Учебно- тренировочные занятия по гимнастике
методическая разработка по физкультуре на тему
Конспекты учебно-тренировочных занятий по гимнастике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trenerovka_v_6_klasse_4_marta.docx | 73.79 КБ |
trenerovka.docx | 18.2 КБ |
dokument_microsoft_word.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН — КОНСПЕКТ ТРЕНИРОВКИ ПО СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ.
для учащихся 6(1,2,3,4) класса
Практикант: Пургина Анастасия Александровна
Преподаватель: Хисматуллин Артур Фуатович
Тема тренировки: Акробатические упражнения.
Задачи тренировки: — обучить техники выполнения кувырку назад
— обучить техники выполнения махом одной и толчком другой стойка на руках
— обучить техники выполнения переворота в сторону
Место проведения: Спортивный зал №112
Инвентарь: маты, гимнастические коврики, свисток, секундомер
Дата проведения: 04.03.17г.
Подготовительная часть (10 мин)
Построение. Сообщение задач урока
Ходьба с заданием:
1.И.п.- руки вверх, на носках;
2. И. п.- руки на пояс, на пятках;
3. И. п.- руки в стороны, на внешней стороне стопы;
4. И. п.- руки на пояс, на внутренней стороне стопы;
— бег спиной вперед
— бег с изменением направления
— бег приставными шагами левым боком.
— бег приставными шагами правым боком.
Упражнения на восстановление дыхания.
А). И.П.- ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Б) И.П. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью, пальцы упираются друг в друга. Пружинистые движения пальцами:
1-4 пружинистые движения пальцами.
В) И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперед.
Круговые вращения в локтевом суставе:
Г). И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе Наклоны туловища:
1,2 – наклон вперед.
3 – наклон назад.
Д). И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Наклоны в стороны:
1-2 наклон влево, правую руку вверх;
3-4 наклон вправо, левую руку вверх.
Е). И.П. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Повороты туловища:
1 – поворот туловища влево;
2 – поворот туловища вправо;
Ж). И.П. – ноги вместе, руки на коленях.
Круговые вращения в коленном суставе:
З). И.П. – руки на поясе, левую на носок. Круговые вращения в голеностопном суставе:
И). И.П. –ноги на ширине плеч, руки перед собой.
Покачивающие выпады в стороны:
5 — выпад вправо;
5 — выпад правой;
Задание выполняется на баскетбольной площадке.
Спина прямая, руки вверх дугами вовнутрь.
Дистанция 2 метра, смотреть через левое правое плечо.
По свистку бег в противоположную сторону.
Ноги полусогнуты в коленях.
Ноги полусогнуты в коленях.
На 1-2 руки через стороны вверх- вдох (через нос); на 3-4 руки через стороны вниз- выдох (через рот).
Спину держать ровно, плечи расслаблены.
Ноги в коленях не сгибать. При наклоне вперед руками коснуться земли. При наклоне назад коснуться пяток.
Руку поднимать в сторону наклона.
Амплитуда движений полная.
Коленями описывать круг
Спину держать ровно
Спину держать прямо. Подбородок приподнят
Спину держать ровно. Подбородок приподнят. Руками упираться о согнутую перед собой ногу.
Основная часть (50 мин)
ОФП на гимнастических ковриках:
1. Подъем туловища из положения, лежа на спине.
2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. (отжимание)
3. Велосипед выполняется лежа на спине.
Упражнения на растяжку мышц:
- Сидя на полу, соедините ступни, а локтями упритесь в колени.
- Лежа на спине, вверх поднимите правую ногу и обхватите ее чуть выше колена правой рукой. Расслабьтесь, глубоко вдохните , Затем на выдохе начинайте медленно тянуть ногу к себе, задержать 30 сек. Нога быть абсолютно ровной. То же самое только левой ногой.
- Стоя на четвереньках, спину держать прямо, смотреть в пол.
Глубоко вдохните, на выдохе максимально выгните спину вверх, дугой. Задержать на 15 сек.
— Обучение техники выполнения кувырку назад.
Техника выполнения. Из упора присев ноги на ширине стопы,
плечи слегка вперед, сгруппироваться (рис.1); наклонить голову
вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопатки и, опираясь руками за плечами, перевернуться через
голову (рис. 2-3); разгибая руки, перейти в упор присев (рис 4-5).
— Обучение техники выполнения махом одной и толчком другой стойка на руках.
Из и. п. руки вверх широким шагом наклонить туловище вперед. Опереться руками о пол на ширине плеч, пальцы врозь (рис. 1-2). Махом одной и толчком другой выйти в стойку на руках, соединить ноги (рис. 3-5). В стойке на руках максимально вытянуться вверх, сохраняя равновесие и прямое положение тела (рис. 5).
— Обучение техники выполнения переворота в сторону.
Стоя лицом вперед по направлению движения, с взмахом руками вперед-вверх выпад правой (рис. 1); поочередно опираясь руками, с поворотом направо выйти в стойку на руках, ноги врозь (рис. 2-3) и, продолжая движение, передать тяжесть тела на левую руку; отталкиваясь, встать в стойку ноги врозь, руки в стороны (рис. 4-5).
Источник
Конспект урока по физической культуре «Гимнастика»
урока по физической культуре участника «Всероссийского конкурса для учителей физической культуры и ОБЖ на лучший конспект современного урока» Мухаметшиной Минзифы Зиннатовны учителя физической культуры школа с. Талачево Класс: 8 (девушки) Тема урока: Гимнастика. Акробатические упражнения. Цель урока : Формирование навыков выполнения «моста» и упражнений в равновесии. Образовательные задачи : обучение танцевальным упражнениям, технике «моста», освоение техники выполнения упражнений на гимнастическом бревне, совершенствование акробатических упражнений и упражнений в равновесии. Оздоровительные задачи: укрепление здоровья, развитие и совершенствование гибкости, координационных способностей, формирование правильной осанки, профилактики плоскостопия, развитие мышц дыхания и развитие физических качеств. Воспитательные задачи: воспитание уверенности, выдержки и самостоятельности, привычки вести здоровый образ жизни, формирование активности, взаимопомощи, навыков самоконтроля. Оборудование и инвентарь: акробатическая дорожка, маты (5штук), ноутбук, музыкальные CD-диски, секундомер, канат, гимнастическая лесенка, перекладина, деревянная доска (2шт), мешочки (8шт). Место проведения: МОБУ СОШ с.Талачево, спортзал. Количество занимающихся: 12 чел. Дата: 14 декабря 2017г. Проводит : учитель физкультуры Мухаметшина Минзифа Зиннатовна Источник Сборник лекций по гимнастикеГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Суражский педагогический колледж» имени А.С. Пушкина Рыбалов Юрий Васильевич председатель ПЦК физического воспитания и ОБЖ, преподаватель физической культуры Сборник лекций по гимнастике средних профессиональных учебных заведений специальности 49.02.01 Физическая культура Рекомендовано к печати научно-методическим советом ГБПОУ «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина» Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина Рыбалова С.И. преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина Погуляев С.В. преподаватель физической культуры Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина Калоша А.И. к.п.н., доцент, декан факультета физической культуры Брянского Государственного Университета им. академика И.Г. Петровского Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 49.02.01 Физическая культура. Пособие включает в себя лекционный материал, отвечающий требованиям рабочей программы по дисциплине предметной подготовке «Гимнастика с методикой преподавания» (повышенный уровень среднего профессионального образования), также содержит аттестационные требования, экзаменационные вопросы и литературу, рекомендованную преподавателям и студентам для подготовки. Методическая разработка охватывает 15 разделов. Данное методическое пособие рассчитано на педагогов для средних профессиональных учебных заведений, а также студентов всех педагогических учреждений. Учебно-методическое пособие можно рекомендовать в качестве методического пособия для средних профессиональных учебных заведений специальности 49.02.01 Физическая культура. Лекция № 1. Виды гимнастики и ее методические особенности. 1. Термин «гимнастика» ее задачи, методические особенности. 2. Средства гимнастики. 3. Виды гимнастики. 4. Гимнастика как научная дисциплина. Слово «гимнастика» происходит от греческого «гимнос», что значит «обнаженный», второе значение (тренер, упражняю) — система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Гимнастика — это определенная, исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания людей. 1. (Оздоровительная задача). Гармоническое развитие форм и функций организма человека, направленное на всестороннее совершенствование физических — способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия советских людей. 2. (Образовательная задача). Формирование жизненно важных двигательных умений навыков (в том числе прикладных и спортивных) и вооружение специальными знаниями. 3. (Воспитательная задача). Воспитание моральных, волевых и эстетических качеств. Выдающийся мыслитель древнего мира Плутарх, заметил: «Гимнастика — есть целительная часть медицины». Методические особенности гимнастики Гимнастике присущ метод строгого регламентирование упражнения и четкой организации деятельности занимающихся, благодаря чему создаются оптимальные условия для освоения новых навыков и умений, а также соответствующий эмоциональный фон, стимулирующий повышенную работоспособность. К методическим особенностям гимнастики относятся: 1. Разностороннее воздействие на организм человека. 2. Применение самых разнообразных физических упражнений, что и обеспечивает всестороннее и гармоническое развитие морфологических и функциональных систем организма и физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости). 3. Избирательное воздействие на организм (исправление отрицательных сторон человека). 4. Строгая регламентация учебного процесса и точное регулирование физической нагрузки. 5. Возможность непрерывного усложнения и комбинирования упражнений и применения одних и тех же упражнений в различных целях. Методы — это способы применения средств гимнастики с целью специально запланированного педагогического или оздоровительного воздействия на занимающихся. Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения и музыкальное сопровождение при их исполнении (многие упражнения были заимствованы из трудовой, боевой и бытовой деятельности людей ходьба, бег, лазанье, прыжки, переползания, равновесия, метания, преодоление препятствий, переноска груза и т. п.). 1. Строевые упражнения. 2. Общеразвивающие упражнения. 3. Вольные упражнения. 4. Прикладные упражнения 6. Упражнения на снарядах (коне, кольцах, брусьях, перекладине, бревне). 7. Акробатические упражнения. 8. Упражнения художественной гимнастики (слитные комбинации), с предметами (скакалки, обручи, шарфы, мячи, булавы и др.) и без предметов. Всесоюзная конференция 1968 г. утвердила следующую классификацию гимнастики по видам: 1-я группа — оздоровительные (общеразвивающие) виды гимнастики, 1. основную (общую) 2-я группа — спортивные виды гимнастики, 1. спортивная гимнастика 2. художественная гимнастика 3-я группа — прикладные виды гимнастики 1. гимнастика на производстве 5. лечебная гимнастика Гимнастика как научная дисциплина представляет собой часть науки о физическом воспитании, изучающей закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. В научном исследовании применяются преимущественно педагогические, физиологические, биомеханические и математические методы исследования. Гимнастика — имеет свою теорию, историю, методику преподавания, типичные средства и формы организации занятий. Теория гимнастики разрабатывает вопросы, связанные с сущностью и содержанием предмета гимнастики, ее целями и задачами, местом и значением гимнастики в советской системе физического воспитания и др. История гимнастики раскрывает процесс ее развития и становления как одного из средств и методов физического воспитания, освещает вопросы, связанные с совершенствованием средств, и методов гимнастики. В разделе методики преподавания гимнастики рассматриваются общие основы обучения и воспитания (применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и группам упражнений), методы и приемы организации занятий с различными контингентами и др. Лекция № 2. История развития гимнастики. 1. Гимнастика в Древнем мире и средних веках. 2. Гимнастика в новое время. 3. Системы гимнастик (школы). История гимнастики — это специфическая отрасль знаний, важный раздел истории физической культуры и общей культуры, наука о закономерностях развития гимнастики в различные исторические эпохи в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни людей. Гимнастика развивается и по своим собственным закономерностям: а) обогащение гимнастов и тренеров опытом соревнований и организации учебно-тренировочной и воспитательной работы с гимнастами; б) совершенствование программ, правил соревнований, терминологии, теории и методики обучения упражнениям и спортивной тренировки; в) проведение научных конференций, семинаров, исследований; г) совершенствование системы подготовки педагогов-тренеров; д) улучшение качества гимнастических снарядов, оборудования мест занятий и др. Гимнастика как средство физического воспитания развивалась на протяжении длительного времени. Ее становление было связано с изменением общественного строя, развитием науки о человеке, а также с переменой способов ведения войны. Это оказывало существенное влияние на изменение содержания гимнастики, методики ее преподавания и техники самих упражнений. Отдельные упражнения, вошедшие в системы гимнастики XVIII—XIX вв., применялись в военно-физической подготовке еще в Древнем Риме и в период средневековья в ряде стран Западной Европы. К ним относятся упражнения на деревянном коне, лестницах и других сооружениях, используемых для обучения штурму неприятельских крепостей. Акробатические упражнения и упражнения на канате демонстрировались бродячими артистами. В эпоху Возрождения гуманисты стали придавать большое значение всестороннему воспитанию молодежи. В занятиях гимнастикой они видели лучшее средство укрепления здоровья и развития физических сил человека. В XVI в. появился ряд произведений по физическому воспитанию. Наиболее известным из них был труд И. Меркуриалиса об искусстве гимнастики. Автор делил гимнастику па три вида: военную, врачебную и атлетическую. Оздоровительную гимнастику, т. с. не связанную со стремлением побеждать соперника, он считал основным средством физического воспитания. В это же время развивалось и другое направление в гимнастике, основой которого было приобретение занимающимися ловкости. В произведении французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле (ок. 1494—1553 гг.) «Гаргантюа и Пантагрюэль» говорится о том, что воспитанники занимались многими видами упражнений, в том числе на перекладине, деревянном коне, лазали по канату, выполняли акробатические упражнения. В связи с этим следует считать, что уже в XV в. в школах дворянской молодежи использовались отдельные гимнастические снаряды и упражнения, которые в дальнейшем легли в основу спортивной гимнастики. Труды Я. А. Каменского и система его дидактических принципов способствовали развитию взглядов классиков педагогики XVIИ в.Жан-Жака Руссо (1712—1778 гг.) и особенно Песталоцци (1746— 1827 гг.). Их заслуга в физическом воспитании состоит в том, что они дали толчок к подлинному возрождению гимнастики. Руссо считал, что физические упражнения укрепляют и закаливают тело, создают необходимые условия для развития сил и двигательных возможностей человека, готовят к жизни, содействуют умственному развитию и укреплению здоровья. Песталоцци главную цель физического воспитания видел в развитии сил и способностей, заложенных в ребенке, путем упражнений. Он полагал, что важно развивать способность мыслить и действовать. Лучшими упражнениями для этого были простейшие движения в суставах, поскольку из них складываются любые сложные движения. Дополнять же суставную гимнастику должны подвижные игры и ручной труд. Песталоцци — один из основоположников теории, и методики гимнастики, а «суставные движения» — прообраз современных вольных упражнений. Педагогические идеи Руссо, Песталоцци и других деятелей педагогики того времени поддерживались буржуазной интеллигенцией западноевропейских стран. Практические шаги в этом направлении были сделаны в Германии. В 70-х гг. XVIII в. в некоторых городах начали создаваться школы нового типа — филантропины, в которых стала зарождаться немецкая национальная гимнастика. Наиболе известными руководителями гимнастики в филантропинах были Фит (1763—1836 гг.) и Гутс-Мутс (1759—1839 гг.). Они применяли известные физические упражнения. Целью занятий — укрепление здоровья, развитие силы и быстроты движений, приобретение красивой формы тела, содействие умственному развитию и психической деятельности. Фит привел ряд ценных методических указаний, не потерявших значение до настоящего времени (о последовательности упражнений, постепенном переходе от легкого к трудному, об активности учеников, их интересе к занятиям, учете индивидуальных особенностей и др.). Гутс-Мутс разработал технику многих гимнастических упражнений, в том числе упражнений на снарядах. В этих упражнениях большое значение придается форме движений. Его книга «Гимнастика для юношества» получила распространение в ряде стран, в том числе и в России, и способствовала развитию гимнастики. В ней описаны примитивные упражнения на перекладине, брусьях, бревне. При проведении занятий стимулировалось соревнование между учениками, были выработаны требования к точности исполнения движений. Создание национальных систем гимнастики относится к началу XIX в., что обусловлено было общественными запросами. Способы ведения войны требовали одновременности действий, четкого выполнения команд, перестроений на поле боя и т. п. Педагогам и врачам того времени гимнастика представлялась единственно правильным методом физического воспитания молодежи. В первой половине XIX в. наметились три направления в развитии гимнастики: —гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека); —атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе и на гимнастических снарядах); -прикладное (гимнастика использовалась как средство обучения солдат преодолению различных препятствий, встречающихся на войне). Немецкая система гимнастики складывалась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона. Основателем этой системы был Ф. Ян (1778—1852 гг.). Он стремился использовать гимнастику для военной подготовки молодежи в целях освобождения страны от оккупации. Основу системы составляли упражнения на снарядах и военные игры, так как они, по мнению Яна, лучше развивали физические силы и укрепляли волю человека. Он назвал свою гимнастику «турнкунст» (искусство изворотливости), а учеников— «турнерами». Позднее немецкую гимнастику стали называть «турнен». Совместно с Фризеном и Эйзеленом Ян разработал технику гимнастических упражнений. Был издан учебник «Немецкая гимнастика», в котором описывались все известные в то время упражнения на снарядах. А. Шписс (1810—1858 гг.) приспособил немецкий «турнен» к преподаванию в школе и составил схему урока. В 1840 г. он опубликовал труд «Учение о турнерском искусстве». Урок гимнастики Шписса содержал порядковые упражнения (строевые упражнения и перестроения), затем следовали вольные упражнения (движения из суставной гимнастики Песталоцци и гимнастики Фита), подготавливающие к упражнениям на снарядах. Шписс ввел групповые снаряды: длинную перекладину и брусья, ряды лестниц, шестов и т. п. В последней части урока проводились игры и массовые упражнения. Гимнастика Шписса содействовала воспитанию дисциплинированных детей, хорошо выполняющих команды и имеющих достаточную физическую подготовку для военной службы. Однако она подавляла инициативу детей, мешала развитию их индивидуальных способностей и, главное, расходилась со многими положениями естественных и педагогических наук того времени. Эти недостатки вызывали многочисленные возражения, наиболее обоснованными из которых были возражения П. Ф. Лесгафта. Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое направление. П. Линг (1776—1839 гг.) начал изучать гимнастику в Дании в первой половине XIX в. В 1813 г. по инициативе П. Линга в Стокгольме был открыт специальный институт. Там П. Линг применял свои методы и средства физического воспитания. Он считал, что нужно использовать такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Педагогическое значение гимнастики он не учитывал. Его сын Я. Линг (1820—1886 гг.), продолжая дело, начатое отцом, разработал схему урока, систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений. Упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Основой их были симметричность, прямолинейность и напряженность. Точному положению частей тела придавалось большое значение. Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей из 16 частей, следовавших в строгом порядке одна за другой. Она связывала инициативу преподавателя, хотя многим казалась научно обоснованной, что явилось причиной большой популярности шведской гимнастики и ее распространения во многих странах, в том числе и в России. Французская система гимнастики, имевшая в основном военно-прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Создателем гимнастической системы во Франции был Аморос (1770—1848 гг.). Он был знаком с системой военно-физической подготовки А. В. Суворова и использовал ее при создании своей системы. Лучшими он считал такие упражнения, которые помогают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях — ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или «раненого», плавание и ныряние, борьба, метания, стрельба, фехтование и вольтижировка. Применялись снаряды, которые следовало преодолевать с наибольшей скоростью и экономией сил (лестницы, канаты, шесты, заборы). Проводя урок, Аморос не придерживался определенной схемы. Он установил лишь общие принципы: упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты; проводить их надо последовательно, от легких к трудным, от простых к сложным; на занятиях учитывались индивидуальные особенности учеников. Были указания на то, что действие одного и того же упражнения можно усилить или ослабить, изменяя скорость, направление и амплитуду движений. Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что содействовало развитию дыхания и возбуждало патриотические чувства. Это была первая попытка введения своеобразного музыкального сопровождения на занятиях. Сокольская система гимнастики возникла в середине XIX в. в связи с национально-освободительной борьбой славянских народов, находившихся в составе Австро-Венгрии. В Чехии возникло «сокольское движение» и стала создаваться сокольская система гимнастики. Ее основателем был профессор эстетики и истории искусств Пражского университета М. Тырш (1832—1884 гг.)— представитель патриотически настроенной либеральной буржуазии, стремившейся к освобождению своей родины из-под австрийского гнета. Тырш был знаком со всеми системами гимнастики первой половины XIX в., но ни одну из них не, считал пригодной для организации в Чехии массового гимнастического движения в целях подготовки народа страны к национально-освободительной борьбе. Сокольская гимнастика по своему содержанию была близка к немецкой, но имела свои особенности. Тырш стремился придать всем положениям и движениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный подъем, чувство радости и эстетическое наслаждение. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с предметами и без них, пирамиды, упражнения с элементами фехтования, бокса, борьбы (боевые). Взамен многократного повторения одного и того же упражнения на снарядах «соколы» ввели комбинации различных движений, а с 1862 г. стали проводить соревнования по гимнастике по специально разработанным правилам. Особое внимание в комбинациях вольных упражнений и на снарядах обращалось на логичность перехода от одного элемента к другому. «Соколами» была сделана классификация упражнений по внешнему признаку и разработана терминология гимнастических упражнений, в которой почти каждое упражнение называлось одним — двумя словами, что было удобно. Урок сокольской гимнастики состоял из трех частей: В первой (подготовительной) части выполнялись порядковые упражнения, общие вольные или упражнения с предметами (палкой, гантелями и др.). Во второй (основной) части выполнялись упражнения на снарядах, прыжки, так называемые «разности», боевые упражнения и др. В третьей (заключительной) части обычно применялись ходьба, умеренный бег, игры. Занятия в единообразных костюмах, под музыкальное сопровождение, четкость выполнения упражнений, организация соревнований и массовых выступлений обеспечили успех сокольской гимнастике во многих странах. Она явилась основой современной спортивной гимнастики. Отрицательным было то, что их авторы не понимали педагогического значения гимнастики, им характерен эмпиризм. В конце XIX в. появляются первые научно обоснованные системы: в России — П. Ф. Лесгафта (1837—1909 гг.), во Франции — Ж. Демени (1850—1917 гг., физиолог и педагог). В годы первой мировой войны Ж. Демени опубликовал работу, посвященную физическому воспитанию. Он считал, что упражнения должны быть динамичными, а не статичными, выполняться с полной амплитудой, по форме закругленными, а не угловатыми. Мышцы, не участвующие в работе, должны быть расслаблены. Задачами физического воспитания Демени считал: укрепление здоровья, достижение красоты форм и движений тела, развитие ловкости и волевых качеств человека. В конце XIX и начале XX в. появились новые виды гимнастики. В частности, образовалось несколько систем художественной и ритмической гимнастики, широко использовались лечебная гимнастика, ставшая одной из отраслей медицины, система индивидуальной гимнастики преимущественно гигиенической направленности («Моя система» Мюллера, гантельная гимнастика Сандова, системы индивидуальной гимнастики Прошека, Анохина и др.). Лекция № 3. Гимнастическая терминология. 1. Характеристика гимнастической терминологии. 2. Способы образования терминов, правила сокращений. 3. Правила и формы записи упражнений. В физическом воспитании терминология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить описание гимнастических упражнений при издании литературы по гимнастике. Наибольшее значение терминология приобретает в процессе обучения гимнастическим упражнениям, поскольку трудно обучать им, не зная точного названия. Краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Они способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целенаправленным, что подтверждается исследованиями. Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия. «Как и в других «областях, гимнастическая терминология совершенствовалась параллельно с развитием физического воспитания, и в частности гимнастики, так как все новое, что возникает в практической деятельности и в науке, неизбежно отражается в языке, обогащая его. Гимнастическая терминология — это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнении. (А. М. Шмелин). Гимнастическая терминология — это система терминов для краткого и точного обозначения используемых в гимнастике понятий, а также правила образования и применения терминов. ( Н. К. Меньшиков). Терминология как раздел лексики тесно связана с содержанием данной науки, ее теорией и практикой. Наша отечественная гимнастическая терминология, введенная в действие с 1938 г., была построена на основе словарного фонда русского литературного языка. Поэтому она значительно понятнее и доступнее для различных контингентов занимающихся. В новой терминологии авторы установили такую систему построения терминов, которая позволила бы ограничиться лишь указанием на наиболее характерные особенности каждого движения и в то же время точно и кратко определить его. Развитие советской гимнастики, новые успехи теории и практики требуют дальнейшего совершенствования гимнастической терминологии. Этому были посвящены Всесоюзная дискуссия 1957 г. всесоюзные конференции по гимнастике 1962, 1963 гг. Большой вклад в развитие гимнастической терминологии, внесли преподаватели кафедр гимнастики институтов физической культуры, особенна Московского, Ленинградского и Киевского. В результате поиска и обсуждений последние изменения и дополнения в действующую терминологию были внесены президиумом Федерации гимнастики СССР в 1965. г. Требования предъявляемые к терминологии К терминам предъявляются определенные требования: 1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступной, а, следовательно, жизненной и устойчивой. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной. 2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия. 3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения. Выделяют три группы правил гимнастической терминологии: правила образования, правила применения и правила сокращения терминов (опускание отдельных из них). Способы и правила образования терминов Образование терминов происходит следующими способами: а) переосмысление, б) использование корней слов, в) присвоение имени, г) словосложение. Кроме образования новых используются термины, заимствованные из смежных областей деятельности и из прежних терминологических систем. Например, в гимнастике официально употребляются такие цирковые термины, как рондат, курбет, мост, твист. Переосмысление, или придание нового значения уже существующим словам,— наиболее распространенный способ образования терминов. Например: шпагат, вход, выход, переход, круг. Использование корней слов родного языка — способ, применявшийся при создании гимнастической терминологии. Корнями слов являются термины: мах, сед, вис, хват, кач, шаг, бег. На основе этих и других корней слов образуются производные термины, например: замах, присед, спад, подъем, раскачивание, перехват, шагом, углом и т. д. Присвоение имени первого исполнителя. Как правило, новые сложные элементы поначалу имеют сложное терминологическое описание. Использование имени известного спортсмена делает удобным частое употребление данного нового термина. Например, термин «диомидовский» означает: махом вперед поворот на одной руке на 360° в стойку. Словосложение — способ, при котором из двух слов образуется сложное или составное слово — термин. Например: (сальто) сгибаясь-разгибаясь, разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки). Чаще всего гимнастические упражнения обозначаются е помощью двух и большего числа терминов, т. е. образуются путем составления из нескольких однословных терминов. Термины, обозначающие статические положения, образуются, как правило, с учетом условий опоры (упор на предплечьях, стойка на руках, сед на пятках и т, п.) и взаимного расположения звеньев тела (упор углом, вис, согнувшись и т. п.). Движения или положения тела в полете, например: прыжок ноги врозь, соскок углом, переворот назад, подъем махом вперед, подъем разгибом. Правила применения терминов Гимнастическую терминологию применяют с учетом квалификации занимающихся. При проведении занятий оздоровительными или прикладными видами гимнастики используются лишь основные термины общеразвивающих упражнений с добавлением слов разговорного и литературного языка. Например, говорят: стоя ноги врозь (вместо «стойка ноги врозь»), положение сидя (вместо «сед»). На занятиях с детьми используются яркие образные наименования, например «как самолет», «как зайчики». В процессе обучения педагог знакомит учащихся с терминологией, постепенно заменяя прежние образные выражения терминами. Термины, обозначающие гимнастические упражнения, разделяются на две основные группы: обобщающие и конкретные термины. Обобщающие термины используются для обозначения общих понятий, групп и типов упражнений, например: элемент, соединение, вольные упражнения, разноименные круги. Конкретные термины определяют признаки конкретных упражнений. В свою очередь, они подразделяются на основные и дополнительные. Основные термины определяют главные смысловые признаки упражнения, принадлежность его к той или иной группе упражнений, например: подъем, спад, переворот, оборот, круг, мах. Конкретные элементы описываются сочетанием основного и дополнительного терминов. Однако некоторые основные термины: упор, вис, мост, шпагат, присед, полуприсед — сами по себе описывают конкретные элементы. Дополнительные термины дают уточняющую информацию, указывая направление движения, способ выполнения, условия опоры, характер исполнения, некоторые количественные характеристики. Например: вперед, боком; переворотом, разгибом, махом; на предплечьях, на лопатках, на животе; медленный (переворот), расслабленно; двойное, с поворотом на 540°. Некоторые термины могут быть как основными, так и дополнительными, например: мах — махом, стойка — стоя, присед — присев, круг — круговой, оборот — оборотом, переворот — переворотом. Правила сокращений (опускание отдельных обозначений) В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например, опускаются слова: — «спереди», «вперед» — при указании направления движения, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем (например, дугами вперед); — указание положения рук, ног, носков, ладоней, если оно соответствует установленному стилю; — «туловище» — при наклонах — «нога» — при перемахах, выставлениях ее на носок; — «поднять», «опустить» — при движении руками или ногами; — «продольно», «поперек» — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду; — «хват сверху», как наиболее распространенный, «перемах внутрь» (или положение внутри); — «соскок» или «прыжок», если по названию снаряда это очевидно; — «прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это положение. Например, на брусьях: подъем махом вперед — махом назад соскок; — «ладони внутрь» — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх; — «ладони книзу» — в положении руки в стороны или влево (вправо); — «дугами вперед», если руки поднимаются или опускаются движением вперед. Исходное положение (и. п.) указывается только в начале упражнения. Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем. Краткая и точная запись гимнастических упражнений имеет важное значение для их понимания. В зависимости от цели применяют ту или иную форму записи: — обобщенную, конкретную, сокращенную, графическую или их сочетания. Терминологическая запись гимнастических упражнений осуществляется по правилам, изложенным выше, и установленным формам. К правилам записи относится: порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнений, соблюдение грамматического строя и знаков, применяемых при записи. Рассмотрим эти правила. Запись общеразвивающих упражнений. При записи отдельного движения надо указывать: 1. Исходное положение (и. п.), из которого начинается движение. 2. Название движения (наклон, поворот, мах, присед, выпад и и др.). 3. Направление (вправо, назад и т. п.). 4. Конечное положение (если необходимо), и. п. — стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 — Сгибая правую, наклон влево, руки вверх. Если движение сочетается с другим движением (не на всем протяжении), но выполненным слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и». и. п. — стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — Наклон вперед прогнувшись, руки в стороны и поворот налево. В этом случае поворот выполняется в конце наклона (как бы акцентируя его). Если же движение совмещается (в данном примере наклон и поворот выполняются одновременно), то следует применять предлог «с». Когда движение выполняется не в обычном стиле, то это должно быть отражено в записи. руки плавно вперед, кисти расслаблены и т. д. Запись вольных упражнений. Вольные упражнения записываются в определенной последовательности: 1. Название упражнения (для кого предназначается). 2. Музыкальное сопровождение. Указываются произведение, размер. 3. Исходное положение. 4.Содержание упражнения записывается в соответствии со структурой музыкального произведения, например по восьмеркам. При записи обязательного упражнения (для соревнований) справа от текста указывается относительная трудность элементов и соединений (баллы или группы трудности). Запись упражнений на снарядах. При записи упражнений на гимнастических снарядах кроме названия самого снаряда принято указывать: 1. Исходное положение (из виса, упора, с прыжка, с разбега) или движение, предшествующее первому элементу (размахивание в упоре на руках, предплечьях). 2. Название движения (подъем, спад, перелёт, оборот, выкрут и др.). 3. Способ выполнения (разгибом, дугой, махом назад, переворотом). 4. Направление (влево, назад и др.). 5. Конечное положение (в вис, в упор сзади), если само движение не указывает на него. При записи движений отдельными частями тела надо одно от другого отделять запятой. При записи в строчку комбинаций на снарядах основные элементы (соединения) отделяются знаком тире. Например, на перекладине: размахивание — подъем разгибом — оборот назад — мах дугой с поворотом налево кругом в вис разным хватом — соском махом назад и т. д. При записи же обязательных упражнений (для соревнований) каждый элемент или соединение записываются с абзаца, а справа от них указывается относительная трудность. Запись акробатических упражнений. При записи акробатических упражнений применяются указанные выше правила с учетом некоторых особенностей: 1. При выполнении элементов не с полным переворачиванием (например, кувырков) следует указывать конечное положение. 2. Иногда переходы из одного положения в другое не требуют специального термина. Например, из равновесия на правой — стойка на голове или из стойки на руках — стойка на голове и др. 3. Учитывается, что положение исполнителя после того или иного элемента (движения) предопределяет форму выполнения после дующего. Например, из стойки на коленях перекатом стойка на плече или из упора присев перекатом назад стойка на лопатках и др. 4. Конечное положение записывается лишь тогда, когда по движению это не ясно. Запись упражнений художественной гимнастики. При записи упражнений художественной гимнастики пользуются правилами, установленными для вольных упражнений. Помимо этого следует указывать характер движений, их оттенки, динамику и выразительность. Основные формы записи гимнастических упражнении: 1. Обобщенная запись. Ею пользуются в тех случаях, когда необходимо лишь обозначить (перечислить) содержание гимнастических упражнений в учебных и других программах, когда не требуется точности каждого движения. Например, одноименные и разноименные перемахи из упора и упора сзади на коне. 2. Конкретная терминологическая запись предусматривает точное обозначение каждого элемента (упражнения) в соответствии с правилами терминологии (примеры этой записи приведены выше). 3. Сокращенная запись применяется при составлении конспектов, при записи зачетных и других упражнений. В этом случае термины записываются сокращенно (применяются условные сокращения). Например, дв. — движение, эл. — элемент. 4. Графическая запись (изображение) может иметь самостоятельное и вспомогательное значение. Применяется линейная запись «чертиками» (рис, 26,а), полуконтурная (рис. 26,6) и контурная (рис. 26, в). Первая наиболее доступная. Она наглядна и экономна. Быстрота такой записи делает ее незаменимой в повседневной практической работе по гимнастике. 5. Сочетание текстовой и графической записи — это наиболее удобная форма записи, которой широко пользуются на практике. Лекция № 4. Строевые упражнения. 1. Понятия строевые упражнения. Классификация строевых упражнений. 2. Основные понятие о строе. 3. Строевые приемы. 4. Фигурные передвижения (передвижения по различным направлениям). Строевые упражнения — двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных действий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, выработки чувства темпа и ритма, формирования правильной осанки. Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Учителем физической культуры строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подготовительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения обще-развивающих упражнений. В основной части урока строевые упражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В конце урока (в его заключительной части) эти упражнения являются хорошим средством я того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить занятие. Строевые упражнения представляют собой совместные действия в том или ином строго. Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа. Формируют навыки коллективных действий, поднимают эмоциональное состояние занимающихся, могут служить средством снижения физической нагрузки. А в сочетании с другими упражнениями способствуют развитию двигательных и психических способностей. Эффективная организация занятий по физической культуре немыслима, без использования строевых упражнений. Их применение позволяет быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке. Благодаря возможности управления большими массами занимающихся и многообразию различных форм перемещения, строевые упражнения — одна из основных частей массовых гимнастических выступлений. Большая часть строевых действий и команд взята из Строевого устава Вооруженных Сил, другая создавалась в процессе работы по гимнастике. Классифицируются строевые упражнения на четыре группы: — построения и перестроения; — размыкания и смыкания. Для использования строевых упражнений при проведении занятий по физической культуре, необходимо знать основные понятия о строе. Основные понятия о строе Строй — установленное размещение учащихся для совместных действий. Фланг — правая или левая оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не меняется. Тыльная сторона строя — сторона противоположная фронту. Фронт — сторона строя в которую занимающиеся обращены лицом. Интервал— расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся. Дистанция — расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне для сомкнутого строя нормой считается расстояние вытянутой вперёд руки. Ширина строя — расстояние между флангами. Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего учащегося) до последней шеренги (позади стоящего учащегося). Направляющий — учащийся идущий в колонне первым. Замыкающий — учащийся, идущий в колонне последним. Шеренга — строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону. Колонна — строй, в котором занимающиеся, расположены, а затылок друг другу. Сомкнутый строй — строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руки. Разомкнутый строй — строй, в котором занимающиеся, расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом указанным Ряд — два учащихся стоящие в двухшереножном строю в затылок один другому, последний ряд всегда должен быть полным. К строевым приёмам относятся команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Правой (левой) — вольно!». Расчет, куда входят команды: «По порядку — Рассчитайсь!» и др. Повороты на месте. В отдельных случаях команды могут заменяться распоряжениями. Построения и перестроения Построения — действия занимающихся после команды преподавателя и принятия того или иного строя. Перестроения — переход из одного строя в другой. Перестроения из одной шеренги в две. После предварительною расчета по два подается команда: «В две шеренги — Стройся!» По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад, правой ногой, не приставляя её шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу. Для обратного перестроения подаётся команда. В одну шеренгу — Стройся!» После команды все выполняется в обратной последовательности (рис. 1). Перестроение из одной шеренги и три. После предварительного расчета подаётся команда: «В три шеренги — Стройся!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подаётся команда: «В одну шеренгу — Стройся!». И все выполняется в обратной последовательности (рис. 2). Перестроения из колонны по одному в колонны по два (три). После предварительного расчета подаётся команда: «В колонну по два (три) — Стройся!». Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три (рис. 3). Перестроение из шеренги уступом. После предварительного расчета (6 -3 — на месте, 6 — 4 — 2 — на месте и др.), подаётся команда: «По расчету шагом марш!» Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов. Преподаватель ведет подсчёт на один больше, максимального количества шагов. При расчете 6 — 3 — на месте — до семи. Для обратного перестроения подаётся команда: «На свои места шагом — Марш!». Все выходившие из строя делают поворот кругом, и идут на свои места и, дойдя до них, выполняют поворот кругом. Преподаватель ведет подсчёт до тех пор, пока последний вошедший в строй не сделает поворот кругом (рис.4). Перестроение из одной колонны в три уступом. После предварительного расчёта по три подаётся команда: «Первые номера — два (три и т.д.) шага вправо, третьи номера — два (три и т.д.) шага влево шагом — Марш!». По команде занимающиеся выполняют указанное количество шагов. Для обратного перестроения подаётся команда: «На свои места шагом — Марш!». Перестроение выполняется приставными шагами (рис.5). Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений плечом. После предварительного расчёта по три, четыре и т.д. подаётся команда: Отделениями в колонну по три (четыре) левые (правые) плечи вперед шагом, — Марш!». По этой команде учащиеся, сохраняя равнение по фронту начинают захождение плечом до образования колонны. Вторая команда: «Группа — Стой!». Для обратного перестроения подаются команды: 2. «Отделениями в одну шеренгу, правые (левые) плечи вперёд шагом — Марш!». 3. «Группа — Стой!». Последняя команда подаётся в тот момент, когда занимающиеся доходят до своего места в шеренге (рис. 6). Перестроения из колонны по одному в колонну по два (три и т.д.) поворотом в движении. При движении группы налево в обход подаём команда: «В колонну по два (три и т.д.) налево — Марш!». После поворота первой двойки (тройки и т.д.), следующие делают поворот под команду своего замыкающего, на том же месте, что и первые. Для обратного перестроения подаются команды: 2. «В колонну по одному направо в обход шагом — Марш!». При обучении целесообразно предварительно рассчитать учащихся по два (по три и т.д.) рис. 7. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении. 1. «Через центр — Марш!» (как правило, подаётся на одной из середин). 2. «В колонны по одному направо, налево в обход — Марш!» (подаётся на противоположной середине). По этой команде первые номера идут направо, вторые — налево в обход. 3. «В колонну по два через центр — Марш!», подается при встрече колонн (рис. 8 а, б, в). Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Сведение — соединение колонн низшего порядка в колонну высшего порядка. Разведение — деление колонны высшего порядка на колонны низшего порядка. Перестроение из колонны в круг производится по команде «Взявшись за руки, в круг, шагом — Марш!» (предварительно преподаватель обозначает центр будущего круга). По этой команде оба фланговые заходят вокруг указанной точки до взаимной встречи, «размыкая» всех занимающихся на указанный интервал. Перестроение из одного круга в два. Подаются команды: 1. «По три — Рассчитайсь!». 2. «Вторые номера три шага (два и т.д.) вперёд, третьи номера полшага вправо, шагом — Марш!». Занимающиеся выполняют указанные действия. Обратное перестроение производится по команде: «В один круг — Стройся!». По этой команде все выполняется в обратном порядке (с поворотом кругом) рис. 9 а. Перестроение из одного круга в три. Подаются команды: 1. «По семь — Рассчитайсь!», 2. «Четвертые номера шесть шагов вперёд, вторые и шестые — три шага вперёд, седьмые полшага вправо, шагом.- Марш!». Занимающиеся выполняя указанные действия, перестраиваются в три круга. Обратное перестроение производится по команде: «В один круг — Стройся!», по которой занимающиеся становятся на свои места с поворотом кругом. Размыкания и смыкания Размыкания — действия занимающихся связанные с увеличением интервала и дистанции. Смыкание — приём уплотнения разомкнутого строя. 1. Размыкание по уставу ВС. Команда: «Вправо (Влево, от средины) на два (три и т.д.) шага. Разомкнись!». Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, набрав указанный интервал, поворачиваются лицом к фронту. Подсчёт ведется по два, пока последний не приставит ногу. 2. Размыкание приставными шагами производится по фронту. Команда: 3. Размыкания по распоряжению. Например, «наберите интервал – два шага» и т.д. 4. Размыкания по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал. 5. Размыкание дугами можно выполнять из колонны по 3, 4, 5, (по три размыкание выполняют первый и третий номера; по четыре — второй и третий) Подаётся команда: «Дугами на два (три) шага разом — Кнись!» По этой команде выше указанные номера выходят вперёд, обходя по дуге на пять счётов справа и слева стоящих, и останавливаются с указанным интервалом от них, приставляя Для размыкания дугами из колонны по пять подаётся команда: Дугами на два шага разом — Кнись!», по которой вторые и четвёртые номера на шесть счётов обходят по дуге первых и пятых становясь рядом с ними, по счёту семь — восемь поворачиваются кругом. После чего первые и пятые номера на шесть счётов обходят дугами рядом стоящих на интервал два шага и по счёту семь — восемь поворачиваются кругом. При размыкании дугами назад, вначале выполняется поворот кругом, а потом размыкание по дуге. К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера. Передвижения могут осуществляться строевым и походным (обычным) шагом, который отличается от первого большей свободой движений. Движения на месте выполняются по команде: 1. «На месте шагом — Марш!». 2.»Направляющий — На месте!» — тогда, когда необходимо сомкнуть передвигающуюся группу на дистанцию в один шаг. 3. Для возобновления движения вперёд при ходьбе на месте, подаётся команда: «Прямо!», — под левую ногу, после чего делается шаг правой на месте и с левой начинается движение вперёд. Для изменения скорости, темпа и ритма передвижения используются команды: «Шире — Шаг!», «Короче — Шаг!», «Чаще — Шаг!» «Ре — Же!». Исполнительная команда подаётся под левую ногу. Для передвижения бегом подаётся команда: «Бегом — Марш!». При переходе с движения шагом под музыку исполнительная команда подаётся под левую ногу, после чего занимающиеся делают шаг правой и с левой начинают движение бегом (то же при переходе с бега под музыку по команде: «Шагом — Марш!». Если музыкального сопровождения нет, команда «Марш!» подаётся под правую ногу. Повороты в движении. Исполнительная команда для поворота направо подаётся под правую ногу, после чего занимающиеся, делают шаг левой вперед, поворачиваются на носке левой ноги и с правой ноги начинается движение в новом направлении. Исполнительная команда и действия при повороте налево — аналогичны. Для выполнения поворота кругом подается команда: «Кругом — Марш!». Исполнительная команда: «Марш!» подаётся под правую ногу, после чего занимающийся делает шаг левой вперёд, полшага правой вперёд, и поворачивается на носках обеих ног и с левой ноги начинает движение в новом направлении. При выполнении поворотов в движении целесообразно вести подсчёт, чтобы сохранить ритм движения. (передвижения по различным направлениям). Обход — движение вдоль границ зала (площадки). Команда: «Налево (‘направо) в обход шагом — Марш!» (рис. 10). Противоход — движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении. Команда: «Противоходом направо (налево) — Марш!». Интервал между встречными колоннами один шаг (рис. 11). Змейка — несколько противоходов подряд. Величина змейки определяется по первому» противоходу. Команды: 1. «Противоходом налево (направо) Марш!»- 2. Змейкой — Марш!» (рис. 12). Петля открытая. Команда: «Открытой петлёй — Марш!» (рис, 13). Петля закрытая. Команда: «Закрытой петлёй — Марш!» (рис. 14). Для построения петли определённого размера необходимо эти размеры указать. Например, «Через центр (до средней линии и др. точки) открытой (закрытой) петлёй — Марш!» (рис. 15). Противоходы, петли и змейки могут выполняться по прямым, закругленным и косым направлениям (рис. 16 — 21). Диагональ — линия, соединяющая два наискось расположенных угла. Команда: «По диагонали — Марш!» (рис. 22). Передвижения по точкам зала. Применяя данное передвижение можно строить различные углы (острые, прямые, тупые) и зигзаги (рис. 23 — 26). Зигзаг — фигура состоять из двух или более соединённых углов. При подаче команд указываются те точки площадки, через которые занимающиеся должны пройти. Например, при по строении острого угла, колонна идет в обход по левой границе зала: на левой середине подается и команда: «К верхней середине — Марш!», и занимающиеся перемещаются к верхней середине зала обозначая острый угол. Таким образом можно построить любую фигуру (рис. 27). Круг. Для построения круга необходимо на одной из середин площадки подать команду: «По кругу — Марш!», по которой начинается построение круга (рис. 28). При подаче команды с указанием какой либо точки зала, круг строится соответственно указанию. Например, «По кругу через центр — Марш!». В этом случае направляющий строит круг, проходя через центр (рис. 29). Дуга — фигура равная половине круга. Для построения дуги подаётся команда: «Дугой — Марш!». После команды занимающиеся начинают строить дугу (рис. 30). При подаче команд с указанием какой либо точки, дуга строится соответственно этому указанию: «Дугой до центра — Марш!» (рис, 33 а) или «Дугой направо (налево) — Марш!» (рис. 31б). Во всех случаях направляющий, пройдя по окружности половину круга, обозначает шаг на месте, а остальные участники выравниваются по дуге. Противодуги — фигура, состоящая из двух соединённых дуг, построенных в разных направлениях. При построении фигуры указывается точка соединения двух дуг. Например, «Противодугами через центр — Марш!» (рис.32). Восьмёрка — состоит из двух противодуг. При построении фигуры также указывается точка через, которую происходит построение. «Восьмеркой, через центр — Марш!». В указанной точке производится скрещение (занимающиеся проходят через точку по очереди) рис. 33. Спираль — построение начинается, как правило, из круга и может быть открытой и закрытой. По команде: «Закрытой спиралью — Март!», направляющий закручивает спираль (постепенно уменьшая радиусы), сохраняя интервал в один шаг. Построив спираль, обозначает шаг на месте, остальные сохраняют дистанцию в один шаг (рис, 34). Выход из спирали осуществляется поворотом кругом. По команде: «Открытой спиралью — Марш!», выполняется то же, что и в первом случае, но интервал между кольцами спирали — два шага. Выход из открытой спирали осуществляется противоходом (рис. 35). Скрещение — прохождение встречных колонн через одну точку. Прохождение производится последовательно, по очереди (рис. 36). Проходы. 1. Команда; «Проход — Справа!». Встречные колонны по одному проходят, одна мимо другой на расстоянии одного шага придерживаясь правой руки (рис. 37) или левой руки, при команде: «Проход — Слева!». 2. Встречные колонны «по два» могут проходить справа (рис, 38) или слева (как в колонны по одному), а также внутри или снаружи — по команде Проход — Внутри!» (рис. 39), снаружи по команде: «Проход — Снаружи!» (рис. 40), и колоннами по одному — по команде: «Колоннами по одному проход, проход — Справа (слева рис. 41). Лекция № 5. Общеразвивающие упражнения 1. Характеристика общеразвивающих упражнений. 2. Направленность общеразвивающих упражнений. 3. Методы обучения в способы проведения общеразвивающих упражнений. Общеразвивающими упражнениями называются движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. ОРУ — это школа двигательной подготовки, без которой достижения в различных видах спортивной и трудовой деятельности значительно затрудняются. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) — это движения, как отдельными звеньями тела, так и их сочетания. Сложность и доступность этих упражнений, в зависимости от уровня подготовленности занимающихся, может быть самой разнообразной. От элементарных движений до упражнений, которые требуют хорошей подготовленности учеников. Благодаря своей доступности эти упражнения составляют основное содержание занятий групп здоровья, групп реабилитации после различных заболеваний, включая и заболевания опорно-двигательного аппарата. Цель — воспитание физических качеств, формирование правильной осанки и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными навыками. Общеразвивающие упражнения могут выполняться без предметов, с предметами (гантелями, набивными мячами, гирями, штангой, резиновыми амортизаторами, палками и др.), на различных гимнастических снарядах, а также с взаимной помощью друг Общеразвивающие упражнения по своей структуре просты и доступны детям всех возрастных групп и людям разного возраста. С помощью общеразвивающих упражнений можно оказывать относительно избирательное воздействие на отдельные части тела и группы мышц. Универсальные возможности ОРУ позволяют широко применять их в детских садах, школах и других, учебных заведениях, а также в быту и на производстве (гигиеническая, производственная гимнастика). С помощью ОРУ можно оказывать относительно избирательное воздействие на отдельные группы мышц. Регулируя физическую нагрузку, которая зависит от характера упражнений, их количества в одном занятии и интенсивности мышечных напряжений, с которой они выполняются. Разностороннее воздействие ОРУ на организм занимающихся позволяет развивать двигательные и психические способности, формировать правильную осанку, воздействовать на различные органы и системы их функциональное состояние. Особенно важное значение ОРУ имеют в период становления и развития центральной нервной системы (ЦНС) ребёнка. Это объясняется тем, что любой двигательный акт контролируется ЦНС, а вследствие этого контроля формируются новые связи в коре головного мозга. В свою очередь свойства мозга настолько универсальны, что количество этих связей практически неограниченно. Правильное применение разнообразных ОРУ, с учетом сенситивных (благоприятных для развития) периодов в развитии детей, ведет к эффективному развитию их потенциальных способностей. Которые в значительной мере определяют способности человека в различных видах деятельности. Особую роль можно отвести ОРУ в экологически грязных зонах. Составляя комплексы, ОРУ, и проводя их под музыку, можно развивать общую выносливость. Применение музыкального сопровождения, к тому же развивает музыкальный слух, чувство любви к прекрасному, даёт возможность занимающимся выразить в движении свои индивидуальные особенности, не только на занятиях, в других сферах деятельности. Для эффективного применения такого универсального средства, как ОРУ, преподаватель должен осознавать огромную социальную значимость своего труда и иметь соответствующую подготовленность: — Знание анатомо-физиологических особенностей человека. — Знание сенситивных периодов развития двигательных и психических способностей. — Знание и владение большим количеством конкретных упражнений. — Умение определять направленность конкретных упражнений, их характер. — Умение проводить ОРУ различными способами. — Умение разрабатывать упражнения и составлять комплексы из них в зависимости от задач. — Владеть всеми методами организации занятий. Направленность общеразвивающих упражнений. 2. – 3. Общего воздействия. 4. На плечевой пояс. 5. На мышцы спины и живота. 6. На боковые мышцы. 7. На координацию движения. 12. На дыхание (восстановление). Методы обучения в способы проведения общеразвивающих упражнений. В зависимости от сложности ОРУ для их разучивания применяются следующие методы обучения: 1- в целом по показу, 2- в целом по рассказу, 3- в целом по показу и рассказу, 4- по разделениям. Для проведения ОРУ применяются способы: раздельный, поточный, проходной и поточный в движении. В зависимости от сложности упражнений и поставленных задач применяется наиболее эффективный способ проведения ОРУ. Например, для развития устойчивости, распределения и переключения внимания необходимо подобрать упражнения средней трудности, но выполнять их поточным способом в движении. Это побуждает учеников включать те механизмы ЦНС, которые способствуют развитию выше указанных способностей, для развития же координации движений необходимо выполнять сложные, но доступные для учеников движения, которые способствовали бы образованию новых функциональных связей и развитию двигательной функции. Правильно применяя ОРУ, можно положительно воздействовать на развитие различных, как потенциальных, так и актуальных способностей человека. Правила записи общеразвивающих упражнений При записи отдельного движения указывается: 1. Исходное положение, из которого начинается движение. 2. Название движения (наклон, поворот, присед и др.). 3. Направление (вправо, назад и др.). 4. Конечное положение (если это необходимо). При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, принято указывать то, что и при записи отдельного движения, но сначала-основное движение (обычно выполняемое туловищем или ногами), а затем остальные движения: и. п.- стойка ноги врозь, руки к плечам. 1- сгибая правую, наклон влево, руки вверх Несколько движений, выполняемых не одновременно, записываются в той последовательности, в которой они протекают. и. п.- стойка ноги врозь, руки в стороны. 1- с поворотом налево правая сзади на носок, дугой книзу правая рука вперёд 2- стать на правое колено, руки вверх, голову наклонить назад. Если движения сочетаются с другими движениями (не на всем протяжении), но выполняется слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и». и. п.- стойка ноги врозь, руки на пояс. 1. Наклон, вперёд прогнувшись, руки в стороны и поворот налево. В этом случае поворот выполняется в конце наклона, как бы акцентируя его. Если же движения совмещаются (в данном примере наклон и поворот выполняются одновременно), то следует применять предлог «с». При выполнении упражнений с предметами должно проводиться объяснение упражнений и подача команд в определенной последовательности: Положение предмета по отношению к телу занимающихся (к плечу, на грудь, влево и т.д.). Направление предмета (если это необходимо). Положение рук (если необходимо). Палку к правому плечу вверх. При переменах положения предмета не кратчайшим путём, а каким либо другим, надо указать на этот способ. Отпуская правую руку дугами наружу палка (мяч) вверх. При соединениях движений предмета с движением рук, ног и туловища надо вначале указать положение предмета, а потом движение ног и туловища. Палку за голову, прыжком стойка ноги врозь и наклон туловища вперёд. Лекция № 6. Конспект урока по гимнастике. Конспект урока по гимнастике для учащихся … класса 2. Совершенствовать (Закрепить)………………………. 3. Содействовать (Развивать)……………………………………. Источник |