Классическая йога
23 авг. 2011 г.
«Как выбрать школу йоги»
Матсья
Эксперт
Итак совет номер один. Он же основной.
Прежде чем заниматься «йогой» узнайте что это такое. Узнайте из нескольких независимых источников. Это проще, чем кажется. В настоящее время практически нет ограничений на информацию. Начните с общего энцеклопедического словаря. Загляните в научные публикации на эту тему. Почему научные? Да потому, что в них пишут (по крайней мере стараются писать) принципиально проверяемую информацию. Следовательно снижается необходимость верить наслово милому дяде.
Оттуда вы узнаете некоторые факты:
— Йога вещь древняя и дошла до нас двумя путями в видет традиции и в виде текстов. Оба пути возможно содержат ошибки. Часть информации могла потеряться, а другая скрыта под познейшими дополнениями.
— Практика йоги многоступенчата. Разные источники насчитывают разное количество ступеней, но практика принципиально должна иметь несколько сторон.
— В результате практики здоровье человека улучшается, возможно появления неких плохо определённых способностей.
— Практика занимает годы и требует последовательности и упорства.
— Доля аскетизма и нестяжательства присуща йогам как классу.
— Общее спокойствие тоже.
Да да. Будут ещё какие-то выводы, но я специально выделил самые очевидные, чтобы не ввязываться в споры. Вы вольны дополнить его своими результатами.
После того, как Вы более или менее уяснили суть предмета идите знакомиться с учителями. Нужно всего лишь сверить их учение с критериями. И тут возникает.
При оценке учителя смотрите прежде всего на его учеников. Это просто и логично. Вы когда работника нанимаете на что смотрите? На его работу. У учителя работа – это ученики. Смотреть нужно на них, а не на учителя. В результате следования учению Вы станете похожи именно на них, а не на учителя. Если с учениками пообщаться не удается – это плохой признак.
Вопросы на которые надо бы получить ответ
1. Стаж учеников. Поскольку йога штука длительная, то и результат лучше видно на давно практикующих. Сколько времени в среднем занимается человек в этой традиции и куда он потом девается/как выглядит? Если старые ученики все куда-то пропали, а те, что остались выглядят явно неадекватно то это очень плохой знак.
2. Что в них общего? Если ученики приобретают некоторые общие черты значит это или результат практики или результат отбора. Неплохо поинтересоваться у них обладали ли они этой чертой раньше. Например если все сидят в лотосе и на вопрос говорят, что всегда это могли, то нет оснований считать, что система приводит к приросту гибкости. (Считать ли прирост гибкости критерием йоги Вы должны были решить на прошлом этапе).
3. На сколько они независимы от учителя? Йога работа в основном личная. Да поначалу ученик исполняет что говорят, но по мере накопления опыта его зависимость от учителя должна снижаться. Если этого не происходит – плохо.
4. На сколько однороден возростной и половой состав групп? Да бывают местные особенности, но если на занятие валят в основном старые девы или крепкие молодые пацаны – есть повод задуматься. Крайних вариаций быть не должно.
На учителя тоже нужно посмотреть
Вопросы для проверки:
1. Кто реально Ваш учитель? Если занятия ведёт третий помошник младшего сторожа гарема его святейшества, а учителем считается Сам Великий – это плохо.
2. Меняется ли атмосфера при его появлении на занятии? Если да, то как? Ну конечно меняется, иначе непонятно, что он вообще там делает. Но вот характер этих изменений. Я бы предпочёл учителя в присутствии которого моё понимание предмета проясняется. Но тут понятно каждый сам выбирает.
3. Доступен ли учитель для общения? Отвечает ли прямо на поставленые вопросы или даёт ничего не значащие ответы? Боиться ли признавать неполноту своих знаний? Если знает всё и про всех – прощаемся. Ну а если увидеть его можно раз в год, а задать вопрос и того реже – сразу уходим.
4. Следует ли он сам провозглашаемым принципам? Не плохо было бы сравнить поведение на публике и в быту. Как только слышим, что он просветлённый и ему можно то, что нельзя Вам, разворачиваемся и бодрым шагом направляемся к выходу.
А как же учение? Оно же главное?
Да вот дошли и до него.
Совет номер четыре.
Посмотрите на учение.
Вопросы.
1. Как описываются результаты? Все обещающие ясновидение и суперсилы за 8-10 недель идут понятно куда. Обогащение завтра идёт за ними и никуда не сворачивает. Энергия всего за 15 занятий – туда же. Вечная жизнь и личное знакомство с иерархами всего сущего… ну Вы поняли…
2. Какие аспекты включены в практику? Следует избегать ситуации когда в практику включается только одна ступень, особенно если она требует подготовки. Например все сразу учатся медитировать или петь мантры, а всё прочее отбрасывают. Вариант – когда все делают асаны, а прочие ступени вроде есть где-то там за горизонтом, но нет реально практикующих и критериев готовности к этим ступеням. В йоге важны все ступени и практикуются они в реальные сроки. Самый сложный случай тут бхакты. Ввиду малости опыта я не могу ничего советовать относительно их деятельности.
3. Есть ли проверяемые критерии успешности? В текстах есть внешние признаки йогов. Если говорит, что ничего увидеть нельзя – где-то рядом подвох. Если обещают, что будешь видить прану в будущем – тоже.
4. Поощряется ли самостоятельная практика? Если практика только на групповых занятиях результат будет сомнителен ввиду наличия эффекта компании.
5. Претендует ли организация на всё Ваше время? Хуже всего если практики мало, а общественной нагрузки много.
6. Выдвегается ли требование ограничения социальных контактов вне организации? Ну типа: «жена/муж/дети/родственники мешают духовному росту, нужно их в поликлинику сдать для опытов». Это не наш метод.
7. Насколько развита теоретическая база? Йога учение древнее и сложных представлений о мире не содержит. Если миром управляют титаны-пришельцы из космоса, противостоящие многоруким демонам – что-то тут не то. Аналогично если прана течёт по многим тысячам надей формируя по дороге причудливые загогулины детально описаные в томах 116-128 сочинений первого патриарха явившегося лично во плоти свами Быхттринуколапшууу (в миру Козлову Ивану Савельевичу) и продиктовавшему эти сочинения за 28 ночей бдений на горе Шумеру.
Совет номер пять.
Внимательно смотрите на организацию. Понятно, что в нашем мире ничего бесплатного нет. И всё же.
1. Что является результатом деятельности организации в целом? Правило тут чисто индийское. Если Вам кажется, что цель организации срубить побольше бабла, то это так и есть.
2. Разумна ли цена за занятия?
3. Собирают ли пожертвования и в какой форме?
4. Используют ли дармовой труд адептов?
5. Откуда получают основные доходы? Пикиньте приход – расход. Если большая недостача, то кто платит разницу?
6. Поощряют ли привлечение новых членов? Это особенный пункт. Если положение человека в организации определяется количеством привлечённых туда людей – это 100% пирамида.
7. Как относятся к новичку? Вы пришли и все Вам рады. Поголовно. С чего бы это?
Источник
Разнообразие стилей и направлений йоги. Как выбрать школу йоги в зависимости от уровня равития? Климова М.
При подготовке к написанию реферата я насчитала в изученных мною материалах около 50 направлений йоги, такое многоообразие стилей и направлений не может не радовать. Поскольку все люди разные, с своими интересами, взглядами, потребностями, физической подготовкой такое разнообразие позволяет каждому выбрать по душе свою йогу.
Из всех видов йоги самое большое распространение на Западе и у нас в России получила классическая хатха-йога. Включает в себя: асаны, пранаямы, медитативную практику. Практика асан направлена на работу с позвоночником, развитие гибкости суставных мышц. Хатха-йога была изложена и систематизирована Йоги Сватмарамой в книге «Хатха-йога прадипика», и определена как система подготовки физического тела для сложных медитаций. Поскольку хатха-йога является базовой системой для всех ниже перечисленных направлений она прекрасно подходит как новичкам, стремящимся улучшить свое здоровье, так и опытным практикам бхатхи-йоги.
Три следующих направления являются сейчас наиболее популярными в нашей стране.
Йога Айенгара. Основателем стал индийский учитель йоги Б.К.С. Айенгар. Благодаря ему мир приобрел неповторимый стиль йоги, который отличается дотошностью в отношении «правильности» выполнения асан, глубокого, иногда чрезмерного, стремления к точно выверенному принятию поз. На занятиях практикующие этот стиль активно применяют различные вспомогательные средства-подставки, подушки, ремни, скамейки и т.д. Поскольку здесь применяются мягкий статичные методики, это направление подходит для новичков, людей с проблемами со здоровьем.
Аштанга виньяся йога. Ее создателем является Паттабхи Джойс, один из учеников именитого учителя Шри Кришнамачарьи. Этот стиль йоги, требующий серьезного погружения, времени, физической силы, гибкости и выносливости. Он предполагает выполнение асан в определенной последовательности при строго регламентируемом дыхании. По собственным словам ее зачинателя, она сводится к «подлинному методу, изложенному мудрецом Патанджали в его Йога Сутре». Осваивать этот стиль можно бесконечно, поскольку это многоуровневая методика и даже начальный уровень предполагает хороший уровень физической подготовки.
Кундалини-йога. Основателем этого стиля йоги являетя сикхский духовный учитель Йоги Бхаджан. Эта йога представляет собой самостоятельное, оригинальное учение о пробуждении духовной силы кундалини. Он включает в себя широкое использование крий, пранаямы, пение мантр, медитации. Заинтересует практикующих которые стремятся к поднятию энергии кундалини.
Шивананда-йога — детище Свами Вишнудевананды, ученика знаменитого Свами Шивананды. Его стиль включает в себя серию 12 поз, динамический комплекс Сурья-намаскра, дыхательные упражнения, расслабление и пение мантр. Хорошо подойдет людям с умственным переутомлением, которым необходима расслабляющая практика.
Винийога разработана Шри Кришнамачарьей и предложена для широкого применения его сыном Т.К. В. Десикачаром. Основной идеей этого стиля является виньяса-крама, это «последовательный процесс» совмещенных с дыханием движений позвоночного столба. Здесь основной акцент делается не на достижение идеала в выполнении поз, а на их практике с учетом индивидуальных особенностей и конкретных задач. Винийога может дополняться дыхательными упражнениями, медитацией, изучением духовных тестов. Это направление можно практиковать на любом уровне подготовки.
Бикрам-йога названа именем ее создателя, Бикрама Чоудхури. Эта система сводится к выполнению 26 поз, следующих друг за другом в определенной последовательности в нагретом до 38-43 С помещений. Думаю это стиль подходит для всех уровней подготовки, но обязательно нужно учитывать противопоказания для занятий в нагретом помещении.
Крипалу-йога. Ее основателем является йог Амрит Десаи, ученик известного учителя кундалини-йоги Свами Крипалвананды, а сам стиль предполагает три этапа. На первом этапе акцент делается на определенную последовательности поз, дыхании и движении тела. При этом позы выдерживаются лишь короткое время. На втором этапе вводится медитация и позы выдерживаются уже довольно продолжительное время. На третьем этапе практика поз становится спонтанной и принимает форму «медитации в движении». Эта практика подойдет тем кто стремится преобразить свое мироощущение и глубже проработать навыки медитативных техник.
Ананда-йога была предложена американским учеником Парамахансы Йогананды, Свами Крийянандой. Она представляет собой мягкий стиль выполнения йоговских поз с использованием словесных формул, или позитивных утверждений, ассоциируемых с ними. Например, при выполнении шалабхасаны (поза саранчи) предлагают мысленно повторять «Я воспаряю на крыльях радости». Этот стиль также включает использование особых энегетических упражнений, разработанных Йоганандой. Заинтересует практикующих ищущих в йоге проработку энергетических центров.
Бихарская школа йоги. Ее основатель-Свами Сатьянанду Сарасвати. Практики, разработанные Свами Сатьянандой, базируются на древних текстах по тантре и йоге, исследованиях в области анатомии, физиологии и психологии. Особеннстью бихарской школы является уникальная технология-Йога-Нидра, которая была разработанна Свами Сатьянандой. Ее практикуют в шавасане, в состоянии между сном и бодрствованием. Преподавание этого стиля направлено на всестороннее развитие занимающегося, физические упражнения помогут укрепить физическое тело, а йога-нидра проибрести тонкий опыт.
Эти и другие стили, получившие сегодня распространение в мире являют собой живое подтверждение того бесконечного потенциала, который таит в себе древняя хатха-йога. Каждый опытный и одаренный от природы учитель йоги с годами вырабатывает свой собственный стиль, находит индивидуальный подход к изложению предмета, к методике его преподавания. И этот подход должен постоянно совершенствоваться.
Направления йоги практически всегда существуют не зависимо друг от друга, живя своей собственной жизнью, и не пересекаются, иначе они, наверняка, находились бы в постоянном конфликте.
И все же важно отметить: как бы стили и школы ни отличались друг от друга, они всегда едины в своей основе и на этом уровне не противоречат друг другу. Их различие- это вопрос акцента, выбора и толкования, а также творческой особенности учителя, его самобытности.
Источник
Как новичку правильно выбрать йога студию
Предположим, что вы очень долго собирались заняться йогой и вот, наконец, решились. Перед вами сразу встает проблема выбора йога студии, в которую можно пойти заниматься йогой. Конечно, не исключено, что вы пойдете в фитнес клуб, в котором, как правило, существует большой выбор групповых программ как для женщин, так и для мужчин. Зачастую, в расписании групповых программ фитнес-клуба встречается практика йога. В данном случае вам конечно не придется ломать голову над выбором стиля йоги и инструктора, т.к. в фитнес-клубах чаще всего представлен один стиль йоги и один-два инструктора. Но если вы все-таки решили серьезно подойти к данному вопросу, то советуем прочитать эту статью, в которой даны рекомендации по выбору йога студии.
На сегодняшний день существует большое количество различных стилей и направлений йоги, которые отличаются своей динамичностью или статичностью, различными комплексами упражнений, акцентом на дыхание или асаны. Такими являются: хатха-йога, раджа-йога, кундалини йога, айенгар йога и т. д. Но несмотря на разнообразие направлений, все они преследуют единые цели: улучшить общее физическое состояние и достичь внутренней гармонии духа и тела. Конечно, новичку несложно запутаться в таком разнообразии стилей и найти то, что придется по душе. Именно для этого в некоторых йога студиях существуют кратковременные обзорные курсы для начинающих. На них каждое новое занятие будет для вас погружением в отдельный стиль со своими идеями, тонкостями и другими особенностями. Такие занятия делятся на теоретическую часть, где инструктор вкратце рассказывает о происхождении того или иного направления в йоге, и практическую – где вы сможете сами выполнить асаны (позы), упражнения на дыхание, медитации и другие приемы, рассчитанные, на начальный уровень. Во время таких занятий не надо стремиться сразу делать тяжелые асаны. Это приведет лишь к травмам и разочарованию. Ведь организм еще не укреплен и привыкает к нагрузкам постепенно. Легкие позы для новичков помогут не только размяться, укрепить позвоночник и мышцы живота, но и расслабиться. Да-да, ведь именно научившись расслабляться в асане, комфортно себя чувствовать, вы достигнете результатов. Релаксация в комплексе с правильным дыханием помогут улучшить свое здоровье и приведут вас к новой ступени познания йоги.
Определившись со стилем, необходимо искать студию, в которой практикуют данный стиль йоги. Желательно, чтобы йога студия находилась либо рядом с домом, либо поблизости от работы, учебного заведения и т.п. Удобное месторасположение йога студии не заставит вас тратить много времени на дорогу, особенно в больших городах в час пик. При посещении первого занятия в йога студии, следует обратить внимание на комфортность залов и степень их оснащения необходимыми материалами (ковриками, пропсами). В залах йога студии должно быть тепло и уютно. Помещения должны регулярно проветриваться. Общая атмосфера залов должна соответствовать выбранному вами стилю йоги. Так, например, для бикрам-йоги в зале воссоздают тропические условия с температурой 37-42˚С и влажностью 40%. В любой йога студии должны обязательно быть раздевалки со шкафчиками, чтобы одеться в удобную одежду и войти в зал полностью готовым к занятию. Для выполнения асан зал должен быть оснащен качественными ковриками для йоги. Однако в целях личной гигиены некоторые ученики покупают свой собственный коврик для занятий и носят его с собой. Хорошо, если в йога студии будет библиотека со специализированной литературой о йоге и место для чайных посиделок.
Но самое главное, при выборе йога студии – это, конечно, квалифицированные инструктора. Как правило, начинающим советуют попробовать походить на занятия к разным инструкторам, чтобы найти близкого по духу человека, который бы смог доступными словами объяснить пользу выполняемых асан, тонкости дыхания, расслабления мышц, а самое главное – который бы заботился о здоровье своих клиентов. Если выполнение асан стало для вас понятным, а после занятия не чувствуется напряжения и усталости, значит именно этот инструктор и этот стиль йоги вам подходит. Как говорят мудрецы – умного человека йога делает мудрым, а мудрого – богом.
Источник