Какая может быть направленность тренировки

Тренирующее воздействие и направленность тренировки в пулевой стрельбе

Тренирующее воздействие
Направленность тренировки
Примерный план занятий
Навыки поведения при достижении результата

Тренирующее воздействие

Повышение тренированности — результат адаптации организма к перенесению тренировочных нагрузок. Цель каждой тренировки — вызвать эти адаптационные перестройки организма спортсмена, пусть даже в самых незначительных пределах.

Тренирующее воздействие — важнейший, но мало учитываемый в практике стрелкового спорта фактор. Он подменяется результатом попадания, объёмом работы. Это уводит от видения смысловой задачи тренировки, цели которую она преследует, снижает эффективность тренировки.

Значительная часть тренировочной работы стрелка проходит на привычных физических и психических напряжениях, закрепляя достигнутый уровень подготовленности, но, не совершенствуя его. Целенаправленность подготовки стрелка требует пересмотра сложившихся взглядов.

Тренажер для подготовки к огэ omskbook.ru.

Тренирующее воздействие и направленность тренировки в пулевой стрельбе

Пример. Наверно все спортсмены — стрелки на практике убеждались во вредоносном влиянии на результат попадания затянутого, передержанного, выстрела. Момент упущен и на мишени — отрыв. «Не затягивай выстрел!» — одно из наиболее частых указаний тренера. А во всех ли случаях затяжка выстрела несёт в себе только негативные последствия?

Основные потенциалы роста результатов стрельбы из пистолета и из винтовки в положении стоя, содержатся в устойчивости оружия. Развитие устойчивости — стержневая задача технической подготовки, требующая самостоятельного решения, иногда своей формы тренировки: искусственная затяжка выстрела, продление состояния неподвижности наведенного в цель оружия, активная борьба за качество попадания в этих условиях, требует высоких напряжений физических и особенно психических сил стрелка. Но именно в этом и содержится тренирующее воздействие выполняемой работы.

Читайте также:  Олимпийская школа резерва гимнастика шаумяна

Тренировка стрелка должна проходить с полным напряжением сил, подстёгиваемая волевыми установками и самоприказами, вызывать чувство утомления. Это может быть утомление мышц руки, утомление от напряжённой борьбы за устойчивость оружия, утомление, связанное с длительным удерживанием сосредоточенного внимания. Начальная стадия утомления, преодоление которого позволяет сохранять высокий уровень результатов стрельбы, оказывает наибольшее тренирующее воздействие. Периодическое проведение работы в этом состоянии весьма полезно, но в ограниченном объёме.

Возрастание количества ошибок — сигнал прекращения работы. Достижение тренирующего воздействия — центральная задача каждого тренировочного занятия, независимо от того, на развитие каких качеств направлены усилия спортсмена. Развитие функциональных возможностей организма.

Каждый вид спорта предъявляет свои требования к физическим и психическим качествам спортсмена стремящегося к борьбе за победу в соревнованиях высшего ранга.

Специальные физические качества стрелков старших категорий вышли на уровень требований отвечающих формуле «необходимо и достаточно». Содержащиеся в них резервы роста результатов стрельбы в значительной степени исчерпаны, (исключение составляет мышечная деятельность, связанная с обеспечением устойчивости оружия). Потенциалы спортивного совершенствования сместились в психические механизмы жизнедеятельности. Это, в первую очередь, развитие психических процессов прямо или косвенно участвующих в формировании спортивного мастерства.

Ощущения и восприятия мышечных процессов позволяющее оказывать регулирующее влияние на их деятельность. Зрительная, мышечная, двигательная, эмоциональная память, воссоздающая в сознании образ цели, психического состояния, параметры мышечных усилий. Внимание, организующее и контролирующее выполнение действий. Мышление, определяющее задачу и средства её решения, устанавливающее систему обратных связей, формирующее установки на деятельность. Волевые качества, мобилизующие спортсмена на преодоление трудностей лежащих на пути достижения поставленной цели.

Рассмотрим примеры организации тренировочного процесса направленного на развитие психических функций стрелка: доклад стрелка, перед началом тренировочного занятия, о задачах которые он ставит перед собой, путей их решения. Это вызывает необходимость продумать предстоящие действия, воспроизвести мысленный образ их, сформировать установку на выполнение. Такая предварительная работа программирует предстоящую мышечную деятельность, поднимает заинтересованность стрелка, положительно влияет на продуктивность тренировки.

В перерыве на отдых, между сериями, предложим стрелку рассказать над чем работал, что получалось, что не получалось, над чем будет работать дальше. Это заставляет спортсмена вдумываться в проделанное, проанализировать и критически оценить свою работу и её результаты, скорректировать установки, в первую очередь на уровень требований к себе.

Периодически, один — два раза в неделю, выполняется одна (лучше две) серия «До первой девятки». Количество пробных выстрелов — не ограничено. Результаты заносятся в постоянно пополняемый график, доступный всеобщему обозрению. Гласность результатов вызывает у стрелков чувство состязательности, обостряет эмоциональное отношение к этой форме тренировки.

Упражнение направлено на развитие следующих качеств:
* Понять, прочувствовать, технические действия, обеспечивающие попадание в десятку.
* Осознать, прочувствовать, своё состояние психической готовности к этой работе.
* Развивать умения регуляции своего психического состояния, воссоздание готовности к высоко результативной стрельбе.
* Укреплять навыки безошибочной работы, обеспечивающей надёжное попадание в десятку.
* Формировать психологическую адаптацию к высоким результатам стрельбы, большому количеству идущих подряд десяток. В соревнованиях это нередко приобретает свойства стресс фактора.
* Укреплять веру в себя, свои возможности и умения, требовать от себя большего: «Знаю, умею, добьюсь!»

Направленность тренировки

Под направленностью тренировки подразумеваются стороны подготовки, или элементы работы, на которых сосредотачиваются внимание и усилия спортсмена. Каждое тренировочное занятие должно решать свои конкретные задачи.

Узловые элементы, из которых складывается работа над выстрелом не равнозначны по своей сложности, лёгкости освоения, возможности контроля над их выполнением. Одни осваиваются легко и быстро, например, изготовка, точность наводки оружия. Другие, такие как устойчивость оружия, управление спуском, требуют целенаправленных длительных усилий. Пока эти стороны подготовки полностью не сформированы, содержащиеся в них недоработки негативно воздействуют и на другие элементы прицельного выстрела, вызывая и их ошибочные действия. Это вызывает необходимость выделения наиболее сложных или отстающих элементов в самостоятельную задачу подготовки.

Примерный план занятий, отражающий направленность тренировки

Учебные задачи
Содержание работы
Время, минут
Методические указания
Разминка. Восстановление физической и психической готовности к работе над выстрелом.
Длительное удерживание оружия в позе изготовки. Идеомоторная проработка узловых элементов
выстрела.
10
Без обработки спуска – 5 мин.
С обработкой спуска – 5 мин.
Закрепление запястного сустава.
Оружие наведено в светлый фон, обеспечение жесткой неподвижности мушки в прорези целика.
10
Попеременно:
А. Без обработки спуска.
Б. При работе пальца имитирующего спусковые усилия.
Тренировка в управлении спуском.
По схеме рассмотренной на стр. № 99, 101
10
Согласованность действий в комплексном выполнении выстрела.
А. Техническая тренировка. Проработка схемы направленности и переключения внимания.
Б. Тренировка в стрельбе по экрану.
В. тренировка в стрельбе по мишени.
50
10

В работе стрелка над выстрелом участвуют зрительная и мышечная память, внимание, мышление, воля. Все они активно влияют на результат стрельбы. Их развитие требует своих тренировочных нагрузок. В практике спорта весь комплекс «психической составляющей» остаётся, чаще всего вне поля внимания стрелка и тренера. Отставание этой стороны подготовки напомнит о себе в соревнованиях, приводя спортсмена к провалу. Характерно, что по окончанию соревнований многие стрелки и их тренеры продолжают направлять усилия на совершенствование техники стрельбы, пренебрегая тем, что неудача выступления связана с психологическими сторонами подготовки стрелка. Главной причиной является то, что стрелок видит технические ошибки, допущенные им при ведении соревновательной стрельбы, и знает, что нужно делать для их исправления. Он осознает и психологические проблемы, приведшие к неудаче, но не знает, что и как нужно делать для их решения. Навыки — упрочившиеся способы разученных действий, позволяющее их автоматизированное выполнение. Навыки могут быть двигательные, мыслительные, сенсорные.

Тренировочная работа формирует в двигательных отделах центральной нервной системы программу, позволяющую производить хорошо освоенные действия без привлечения внимания к их выполнению. Важной особенностью навыка является то, что пока действие протекает гладко, процесс его выполнения не замечается. Однако любое нарушение немедленно отражается в сознании. Сформированный навык позволяет стрелку концентрировать внимание на наиболее сложных и решающих элементах работа, тогда как остальные будут выполняться автоматизировано.

Формирование и закрепление навыка, какого-либо действия зависит от количества повторений и состояния возбуждения — нервной системы спортсмена при выполнении работы. Повышенное эмоциональное возбуждение прочно закрепляет навык, как правильных, так и ошибочных действий. Сформированный навык, трудно поддаётся изменениям.

Нередки случаи, когда стрелок дойдя до определённого уровня результатов, затормаживается в своём совершенствовании. Это и есть влияние неграмотно сформированного навыка, когда не хватало физических сил удерживать оружие, а так хотелось попасть в центр мишени. Стрелок знал, как изготовиться к стрельбе, навести оружие, затаить дыхание. Знал, что усилие указательного пальца должно нарастать плавно. Но, велик соблазн во время произвести выстрел, а очень многое мешает. Это и недостаточно освоенная изготовка, непривычная тяжесть оружия, для преодоления которой приходится напрягать мышцы. Недостаточная устойчивость пистолета, проявляющаяся то в хаотических колебаниях, то в непредсказуемых толчках в периоды кратковременных остановок. Мешает требование плавного давления на спуск, тогда как периоды благоприятного положения мушки под яблоком мишени кратковременны и стихийно нарушаются. Приходится приспосабливаться, стараться использовать каждый момент улучшения устойчивости, «ловчить с выстрелом». Такое отношение к работе формирует навыки выполнения прицельного выстрела, засорённые многочисленными ошибками.

Бывает и так: в спокойной обстановке тренировочной стрельбы новичок справлялся с правильным выполнением действий. На соревнованиях он сильно волновался. Нарушилась устойчивости, исчезла согласованность действий. Стремясь к хорошему попаданию стрелок, был вынужден ускорять выстрел, используя кратковременные моменты благоприятного положения оружия, отходя, при этом, от структуры работы освоенной в тренировке. При возвращении к тренировочной стрельбе неправильности работы, допускавшиеся в соревнованиях, исчезли. Однако в подсознании уже укрепилась программа неправильных действий связанная с соревновательной стрельбой. Она наверняка проявит себя и в последующих соревнованиях. Этого нельзя забывать.

Источник

Направленность и организация тренировочного занятия

Направленность занятий, применяемых в процессе тренировки, обуславливается подбором и методикой применения различных специально-подготовительных и соревновательных упражнений. В спортивной практике находят применение занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности. Программу занятий избирательной направленности планируют так, чтобы основной объем упражнений обеспечивал преимущественное решение какой-либо одной задачи (например, развитие специальной выносливости или повышение силовых возможностей), а построение занятий комплексной направленности предполагает использование тренировочных средств, способствующих решению нескольких задач.

Эффективность тренировочных занятий в большой степени зависит от их правильной организации, которая позволяет обеспечить необходимую плотность занятий, выбор оптимальной дозировки выполняемых упражнений, действенный контроль, учет индивидуальных особенностей спортсмена и т.п. В зависимости от конкретных задач и содержания тренировочного занятия, подготовленности и индивидуальных особенностей занимающихся, этапа подготовки и ряда других обстоятельств, предпочтение может быть отдано различным организационным формам тренировочного занятия.

Рекомендуется различать следующие формы организации занятий: индивидуальная, групповая, фронтальная, свободная (Д. Харре, 1971).

При индивидуальной форме занятий спортсмены получают задание и выполняют самостоятельно. В числе преимуществ этой формы занятий следует отметить хорошие условия для индивидуального дозирования и коррекции нагрузки, воспитания самостоятельности и творческого подхода при решении поставленных задач, настойчивости и уверенности в своих силах, возможность проводить занятия в условиях дефицита времени и в зависимости от складывающихся условий.

При групповой форме имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата при проведении занятий, взаимопомощи при выполнении отдельных упражнений. Однако эта форма проведения занятий затрудняет контроль за качеством выполнения заданий, индивидуальный подход к занимающимся.

При фронтальной форме группа спортсменов одновременно выполняет одни и те же упражнения. Особенно широко эта форма применяется при решении локальных задач в пределах отдельного занятия, в частности, при проведении разминки. При такой организации занятия тренер имеет хорошие условия для общего руководства группой, применения наглядных методов.

Свободная форма занятий может использоваться спортсменами высокого класса, имеющими большой стаж занятий, необходимые специальные знания и опыт. Повышению эффективности тренировочных занятий способствует выбор их рациональных организационно-методических форм. Наиболее распространены стационарная и круговая формы проведения тренировочных занятий.

При стационарной подготовке спортсмены выполняют упражнения на специально оборудованных «станциях», приспособленных для развития различных двигательных качеств, совершенствования технико-тактического мастерства, совмещенного развития двигательных качеств и совершенствования основных компонентов технического мастерства. Станции могут быть оснащены различным специальным оборудованием, тренажерами и приспособлениями, предназначенными для решения разнообразных задач, возникающих в процессе спортивной тренировки. Тренировка на станциях позволяет индивидуально подобрать объем и характер тренировочных воздействий, оптимизировать контроль за качеством выполнения заданий, оперативно вносить коррективы в программы тренировочных занятий.

Круговая тренировка предполагает последовательное выполнение спортсменами упражнений на различных станциях. Обычно оборудуется от 10 до 20 станций, на которых решаются различные задачи физической и технической подготовки. Расположение станций и подбор упражнений осуществляются таким образом, что спортсмен последовательно выполняет различные по характеру и преимущественной направленности упражнения, в комплексе обеспечивающие разностороннее воздействие на организм занимающихся. Индивидуальный подход обеспечивается путем изменения величины сопротивлений на тренажерах, величины отягощений, количества повторений, темпа работы и т.п.

Круговая форма тренировки может быть использована как при индивидуальной форме работы, так и при тренировке больших групп спортсменов. В последнем случае требуется строгая организация работы, четкий контроль за порядком смены станций, продолжительностью упражнений и пауз между ними.

Нагрузка в тренировочном занятии

Основным фактором, определяющим степень воздействия тренировочного занятия на организм спортсмена, является величина нагрузки. Чем выше нагрузка, тем больше утомление спортсмена и сдвиги в состоянии его функциональных систем, интенсивно участвующих в обеспечении работы. Величина нагрузки отражается и в характере восстановительных процессов: после незначительных нагрузок они протекают в течение десятков минут или нескольких часов, большие нагрузки могут вызвать длительный период последействия, достигающий несколько суток.

Величина нагрузки может быть охарактеризована степенью вызываемого ею утомления. Следует различать такие виды нагрузки занятий: малую, среднюю, значительную, большую (таблица 4).

Таблица 4 — Характеристика видов нагрузки

Нагрузка Критерии видов нагрузки Решение задачи
Малая Наступление первой фазы периода устойчивой работоспособности (15-20% объема работы, выполняемой до наступления явного утомления) Поддержание достигнутого уровня тренированности, ускорение процессов восстановления после предшествующих нагрузок
Средняя Наступление второй фазы устойчивой работоспособности (40-60% объема работы, выполненной до наступления явного утомления) Поддержание достигнутого уровня тренированности, решение частных задач подготовки
Значительная Наступление фазы скрытого (компенсированного) утомления (60-75% объема работы, выполненной до наступления явного утомления) Стабилизация и дальнейшее повышение тренированности
Большая Наступление явного утомления Повышение тренированности

Лекция 17

Построение микроциклов в спортивной тренировке

3.Сочетание в микроцикле различных по величине и направленности нагрузок.

4.Построение микроциклов при одноразовых и двухразовых занятиях в течение дня.

Характеристика микроцикла

Микроцикл — это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Внешними признаками микроцикла являются:

— наличие двух фаз в его структуре — стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстановительную, а в соревновательном их соотношения становятся более вариативными;

— часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его;

— регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности.

Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число обобщенных по направлениям тренировочных микроциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, подводящих, а также соревновательных и восстановительных.

Типы микроциклов

В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов.

Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.

Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки. В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.

Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные.

Специально подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревнвоательной и околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность.

Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия).

Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода.

Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок.

Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов.

Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение к них средств активного отдыха.

Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между отдельными стартами и играми.

В практике спорта широко применяются микроциклы, получившие название ударных. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть базовые, контрольно-подготовительные и соревновательные микроциклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.

В отдельных микроциклах должна планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности, так и работа более или менее выраженной преимущественной направленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки.

Источник

Оцените статью