Какое двигательное действие первобытного человека являлось первым осознанным физическим упражнением
§ 1. Физическая культура первобытного общества
Охота — как предпосылка возникновения и развития физических упражнений
Предыстория физических упражнений относится еще к тому времени, когда жизнь человека заключалась в обеспечении условий существования, т.е. пропитания и безопасности, что обусловливалось прежде всего биологическими инстинктами. Памятники материальной культуры позволяют предполагать, что первобытный человек-неандерталец произошел приблизительно 150 тыс. лет назад. В это время человек уже мог изготавливать и использовать простейшие орудия из камня, кости, дерева.
На протяжении всего этого периода (палеолита) охота являлась важнейшей деятельностью человека, которой подчинялись все остальные формы существования. Охота активизировала действия человека, вырабатывала физическую выносливость, стойкость, пониженную чувствительность к травмам и болевым ощущениям, развивала наблюдательность. История древней охоты представляет собой состязания человека с животным миром на протяжении тысячелетий.
Физическая культура возникла в процессе развития орудий охоты, которые позволили охотиться на крупных животных. Это произошло в период мезолита (ок. 10-5 тыс. до н.э.) в связи с появлением костяных наконечников, зубчатых острог. На основе многотысячелетнего опыта человек пришел к выводу, что отдельные двигательные действия приводят к успеху на охоте, а другие — нет. И посему возникла необходимость в качественных двигательных навыках, которые могли сформироваться при условии предварительных упражнений и которые могли принести успех на охоте. Такая жизненная обусловленность, наряду с магическими верованиями в необходимость предварительной победы над зверем, привела к изображению животных на стенах пещер, скалах, песке и метанию в них орудий охоты. Подтверждением этому может служить найденная в пещере Монтеспан (Франция) «израненная» глиняная фигура медведя без головы. Подобные памятники зверей встречаются в разных уголках планеты (пещера Альтамира в Испании, на горном плато Тас-сили в Сахаре, в Италии, Англии, Германии, Алжире, в Сибири, в Костенках на Дону). Таким образом, можно утверждать, что метание являлось первым осознанным физическим упражнением, действием первобытного человека.
Своеобразным этапом в развитии первобытного общества было изобретение лука (приблизительно 12 тыс. лет до н.э.), давшее возможность более эффективно охотиться, делать значительные запасы мяса, что позволило перейти к формированию оседлых мест проживания. На наскальных рисунках в Африке, Испании появляются стрелки из лука, охотящиеся на животных. В это же время на рисунках появляются и фигурки борющихся людей. Вероятно, здесь уже можно говорить о каких-то организованных формах физического воспитания. Связано это было, по-видимому, с необходимостью военной подготовки.
Трудовая деятельность и ее влияние на возникновение элементов физической культуры
Последующий период в развитии физической культуры в первобытном обществе выделяется в эпохи мезолита и неолита (ок. 8-3-го тыс. до н.э.), когда формируются центры родового общества. Основными источниками существования становятся земледелие и животноводство. В связи с новыми формами жизнедеятельности теряют свое значение предыдущие элементы физической культуры и появляются новые виды упражнений. Например, для народов, занимавшихся животноводством, перестали представлять важность длительный бег, преследование дичи, метание, прыжки через препятствия. Первостепенными становятся умения ездить верхом, управлять лошадью, участие в верховых охотах. Земледельческие общины стали проявлять больше интереса к различным силовым упражнениям: поднятию и переноске тяжестей, борьбе, а также ритуальным танцам, связанным с различными языческими верованиями, в частности с богами плодородия.
Обряды посвящения и их роль в физическом воспитании молодежи
Особая роль в физической подготовке тогдашней молодежи отводилась обрядам посвящения (инициаций), которым предшествовала длительная воинская подготовка. Происходило это в условиях распада родового общества и торжества военной демократии.
Акты посвящений призваны были переводить юношей в разряд взрослых мужчин, воинов рода. И поэтому к посвящаемым предъявлялись повышенные требования по смелости, ловкости, выносливости и силе.
К примеру, у племени восточноафриканских вахумов необходимым условием при посвящении во взрослые было умение прыгнуть вверх выше своего роста.
На одном из островов архипелага Новые Гебриды устраивались «прыжки с вышки» на суше. Участники состязаний должны были прыгнуть головой вниз с высоты около 30 метров. К их ногам привязывались веревки из лиан, другие концы которых прикреплялись к вершине вышки. Веревки были отмерены таким образом, что они растягивались до самой земли, а затем сокращались, не дойдя до земли, и подбрасывали прыгуна вверх. Тем не менее участие в этом действии требовало немалого мужества от юношей. Не осмелившиеся пройти его не имели права появляться в обществе мужчин.
Норвежский путешественник Карл Лумхольц отметил исключительные качества выносливости у индейцев племени тарахумары, живших на горных склонах северной Мексики, способных преодолевать без отдыха расстояния в несколько сот километров. Уже в наше время мексиканцы хотели использовать способности тарахумаров, чтобы отличиться в состязаниях по марафонскому бегу на Олимпийских играх 1928 г. (Амстердам). Однако индейцы разочаровали их, придя к финишу во второй половине участников, хотя и без каких-либо внешних признаков усталости. Очевидно, бег на результат не являлся их целью.
Такой же выносливостью отличались племена бушменов из Африки, которые устраивали охоту на животных посредством бега. В то время как бушмены, сменяя друг друга, длительно бежали в равномерном темпе, неразумное животное то ускорялось, то останавливалось, то опять ускорялось. В конце концов изнемогающему зверю давали возможность прилечь на прохладную землю, где его разгоряченное тело быстро остывало, мышцы коченели, и тогда подкравшиеся бушмены добивали его дубинками.
Постепенно в рамках обрядов посвящений, наряду с самими церемониями посвящения, на первый план выдвинулись состязания между участниками. Возникают постоянные центры ритуальных посвящений. Наиболее известные из них: Олимпия в Южной Греции, Карнак в Египте, Стоун-хендж в Южной Англии, Ваце около Загреба (Хорватия), Регей в Швеции. В Куфферне найдено бронзовое ведро (ок. VI тысячелетия до н.э.) с изображением упражнений с отягощениями, состязаний на колесницах и скачек. Предполагается, что там также находился центр проведения обрядов посвящения у кельтов. Определились лица, ответственные за проведение обрядов посвящений. В некоторых родовых обществах даже проводились испытания по выбору вождей племени на основе сравнения их физических данных.
Во время распада родового строя, при выделении родовой и военной верхушки, военно-физическая подготовка становится ввиду появления большего количества свободного времени, основным занятием родовой аристократии. Рядовые члены общества постепенно отстраняются от общественной жизни, участия в состязаниях, играх. Занятия физическими упражнениями становятся уделом правящего сословия. Связь физиче ского воспитания и труда утрачивает свое значение, физическая подготовка военизируется, приобретает сословный характер.
Таким образом, в развитии физической культуры первобытного общества выделяются два наиболее качественных этапа. Первый — с изобретением метательных орудий — привел к обособлению от непосредственной охоты системы двигательных действий, ее предварительной подготовке, физическому воспитанию. На втором этапе — во время разложения родового общества — возникли формы военно-физической подготовки, отбора как средства общественного подчинения одних групп людей другим.
Источник
Вопрос №2:Физическая культура в первобытном и общинном строе.
Вопрос №1:Возникновение и развитие физической культуры, ее причины и значения.
Ответ: Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
Возникновение физической культуры как части общечеловеческой культуры обусловлено материальной жизнью первобытного общества, причем этот процесс протекал при взаимодействии характера и уровня первобытного производства (охоты, рыболовства, собирательства), составляющих объективный фактор, и сознание человека, являющегося фактором субъективным. Человек на протяжении многих тысячелетий находился в условиях «состязания» в силе, быстроте, ловкости и выносливости со многими видами животных. Охота, собирательство, рыболовство вырабатывали физическую стойкость, пониженную чувствительность к травмам развивали наблюдательность, пополняли практические знания. Изготовление и применение охотничьих орудий также требовали должного физического развития человека, определенных двигательных навыков. Первобытная техника постепенно изменялась — увеличивалась скорость движений в связи с употреблением метательного оружия.
Археология свидетельствует, что слабая техническая вооруженность заставляла человека в период палеолита действовать коллективно. Еще в условиях родового строя греческие племена уделяли большое внимание физическому воспитанию, а также различным соревнованиям. Сила, ловкость, выносливость, храбрость ценились очень высоко, так как это значительно повышало боеспособность воинов. Исходя из своих религиозных представлений, греки считали, что и боги очень любят физическую силу и проявление ее в состязаниях, поэтому соревнования атлетов очень рано становятся частью религиозных обрядов.
До 12 лет дети воспитывались в семье. Отец обучал сына ведению домашнего хозяйства, владению оружием, заботился о воспитании у него таких высокоценимых в Риме качеств, как преданность Родине, послушание, скромность. Средствами физического воспитания были народные игры и упражнения (бег, метания, борьба, фехтование и др.). Получив воспитание в семье, в школах и достигнув 16— 17-летнего возраста, римские юноши вступали в армию. Система военно-физической подготовки воинов отличалась своим совершенством. Молодые воины и новобранцы рано утром и после полудня упражнялись в применении всех видов оружия. Более взрослые и уже обученные воины упражнялись один раз в день. Использовались следующие упражнения: бой на мечах, упражнения с применением чучел, боевые упражнения с палками, обучение прыжкам при нанесении ударов, умение в три приема подниматься на щит и вновь за ним скрываться, метание копий в чучело, стрельба из лука и метание с помощью пращи в цель, метание специальных боевых свинцовых шаров. Воины часто рубили лес, носили различные тяжести, преодолевали препятствия, плавали, совершали марши в полном походном снаряжении. Человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению ученых, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры»
Вопрос №2:Физическая культура в первобытном и общинном строе.
Ответ:В основе всей первобытной физической культуры как части общей культуры лежал труд, который носил коллективный характер. Общество еще не делилось на классы, не знало эксплуатации и частной собственности на орудия и средства производства. В прочесе общественного труда постепенно совершенствовался язык и мышление человека, развивались его физические качества, становилась понятной зависимость между подготовкой к труду и его результатом.
В первобытном обществе зарождаются различия в воспитании девочек и мальчиков; эти различия находят свое выражение в играх. Так, например, мальчики играют в охоту, в ходе игры они устраивают погоню, засады. Девочки заняты играми, отражающими быт и труд матери. С возникновением религиозных верований элементы физической культуры связываются с религиозными обрядами. Появляются культовые танцы, пляски, игры. Физические упражнения и игры начинают занимать большое место в жизни первобытных людей, постепенно превращаясь в важнейшее средство воспитания подрастающего поколения. И чем выше поднимался человек в своем социальном и биологическом развитии, тем все более совершенствовалась система воспитания подрастающих поколений; физические упражнения и игры становились неотъемлемой частью этой системы.
Развитие производительных сил привело к возникновению частной собственности. Происходят столкновения между племенами, что влечет за собой необходимость специальной военно-физической подготовки молодежи. Военные вожди и родовая аристократия начинают все больше уделять внимание военно-физическому воспитанию в своей среде. Таким образом, разделение общества на классы, физическое воспитание как часть общего воспитания, начинает принимать классовый характер. Физическое воспитание в условиях первобытного строя, несмотря на примитивный характер, имело существенное значение в формировании умственных и физических качеств первобытного человека. Игры и физические упражнения способствовали развитию мышления, развитию смекалки и сообразительности, воспитанию привычек к организованным действиям. Физическая культура первобытного общества носила бесклассовый бытовой характер, была доступна всем членам общества.
Таким образом, для физической культуры первобытного общества характерно следующее:
1) создание (зарождение) физических упражнений, т. е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;
2) в развитии физической культуры дважды наблюдался качественный скачок: в период появления охоты на крупных животных и в период разложения первобытного строя;
3) ценности физической культуры принадлежали всему обществу, т. е. она носила бесклассовый характер;
4) в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т. е. о ее зачатках; физические упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.
В развитии физической культуры первобытного общества выделяются два наиболее качественных этапа.
Первый — с изобретением метательных орудий — привел к обособлению от непосредственной охоты системы двигательных действий, ее предварительной подготовке, физическому воспитанию.
На втором этапе — во время разложения родового общества — возникли формы военно-физической подготовки, отбора как средства общественного подчинения одних групп людей другим.
Источник
Какое двигательное действие первобытного человека являлось первым осознанным физическим упражнением
Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80 — 8 тыс. лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности.
Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что они направлены на развитие наших собственных физических кондиций, т. е. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т. п. А физический труд, например, своей целью ставит изготовление определенного продукта. Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в значительной степени зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть самым различным (в том числе и отрицательным).
Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.
В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка — двигательная деятельность является естественной потребностью человека.
Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания), кроме того, выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, так как они не являлись собственно трудом, военным делом и др.
Охота на мамонта, приблизительно 15—12 тыс. лет до н.э.
Большинство современных видов физкультурно-спортивной деятельности уходит своими корнями в трудовую деятельность (игры с мячом, поднятие тяжестей, охота, стрельба из лука и др.), в военное дело (стрельба, метания, бег на различные дистанции, единоборства, современное пятиборье и др.), в необходимость преодолевать значительные расстояния, препятствия, естественные силы природы (конный спорт, гребля, конькобежный и лыжный спорт, кросс, плавание, барьерный бег и др.). Накопленный жрецами, знахарями опыт врачевания дал толчок к возникновению лечебной физической культуры, массажа, спортивной медицины, гигиены.
Иллюстрация охотничьей магии. Среди сохранившихся охотничьих племен еще и в наши дни живы древние магические традиции. Отправляющиеся на охоту мужчины совершают имитирующие охоту движения вокруг подобия кенгуру
Таким образом, для физической культуры первобытного общества характерно следующее:
1) создание (зарождение) физических упражнений, т. е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;
2) в развитии физической культуры дважды наблюдался качественный скачок: в период появления охоты на крупных животных и в период разложения первобытного строя;
3) ценности физической культуры принадлежали всему обществу, т. е. она носила бесклассовый характер;
4) в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т. е. о ее зачатках; физические упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Борис Романович Голощапов. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 312 с. Глава I. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНОМ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ. С. 6-8.
Источник