Как рисовать тренера по художественной гимнастике
Первый тренер — это очень важно, это человек, который привьет или отобьет любовь к гимнастике. Но обычно за первый-второй год обучения у родителей приходит понимание перспектив. Если ребенок с хорошими данными (фактура, гибкость, трудолюбие, умение слушать тренера), а тренер ребенка не выделяет, то возникает естественное желание дать ребенку больше. Бывают и такие случаи, когда девочка сразу попала к прекрасному тренеру, и это значит — повезло так повезло)) Поэтому после 1-1,5 лет обучения мамы начинают метаться. А где дочка станет чемпионкой? Это естественное желание родителей — дать своему ребенку самое лучшее. И боязнь, что ребенка травмируют тоже бывает.
Мне кажется, что мамы должны четко понимать, что есть «самое лучшее» в ХГ.
Самое лучшее, на мой взгляд — заложить ребенку правильную базу для дальнейшего развития без травм. Травмы — это большей частью дело случая, но иногда — это последствия системы. Нельзя нагружать 4-5 летних детей тройной складкой (мексиканка, мост в захвате), потому что у детей в этом возрасте не может быть сформированного мышечного корсета. Нельзя тянуть 5-леток в провисе с 2 стульев, потому что это чревато разрывом связок. И для того, чтобы знать, что можно или нельзя, у вашего тренера должно быть профильное образование. Институт физкультуры как минимум. Опыт тоже немаловажен.
Не смотрите на девочек младше, делающих сложные элементы. Не гоните своих дочек за невероятными прогибами. Маленькие дети гибкие, но даже для очень гибких детей истирание позвоночных дисков не будет полезным.
А вот теперь самое сложное. Как определить, хороший ли у вас тренер. Понятное дело, что первым делом надо смотреть на ребенка. Нравится ли дочке занятия (хотя часто у детей свои приоритеты, им хочется мультики на диване смотреть целый день). Поэтому мамы должны смотреть на:
— образование тренера. Высняйте как можете) Мастер спорта? Физкультурный ВУЗ? Зачастую титулованные чемпионки — не такие хорошие тренеры, как обычные МС с образованием тренера и любовью к своей професии.
— старших девочек тренера. Как много тренер выпустил кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта. Это один из важнейших показателей, он намного важнее, чем «сколько у тренера чемпионов». Умение довести ребенка до таких результатов это признак профессионализма, отсутствие систематического травматизма. Особенно если это уже идет на протяжении не менее 15 лет. А то и случается такое — что переманили готового ребенка и себе этот титул присваивают мол какие мы хорошие) работаем тренерами меньше 5 лет, а уже вырастили кандидата в мастера спорта или мастера спорта. Чтобы довести спортсмена до такого результата нужно тренировать его от 8-13 лет. Не сложно чисто арифметически понять — чей это результат.
Художественная гимнастика: как выбрать коллектив и чего ждать от занятий?
Ежегодно, ближе к началу нового учебного года, родители часто задаются вопросом, в какую же спортивную секцию отдать свое чадо. Для мальчиков по-прежнему очень популярными остаются бокс, каратэ, хоккей и прочее. А если начать заниматься спортом предстоит девочке? То здесь, на фоне всем известных плаванья, танцев и того же каратэ нет-нет, да и мелькнет что-то грациозное и пленительное, что-то на грани спорта и балетного искусства – художественная гимнастика. Как выбрать секцию для подобных занятий? Чего ждать от занятий? На эти вопросы подробно отвечает Президент федерации художественной гимнастики г. Уфы Диана Ихсанова.
Критерии выбора
Родителям, перед тем, как отдать ребенка в секцию, есть смысл собрать сведения о самых разных спортивных коллективах и определить для себя критерии выбора. Для кого-то приоритетным является близость к дому — в свете ускорившегося ритма жизни это очень актуально. Для кого-то определяющим фактором является профессионализм тренеров и объем тренерского штаба. Некоторые родители обращают большое внимание на материально-техническую базу того или иного коллектива, продолжительность тренировок и их количество.
О начальном этапе занятий
Мамы и папы должны понимать, что, отдавая своего ребенка в спорт, самое важное на начальном этапе – это заложить прочный фундамент, основой которого является любовь к спорту вообще и любовь к тому виду спорта, которым ему предстоит заниматься. Само собой разумеется, что любовь нельзя привить сразу и только одним «кнутом» — должен быть и некий «пряник». То есть тренировки должны проводиться больше в игровой форме, и без излишней строгости в обращении тренеров к своим подопечным.
Новая среда
Родители также должны понимать, что когда ребенок начинает заниматься спортом, то он попадает в новую для себя среду с незнакомыми людьми. И таким образом, первый год обучения – это адаптация ребенка к этим условиям.
Часто родители этого не учитывают, и по прошествии года занятий начинают сравнивать достижения своего чада с достижениями других детей и говорят о том, что они ожидали большего от своей девочки. Это совершенно не верно, поскольку все дети абсолютно разные и раскрываются по-разному и в разное время. Кто-то в первый год адаптируется к новой среде быстрее (как, например, дети, что ходят в детский сад, а не сидят дома быстрее приспосабливаются к условиям школы), кто-то медленнее.
Сравнивать между собой разные коллективы также некорректно, ведь каждый коллектив, каждая спортивная секция идет по пути своего собственного развития, и тренеры по-своему расставляют приоритеты на тех или иных периодах обучения, ведь единой программы обучения – к примеру, как в школе – нет.
Потому не стоит отчаиваться, если надежда, которую вы возлагали на первый год обучения вашего ребенка, не оправдалась. Результаты будут, но позднее.
Об истории спортивного коллектива
Не стоит забывать и о том, что каждый коллектив имеет свою определенную историю. Спортивный коллектив с длительной историей – это в первую очередь огромный опыт тренерского штаба. Но также это и возможность детям помладше равняться на детей постарше, ведь поговорка лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать актуальна и для художественной гимнастики. К тому же в спорте есть негласное правило помощи старших младшим.
Каждый коллектив как живой, меняющийся ежегодно организм. Изменяются методы и подходы к тренировкам, приоритеты тренеров, а также количественный и качественный состав тренерского штаба. Бывает, что част
Изменяются методы и подходы к тренировкам, приоритеты тренеров, а также количественный и качественный состав тренерского штаба. Бывает, что часть тренеров со временем отделяется от какого-либо коллектива и создает свой. Для того чтобы оценить, проанализировать работу новоиспеченного коллектива, тоже должно пройти время. Ведь если в салате «Оливье» заменить один ингредиент, то его вкус изменится.
Материально-техническая база
Что касается материально-технической базы. Если родители, с серьезной перспективой хотят отдать своего ребенка в секцию гимнастики, то в коллективе им следует поинтересоваться параметрами спортивного зала и как долго данный коллектив занимается на своей тренировочной базе. Если больше трех лет, то это определенная стабильность.
Согласно правилам художественной гимнастики, гимнастка выступает на соревнованиях на площадке размером 13 на 13 с высотой потолка в среднем 10 метров. Новичкам такой зал не обязателен, но в будущем их ждет большой зал, ведь данный вид спорта — это работа со снарядами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Кроме того для подготовки очень важны шведские стенки и/или хореографические станки. И, конечно, обязательно ковровое покрытие – ковролин. Важно и наличие магнитофона, поскольку рано или поздно, но музыкальное сопровождение на тренировках становится необходимым всем.
Как для фигуриста важен лед, а для пловца — вода, так для художественной гимнастики важно все выше перечисленное.
Спортивные достижения
Если родители и дети нацелены на выполнение спортивных разрядов, к примеру, первого взрослого, кандидата в мастера спорта или мастера спорта РФ, то следует выбрать тот спортивный коллектив, в котором гимнастки уже выполняли данные нормативы, особенно если они с самого начала в нем начали свой путь гимнастки. В таком коллективе шансов на это больше.
Стоит также учитывать и то, что с момента прихода ребенка в спорт до сдачи норматива в кандидаты мастера спорта пройдет достаточно много времени — 7-10 лет. Причем, качество педагогической работы тренеров выше там, где на одного тренера приходится меньше детей. Таким образом становится очевидным, что чем больше тренеров в тренерском штабе, тем выше качество подготовки девочек.
Спортивное развитие ребенка
Тренер, ребенок и родители должны работать на благо ребенка и составлять дружественный союз. Не должен повторяться сюжет известной басни «Лебедь, рак и щука», ведь это будет сильно тормозить прогресс вашего ребенка.
Таким образом, «вооруженные» этой информацией родители будут знать, чего ждать от своего чада в плане его спортивной жизни и спортивных результатов в художественной гимнастике, ведь деткам нужно заниматься спортом. Жизнь – это движение, и оно необходимо современному человеку, поскольку сегодняшний уровень прогресса позволяет ему расслабиться и мало двигаться, что крайне вредно для здоровья.
С самого начала тренер пытается понять все индивидуальные особенности ребенка. Они раскрываются не сразу. Проходит два, три года, пока тренер сумеет выявить индивидуальные особенности ребенка, указывающие, на какой путь направить его. Бывает, что уже на третьем году обучения тренер видит, что перспектива спортсмена-профессионала для данного ученика весьма сомнительна. Но разве это значит, что нужно бросать занятия? Конечно, нет. Тренер обязан увлечь ребенка независимо от способностей, потому что главная его миссия – воспитать Человека.
Выдержка из статьи Президента Гимнастического клуба «ИСТОК» г.Одессы Сергей Левченко
Мысли вслух (Советы родителям)
За девять лет, которые связывают меня с художественной гимнастикой, накопился кое-какой опыт, которым я хочу поделиться с родителями новичков. Не воспринимайте эти высказывания, как единственно верные. Каждый может иметь взгляд, своё мнение. Тем лучше, значит, есть о чём поспорить.
Стремительное развитие художественной гимнастики в стране, грандиозные достижения наших гимнасток, привлекло всеобщее внимание многих родителей к этому виду спорта. И чуть ли не каждая вторая мама мечтает вырастить из своей дочки Алину Кабаеву или Ирину Чащину.
Решив однажды, что пора отдать своё чадо в спортивную секцию, реально оцените ситуацию. Ведь это вы приняли решение. В 4-5 лет ни один ребёнок ещё не знает точно, чем кроме игры, он хотел бы заняться.
Задайте себе вопрос и постарайтесь честно ответить: «чего я жду от занятий художественной гимнастикой ?» Поверьте, каждая мама, приведя в спортзал единственную и неповторимую, самую лучшую на свете девочку, мысленно уже примеривает своему пузатенькому головастику олимпийскую корону, и не хочет замечать точно таких же будущих чемпионок. Не ставьте перед дочкой непосильных задач, каждый ребёнок уникален, у каждой свой пьедестал. Научите трудиться, преодолевать себя, поддерживайте и хвалите за каждый успех. Никогда не сравнивайте её с другими девочками. Кто-то быстрее всех научился делать мостик, а кому-то лучше удаётся колесо. И не ждите от тренера, чтобы он сразу сказал, перспективный ли ваш ребёнок. Пройдёт ещё очень много времени, когда появятся какие-то результаты. Лучше предоставьте право своей гимнастке радоваться каждому новому движению, общению с подружками и сравнивайте её только с ней самой. Вот, ещё вчера ты не умела держать скакалку, а сегодня легко прыгаешь !
Ещё очень хочется предостеречь родителей от одной ошибки. Никогда не становитесь в роли арбитра в оценке способностей других детей ! Постарайтесь создать такие отношения с родителями ваших сверстниц, чтобы вместе радоваться успехам своих детей. За пять лет мне довелось видеть не одно поколение родителей и всегда повторяется такая ситуация. Вот пришла группа новичков, родители такие дружные, радостные, весело обсуждают всевозможные темы. Все говорят, что пришли сюда только лишь ради здоровья, осанки, фигуры и не главное какой будет у дочки результат. Такая идиллия царит до первых соревнований. Одни обещают за первое место купить самый немыслимый подарок, другие ругают за запутавшуюся скакалку, но большинство очень сильно «обижаются» на победительницу, обсуждают все её недостатки, сравнивают выступления, и всё это, как правило, в присутствии своих детей. И пошло-поехало ! Создаются коалиции, глотаются слёзы обиды и разочарования, ребёнка втягивают во взрослые игры и он чувствует, что не оправдал их надежд, и с обидой смотрит на свою вчерашнюю подружку. Как хочется, чтобы мудрость родителей не создавала такую ситуацию. Очень трудно порой сдержать эмоции, когда кажется, что твоего самого талантливого ребёнка не оценили по достоинству. Найдите в себе мужество не показать это дочке. Но, как правило, одни не справившись со своими амбициями, издёргав ребёнка, бросают гимнастику, другие ставят перед дочкой задачу, во что бы то ни стало обогнать на следующих соревнованиях свою «обидчицу». Как жалко таких девочек и их родителей ! Спрячьте свои амбиции подальше, научите детей дружить, радоваться успехам подруг так же, как своим. Объясните дочке, что успеха можно добиться только трудом, спросите себя ещё раз, чего я жду от занятий гимнастикой, и избежите в дальнейшем многих проблем.
Желаю успеха всем, кто выбрал для своих дочек этот прекрасный вид спорта!
Источник
Личный опыт«Система, где насилие порождает насилие»:
Тренер по художественной гимнастике
о победе любой ценой
И травмах для детской психики
Летом 2020-го гимнастическая федерация Швейцарии разорвала контракты с тренерами из Болгарии: спортсменки национальной сборной обвинили тренеров в запугивании и оскорблениях на тренировках. Существует распространённая позиция, что тренер должен быть жёстким и строгим, чтобы спортсмены добивались результатов. Но где грань между дисциплиной и жестокостью? Мы расспросили мастера спорта и тренера по художественной гимнастике Яну (имя изменено по просьбе героини) о том, какой ценой достаётся победа юным гимнасткам, а также выяснили, почему о насилии в спорте не принято говорить. Особенно — в России.
текст: Алиса Попова
У многих девчонок токсичные отношения с партнёрами, абьюз, который часто напоминает привычные отношения с тренером
Для моей мамы выбор профессии никогда не был мучительным и туманным. Она с детства твёрдо знала, что станет тренером по художественной гимнастике, безумно любила этот вид спорта и была талантливой гимнасткой. Всю жизнь она горела этой профессией. Сейчас это уже не так, она окончательно выгорела после сорока лет. Когда в 90-е у неё родилась я, она изо всех сил старалась передать мне свою любовь к гимнастике и заодно держать меня рядышком с собой, ведь денег на няню у нас не было, как и родственников, которым можно было бы меня оставить. Сначала она приезжала в зал со мной на руках, а уже в три года я начала свою спортивную карьеру.
Единственное, что мне нравилось в нашем виде спорта, — это выступление. Я обожала выступать и получать аплодисменты. Меня сразу определили в «артистки», и это давало мне сил. Время шло, ломался характер, я смирилась с тем, что у меня не будет другого занятия, и начала находить радости в своём ежедневном труде. А мама смирилась с тем, что я не стану чемпионкой России, и была довольна, что я при деле. Благодаря изначально хорошим данным я выполнила заветные разряды и уже в шестнадцать лет получила звание мастера спорта России. Но в те времена я не ощущала никакой ценности государственного удостоверения и значка. Я никогда не хвасталась этим перед школьными друзьями, относилась с лёгкостью и старалась не акцентировать внимание на том, что я гимнастка. Мне повезло: спорт почти не забрал у меня жизнь обычного подростка. Ребёнка — да, но в подростковый период я умудрялась совмещать учёбу, многочасовые тренировки, общение с друзьями и влюблённость в мальчиков. Я социализировалась, видела мир, получала всё лучшее и от спорта, и от жизни вне его. Я часто думаю о том, как сложилась бы моя жизнь, если бы я горела гимнастикой как моя мама.
Я общалась со многими девчонками, которые прошли через сборную, высокие награды и жизнь в четырёх стенах зала, и замечала, что они лишены огромной части подросткового становления личности. У них токсичные отношения с партнёрами из-за отсутствия навыка общения с людьми, абьюз, который часто напоминает привычные отношения с тренером. Я лично знаю гимнастку, муж которой избивал её даже во время беременности. Такие истории не что-то из ряда вон выходящее — большинство спортсменок состоят в подобных отношениях, потому что они не знают, что может быть по-другому. И проблема даже не в бывшем тренере, а в том, что девочка с детства привыкает к ролям «командир — подчинённый». Когда гимнастки попадают в открытый и свободный от спорта мир, они растеряны, и я их прекрасно понимаю. По привычке многие становятся тренерами. А чем ещё заняться? Времени на хобби и другие увлечения крайне мало, а зал кажется привычным и безопасным. Я восхищаюсь девочками, которые после нашей сборной нашли себя в чём-то другом. Но ни в коем случае не осуждаю тех, кто остался в мире гимнастики, — в конце концов, попробовав себя в разных профессиях и получив не связанное со спортом образование, я сама в итоге стала тренером
Художественная гимнастика — чрезвычайно популярный вид спорта в нашей стране. С 2000-го года мы не проиграли ни одной Олимпиады, Россия — ведущая в мире страна в этом виде спорта. Отсюда и огромнейшая конкуренция внутри страны, высокое моральное давление (не подвести страну любой ценой) и длинная скамейка запасных. Гимнастки в России — это расходный материал в битве тренеров-профессионалов. В этой бесконечной гонке тренер не всегда думает о физической сохранности гимнастки, а уж о психологическом состоянии и подавно. Дети растут в настоящей армии, в большинстве своём тренеры не видят в них детей — только рабочий материал. Эта система налажена как швейцарские часы и приносит невероятные результаты, но какой ценой?
Допустим, вы только что открыли клуб. Вам нужны деньги, вы берёте всех детей, которые к вам приходят. Вы получаете отличную прибыль, но не все из ваших детей имеют «хорошие данные» для гимнастики (длинные ноги, красивая стопа, гибкость, растяжка). Но вам нужно работать как ни крути, выставлять детей на соревнования, показывать результат родителям, которые лезут в ваш тренировочный процесс. Нет ничего проще, чем сорвать весь свой негатив на ребёнке, обвинить его во всех неудачах, затравить за вес и неподобающую форму. Вместо того, чтобы объяснить ему что-либо про питание или отправить к специалисту — психологу или диетологу. И вот вы просто кричите на весь зал: «Ты толстая, ты жирная, худей, не жри!» — а перед вами стоит восьмилетний ребёнок, который понятия не имеет, в чём он виноват. Такое я встречаю повсеместно: слышу на соревнованиях, на соседних коврах в зале. Система, где насилие порождает насилие — тренер воспитал гимнастку в жёсткости, она выросла, стала тренером и работает в тех же традициях, — невероятно устарела, и её пора менять.
По всему миру сейчас поднялась волна протестов бывших и даже действующих гимнасток против насилия и оскорблений от тренеров. Но в нашей стране ни гимнастки, ни родители пока не могут высказываться свободно, не опасаясь последствий. Не так давно в большом регионе России случилась очень показательная история. Федерация региона пригласила не очень известного, но результативного тренера из другого города для поднятия общего уровня команды в групповых упражнениях и подготовки к серьёзным стартам. И действительно, уровень команды резко повысился и результаты не заставили себя ждать. Но как выяснилось позже — ужасной ценой. Тренер работала год. И была уволена со скандалом, так как одна из родительниц пожаловалась на побои своего ребёнка и даже зафиксировала их в травмпункте. Такие случаи бывали и раньше, серьёзного резонанса эта новость не вызвала, но в итоге всё оказалось намного хуже, только об этом уже никто публично не говорил. Тренер запирала детей на ночь в зале одних без каких-либо удобств, оставляя им ведро в качестве туалета. И родители молчали, потому что были запуганы федерацией. В итоге тренера уволили, она заплатила пять тысяч рублей штрафа и вернулась в свой родной город тренировать детей дальше. За оскорбления, издевательства, побои и запирания в зале ей так ничего и не было. Я рассказываю эту историю анонимно, но всё равно боюсь назвать тренера по имени — настолько табуирована тема насилия в спорте в нашей стране.
В многочисленных клубах работают девочки без педагогического образования, которые точно не владеют хотя бы азами детской психологии. Зато молодой специалист имеет высокий спортивный разряд и модель поведения своего тренера. На том и стоим. Обилие клубов поражает! В каждом районе Москвы есть несколько клубов на выбор, качество которых оставляет желать лучшего. Я сама нахожусь в окружении подобных профессионалов и не раз чувствовала, как начинаю видеть в ребёнке не человека, а рабочий материал.
И вот вы просто кричите на весь зал: «Ты толстая, ты жирная, худей, не жри!» — а перед вами стоит восьмилетний ребёнок, который понятия не имеет, в чём он виноват
Я стараюсь это побороть, но все мы подражаем главному тренеру сборной. У неё же всё получилось, её образ свят. Её имя произносится с непоколебимым пиететом, потому что она вырастила несколько поколений олимпийских чемпионок, хоть и очень высокой ценой. Травля, оскорбления, ломание детской психики гимнастки, которая должна подчиняться каждому слову тренера, — вот чему учит нас её пример. (О методах тренера Ирины Винер рассказывает, к примеру, фильм польского кинорежиссёра Марты Прус «За пределом» о подготовке гимнастки Маргариты Мамун к Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро, премьера которого прошла в 2017 году. Фильм вызвал острую дискуссию о цене вопроса олимпийских медалей.) Но она, безусловно, вносит огромный вклад, в том числе финансовый. В нашей стране лучшие условия для тренировок, к нам приезжают спортсмены со всего мира, сборные других стран готовятся в наших залах, у наших девочек есть врачи, массажисты, водители, фотографы, прекрасные залы. Поэтому каждый молодой тренер стремится попасть со своей гимнасткой в волшебный мир российской сборной, подражая Ирине Александровне во всём, в том числе и в жестокости.
Источник