Примерные комплексы ритмической гимнастики
Анна Зотова
Примерные комплексы ритмической гимнастики
Комплекс ритмической гимнастики №1 для старшей группы
Построение в шеренгу. Маршем дети идут по кругу, перестраиваясь затем
4 человека в 4 колонны поворотом в движении налево.
1. “Наклоны головы в сторону”
И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову вправо, 2 —
И. п., 3 –наклонить голову влево, 4 — И. п.
2.“Наклонны головы вперед и назад”
И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову вперёд, 2 –
И. п., 3 – наклонить голову назад, 4 – И. п.
И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — поднять плечё, 2 – опустить,
3-4 – повторить. Упражнение выполняется с правого плеча, затем с левого.
4. “Плечи вперед и назад”.
И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 – поднять оба плеча, перевести
их вперед, 3-4 – И. п., 5-6 – поднять плечи, перевести их назад, 7-8 – И. п.
5.”Поднимание стопы на носок”
И. п. : ноги вместе, руки на поясе. 1 – поднять правую ногу на носок, согнув её
в колене, при этом делая плавные движения руками перед собой, 2 – тоже с
левой ноги, 3-4 – повторить. Тоже на обеих ногах.
И. п. : ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 –развести руки в стороны, 2 –
подняться на носочки, хлопнуть над головой прямыми руками, 3 – И. п., 4 –
согнуть ноги в коленях, хлопнуть внизу перед собой.
И. п. : ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – повернуться вправо, присесть,
сделать хлопок, 2 – И. п., 3 – то же в левую сторону, 4 – И. п.
И. п. : ноги на ширине плеч, руки прямые в замочке над головой. 1 – наклониться
вправо, сказать “Тик”, 2 – И. п., 3 – наклониться влево, сказать “Так”, 4 –
И. п. : о. с. 1- присесть, 2 – выпрямить ноги, 3 – присесть, 4 – И. п.
10. “Хлопни под ногой”.
И. п. : ноги вместе, руки на поясе. 1 – поднять правую ногу, согнутую в колене,
сделать хлопок, 2 – И. п., 3 – то же с левой ноги, 4 – И. п.
И. п. : ноги вместе, руки на поясе.
“Крестик” – прыжки, скрещивая ноги.
“Из стороны в сторону”
12.”Бег на месте, захлест назад”
13.”Марш на месте”.
И. п. : ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 — маршируя на месте поднять обе
руки вверх, сделать вдох, 3-4 — маршируя на месте опустить руки, сделать
Волнообразные движения руками в сторону и вперёд.
И. п. : сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки упор сзади. 1 – согнуть в
колене правую ногу, 2 – И. п., 3 – то же с левой ноги. Затем тоже 2 ноги
И. п. : сидя на полу, ноги врозь, руки на поясе. 1-4 – наклониться вперёд,
делая шагающие движения руками, 5-8 – возвратиться в исходное положение.
Затем делать наклоны к правой и левой ноге.
И. п. : сидя на коленях, руки внизу. 1 – подняться на колени, сделать хлопок над
головой, 2 – опуститься, коснуться носочков ног справа, 3 — подняться на
колени, сделать хлопок над головой, 4 — опуститься, коснуться носочков ног
И. п. : лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой. 1 – обе ноги
положить вправо, 2 – И. п., 2 – тоже влево, 4 – И. п.
И. п. : лежа на спине, ноги прямые, вместе, руки прямые над головой.
1-2 — перевернуться на живот, стараясь не сгибать рук и ног, 3-4 – И. п.
И. п. : лёжа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-4 – ноги согнуть в
коленях, взяться руками за щиколотки, погнуться, удерживая такое положение,
И. п. : лёжа на спине в любом удобном положении.
Марш, перестроение из колонн в круг, уход из зала.
Комплекс ритмической гимнастики №2 для старшей группы
Построение в ширенгу. Маршем дети идут по кругу. Перестроение в 3 звена.
1. “Наклоны головы”
И. п. : стоя, ноги врозь, руки на пояс. 1- повернуть голову направо, поднять
правое плечо, 2-И. п., 3-то же в другую сторону, 4- И. п.
И. п. : стоя, ноги врозь, руки на пояс. 1-8 – повернуть голову на право, сделать
круг головой, 9-16 – то же в другую стопону.
3. “Поднимем плечи”
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 – поднять оба плеча,
подняться на полупальци, 2 – И. п.
4. “Будь внимательным”
И. п. : о. с. 1 – правая рука на пояс, 2 – левая то же, 3 – правая к плечу, 4 –
левая то же, 5 – правая вверх. 6 — левая то же, 7-8 – хлопки над головой, 9-
18 – действия выполняются в обратном порядке, хлопки по бедрам.
И. п. : о. с. 1 – полуприсесть, руки к плечам, 2 – левая рука вправо с поворотом
туловища вправо, 3 — полуприсесть, руки к плечам, 4 – правая рука влево с
поворотом туловища влево.
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 – наклон вперёд с
отведением правой прямой руки вперед, 2 – И. п., 3 — – наклон вперёд с
отведением левой прямой руки вперед, 4 – И. п.
И.п: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклониться в павую
сторону, поднимая левую руку через верх вправо, поставить правую ногу на
каблук, 2 – И. п., 3 – то же в левую сторону, 4 – И. п.
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – повернуться на правво,
присесть на левое колено, поднять обе руки вверх, 2 – И. п., 3 – то же в
другую сторону, 4 – И. п.
И. п. : ноги на ширине плеч, руки прямые в стороны. 1 — согнуть, поворачиваясь
немного вправо, левую ногу, локтём правой руки коснуться колена левой ноги, 2
– И. п., 3 – то же с поворотом влево, 4 – И. п.
И п. : стоя, ноги вместе, в руках будто скакалка. Исполняются прыжки в такт
музыке на двух ногах, затем на правой, на левой, потом переменный бег, руками
имитируются движения скакалкой.
11.“Марш на месте”.
И. п. : ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 — маршируя на месте поднять обе
руки вверх, сделать вдох, 3-4 — маршируя на месте опустить руки, сделать
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-3 – волнообразные движения
правой рукой перел собой, 4 – хлопок, 5-7 – то же в другую сторону, 8 –
И. п. : сидя на полу, ноги вместе, вытянуты, руки упор сзади. 1 – поднять
правую ногу, 2 – согнуть ногу в колене, поставить за левой ногой, 3 – поднять
первую ногу вверх, 4 – И. п., 5-8 – повторить с левой ноги.
14. “Шлепаем по лужам”
И. п. : сидя на полу, ноги вместе, согнуты в коленях, руки упор сзади. 1 –
поднять правую ногу, выпрямить её в колене, наклонить голову вправо, 2 –
опустить правую ногу, поднять левую, голова налево.
И. п. : сидя на полу, ноги врозь, вытянуты, руки согнуты в локтях. 1-8 –
продвижение вперёд поочередно то с правой, то с левой ноги, 9-16 – то же
И. п. : стойка на коленях, руки вверх. 1-2 – наклон вправо, 3-4 – наклон влево,
5-6 – наклон вперёд, руки назад, 7-8 – И. п.
И. п. : упор на коленях. 1 – низко опустить голову, прогнуть спину ввепх, 2 –
поднять голову, прогнуть спину вниз.
И. п. : упор лежа на бедрах, ноги врось. 1-4 – прогнуться, согнуть ноги в
коленях, головой коснуться стоп, 5-6 – удержать принятое положение, 7-8 –
И. п. : лёжа на животе, руки под подбородком, локти в стороны. 1-2 – согнуть
правую (левую) ногу, отводя колено в сторону, 3-4 – И. п.
Маршем дети перестраиваются из звеньев в круг, хлопки в такт музыке, уход из
Комплекс ритмической гимнастики с обручем Комплекс ритмической гимнастики с обручем (музыка: «Иванушки» — «Подсолнух») 1. И. п. : основная стойка, обруч в двух руках внизу за спиной.
Комплекс ритмической гимнастики с обручем (музыка: «Иванушки» — «Подсолнух») 1. И. п. : основная стойка, обруч в двух руках внизу за спиной. 1-2 подняться на носки; 3-4 опуститься.
Комплекс ритмической гимнастики «Воздушная кукуруза» Воздушная кукуруза Музыка Тома Спенсера Задачи: развитие чувства ритма, координации, точности и ловкости движений, гибкости и пластичности.
Комплексы бодрящей гимнастики в старшем возрасте Бодрящую гимнастику проводят в любое время года в хорошо проветренном помещении от 5 до15 минут, в зависимости от возраста. После выполнения.
Комплексы дыхательной гимнастики. Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, в ДОУ в настоящее время большое распространение получила.
Комплексы гимнастики пробуждения (младший возраст) Комплексы гимнастики пробуждения (младший возраст). Сентябрь. Комплекс №1 Упражнения в кроватке: 1.«Потягушки» — И. п. : лёжа на спине,.
Конспект физкультурного занятия в виде ритмической гимнастики в старшей группе Муниципальное казенное образовательное учреждение «Центр образования №4» Образовательная область физическое развитие в виде ритмической.
Комплексы оздоровительной гимнастики Приложение к семинару «Чтобы ребенок рос здоровым и физически крепким» Приложение 1 Упражнения при заболеваниях органов дыхания (А. Г.
Комплексы утренней гимнастики в младшей группе Утренняя гимнастика для детей 3–4 лет (декабрь 2017 г.) Комплексы утренней гимнастики в младшей группе. Сентябрь. №1 (без предметов) 1часть. (вводн.).
Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.
Источник
Как составить комплекс ритмической гимнастики. В помощь инструктору по физической культуре.
методическая разработка по физкультуре на тему
Ныне большой популярностью пользуется ритмическая гимнастика. О ней вновь вспомнили в начале прошлого века.
Повышенный интерес к гимнастике был вызван с возникновением школы ритмической гимнастики, основанной Жаком Далькрозом.
Именно им впервые был введен термин «ритмическая гимнастика».
Система ритмической гимнастики предназначалась для развития у музыкантов слуха и чувства ритма. Однако попутно оказалось, что она весьма пригодна и как средство физического воспитания.
Органическое сочетание музыки и движений — основа метода
Ж. Далькроза.Один из известных специалистов гимнастики 30-40-х гг. Г. Зурен писал: «Всякая хорошая система ритмической гимнастики должна быть построена на функциональной, анатомической гимнастике».
«Мы хотим и должны присоединить к нашим физическим упражнениям также и душевную радость».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая помощь в составлении комплекса ритмической гимнастики | 17.12 КБ |
Обучение комплексу ритмической гимнастики | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«КАК СОСТАВИТЬ КОМПЛЕКС РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ»
Прежде чем приступить к составлению комплекса, необходимо четко представить его целевую направленность и задачи. Сам технологический процесс разработки можно разбить на несколько этапов.
Первый этап – определение количества серий, соразмерности их в занятии, общего содержания( где, в каком построении, с предметами, отягощением и т.д.), составление графика-схемы комплекса.
Второй этап – определение количества цепочек в каждой серии с указанием целевой направленности.
Третий этап – подбор средств для каждой цепочки, выявление последовательности упражнений и соединений в каждой цепочке.
Молодым преподавателям рекомендуется составлять полный конспект занятия. Для разработки цепочек важно обладать большим запасом движений – двигательной эрудицией. Однако кроме этого большое значение имеет и умение правильно, в логической последовательности выстроить упражнения.
При конструировании цепочек упражнений необходимо соблюдать определенные правила:
- Рекомендуется начинать цепочку с несложных по своей структуре движений, не требующих особого напряжения внимания, и постепенно повышать физическую трудность исполнения. Затем можно переходить к боле сложным упражнениям, требующим в большей степени затрат физических сил, и, наконец давать упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку.
- Не следует составлять слишком сложные комбинации, однако нужно избегать и другой крайности – слишком легких и примитивных соче6таний.
- В цепочках должны разумно чередоваться простые комбинации и более сложные, с учетом возраста и подготовленности занимающихся.
- при конструировании цепочки необходимо стремиться к тому, чтобы положение тела в конце каждого упражнения служило исходным положением для выполнения последующего движения или с ним имело структурное сходство.
Четвертый этап – составление фонограммы. Фиксируя количество выполненных движений за минуту ( количество махов, наклонов, подскоков, выпадов и т.д.), можно определить и темп музыкального произведения. Например, за минуту вы выполняете 80 круговых движений руками стоя ноги врозь. Это значит, что темп музыки должен быть умеренным.
ТЕМП МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЯ
КОЛИЧЕСТВО АКЦЕНТОВ В МИНУТУ
Дыхательные упражнения, упражнения на расслабле- ние, волны руками, туло- вищем, упражнения на рав-новесие.
Упражнения на растягива-ние, для мышц шеи, элементы психорегулирую-щей гимнастики, восточная гимнастика.
Упражнения спортивно-гимнастического стиля (махи, наклоны, выпады, на силу), элементы танца для рук, плечевого пояса, туло -вища, разновидности ходьбы, танцевальные шаги.
Бег,подскоки,танцы типа рок-н-ролла.
В этой таблице приведены примерные темпы музыки для различных групп движений. Для того,чтобы составить фонограмму, необходимо определить также продолжительность цепочки и ее составляющих. Длительность или, другими словами, дозировка зависит от функции того или иного задания, от возраста и степени подготовленности детей. Целесообразность дозировки в каждом случае определяется педагогом. Желательно, чтобы новая цепочка упражнений, отдельные комбинации начинались с новой музыкальной темы или с новой музыкальной фразы. После предварительной подготовки вы можете приступить к работе с фонотекой по отбору и компоновке музыкального содержания занятия.
Пятый этап – опробование и корректирование. Прежде чем проводить занятие по новой, разработанной вами программе, проработайте детали, придайте эмоциональную окраску движениям, исходя не только из их темпоритмических особенностей, но и из эмоционального характера музыки. Так вы достигните единства музыки и движений, того, что является одной из принципиальных черт ритмической гимнастики.
Шестой этап – запоминание комплекса.
Это довольно кропотливая и изнурительная работа, требующая хорошей двигательной памяти и физической подготовленности. Однако при проведении занятий не исключается импровизация. Способность импровизировать, сохраняя общую направленность комплекса и ее компонентов,- показатель квалификации преподавателя. Чем выше подготовленность специалиста, тем шире и свободнее он импровизирует.
Возможен и другой путь составления комплекса – под уже составленные фонограммы. Это значительно облегчает процесс разработки программы, но ограничивает в какой-то мере творческое начало в работе. При наличии готовой фонограммы процесс составления комплекса разворачивается в обратном порядке. Прослушивая музыку, определяют ее части, фрагменты, темп. В зависимости от этого строятся цепочки, серии, части. Качество такой программы во многом будет зависеть от квалифицированно составленной фонограммы.
Предварительный просмотр:
«КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ КОМПЛЕКСУ
Правильное исполнение упражнений в ритмической гимнастике необходимо как с эстетической точки зрения, так и функциональной. Неправильное исполнение подчас значительно снижает эффективность упражнения. Значительно снижают коэффициент полезного действия упражнений ошибки эстетического характера: недостаточно прямые ноги, плохо оттянутые носки, неправильная осанка и др.
В связи с этим проблема правильного обучения несомненно актуальна в ритмической гимнастике при освоении даже, казалось бы, несложных движений, не говоря о танцевальных элементах и соединениях.
Основные методы и принципы обучения: целостный и расчлененный. Относительно доступные движения осваиваются целостным методом по показу или рассказу и показу. Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно сложных упражнений, в первую очередь танцевальных элементов, а также когда речь идет о коррекции двигательного навыка при исправлении некоторых ошибок.
В процессе проведения комплексов большое значение имеют указания, которые дает преподаватель в ходе исполнения упражнений под музыку. Они позволяют сохранить принцип поточности выполнения движений и одновременно вносить коррекцию.
В ритмической гимнастике музыкальное сопровождение можно рассматривать как фактор воздействия на занимающихся, облегчающий обучение. Правильная методика применения музыки способствует усвоению двигательного навыка. Если вы разучиваете сложное движение, то целесообразно отключать музыку, а когда структура движения в основном усвоена, можно вновь приступить к исполнению его с музыкальным сопровождением.
При проведении занятий можно использовать и приемы физической помощи, просто исправить выполнение движения руками, непосредственно на ребенке.
В процессе обучения большое значение имеет самоконтроль действий со стороны детей. Незаменимую помощь может оказать работа перед зеркалом или индивидуальная работа перед зеркалом.
Объяснения по разучиванию и замечания педагог должен делать в доходчивой и тактичной форме, сохраняя требовательность и доброжелательность.
Необходимо напомнить, что движения должны выполняться в ту и другую стороны. Равномерная нагрузка способствует гармоничному развитию. Известно, что в процессе развития организм человека, несмотря на симметричное строение двигательного анализатора, претерпевает асимметричные изменения, при которых одна из конечностей формируется в ведущую (доминирующую), другая – в подчиненную (недоминирующую).Наиболее характерным выражением двигательной асимметрии человека является преимущественное использование им одной из верхних конечностей, что получило название право- или леворукости. Как показали исследования в области общей и спортивной педагогики, рационально использовать и тренировать движения вначале доминирующей рукой или ногой, а потом недоминирующей.
В связи с этим возникает еще одна проблема – как показывать упражнения? Всегда ли нужен показ лицом к детям, в зеркальном отображении? Простые по координации движения можно показывать именно так – лицом к детям с левой руки ( как свидетельствует статистика, большинство детей – правши) Преимущество такого показа заключается в возможности контроля за группой, выявление возникающих ошибок и их исправления.
А вот сложные по координации движения следует показывать спиной к детям, с правой руки или ноги. Лучшим вариантом будет показ спиной к детям и лицом к большому зеркалу. Это позволяет улучшить обзор занимающимся, а педагогу контролировать правильность усвоения материала, четкость движений собственного тела.
При самостоятельном разучивании упражнений рекомендуется соблюдать такую последовательность:
- Внимательно прочесть описание упражнения, методические рекомендации по технике его выполнения.
- Изучить движение по рисунку, фотографии.
- Вновь прочесть описание и постараться воспроизвести упражнение в медленном темпе, четко фиксируя исходное и конечное положения, без музыкального сопровождения.
- Повторить упражнение несколько раз самостоятельно. Если вы сбиваетесь, вновь посмотрите на рисунок, прочтите запись упражнения.
- Включить магнитофон и попробовать исполнить движение в медленном темпе, через такт, а затем уже на каждый такт.
Столь тщательной проработки требуют только сложные по координации движения. Многие упражнения, как, например, ряд беговых, скачки, подскоки, которые близки к естественным формам движения, не требуют такого разделения при разучивании, а могут выполняться, что называется, с листа.
При занятиях ритмической гимнастикой нужно помнить и традиционные педагогические принципы обучения: сознательности, систематичности, наглядности, доступности и прочности, постепенного повышения нагрузки и ее варьирования. Расшифровки требует лишь последний из названных принципов. Стандартные нагрузки со временем теряют свой тренировочный эффект, перестают способствовать развитию работоспособности, силы, гибкости.
В работе с детьми выделяется несколько циклов: освоение комплекса ( обучение), тренировка ( собственно-тренировочный). Обучение предшествует решению всех других задач. Прежде чем выполнять физические упражнения с целью развития физических качеств, укрепления здоровья, необходимо прежде научиться этим движениям. Первые занятия носят обучающий характер, однако простые движения, близкие к естественным формам, например, ходьба, бег, подскоки, простейшие движения руками, головой, выполняются поточным методом, сразу под музыку. Это позволяет с первых занятий добиваться оптимальной нагрузочности и почувствовать специфику, вкус ритмической гимнастики, заключающейся в поточности и ритмичности движений.
Постепенно, в процессе освоения увеличивается тренирующий эффект занятий. Все четче просматривается его структурность, повышается интенсивность, длительность выполнения упражнений, возрастает их сложность.
Длительность первых двух циклов колеблется от двух до четырех месяцев в зависимости от возраста, режима занятий ( 1 или 2 раза в неделю) и других факторов.
Как часто надо менять комплекс, чтобы не терялся интерес к занятиям. Вот несколько рекомендаций:
— замену комплексов проводите постепенно, начиная с 1-2 серий; замените одну, две серии, постепенно обновите комплекс целиком;
— не спешите менять комплексы; постарайтесь по возможности разнообразить первый вариант .Этого можно добиться заменой фонограммы, увеличением темпа исполнения. Например, темп100 акцентов в минуту замените на 110, темп 90 – на 100.
— постарайтесь шире пользоваться различными средствами ритмической гимнастики. Можно одну из серий в положении стоя выполнять с гимнастическими палками, а беговую серию заменить прыжками.
— постоянно следите за новыми веяниями в современной музыке и танцах;
— в летнее время перейдите на открытые площадки- это и полезно, и внесет разнообразие;
-составляйте комплексы с учетом сезонности; весной увеличьте беговые нагрузки и исполняйте силовые упражнения с отягощениями.
Источник