- Как войти в состояние медитации
- Как войти в состояние медитации?
- Время для вхождения в медитацию
- Место для проведения медитаций
- Займите правильное положение
- Расслабленое тело — залог удачной медитации
- Мысли во время медитации
- Концентрация на дыхании или мантре
- Что представлять во время медитации
- Что чувствует человек, сконцентрировавшийся на дыхании
- Признаки пребывания в медитативном состоянии
- Как бороться с назойливыми мыслями во время медитации
- Доколе?
- Поймай меня, если сможешь
Как войти в состояние медитации
Медитация – это, в первую очередь, сложный процесс, чаще всего направленный на восстановление сил, энергии и переход в состояние полного спокойствия, без значительных физических затрат.
Вопрос, наиболее волнующий людей, только начинающих знакомиться с этой удивительной техникой — «Как понять, что ты в состоянии медитации?», чтобы дать на него ответ, придется разобраться и с тем, как войти в медитативное положение, и с ощущениями, появляющимися при правильном выполнении.
Статья призвана помочь новичкам разобраться с новыми чувствами и эмоциями, пробуждающимися во время практических занятий медитацией, совладать с ними, научиться держать под контролем и управлять.
Как войти в состояние медитации?
Прежде чем понять, что вы должны ощущать при нахождении в медитативном состоянии, нужно осознать, как в него вообще войти так, чтобы это было правильно и действенно. Сейчас существует огромное количество литературы, посвященной различным техникам проведения медитации, с ней всегда можно ознакомиться в свободном доступе. Мы же приведем вам общие рекомендации, выполнение которых обязательно почти для любого известного метода.
Для того чтобы войти в состояние медитации, необходимо соблюсти 3 пункта:
- Найти время;
- Выбрать место;
- Занять правильную позицию и расслабиться.
Остальное уже зависит от выбранной вами техники. Поговорим о каждом из 3 условий в отдельности.
Время для вхождения в медитацию
Этот пункт, несомненно, важен, при современном темпе жизни вопрос времени стоит очень остро, его вечная нехватка провоцирует прокрастинацию. В итоге, все сводится к тому, что практические занятия медитацией откладываются на дальнюю полку, ввиду того, что требуют освоения, а следовательно и таких драгоценных временных затрат. Но поверьте, оно того стоит.
Медитировать можно по разному, кто-то проводит занятия раз в день по часу, кто-то 2-3 раза в сутки по 15-30 минут. Некоторые и вовсе ограничиваются 2-3 сеансами по 10-15 минут в течение недели. Конечно, результат будет заметен в любом случае, однако, на первых порах, чтобы быстрее привыкнуть к новым ощущениям, рекомендуем вам заниматься 1-2 раза в день, в общей сложности не менее 30 минут.
Лучше все-таки разделить медитативную практику на 2 подхода: утренний и вечерний. С утра медитация поможет вам приобрести заряд бодрости и подготовиться к дальнейшему трудовому дню, а вечером – успокоит и приведет разум в порядок. Именно в эти суточные периоды время выделить не так уж и сложно, встать на 15 минут раньше и лечь на 15 минут позже – не составляет труда. Тем более, что 20 минут медитации полноценно заменят вашему разуму отдых, который он получил бы в течение 4-х часов беспробудного крепкого сна.
Постарайтесь возвести медитативную практику в ранг ежедневного обязательного ухода за собой, как чистка ротовой полости или умывание лица. Помните, что в первую очередь это нужно вам самим! Время появится, стоит только немного захотеть.
Отдельно хочется отметить другой аспект: как только вы начнете медитировать, то заметите, что большая часть дня уходит на ненужную суету, коэффициент полезного действия часто не достигает и 50%. Медитативные практики помогут вам привести режим в порядок, спустя некоторое время вы заметите, что сутки как будто растянулись и стали больше. Думаю, вас удивит количество того, что действительно можно сделать за один продуктивный день.
Место для проведения медитаций
Обстановка выбранного вами места не должна иметь никаких раздражающих факторов. Будет идеально, если вам удастся проводить практики на природе: в парке или на даче, однако и квартира вполне подойдет. При этом медитативный угол не должен быть броским, желательно, чтобы помещение было нейтральных, спокойных цветов, хорошо проветриваемое и тихое.
С последней чертой дела иногда обстоят сложнее, не всегда понятно, как избавиться от посторонних шумов в квартире, особенно, если вы живете не один. Вариантов тут несколько: можно попросить домочадцев войти в положение, можно проложить шумоизолирующий слой, а можно проводить медитацию в утренние часы, пока все спят.
Не рекомендуется в качестве помещения выбирать место, где вы привыкли спать, велика вероятность «отключиться», особенно на первых порах. На самом деле, в качестве помещения для занятий, может выступать любая комната, даже ванна или кухня, главное, чтобы соблюдались основные требования – тишина, доступ воздуха и отсутствие мешающих концентрации деталей.
В общем-то, эти требования к помещению очень важны на первых порах, когда вы научитесь пребывать в медитативном состоянии, то отпускать свой разум и расслабляться у вас получится даже в шумной толпе с огромным количеством людей.
Займите правильное положение
Если вы думаете, что единственно верное положение для проведения правильной медитации – это поза лотоса, то вы крайне заблуждаетесь. Это положение, конечно, является «классическим» , да и при слове «медитация» у большинства людей возникает стойкая ассоциация с каким-нибудь монахом, сидящем именно в этой позиции, однако то, что для проведения медитативной практики подходит только она – неверно.
Многим новичкам крайне неудобно находиться в позе лотоса, да это и не мудрено – она требует определенных навыков и растяжки. Для проведения медитации на первых порах достаточно соблюдать одно правило, гарантирующее верное расположение тела, а именно: у вас обязательно должна быть прямая спина. При этом важно, чтобы корпус, если вы находитесь в сидячем положении, не отклонялся ни вперед, ни назад. Поначалу придется последить за тем, какой угол позвоночник составляет с полом (или стулом), он должен быть ровно 90 градусов.
Возможно, с непривычки вы будете ощущать дискомфорт в области спины – это нормально, ведь задействуются те мышцы, которые при обычной жизни редко включаются в работу. Постепенно вы привыкнете и перестанете ощущать неудобства.
Так же можно провести медитацию лежа, расслабления с таким способом достичь легче и позвоночник поддерживать в абсолютно выпрямленном состоянии не так тяжело.
Расслабленое тело — залог удачной медитации
Этот пункт будет не таким длинным, как предыдущие, но не менее, а даже более важным. От того, насколько вы расслабите свое тело, зависит весь последующий эффект медитации.
Снимают напряжение все по-разному, некоторые закрывают глаза и мысленно сбрасывают всю тяжесть со своего тела, а некоторые концентрируются на дыхании, выравнивают его и делают глубоким. То, каким путем вы придете к состоянию релаксации – не так важно, главное – дайте своим мышцам отдых, не делайте резких движений и не ерзайте.
Есть вероятность, что расслабиться с первого же занятия у вас не выйдет – ничего страшного, с практикой вы обязательно научитесь это делать.
Мысли во время медитации
Ощущения при нахождении в медитативном состоянии неразрывно связаны с вашими мыслями. Не стоит сразу же стараться полностью освободить разум от шума внутреннего голоса, для начала достаточно переключить внимание на что-то монотонное.
Концентрация на дыхании или мантре
Избавьтесь от источников света, закройте глаза и сосредоточьтесь. Вам предстоит сконцентрироваться на собственном дыхании или читаемой мантре. Направить внимание на мантру немного проще, так как разум отвлекается на монотонные звуки и погружается в состояние, напоминающее транс – как раз то, что вам нужно.
Удерживаться от мыслей, сосредотачиваясь на дыхании, немного сложнее, так как голос в голове будет постоянно намериваться заговорить с вами, вы даже можете не заметить, как начали подсчет количества вдохов и выдохов. В общем-то, ничем страшным это не грозит, не стоит корить себя и думать, что вся практика пошла насмарку – вовсе нет. Главное, когда обратите внимание на то, что мысли убежали и начали буянить – верните их обратно и заставьте помолчать.
Если вам в первый же сеанс удастся удерживать внимание в течение 5 минут, считайте, что это крайне хороший результат. У многих не получается продержаться и 60 секунд.
Что представлять во время медитации
Постарайтесь не отвлекаться на возникающие эмоции и чувства: пятка зачесалась, спина затекла, бок колит – игнорируйте все, потом почешете, разомнете и разотрете. Вначале будет сложно, овладение чем-то новым всегда требует времени.
На самом деле, если вы действительно сосредоточитесь на дыхании, то у вас физически не получится о чем-либо думать. Мантра, так вообще, способна полностью занять сознание и без вашей помощи, достаточно ее читать не останавливаясь.
Иногда, может достигаться и эффект «стороннего» наблюдения. Заключается он в том, что мысли, несмотря на всю глубину концентрации, будут посещать сознание, однако смотреть вы на них будете как на нечто чужеродное – со стороны. Этот этап качественно выше предыдущего, если вы почувствуете, что достигли его, то вполне можете считать, что полноценно овладели медитативной практикой.
На самом деле, многие ошибочно помогают, что торможение мыслительных процессов и есть самоцель медитации, это предположение ошибочно, в нем явно спутаны причинно-следственные связи.
Цель медитации – отдых, расслабление и наполнение энергией, способ достичь этого – избавиться от внутреннего и внешнего шума, побыть в полной изоляции хотя бы 30 минут в день. Так что, не корите себя, если заметили, что мысли никак не успокаиваются и продолжают роиться в вашей голове, спокойно возвращайте внимание на предмет медитации и продолжайте занятие.
Помните, вы – сторонний наблюдатель, не реагируйте на то, что происходит в разуме, и оно устранится само по себе.
Что чувствует человек, сконцентрировавшийся на дыхании
Ощущения при медитации – важная часть процесса, которая позволяет проконтролировать свое состояние и понять, на какой именно стадии вы находитесь.
Новички в медитативной практике часто не понимают, что за зверь такой, концентрация на дыхании, и с чем его едят. Ошибочно полагать, что направить внимание на дыхательный процесс — означает подсчитать количество вдохов и выдохов. Суть заключается не в этом.
Концентрация на дыхании означает полное сосредоточение на ощущениях, возникающих при совершении вдоха и выдоха. Почувствуйте, как в ваш организм попадает воздух, как он следует по дыхательным путям, как работают легкие и диафрагма, обращайте внимание на действия, которые совершает тело.
Разумеется, когда вы ведете наблюдение за таким действием и визуализируете его, то ни о каких внешних мыслях не может быть и речи. Попробуйте представить себе дыхательный процесс во всех деталях и обязательно прочувствуйте то, как воздух проходит по вашему организму.
Признаки пребывания в медитативном состоянии
Выше мы поговорили о правильной технике и ощущениях, которые возникают при правильном проведении медитации. В общих чертах они должны были дать вам представление о том, как понять, что вы пребываете в медитативном состоянии. Однако, конкретизируем их и немного дополним.
Следующие маячки должны дать вам сигнал о том, что все выполнено верно:
- Вас, на протяжении всей практики, сопровождает глубокое и размеренное дыхание, способствующее удержанию концентрации;
- Мыслительный процесс или отсутствует полностью или протекает медленно и, как бы, со стороны;
- Ваше тело абсолютно расслаблено, релаксация достигает той степени, когда пошевелиться кажется невозможным;
- Вы перестаете чувствовать организм, и, как писалось выше, различные нервные реакции уходят на второй план, полностью игнорируются.
Разумеется, отследить, правильно ли вы провели практику, возможно только по ее завершении, поэтому не стоит заморачиваться вопросом о корректности состояния, в котором вы находитесь. Расслабьтесь и получайте удовольствие.
Итак, подведем итог, как понять что ты в состоянии медитации? Об этом, конечно же, скажут ощущения: ты перестанешь чувствовать напряжение в своем теле, оно полностью расслабится и постепенно, вместо суеты и усталости, придет спокойствие вкупе с зарядом бодрости и энергии. Понимание того, правильно ли ты выполняешь технику, придет со временем, главное – начать и не забывать наблюдать за своими чувствами и эмоциями, возникающими при занятиях медитацией.
Источник
Как бороться с назойливыми мыслями во время медитации
Существует целый ряд методов, которые помогают утихомирить неугомонный ум.
В детстве я очень любил наблюдать за процессом мышления. «Выхватывая» из потока понравившуюся идею, я шаг за шагом разматывал клубок связанных с ней ассоциаций. В конце концов я приходил к мысли, с которой начиналось мое необычное путешествие. И здесь я неизменно сталкивался с парадоксом, который, как ни странно, приводил меня в полный восторг: казалось, первая мысль из цепи ассоциаций всегда всплывает из ниоткуда, сама собой, без малейшего участия с моей стороны.
Детская забава постепенно превратилась в привычку и, когда я подрос, пробудила во мне интерес к медитации. Но, к своему изумлению, я обнаружил, что процесс мышления, который так увлекал меня в детстве, только препятствует практике.
В древности представители многих культур считали, что голоса, звучащие в голове (мы называем их мыслями), – это шепот богов. Сегодня мы бы назвали подобное утверждение безумием. Однако не безумие ли называть эти голоса своими?
Будда говорил, что наше восприятие обусловлено шестью чувствами. При этом шестым чувством он считал мысль. Действительно, нет никакой разницы между тем, как ум воспринимает мысли и информацию, получаемую от органов чувств. Мысли возникают в сознании словно по собственной воле, из пустого пространства ума. При этом наш ум, с которым мы отождествляем собственное «Я», подобен тонкой ширме или мембране, отделяющей внутренний мир от внешнего.
Наши мысли принадлежат нам не более, чем птичьи трели. Так почему же они становятся препятствием в практике медитации? Привычный процесс мышления происходит на поверхности ума, и мы не сможем увидеть то, что скрывается в глубине, до тех пор, пока верхний слой не исчезнет.
Доколе?
Большинство трудностей, с которыми мы сталкиваемся, начиная практиковать медитацию в положении сидя, связаны с процессом мышления. Боль, неудобство и скука вполне терпимы в каждое конкретное мгновение. Невыносимыми их делает проекция во времени. Когда мы оказываемся во власти таких мыслей, как «сколько я уже терплю», «сколько мне еще осталось» и «сколько я еще вынесу», – сама мысль о времени превращается в страдание.
Мой первый опыт медитации был вполне предсказуем: я то и дело отвлекался, меня постоянно клонило в сон, а ум никак не хотел успокаиваться. Первая рекомендация, которую я получил, была столь же проста на словах, сколь сложна на деле: «Выбери объект, на котором ты бы мог сфокусировать внимание, – для начинающих таким объектом обычно становится дыхание – и возвращайся к нему всякий раз, когда ум начнет блуждать. Замечай каждую возникающую мысль, сознательно отпускай ее и возвращайся к настоящему моменту».
Объект медитации может ускользать от нашего внимания – это вполне нормально и не должно служить поводом для огорчения или разочарования. Отвлечение от выбранного объекта и возвращение к нему – естественная часть тренировки ума. Не стремитесь к какому-то особому состоянию. Наблюдая за движениями ума, вы уже практикуете медитацию.
Занимаясь таким образом, я осознал, в чем именно заключалась моя ошибка. В начале каждой медитационной сессии я сознательно позволял своему уму блуждать. Мне казалось, что, если я разрешу себе ненадолго погрузиться в грезы, ничего страшного не произойдет – ведь впереди еще целых полчаса. Однако несколько минут превращались в 10, а затем в 20, и в конце концов укротить возбужденный ум становилось практически невозможно. Я понял, что, если приступать к практике сразу же, ум проявляет готовность к сотрудничеству и я погружаюсь в медитацию гораздо глубже.
Но, несмотря на мои усилия, мысли так или иначе находили обходные пути и завладевали умом. Иногда я увлекался оценкой окружающих и сравнением себя с другими: «Кажется, все так глубоко погружены в медитацию, не то что я. Наверное, я еще не созрел для практики» или «Эти двое все делают неправильно: у одного спина колесом, а вторая все время спит. Зачем они приходят сюда?» Обычно такие мысли надолго выбивают из колеи. Но ведь медитация – не метод самосовершенствования. Напротив, мы практикуем ее, чтобы выйти за пределы собственного «я».
Когда в моей голове возникала мысль, которая казалась мне важной, я представлял, что подшиваю ее в папку и убираю в ящик, в расчете на то, что найду ее там по окончании медитации. И действительно, я неизменно обнаруживал свои идеи там, где их оставил.
Давно-давно, когда я, согласившись на работу в очень уединенном месте, на несколько месяцев оказался вдали от своего учителя, практика вдруг стала вызывать у меня приступы паники. Все началось со стесненного дыхания. Постепенно, приступая к сессиям, я едва мог дышать. Сердце начинало бешено колотиться, и я думал: «О боже, я умираю». В результате я перестал медитировать, и проблема исчезла. Вернувшись в Калифорнию, я поделился проблемой с Маецуми Роши, настоятелем дзен-центра в Лос-Анджелесе, который в то время был моим учителем. Он только посмеялся. «Не беспокойся, – сказал он мне, – такое происходит со всеми. Просто переживи это, и все». Я так и сделал. Истинной причиной неприятных симптомов были мои мысли и страхи, и как только я стал более расслабленным, от странных ощущений не осталось и следа. Как оказалось, попытки прекратить блуждания ума усилием воли не только бесполезны, но и опасны. Впоследствии я обнаружил, что существует целый ряд методов, которые помогают утихомирить неугомонный ум.
Поймай меня, если сможешь
Для начала забудьте все, что вы знаете о разных техниках медитации, и переключите внимание на мысли: попробуйте увидеть в каждой точку, из которой появляется следующая, словно кролик из норы. Удивительно, но, как только мысли превращаются в объект внимания, они становятся крайне застенчивыми.
Еще один вариант: попытайтесь поймать мысль в момент ее появления, задержать в уме, а затем сознательно отпустить.
И в том, и в другом случае в течение десяти минут полезно записывать каждую возникающую мысль. Конечно, это не медитация, однако, упражняясь таким образом, вы начнете осознавать различные движения своего ума и станете меньше отождествлять себя с ними.
Последний и, наверное, самый сложный метод работы с умом предполагает простое осознание мыслей. Вы наблюдаете за движениями ума, не вовлекаясь в процесс мышления. Проясняя технику шикантоца, или «простую практику» сидя, Маэцуми Роши дал мне несколько ключей. Нужно наблюдать за своими мыслями, как за облаками, следя за тем, как они плывут от одного конца ума к другому, не делая ни малейшей попытки зацепиться за них и не удерживая их, когда они неизбежно начнут исчезать за горизонтом.
Практикуясь, мы учимся просто наблюдать за умом и не вовлекаться в его колебания. Со временем мы все меньше отождествляем себя со своими мыслями и начинаем рассматривать их лишь как преходящее явление. То ощущение глубины и открытости, которое рождается по мере того, как мы выходим за пределы собственных мыслей, начинает казаться нам более заманчивым, чем неустойчивое царство мысли и бесконечная погоня за движениями ума. В конце концов мы обретаем способность оставлять пределы царства мысли и входить в пространство чистой осознанности. Чтобы затем, оставив и его, познать состояние, которое Катагири Роши назвал «возвращением в безмолвие». «Когда мысль исчезает, мыслящий исчезает вместе с ней», – любил повторять мой учитель Джон Даидо Лори, настоятель монастыря Zen Mountain.
В то же время очень важно быть честным с самим собой. Мы должны видеть четкую грань между тем, как мы действительно наблюдаем за своей мыслью, и тем, как незаметно вступаем с ней в разговор. В процессе практики очень легко перейти в пограничное состояние, при котором мы наполовину мыслим, а наполовину медитируем. Такие сны наяву могут быть очень приятными, однако важно понимать, что это состояние не является медитацией. Если мы хотим прийти к чему-то по-настоящему значительному, необходимо отказаться от него. Как сказал один мудрец, постоянная осознанность – вот цена свободы.
Однажды, когда я был в ритрите и на третий день практики мое напряжение достигло апогея, на поверхность сознания вдруг всплыла мысль, которая в тот момент показалась мне крайне отчетливой и ясной: «Мне нужно покончить с практикой». Я считал себя покладистым человеком и не привык двигаться против течения. Весь день я пытался разобраться в себе, придумывая оправдания своему решению. И когда пришло время для беседы с учителем, я вошел в комнату с таким добродетельным видом, какой только был в состоянии принять, посмотрел наставнику прямо в глаза и произнес: «Я собираюсь прекратить практику». Он пожал плечами: «Что ж, воля твоя. И что ты собираешься делать дальше?» Услышав вопрос, я почувствовал, будто меня сдули, как воздушный шарик. Приняв мои оправдания, не возражая моему намерению, но и не высказывая одобрения, он разрушил иллюзии, в которые я позволил себя завлечь. Я вернулся к практике, выбрался из паутины, в которой бился, словно бабочка, и посвятил всего себя работе.
Источник