Как стать преподавателем йоги.
Советы бывалого
1. Практиковать регулярно?
Помимо проведенных классов, каждый преподаватель выполняет и свою личную практику. И это не какие-то простые асаны, а глубокая работа над собой. Выполнение шаткарм, сложных асан, пранаям, техник концентраций. Ежедневно. С учетом того, что в среднем в день преподаватели проводят по 3-5 классов, попробуйте найти силы и время для себя.
2. Готовы ли вы постоянно учиться?
Чтобы быть хорошим преподавателем вам придется проходить семинары повышения квалификации как йога-тичера, так и сопряженных направлений. Недостаточно знать, где находится правая нога и левая рука. Вы точно должны будете отлично разбираться в физиологии, анатомии, биомеханике. Понимайте, что это не только время, но и достаточно большие деньги.
3. Готовы ли вы к тому, что ваш доход будет не стабилен?
У вас не будет оклада, отпускных и больничных. Молодым преподавателям дают не самое популярное время, так что не ожидайте классов по 30 человек. У вас точно должны быть какие-то накопления на первое время. Ведь сколько вы «найожите», столько и получите. А конкуренция в этой сфере высока. Так что смотрите п.2
4. Любите ли вы людей и готовы встречать каждого с открытым сердцем?
Это не о том, чтобы всегда быть радостно-позитивным. А о том, чтобы понимать, что все люди разные, со своими страхами, проблемами и «тараканами». И кто-то вам будет давать много сил, а кто-то забирать все без остатка.
5. Ну и напоследок небольшой список того, что вы точно должны знать:
1. Умение показать, выполнить и отстроить асану.
2. Методику построения тренировки.
3. Специфику воздействия асан.
4. Физиологию асан.
5. Режимы практики и их специфику.
6. Соотнесение интенсивности занятия с уровнем занимающегося и его здоровьем.
7. Технику безопасности.
8. Модификацию асан для людей, имеющих проблемы с шеей, коленями, спиной.
9. Йогу для беременных, очень полных, имеющих повреждения, пожилых и других «нестандартных» категорий занимающихся.
10. Использование вспомогательных средств для освоения асан (стена, стул, кирпич, одеяло).
11. Санскритские названия всех основных поз.
12. Историю йоги, основные тексты по ней, как средневековые так и современные.
С оглядкой на собственный опыт, готова подтвердить, что с момента начала занятий до преподавания йоги, должно пройти хотя бы 3-5 лет, за которые вы в должной степени измените и натренируете собственное тело, а также накопите необходимый опыт.
Источник
Как бросить суету и стать инструктором по йоге. Интервью с Юлией Юриковой
Мы познакомились с инструктором по йоге Юлией Юриковой и сходили на два ее занятия — по хатха-йоге и аэройоге. Раньше Юлия работала совсем в другой сфере, не увлекалась идеями здорового образа жизни и духовного просветления, а потом втянулась и нашла в этом призвание. О том, как произошла эта трансформация, как поменялась ее жизнь и отношения с окружающими, — в интервью Эволюции Юга.ру.
Как вообще получилось, что ты из пиара перешла в йогу?
— Раньше у меня был совершенно другой образ жизни. Я ушла из пиара, потому что очень сильно устала. Для меня это энергозатратная работа, очень крутая, но она выпила из меня все. Пиар требует максимальной отдачи.
Поэтому когда я уволилась из «Дранки», я просто два месяца ничего не делала и смотрела в потолок. Потом я жила и работала на Бугазской косе, мы организовывали фестиваль, и в программе были мастер-классы по йоге. Так я познакомилась с моим учителем — Сашей Проскурой. Потом он предложил мне работу в студии в качестве. ПИАР-МЕНЕДЖЕРА. Я согласилась, и мы договорились, что параллельно я буду проходить инструкторское обучение.
До этого я уже занималась йогой. Мои предыдущие мастера были хорошими, но я так и не смогла настроиться с ними на одну волну, чтобы выйти на следующий уровень. А потом я встретила Сашу, и он дал мне нужный импульс, и процесс пошел. Я стала много заниматься и быстро прогрессировать.
Тебе не кажется, что это какой-то тренд? Я знаю еще Машу Литвинову, она тоже у вас в студии работает, тоже из медийной сферы пришла, работала корреспондентом на телеканале.
— Так она и сейчас работает, совмещает. Люди пытаются отойти от какой-то суетливой работы. Ритм жизни бешеный, людям сносит крышу, и они ищут чего-то более осознанного и размеренного. Плюс они устают от наемной работы, потому что условия ужесточаются. Ну и присутствует тренд к фрилансу.
Чем отличается то, что ты делаешь, от стереотипного видения йоги, где блаженная девочка сидит на лужайке в лучах солнца?
— Да, есть такое мнение о йоге: «Это все не для меня, это для просветленных». На самом деле все гораздо проще. Я стараюсь в своей практике и преподавании использовать классический комплексный подход, предполагающий совершенствование тела и сознания. Небольшой экскурс: йога в классическом понимании состоит из восьми ступенек. Я про йогу, как она была задумана изначально. Так вот: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхаяна, самадхи. На своих занятиях дальше четвертой ступени, пранаямы, я пока не захожу.
Есть такое мнение о йоге: «Это все не для меня, это для просветленных»
Яма и нияма — это моральные принципы. Считалось, что прежде чем приступить к практике асан, человек должен быть уже готовым духовно. В основном люди перескакивают через эти первые две ступени. Асана — это третья, известная всем составляющая. Четвертая — это пранаяма, дыхательные практики. Все, что дальше, — это работа с вниманием, медитации и так далее.
В современном мире, в особенности в большом городе, где многие люди не могут потратить час на йогу в студии, мало кто готов провести пару лет (или жизней) в Индии, в ашраме, постигая яму и нияму. Поэтому получается так, что большинство перескакивает через первые две ступени, приступая сразу к практике асан, и так и остается на ней. Немногие дают на своих занятиях пранаяму и медитацию, в основном это исключительно физические упражнения, то есть йога фактически приравнивается к физкультуре.
Это не плохо, не хорошо, это просто реалии современной жизни, с которыми нужно работать. Например, мне проще показать людям, чего можно достигнуть, двигаясь не от внутреннего к внешнему, а наоборот. Через работу с телом. Приходя на занятие, люди чувствуют на себе какой-то эффект, назовем его психоделическим, возвращаются в тело, начинают понимать: вот тут болит, тут блок. Потом лежат в шавасане после занятия, выходят и думают: «О, круто». Потом, когда у них возникает желание копнуть глубже, я готова ответить на какие-то их вопросы касательно духовной части. Тогда они уже начинают спрашивать про питание, например.
А как ты сама считаешь, нужно ли сочетать йогу с вегетарианством, веганством, сыроедением?
— Нет такого слова «нужно». Инициатива должна исходить только от самого человека. Но нужно слушать свой организм. Я, например, без мяса уже восемь лет. И я знаю, что мне это подходит. Я чувствую себя хорошо, у меня нет никаких негативных эффектов.
Читайте также:
Но если быть честной, я с детства мясо особо не ела. Поэтому я не могу сказать, что мой отказ от мяса был болезненным. Время пришло, я просто взяла и отказалась. Я тогда еще и йогой не занималась. Но я также знаю людей, у которых, если не поедят мяса, как они говорят, не будет сил. Здесь все зависит еще от пищевых привычек и потребностей организма.
Не должно быть никаких: «Все, я йог, я не ям мяса, я ем только фрукты». Если ты чувствуешь, что хочешь попробовать, просто берешь и пробуешь, потихонечку выводишь сначала красное мясо, потом все остальное, потом рыбу — и смотришь, как оно тебе. Как организм себя чувствует? Обязательно нужно сбалансировать питание. И если ты вывел этот белок, тебе нужно ввести какой-то другой, чтобы ты себя хорошо ощущал.
Бедные духовно люди, занимаясь йогой, богаче не становятся
Встречалась ли ты с псевдодуховностью? Когда человек пытается следовать каким-то нормам, но видно, что это неискренне, будто он что-то из себя строит.
— На примере вегетарианства встречаются такие люди. Правильный выбор — он же всегда делается для себя. Вот тебе интересно, чем питаются другие люди? Мне нет. Это личное дело каждого. Когда человек активно показывает, что он не ест мясо, и рассказывает всем, что они едят трупы, это все-таки что-то не то. А есть еще другой вариант извращения. «Вот вы все неправильные, вы все йогу опопсили, фоткаетесь для инстаграма, это все не йога, пойдемте, покажу, как надо». Это история о том, как бедные духовно люди, занимаясь йогой, богаче не становятся.
Все сейчас говорят про осознанность, про жизнь в моменте. Что это значит для тебя?
— Для меня осознанность, как это ни смешно… быть в моменте. Осознанность — это когда ты понимаешь, что с тобой происходит. Ты собираешься заорать на кого‑нибудь, и в этот момент ты говоришь себе: «Я выбираю сейчас повысить голос, я сейчас буду орать». А потом думаешь: «Зачем?»
Неосознанность — это когда вообще нет разрыва, нет этого момента выбора, ты сразу с головой кидаешься в эту пучину эмоций, и тебя болтает между этими всплесками, выкидывает то в эйфорию, то в депрессию. Тебя очень легко подцепить любым крючком и легко тобой манипулировать.
Ты говоришь себе: «Я выбираю сейчас повысить голос, я сейчас буду орать». А потом думаешь: «Зачем?»
А как йога помогает выходить на такой уровень сознания, о котором ты говоришь? Твой личный опыт.
— Точно так же, через тело. Вот смотри, ты сегодня была на занятии. Ты позанималась, потом легла и полежала в шавасане. Когда ты потом встала, почувствовала, что что-то изменилось?
Знаешь, я больше чувствовала в процессе. Мне было интересно осознавать, что у меня, оказывается, в плечах все очень сильно зажато, что у меня болит спина. А когда мы лежали в шавасане под конец занятия, было очень круто, офигенное расслабление. Потом я, правда, все равно улетела в какие-то повседневные мысли.
— А это невозможно сделать по щелчку пальцев, ведь шавасана — самая сложная поза йоги:). Но постепенно мы учимся этому. Вот то, что ты говоришь: «У меня здесь зажато». В обычной жизни наше внимание может быть где угодно, но только не в теле. Почему почти у каждого — шея, втянутая в плечи? Поза отражает те проблемы, которые мы создаем у себя в голове.
Когда ты занимаешься йогой, тебе тело начинает давать обратную связь о том, что ты делаешь с собой. Например, если тянешься слишком сильно, делаешь асану, к которой пока не готов, тело через болевые ощущения даст тебе понять, что нужно притормозить. А когда ты стрессуешь, злишься, обижаешься, оно тоже начинает тебе показывать, как ему плохо от этого. И ты начинаешь замечать это и думать: «А зачем я это делаю?»
И тут уже начинается та йога, которая настоящая йога — работа с собой, работа с неосознанными своими реакциями. Ты и в жизни работаешь с этим, и на коврике.
Практики по останавливанию негативного потока мыслей — это какая-то форма медитации? Или элементы из нее? Как ты это делаешь?
— Когда я чувствую, что выхожу из себя, если у меня есть возможность, я стараюсь сесть, закрыть глаза и подышать, например, полное йоговское дыхание. Хотя бы пять минут. То же самое работает с грустью и хандрой. Нельзя одновременно рыдать и концентрироваться на дыхании.
Ты же понимаешь, что сейчас ты развенчиваешь миф о вечно счастливом инструкторе по йоге?
— Но ведь все мы живые люди. Я никогда не поддерживала этот миф. Я открыто заявляю, что я по природе своей крайне неуравновешенный человек. И я с этим работаю, и у меня есть сдвиги, их вижу я и мои близкие люди. Значит, нет ничего невозможного и с этим можно и нужно работать.
Нельзя одновременно рыдать и концентрироваться на дыхании
Если про инструкторов. Это нормально пробовать нескольких, искать своего?
— Конечно. Если ты приходишь и тебя сразу зажигает, это супер. Но если ты чувствуешь, что что-то не то, возможно, это не твой человек. И это не значит, что это плохой инструктор.
Нужно выбирать не только конкретных инструкторов, но и направления, пробовать разные. Сейчас очень много стилей. Я начинала с йоги Айенгара, и мне вообще не пошло — думала, я там усну. В школе Айенгара очень много внимания уделяется теории, и все очень неспешно. Я сама всегда стараюсь уделять внимание отстройке, но не до такой степени, чтобы все занятие разбирать один треугольник (асану).
Аштанга-йога — более динамичная, они больше внимания уделяют связкам, перетеканию из одной асаны в другую. Хатха, которую я преподаю, — она статичная, здесь идет упор на то, чтобы правильно встать в асану, зафиксироваться и дышать.
Я читала в одном из твоих постов о том, что люди не умеют правильно дышать. А что значит «правильно дышать»?
— В обычной жизни мы дышим очень поверхностно. Есть три типа дыхания — нижнее (животом), среднее (ребрами) и верхнее (грудью). Обычно люди дышат грудью и очень мелко. И еще горбятся дополнительно. Из-за этого нам не хватает кислорода, дыхание не наполняет нас в нужной степени. На занятиях мы как раз учимся дышать, люди узнают, что можно дышать по-разному.
Читайте также:
Я читала мнение, что женщинам с гормональными нарушениями и женскими проблемами надо идти на йогу. Через йогу оно каким-то образом все наладится. Как ты сама относишься этому?
— Я думаю, это, безусловно, правда. Не каким-то образом, а через работу с мышцами. Улучшается кровообращение всех органов, в том числе тех, которые нас интересуют. Идет воздействие на мышечный корсет, на сам орган. Это я абстрактно говорю, если без упоминания конкретных заболеваний.
Кроме того, девочки, готовясь к родам, приходят на йогу для беременных. И там учат правильному дыханию, как «продышать» боль, и это тоже работает. В Краснодаре это пока мало развито, но хорошие специалисты есть.
А как вообще появилась аэройога, которую ты преподаешь в студии?
— Она появилась на стыке воздушной акробатики и йоги. Первоначально она была для людей, которые находятся на реабилитации после травм и не могут ходить в обычный класс — так как часть веса тела уходит на гамак, нагрузка не такая сильная. У меня это могут быть очень разные тренировки — и мягкие, и предполагающие очень хорошую растяжку и силу мышц для выполнения.
Ходят ли к тебе на занятия мужчины?
— Да, например, ко мне на занятия ходит мужчина, который занимается тайским боксом. И он всячески респектует йогу за то, что она помогает восстанавливаться после физических нагрузок, улучшает гибкость. Еще есть люди, которые просто хотят попробовать, — все-таки тренд никуда не делся, он всеобъемлющий, не только девочек касается.
Есть ли какие-то физические ограничения для тех, кто хочет заниматься йогой?
— Безусловно, если ты приходишь в группу, о своих ограничениях инструктору надо сказать, если есть грыжи, протрузии — обязательно! Если это ограничение не критично, инструктор скажет вам, чего следует избегать. Но при серьезных травмах может сказать, что вам нельзя ходить в группу. Тогда надо идти на йога-терапию. Йога-терапия — это реабилитационная йога, ей обучают отдельно. Инструкторы знают, как работать с травмированным позвоночником, суставами, как лечить при помощи йоги разные заболевания. Правда, грамотных специалистов в этой области еще меньше, чем в йоге для беременных.
Источник