Какие способности возможно развивать занимаясь атлетической гимнастикой

«Влияние занятий гимнастикой на организм занимающихся и развитие их двигательных способностей»

«Влияние занятий гимнастикой на организм занимающихся и развитие их двигательных способностей»

Цель: формирование разносторонней развитой личности, способной активно использовать ценности гимнастики для укрепления и сохранения здоровья.
Задачи:
— выработать общую и силовую выносливость мышц туловища и повысить уровень физической работоспособности;
— воспитание сознательное отношение к сохранению своего здоровья;
— сохранение и укрепления здоровья дошкольников.

Влияние занятий спортивно-оздоровительной гимнастикой на организм занимающихся.
Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, постоянное присутствие в окружающей среде агрессивных микроорганизмов ослабляют здоровье школьника. Вот почему так важно укреплять защитные силы организма всеми доступными способами — сбалансированным питанием, своевременным лечением различных недугов, профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности.
В условиях развития технического прогресса с появлением компьютеров, смартфонов и прочих «девайсов», облегчающих труд и повседневную жизнь школьника, физическая активность школьника резко сократилась по сравнению даже с ближайшим прошлым десятилетием.
Это ведёт к постепенному снижению функциональных способностей школьника, ослаблению его скелетно-мышечного аппарата, изменениям в работе внутренних органов — изменениях, к сожалению, в худшую сторону. Недостаток движения и энергозатрат приводит к сбоям в работе всех систем (мышечной, сосудистой, сердечной, дыхательной) и организма в целом, способствуя возникновению различных заболеваний. Вот почему столь важным оказывается влияние спорта на здоровье школьника. Физкультура и спорт иногда становятся единственными доступными человеку формами двигательной активности, с помощью которых удовлетворяется природная потребность школьника к движению и нагрузкам.

Влияние движения на системы и органы.
Итак, спортивно-оздоровительная гимнастика влияет на здоровье школьника по следующим причинам:
1.Укрепляется опорно-двигательный аппарат: увеличивается объём и силовые показатели мускулов, кости скелета становятся более устойчивыми к нагрузкам. В процессе тренировок или при занятиях гимнастикой улучшается кислородное питание мышц, включаются в работу кровеносные капилляры, которые в покое не задействованы — больше того, образуются новые кровеносные сосуды. Под влиянием регулярных тренировок изменяется химический состав мышечных тканей: в них увеличивается содержание энергетических веществ, что приводит к интенсивным обменным процессам, синтезу протеинов и образованию новых мускульных клеток. Систематические занятия препятствует развитию таких заболеваний органов опоры и движения, как остеохондроз, грыжи межпозвоночных дисков, артроз, атеросклероз, остеопороз.
2.Укрепляется и развивается нервная система. Это происходит за счёт увеличения ловкости, быстроты и улучшения координации движений. Занятия гимнастикой способствуют постоянному формированию новых условных рефлексов, которые закрепляются и складываются в последовательные ряды. Организм обретает способность приспосабливаться к более сложным нагрузкам и совершать упражнения более эффективным и экономным образом для достижения нужных результатов. Скорость нервных процессов увеличивается: мозг учится быстрее реагировать на раздражители и принимать верные решения.
3.Улучшается работа сердца и сосудов. Влияние гимнастики на организм школьника делает сердце и сосуды более выносливыми. Тренировки заставляют все органы работать в интенсивном режиме. Мышцы при нагрузках нуждаются в повышенном кровоснабжении, что заставляет сосуды и сердце перекачивать больший объём насыщенной кислородом крови за единицу времени. В покое сердце выталкивает в аорту примерно 5 л крови за одну минуту: при тренингах это количество увеличивается до 10 и 20 л. Сердце и сосуды у занимающегося гимнастикой школьника быстро привыкают к нагрузкам и так же быстро восстанавливаются после них.
4.Улучшается работа органов дыхания. При физических нагрузках ввиду увеличения потребности тканей и органов в кислороде, дыхание становится более глубоким и интенсивным. Количество воздуха, проходящего через органы дыхания за минуту, увеличивается с 8 л в состоянии покоя до 100 л при занятиях спортивно-оздоровительной гимнастикой. Увеличивается и жизненная ёмкость лёгких.
5.Повышаются иммунитет и улучшается состав крови. У регулярно тренирующихся школьников количество эритроцитов увеличивает с 5 млн в одном кубическом мм до 6 млн. Повышается также уровень лимфоцитов (белых телец крови), задача которых — нейтрализация вредоносных факторов, поступающих в организм. Это прямое доказательство того, что спорт укрепляет защитные силы — способность противостоять неблагоприятным условиям среды. Физически активные школьники болеют реже, и если подвергаются агрессии бактерий или вирусов, то справляются с нею гораздо быстрее.
6.Улучшается метаболизм. Тренированный организм лучше регулирует содержание сахара и прочих веществ в крови.
7.Меняется отношение к жизни. Физически активные школьники более жизнерадостны, менее подвержены резким сменам настроения, раздражительности, депрессиям и неврозам.

Читайте также:  17 медитация джона донна

Развитие двигательных способностей у детей младшего школьного возраста.
В ходе обучения движениям дети накапливают определенный двигательный опыт, что облегчает процесс овладения новыми, более сложными умениями и навыками. Развитие физических качеств — одна из важнейших задач, стоящих перед физическим воспитанием в младшем школьном возрасте. В наибольшей мере это касается быстроты и ловкости, так как обучение у младших школьников совпадает с периодом, наиболее благоприятным для интенсивного развития именно этих качеств. В развитии выносливости главной задачей является способствовать повышению аэробных возможностей организма детей и на этой основе обеспечить рост общей выносливости. Задачи в развитии силы связаны прежде всего с формированием осанки и укреплением отстающих в развитии мышечных групп. Гибкость у младших школьников следует поддерживать в оптимальных пределах с тем, чтобы ее показатели не снижались по мере естественного возрастного уменьшения эластичности тканей и увеличения мышечной массы.
Пробуждение интереса к спортивно-оздоровительной гимнастике — задача, которую следует решать уже в начальной школе, так как привычки, заложенные в детстве, весьма прочны. Стойкий интерес к физическим упражнениям у детей может быть вызван только тогда, когда занятия будут приносить им радость. Упражнения гимнастики призваны обогатить двигательный опыт детей и способствовать развитию физических качеств.
Элементы акробатики, упражнения в равновесии, разнообразные прыжки, упражнения в равновесии — далеко не полный перечень средств для развития силы, ловкости, быстроты и обучения умениям и навыкам, предусмотренным программой. Подвижные игры представляют собой очень важный раздел в ряду средств физического воспитания младших школьников. Подвижные игры должны способствовать закреплению и совершенствованию изученных упражнений или решать самостоятельные задачи по развитию физических качеств.
При воспитании скоростных качеств следует стремиться развивать у детей способность к высокому темпу движений, что сделать в старшем возрасте будет уже чрезвычайно трудно. Игровой и соревновательный методы как нельзя лучше способствуют решению этой задачи. Следует отдавать предпочтение целостным двигательным действиям и избегать узкоспециальных упражнений.
В развитии силы у младших школьников основным следует считать метод повторных усилий. Когда упражнение повторяется многократно (8—12 раз), то это способствует утолщению мышечных волокон и росту мышечной массы. Большое внимание необходимо уделить мышечным группам, которые формируют осанку. Здесь приемлемы и кратковременные статические упражнения.
Воспитание ловкости через увеличение запаса двигательных умений и навыков и путем приобретения способности быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с меняющейся обстановкой — процесс довольно продолжительный. В этой связи к развитию ловкости у детей следует приступать как можно раньше: желательно с приходом их в школу.
Воспитывать ловкость следует в подготовительной и в начале основной части урока. При выполнении сложных по координации упражнений сериями интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления. Из числа методических приемов, которыми пользуются для развития ловкости в процессе физического воспитания младших школьников, можно рекомендовать: а) применение необычных исходных и конечных положений при выполнении упражнений; б) «зеркальное» выполнение упражнений; в) выполнение упражнений в равновесии.
Воспитание гибкости у младших школьников, как правило, не составляет проблемы в связи с высокой степенью эластичности тканей, отсутствием мощной мускулатуры и другими факторами. Упражнения для развития гибкости следует применять после разогрева (разминки); они могут чередоваться с силовыми упражнениями, производиться на фоне утомления. Критерием достаточности этих упражнений служит ощущение боли в момент выполнения.
Выносливость у младших школьников развивается как в результате суммарного эффекта от нагрузок, связанных с воспитанием других качеств, так и в специально направленных занятиях. Поскольку воспитание выносливости сопряжено с выполнением упражнений на фоне наступившего утомления, то ими следует заниматься в конце тренировки после обучения новому материалу или после выполнения упражнений на быстроту и ловкость. Многократное, однообразное повторение упражнения с целью воспитания выносливости не привлекает младших школьников.
Младший школьный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. В этом возрасте развивается двигательный опыт, так как движения являются потребностью ребенка.

Читайте также:  Стеноз позвоночного канала поясничного отдела гимнастика макеева

Заключение
Гимнастика является эффективным средством гармонического развития личности школьников, их двигательных способностей, повышения уровня физической подготовленности средствами физических упражнений. Оказывая существенное воздействие на функционирование различных систем организма человека, комплексы спортивно-оздоровительной гимнастики оказывают влияние на улучшение физического и эмоционального состояния занимающихся.

Сегодня приоритетным направлением обучения и развития младшего школьника должно стать физкультурно-оздоровительное, целью которого является повышение ресурсов здоровья и физическое совершенствование воспитанников. Прежде всего, это усиление работы оздоровительной направленности во время занятий гимнастикой.
Педагоги считают, что приобщение к физической культуре – это творческий процесс, поэтому во время выполнения циклических упражнений стимулируется творческая активность детей. На занятиях дети получают представления о разнообразном мире движений. Игровая форма занятий помогает преодолеть неуверенность в себе, застенчивость, робость, повышает самооценку, позволяет свободно раскрывать свои достоинства, возможности и способности.

Источник

Влияние атлетической гимнастики на развитие силовых качеств студентов

Министерство сельского хозяйства и продовольствия ЛНР

ОСП «Славяносербский техникум

Луганского национального аграрного университета»

Влияние атлетической гимнастики

на развитие силовых качеств студентов

Некоторые научно-теоретические основы развития силы……………..……3

Возрастные особенности силовой подготовки. …………………….….…….7

История развития атлетической гимнастики. ………………….………..…..10

Методика развития силы у студентов ………………………….……….…. 15

Направленность атлетической гимнастики и её влияние на развитие

Список использованной литературы ……………………………………..…..31

Проблема базовой силовой подготовки студентов представляет в насто­ящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и эко­номических условий жизни общества. Сила — основополагающее физическое качество человека. Ее можно развивать с использованием различных средств. Но, как показали многочисленные исследования, наиболее эффективно она поддается тренировке, когда применяются отягощения, причем отягощения дозированные, т.е. учитывающие физические возможности того или иного атлета.

Однако проблема, по состоит не только в том, можно или нельзя давать тому или иному юному атлету те или иные отягощения. Если будет получен ответ на вопрос: «Как надо тренировать спортсмена, применяя те или иные отягощения без ущерба для здоровья?», то занятия с тяжестями могут использовать практически все здоровые люди без ограничений. Ведь тяжесть — это и 500 г, и 5 кг, и 100 кг [3, с. 14]. Любой двигательный акт человека сопряжен с проявлением различных физических качеств. Чтобы атлету поднять отягощение даже среднего веса, ему необходимо в полной мере показать свои способности в ловкости, координации, гибкости и др. Следовательно, развивать силу невозможно без попутного развития практически всех физических качеств человека.

Некоторые научно-теоретические основы развития силы

Сила является основополагающим физическим качеством человека. И самое замечательное в ха­рактеристике силы (согласно законам движения Ньютона) — это их точная количественная форма оцен­ки. В этой связи можно говорить не только о некотором взаимодействии тел, но можно это взаимодей­ствие измерять. Количественная мера воздействия тел друг на друга называется в механике силой.

Если в механике сила — количественный показатель, то в физиологии понятие сила мышц, буду­чи количественной мерой, принимает качественную информативность. Двигательные акты челове­ка характеризуются целым рядом качественных проявлений, из которых достаточно основательно изучались сила, быстрота и выносливость. Эти стороны моторного акта всегда в той или иной сте­пени взаимосвязаны друг с другом. Однако в педагогической практике этот фактор нередко мало кого волнует. Например, по выполнению таких тестов, как подтягивание на перекладине или сгиба­ние и разгибание рук в упоре лежа судят не об уровне силовой выносливости, а о силе человека.

Качественные стороны двигательной активности человека проявляются в совершенствовании регуляции деятельности мышц и вегетативных органов. При кратковременных, скоростных и сило­вых движениях преимущественное значение принадлежит улучшению регуляции деятельности не­рвно-мышечной системы. При более длительной работе, наряду с совершенствованием двигатель­ных функций, существенное значение приобретает улучшение координации вегетативных функций. Но важнейшая роль в улучшении физиологической регуляции функции организма, обус­ловливающих улучшение показателей, например максимальной силы, все же принадлежит нервной системе и в особенности формированию условно-рефлекторных связей, обеспечивающих улучше­ние функций организма при мышечных напряжениях [1, с. 56].

Развитие мышечной силы тесно связано с возникновением в результате упражнений морфологичес­ких, биохимических и физиологических изменений. Биологические факторы, оказывающие влияние на мышечную силу, весьма многообразны. Сложный характер имеет влияние на силу мышц-агонистов на­пряжение их антагонистов. Известно, что растянутая (в известных пределах) мышца развивает боль­шее напряжение, чем нерастянутая. В этом отношении растягивание мышц при деятельности их анта­гонистов способствует увеличению степени напряжения в некоторых случаях в два-три раза. С другой стороны, при совместной работе противоположных мышечных групп часть развиваемой силы мышц-агонистов идет на преодоление сопротивления антагонистов. Вследствие этого при одновременной и длительной деятельности таких мышц растягивание приводит к увеличению силовой выносливости, преодоление же противодействия антагонистов — к её уменьшению.

Наиболее существенным механизмом, обуславливающим проявление значительной мышечной силы, является способность человека к максимальной мобилизации моторных, функциональных еди­ниц в мышцах-агонистах, осуществляющих данный двигательный акт (посредством концентрации нервных центров). Эта способность концентрации нервных центров (к максимальным волевым уси­лиям) и является предметом тренировки тяжелоатлетов, гимнастов, акробатов, а также и в атлетической гимнастике. Чем больше возбуждается моторных единиц в минимальное время, тем сильнее, при прочих равных условиях, сокращается мышца. В зависимости от степени мобилизации моторных, функциональных единиц в мышцах-агонистах и регуляции одновременной деятельности мышц-антагонистов и зависит вели­чина проявления максимальной силы человека.

При статических напряжениях механизм нервно-мышечной регуляции силовых проявлений име­ет некоторые отличительные особенности. Имеются данные, позволяющие говорить о положитель­ной роли для развития силы так называемых изометрических напряжений. В основном такие на­пряжения предлагаются выполнять длительностью 5-6 с. Наиболее ценно в этом методе то, что во время выполнения упражнения статического характера с такой длительностью охватываются прак­тически все основные мышечные группы.

Для развития силы студентов наиболее доступны статические напряжения локального воздействия, которые выполняются с на­пряжением от 30 до 50%, от максимального усилия до отказа. В тренировочной практике стати­ческие напряжения, надо признать, не получили широкого распространения, а если и используются, то в качестве средства общефизической подготовки. При статических напряжениях и динамичес­кой работе происходит формирование различных структур движения. Статические усилия, требую­щие большой силы, в спорте и трудовой деятельности востребованы относительно редко, причем лишь в качестве компонента динамических двигательных актов. Вследствие этого изометричес­кие способы упражнений многими авторами рекомендуются использовать лишь как элемент в сис­теме спортивной тренировки, основу которой составляют динамические упражнения. Чаще приме­няется сочетание динамических и альтернативных им статических упражнений.

Это связано с тем, что между способностью проявлять силу при медленных движениях или ста­тических напряжениях и способностью проявлять ее быстро, при скоростно-силовых движениях нет четкой связи. Вследствие этого мышечная сила, приобретаемая путем тренировки в статических усилиях, не всегда может быть надлежащим образом использована при динамической работе. При статических усилиях с максимальным напряжением формируются временные связи для програм­мирования максимальной мобилизации двигательных единиц в соответствующих мышцах. При ди­намической же работе большей частью требуется возбуждение только части этих единиц, так как в ней участвуют меньшее количество мышечных групп [2, с. 21].

Каждое силовое упражнение характеризуется определенными физиологическими особенностями и оказывает то или иное специ­фическое воздействие на организм. При выполнении максимальных силовых усилий в сократитель­ный акт кратковременно вовлекаются большое число двигательных мышечных единиц. Мощные со­кращения мышц стимулируют не только развитие мускулатуры, но и все функции организма.

История развития атлетической гимнастики

Атлетическую гимнастику, как систему упражнений с отягощениями упражнения с тяжелыми предметами еще в IV веке до нашей эры отно­сили к естественным движениям. В соревнованиях этого периода при­нимали участие только те атлеты, кто мог поднять массивный груз, лежавший на главной площади Афин. Древние римляне разработали и специальные упражнения с предметами для развития мускулатуры, со­четая их с гимнастическими и акробатическими элементами.

Древние медики ( XI — I век до нашей эры) впервые отметили и лечебные свойства силовых упражнений для разработки суставов, ре­гулирования дыхания, укрепления ослабленных мышц. В руководстве для студентов-медиков и врачей предлагалось использование в оздоровительных целях движений тела с отягощением.

В период, относящийся к окончанию XIX и началу XX веков, на­чинают издаваться многочисленные пособия, в которых описывались системы развития тех или иных мышечных групп с использованием гирь различного веса, гантелей, утяжеленных палок. Авторы и издатели, давая громкие и эффектные названия своим книгам и брошюры: «Вер­нейшее средство для накачки мышц», «Секреты грации и изящества», — гарантировали мгновенный успех.

В этот период возникает особый интерес к сильным людям, име­ющим гипертрофированную мускулатуру, способным на цирковой арене демонстрировать публике раздутые «шары-бицепсы».

Вскоре на арену вышли действительно сильные борцы, гиревики, разрыватели цепей и подниматели тяжестей. Стали проводиться много­численные чемпионаты борцов и гиревиков, позволившие познакомиться с истинно крепкими, сильными атлетами. Нам хорошо известны имена Ивана Поддубного, Петра Крылова, Ивана Заикина, Александра Засса, Ивана Лебедева и др. [8, с. 102].

Зарождение атлетической гимнастики в России как системы упражнений с отягощениями ради укрепления здоровья, исправления недостатков телосложения и осанки связано с именем врача Краевого В.М. В 1885 году в Петербурге им был организован «Кружок люби­телей атлетики», который свою работу строил на принципах сочетать естественных движений (ходьба пешком, бег) со специально подобранными упражнениями для рук, ног и туловища, с использованием зака­ливающих процедур.

Спустя 12 лет открывается Петербургское атлетическое общество, реорганизованное в 1898г. в Петербургское велосипедно-атлетическое общество. Помимо мужских соревнований по силовому спорту, в России стали проводиться и женские чемпионаты. Учитывая большой интерес народа к силовому спорту, стал издаваться двухнедельный иллюстрированный журнал атлетики и спорта «Геркулес», девизом которого был актуальный и сегодня призыв: «Каждый человек может и должен быть сильным». В 1903 г. выходит книга российского атлета Евгения Сандова «Телостроительство», в которой описывались упраж­нения с гантелями, выполненные по принципу постепенного возраста­ния нагрузки.

В последующие годы, годы после революции, атлетическая гим­настика по-прежнему считается важным средством физической культуры. Один из самых известных деятелей спортивной науки профессор И.М.Черкизов — Сераини писал: «Атлетическая гимнастика — это одно из наиболее эффектных средств, всесторонне воздействующих на человеческий организм. Обилие упражнений и возможность тонко дозировать нагрузки делает это важное средство оздоровления доступным для людей всех возрастов. А эстетическая сторона атлетической гимнастики приближает ее к подлинному искусству». Знаменитый исследователь русского языка В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» записал: «Атлет — здоровяк, силач, богатырь. » Это предопределяет направленность занятий атлетической гимнастикой: в первую очередь должны решаться задачи по обеспечению здоровья, а уже потом — сила и телосложение.

Атлетическую гимнастику в нашей стране сегодня можно условно разделить на два направления — массово-оздоровительное и спортивное, каждое из которых имеет свои характерные черты и особенности [5, с. 204-207].

Возрастные особенности развития силы студентов

Уже в школьном возрасте начинается спортивная тренировка, которая оказывает влияние на рост и развитие ребенка. Следует учитывать, что рост и развитие организма, про­должающиеся до 20—25 лет, происходят неравномерно, с замедлением темпа с 14—16 лет.

Увеличение веса и роста у девочек отчетливо замедляется, начиная с 14—15 лет. У мальчиков аналогичные сдви­ги наблюдаются несколько позже. Пропорции между раз­витием частей тела изменяются.

Подростки, у которых бурно протекает процесс полово­го созревания, характеризуются значительным увеличе­нием роста и меньшим приростом поперечных размеров тела. В этот период разница между окружностью грудной клетки и половиной роста (показатель Эрисмана) оказы­вается величиной отрицательной (период «физиологическо­го слабогрудия»). В дальнейшем, в процессе завершения полового созревания, происходит усиленный рост тела в ширину, завершается окостенение частей скелета. Увели­чивается масса и поперечное сечение скелетной мускула­туры.

Постепенно происходит развитие систем дыхания и кро­вообращения. Необходимо учесть типичное для современ­ной молодежи ускорение, так называемую акселерацию, физического развития. Вследствие улучшения условий жизни и воспитания, а также в результате действия многих факторов современной цивилизации рост и развитие орга­низма происходят сейчас быстрее, чем в прошлые десяти­летия. Дети и подростки развиваются в среднем на 1—2 го­да быстрее, чем в прошлые десятилетия. Наиболее выраженная акселерация физического развития начинается с 10—12 лет, особенно выражена она в 16— 18 лет, т. е. в связи с началом и развитием полового созре­вания, когда условия современной жизни и система вос­питания (в том числе и физического) сказываются на детях с особой силой. При этом само половое созревание возрастает. Состав крови у подростков под влиянием спор­тивных нагрузок значительно изменяется. Увеличение числа эритроцитов происходит в связи с выходом части крови из кровяного депо. При чрезмерных нагрузках мо­жет наблюдаться распад эритроцитов (эритроцитолиз). Увеличение числа лейкоцитов (лейкоцитоз) в крови обыч­но наблюдается при спортивных упражнениях. В случае чрезмерных нагрузок возникает также лейкоцитолиз, т. е. растворение части лейкоцитов и уменьшение их числа.

Тренировка приводит к стойким прогрессивным структурным изменениям внутрен­них органов. Это в первую очередь относится к сердцу, по­скольку к этому важнейшему органу спортивная деятель­ность предъявляет особенно высокие требования. В резуль­тате тренировки увеличиваются размеры сердца

Спортивная деятельность студентов требует высокого уровня функций вегетативных систем. Этот уро­вень тем выше, чем значительнее расход энергии вызыва­ют те или иные физические упражнения. Увеличенный расход энергии у девушек и юношей связан с тем, что поверхность тела относительно велика по сравнению с его массой.

При одинаковой работе по сравнению со взрослыми у подростков больше повышается обмен веществ. Это объясняется не только соотношением веса и поверхности тела, но и высокой возбудимостью нервной системы подростков.

В растущих трубчатых костях в эпифизарных хрящах и в межпозвоночных дисках уже к 14—16 годам появляются зоны окостенения, что приводит обычно к остановке роста примерно к 25 годам. Контуры позвоночника с выпячива­нием назад (кифозом) в грудном отделе и с изгибом впе­ред (лордозом) в шейном и в поясничном отделах форми­руются уже к 7-летнему возрасту. Однако эти контуры оказываются нестойкими вплоть до старшего школьного возраста (до 16 лет). Поэтому до 15—16 лет еще возможно активное влияние на улучшение осанки школьников.

У детей отмечается высокая эластичность мышц и связочно-суставного аппарата. Однако, по мере роста и развития мы­шечной системы, увеличения поперечного сечения мышц повышается их сила и способность к концентрации усилий. Тренировка отчетливо сказывается на топографии мышеч­ной силы и на абсолютном ее увеличении. На развитие си­лы тех или иных мышечных групп значительное влияние оказывает спортивная специализация, а также (и более всего) методика спортивной тренировки [8, с. 113-115].

Особого внимания требует развитие функции правой и левой руки.

Как известно, у наибольшего числа подростков правая рука лучше развита по сравнению с левой, что обычно объ­ясняется многовековым развитием, а также некоторыми анатомическими предпосылками: асимметричным располо­жением внутренних органов — печени справа, сердца сле­ва и т. д.

Большое влияние на развитие функций рук оказывают физические упражнения (особенно упражнений с отягощениями).

В процессе спортивной тренировки совершенствуется нервная регуляция функций. К 18 годам достигает высокого совершенства способность ориентиро­ваться в пространстве, обостряется чувство темпа движений, ощущение расстояния, способность к анализу мышечных ощущений при изменении площади опоры.

Сила и выносливость при двигательной деятельности продолжают улучшаться до 20 лет и позже. Высокая пластичность нервной системы в детском возрасте способствует лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков, подчас даже очень сложных. Многие подростки быстро добиваются относительно высоких спортивных достижений. Вместе с тем у них может возникать иррадиация (распро­странение) возбуждения в центральной нервной системе, поэтому во время обучения движениям надо создавать спокойные условия.

У юношей и девушек имеются все необходимые биологические предпосылки для успешного освоения сложнокоординированных движений. Исследование способнос­ти синхронизировать движения различными сегментами верхних и нижних конечностей показали высокие возмож­ности сочетаний разнообразных движений подростков, не уступающих по уровню взрослым лю­дям. Этим объясняются вы­сокие спортивные достижения в таких видах спорта, как фигурное катание на коньках, спортивная гим­настика, прыжки в воду, и др.

При изучении начальной фазы работы оказалось, что у подростков врабатывание, т. е. переход от покоя к максимальной деятельности, происходит быстрее, чем у взрослых. Свое­образно протекает процесс утомления, который прежде всего является результатом изменений в центральной нерв­ной системе. Замечено, что субъективное проявление утом­ления — усталость — выражено неярко при поло­жительном эмоциональном фоне. Монотонные движения вызывают быстрое утомление.

Однако следует учитывать серьезную опасность в тех случаях, когда выполняются физические нагрузки боль­шой интенсивности и длительности, предъявляющие к организму предельно высокие требования. Под влиянием положительных эмоций работоспособность может быть еще более высокой при критических сдвигах функций организ­ма, а чувство усталости оказывается маловыражен­ным. При этом легко возникает перетренировка, которую можно рассматривать как нарушение баланса нервных процессов, как невроз, связанный с нерациональными за­нятиями спортом. В начальной фазе полового созревания наблюдается по­вышенная функция желез внутренней секреции, особенно половых желез, и появляются вторичные половые призна­ки. В это время темп физического развития может значи­тельно ускоряться, возникают временные диспропорции в соотношении длины и ширины тела, длины дог и тулови­ща и т. д.

Субъективное стремление подростков к рекордным до­стижениям при еще не стабилизированном физическом развитии таит в себе опасность перенапряжения. Особенно велика эта опасность при не устоявшемся балансе между работой различных желез внутренней секреции. Так, на­пример, даже небольшое усиление функции щитовидной железы (гипертиреоз) может оказать неблагоприятное влияние на способность переносить большие физические нагрузки.

Но между тем силовая подготовка с применением дозированных отягощении укрепляет связки и суставы, помогает выработке выносливости, ловкости, воспитывает волю, уверенность в себе, повышает работоспособность организма.

Дозированные силовые нагрузки динамического характера не влияют от­рицательно на развитие и дифференцировку позвоночника подростков. Силовые упражнения с тяжестями в юном воз­расте без чрезмерных нагрузок не только не вызывают патологических изменений, а силовая подготовка с применением дозированных отягощении укрепляет связки и суставы, помогает выработке выносливости, ловкости, воспитывает волю, уверенность в себе, повышает работоспособность организма [4, с. 61].

Методика развития силы у студентов

Специальная, собственно силовая подготовка допустима лишь в юношеском возрасте. Ведущим и основным мето­дом развития силы у юношей и девушек является метод, основанный на применении динамических упражнений. Статические (изометрические) упражнения должны служить лишь дополнением к ним.

Во время занятий с подростками преимущественно применяют упражнения с отягощением весом собственного тела.

С возрастом учащихся увеличивается роль упражнений с внешним сопротивлением. В качестве отягощения применяют набивные мячи, гантели, резиновые и пружинные амортизаторы, сопротивление партнера; юношам можно рекомендовать гири, штангу. Эффект применения силовых упражнений зависит от рационального распределения нагрузки на каждом занятии, от занятия к занятию, а также от правильного выбора веса отяго­щения.

На занятиях с детьми и подростками надо использовать пре­имущественно такой вес, который может быть поднят занимаю­щимися 15—20 раз подряд. Исходя из этого, нужно подбирать и вес отягощении. Упражнения с большим отягощением вред­ны для детей и подростков. Во время занятий с ними недопу­стимы длительные односторонние напряжения, нельзя также злоупотреблять статическими усилиями. Дети и подростки, выполняя силовые упражнения, не должны доводить мышцы до предельного утомления.

В юношеском возрасте целесообразно применять более зна­чительные нагрузки. Наиболее эффективными силовыми упра­жнениями для хорошо подготовленных юношей являются такие, которые могут быть выполнены 6—10 раз подряд. При дозиров­ке упражнений с отягощением важно учитывать подготовлен­ность занимающихся. При слабой подготовленности юношам обычно бывает достаточно выполнить каждое упражнение один раз «до отказа». В дальнейшем, по мере роста тренированности целесообразно на одном занятии выполнять каждое упражне­ние «до отказа» два и даже три раза.

Во время отдыха между очередными повторениями реко­мендуется проделать несколько упражнений на расслабление, которые полезно сочетать с легким самомассажем.

Применяя изометрические упражнения во время занятий с хорошо подготовленными юношами надо стремиться воздейство­вать одновременно на большое число мышечных групп. Это обе­спечивает гармоническое развитие мускулатуры. Изометриче­ские упражнения дают наибольший эффект при постепенном нарастании напряжения. Каждое из таких упражнений целесо­образно выполнять в течение 6—7 сек, постепенно увеличивая напряжение с таким расчетом, чтобы достичь максимума при­мерно к четвертой секунде. До и после каждого статического усилия рекомендуется выполнить несколько дыхательных упра­жнений.

Из седа на гимнастической скамейке, коне или козле, ноги закреплены, наклоны назад с различными положениями рук и поворотами туловища.

Хорошо подготовленным подросткам и юношам полезно выполнять пере­численные упражнения с небольшим отягощением [6, с. 77-78].

Упражнения преимущественно для мышц ног и таза

Различные виды ходьбы (на носках, пятках, внешнем крае стопы). Из разных исходных положений (стоя на одной ноге, сидя и др.) сгибание и раз­гибание стопы, круговые движения стопой внутрь и наружу. Поднимание на носки. Пружинящие покачивания на носках.

Из полуприседа перекатывание на ступнях вправо и влево, круговые движения коленями. Из основной стойки опускание на колени и возвращение в исходное положение без помощи рук. Из стойки ноги скрестно, опускаясь, сесть и возвратиться в исходное положение без опоры руками о пол. Из раз­ных исходных положений сгибание и разгибание ноги (ног), поднимание и опускание прямой ноги (ног), круговые движения ногой внутрь и наружу.

Приседания на носках и на всей стопе (ноги вместе и врозь). Пружиня­щие движения в приседе. Приседание на одной ноге с опорой и без опоры руками (подростки и юноши). Выпады (вперед, назад, в сторону) на месте и с продвижением. Ходьба в полуприседе и приседе.

Прыжки на месте и с продвижением на двух ногах (ноги вместе, врозь, скрестно), на одной ноге, чередование прыжков на одной и двух ногах, прыж­ки в полуприседе и приседе.

Укреплению мышц ног (особенно мышц бедра) и таза способствуют так­же многие из перечисленных упражнений для мышц туловища.

Парные упражнения (с партнером)

Упражнения преимущественно для мышц рук и плечевого пояса.

Стоя лицом друг к другу и упираясь ладонями о ладони партнера, попе­ременное и одновременное сгибание и разгибание рук с сопротивлением.

То же, но один из партнеров лежит на спине (подростки и юноши).

Из разных исходных положений, держась за руки, движения руками впе­ред, назад, в стороны, вверх, вниз, оказывая и преодолевая сопротивление.

Сгибание и разгибание рук в стойке на руках с помощью партнера (под­ростки и юноши).

Стоя лицом друг к другу и держа гимнастическую палку перед собой на вытянутых руках, перетягивание друг друга, сгибая руки; поднимание, опу­скание и выкручивание палки, преодолевая сопротивление партнера.

Упражнения преимущественно для мышц туловища и шеи

Из разных исходных положений (стоя, лежа, сидя) сгибания и разгиба­ния в тазобедренных суставах, преодолевая сопротивление партнера. То же, но партнер оказывает сопротивление, удерживая выполняющего за шею.

Удержание различных статических положений (наклон вперед прогнув­шись, горизонтальное положение лежа на бедрах на гимнастической скамейке лицом вверх и лицом вниз, наклон в сторону, сед углом на полу и др.), пре­одолевая сопротивление партнера, создающего различные по характеру и на­правлению дополнительные нагрузки.

Упражнения преимущественно для мышц ног и таза

Из разных исходных положений (стоя на одной ноге, лежа на спине) сги­бание и разгибание стопы, преодолевая сопротивление партнера, удерживаю­щего стопу руками. Сидя лицом друг к другу, упираясь стопами согнутых ног и держась за руки, не отпуская рук, поочередное и одновременное разги­бание и сгибание ног, оказывая и преодолевая сопротивление.

Стоя спиной друг к другу, держась за руки, опускание на пол и возвра­щение в исходное положение.

Лежа на спине, полусогнутые ноги подняты, сгибание и разгибание ног в коленях, преодолевая вес партнера, опирающегося руками на стопы поднятых ног (подростки и юноши).

Стоя на коленях (партнер прижимает руками стопы к полу), наклоны вперед, увеличивая угол между бедрами и голенями, и возвращение в исход­ное положение.

Упражнения атлетической гимнастики

1. Поднимите гантели к плечам, держа ладони внутрь. Попеременно выпрямляя и сгибая руки, выжимайте гантели вверх. Дыхание произвольное.

2. Гантели в опущенных руках, ладони вверх. Попеременно сгибая и выпрямляя руки, поднимайте гантели к плечам. Локти старайтесь держать неподвижно, туловище не раскачивайте. Дыхание произвольное.

3. Возьмите в руки гантели и станьте ногами на скамейку (смотря вдоль нее). Держа руки опущенными вниз, сделайте глубокий присед на всей ступне и встаньте в исходное положение. Через урок можно проделывать другой вариант приседаний (За). Удерживая одну или две гантели в опущенных руках за спиной у крестца, приседайте на носках, стараясь не наклонять вперед туловища. Опускаясь в подсед, делайте выдох, поднимаясь — вдох. 12—15 повторений в подходе.

4. Лягте на коврик и выпрямите руки с гантелями вверх. Не сгибая локтей, разведите руки в стороны до касания гантелями пола (вдох), а затем, подняв руки вверх, скрестите их над грудью (выдох).

5. Возьмите гантель в одну руку и наклонитесь вперед, опираясь другой рукой на стул или табуретку. Сгибая опущенную вниз руку с гантелью, отведите локоть назад-вверх и поднимите гантель до груди. При подъеме гантели делайте вдох, при опускании выдох.

6. Лягте лицом вниз, опираясь бедрами на скамейку, ступни ног закрепите, туловище опустите. Возьмите в руки гантель и, удерживая ее за головой или у груди, энергично, до прогиба в пояснице, поднимите туловище вверх (вдох), а затем медленно опустите вниз (выдох), 10—12 повторений в подходе.

7. Сядьте на скамейку, неподвижно закрепите ступни, а руки с гантелью, как и в предыдущем упражнении, заложите за голову. Медленно отклоните туловище назад и, прогибаясь в пояснице, опустите его вниз (вдох), а затем быстро вернитесь в исходное положение (выдох). 12—15 повторений в подходе.

8. Возьмите в руки гантели, сядьте и положите предплечья на бедра ног так, чтобы кисти находились у коленей (на вису) ладонями вверх. До предела сгибая и разгибая кисти, поднимайте и опускайте гантели. Дыхание произвольное. 10—12 повторений в подходе.

9. Взяв в одну руку гантель, обопритесь другой рукой о спинку стула. Если вы опираетесь о стул левой рукой, то левую ногу несколько согните в колене. Стоя на правой ноге, начинайте подъемы на носке. Опускайте пятку до пола и снова поднимайте как можно выше. Проделайте 12—15 подъемов на каждой ноге.

10. Соедините пальцы на затылке и, нажимая на него руками, медленно до предела согните напряженную шею, наклоняя голову книзу. Затем, прилагая руками уступающее усилие, разогните шею, отклоняя голову назад. Повторите это движение 10—12 раз подряд и приступайте к следующему. Упритесь ладонями в подбородок и, оказывая давление, руками снизу вверх (опять-таки медленно) разогните шею, а затем, преодолевая сопротивление рук, наклоните голову вниз. Это движение надо повторить тоже 10—12 раз. Отклоняя голову назад, в обоих случаях делайте вдох, наклоняя вперед — выдох.

На рисунке показано, как нужно правильно выполнять упражнения [10].

Направленность атлетической гимнастики и её влияние на развитие силы у студентов

Направленность атлетической гимнастики можно отнести к одной из разновидностей гимнастики с преимущественным содержанием в занятиях силовых упражнений с использованием стандарт­ных гимнастических снарядов, отягощении, различных тренажеров. Она направлена на укрепление здоровья, достижение более высокого уровня общефизической подготовленности подростков, молодежи и людей сред­него возраста. В этом смысле атлетическая гимнастика призвана су­щественно изменить телосложение занимающихся, формируя гармонично развитую атлетическую фигуру, способствовать развитию двигательной работоспособности, гибкости и ловкости.

Разносторонность занятий атлетической гимнастикой массово-оздоровительного направления определяется включением в нее таких видов спортивной деятельности, как бег, плавание, игры, которые за счет своей специфики оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма атлета. Помимо силовых упражнений с различного рода отягощениями, упражнений на специаль­ных тренажерах, являющимися для атлетов спортивного направления основными, атлетическая гимнастика массово-оздоровительного харак­тера строится на использовании комплексов, которые могут включать:

— силовые упражнения на гимнастических снарядах (брусья, перекладина низкая и высокая, брусья разной высоты, конь, кольца и др.);

— ОРУ с силовым акцентом без предмета и с предметами (скакал­ки, гимнастические палки, набивные мячи, гантели, резиновые жгуты и др.)

Подбирая силовые упражнения для составления комплексов, сле­дует руководствоваться наиболее важным:

во-первых, в нем обязатель­но должны быть упражнения для основных мышечных групп: для мышц шеи, плечевого пояса и рук, мышц спины, брюшного пресса, ног;

во-вторых, используемые в тренировке атлета силовые упражнения должны учитывать три режима мышечной деятельности:

а) напряжение мышц без изменения их длины (статический, изометрический режим), б) сокращение мышц с уменьшением их длины, в) увеличение длины мышц (уступающий режим).

Обязательным компонентом занятий атлетической гимнастикой явля­ются упражнения на гибкость, Специальные упражнения, связанные с проявлением активной и пассивной гибкости, могут быть включены в разминку, как средство подготовки суставов к возрастающей нагрузке; в основную и заключительную части занятия, как средство дополнитель­ного развития и активного восстановления мышц между подходами к си­ловым заданиям. Для этих целей, как правило, упражнения выполняются на полу, на снарядах и с предметами. Все более активным становится использование в занятиях атлетической гимнастикой системы «стретчинг».

• Нельзя забывать и о развитии выносливости, в особенности силовой выносливости, в значительной степени определяющей работо­способность атлета. Если силовая выносливость будет расти по мере увеличения количества повторений собственно силовых упражнений, то улучшение так называемой общей выносливости будет происходить при использовании продолжительной работы умеренной мощности, включающей функционирование большей части мышц атлета (бег, плавание).

Атлетическая гимнастика, взяв на вооружение средства основной гимнастики, получила прекрасную возможность для совершенствования ловкости, координации, скоростных качеств атлетов. Освоение техники большого количества упражнений на основных гимнастических снарядах, в акробатике может в значительной степени обогатить содержание тренировки, сделав ее более интересной и увлекательной, предоставит возможность использовать в деле свою силу, гибкость и координацию. Причем, значительное количество гимнастических упражнений на снарядах, связанное с проявлением силы, имеет прикладный характер, что при случае может найти свое применение в трудовой, бытовой или воен­ной обстановке [9].

Практика подготовки атлетов подсказывает, что тренировки в атлетической гимнастике должны обязательно учитывать тип телосложения занимающихся. Так, для человека атлетического сложения (мезоморфный тип) характерна хорошо выраженная мускулатура, он крепок и широк в плечах, силовые нагрузки хорошо воздействуют на развитие массы и рельефа мышц.

Тонкокостный астеник (эктоморфный тип) представляет собой человека со слабой мускулатурой, ему трудно наращивать силу и объемы мышц. Чтобы добиться хороших результатов в атлетической гимнастике, астеникам рекомендуется повышать интенсивность нагрузки за счет уменьшения количества повторений и одновременно увеличения веса сна­ряда. При этом следует чаще чередовать силовые упражнения с упражне­ниями на расслабление.

Гиперстеник (андоморфный тип) имеет мощный костяк и, как правило, рыхлую мускулатуру. Люди этого типа склонны к полноте и, естественно, в занятиях нуждаются в особом подходе. Наряду с зада­чей выполнять комплекс с большой нагрузочностью, с акцентированием упражнений на воспитание выносливости, когда считается вес отяго­щений, но увеличивается количество повторений, гиперстенику необхо­димо включать в систему занятий упражнения, требующие высокой дви­гательной активности (бег, плавание, спортивные игры), и очень вни­мательно отнестись к своему режиму питания.

Чтобы проверить, соответствует ли вес (масса тела) занима­ющихся норме, следует вес (в килограммах) разделить на рост (в де­циметрах). Результат от деления в пределах 4,3-3,2 говорит о нормальной массе тела, 5,3-4,4 — чрезмерной, а 3,1-2,8 — недостаточной массе тела. Эти данные могут также характеризовать типы телосложе­ния: гиперстеники и астеники будут приближаться к крайним границам, а нормостеники — расположатся где-то посредине. Показатели выше или ниже пределов, как утверждают специалисты, могут в отдельных случаях свидетельствовать либо о болезненном ожирении, либо об истощении.

Существует формула, по которой можно условно судить о гармо­ничности телосложения: окружность груди (см) х 100 рост. Результат более 55 следует считать отличным; меньше 50 -недостаточным развитием, 50-55 — обычным.

Вот еще несколько соотношений, характеризующих пропорцио­нальное телосложение:

— окружность шеи вдвое больше окружности запястья и вдвое меньше окружности талии;

— окружность бедра в полтора раза больше окружности голени;

— окружность голени примерно равна окружности шеи у женщины и окружности напряженного бицепса у мужчины;

— окружность груди должна быть в 1,1 раза больше окружности таза;

— окружность талии должна быть на одну четверть меньше окруж­ности груди.

• Построение занятия массово-оздоровительного направления атлетической гимнастики, в отличие от спортивного, не требует обязательного набора специальных тренажеров, штанг и гантелей раз­ного веса. В зависимости от условий проведения занятия (квартира или парк, двор с гимнастическими снарядами или обычный физкультур­ный зал), в соответствии с правилами составления комплексов упражнений, закономерностями воспитания физических качеств, а также учитывая индивидуальные особенности занимающихся отбираются, а затем и используются средства основной гимнастики.

Выделю главное, что делает основную гимнастику наиболее при­годной для занятий атлетизмом.

С помощью гимнастических упражнений можно осуществить изби­рательное (локальное) воздействие на мышцы.

Гимнастические упражнения позволяют легко дозировать нагруз­ку за счет изменения количества повторений, режима мышечной работы (быстро, медленно), а также выбора варианта исполнения упражнения (простой, сложный), в зависимости от подготовленности и самочувствия занимающихся.

Имеется возможность использовать собственный вес, как отягощение.

При затруднении в освоении упражнений возможно расчленение его на более простые составляющие элементы.

Освоить физически или технически сложное гимнастическое упражнение, представляющее интерес для атлета, можно используя проводку по движению, помощь в наиболее трудных частях движения.

Что характерно для массовой атлетической гимнастики:

1. Атлеты, избравшие для себя массово-оздоровительное направление в атлетической гимнастике, в своих тренировочных занятиях в качестве модели используют отдельные черты системы подготовки в спортивной атлетизме, изменяемые с учетом возраста, уровня готовности, материаль­ных условий тренировки. Например, количество тренировок в неделю может быть от 2 до 4 с чередованием занятий в зале с занятиями в бассейне, лесопарке, во дворе.

2. В тренировке, помимо силовых упражнений, могут использоваться упражнения, связанные с воспитанием быстроты, ловкости, выносливости, гибкости на основе применении наиболее доступных и удобных средств.

Например, в одном занятии могут выполняться упражнения для воспита­ния силы мышц пояса верхних конечностей (на гимнастических снарядах), быстроты (легкоатлетические упражнения, акробатика), ловкости (испол­нение относительно сложных гимнастических движений), гибкости (систе­ма стретчинг).

3. Преследуя цель гармоничного и пропорционального развития тела с умеренной гипертрофированностью мышц, занимающиеся могут использовать разнообразные методы развития мышц.

4. Заниматься массово-оздоровительной атлетической гимнасти­кой могут практически люди любого возраста и любого уровня подготов­ленности,

5. Оздоровительная атлетическая гимнастика предполагает про­ведение занятий в любых условиях: в гимнастическом зале со снарядами и без них, в парке, на воздухе и дома, на школьных площадках и город­ках «Здоровье». Можно обходиться без отягощений и специальных трена­жерных устройств, используя собственный вес, самосопротивления, изо­метрические упражнения.

Спортивное направление в атлетической гимнастике направлено на обеспечение подготовки атлетов к выступлению на соревнованиях и достижению в ходе их максимально возможного результата. В нашей стране соревнования по атлетической гимнастике проводятся по двум видам: силовое троеборье и атлетическое позирование (обязательная и произвольная программы).

Помимо широко известного названия «культуризм», спортивный атлетизм все чаще сегодня называют термином уже привычным на Западе — «бодибилдинг» (анг. — телостроительство).

Для сравнения, приведу наиболее характерные черты атлетичес­кой гимнастики спортивного и массово-оздоровительного направлений.

Что характерно для бодибилдинга.

1. Для достижения наиболее высокого результата необходимы регулярные и строго систематические тренировки, построенные на осно­ве закономерностей многолетнего планирования.

2. Решая главные задачи подготовки, тренировка атлета, как правило, строится на преимущественном использовании определенного узкого набора силовых упражнений, исполняемых по жестко построенной системе чередования работа и отдыха, количества подходов и повторе­ний упражнения, веса отягощения и режима мышечной работа и др.

3. Так как основой подготовки является работа над формой тела, атлету постоянно приходится подбирать такие мышечные режимы, которые максимально способствуют увеличению массы и улучшению рель­ефа мускулатуры. Успехи в этом, как правило, связывают с использо­ванием предельных или околопредельных нагрузок.

4. Высокая эффективность тренировок невозможна без соблю­дения очень строгих требований к восполнению энергетического запаса за счет питания, которое, в основном, строится на усиленном употреб­лении протеинов (белков) и тщательно продуманном, дозированном потреблении других веществ (углеводов, жиров, минеральных солей и витаминов).

Специалисты считают бодибилдинг очень трудным видом спорта и выделяют самое главное: тренировка, питание и позирование. Таким образом, прежде всего — развитие мышц, а потом демонстрация того, чего достиг спортсмен, в артистическом исполнении. Для демонстрации красота тела современному атлету требуется пластичность, эмоциональ­ность и музыкальность.

Сегодня спортивное направление атлетической гимнастики в стране переживает новое рождение — после долгих лет умалчивания и полулегального существования оно обрело право на жизнь.

Естественное стремление людей к физическому совершенству, к оздоровлению побуждает специалистов в области физического вос­питания вести поиск новых средств и методов достижения этих целей. Известные и хорошо зарекомендовавшие себя виды и формы гимнастики традиционно остаются в арсенале испытанных средств советской физи­ческой культуры. Однако ряд причин обусловливает появление новых, нетрадиционных видов двигательной активности в массовом физкуль­турном движении, в том числе и таких, как атлетическая гимнастика.

В студенческом возрасте (18—20 лет) наряду с совер­шенствованием ловкости, быстроты и гибкости необходима спе­циальная систематическая работа (особенно с юношами), направленная на развитие силы и различных проявлений вынос­ливости. Особую значимость приобретают различные упражне­ния с отягощением [7, с. 38-41].

В атлетической подготовке студентов нужно использовать комплексный подход, например, помимо силовых упражнений, могут использоваться упражнения, связанные с воспитанием быстроты, ловкости, выносливости, гибкости на основе применении наиболее доступных и удобных средств. В одном занятии могут выполняться упражнения для воспита­ния силы мышц пояса верхних конечностей (на гимнастических снарядах), быстроты (легкоатлетические упражнения, акробатика), ловкости (испол­нение относительно сложных гимнастических движений), гибкости (систе­ма стретчинг).

Средства атлетической гимнастики не только влияют на развитие си­лы и формирование гармоничных телесных структур, но и на формирование эстетического вкуса, по­скольку красота форм тела и движений в спорте — общепризнанные ценно­сти.

Атлетическая гимнастика укрепляет здоровье, избавляет от многих физических изъянов (сутулость, впалая грудь, неправильная осанка, слаборазвитые мышцы и др.). Режим упражнений в сочетании с рациональным питанием позволяет избавиться от излиш­них жировых отложений или прибавить в весе в тех случаях, когда это необходимо. Система упражнений тренирует сердечно-сосудистую (мышечную массу нередко называют вторым сердцем) и другие жизненно важные системы организма, через развитие мускулатуры ак­тивно и благотворно воздействует на работу внутренних органов, делает тело мускулистым и красивым, позволяет направленно управлять сво­им телосложением, способствует достижению высокого уровня силы, развитию выносливости, укреплению нер­вной системы, исключению или резкому снижению вредного воздействия на организм так называемых факторов риска. Девушкам эти занятия позволяют обрести грациозность, довести фигуру до совершенства, способствуют более быстрому послеродовому восстановлению организма.

Список использованной литературы

1. Теория и методика гимнастики. Под ред. В.И.Филипповича. – М., «Просвещение», 2001. – 226 с.

2. Фохтин В.Г. Атлетическая гимнастика без снарядов – М.: Физкультура и спорт , 1991 – 63 с.

3. Журавин М.Л., Меньшикова Н.К. Гимнастика. Учебник для студентов вузов – М., 2001. – 158 с.

4. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. Популярное учебное пособие – М., 2002. – 322 с.

5. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок — М.: Физкультура и спорт, 2006.- 136 с.

7. Правила спортивных игр и состязаний. Иллюстрированный энциклопедический справочник. Пер. с англ. Минск, 2003. – 543 с.

8. Филин В.П. Возрастные изменения быстроты, мышечной силы и скоростно-силовых качеств //Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов /Под общей ред. В.П.Филина. — М.: Физкультура и спорт, 1998. – 124 с.

Источник

Оцените статью