- Методы спортивной тренировки
- Методы спортивной тренировки [ править | править код ]
- Методические формы организации упражнений [ править | править код ]
- Методы спортивной тренировки
- Методы спортивной тренировки [ править | править код ]
- Методические формы организации упражнений [ править | править код ]
- Современные методы спортивной тренировки в спортивной школе
Методы спортивной тренировки
Методы спортивной тренировки [ править | править код ]
Методы тренировки имеют первостепенное значение и для теории тренировки, и для тренерской практики. Несмотря на огромное разнообразие возможных комбинаций упражнений, доступные методы тренировки могут быть классифицированы и подразделены на пять главных групп.
Методологические принципы и особенности методов тренировки
Условия нагрузки и отдыха
Наименование метода тренировки
(включает периодические ускорения)
Непрерывный переменный. Фартлек
Соотношение нагрузки и отдыха строго -предписано, интервал отдыха обозначен
Интервальный (длинного, среднего и короткого интервала)
Продолжительность нагрузки предопределена, интервал отдыха строго не обозначен (до полного или почти полного восстановления)
Согласно сценарию игры
Длительные упражнения могут выполняться равномерно (по скорости, по мощности или темпу движения) или переменно (с изменением параметров упражнения). Это непрерывный равномерный или непрерывный переменный методы соответственно. Самый популярный вариант непрерывного переменного метода — фартлек (шведский термин, который может быть переведён как «игра скорости»). Этот метод, первоначально предложенный для тренировки бегунов, предполагал, что группа периодически спуртует, чтобы заменить лидирующего бегуна. Обычно это упражнение выполнялось на пересечённой местности, так что спурты сочетались с подъёмами или спусками на трассе. Когда этот метод был применён впервые, содержание упражнения не было строго фиксировано. Несколько позже чередование ускорений и отрезков с низкой интенсивностью стало точно запрограммированным. Вариант перестал быть первоначальным «фартлеком», но термин остался, и он описывает широкий спектр длительных упражнений с переменной нагрузкой.
Интервальные упражнения более сложно организованы, чем непрерывные. Интервалы нагрузки, количество повторений, характер отдыха (сидя, лежа, бегая трусцой, свободно плавая, активно расслабляясь и т.д.) обычно строго запрограммированы. Различие между двумя основными интервальными методами базируется на способе восстановления.
Повторный метод предполагает выполнение упражнений с интервалами отдыха, достаточными для полного (или почти полного) восстановления. Такой режим позволяет спортсменам выполнять упражнения, требующие проявления более значительных усилий. Следовательно, этот метод является подходящим для различных видов испытаний и моделирования соревновательных нагрузок. Выполнение интервальной работы со строго предписанными интервалами отдыха известно как интервальный метод, который подразделяется на три вида.
Модификации интервального метода (по Наrrе, 1982, собственная редакция)
Продолжительность отдельного интервала нагрузки
Метод короткого интервала
От высокого до максимального
Метод среднего интервала
От среднего до высокого
Метод длинного интервала
От среднего до умеренного
Метод короткого интервала обычно используется для выполнения тренировочных нагрузок от высокой до максимальной интенсивности; интервал отдыха зависит от различных факторов и длится от 15 с до 3 мин. При использовании метода среднего интервала нагрузка длится от 1 до 4 мин с относительно сниженной интенсивностью и интервалами отдыха приблизительно от 1 до 4 мин. Метод длинного интервала: нагрузка от 4 до 20 мин с интенсивностью, сниженной до умеренного уровня, и отдыхом продолжительностью приблизительно от 2 до 6 мин. Следовательно, чистое время выполнения тренировочных нагрузок при использовании этих методов в отдельной тренировке варьирует от 3 мин (тренировка спринтера) до 3 ч (тренировка марафонца).
Игровой метод использует традиционные подходы, где главный фактор нагрузки — сценарий игры, который может значительно отличаться от классических правил определённых игр. Мини-игры и упражнения, использующие игровые действия, очень популярны почти во всех видах спорта, как у юношей, так и у взрослых спортсменов. Конечно, уровень нагрузки во время таких тренировок может значительно меняться и иметь меньше заранее запланированных составляющих. Тем не менее он может эффективно регулироваться за счёт определённых двигательных заданий и самой игры.
Методические формы организации упражнений [ править | править код ]
Существуют три основные формы спортивной тренировки, характерные для систематической подготовки спортсменов (Матвеев, 2010). Это методы строго регламентированных упражнений, игровые и соревновательные (табл.).
Краткое изложение методических форм организации упражнений (по Матвееву, 2010)
Методы строго регламентированных упражнений
Строго предписанное содержание, последовательность и взаимодействие всех элементов упражнения.
Точное определение интервалов нагрузки и отдыха. Задание условий, средств и факторов нагрузки
Строго установленные правила и условия игрового упражнения, в то время как сама активность и поведение спортсменов достаточно свободны.
Соперничество спортсменов в выполнении упражнений различного характера по заданным правилам и в соответствии с заданными условиями
Первая группа методов включает в себя основную часть упражнений, таких как интервальные, непрерывные и переменные. Автор отметил, что эта группа может быть разделена в соответствии с тремя следующими критериями:
- особенностями составления упражнений: упражнения с проработанной или частично проработанной схемой движений; акцентированием общего или местного воздействия на отдельные мышечные группы; моделирование некоторых соревновательных ситуаций и т.д.;
- стандартизацией и/или вариативностью при выполнении упражнений: тренерские указания на выполнение упражнения могут ориентировать на абсолютно регламентированную активность или включать дополнительные элементы/задачи или чередование скоростных режимов;
- дискретным или непрерывным режимом работы, этот критерий определяет дифференциацию между переменными и непрерывными упражнениями.
Касательно игровых методов Л.П. Матвеев отметил их менее строгую регламентированность, инициативный характер активности спортсменов и т.д. Хотя правила игры, сценарий и специфические функции участников могут быть тщательно прописаны, игровые методы дают больше возможностей для творчества и тренеров, и спортсменов.
Соревновательные методы имеют сходство с методами жёстко заданных упражнений, так как условия проведения соревнований полностью стандартизированы, и с игровыми методами, потому что само выступление имеет существенные степени свободы. Л.П. Матвеев подчёркивает роль эмоционального воздействия таких упражнений и их специфической функции при развитии силы воли, ментальной и эмоциональной саморегуляции.
Источник
Методы спортивной тренировки
Методы спортивной тренировки [ править | править код ]
Методы тренировки имеют первостепенное значение и для теории тренировки, и для тренерской практики. Несмотря на огромное разнообразие возможных комбинаций упражнений, доступные методы тренировки могут быть классифицированы и подразделены на пять главных групп.
Методологические принципы и особенности методов тренировки
Условия нагрузки и отдыха
Наименование метода тренировки
(включает периодические ускорения)
Непрерывный переменный. Фартлек
Соотношение нагрузки и отдыха строго -предписано, интервал отдыха обозначен
Интервальный (длинного, среднего и короткого интервала)
Продолжительность нагрузки предопределена, интервал отдыха строго не обозначен (до полного или почти полного восстановления)
Согласно сценарию игры
Длительные упражнения могут выполняться равномерно (по скорости, по мощности или темпу движения) или переменно (с изменением параметров упражнения). Это непрерывный равномерный или непрерывный переменный методы соответственно. Самый популярный вариант непрерывного переменного метода — фартлек (шведский термин, который может быть переведён как «игра скорости»). Этот метод, первоначально предложенный для тренировки бегунов, предполагал, что группа периодически спуртует, чтобы заменить лидирующего бегуна. Обычно это упражнение выполнялось на пересечённой местности, так что спурты сочетались с подъёмами или спусками на трассе. Когда этот метод был применён впервые, содержание упражнения не было строго фиксировано. Несколько позже чередование ускорений и отрезков с низкой интенсивностью стало точно запрограммированным. Вариант перестал быть первоначальным «фартлеком», но термин остался, и он описывает широкий спектр длительных упражнений с переменной нагрузкой.
Интервальные упражнения более сложно организованы, чем непрерывные. Интервалы нагрузки, количество повторений, характер отдыха (сидя, лежа, бегая трусцой, свободно плавая, активно расслабляясь и т.д.) обычно строго запрограммированы. Различие между двумя основными интервальными методами базируется на способе восстановления.
Повторный метод предполагает выполнение упражнений с интервалами отдыха, достаточными для полного (или почти полного) восстановления. Такой режим позволяет спортсменам выполнять упражнения, требующие проявления более значительных усилий. Следовательно, этот метод является подходящим для различных видов испытаний и моделирования соревновательных нагрузок. Выполнение интервальной работы со строго предписанными интервалами отдыха известно как интервальный метод, который подразделяется на три вида.
Модификации интервального метода (по Наrrе, 1982, собственная редакция)
Продолжительность отдельного интервала нагрузки
Метод короткого интервала
От высокого до максимального
Метод среднего интервала
От среднего до высокого
Метод длинного интервала
От среднего до умеренного
Метод короткого интервала обычно используется для выполнения тренировочных нагрузок от высокой до максимальной интенсивности; интервал отдыха зависит от различных факторов и длится от 15 с до 3 мин. При использовании метода среднего интервала нагрузка длится от 1 до 4 мин с относительно сниженной интенсивностью и интервалами отдыха приблизительно от 1 до 4 мин. Метод длинного интервала: нагрузка от 4 до 20 мин с интенсивностью, сниженной до умеренного уровня, и отдыхом продолжительностью приблизительно от 2 до 6 мин. Следовательно, чистое время выполнения тренировочных нагрузок при использовании этих методов в отдельной тренировке варьирует от 3 мин (тренировка спринтера) до 3 ч (тренировка марафонца).
Игровой метод использует традиционные подходы, где главный фактор нагрузки — сценарий игры, который может значительно отличаться от классических правил определённых игр. Мини-игры и упражнения, использующие игровые действия, очень популярны почти во всех видах спорта, как у юношей, так и у взрослых спортсменов. Конечно, уровень нагрузки во время таких тренировок может значительно меняться и иметь меньше заранее запланированных составляющих. Тем не менее он может эффективно регулироваться за счёт определённых двигательных заданий и самой игры.
Методические формы организации упражнений [ править | править код ]
Существуют три основные формы спортивной тренировки, характерные для систематической подготовки спортсменов (Матвеев, 2010). Это методы строго регламентированных упражнений, игровые и соревновательные (табл.).
Краткое изложение методических форм организации упражнений (по Матвееву, 2010)
Методы строго регламентированных упражнений
Строго предписанное содержание, последовательность и взаимодействие всех элементов упражнения.
Точное определение интервалов нагрузки и отдыха. Задание условий, средств и факторов нагрузки
Строго установленные правила и условия игрового упражнения, в то время как сама активность и поведение спортсменов достаточно свободны.
Соперничество спортсменов в выполнении упражнений различного характера по заданным правилам и в соответствии с заданными условиями
Первая группа методов включает в себя основную часть упражнений, таких как интервальные, непрерывные и переменные. Автор отметил, что эта группа может быть разделена в соответствии с тремя следующими критериями:
- особенностями составления упражнений: упражнения с проработанной или частично проработанной схемой движений; акцентированием общего или местного воздействия на отдельные мышечные группы; моделирование некоторых соревновательных ситуаций и т.д.;
- стандартизацией и/или вариативностью при выполнении упражнений: тренерские указания на выполнение упражнения могут ориентировать на абсолютно регламентированную активность или включать дополнительные элементы/задачи или чередование скоростных режимов;
- дискретным или непрерывным режимом работы, этот критерий определяет дифференциацию между переменными и непрерывными упражнениями.
Касательно игровых методов Л.П. Матвеев отметил их менее строгую регламентированность, инициативный характер активности спортсменов и т.д. Хотя правила игры, сценарий и специфические функции участников могут быть тщательно прописаны, игровые методы дают больше возможностей для творчества и тренеров, и спортсменов.
Соревновательные методы имеют сходство с методами жёстко заданных упражнений, так как условия проведения соревнований полностью стандартизированы, и с игровыми методами, потому что само выступление имеет существенные степени свободы. Л.П. Матвеев подчёркивает роль эмоционального воздействия таких упражнений и их специфической функции при развитии силы воли, ментальной и эмоциональной саморегуляции.
Источник
Современные методы спортивной тренировки в спортивной школе
Кокарева Оксана Игоревна
Современные методы спортивной тренировки в спортивной школе
Современные методы спортивной тренировкиосновываются на принципах:
1. Принцип активности и сознательности.
Результат в педагогическом процессе во многом зависит от того, насколько активно и сознательно относятся к спортивному процессу юные спортсмены. Необходимо понимание сути заданий, активно и заинтересовано выполнять, ускорять ход обучения, способствуя результативности делаемых действий, что способствует обуславливанию творческому использованию приобретаемых навыков, знаний и умений в жизнедеятельности.
Требования раскрытия принципа активности и сознательности:
1. Сформировать осознанное отношение и устойчивый интерес к цели и определенным задачам занятий.
2. Поощрять самоконтроль, сознательный анализ и использование своих сил при физических нагрузках и упражнениях.
3. Воспитывать самостоятельность, творческое отношение к занятиям и инициативность.
2. Принцип наглядности
Наглядность процесса воспитания и обучения представляет собой достаточно широкое использование восприятия образов, зрительные ощущения, а также всех остальных органов чувств, с помощью которых происходит контакт с реальной действительностью.
При физическом воспитании наглядность имеет одну из главных ролей, так как спортивная деятельность обучающихся имеет задачу развитие всех органов чувств. С помощью наглядности происходит необходимое освоение двигательной деятельности.
3. Принцип индивидуализации и доступности
Это принцип особенностей обучающихся и выполнение предлагаемых им упражнений. Следует строить обучающий и воспитывающий процесс, учитывая возможности юных спортсменов, возраст, пол, подготовленность, и индивидуальные духовные и физические особенности каждого ребенка. Для успешного оздоровительного эффекта в физическом обучении играет главную роль соблюдение этого принципа.
4. Принцип систематичности.
Принцип систематичности заключается в регулярных занятиях, последовательности и чередовании отдыха с нагрузками.Взаимосвязь между разными сторонами принципа:
— чередование отдыха и нагрузки, непрерывность спортивного процесса;
— вариативность и повторяемость;
— взаимосвязь с разными сторонами занятий и их последовательность.
5. Принцип постепенного повышения динамичности
Принцип постепенного повышения динамичности определяет тенденции требований, которые предъявляются к обучающимся в спортивном процессе на тренировках, заключающегося в выполнении наиболее новых и тяжелых заданий,и постепенное увеличение интенсивности нагрузок:
— обновления регулярных заданий с тенденциями роста нагрузок;
— условия усложнения задания.
Организм человека постоянно приспосабливается к нагрузкам, но постепенно.
Физические упражнения – это основные средства спортивной тренировки. Также средствами тренировки называют гигиенические факторы и оздоровительные силы природной среды (воздушная, водная среда и многое другое). Упражнениями физическими являются двигательные действия, с помощью которых выполняются задачи тренировки.
В спортивной тренировке существуют методы:
1. Методстрого регламентированного упражнения: строгое придерживание плана на занятиях; точное дозирование нагрузок; использование внешних условий).
Такой метод заключается в обеспечении условий для развития физических качеств.
2. Игровой метод
Игровой метод используется для комплекса двигательных упражнений.
3. Соревновательный метод.
Главная черта этого метода — борьбы. Состязание – создает эмоциональный эффект.
4. Словесные и сенсорные методы.
На занятиях это выражается в рассказах, беседах, инструктажах, словесного отчета.
Все формы и методы применяются в сочетании, любой метод должен дополнять другой. Необходима отлаженная система для достижения результатов.
Физкультурный досуг на спортивной площадке «Путешествие в зимний лес» Цели: Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Задачи: Формировать потребности.
Фотоотчет о работе с родителями в рамках спортивной викторины «В школе у Мальвины» Самая главная ценность у каждого человека — это здоровье, поэтому в нашем детском саду уделяется большое внимание воспитанию здорового ребенка.
Фотоотчёт о спортивной эстафете «Мы здоровью скажем да» Великая ценность каждого человека – здоровье. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Вырастить.
Конспект спортивной НОД «Удивительные пальмы» Удивительные пальмы. Тема праздника «Удивительные пальмы» Цели: закрепить знания о пальмах; прививать интерес к участию в соревнованиях;.
Квест в форме спортивной эстафеты по теме «Пожарная безопасность» Тема: «Пожарная безопасность» Физкультурный досуг в детском саду позволяет повысить двигательную активность детей, учит быть ловкими, сильными,.
Праздник на спортивной площадке «Зимние забавы» Цель: Показать детям привлекательность зимы, зимних забав. Приобщать детей к совместным играм. Создать хорошее впечатление. Дети собираются.
Процесс адаптации юного спортсмена в спортивной школе Спорт – это путь по жизни, который предполагает вложение сил, поэтому ребенок приходя в спортивную школу, попадает в незнакомую обстановку.
Сценарий развлечения для воспитателей «Воспитатели в Спортивной стране» СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ВОСПИТАТЕЛИ В СПОРТИВНОЙ СТРАНЕ» Цель: пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья. Развивать интерес.
Сценарий спортивной программы «Мы со спортом дружим» Цель: провести воспитательное мероприятие в форме спортивной программы. Задачи: — развитие координации, быстроты, ловкости; — формирование.
Зимний праздник на спортивной площадке Дети под музыку выбегают на спортивную площадку. Две команды – «Снежинка» и «Льдинка». Ведущая. Начинаем наш зимний праздник. Если хочешь.
Источник