Как вырастить чемпиона по спортивной гимнастике

Ирина Зильбер рассказала, как вырастить из ребенка олимпийского чемпиона

9 августа 2016 17:35

Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Ирина Зильбер в программе «Послесловие» на телеканале «41-Домашний» рассказала о системе воспитания спортсменов.

Ведущая: Добрый вечер, в эфире программа «Послесловие». Начинаем болеть за наших олимпийцев. Как вырастить олимпийского чемпиона, поговорим сегодня с нашей гостьей — олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике, чемпионкой мира и заслуженным мастером спорта России Ириной Зильбер. Добрый вечер, Ирина!

Зильбер И.А.: Добрый!

Ведущая: Начнем с открытия Олимпиады. Какие эмоции вы испытываете, когда видите, как по огромному стадиону идет наша сборная? Воспоминания, как это было в 2000 году?

Зильбер И.А.: Праздник открытия Олимпийских игр — это праздник международного масштаба. Захватывает дух не только тогда, когда идут не только наши спортсмены, но и когда на стадионе собрана вся страна, весь цвет. Спортсмены — это особые люди: они не только красивы, трудолюбивы, они успешны. Это пример для нас, для наших детей. Мы смотрим Олимпиаду с радостью и ликованием, настраиваясь на дальнейшие победы.

Ведущая: Нет семейных традиций, как смотреть Олимпиаду? Болеете дома, в спорт-баре с друзьями?

Зильбер И.А.: По-разному, главное — ощущения и общение с друзьями, у кого какие эмоции, как было организовано само открытие, обмениваемся впечатлениями.

Ведущая: Восемь спортсменов из Свердловской области улетели в Рио-де-Жанейро, среди них — девушка из нашего города Анастасия Татарева. Есть какие-то прогнозы?

Зильбер И.А.: Всегда очень опасно составлять прогнозы на Олимпийские игры. Конечно, старший тренер нашей сборной Ирина Александровна Винер обязана выставлять задачи и спортсменам, и тренерам. Конечно, у нас нет другого варианта — только золото, но прогноз — это очень двоякий момент. Степень ответственности иногда мешает победе, поэтому я желаю нашим спортсменам, нашей Насте огромного спортивного характера, спортивного духа, уверенности в себе и победы, в первую очередь, над собой, сделать свою программу чисто. Тогда, я думаю, девчонки возьмут золото.

Ведущая: Про золото, вернее, про деньги. Сколько стоит воспитать одного олимпийского чемпиона, если мы говорим про художественную гимнастику?

Зильбер И.А.: Если бы вопрос был только в деньгах, было бы гораздо легче, тогда бы мы подсчитали бюджет спортсменов и просто нашли бы эти средства и воспитывали бы ежегодно олимпийских чемпионов. В спорте, к счастью, не все решают деньги. Очень многое зависит от самого ребенка, от его таланта, упорства, трудолюбия, от его родителей, насколько они готовы посвятить свою жизнь данному виду спорта, от тренера, насколько он мудр и терпелив, насколько он умеет ждать, когда спортсмен будет показывать результаты. Конечно, без финансов никуда, но это уже задача федераций, спортивных чиновников и всей инфраструктуры, которая помогает воспитывать чемпиона.

Ведущая: Если говорить про процентное соотношение: сколько зависит от самого ребенка, сколько от тренера и сколько от родителей? Кто здесь первостепенен?

Зильбер И.А.: Здесь очень тонкий момент. На мой взгляд, самое важное — это работать в команде, в тандеме. Нет более или менее важных вещей. Вся фишка в деталях, моментах. На каждом этапе нужно подключаться тем, кто сильнее, мудрее и опытнее. В какие-то моменты — это тренер, у него это может быть не первый воспитанник или воспитанница, на каких-то моментах — родители, которые чувствуют и знают своих детей, вовремя могут снизить нагрузку, дать отдохнуть, помочь со здоровьем. Конечно, сам спортсмен за себя ответственен, знает, когда он более результативен, когда менее, он должен иметь открытый диалог с тренером, который, конечно, ведет к победе.

Ведущая: Все-таки талант или сила воли, если мы говорим о детях, которые только начинают свой путь к Олимпу?

Зильбер И.А.: Талант хорош, он нужен и необходим, но трудолюбие, воля, и сейчас еще интеллект, приводят спортсмена к победе.

Ведущая: Уже десять лет Вы воспитываете юных спортсменов, десять лет Вашей школе. Я понимаю, что следующий этап, Ваша мечта — вырастить олимпийских чемпионов, что для этого нужно?

Зильбер И.А.: Естественно, у меня есть мечта вырастить воспитанницу, довести ее до олимпийского золота, но есть и более масштабные планы. Я хочу создать в Свердловской области систему по воспитанию будущих чемпионов не только нашего вида спорта, а все спорта в целом. Здесь важно и то, как мы набираем детей, каких детей берем, до какого этапа ведем, как мы ведем их на массовые разряды, на каком этапе мы передаем их на высшее спортивное мастерство. Моя цель, мое желание хороши, когда я говорю о том, чтобы воспитать спортсмена, но когда мы говорим о целом поколении, нужно говорить о системе.

Ведущая: С чего начинается эта система?

Зильбер И.А.: С набора детей. В нашем виде спорта — это в 4 года, официально дети приходят в муниципальные школы с 6 лет.

Ведущая: Нужно ждать, когда такой человечек с талантом придет, или надо идти и искать?

Зильбер И.А.: Нужно стараться брать как можно больше детей, сегодня в Свердловской области занимается две тысячи девочек, есть из кого выбирать. Работает 14 школ по художественной гимнастике, и можно отсмотреть лучших. На фоне адекватной конкуренции дети проявляют себя, проявляют себя и тренеры. Не нужно сокращать наборы, нужно выставлять определенные моменты, этапы роста, на каком этапе нужно перейти от начального этапа — к массовому, от массового — до высшего спортивного мастерства. Должен работать системный переход от группы в группу.

Ведущая: Сейчас этого нет? Система так не работает?

Зильбер И.А.: Система есть, не сказать, что в ней просто работать.

Ведущая: Как сейчас происходит, чтобы можно было сравнить?

Зильбер И.А.: Сейчас все происходит разрозненно, нет единой системы, которая позволяла бы увидеть полный цикл — от приема ребенка в школу и до выпуска. Если мы хотим отследить два этапа: массовый спорт и спорт высших достижений, это абсолютно два разных мира. Не может ребенок прийти в свою школу, даже к любимому тренеру, как к первому учителю, и у него состояться, и дорасти до более высокого уровня. Это очень редко бывает. Надо уметь тренерам передавать детей в более мощные центры к более опытным тренерам, которые работают именно на высшие спортивные достижения.

Ведущая: Понятно, что для этого нужна определенная инфраструктура. Скажите, есть ли такая история, что после глобальных событий, таких как Олимпиада, повышается интерес к тому или иному виду спорта? И вот, новую волну детей родители ведут в школу художественной гимнастики? Способствуют ли такие массовые мероприятия интересу детей?

Зильбер И.А.: Безусловно, и способствуют, и повышают интерес. Дети приходят с удовольствием. И главная задача у нас, тренеров — это привить у детей любовь к своему виду спорта. Такие мероприятия просто замечательно влияют на желание детей заниматься спортом.

Ведущая: После Олимпиады в Рио-де-Жанейро Вы ждете нового потока?

Зильбер И.А.: Обязательно.

Ведущая: Если говорить про Свердловскую область, есть ли детский интерес к спорту?

Зильбер И.А.: Интерес есть, и он очень высок. Я больше скажу, не хватает мест для всех желающих. Сегодня нужно говорить о том, что нужны спортивные комплексы, нужны даже дворовые площадки. Нужна та инфраструктура, где дети могут на бесплатной основе больше заниматься спортом.

Ведущая: Спасибо Вам большое за сегодняшнюю беседу.

Зильбер И.А.: Спасибо!

Ведущая: У нас в гостях была Ирина Зильбер, олимпийская чемпионка по художественной гимнастике, чемпионка мира и заслуженный мастер спорта России. Хорошего вечера!

Источник

Подготовка спортсмена-чемпиона в спортивной гимнастике.

В современной национальной концепции подготовки спортсменов доминирует целевая стратегическая установка на опережение зарубежных соперников по основным параметрам подготовленности. Основными задачами является создание модели спортсмена (гимнаста) победителя в многоборье, в отдельных видах и команды победительницы. В данной публикации рассмотрим,что необходимо знать тренеру для достижения цели.

Скачать:

Вложение Размер
publikatsiya_kozhanova_k.yu_.docx 47.33 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка спортсмена-чемпиона в спортивной гимнастике.

Выполнила: Кожанова К.Ю,

тренер ГБУ «СШОР №3

2. Тенденции развития спортивной гимнастики на современном этапе и создание модели спортсмена- гимнаста победителя в многоборье, в отдельных видах и команды победительницы.

4. Список литературы.

Соревнования по спортивной гимнастике впервые появились на летних Олимпийских играх 1896 в Афинах и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр. Первоначально соревнования проходили среди мужчин, женские дисциплины появились на летних олимпийских играх 1928 в Амстердаме [5]. В этом виде спорта разыгрываются 14 комплектов наград. Российские гимнасты и гимнастки много раз становились абсолютными чемпионами Европы, Мира и завоёвывали золотые награды на Олимпийских играх.

Современная технология подготовки российских гимнастов высшего класса опирается на результаты научных исследований и имеет научно-методическое обоснование. В настоящее время учёными разработаны биомеханические и психолого-педагогические основы деятельности гимнастов, а также основные аспекты их подготовки (технической, физической, психологической и теоретической) [3].

В современной национальной концепции подготовки спортсменов доминирует целевая стратегическая установка на опережение зарубежных соперников по основным параметрам подготовленности[3].

Основными задачами является создание модели спортсмена (гимнаста) победителя в многоборье, в отдельных видах и команды победительницы.

2. Тенденции развития спортивной гимнастики на современном этапе и создание модели спортсмена (гимнаста) победителя в многоборье, в отдельных видах и команды победительницы.

Важным для совершенствования системы подготовки гимнасток и гимнастов высокого класса является анализ тенденций развития этого вида спорта. В связи с этим возникает потребность для тренера ежегодно исследовать, изучать и анализировать динамику спортивных достижений сильнейших спортсменов Мира и Европы, при этом выявлять тенденции развития спортивной гимнастики. Изучение данных проблем способствует укреплению лидирующего положения российских спортсменов на международной арене, а также позволяет разработать основные методические концепции в подготовке спортсменов. Решить главную задачу подготовить спортсмена чемпиона [3].

Необходимо в работе использовать такие методы исследования, как анализ и обобщение литературных данных; сравнительный анализ; анализ документальных материалов; видеомагнитоскопия.

Анализ развития современного мирового спорта позволяет выявить следующие специфические для спортивной гимнастики тенденции развития:

• обострение соревновательной конкуренции и расширение географии призеров как результат общего повышения уровня подготовленности гимнастов в странах с традиционно высоким уровнем развития гимнастики и появления на мировой арене классных гимнастов из традиционно негимнастических стран (расширение географии большой гимнастики);

• совершенствование правил международных соревнований FIG приводит к росту и концентрации сложности соревновательных программ, к поиску новых сложных элементов, связок, соединений и доведению технического мастерства до уровня виртуозности;

• и зменения в концепции подготовки предусматривает текущую тактическую коррекцию параметров тренировочной нагрузки в зависимости от индивидуального состояния конкретных гимнастов при сохранении общей стратегической подготовки команды . Происходит централизация подготовки в сочетание общего и индивидуального подходов в планировании и программировании процесса подготовки национальных сборных команд;

• происходит интенсификация тренировочного процесса, улучшение обеспечения всех видов подготовки, идёт повышение роли и доли специальной физической подготовки в тренировочном процессе, что приводит к ускорению процесса подготовки гимнастических элементов, связок и упражнений в целом;

• бурная коммерциализация большой гимнастики влияет на появление спортсменов профессионалов и на их долголетие в гимнастике;

• возросший интерес к виду спорта, требует доведение подготовленности гимнастов до уровня перманентной готовности к соревновательной деятельности. Популярность спортивной гимнастики, поддерживается средствами массовой информации и ведёт к увеличению количества стартов. Всё это приводит к стиранию граней между подготовительными, соревновательным, восстановительным периодами в годичном цикле, что в свою очередь влияет на появление и использование новых научных разработок технологий в подготовке гимнастов и высоко технологичного гимнастического оборудования[4].

Изучая тенденции развития спортивной гимнастики тренер может создать модельные характеристики спортсмена высокого класса — это специфические особенности телосложения, уровни развития общих и специфических двигательных способностей, функциональной производительности, технико-тактической и психологической подготовленности, обеспечивающие демонстрацию спортивных результатов мирового уровня. Модельные характеристики выявляются на основе всесторонних обследований спортсменов высокого класса. Результаты таких обследований, обрабатываются статистически. В гимнастике на основании анализа итогов наиболее значимых соревнований, данных научного прогноза и с учетом тенденций развития вида спорта разрабатываются и используются модели, которые являются ориентирами в деятельности тренеров и спортсменов и относятся к сфере всех основных сторон подготовки.

Понятие Модель — это образец для подражания[5]. Модели оформляются в виде модельных характеристик.

Основными параметрами являются:

а) характеристики спортсменов (антропологические показатели, показатели функциональной подготовленности, эталонные показатели физической и технической подготовленности гимнастов и гимнасток;

б) характеристики соревновательного упражнения (сложность упражнений или содержание и составленной комбинации для разных видов соревновательной программы, исполнительское мастерство включающее артистичность, музыкальность, качество исполнения упражнений.

в) эталоны процесса подготовки спортсменов.

Для создания эталонного или идеального процесса подготовки спортсменов необходимо использовать интегральную подготовку [2].

Интегральная подготовка — это координация и реализация в соревновательной деятельности теоретической, технической, тактической, физической и психологической подготовленности. Ее цель — обеспечить слаженность и эффективность комплексного проявления всех многообразных составляющих, которые в гармоничном единстве определяют успешность соревновательной деятельности [5].

Современная технология интегральной подготовки сборной команды российских гимнастов предусматривает разработку и использование следующих целевых перспективно-прогностических моделей:

— модель абсолютного чемпиона;

— модель победителя на снаряде;

— модели содержания и трудности соревновательных упражнений;

— модели качества и надежности их технического исполнения;

— модели физической и функциональной подготовленности, работоспособности и турнирной выносливости;

— модели психологической подготовленности;

— биомеханические модели целевых упражнений и психолого-педагогические модели их освоения.

— модели тренировочного процесса и тренировочной нагрузки;

— модель календаря соревнований (основных, подводящих, отборочных, контрольных с определением их целей и задач);

— модели обеспечения подготовки.

Эталонные показатели спортсменов высокой квалификации [1].

средний стаж занятий

Оптимальный возраст национальных сборных команд

Показатели функциональной подготовленности

166—170 см (средний рост 168 см)

ЧСС (уд/мин) в течение тренировки 140-170; в паузах отдыха -120;

В отдельные моменты (при СФП) – 200 и больше

136—166 см (средний рост 152 см)

Независимо от разницы в абсолютных величинах роста и массы тела, пропорции тела гимнастов и гимнасток относительно постоянны. К примеру, у квалифицированных спортсменов и спортсменок длина рук по отношению к длине тела составляет 42—47 %, а длина ног — 52—56 %.

Гимнасты должны обладать:

— красивыми формами тела,

— высоким уровнем общей и специальной физической подготовленности.

При отборе гимнаста и подготовке из него победителя необходимо учитывать:

— особенности высшей нервной системы,

— функциональное состояние анализаторных систем,

— творческие способности, мотивация и др.

Прогностическими показателями для спортивной деятельности, оцениваемыми в основном этапе начального отбора, являются:

• память на движения,

• решительность и смелость.

Модель победителя в многоборье предполагает, при наличии трудности упражнений, превышающей официальные требования ФИЖ, безошибочное выполнение комбинаций во всех видах многоборья.

Модель команды-победительницы представляется как объединение участников, которые при наличии высокой трудности упражнений, не допускают «средних» и «грубых» ошибок.

Модель победителя в видах соревнований предполагает, при наличии трудности упражнений, превышающей официальные требования ФИЖ, безошибочное выполнение комбинации в избранном виде многоборья.

Оценка исполнительского мастерства в спортивной гимнастике состоит из суммы двух частей: максимально возможной трудность (D) при использовании открытой шкалы трудности упражнения – это Базовая оценка плюс Модельная оценка Технической подготовленности (Е) — 10 баллов ( минус сбавки за исполнение) [4].

Это два рычага, которые управляют развитием произвольной программы в гимнастике.

Проводя сравнительный анализ выступления спортсменов (Приложение 1)

можно сделать следующие выводы :

Практическое исследование с разных сторон сложности комбинаций и исполнительского мастерства, а также изучение тенденций и требований, которые предъявляет к спортсменам современный уровень развития спортивной гимнастики, имеет огромное значение для тренеров и спортсменов.

Тренер выбирает путь по которому спортсмена можно вывести на более высокий уровень. Сравнивая своего спортсмена (как пример Ангелину Мельникову) с чемпионом (Симоной Байлз) можно сделать выводы, что Ангелине необходимо увеличить базовую трудность упражнений при этом сохранить исполнительское мастерство.

Для создания команды победительницы необходимо подобрать спортсменов многоборцев, у которых Базовая трудность (D) на каждом виде приближена в среднем к 6,0 баллам и обладающими высоким уровнем исполнения программ.

Для создания победителя в отдельном виде многоборья необходимо подобрать спортсменов, способных увеличить Базовую трудность (D) на выбранном виде от 6,5 до 7,0 баллов и обладающими высоким уровнем исполнения программы.

Гимнастика развивается в соответствии с тенденциями и законами развития большого спорта, но имеет свои специфические особенности. По уровневый анализ тенденций развития мирового спорта позволяет в качестве системообразующих выделить следующие: повышение мотивации и престижности высших спортивных достижений; рост спортивно-технических результатов; обострение конкуренции за высшие спортивные титулы.

Изучение данной проблемы поможет тренеру создать эталон процесса подготовки гимнастов и лучше понять то, как воспитать чемпиона.

  1. Журнал Гимнастика №1/36/2019, федерация спортивной гимнастики России. – М., ООО «Издательское агентство А2» 2019. – 80с
  2. Журнал Гимнастика №3/38/2019, федерация спортивной гимнастики России. – М., ООО «Издательское агентство А2» 2019. –80с

3. Карпенко Л.А. Художественная гимнастика / Л.А.

Карпенко; Всерос. федерация худож. гимнастики, С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры имени П.Ф. Лесгафта. – М., 2003. – 210 c

Источник

Читайте также:  Как правильно писать мегитация или медитация
Оцените статью