- Как стать инструктором по йоге: образование, необходимые навыки и опыт
- Особенности
- Как начать?
- Порядок действий
- Освоение теории
- Поиск наставника
- Прохождение курсов
- Связь с аудиторией
- Постоянное самосовершенствование
- Образование
- Необходимые навыки
- Важное правило
- Рекомендации начинающим преподавателям йоги
- Первая часть статьи будет посвящена асанам и логике построения занятий.
- Вторую часть хотелось бы посвятить самим методикам преподавания, настройке на преподавание.
- Третья часть самая важная. Она, на мой взгляд, никогда не утратит своей актуальности, пока вы остаётесь на стезе преподавания.
Как стать инструктором по йоге: образование, необходимые навыки и опыт
Курсы йоги становятся год от года все популярнее. Неудивительно, что самые активные коммерсанты давно уловили эту тенденцию. Ведь спрос на какие-либо услуги дает прекрасную возможность на них заработать. Неудивительно, что открытие огромного количества специализированных центров и курсов привело к популяризации вопроса, как стать инструктором по йоге. Спрос на этих специалистов на рынке труда высок, а значит, всегда найдутся желающие воспользоваться новыми возможностями.
Особенности
Отвечая на вопрос, как стать инструктором по йоге с нуля, нельзя обойти стороной тех, кто изначально посещал соответствующие курсы в качестве обычного ученика, а затем становился квалифицированным тренером. Таких историй немало. И основаны они на личном интересе, который возникает в процессе обучения. Кроме того, умение преподавать йогу можно превратить в неплохой и при этом интересный способ получения дохода.
Как начать?
Если ваша цель – заработать деньги как можно быстрее и как можно больше, стоит еще раз пересмотреть свой выбор. Возможно, йога – это не то, что вам нужно на самом деле. Не исключено, что ваше призвание в другом. Ведь если работа вызывает отвращение, это непременно сказывается на качестве предоставляемых услуг.
Как стать инструктором по йоге? Прежде всего, нужно обладать колоссальным желанием обучаться самому и передавать накопленные знания другим ученикам. Более того, йога, в отличие от обычного фитнеса, это не просто комплекс физических упражнений. Это нечто большее. Это особое мировоззрение. Однако в связи с популяризацией этого направление оно несколько утрачивает первоначальный смысл и превращается в обыкновенную гимнастику. Кроме того, йога имеет несколько различных направлений. Будущим инструкторам можно сосредоточиться на каком-либо одном из них, не пытаясь освоить все сразу.
Порядок действий
Некоторые ученики, посещая йогу, готовы непрерывно совершенствоваться в этой практике, осваивая новые тонкости. Именно среди таких людей находятся те, кто интересуется, как стать инструктором по йоге. Ведь в этом случае можно не только осваивать новые знания, но и передавать их другим.
- Освоение теории.
- Поиск наставника.
- Прохождение курсов.
- Связь с аудиторией.
- Постоянное самосовершенствование.
Давайте подробнее обсудим каждый из перечисленных пунктов.
Освоение теории
Теоретическая подготовка нужна в любом деле. Для начала можно поискать специальную литературу, которая знакомит с тонкостями упражнений. Нужно знать не только существующие упражнения, но и последовательность их выполнения. Благодаря теоретической подготовке вы узнаете много нового о йоге, в том числе о существующих направлениях.
Есть немало историй на тему «Как я стала инструктором йоги». Однако большинство из них сводится к появлению личного интереса к этой практике, который постепенно переродился в профессиональную деятельность, приносящую моральное удовлетворение и финансовую составляющую.
Поиск наставника
Если вы уже посещали курсы йоги в качестве ученика на протяжении определенного периода, для того, чтобы стать инструктором, следует найти собственного наставника. От него вы сможете узнать о существовании различных стилей йоги и выбрать один из них. Кроме того, консультации профессионала должны помочь вам определиться с тем, какое направление лучше выбрать.
В выборе наставника по йоге не стоит полагаться на удачу. Ваша первостепенная задача состоит в том, чтобы собрать как можно больше информации и потенциальном наставнике. Постарайтесь собрать данные о его достижениях, теоретической подготовке и т. д. Немало информации можно получить из отзывов других учеников. В идеале стоит пообщаться с ними лично, а не доверять интернет-отзывам от неизвестных авторов.
От выбора наставника зависит многое. Желательно брать у него индивидуальные уроки. Однако новички могут в течение какого-то времени обходиться групповыми тренировками. Задача наставника в ходе индивидуальных уроков состоит в том, чтобы тщательно следить за правильностью выполнения упражнений, а также скрупулезно объяснять все непонятные моменты.
Любопытный факт состоит в том, что крупные школы для инструкторов йоги набирают участников курсов только по рекомендациям наставников.
Прохождение курсов
Если вы твердо решили — «хочу стать инструктором по йоге», не стоит пренебрегать посещением специализированных курсов. Она рассчитаны на тех, кто планирует преподавать эту практику другим людям.
Как правило, программа подобных курсов включает особенности анатомии и физиологии, а также философию йоги. Помимо освоения теоретического материала, нужно получить практический опыт. С этой целью потенциальные инструкторы наблюдают за другими и самостоятельно ведут классы.
Стоит отметить, что на рынке представлено колоссальное разнообразие всевозможных программ для тех, кто интересуется, как стать тренером по йоге. Они отличаются продолжительностью, стоимостью и, конечно, качеством. Вот почему нужно уделить достаточно времени и внимания выбору, чтобы не ошибиться.
Связь с аудиторией
Нужно стараться как можно раньше набирать собственную аудиторию. Особенно это касается тех, кто интересуется, как стать инструктором по йоге, и работать не в профильной студии, а самостоятельно арендуя помещение и набирая учеников.
Также нужно постараться сохранять связь с собственным наставником и другими преподавателями. Это позволит обмениваться опытом, а иногда и учениками.
В некоторых случаях есть смысл сосредоточиться на конкретном направлении. Например, поинтересоваться, как стать инструктором кундалини йоги. Узкая специализация позволит привлечь учеников, которые заинтересованы в этой практике.
Старайтесь участвовать в специализированных мероприятиях. Повышайте собственную известность. Чем известнее инструктор, тем больше желающих у него обучаться.
Постоянное самосовершенствование
Если вы интересуетесь, как стать инструктором по йоге с нуля, этот пункт обязательно должен составлять основу ваших действий. Освоив базовые навыки, вы можете начать преподавать. Однако для удержания интереса учеников нужно продолжать совершенствоваться, поражая их собственным мастерством.
Вот почему образование инструктор по йоге должен получать непрерывно. Совершенствуя собственные навыки и знания, он сможет выдерживать колоссальную конкуренцию со стороны других коллег.
Практиковать йогу нужно постоянно. Вы должны быть не просто теоретически подготовлены, но и знать, какими ощущениями сопровождается каждое из выполняемых упражнений. Важно знать, что йога относится к числу практик, в которых невозможно быстрое достижение каких-либо результатов. Инструктор узнает подобные нюансы в процессе совершенствования и сообщает о них ученикам. Йога требует терпеливого отношения. Однако несколько лет упорных упражнений способствуют развитию тела.
Образование
Для тех, кто интересуется, как стать инструктором по йоге в Москве, это важный и актуальный вопрос. Казалось бы, в любой профессии требуется наличие диплома. Это один из важных критериев, на который обращают внимание потенциальные преподаватели.
Однако в случае с инструктором по йоге все обстоит несколько иначе. Прежде всего, это относительно молодая профессия. Это одна из причин, по которой во всем мире до сих пор не сформировалось единых требований.
Вот почему будущие инструкторы обычно получают все необходимые знания не в стенах учебных заведений, а на практике. Те, у кого есть возможность, отправляются постигать азы это искусства в Индию.
Фактически, желание – вот что нужно, чтобы стать инструктором йоги. Образование – это менее значимый фактор. Однако наличие сертификатов о прохождении специализированных курсов не будет лишним. Особенно для тех инструкторов, которые планируют устраиваться в фитнес-центры и другие заведения.
Если сравнивать наличие опыта и образование, для инструктора по йоге важнее реальная практика, а не теоретическая подготовка. Нет никакого толка в умении словесно описать то или иное упражнения, но абсолютно не быть готовым исполнить его на практике и продемонстрировать собственным ученикам.
Вот почему опыт имеет первостепенное значение для потенциального преподавателя йоги. Если есть возможность как можно раньше приступить к практике, не пренебрегайте ею. Даже если изначально вам предлагают не очень высокую оплату. На первых порах крайне важно набрать опыт и сформировать базу лояльных клиентов. Только с ростом популярности и известности инструктор по йоге может рассчитывать на стабильный поток клиентов.
Необходимые навыки
Приходя на уроки, ученик имеет определенные ожидания. Кто-то ожидает быстрых результатов. Кто-то рассчитывает на подсказки преподавателя на каждом шаге, кому-то нужна моральная поддержка в достижении результатов. Инструктор по йоге должен обладать массой навыков, чтобы удовлетворить запросы всех клиентов.
Помимо блестящего владения практикой йоги в какой-то степени он должен быть хорошим психологом. Нужно уметь мотивировать собственных учеников, чтобы они не бросали посещения. Ведь йога требует определенного терпения. Никто не получает молниеносных результатов.
Помимо всего прочего, инструктору не помешает наличие хотя бы минимальных организаторских способностей. Особенно это касается тех, кто самостоятельно набирает учеников. Важно уметь правильно подобрать и обустроить помещение, а также выбрать удобное для клиентов время. Обычно в утренние часы все заняты работой, а вечером не остается достаточно сил для йоги. Задача инструктора состоит в том, чтобы найти идеальный компромисс. Например, предлагать проведение уроков в разное время, чтобы каждый клиент мог подобрать наиболее удобный для себя вариант.
Важное правило
Приходя в свой класс, инструктор непременно должен помнить, что главная роль всегда отводится ученику. Вот почему учитель должен быть сосредоточен на собственных учениках, а не на себе, собственном самочувствии или внешнем виде.
Будьте открыты с теми, кто видит в вас наставника. Терпеливо отвечайте на возникающие вопросы и помогайте осваивать сложные упражнения, скрупулезно обсуждая каждый нюанс, даже если для вас он не кажется важным. Для новичков на йоге все кажется новым и незнакомым. Именно поэтому они обращаются к профессиональному инструктору, который должен стать проводником в увлекательный мир йоги.
Постарайтесь ничего не ожидать от собственных учеников. Первое время у них ничего не получается, и вам может казаться, что они вас дружно ненавидят. Однако, как правило, ученики расстраиваются из-за собственных неудач, и это непременно становится заметно по выражению их лиц.
Однако не стоит идти на поводу. Если кто-либо резко критикует вас, не бросайтесь в зыбкую пучину оправданий. Просто сообщите, что все учителя и ученики разные. У каждого свой подход, и вы просто друг другу не подходите. Возможно, стоит просто поискать другого инструктора.
Источник
Рекомендации начинающим преподавателям йоги
Меня зовут Павел Коноровский. В 2012 году окончил курс-интенсив для преподавателей йоги. Так как после учёбы осталось много времени, и я мог остаться в Москве, то благодаря помощи Андрея Верба смог начать применять полученные знания сразу в роли преподавателя. Написать эту статью меня вдохновила сокурсница, так как поначалу мне казалось, что эти очевидные истины не имеет смысла высказывать, и сказать-то мне особо нечего. Но после её вопросов и рассказа, как прошла её первая практика, мне стало понятно, что нужно написать о своём опыте. Данная статья написана исключительно из личного опыта и ни в коей мере не претендует на окончательную истину. Если у вас есть какие-либо замечания или уточнения, буду рад обсудить и скорректировать. Ориентирована она на начинающих преподавателей, так как со временем многое из сказанного будет глупостью или абсурдом. Но до этого нужно прожить, скорее всего, не один год преподавания.
Видео, которое поможет вам стать преподавателем и получить сертификат:
Первая часть статьи будет посвящена асанам и логике построения занятий.
- Разминка, особенно в группах, ориентированных на начинающих в йоге, желательна от 20-ти минут до 40. Включать в неё можно всё что угодно: от Сурья Намаскар до различных вариаций сукшма-вьяямы. По собственным необъяснимым ощущениям стараюсь привносить что-либо новое в разминку каждый раз. В процессе разминки понаблюдайте за тем, чтобы были размяты все части тела, даже те, на которые вы не планируете давать ощутимую нагрузку сегодня.
- Продумайте основу для каждой практики. По сути, она очень даже консервативная и не подлежит особому изменению. Вариабельность в моём случае допустима потому, что в часовое занятие она просто не влезает по времени. Классическая последовательность: Разминка → Балансы → Асаны стоя → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Шавасана. В коротком варианте у меня получается так: Разминка → Балансы → Асаны на раскрытие чего-либо → Компенсации этого «чего-либо» → Перевёрнутые → Шавасана. Также видел другую классическую схему — мне лично по ощущениям не очень подходит — из классической школы хатха-йоги: Разминка → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Асаны стоя (в основном балансовые) → Шавасана. Пробуйте и выбирайте сами.
- Напишите два плана на практику, а лучше даже три. Особенно если это первая неделя. Подумайте, насколько они сбалансированы, есть ли в них компенсации, не содержат ли они ошибки. Почему три — объяснение в пятом пункте.
- Сделайте заготовки на любой отдел. То есть желательно иметь шпаргалки (небольшие листы с рисунками асан, которые можно аккуратно положить рядом с ковриком) с заготовками практики минут на тридцать, с проработкой, к примеру, грудного отдела или на усиление мышечного корсета рук. Но, с другой стороны, не увлекайтесь сильно этим, в том смысле, что гармоничное развитие предпочтительнее быстрого удовлетворения острых недовольств. Эти шпаргалки принесут вам две пользы. Вы станете более уверенными в том, что вы способны быть компетентными, а также, в случае необходимости, будет чем занять занимающихся в форс-мажорных ситуациях.
- Подумайте над вариантами практики, когда к вам придёт человек, который что-либо не может. Например, что вы будете делать, если к вам пришел занимающийся, у которого ранее была травма на позвоночнике, с грыжами, с операциями на внутренних органах, с гипертонией, с ДЦП (ну это, конечно, жёстко, но мало ли)? В качестве примера: я на первое занятие всё прописал, спросил, нет ли каких противопоказаний, болезней и переломов, получил ответ и начал практику. И остаются законные сорок минут, где запланирована работа с областью пресса и перевёрнутые, а тут девушка говорит: «А мне сегодня перевёрнутые нельзя». И понятно, что на пресс ей тоже нежелательно выполнять асаны. Выручило только знание, чем такое заменять, и умение быстро в голове рисовать комплексы. А у кого-то этого может и не быть. Также сразу посмотрите, как выполнять перевёрнутые для полных людей, не способных самостоятельно поднять таз с пола.
- Свой первый комплекс я писал с таймингом, что и вам советую. То есть вы должны хотя бы примерно представлять, с какой по какую минуту проходят асаны по тематикам. Особо стоит отметить, что асаны на вторую сторону (к примеру, вначале мы делаем асаны на разогрев и вытяжение правой стороны тела, а потом идут асаны на левую сторону) обычно короче, и в них нет определённого «клея», который был на первую сторону. Хотя, смотря как напишите и как планируете проводить.
- Старайтесь написать несколько коротких серий. Почему именно короткие? Потому что в длинных сериях, хотя они и предпочтительнее, так как красиво ложатся в комплексы, есть вероятность самому запутаться и пропустить что-то из того, что давал на одну из сторон. Только поэтому предпочтительнее короткие серии с очень жёсткой логикой — почему и что за чем следует. Это позволит даже в случае забывчивости быстро восстановить последовательность.
- Делайте серии с виньясами. То есть переход из одной асаны в другую должен быть очень логичным и простым и с минимумом движений конечностями.
- Смотрите ролики других преподавателей с комплексами. Рассмотрите их логику. Я почти уверен, что у любого человека можно многому научиться. Как минимум тому, что делать не стоит.
- Ходите на практику к другим преподавателям. Особенно хорошо, если это будут люди, продвинувшиеся больше вас в йоге. Но тут проявите здравомыслие. Как говорит Андрей Верба: «Задайтесь вопросом, хочется ли вам жить их жизнью?» Идите и учитесь у тех, на кого вам хотелось бы быть похожими.
Вторую часть хотелось бы посвятить самим методикам преподавания, настройке на преподавание.
- Не бойтесь быть хуже других или оказаться в нелепой ситуации. Сядьте загодя дома, и до мелочей прокрутите в голове самые ужасные и конфузные варианты в голове. Чётко переживите их, как будто на практике. Если же эти ситуации после возникнут в реальности, то они уже не будут для вас неожиданностью. У вас будут модели более правильных реакций на происходящее. Конечно, на всей планете соломку для падений не подстелишь, но если вы склонны испытывать страх и теряться в форс-мажорах, то это вам поможет.
- Когда вам становится страшно или очень волнительно, представьте себе, что вы вышли из тела и смотрите на себя и на ситуацию, происходящую с вами, со стороны. В большинстве случаев вы поймёте нелепость волнения, а если и не поймёте, то как минимум со стороны не так страшно.
- Придумайте готовые ответы на казусы. К примеру, перед первым занятием я позвонил своему первому преподавателю йоги, и мы говорили о преподавании. Один из важнейших его советов — ответ на вопрос «Что делать, если я что-либо забуду, а мне потом на это укажут?»: «Сказать: «А я-то уже подумал, что никто вообще не заметит!»». В этом есть два плюса для вас: во-первых, у вас пропадёт лишний повод переживать; а во-вторых, вы этим приучаете своих занимающихся к участию в практике и в умении чувствовать Поток.
- Хотел бы отметить здесь рекомендацию Дениса Никифорова: «Представляешь перед собой аудиторию. и поехали! С дыханием, рекомендациями, разной степенью нагрузки, исправлениями, противопоказаниями и т. д. Очень всем рекомендую — развивает воображение, и можно сколько хочешь ошибаться :), но главное, когда приходят «живые люди» :), никаких заминок уже не происходит». Также можно потренироваться на друзьях, домочадцах, они зачастую готовы один раз потерпеть ради дорогого друга или родственника, а там глядишь, и втянутся.
- Учитесь осознанности на себе. Следите за тем, что вы говорите, как себя ведёте и как реагируете на различные ситуации. Это очень важно, как минимум с двух позиций. Во-первых, вы должны соответствовать тому, что даёте своим занимающимся, а во-вторых, этим вы сможете изучать себя и постигать очень глубокие слои своего сознания.
- Настраивайтесь на практику до занятия. Постарайтесь выдержать этот день максимально чистым, сделайте пранаяму. По возможности займитесь мантраяной. Я, к примеру, в день авралов стараюсь читать мантру, пока еду в метро. Также можно давать на минуту-две погружение в себя для занимающихся вначале практики.
- Подумайте, что вы можете дать занимающимся. Осознайте свои сильные и слабые стороны. Даже если вы не скажете о том, что вас переполняет, вы автоматически обменяетесь своей энергией с занимающимися. Работайте над собой сознательно, а не как получится.
- Наблюдайте за залом до начала практики. Это много вам расскажет о том, кто к вам пришёл, что им требуется, какие у них зажимы и блоки. То, как они двигаются, сидят и общаются, иногда скажет вам больше, чем недели бесед, проведённых вместе. Исходя из этого, можно корректировать план практики. Вот тут вам и помогут варианты, написанные ранее.
- Очень хочется говорить о духовности, но, вспоминая себя, каким пришёл, и наблюдая, какие люди приходили в зал, когда был просто практикующим, понимаю, что сразу заговорив о духовности, можно вызвать только раздражение или непонимание. В качестве уловки для себя выбрал акцентирование внимания на осознанности. Начинаю с дыхания, потом старюсь вносить осознанность в мышцы и положение тела, а там недалеко и до токов энергии. Но это очень индивидуально, и если у вас хватит тапаса сразу заговорить о духовности, то мой вам поклон. В любом случае никогда не стоит забывать, что: «Йога — это не физкультура и не физические занятия».
- Постоянно наблюдайте за залом. Я не преследую цель максимально избавить людей от проблем или правильно отстроить асаны. Приходят люди, которым стоит учиться двигаться, и не важно, насколько правильно. Наблюдение даст вам возможность глубже понять занимающихся, а также выделить ленивых, кого нужно стимулировать, и особо рьяных, которых нужно притормаживать, чтобы они себя не «убили» практикой.
- Говорите чаще на первых практиках. Этому есть несколько причин: во-первых, ум у занимающихся постоянно бегает, и ваш голос помогает им концентрироваться на практике; во-вторых, ваши комментарии о том, как выстроить асану, будут потихоньку вливаться в их головы; в-третьих, пока говорите, вы меньше будете волноваться. Не зря же советуют, когда очень страшно, петь. Пользуйтесь этим инструментарием. Но для продвинутых практиков лучше уже наслаждение тишиной в асанах. Они уже всё знают и умеют погружаться с себя.
- Рассказывайте им, какие должны быть ощущения. Для этого вам желательно хорошо попрактиковать эту асану, чтобы понимать, что тянется и в какой последовательности. Но тут есть два подводных камня. Во-первых, если зацикливаться на этом, то занимающиеся будут стремиться жить вашими ощущениями, а не познавать свои. Во-вторых, у всех разная физиология, и то, что вы чувствуете на данный момент, для них может оказаться пройденным этапом, а может, и наоборот: вы никогда не сможете почувствовать то, что они будут ощущать всю оставшуюся жизнь.
- Особенно важно смотреть, кто и какие испытывает сложности в асанах. Пока у вас будут небольшие группы, то и занятия будут почти индивидуальными. Помогайте словами им, подскажите, как им лучше преодолеть сложность. Тут уместно рассказать о психосоматике, о карме, об аскезах. Важно, чтобы ваши слова были полезны и соответствовали ситуации.
- Учитесь играть голосом, интонацией. Фразы «расслабляйтесь в этой асане» и «тянем ногу выше, выше, выше!» говорятся в разной тональности, в разном ритме. Люди реагируют на это подсознательно, и это способно улучшить их практику.
- Вносите в практику сравнения и гиперболы. Динамику в Марджариасане можно рассказывать, как детям, в сравнениях: «Злая кошка» — прогиб спины вверх; «Довольная кошка» — потягивание спиной вниз. В Вирабхадрасанах можно говорить о мужественности, о силе, о воле. Гиперболы же помогают объяснять многие асаны, к примеру, показывая открытие (Вирабхадрасана 2) и закрытие таза (Вирабхадрасана 1) постарайтесь изобразить максимальный мах тазом, чтобы визуально у человека сложилась картинка между «плохо» и «хорошо». Гиперболы в шутливой форме помогают снять излишнее напряжение в телах занимающихся. Очень позитивно показать напряженное лицо со словами: «Такое лицо не помогает держать асану». А улыбка помогает его расслабить. Но смех нежелателен, так как сбивается дыхание и внимание.
- Держите контакт с людьми голосом и взглядом. Поначалу им важно ваше внимание, ваше одобрение или «осуждение». Когда вам нужно кого-то поправить, а человек стоит лицом вниз или в другую сторону, просто начните говорить чуть громче, чётче и строго в его сторону. Результат сами проверите 🙂
Третья часть самая важная. Она, на мой взгляд, никогда не утратит своей актуальности, пока вы остаётесь на стезе преподавания.
- Введите для себя золотое правило, которое нарушать можно только при угрозе жизни. Личная практика обязательна после занятия до момента, пока вы уснули. Если у вас гости, родственники, наводнение, цунами, то дождитесь, пока они не улягутся, уснут или успокоятся. Чем дальше ваше состояние от спокойствия и равновесия в любую из сторон, тем больше личной практики перед сном.
- В конце практики посмотрите на практикующих. Подумайте и прочувствуйте, с чем вы придёте домой, и если требуются шаткармы, то решите сразу, что вам нужно. К примеру, если ко мне на занятие почти все пришли с насморком или кашлем, то обычно я делаю промывание носа, капалабхати, и если тяжело в груди — то Симхасану с максимально резким и громким выдохом и задержкой дыхания. Если же много энергии из Свадхистаны получаю, то делаю длительные перевёрнутые с пранаямой. Но практикуйте только то, что знаете и умеете.
- Читайте духовную литературу вслух и с интонацией.
- Не взращивайте своё эго в ментальном плане. Давайте людям то, что им нужно, а не то, что у вас хорошо получается или вам жуть как хочется дать. Будьте скромнее в своих заслугах. Если у вас есть авторитет, то рассказывайте, что и у вас были и есть сложности, не стесняйтесь давать асаны, которые вы делаете хуже них, особенно если они важны для всех остальных.
- Не взращивайте эго в физическом плане. Но мой взгляд, преподавателю желательно быть на полшага впереди, чтобы помочь решить проблемы и чтобы просто помнить, что эти проблемы бывают. Важно, какая у вас энергия, а не куда вы можете засунуть ногу.
- Следите за своим питанием. Для меня сложно здесь в столице почему-то не есть много. Но очень хорошо помогают слова, сказанные Александром Степановым на эту тему: «Если я сейчас съем эту гадость, то потом с этой энергией пойду к Андрею, а ему будет ещё хуже». Вы уже на пути йоги, и вы должны помнить о своей связи со всеми окружающими. Будьте максимально ответственны.
- Знайте, что эта жизнь, грубо говоря, больше вам не принадлежит. Вам в любой момент могут задать вопросы о любых сферах вашей жизни. Будьте готовы ответить на эти вопросы или суметь объяснить, почему вы в них не компетентны.
Хотелось бы закончить эту статью словами уважаемого мной человека: «Квалификация преподавателя йоги — это, прежде всего, личная практика, генерирующая состояние единения и удовлетворенности. Это состояние возникает от комбинации: информация + практика + практика + практика в своё удовольствие. Гимнастические навыки и способность донести информацию второстепенны относительно качества (частотности) состояния преподавателя, потому что в конечном итоге именно внутреннее состояние создаёт пространство вокруг».
С благодарностью всем учителям настоящего, прошлого и будущего! ОМ!
Источник