- Ребенок хочет бросить спорт, родители против. Что делать?
- Почему дети бросают музыку, танцы и даже отказываются ходить в школу?
- Что чувствуют родители, когда ребенок хочет бросить музыку или спорт
- Почему ослабевает мотивация у ребенка
- Причины снижения мотивации
- Чем полезны скачки мотивации
- Почему дети бросают музыку в 10 лет: история Маши
- Ребенок отказывается ходить на тренировки: 3 причины
- Усталость, чрезмерная нагрузка, обилие тренировок
- Исчез интерес к занятиям, отсутствует мотивация
- Советы родителям и тренерам
- Подводим итог
- Мы приняли решение,но как сказать тренеру?
- Комментарии
Ребенок хочет бросить спорт, родители против. Что делать?
Почему дети бросают музыку, танцы и даже отказываются ходить в школу?
Виктория Шиманская психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта
Дистанционка по-разному сказалась на детях, которые чем-то занимаются дополнительно. Одни ждут не дождутся, когда откроется любимая спортивная школа, у других же напрочь пропало желание ходить на танцы, на музыку или в изостудию. Как быть, если ребенок, привыкший сидеть дома, откажется от своих прежних увлечений? Давить на него или не стоит?
— Что делать, если ребенок говорит: а не хочу я больше учить английский! Надоела мне эта музыкальная школа! Больше на карате не пойду, и не уговаривай. А вдруг завтра он скажет: мне не нравится ходить в школу, не пойду я туда больше?! Что в этом случае делать?
Что чувствуют родители, когда ребенок хочет бросить музыку или спорт
О да, поворот интересный. Каждый из нас хоть раз оказывался в этой ситуации: когда осознаешь, что больше не хочешь делать то, что с восторгом и увлечением делал раньше. Ты больше не выбираешь это направление в искусстве, этот вид спорта, эту работу, эту карьеру, этого партнера. Тебе стало скучно, холодно, ты хочешь чего-то другого.
Теперь, благодаря нашим детям, мы видим ситуацию не изнутри, а снаружи: не мы сами, а наши дети вдруг «остывают» к делу, которое раньше вызывало у них живой интерес. И что мы, родители, чувствуем в этот момент?
- Тревогу. Кажется, привычный уклад жизни снова должен претерпеть изменения.
- Досаду. Ну что такое, все так хорошо складывалось, и тут это «не хочу» вырастает передо мной, как стена, которую то ли рушить, то ли обходить, то ли перепрыгивать.
- Грусть. Эх, не быть моему ребенку пианистом (мастером спорта, актером, художником, великим математиком…).
- Гнев. Да что ж такое, этот ребенок снова требует к себе внимания!
- Растерянность. Так что же теперь делать — заставлять ли продолжать занятия? Не наврежу ли я, если позволю бросить? Не лучше ли надавить, чтобы укрепить характер ребенка?
Вот такая буря чувств от одного простого «не хочу»!
Почему ослабевает мотивация у ребенка
А если немного успокоиться и посмотреть на ситуацию холодным взглядом — что происходит, когда ребенок отказывается от того или иного занятия? Он дает нам четкий сигнал, что его учебная мотивация ослабла.
Это естественное явление, которое можно встретить не только как локальную катастрофу. Ужасно интересно разобраться, что такое мотивация, как и почему она ослабевает и чем на самом деле нам это грозит (а может быть, наоборот, обещает что-то классное и полезное?).
Мотивация ребенка – это набор смыслов, которыми ребенок наделяет свою деятельность. Это честный внутренний ответ на вопрос «Зачем мне это нужно?»
Это все ожидания, возможности, положительные эмоции, все хорошие внутренние обещания от конкретного вида деятельности. Ребенок мотивирован, если он хорошо представляет себе, что даст ему то или иное занятие, какие двери перед ним открывает, как он дальше будет использовать получаемые знания и навыки и какие приятные ощущения за этим последуют.
Но ведь дети растут. Их «зачем» постоянно меняются. В три года нас вдохновляют одни обещания от деятельности, в шесть уже совсем другие, в десять — третьи, а в пятнадцать все предыдущие становятся не важны.
Так вот, каждое «не хочу», которое мы слышим от ребенка, — это сигнал либо о внешнем изменении (когда что-то в школе, кружке, спортивной секции меняется настолько, что их «зачем» больше не поддерживаются), либо о внутреннем изменении, когда все наши «зачем» устарели, обветшали и больше не побуждают нас продолжать путь.
Причины снижения мотивации
Но, конечно, бывают и другие причины. Например, такие:
1. Ребенок просто устал. «Переел» своего любимого занятия и почувствовал пресыщение.
Решение: устроить ребенку отпуск с обязательной закрытой датой. Пересмотреть приоритеты, аккуратно опустить планку и попробовать все сначала.
2. У ребенка произошли важные изменения с учебой. Сменился тренер, сменился зал, сменился музыкальный инструмент или кроссовки неудобные. Зачастую мы даже не можем сразу сказать, что именно «отворачивает» нас от некогда любимого дела.
Решение: поиграть в сыщиков, найти причину, придумать минимум пять способов преодолеть, выбрать самый привлекательный. Вплоть до смены тренера и покупки десяти пар новых кроссовок: если вам и ребенку важно сохранить отношения с данным видом деятельности, оно того стоит.
3. Ребенок пришел к этапу, на котором требования к нему стали неадекватными. Слишком жесткими, слишком мягкими и простыми, непредсказуемыми и непрозрачными.
Решение: поговорить с педагогом, тренером и ребенком, отрегулировать уровень жесткости «вручную».
4. Кто-то вмешался и неосторожным словом, делом, взглядом — умышленно или неосознанно — поломал ребенку мотивацию.
Решение: отловить «жучка» и воздействовать не на обидчика, а на ребенка. Можно использовать специальные мотивирующие упражнения (подробно о них – в следующий раз).
Чем полезны скачки мотивации
И все-таки чаще всего мы сталкиваемся с ситуацией «просто остыл», «в принципе больше не хочу», «достало», «надоело», и все это в конечном счете сводится к одному: «не вижу смысла». Это не значит, что раньше вы сделали неверный выбор: просто пора поискать другие источники мотивации.
Это похоже на скачок напряжения в электрической цепи, когда на мгновение вдруг гаснет весь свет, а когда он зажигается снова, мы обнаруживаем, что какая-то из лампочек перегорела. Скачок мотивации — как скачок напряжения, а новые смыслы — как дополнительный источник питания.
Что мы можем сделать, чтобы помочь нашим детям пережить скачки мотивации?
- Во-первых, не создавать дополнительных вибраций. Детям полезно видеть, что их родители относятся к скачкам мотивации спокойно и устойчиво.
- Во-вторых, принять скачки мотивации как должное. Это необходимо, чтобы ребенок получил положительный опыт взаимодействия с собственными изменениями: это не страшно, не опасно, это не конец света. Я разлюбил математику — ну и что? Я больше, чем математика, я не разрушаюсь оттого, что теперь хочу заниматься чем-то другим. Я перестал получать удовольствие от посещения музыкальной школы, но это не трагедия, музыка остается со мной, и моя любовь к музыке гораздо больше, чем посещение музыкальной школы. Это ценнейший опыт, который позволит в дальнейшим быть гибким, адаптивным, готовым к переменам и любым поворотам как образовательной, так и профессиональной траектории.
- Наконец, мы можем помочь ребенку взять контроль над ситуацией. Сгладить углы, не делать слишком резких движений, прожить скачок мотивации так, чтобы обрести больше, чем потерять.
По сути, нам предстоит пересобрать электрическую цепь, заменить перегоревшие лампочки и вновь дать нашим детям возможность гореть, испытывать интерес, увлеченно чем-то заниматься.
Почему дети бросают музыку в 10 лет: история Маши
Девочка Маша в шесть лет поступила в музыкальную школу, три года зубрила сольфеджио, мучила гаммы, пела на концертах, а к девяти годам вдруг захотела бросить. Ничего не изменилось в ее отношениях с педагогами, в ее успехах — просто пришло то самое «не хочу», которое нас так выводит из себя.
Что произошло? Маша выросла из своих прежних мотиваторов. Ее больше не вдохновляет участие в концертных программах, ей мало родительской похвалы. Теперь ей нужно признание со стороны сверстников, нужен имидж, немного хулиганства и очень много внимания.
Что можно сделать? Сменить репертуар: перестать играть гаммы и начать подбирать модные мелодии на фортепиано. Сменить имидж: начать играть домашние концерты не в привычных белых блузках, а в каком-нибудь необычном костюме. Можно помочь девочке завести собственный блог, инстаграм, Тик-Ток, завести youtube-канал — в общем, найти такую форму, которая позволит увидеть новый смысл в занятиях музыкой и действительно получить от них то, чего хочет ребенок здесь и сейчас.
О том, как правильно бросать (или не бросать) любые занятия, — в следующий раз.
Источник
Ребенок отказывается ходить на тренировки: 3 причины
Ребенок может ходить на тренировки, заниматься с желанием и рвением, выполнять все задания тренера, слушать его. А дома говорить родителям о том, что больше не хочет посещать тренировки. И они начинают его уговаривать. Не понимая причины этого решения и без явных изменений в эмоциональном состоянии родители начинают что-то подозревать. Поведение ребенка противоречиво. Сперва необходимо разобраться с причинами такой реакции.
Детям не свойственно делать что-либо из-под палки, не важно тренировки ли это, выполнение домашнего задания или действия, требующие определенных усилий. Но стоит отметить, что на занятиях лень исчезает, ребенок вовлечен в процесс, чувствуя себя в нем удобно и хорошо.
Родителям в данной ситуации нужно провести разъяснительную работу. Приучить ребенка к порядку и дисциплине. Объяснить, зачем ему нужно заниматься спортом, пытаться заинтересовать.
Тренеру необходимо уделять внимание разнообразию занятий, периодически включать новые варианты упражнений, стараться сделать так, чтобы тренировки не были монотонными и скучными. Добавлять соревновательные элементы в занятия.
Усталость, чрезмерная нагрузка, обилие тренировок
Бывает, что преподаватель выбирает из всей группы способного и подающего надежды ученика с огромным желанием посещать занятия. И в порыве воодушевления дает такому ребенку больше нагрузки. У тренера возникает ощущение того, что подопечный справится с ними. Ведь он заинтересован, беспрерывно тренируется, ему это нравится. Такое решение приведет к физической и психологической усталости, потере интереса к спорту. Все это плохо скажется и на результатах.
У подопечного есть желание заниматься, но физические силы исчерпаны. Родители слышат от своего ребенка, что он плохо себя чувствует, устал, просит больше не водить его на занятия. К этому нельзя относиться пренебрежительно и пускать все на самотек. Поэтому необходимо давать юному спортсмену отдых. И тренеру следует по-другому взглянуть на систему подготовки, значительно снизив ее насыщенность.
Данная причина в этом случае связана не с ребенком, а с тренером. Ведь он неправильно распределил нагрузку. Можно обратиться за консультацией к психологу, но он лишь поможет быстрее восстановиться в психологическом плане юному спортсмену.
Стоит заметить, что эту ситуацию нельзя путать с той, когда дети вообще не желают ходить на тренировки и их нужно уговаривать посещать занятия.
Исчез интерес к занятиям, отсутствует мотивация
К сожалению, не каждый наставник умеет хорошо организовать занятия, вызвать не только интерес, но и вовлечь в тренировочный процесс своих учеников. Если детям скучно и они с нетерпением ждут окончания занятия, то тренер не владеет преподавательскими навыками.
Одна из целей тренера — это умение привить любовь к выбранному виду спорта. Поэтому педагогу важно добавлять в тренировочный процесс новизну. Задания должны быть разнообразными, захватывающими, с игровым азартом. Тренер обязан повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием, искать необходимые средства и методы.
Отдавая детей в спортивную секцию родителям необходимо изучить уровень образованности тренера. Узнать отзывы других учеников. Подойти ответственно к выбору преподавателя, ведь от этого зависит с каким интересом будет ребенок посещать занятия.
Советы родителям и тренерам
Родителям при выборе вида спорта нужно учитывать мнение и желание ребенка, его тип телосложения и нервной системы. Необходимо поддерживать своих детей в любых начинаниях, хвалить за незначительные успехи, достижения. И родителям, и тренерам не стоит сравнивать их уровень с другими детьми.
Если на соревнованиях подопечный потерпел неудачу, поддержать его, указать не только на ошибки, но и отметить положительное. Проигрыш — это получение опыта. Родители должны искренне показывать свою гордость за своего ребенка. Всегда доверительно и честно с ним общаться, мотивировать спокойно, без криков и наказания. Стоит отметить, что нельзя заинтересовывать детей заниматься спортом с помощью давления, обещаний что-то выполнить, купить.
Подводим итог
Родителям и педагогу необходимо понимать, что дети — это не машины, которые должны постоянно работать и не иметь право на отдых. Важно — не подавить желание заниматься спортом на первых порах. Тренеру необходимо привить ученику интерес и любовь к выбранному виду спорта. А родителю поддержать этот интерес и всячески помогать ребенку.
________________________
Не забудьте подписаться на канал , чтобы не пропускать новые публикации)
Источник
Мы приняли решение,но как сказать тренеру?
Комментарии
Слушай, а не может он на соревнованиях выступать вне категории? Неужели это ни как нельзя устроить?
Нельзя. В паралимпийский спорт мы не вписывается, в Лин мы тоже не подходим. И в обычный спорт тоже нельзя) 3 категории и мы не в одной
Как то это очень не правильно. Напиши куда-нибудь, не должно так быть, пускай делают исключение для вас.
Мы в том году ушли из спорта, нормально тренер воспринял. А я вот плакала((( сейчас просто занимается в любительской группе, и нам всем легче)
Я уже в том году начала понимать, что когда то настанет этот день, а вот тренер чуть не плакала в трубку. Предложила ходить для себя, для неё. Но без соревнований… Приедет со школы буду решать с Мишей… но как ему дастся то, что вся группа на соревнованиях а он дома. .
Она должна понимать ситуацию и не настаивать
С 4х лет он у нее, и пришел уже умел кататься, пользоваться подъёмником. И диагноз то речевой. Но со стороны медицины закручивают руки, и в паралимпийский спорт не проходит, и в Лин тоже не проходит… Вообщем никуда
Странно. Я думала в физическом плане. А тут речевой только диагноз
В том то вся и фишка. Наш диагноз на спорт не влияет. И это может единственное для него! А они нам препятствуют. Да, я не прошла в большой спорт из-за своих почек. Да, было очень серьезно. Но и то наша больница мне давала справку нормально. А сейчас проверки, и все строго стало.
Кошмар… тренер верит в ребенка а мама нет.
Что вы творите. долго вы его к этому готовили… ужас… ребенок вам что игрушка… ему нравится.тренера все устраивает… отстаньте от ребенка.пусть ходит
Это ужасно на самом деле, мама решила за ребенка, готовила его к этому… мрак.
Да конечно, потом вы будете лечить психологические травмы!? Когда вся группа на соревнованиях, а он дома!
У него есть замена, и он уже ходит и на другие занятия и ему нравится. В горнолыжке больше держался за друзей..
Ребенок большой и он осознает, что врачи не дают допуск к этому виду спорта… а значит надо идти туда, куда можно.
Решили врачи. Я много лет покупала ему справку! Сейчас нельзя платно брать. Все строго, а в адаптивный спорт мы не проходим. В паралимпийский спорт мы не проходим, в спорт с нарушением интеллекта тоже нет! Нам в прошлом году уже дали понять со стороны врачей. Хотя диагноз речевой у ребенка
Ужас… я тоже читала и так обидно за ребенка.
Да вы все мутите. Причем тут речь и лыжи. он может дойти до соревнований.
Справку вы напишите? И врачом спортивной медицины будете у нас в городе? Если бы я мутила, то он бы раньше закончил все это… А я бы не вкладывала круглые суммы ежемесячно!
А есть возможность оставить тренировки, просто без соревнований?
Возможность такая есть часто.
Но не всегда есть желание.
Марьяша ходит заниматься и выступать, получать медали.
Иначе это не интересно ребенку
Ну мотаться по соревнованиям постоянно без наград тоже такое себе удовольствие
Да, тренер тоже предложила сейчас такой вариант. Но как примет это ребенок, я ещё незнаю. У него был огромный стимул из-за обл соревнований. Ей очень жалко нас отпускать, это самый идеальный ребенок в группе к которому нет никаких претензий. Ибо четкие команды мы выполняем идеально. В поведении проблем нет с чужими людьми, это потом дома он даёт нам жару.
Источник