- Ощущения во время медитации
- Как войти в состояние медитации
- Как войти в состояние медитации?
- Время для вхождения в медитацию
- Место для проведения медитаций
- Займите правильное положение
- Расслабленое тело — залог удачной медитации
- Мысли во время медитации
- Концентрация на дыхании или мантре
- Что представлять во время медитации
- Что чувствует человек, сконцентрировавшийся на дыхании
- Признаки пребывания в медитативном состоянии
Ощущения во время медитации
Испытывает ли человек разные ощущения во время четвертой стадии?
Опыт сам по себе является ясновидением. Не существует на самом деле такой вещи как «духовный опыт». Есть только промежуток. Тот, кто проходит через опыт, отсутствует, поэтому вы не можете говорить в терминах опыта. Ваш опыт – это момент отсутствия какого-либо опыта. Возможности языка ограничены, поэтому я только говорю, что это промежуток.
Любое описание будет негативным. Язык предназначен для событий, а не для тишины. Если я попытаюсь выразить то, что происходит в медитации посредством языка, термины, которые я буду использовать, будут зависеть от меня. И один термин будет таким же бесполезным, как и все остальные термины, потому, что опыт невозможно описать словами. Поэтому вы можете назвать его брахманом, можете назвать нирваной или чем вам больше нравится, но это будет просто выбор между разными названиями.
Одно название несет в себе так же мало смысла, как и любое другое. Поэтому все типы религиозного языка – Христианство, Индуизм или Буддизм – будут равны бессмыслице. Единственная общая черта, необходимое единство всех религий заключается в том, что их языки все равны в своей ошибочности. По-другому и быть не может. Это не осуждение, это факт – потому, что промежуток не может быть выражен, он может быть только прочувствован. А у чувства нет языка; оно не имеет слов.
Если эго исчезает во время четвертой стадии, то что же потом происходит когда четвертая стадия заканчивается, и человек возвращается из медитации?
Эго возвращается, потому что весь механизм остается на месте. Он не умер. Все прошлое осталось. Какое-то время вы не являлись его частью, на пару минут вы вышли за пределы ума, эго. Вы находились за их пределами. Вы оставили дом. Теперь вы снова вернулись. Но вы не можете возвратиться тем же человеком, который покидал дом, потому, что вы узнали нечто запредельное. Вы не сможете снова стать прежними, однако вы все еще возвращаетесь.
Чем легче становится для вас выходить и возвращаться, тем более вероятность того, что началась новая стадия, в которой вы находитесь ни снаружи, ни внутри – вы вышли за пределы того и другого. Это состояние кульминационное, потому что тогда вы можете выходить, когда хотите выйти и возвращаться, когда хотите вернуться. Вы не являетесь ни тем, что снаружи, ни тем, что внутри. Вы возвысились над обоими состояниями. Это и есть самадхи.
Когда я могу придти или уйти, в зависимости от того что я выбираю. Когда я могу быть внутри или снаружи, когда это становится все легче и легче для ума находиться здесь или не находиться здесь в зависимости от того что я предпочитаю, тогда и внутреннее и внешнее может быть отброшено. Только в этом случае достигнута глубочайшая суть. Это самадхи. То, что происходит во время четвертой стадии – это просто проблеск. В Дзен Буддизме этот проблеск называется сатори. Сатори – это не самадхи, сатори – это просто проблеск, потому что вы все еще возвращаетесь из этого состояния. Но вы не можете возвратиться из самадхи: это точка, из которой никто не возвращается.
Медитация — ощущение души
Что происходит с тем, кто достигает самадхи?
Если вы говорите «кто-то достигает», тогда кто-то все еще остается. Только когда кого-то нет, кто-то отсутствует, он действительно достигает. Кто-то движется в медитацию, кто-то возвращается из медитации – это есть ощущение души. Но никто не достигает самадхи, потому, что когда самадхи достигнуто, там никого нет.
Существует много религий, которые останавливались в точке, которая достигается на четвертой стадии Динамической Медитации. Поэтому они говорят, что существует душа, атман, потому что, все, что они знают это возвращение и выход души. Но четвертая стадия является всего лишь проблеском. Вы выходите – вы оставляете тело, ум, эго – и вы снова возвращаетесь. Точка эта не является точкой не-возвращения. Существует тысяча и одна возможность вернуться обратно.
Вы возвращаетесь, потому что весь механизм остается и находится в ожидании вас. Вы возвращаетесь, и снова все включается в работу. Все что у вас осталось – всего лишь воспоминание о промежутке. Но этот промежуток зовет вас к себе снова и снова.
Некоторые религии, например как Дзен, неверно воспринимали это сатори, этот проблеск за предельный опыт, за самадхи. Но проблеск этот не самадхи, потому что в любой момент вы можете вернуться. Эго не умерло, вы просто временно выпрыгнули из него. На мгновение вы освободились из его хватки, но теперь вы снова к нему вернулись. Сатори является просто прыжком. Не цепляйтесь за него.
Вы можете очень легко привязаться к прыжку, потому что он так божественен. Каждый раз, когда вы входите в этот опыт, он дает вам определенную свежесть, он приводит вас в восхищение. Но тогда вы продолжаете повторять опыт вхождения в медитацию, чувствуя его блаженство, и снова возвращаясь. Постепенно процесс превращается в рутину, и когда вы возвращаетесь, вы начинаете думать, что достигли предельного опыта, возможно потому, что опыт быль столь блаженным. Но вы не познали еще того, что находится за пределами блаженства. Поэтому каждый опыт медитации становится частью все той же повторяющейся, механической, рутинной канавы. Теперь даже промежуток, даже медитация, становится частью механического функционирования.
Существуют религии, которые остановились в этой точке. Поэтому они говорят, что существует душа, индивидуальная душа. Они не могут принять брахман. Брахман приходит только после того, как вы вышли за пределы четвертой стадии – когда вы можете самостоятельно выходить и возвращаться, не привязываясь к блаженству промежутка. И начав однажды наблюдать этот выход и возвращение, медитативное состояние ума и не-медитативное состояние ума, вы подойдете к очень деликатной точке. Тогда вы узнаете, что это тоже привычка, которую вы можете продолжать многие жизни. Это не является самадхи, это не предельная осознанность. Это – сатори.
Когда вы начнете наблюдать все эти вещи, тихая осознанность начнет входить в вас. Тихая осознанность, не-выбирающая осознанность возможна только в этой точке, и никак не раньше.
Ты имеешь в виду после сатори?
Да. Только после сатори, никак не раньше. Когда вы становитесь молчаливо осознанными относительно выхода и возвращения в эго, предельный взрыв может произойти. Вы выходите за пределы всяких «вне и внутри». Вы растворяетесь во взрыве.
Эта точка есть точка нирваны, брахма-апаладхи, мокши или назовите ее как угодно. Она никогда не записывается умом. Она никогда не может быть записана, потому что сам механизм растворился.
Продолжает ли тот, с кем это произошло, после этого жить в теле?
Определенно, потому что работа тела является другим процессом. Оно имеет свой собственный процесс. Достигший может жить в теле, либо покинуть его. Для посторонних кажется, что он продолжает жить в доме, но для самого резидента дом перестал существовать. Вся Вселенная превратилась в тело.
Остается ли индивидуальное тело?
Нет. Так только кажется посторонним наблюдателям. Если я попытаюсь говорить об этом, вербализировать, тогда все станет проблематичным.
Каждый раз, когда разговор заходит о том, что происходит с тем, кто вышел за пределы медитации, мы сталкиваемся с парадоксом. Он никогда не сможет быть объяснен, потому, что любое объяснение породит новые парадоксы, новые противоречия.
Эта пятая стадия является взрывом всего того, что было. Теперь ничего не остается. Она является взрывом тотальности, которой вы были: вашей памяти, вашего интеллекта, вашего эго, вашей личности, вашего существа, вашей души. Все, чем вы являлись, сейчас исчезло. Вы просто вышли за пределы. Вас здесь нет. Вы стали всем. Точка эта есть точка брахмана, космического сознания.
Динамическая Медитация может подвести только к четвертой стадии – к сатори. Пятая находится за пределами метода. Путеводитель существует только до четвертой стадии. Поэтому Кришнамурти говорит об отсутствии метода. Пятая стадия выходит за пределы путеводителя. Тихая осознанность всегда находится за пределами совета. Либо она случается, либо не случается.
Пятая стадия – сама является существованием.
Каждый день Будде задавали один и тот же вопрос: «Что случается с просветленным человеком? Куда он уходит? Он существует или нет?»
Когда эти вопросы стали слишком настойчивы, Будда сказал: «Это не имеет значения. Не спрашивайте. Это тот вопрос, который не должен задаваться».
Он перечислил одиннадцать запрещенных вопросов, и этот вопрос принадлежал к списку. Нельзя полагать, что Будда не знал правильного ответа. Он не отвечал, потому что любое утверждение породило бы новые проблемы.
В чём смысл жизни?
В чем заключается смысл жизни? Почему мы должны практиковать йогу или любую другую медитационную технику или дисциплину? Какова миссия у человека?
Жизнь это тайна, которая не может быть раскрыта. Если бы ее можно было бы раскрыть, тогда тайна перестала бы существовать. Не существует жизненной миссии, потому, что миссии нет места в тайне. В тайне может быть просто игривость, лила.
Вся эта Вселенная есть просто игра энергии. Игра означает отсутствие цели, или ее цель в самой себе. Нечего достигать. Само действие является достижением. У жизни нет миссии, потому, что жить – это достижение. Поэтому вы можете жить разными способами, вы можете заниматься многими вещами.
Все это просто поток энергии вовне, бесцельная космическая игра. А потому она является тайной.
Запад более настойчив в раскрытии нового, чем Восток. Он более любознателен, он любит исследовать, но он никогда не сможет достигнуть религиозного сознания, потому, что он никогда не сможет воспринимать жизнь как бесцельное бытие. Мы всегда могли видеть смысл в бессмыслице, мы всегда могли распознать в бесцельности ее собственную цель, ее собственную значимость. Жизнь есть – и точка. Существование есть – и этого достаточно. Зачем просить о большем? Что может быть большее нежели существование?
Когда вы достигаете сатори, ощущение бесцельности жизни начинает впитываться в вас – жизнь становится игрой. Поэтому монахи Дзен счастливы и несерьезны. Серьезный человек тот, кто никогда не испытывал чуда, мистики, а потому серьезный человек никогда не может быть религиозен. На стадии, когда начинает происходить сатори, вы становитесь игривы. Жизнь становится просто шуткой. Озабоченность жизнью исчезает. Вы можете над ней посмеяться. Дзен монахи могут посмеяться даже над Буддой. И это прекрасно, настолько прекрасно – ничего похожего не достигалось где-либо еще.
Люди боятся придти к этому состоянию, потому что знают, что это потревожит устои общества.
Оно тревожит, так как общество создано людьми, которые страдают от болезни под названием серьезность. Над всем обществом доминирует эта особая болезнь. Она захватила все: все загнано в рамки, расставлено по местам, разграничено.
Игра не может быть разграничена. Когда я люблю кого-то – это игра. Но когда любовь переходит в брак, тогда игра прекращается. Она становится серьезной сделкой. Любовь всегда игрива, поэтому она всегда моментальна. Она приходит и уходит. Но брак есть нечто статичное. Он приходит и никогда не уходит. Он является планом, разграничением, фиксированным шаблоном.
Ты утверждаешь, что брак не может быть духовным?
Он и не может быть. Брак никогда не сможет быть духовным, потому что представляет собой фиксированную вещь. Но я использовал брак только в качестве примера. На самом деле, все общество никогда не может быть духовным, так как оно базируется на правилах. Правила всегда серьезны. Вы не можете относиться к ним игриво.
Когда Бодхидхарма достиг Китая, он положил один ботинок себе на голову, а второй оставил на ноге. Император спросил его: «Что ты делаешь? Что за чепуха!»
Бодхидхарма ответил: «Я шучу».
Император сказал: «Но мы никак не ожидали шуток, смеющийся садху»
Бодхидхарма ответил: «Как может садху оставаться серьезным? Бог несерьезен, он так бесконечно игрив!»
Творчество появляется из игривости. Поэтому так много творчетва рождается из сатори.
Источник
Как войти в состояние медитации
Медитация – это, в первую очередь, сложный процесс, чаще всего направленный на восстановление сил, энергии и переход в состояние полного спокойствия, без значительных физических затрат.
Вопрос, наиболее волнующий людей, только начинающих знакомиться с этой удивительной техникой — «Как понять, что ты в состоянии медитации?», чтобы дать на него ответ, придется разобраться и с тем, как войти в медитативное положение, и с ощущениями, появляющимися при правильном выполнении.
Статья призвана помочь новичкам разобраться с новыми чувствами и эмоциями, пробуждающимися во время практических занятий медитацией, совладать с ними, научиться держать под контролем и управлять.
Как войти в состояние медитации?
Прежде чем понять, что вы должны ощущать при нахождении в медитативном состоянии, нужно осознать, как в него вообще войти так, чтобы это было правильно и действенно. Сейчас существует огромное количество литературы, посвященной различным техникам проведения медитации, с ней всегда можно ознакомиться в свободном доступе. Мы же приведем вам общие рекомендации, выполнение которых обязательно почти для любого известного метода.
Для того чтобы войти в состояние медитации, необходимо соблюсти 3 пункта:
- Найти время;
- Выбрать место;
- Занять правильную позицию и расслабиться.
Остальное уже зависит от выбранной вами техники. Поговорим о каждом из 3 условий в отдельности.
Время для вхождения в медитацию
Этот пункт, несомненно, важен, при современном темпе жизни вопрос времени стоит очень остро, его вечная нехватка провоцирует прокрастинацию. В итоге, все сводится к тому, что практические занятия медитацией откладываются на дальнюю полку, ввиду того, что требуют освоения, а следовательно и таких драгоценных временных затрат. Но поверьте, оно того стоит.
Медитировать можно по разному, кто-то проводит занятия раз в день по часу, кто-то 2-3 раза в сутки по 15-30 минут. Некоторые и вовсе ограничиваются 2-3 сеансами по 10-15 минут в течение недели. Конечно, результат будет заметен в любом случае, однако, на первых порах, чтобы быстрее привыкнуть к новым ощущениям, рекомендуем вам заниматься 1-2 раза в день, в общей сложности не менее 30 минут.
Лучше все-таки разделить медитативную практику на 2 подхода: утренний и вечерний. С утра медитация поможет вам приобрести заряд бодрости и подготовиться к дальнейшему трудовому дню, а вечером – успокоит и приведет разум в порядок. Именно в эти суточные периоды время выделить не так уж и сложно, встать на 15 минут раньше и лечь на 15 минут позже – не составляет труда. Тем более, что 20 минут медитации полноценно заменят вашему разуму отдых, который он получил бы в течение 4-х часов беспробудного крепкого сна.
Постарайтесь возвести медитативную практику в ранг ежедневного обязательного ухода за собой, как чистка ротовой полости или умывание лица. Помните, что в первую очередь это нужно вам самим! Время появится, стоит только немного захотеть.
Отдельно хочется отметить другой аспект: как только вы начнете медитировать, то заметите, что большая часть дня уходит на ненужную суету, коэффициент полезного действия часто не достигает и 50%. Медитативные практики помогут вам привести режим в порядок, спустя некоторое время вы заметите, что сутки как будто растянулись и стали больше. Думаю, вас удивит количество того, что действительно можно сделать за один продуктивный день.
Место для проведения медитаций
Обстановка выбранного вами места не должна иметь никаких раздражающих факторов. Будет идеально, если вам удастся проводить практики на природе: в парке или на даче, однако и квартира вполне подойдет. При этом медитативный угол не должен быть броским, желательно, чтобы помещение было нейтральных, спокойных цветов, хорошо проветриваемое и тихое.
С последней чертой дела иногда обстоят сложнее, не всегда понятно, как избавиться от посторонних шумов в квартире, особенно, если вы живете не один. Вариантов тут несколько: можно попросить домочадцев войти в положение, можно проложить шумоизолирующий слой, а можно проводить медитацию в утренние часы, пока все спят.
Не рекомендуется в качестве помещения выбирать место, где вы привыкли спать, велика вероятность «отключиться», особенно на первых порах. На самом деле, в качестве помещения для занятий, может выступать любая комната, даже ванна или кухня, главное, чтобы соблюдались основные требования – тишина, доступ воздуха и отсутствие мешающих концентрации деталей.
В общем-то, эти требования к помещению очень важны на первых порах, когда вы научитесь пребывать в медитативном состоянии, то отпускать свой разум и расслабляться у вас получится даже в шумной толпе с огромным количеством людей.
Займите правильное положение
Если вы думаете, что единственно верное положение для проведения правильной медитации – это поза лотоса, то вы крайне заблуждаетесь. Это положение, конечно, является «классическим» , да и при слове «медитация» у большинства людей возникает стойкая ассоциация с каким-нибудь монахом, сидящем именно в этой позиции, однако то, что для проведения медитативной практики подходит только она – неверно.
Многим новичкам крайне неудобно находиться в позе лотоса, да это и не мудрено – она требует определенных навыков и растяжки. Для проведения медитации на первых порах достаточно соблюдать одно правило, гарантирующее верное расположение тела, а именно: у вас обязательно должна быть прямая спина. При этом важно, чтобы корпус, если вы находитесь в сидячем положении, не отклонялся ни вперед, ни назад. Поначалу придется последить за тем, какой угол позвоночник составляет с полом (или стулом), он должен быть ровно 90 градусов.
Возможно, с непривычки вы будете ощущать дискомфорт в области спины – это нормально, ведь задействуются те мышцы, которые при обычной жизни редко включаются в работу. Постепенно вы привыкнете и перестанете ощущать неудобства.
Так же можно провести медитацию лежа, расслабления с таким способом достичь легче и позвоночник поддерживать в абсолютно выпрямленном состоянии не так тяжело.
Расслабленое тело — залог удачной медитации
Этот пункт будет не таким длинным, как предыдущие, но не менее, а даже более важным. От того, насколько вы расслабите свое тело, зависит весь последующий эффект медитации.
Снимают напряжение все по-разному, некоторые закрывают глаза и мысленно сбрасывают всю тяжесть со своего тела, а некоторые концентрируются на дыхании, выравнивают его и делают глубоким. То, каким путем вы придете к состоянию релаксации – не так важно, главное – дайте своим мышцам отдых, не делайте резких движений и не ерзайте.
Есть вероятность, что расслабиться с первого же занятия у вас не выйдет – ничего страшного, с практикой вы обязательно научитесь это делать.
Мысли во время медитации
Ощущения при нахождении в медитативном состоянии неразрывно связаны с вашими мыслями. Не стоит сразу же стараться полностью освободить разум от шума внутреннего голоса, для начала достаточно переключить внимание на что-то монотонное.
Концентрация на дыхании или мантре
Избавьтесь от источников света, закройте глаза и сосредоточьтесь. Вам предстоит сконцентрироваться на собственном дыхании или читаемой мантре. Направить внимание на мантру немного проще, так как разум отвлекается на монотонные звуки и погружается в состояние, напоминающее транс – как раз то, что вам нужно.
Удерживаться от мыслей, сосредотачиваясь на дыхании, немного сложнее, так как голос в голове будет постоянно намериваться заговорить с вами, вы даже можете не заметить, как начали подсчет количества вдохов и выдохов. В общем-то, ничем страшным это не грозит, не стоит корить себя и думать, что вся практика пошла насмарку – вовсе нет. Главное, когда обратите внимание на то, что мысли убежали и начали буянить – верните их обратно и заставьте помолчать.
Если вам в первый же сеанс удастся удерживать внимание в течение 5 минут, считайте, что это крайне хороший результат. У многих не получается продержаться и 60 секунд.
Что представлять во время медитации
Постарайтесь не отвлекаться на возникающие эмоции и чувства: пятка зачесалась, спина затекла, бок колит – игнорируйте все, потом почешете, разомнете и разотрете. Вначале будет сложно, овладение чем-то новым всегда требует времени.
На самом деле, если вы действительно сосредоточитесь на дыхании, то у вас физически не получится о чем-либо думать. Мантра, так вообще, способна полностью занять сознание и без вашей помощи, достаточно ее читать не останавливаясь.
Иногда, может достигаться и эффект «стороннего» наблюдения. Заключается он в том, что мысли, несмотря на всю глубину концентрации, будут посещать сознание, однако смотреть вы на них будете как на нечто чужеродное – со стороны. Этот этап качественно выше предыдущего, если вы почувствуете, что достигли его, то вполне можете считать, что полноценно овладели медитативной практикой.
На самом деле, многие ошибочно помогают, что торможение мыслительных процессов и есть самоцель медитации, это предположение ошибочно, в нем явно спутаны причинно-следственные связи.
Цель медитации – отдых, расслабление и наполнение энергией, способ достичь этого – избавиться от внутреннего и внешнего шума, побыть в полной изоляции хотя бы 30 минут в день. Так что, не корите себя, если заметили, что мысли никак не успокаиваются и продолжают роиться в вашей голове, спокойно возвращайте внимание на предмет медитации и продолжайте занятие.
Помните, вы – сторонний наблюдатель, не реагируйте на то, что происходит в разуме, и оно устранится само по себе.
Что чувствует человек, сконцентрировавшийся на дыхании
Ощущения при медитации – важная часть процесса, которая позволяет проконтролировать свое состояние и понять, на какой именно стадии вы находитесь.
Новички в медитативной практике часто не понимают, что за зверь такой, концентрация на дыхании, и с чем его едят. Ошибочно полагать, что направить внимание на дыхательный процесс — означает подсчитать количество вдохов и выдохов. Суть заключается не в этом.
Концентрация на дыхании означает полное сосредоточение на ощущениях, возникающих при совершении вдоха и выдоха. Почувствуйте, как в ваш организм попадает воздух, как он следует по дыхательным путям, как работают легкие и диафрагма, обращайте внимание на действия, которые совершает тело.
Разумеется, когда вы ведете наблюдение за таким действием и визуализируете его, то ни о каких внешних мыслях не может быть и речи. Попробуйте представить себе дыхательный процесс во всех деталях и обязательно прочувствуйте то, как воздух проходит по вашему организму.
Признаки пребывания в медитативном состоянии
Выше мы поговорили о правильной технике и ощущениях, которые возникают при правильном проведении медитации. В общих чертах они должны были дать вам представление о том, как понять, что вы пребываете в медитативном состоянии. Однако, конкретизируем их и немного дополним.
Следующие маячки должны дать вам сигнал о том, что все выполнено верно:
- Вас, на протяжении всей практики, сопровождает глубокое и размеренное дыхание, способствующее удержанию концентрации;
- Мыслительный процесс или отсутствует полностью или протекает медленно и, как бы, со стороны;
- Ваше тело абсолютно расслаблено, релаксация достигает той степени, когда пошевелиться кажется невозможным;
- Вы перестаете чувствовать организм, и, как писалось выше, различные нервные реакции уходят на второй план, полностью игнорируются.
Разумеется, отследить, правильно ли вы провели практику, возможно только по ее завершении, поэтому не стоит заморачиваться вопросом о корректности состояния, в котором вы находитесь. Расслабьтесь и получайте удовольствие.
Итак, подведем итог, как понять что ты в состоянии медитации? Об этом, конечно же, скажут ощущения: ты перестанешь чувствовать напряжение в своем теле, оно полностью расслабится и постепенно, вместо суеты и усталости, придет спокойствие вкупе с зарядом бодрости и энергии. Понимание того, правильно ли ты выполняешь технику, придет со временем, главное – начать и не забывать наблюдать за своими чувствами и эмоциями, возникающими при занятиях медитацией.
Источник