Как снимать соревнования по художественной гимнастике

Суеверия – приманка для победы. Почему без них нельзя

Люди суеверны. Самый закоренелый прагматик нет-нет, да и плюнет через плечо. Случаются мероприятия, встречи, соревнования; настрой боевой, как вдруг — черная кошка на пути. И уже включай самообладание, гони прочь негатив.

Автор попросила аудиторию своего инстаграма, состоящую в заметной степени из гимнасток-художниц, рассказать, какие ритуалы есть в их соревновательной жизни. Рассказали. Многое, представьте, совсем не похоже на всем знакомое «скрестить пальцы на удачу». Некоторое встречается не только в художественной гимнастике, но есть и приметы, зародившиеся именно в этом виде. Следовать им – обязательно прийти к победе.

Предмет хранит твою энергию

У каждой гимнастки набор предметов для выступлений свой. Зачастую все имеется в двух экземплярах. Индивидуальный подбор цветов, материалов, оформления под купальник и тому подобное. Но во время соревнований случаются любые казусы: забыла, сломалось, украли. И помощи можно ждать только от других гимнасток.

Вот случай из жизни: «Один раз дала девочке мяч, она свой забыла дома, в другом городе. В результате она нормально выступила, а я плохо, мяч меня больше не слушался. В итоге я купила новый, старый отдала той девочке. С тех пор никому не одалживаю свои предметы, даже старые и драные».

Таких историй очень много, сюда же относится строгий запрет гимнасткам прикасаться перед выступлением не к своим предметам. Брать чужое в целом плохо, а если еще и перед стартом – беды не миновать.

Читайте также:  Аника рашитова художественная гимнастика

День сурка

Считается, что к одному и тому же результату можно прийти, совершая одни и те же действия. И наоборот. Господи, лучше бы так не считалось.

Зачастую, удачно выступив в первый день соревнований, спортсменки рвутся повторить. И потому с самого следующего утра включают робота-копира: сначала левый носок, потом правый, сперва точно такое же вареное яйцо и только затем та же чашка кофе. Весь день словно зомби, а в конце – награда. Во всяком случае в это верят. Или хотят верить.

Талисман

Сообщений про талисманы я получила даже больше, чем про то, с какой ноги делать первый шаг на ковер (Алина Кабаева, например, всегда выходила только с левой), сколько раз креститься и как ни в коем случае не смотреть на других гимнасток.

Талисманы есть у многих спортсменов. Чаще всего это небольшая игрушка, с которой связано какое-то воспоминание. Вера в маленького помощника настолько велика, что за ним возвращаются домой, забыв впопыхах. Талисманчиков часто сажают прямо у помоста, чтобы они «наблюдали», отдают тренеру или маме. Те, кто смущается, прячут примету в шкафчик, но ощущают ее присутствие. Часто на игрушке есть еще какой-то символ: красная ниточка или медаль. Всё, чтобы чувствовать себя максимально спокойно перед стартом.

Олимпийские приметы

Евгения Канаева, олимпийская чемпионка 2008 и 2012 годов, верила в то, что ей приносит удачу купальник белого цвета. На все соревнования Евгения также брала с собой золотую подкову и цепочку – подарок мамы.

Яна Батыршина, серебряный призер Олимпиады в Атланте-1996, придерживалась практически общепринятых для гимнастики примет: выходила с определенной ноги, бережно относилась к своим предметам, не давала их в чужие руки и держала при себе маленький талисман, с которым разговаривала и который крестила.

Ульяна Донскова, олимпийская чемпионка-2012 в групповом многоборье, на все соревнования завязывала хвостик одной и той же красной резинкой. После Олимпиады талисман был потерян. Как считает сама гимнастка, резинка «выполнила свою миссию и ушла на покой».

Личный опыт

Команда, в которой я выступала в групповых упражнениях, тоже имела несколько примет, которые всегда строго соблюдались. Скажем, имелся особый плейлист из трех мотивирующих песен, обязательный к прослушиванию и подпеванию (одной из песен была «We Are the Champions» группы Queen).

Еще мы точно знали, кто кому должен застегивать молнию на купальнике, чтобы все прошло гладко. Имелась позиция и по несчастливым майкам желтого цвета, которые было запрещено надевать на разминку перед выходом на ковер. «Желтое – не надевать!» — именно так, иначе позор, второе место.

Суеверия многие сочтут фикцией, химерой. Однако в условиях колоссального стресса, в которых оказывается спортсмен, помогают даже они, разгружая нервную систему. А уж в таком нежном виде спорта, как художественная гимнастика, девушки без суеверий могут просто не выдержать психологического стресса, оказавшись один на один со огромной ответственностью на крупнейших стартах.

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, РИА Новости/Владимир Песня

Источник

Почему Россия проиграла в художественной гимнастике. Объясняем по фактам

Невозможно поверить, но Россия проиграла личный турнир в художественной гимнастике – впервые на Играх за 25 лет.

Сестры Аверины – Дина и Арина – устроили самую неприятную сенсацию в Токио-2020, пропустив к золоту гимнастку из Израиля Линой Ашрам. Дина завоевала серебро, а Арина (у нее в выступлении запуталась лента, которую пришлось менять) вообще без медали – только 4-е место.

Подробнее о том, как это произошло.

1. Провала ничто не предвещало – сестры (чаще Дина) легко забирали все топ-турниры последних лет и не знали конкуренции.

Например, за три последних чемпионата мира они отдали только два золота, но тоже россиянкам: в ленте Александре Солдатовой на ЧМ-2018 и в обруче Екатерине Селезневой на ЧМ-2019. Семнадцать побед на двоих – просто без вариантов.

Да и еще вчера в квалификации Токио-2020 россиянки вроде бы привычно доминировали, привезя той же Ашрам по три с лишним балла каждая. Но там – эту деталь почти никто не заметил – Ашрам критично ошиблась с обручем, потеряв на снаряде как раз около трех баллов, но выиграла у Дины два снаряда и из четырех. Это к разговору о том, почему ее оценки так резко изменились после квалификации – не так уж и резко.

И все равно серьезной тревоги результат в финале не вызывал – просто в силу привычки.

2. Итог оказался душераздирающим – в финале Ашрам опередила Дину всего на 0,15 балла.

Главная деталь из судейских протоколов, которая принесла победу израильтянке – во всех четырех видах ее программы были сложнее.

Вот так сложность израильтянки (в художественной гимнастике общая оценка состоит из двух компонентов: сложности и исполнения) превосходила базу Дины Авериной:

• 0,3 балла на обруче;

• 0,1 балла на мяче;

• 0,7 балла на булавах – самый большой разрыв, который все и решил;

• 0,2 балла на ленте.

Суммарные 1,3 балла преимущества – такую разницу сложно отыграть качеством, даже с репутацией непобедимых.

3. Еще один нюанс – в гимнастике общая часть оценки за сложность на снаряде складывается из двух элементов: трудность предмета и трудность тела.

Если максимально просто, то в трудности предмета оценивается синхронизация между телом и предметом во время выступления, а в трудности тела – исключительно управление телом (прыжки, повороты, вращения, равновесия). Каждый компонент оценивается отдельно специальными судьями.

И здесь удивительные подробности: в «трудности предмета» Дина оказалась сильнее Линой на 0,6 балла, но проиграла пропасть в «трудности тела» – 1,9 балла.

Почему так получилось – вопрос, наверное, и к судьям, и к тренерам российских гимнасток.

Возможно, отрыв, который на первый взгляд обескураживает, связан с травмой спины, которую Дина получила в 2020-м. Из-за нее она не может исполнять некоторые элементы и, вероятно, пыталась компенсировать одну часть оценки качеством исполнения и ювелирной работой с предметами.

Но арбитрам этого оказалось недостаточно.

4. Отдельно о судьях – на несколько дней они станут самыми ненавидимыми людьми в России, опередив украинцев и трансгендеров.

«Просто обидно и больно за то, что сегодня было несправедливое судейство. За то, что первое место заняла девочка, которая выступила с потерей. Я прошла все виды более-менее чисто, достойно, как я могла – и заняла второе место. Мне больше обидно за несправедливость. Я всегда за честный спорт. Раньше я понимала, что когда я делаю так, мне ставят так, то сейчас я делаю и мне не ставят», – слезы Дины Авериной в эфире Матч ТВ не могут оставлять равнодушными.

Финал в личном многоборье Токио-2020 обслуживала бригада, в которой не было арбитров ни из России, ни из Израиля.

Пожалуй, самые важные роли исполняли члены высшего жюри: японка Шихоко Секита и итальянка Даниэлла Дель Кьяе отвечали за сложность тела, немка Изабель Саваде и гречанка Александра Мавракис – за сложность предмета, а непосредственное исполнение оценивал мощный интернационал судей из Швейцарии, Украины, Франции, Аргентины, Венгрии, Польши, Канады, Узбекистана, Испании, Норвегии, Хорватии, Чехии и Словакии. Еще одна любопытная деталь – технический комитет по художественной гимнастике в Международной федерации возглавляет россиянка Наталья Кузьмина.

В финале наши тренеры четырежды подавали протест на оценки Дины и Арины, однажды его даже удовлетворили, добавив россиянке 0,4 балла. Это может показаться скандальным сюжетом, но в художественной гимнастике протесты – нормальная практика и точно не говорит о качестве судейства. Это скорее такой гимнастический VAR, возможность попросить судей провести дополнительный просмотр программы или конкретного эпизода.

5. Падение ленты на ковер, которое допустила во время программы Ашрам – пожалуй, самый глобальный вопрос к бригаде.

Хотя тут, в общем, все просто.

По новым правилам (их приняли в 2017 году, а одним из разработчиков была сама Ирина Винер) такая ошибка не критична: если предмет возвращен в руки без перемещения, то штраф всего 0,5 балла, если для его возвращения требуется не больше 1-2 шагов – 0,7 балла (Ашрам точно уложилась в эти рамки) и только когда 3 шага и больше – один балл.

Поэтому истерика гимнасток из прошлого (якобы с потерей предмета нельзя выиграть Олимпиаду) не имеет отношения к реальности – это скорее такое гимнастическое поверье. В правилах такого точно нет – любую ошибку можно компенсировать сложностью и исполнением, а, например, та же Дина Аверина выиграла многоборье на ЧМ-2019, уронив в финале булаву.

Другой вопрос – насколько это справедливо и объективно в конкретном противостоянии в Токио-2020 Авериной и Ашрам.

Теперь к конкретной ошибке израильтянки на ленте – здесь судьи отобрали у нее 1,3 балла. Это общий штраф и понять, сколько баллов в нем за потерю ленты, а сколько за остальные ошибки невозможно. Но скорее всего, никакого подвоха здесь нет – для сравнения снижение Дины Авериной на этом же снаряде составило 0,5 балла, а за серьезную ошибку, которая повлекла замену ленты, Арину наказали на 1,650 балла. Кроме того, она потеряла сложность из-за того, просто не успела выполнить некоторые элементы – просто не хватило времени.

6. Линой Ашрам (как и сестрам Авериным) 22 года, но у нее до сегодняшнего дня не было ни одной победы на чемпионатах мира – ни в многоборье, ни даже на отдельных снарядах.

Это совсем чудо – обычно на Олимпиадах побеждали гимнастки, доминировавшие в олимпийском цикле.

Единственная большая победа Линой – в многоборье на ЧЕ-2020 в Киеве – случилась в отсутствие сборной России, которая просто отказалась от участия в том турнире.

Вряд ли эти события (олимпийское золото Ашрам и отказ России от Евро) как-то связаны – в июне 2021-го Аверины как ни в чем не бывало выиграли чемпионат Европы в Софии, хотя там Ашрам уже отдали победу в булавах – похоже, это коронный вид израильтянки.

7. Реакция босса нашей гимнастики Ирины Винер на поражение (ее не было в Токио-2020) бесценна.

«Это диверсия – Россию убирают по всем статьям, хотя я никогда не была политизирована. Дина не проиграла, она выиграла. Но, к сожалению, судейство было вопиющей несправедливостью. Оно войдет в историю так же, как Немов, когда ему 12 минут аплодировали. Дина Аверина сделала все чисто, не ошиблась на последнем виде. Линой Ашрам, к сожалению, сделала вопиющую ошибку, за которую снимают очки все бригады и за исполнение, и за технику и за артистизм. Все должны были снимать.

Всегда говорят, что если есть такая ошибка, то человек никогда не сможет, если другой не делал такой же ошибки, стать чемпионом, а тем более олимпийский, а тем более на последнем виде. Это было просто позором художественной гимнастики».

8. Завтра у России новые проблемы в художественной гимнастике – в квалификации в групповых упражнениях россиянки проиграли Болгарии 2,750 балла.

Теперь это максимально тревожный факт – даже несмотря на то, что перед финалом оценка обнулится.

Фото: REUTERS/Niesner, Lindsey Wasson ; РИА Новости/Владимир Песня

Источник

Статьи

Я не являюсь профессиональным фотографом, и до этого мне еще далеко. Однако, за два года съемок художественной гимнастики у меня стало получаться заметно лучше. Поэтому хочу поделиться своим опытом.
Сегодня расскажу о том, как делать более качественные снимки вашей гимнастки, не приобретая дополнительное оборудование.

Периодически в обсуждениях я слышу, что фотографии «не получились».
Что это значит?
В художественной гимнастике «не получиться» может две вещи:
1. Кадр слишком темный (слишком яркий, слишком размытый). В общем, неудачный с фотографической точки зрения.
2. Фотограф не попал в «элемент» — камера сработала чуть раньше или чуть позже, чем было нужно. В этом случае, даже если кадр хорош с точки зрения фотографа, он может компрометировать гимнастку и его нельзя выкладывать.

Сегодня я расскажу, как немножко исправить именно первую проблему — когда кадр слишком темный.
Действительно, фотографировать художественную гимнастику достаточно сложно.
Вот причины:

  1. Большинство соревнований проходит в очень темных залах
  2. Вспышку использовать нельзя — можно помешать спортсменке
  3. Гимнастка движется очень быстро
  4. Гимнастический ковер достаточно большой (14х14 метров, зона для выступления — 13х13 метров), и съемка производится с расстояния от 1 до 20 метров (если вы сидите у ковра) и от 10 до 30 метров – если вы сидите на зрительных трибунах. Подобрать объектив для одинаково хорошей съемки как вблизи, так и вдали тяжело.

Самая главная проблема в том, что эти факторы очень сильно влияют друг на друга и нужно постараться, чтобы найти компромисс.

Начнем с самого сложного — боремся с темной фотографией.
Я буду рассказывать для обладателей зеркальных камер, на примере Canon (у меня сейчас Canon 650d).
Вот как выглядит стандартный объектив, идущий в комплекте с фотоаппаратом (18-55 IS II):
Фото объектива:

Посмотрите на его параметры.
Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS II
Что они означают?
Что выдвигая объектив, чтобы приблизить объект съемки, вы уменьшаете количество света на фотографии примерно в 3 раза.

В общем, вот простой совет, как сделать фотографию светлее: не выдвигайте объектив!
Но как быть с тем, что гимнастка будет очень маленькой на фотографии? Кадрировать фотографию! Современные фотоаппараты снимают в очень высоком разрешении. Например, 10mp — это очень много. Для фотографии 10х15 или для монитора/вконтакте достаточно фотографии в формате FULL HD — 1920×1080 и меньше. А это всего 2 mp.

Чем обрезать? Я использую FastStone — хорошая и бесплатная программа (скачать)

Теперь давайте разберемся с попаданием в элемент.
Для этого нужно применять серийную съемку и ставить маленькую выдержку — начиная с 1/300 и до 1/1000
Не всегда это получается, поэтому, если вы знаете элементы выступления — угадывайте их 🙂

Итог:
Чтобы получить менее темную фотографию гимнастки на обычном объективе, нужно не использовать zoom, а снимать без увеличения.
Выдержку можно ставить начиная с 1/160 и быстрее, в зависимости от качества вашего фотоаппарата
ISO необходимо ставить настолько максимальным, насколько позволяет ваш фотоаппарат и при этом вы еще не можете увидеть шумы (для моего фотоаппарата ISO 1600 — это предел. Я стараюсь снимать на 1600, а когда есть возможность — то на 800).

Еще, вы можете попробовать спортивный режим в вашем фотоаппарате. Если всё удачно — то просто не выдвигайте объектив!

Важное дополнение:
Стандартный объектив всё равно не даст вам четкой и резкой картинки на удалении. Если вы снимаете с трибуны, то вам придется выдвигать объектив.
Поэтому, если вам приходится снимать с трибуны, всё-таки купите себе телеобъектив. Например, с фокусным расстоянием 55-250.
Либо вы можете взять фиксированный объектив 50 мм с диафрагмой 1.8. Попробуйте — если он вас устроит, скорее всего это и будет решением!

Источник

Оцените статью