяет сформировать такие важные качества, как порядочность и честность.
— Это относится как к индивидуальным, так и командным видам спорта?
В.Б.: Командные виды спорта также способствуют развитию коммуникативных качеств. С их помощью человек учится работать в коллективе, достигать общих целей, а не только личных. Эти виды спорта воспитывают ответственность не только за себя, но и за команду, а в конечном итоге – за все общество.
Д.Н.: Но все-таки основная цель профессионального спорта – победа на соревнованиях и достижение высоких результатов. Развитие личности при этом – процесс, непосредственно связанный с этими достижениями.
— Следует различать спорт и физкультуру. Оказывает ли она влияние на психологическое состояние человека?
В.Б.: Реальность все больше переносит человека в мир виртуальный, отчуждая от собственных ощущений, чувств и желаний, заменяя их на концепцию «надо», «положено», «нормально», «так принято». В мире брендов теряется граница между «Я» и «Не Я». Частая жалоба на приеме у психолога: «Не знаю, как понять, чего я хочу на самом деле». Переключение внимания на собственное тело во время занятий физкультурой, позволяет выстраивать базовые представления о себе.
Д.Н.: Еще один важный фактор. Во время активных занятий вырабатываются эндорфины (в частности, бета-эндорфины), которые отвечают за хорошее настроение и самочувствие. Исследования показывают: если человек в депрессии начинает регулярно заниматься спортом, ему становится легче. Он выздоравливает быстрее, чем тот, кто только принимает лекарства или ходит к психотерапевту, но не активничает.
Источник
1.3 Влияние соревновательной деятельности на личность спортсмена
Часто говорят о роли спорта в становлении характера человека. Занятия любым видом спорта требуют развития у спортсмена определенных свойств характера. Обследование большой группы спортсменов – чемпионов и призеров Олимпиады 1964 года – показало, что наиболее отличительными особенностями их личности являются: высокая эмоциональная устойчивость, твердость характера, уверенность в себе, сознательность, самоконтроль, самостоятельность в оценке сложных ситуаций, настойчивость и упорство, стремление занять руководящее положение в группе, инициативность и смелость действий.
Однако здесь есть и другая сторона. Как уже сложившийся характер того или иного спортсмена влияет на его соревновательную деятельность?
Многие исследователи пытались установить взаимосвязь между определенными чертами характера и успешностью соревновательной деятельности спортсмена.
В результате исследования факторов, влияющих на психологическую готовность к соревнованию спортсменов, занимающихся различными видами спорта, были выделены люди с высокими показателями устойчивости. Педагогически значимые качества личности высокоустойчивых спортсменов отличаются от остальных групп спортсменов и не спортсменов. У высокоустойчивых выше, чем у обычных спортсменов: эмоциональная устойчивость, коллективизм, совестливость, проницательность, самоконтроль.
И ниже, чем у обычных спортсменов: агрессивность, депрессия, сексуальность, невротичность, беспечность, подозрительность, чувство вины, самостоятельность, напряженность.
Среди высокоустойчивых спортсменов преобладают лица с сильной и подвижной нервной системой, высокой экстравертированностью и общительностью, гипертимной акцентуацией характера. Из высокоустойчивых спортсменов можно выдвигать положительных лидеров, на них можно делать упор при формировании коллектива из диффузной группы.
Соревновательная деятельность спортсмена существенно отличается от тренировочной, так как соревнование является достаточно трудным условием для выполнения физических упражнений. Для одних спортсменов соревнование представляет собой серьезное и трудное испытание, для других является естественной деятельностью. Это в определенной степени определяется таким свойством личности как состязательность.
Влияние соревновательных условий на результативность деятельности спортсмена имеет объективную основу. Психическое напряжение, возникающее в соревновательных условиях и представляющее собой эмоциональный фон, обусловливает возникновение специфического физиологического фона, который приводит к сдвигам в деятельности функциональных систем организма, в частности, к изменению чувствительности двигательного анализатора, эффективности реализации особенностей внимания и некоторых других факторов, оказывающих существенное влияние на результативность соревновательной деятельности спортсмена.
Во время соревнований у спортсмена возникает психическое напряжение, вызывающее длительное рефлекторное напряжение мышечных групп, прежде всего антагонистов тех мышц, которые выполняют наиболее важные функции в соревновательной деятельности. Для преодоления возросшего сопротивления спортсмену приходится затрачивать дополнительные усилия, приводящие к нерациональному расходованию энергетических ресурсов.
Соревновательная деятельность спортсмена имеет существенные отличия от тренировочной деятельности, заключающиеся в следующем:
соревнования всегда значимы для спортсменов;
публичность соревнования, присутствие зрителей придают деятельности новое свойство, отличающееся от тренировочных занятий;
соревнования представляют собой ситуацию с повышенной степенью неопределенности;
противоборство соперника, желающего выиграть;
лимит времени для принятия и исполнения решений.
Результативность соревновательной деятельности в определенной степени обусловливается вниманием спортсмена. В психологии спорта различают узкое внимание, характеризующееся полной сосредоточенностью на предмете, и широкое, не столь интенсивное. В различные моменты спортивного состязания внимание может быть направлено на внешние объекты или на внутренние ощущения или мысли.
В соревновательной деятельности очень ярко проявляются эмоции, влияющие на результативность деятельности спортсмена. Значение эмоций в спортивных соревнованиях велико: они являются необходимым психическим условием активной борьбы за результат. Без эмоций не может осуществляться соперничество, активные. Возникновение эмоций (стенических, астенических) обусловливается мотивацией спортсмена.
Эмоции выполняют функции уравновешивания организма с внешней средой и рассматриваются как приспособительная реакция саморегуляции организма. Эмоции связаны с процессами возбуждения и торможения и способны как стимулировать, так и угнетать физиологические процессы.
Результативность соревновательной деятельности во многом определяется психической надежностью спортсмена. В.Э. Мильман выделяет следующие ее составляющие:
1)соревновательно-эмоциональная устойчивость, определяющая адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций в соревнованиях;
2)саморегуляция, проявляющаяся в способности произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и функциональной сферах;
3)мотивационно-энергетический компонент, отражающий состояние внутренних потребностей, способствующих более полному проявлению возможностей спортсмена;
4)помехоустойчивость, характеризующая устойчивость функционального состояния и двигательных компонентов в ситуациях различной напряженности.
Для спортсменов, фактором, определяющим психическую надежность спортсмена, является соревновательно-эмоциональная устойчивость и мотивационно-энергетический компонент.
Эти составляющие психической надежности, как показывают исследования В.Н. Смоленцевой, более успешно развиваются на этапе начальной спортивной специализации, чем на этапе спортивного совершенствования.
В структуре перечисленных способностей важная роль принадлежит психорегуляции спортсмена, проявляющейся в мобилизации психики на действия и устойчивость против сбивающих факторов.
Горбунов также описывает дополнительные факторы, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на спортсмена. Если при привычной тренировочной нагрузке, далекой от максимума объема и интенсивности, у спортсмена наблюдаются явные признаки первой стадии психического перенапряжения, то причины его надо искать в дополнительных факторах. Ими могут быть:
Значимость соревнований. Она определяется многими факторами, но в первую очередь соотношением цели уровнем подготовленности спортсмена. Спортсмен испытывает напряжение тем больше, чем меньше вероятность достижения цели. Другими словами, чем выше цель и чем ниже уровень подготовленности, тем сильнее будет предсоревновательное напряжение. Эти два фактора обуславливают, так сказать, абсолютную значимость соревнований независимо от их ранга и состава участников.
Состав участников соревнований– фактор, тесно связанный с первым. Наличие сильных соперников повышает их значимость, предъявляет высокие требования к наличию или отсутствию информации о них. Поскольку неопределенность всегда вызывает излишние напряжения, необходимо иметь вполне конкретную информацию о составе участников. Но эта информация должна быть не только необходимой, но и достаточной. Наибольшей высоты напряжение достигается в тех случаях, когда ожидается острая борьба между равными по силам спортсменами.
Организация соревнований.Торжественное открытие, предсоревновательные ритуалы, регламент соревнований, своевременность стартов, объективность судейства, зрители, их поведение и количество могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на динамику предсоревновательных и соревновательных состояний спортсменов, что определяется их опытом и индивидуальными особенностями.
Поведениелюдей, окружающих спортсмена (и особенно тренера). Случайно брошенное необдуманное слово, раздражительный тон, отчетливое проявляемое волнение, суетливость, избыточная и несвоевременная мотивация (особенно со стороны руководителя), колкости, едкие замечания, запугивания, завышенные обещания, негативные оценки, преждевременное объявление планируемого результата – все это оказывает существенное влияние на состояние спортсмена.
Индивидуально психологические особенности спортсмена главным образом те, которые определяются такими свойствами нервной системы, как сила – слабость, уравновешенность – неуравновешенность.
Степень овладения способами саморегуляции. Умелое и своевременное использование способов саморегуляции может нивелировать многие из факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на состояние спортсмена в период соревнований.
Исполнение целесообразного ритуала предсоревновательного поведения. Реализация закрепившейся последовательности действий в день соревнований и перед стартом тех действий, которые в предыдущих соревнованиях завершались успехом, тем более триумфом, вселяет в спортсмена уверенность, благотворно влияет на динамику психического напряжения.
Психологический климат в коллективе, характер и особенности взаимоотношения его членов.
Среди факторов, которые влияют на результаты соревновательных выступлений, А.Л. Меньщикова выделила публичность соревнований.
Публичность соревнований– это отражение в сознании и психическом состоянии спортсмена общественных условий соревновательной деятельности, связанных с психологическим воздействием публики и соревновательного стресса.
Формирование и развитие у спортсменов коммуникативного потенциала предполагает способность сознательно управлять эффектами социальной фасилитации. Под этим подразумевается сознание спортсменом своих возможностей в ситуации выступления перед широкой аудиторией, сопровождаемое положительным эмоциональным состоянием. Спортсмен чувствует и видит свою связь со зрителями, вступая с ними в незримую психологическую связь, он стремиться подчинить своему влиянию коммуникативную ситуацию и тем самым получить определенные преимущества перед соперниками. При этом влияние публики репрезентирует для спортсмена влияние социальной макросреды, например, социально – психологическую поддержку его народа, общества, что активирует мотивы достижения и патриотические чувства спортсмена.
Таким образом, принято считать, что спорт положительно влияет на формирование и развитие личности. Отмечалось, что участие в спортивных соревнованиях способствует воспитанию упорства, ценных моральных и волевых качеств, мужественности и т. п. Исследования в этом направлении еще только развертываются, но полученные данные уже должны заставить задуматься, прежде чем дать оценку действительной роли спорта в жизни ребенка или юноши. Спортивная деятельность – это всегда специальная деятельность в определенном виде спорта. Спортивные качества, которые вырабатываются в ее процессе, зависят от особенностей данного вида спорта. Спортсмен в процессе своей тренировки старается, прежде всего, развить те качества, которые необходимы для данного вида спорта, а другие – развивает только постольку, поскольку они являются основой для успешной работы его в своем виде спорта.
Влияние соревновательных условий на результативность деятельности спортсмена имеет объективную основу. Психическое напряжение, возникающее в соревновательных условиях и представляющее собой эмоциональный фон, обусловливает возникновение специфического физиологического фона, который приводит к сдвигам в деятельности функциональных систем организма, в частности, к изменению чувствительности двигательного анализатора, эффективности реализации особенностей внимания и некоторых других факторов, оказывающих существенное влияние на результативность соревновательной деятельности спортсмена. Часто говорят о роли спорта в становлении характера человека. Занятия любым видом спорта требуют развития у спортсмена определенных свойств характера.
Спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.
Таким образом, поведение спортсменов в ситуации тренировки и соревнований испытывает на себе значительное влияние факторов психической природы. Данные факторы способны как мобилизовать спортсмена, повысить эффективность его деятельности, так и, наоборот, снизить ее. Наиболее детально проблема влияния психических факторов на эффективность спортивной деятельности исследована в рамках проблемы надежности, поэтому представляется целесообразным обратиться к анализу данного понятия. Основные виды спортивной деятельности всегда связаны с определенными двигательными действиями – физическими упражнениями. Их отличительной особенностью является специальная направленность на решение задач физического воспитания (развитие и совершенствование физических качеств человека). Одновременно физические упражнения способствуют совершенствованию и морально-волевых качеств личности.
Источник