Как тарасова проводит тренировки

Силовые приемы Тарасова. Как великий тренер заставлял игроков становиться чемпионами

Анатолий Тарасов почти всегда был «номером вторым». Но именно он отвечал за тренировочный процесс, воспитание хоккеистов

В конце прошлого года отмечался 100-летний юбилей Анатолия Тарасова. В честь легендарного тренера напротив Ледового дворца ЦСКА установили бронзовую скульптуру: суровый взгляд, одна рука опирается на костыль, другая отведена в сторону. А самый первый мемориал хоккейного гения появился еще 44 года назад. Но не в России, а в Канаде.

Рукописный портрет Анатолия Тарасова в Зале хоккейной славы в Торонто украшает надпись: «Мир должен быть благодарен России за то, что она подарила ему Тарасова». А, кстати, почему именно Тарасова? Старшим тренером сборной СССР, которая выиграла с 1963 по 1972 год абсолютно все Олимпиады и чемпионаты мира, был Аркадий Чернышев. В Канаду на знаменитую Суперсерию против профессионалов команду повез Всеволод Бобров.

Не считая периода 1957–1961 годов, Тарасов в сборной всегда был номером вторым. Но именно он отвечал за тренировочный процесс, воспитание хоккеистов и вел их к п­обедам.

Бодался с властями

Для признания заслуг при СССР и установки бюста на Аллее славы ЦСКА в то время ему не хватило формальной причины – высшей награды – ордена Ленина. Тарасову орден обещали, но награда уплыла из рук после опалы в 1972 году. По мнению жены Тарасова, Нины Григорьевны, причиной стала победа над Чехо­словакией в финале Олимпиады в Саппоро. В советском руководстве намекнули, что хорошо бы оформить ничью с товарищами из соцлагеря, чтобы те обошли американцев. Но игра закончилась со счетом 5:2 в пользу СССР. Тренер принципиально бросил на лед главные силы.

Читайте также:  Йога айенгара все позы

Не забылся к тому времени и эпизод 1969 года, когда Тарасов из-за незасчитанной шайбы увел команду ЦСКА в раздевалку, заставив Брежнева полчаса ждать в правительственной ложе продолжения матча.

– Папа вообще никогда не чувствовал, что страна его поддерживает и будет им гордиться. Во всяком случае, последние 20 лет его жизни. Я счастлива, что мне удалось до этого дожить, что его вспоминают, – говорит его дочь, заслуженный тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова.

Гонял игроков до седьмого пота

Одна из самых известных сцен фильма «Легенда №17» – «прописка» в команде Валерия Харламова. Нападающий стоит в воротах, а остальные игроки, не жалея, закидывают его шайбами по приказу Тарасова. Это не выдумка, когда-то такому испытанию подвергли молодого форварда Александра Смолина.

– Тарасов мог называть нас и «полуфабрикатом», и «шкетом» – это его обычные обращения к молодым игрокам, – вспоминает Владислав Третьяк.

Непросто приходилось и Борису Михайлову, который был обязан всегда находиться в самой гуще – у ворот соперника.

– В какой-то момент надоело получать постоянные ссадины и переломы, и я стал смещаться чуть ближе к углу площадки, – рассказывает сам хоккеист. – Тарасов меня вызывает и говорит: «Жалко, Михайлова-хоккеиста на пятачке я знаю, а Михайлова-хоккеиста в углах – не знаю. Идите думайте». В следующей игре я вернулся на пятачок. У него к игрокам было огромное количество требований. Но когда я уже сам стал тренером, понял, что это было не­обходимо.

Олимпийский чемпион Александр Гусев вспоминал, как в 1968 году к­оманда поймала Тарасова «на слабо», когда тот заставлял игроков прыгать в бассейн с 10-метровой вышки. Тренер вызов принял и прыгнул вниз прямо в одежде – отбил живот, но виду, что больно, не показал.

Владислав Третьяк и Анатолий Тарасов в 1972 году
// фото: Виктор Будан / ИТАР-ТАСС

Позднего Тарасова часто обвиняют в том, что он переписывал историю: много говорил о себе и мало – о тех, с кем начинал создавать русский хоккей.

Книг о прошлом, настоящем и предполагаемом будущем спорта Тарасов издал больше десятка. Писать обзоры в газетах начал, еще будучи игроком, причем на страницах вел себя еще жестче, чем на льду.

«Всякая система игры, построенная на индивидуальных принципах, в нашем спорте обречена на неудачу», – разносил он на страницах «Советского спорта» в 1947 году «Спартак», где играл его родной брат Юрий Тарасов.

В 1977-м отправился спецкором от ТАСС в Вену на чемпионат мира, где от него сильно досталось нашей сборной по хоккею, упустившей золотые медали. В 1988-м критиковал национальную к­оманду уже по телевидению, комментируя матчи вместе с Владимиром Перетурины­м.

По словам жены Тихонова, как-то раз Тарасов в некрасивой форме выгнал Виктора Васильевича со своей тренировки – тот любил прийти понаблюдать за работой коллег. Отношения между ними были остро негативными.

Муштровал детей

В 53 года Тарасов, оставшийся без тренерской работы, смог полностью посвятить себя собственному изобретению – детскому турниру «Золотая шайба».

Сейчас в турнире выступают около 3500 детей от 10 до 15 лет. Но это уже воспитанники спортшкол, а не дворовые ребята, которых Тарасов в полседьмого утра выгонял на зарядку.

Анатолий Тарасов проводит тренировку с юными спортсменами клуба «Золотая шайба». Киев, 1984 год // фото: Игорь Костин / РИА Новости

Есть кадры хроники, на которых он, передвигаясь на костылях, руководит занятием со льда: «Что за кислые физиономии? Молодой человек, вами я недоволе­н».

Именно за страстность в спортивной педагогике Тарасова и ценят во всем мире.

– Его ввели в Зал славы Торонто, где он остается единственным российским тренером, не из-за количества побед и медалей. В первую очередь оценили вклад в развитие хоккея, в тренировочный процесс, – считает внук Алексей Тарасов. – Уходя с тренировки, он продолжал заниматься хоккеем, писать, придумывать новые упражнения.

Источник

«Тренер, как и шахтер, все время пробивается вперед в абсолютной темноте». Татьяна Тарасова, какой вы ее не знаете

Тренер чемпионов отмечает 70-летие. Праздничная галерея «Матч ТВ».

«В фигурное катание меня определил отец: «Уж если родилась девочкой, то хоть на коньках стоять будет». Когда я решила, что из спорта надо уходить, и решила пойти по стопам своей подруги Иры Даниловой, которая из фигурного катания ушла в Государственный ансамбль народного танца СССР, отец круто поломал все мои радужные планы (в них, кстати, входила и мечта поступить в ГИТИС, на балетмейстерское отделение). Он сказал, что актрис в семье не было и никогда не будет. Я поступила по его настоянию в институт физкультуры, где училась долго и довольно безобразно», — вспоминала Тарасова в своей автобиографии.

В 28 лет Тарасова стала заслуженным тренером СССР. Основные принципы работы Татьяна Анатольевна подсмотрела у отца: «Для него, кроме тренерского дела, ничего на свете не существовало. Он говорил: работа тренера сродни труду шахтера. Тренер, как и шахтер, все время пробивается вперед в абсолютной темноте. И отец работал действительно по-шахтерски. Он приходил с катка измочаленный до такой степени, будто вернулся после тяжелой физической работы. Но эта работа — основной смысл всей отцовской жизни. Точно так же я могу сказать и о себе.

За много лет тренерской карьеры я ни разу не была в отпуске положенных 24 дня. Две недели — вот и весь отдых. Первую неделю я отсыпаюсь. Сплю столько, что теряю человеческий облик. Семь дней не открываю глаз, встаю только на завтрак, обед, ужин. Если отдыхаю на побережье, бывет, что в первую неделю моря не вижу».

На Олимпиаде в Лейк-Плэсиде 30-летняя Ирина Роднина (в паре с Александром Зайцевым) стала трехкратной олимпийской чемпионкой. К этим Играм пару готовила Татьяна Тарасова.

«За три дня до начала соревнований арбитры нашли три ошибки в произвольной программе Родниной, — вспоминала Тарасова в своей книге «Четыре времени года». — Ошибки, то есть элементы с нарушением правил в незначительных и проходных частях программы, начали показывать по телевидению. И объяснять публике, и объяснять судьям, что за них надо снижать оценки. Я попросила выключить в блоке, где мы жили, телевизор, запретила приносить к нам газеты и что-либо говорить по этому поводу.

Меня вызвали к руководству советской делегации, поинтересовались, не собираюсь ли я поменять программу. Я ответила, что за три дня, конечно, могу ее изменить, но это создаст неуверенность у спортсменов, а они должны катать то, что тренировали. Все это я горячо переживала. Разговор шел и с нашими судьями. После этих бесед я лежала пластом, у меня такая особенность: когда какие-нибудь неприятности, я ложусь».

Но в нужный момент Тарасова умеет собираться. Когда кто-то из учеников на льду, она всегда стоит у бортика. «Тренер в эти минуты каменный истукан. А я еще тихо голову начинаю втягивать в плечи. Пока она почти полностью в шубе не исчезнет. Отвлечься на что-нибудь, когда выступают твои спортсмены, нельзя ни на секунду: надо все время их вести, управлять их шагом, чувствовать каждое их движение. Мне кажется, что я передаю им и свои силы, чтобы появились у ребят на льду дополнительные возможности. Я верю, что между тренером и учениками во время соревнований существует какая-то необъяснимая телепатическая связь. Иногда за полчаса до старта я оказываюсь в состоянии тревоги. Сделать с собой ничего не могу. Знаю, сегодня кто-нибудь упадет».

Среди учеников Тарасовой, кроме Родниной и Зайцева, Ирина Моисеева и Андрей Миненков, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, Марина Климова и Сергей Пономаренко, Оксана Грищук и Евгений Платов, Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, Илья Кулик и, конечно, Алексей Ягудин.

История Тарасовой и Ягудина началась в 1998 году. Это было не самое простое время. Один из самых талантливых учеников Татьяны Анатольевны Илья Кулик только-только закончил любительскую карьеру и перешел в профессионалы. Ягудин никак не мог наладить отношения со своим тренером Алексеем Мишиным, который большую часть своего внимания уже тогда уделял Евгению Плющенко.

«Мне показалось, что Леша интересный парень, а все мои друзья звонили и говорили, кого же я взяла, я с ума сошла, он же кривой, косой, маленький, — одним словом никакой, — вспоминала Тарасова. — А «никакой» стал раскрываться и в актерском плане. Но сперва он тяжело работал в Италии, бегал кроссы по горам до умопомрачения, очень хотел мне понравиться. В глубине души я боялась его перетренировать, потому что навалилась на него со всей своей дурацкой мощью. Его наполняла какая-то большая сила, и это сразу чувствовалось. Он из тех, кто может терпеть».

Правая нога у Ягудина болела с детства — врожденный дефект тазобедренного сустава. В какой-то момент он просто перестал обращать внимание на дискомфорт и неприятные ощущения. Но чем ближе были Олимпийские игры, тем интенсивнее становились тренировки и острее боль. Всего за неделю до Олимпиады Ягудин и Тарасова серьезно повздорили. Алексей жаловался на постоянную боль и отказывался работать. Татьяна Анатольевна, считала, что он боится выступать и просто капризничает. В Солт-Лейк-Сити Ягудин все же вышел на лед, а Тарасова заняла привычное место у бортика. И это было одно из лучших выступлений в истории Игр. «Я восхищаюсь его мужеством, — скажет Тарасова потом — Лешка может все! Не бывает в жизни безвыходных ситуаций. Если вы до сих пор в это не верите, посмотрите на Алексея Ягудина».

Алексей Ягудин стал любимым учеником. Но поработать с ней мечтали не только российские спортсмены. Больше других повезло японским фигуристкам Сизуке Аракава и Мао Асада, американке Саша Коэн и итальянской танцевальной паре Барбаре Фузар-Поли и Маурицио Маргальо. Всего же за свою карьеру Тарасова воспитала 11 олимпийских чемпионов. Ее ученики завоевали 41 золотую, 15 серебряных и 5 бронзовых медалей на различных международных соревнованиях.

У Тарасовой много друзей. Но большинство не из мира фигурного катания. Близкий круг — артисты, музыканты, журналисты. Среди подруг знаменитый театральный режиссер Галина Волчек. С театром и музыкой у Тарасовой вообще особые отношения. «Пою всегда, когда хорошо на душе. Русские романсы. Нет ничего на свете лучше русского романса».

Наслаждаться театральными постановками мешала только тренерская ответственность. «Когда идет какой-то интересный спектакль и пропустить его невозможно, я ухожу в театр, оставив ребятам точное задание на весь вечер, но удовольствия от спектакля я получаю меньше, чем остальные зрители, потому что, целиком доверяя ребятам и даже зная, что с ними мой помощник, мой ассистент, думаю, что этот вечер для спортсменов прошел зря, и ничего они на льду не делали. Бегаю в антракте звонить на стадион. Кто пришел? Кто не пришел? Как тренируются? В разгар сезона на какой-то из ряда вон выходящий спектакль (прежде всего балет) беру их с собой, но мучаюсь не меньше, так как смотрю на сцену, а вижу пустующий лед».

Чуть больше двадцати лет назад у Тарасовой спросили, какой она видит себя в будущем, через 20 лет. Она все предсказала правильно: «Думаю, и через два десятилетия я буду приходить на каток с таким же удовольствием, с каким прихожу сейчас. Не хочу потерять ощущения счастья от своей прекрасной работы. Я хотела бы иметь таких же преданных и любимых учеников, каких я имела и имею. Я хотела бы так же волноваться и страдать при каждом прокате, который вижу».

На Олимпиаде в Сочи Тарасова сильнее других переживала за Аделину Сотникову и ее тренера Елену Буянову (Водорезову).

В эфире «Матч ТВ» волнительным получается каждый комментарий, связанный с российскими фигуристами.

По материалам автобиографических книг Т. А. Тарасовой «Четыре времени года» и «Красавица и чудовище»

Фото: Андрей Голованов и Сергей Киврин, РИА Новости/Алексей Филиппов, РИА Новости/Юрий Сомов

Источник

Оцените статью