Как провести тренировку фигурного катания

Сразу бежать на лёд не стоит! Обязательные перед фигурным катанием упражнения для подготовки

Фигурное катание — вид спорта, который требует хорошей физической подготовленности спортсмена.

Она необходима не только для достижения хороших результатов, но и для того, чтоб сам процесс тренировки проходил эффективно и без травм.

Упражнения на растяжку до тренировки по фигурному катанию

Начало занятия — очень важная часть, так как если не проделать хороший разогрев всего тела, то тренировка может стать травмоопасной и менее эффективной.

Растяжка в самом начале стимулирует мышцы к дальнейшей тренировке.

Смыкание пальцев в замок над головой. Данное упражнение делается в стойке ногах на ширине плеч, колени должны быть прямыми, руки сомкнуты в замок подняты над головой, развёрнуты ладонями наверх и натянуты немного назад за голову. Получается, что всё тело стремится вверх. Спина должна быть также прямой. Таким образом, мышцы всего тела вытягиваются, особенно растягиваются мышцы рук, плечевого пояса.

Наклоны в сторону с локтем за головой. Это упражнение направлено на развитие косых мышц живота. Ноги ставятся на ширине плеч, руки заводятся за голову, согнуты в локтях. На вдохе медленно делается наклон в одну сторону, на выдохе возвращаемся в исходное положение. Затем то же самое проделывается в другую сторону. Необходимо всё делать медленно, чтоб мышцы лучше прорабатывались.

Растяжка плечевого пояса. Сюда входит целый комплекс упражнение на шею, плечи, лопатки, грудную клетку. Начинать необходимо с верха, то есть с шеи. Для этого проделываем наклоны головы вперёд и назад в медленном темпе, затем идут наклоны головы вправо и влево.

Фото 1. Пример растяжки плечевого пояса. Состоит из 8 упражнений, выполняемых от 5 до 20 секунд.

Для плеч делаются вращательные движения вперёд и назад. Для этого надо принять положение стоя на ширине плеч, корпус должен быть прямой.

Для развития грудной клетки существует следующее упражнение: ноги расставлены широко, колени прямые, левое плечо поднимается диагонально вверх к уху, при этом голова остаётся неподвижной, затем оба плеча отводятся назад, лопатки стремятся соединиться друг с другом, затем правое плечо тянется к уху, и оба плеча прогибаются вперёд, принимая сутулое положение. Таким образом, рисуется круг. Делается в одну и другую сторону.

Растяжка икроножной мышцы. Очень важно в разминке задействовать эти мышцы, так как на ноги в фигурном катании идёт большая нагрузка. Для стрейчинга икроножных мышц надо принять положение с опорой на стену, хорошо вытянув руки, при этом сделать выпад вперёд право ноги, колено согнуто, а левая нога вытянута сзади, пятка не касается пола. Необходимо медленно опускать пятку. Тоже проделываем и в выпаде на левую ногу.

Внимание! Упражнения на растяжку икр надо делать спокойно, без резких рывков, чтобы не допустить растяжение мышц.

Растяжка четырёхглавой мышцы и коленного сустава. Исходное положение ноги вместе, корпус прямой. Правая нога сгибается в колене, отводится назад, левая рука берёт за стопу и медленно тянет пятку к ягодицам. В этом положении необходимо задержаться 10-15 секунд. Такие же действия проделываются и с другой ногой.

Фото 2. Пример упражнения для растяжки четырёхглавой мышцы бедра. На рисунке указано, какая именно область растягивается.

Растяжка передней части тазобедренного пояса. Для растяжки этой области подходит следующее: необходимо встать на колени, одну ногу вытянуть вперёд и согнуть в колене, чтоб она находилась над голеностопом, вторая нога остаётся стоять на колене, таз тянется вперёд и, таким образом, растягивается передняя часть тазобедренного пояса той ноги, что стоит сзади. В этом положении необходимо задержаться на 15 секунд.

Продольный шпагат. Перед тем как садится на шпагат, нужно хорошо разогреть все мышцы, которые задействованы в нём.

Справка. Продольный шпагат будет считаться правильным, если обе ноги прямые и прижаты к полу, задняя нога не должна выворачиваться наружу, пятка смотрит наверх, а не в сторону к передней ноге.

Очень важно прислушиваться к своим ощущениям, не допускать резких болей. Сев на шпагат, нужно минимум 30 секунд побыть в этом положении, чтобы мышцы расслабились.

Поперечный шпагат. Чтобы его выполнить, нужно проделать подготовительные упражнения: широкие приседания, когда ноги поставлены широко, носки вывернуты наружу, таз садится насколько возможно вниз, локти упираются в колени; выпады вбок, когда вес переходит сначала на одну ногу, которая согнута, пятка от пола не отрывается, вторая нога вытянута, стопа смотрит вверх.

После этих и других движений, можно приступать к самому поперечному шпагату, который выглядит так: спина прямая, ноги вытянуты в стороны, представляя из себя одну линию, поясница в прогибе.

Фото 3. Девушка при выполнении поперечного шпагата: ноги вытянуты в стороны на одной линии, спина прямая.

Растяжка после занятия с названиями упражнений

Каждую тренировку надо заканчивать растяжкой, чтоб снять напряжение, восстановить дыхание.

Растяжка задней части бедра: исходное положение лёжа, одна нога согнута в коленке, вторая поднята наверх, руки обхватывают вытянутую ногу за голень или заднюю часть бедра, аккуратными движениями тянуть к корпусу.

Растяжка паховой области: начальное положение «бабочки», положение сидя на полу, ступни соединены, расположены максимально близко к паху, спина прямая, далее спина наклоняется медленно к ногам до нерезких тянущих ощущений.

Скручивание позвоночника: положение сидя, ноги прямые, левую ногу согнуть в колене и поставить через правую, правую руку согнуть в локте и упереться во внешнюю часть бедра левой ноги, корпус повернут влево, левая рука остаётся прямой сзади на полу. В этом положении просидеть 20 секунд. Потом проделать эти же движения, поменяв ноги и руку.

Фото 4. Женщина выполняет упражнение по скручиванию позвоночника в сидячем положении. Позу нужно удерживать несколько секунд.

Снятие напряжённости в области шеи: исходное положение сидя, ноги скрещены, левой рукой через верх обхватить висок с правой стороны и плавно тянуть к левому плечу. Точно так же сделать в обратную сторону. Ещё одно упражнение начинается в таком же положении, но руки надо соединить в замок и обхватить затылок, затем медленно прижимать подбородок к груди. Оставаться в таком положении 10 секунд.

Расслабляющее упражнение для спины: необходимо встать на четвереньки, стопы на полу, руки прямые, подбородок тянуть к груди, при этом округлять спину и наоборот, голову тянуть назад и прогибать спину.

Растяжка поясницы и внешней части таза: начальное положение лёжа, левую ногу согнуть на 90 градусов, левую руку вытянуть в сторону, правой рукой наклонять левую ногу на правую и тянуть к полу. В итоге получается, что ноги повёрнута вправо, а голова и верх туловища влево. Сделать всё то же самое с другой стороны.

Важно! В процессе растяжки после тренировки необходимо следить за дыханием и не допускать резких движений.

Упражнение на вытягивание: положение лёжа, руки вытянуты над головой, ноги прямые, одновременно натягиваются и руки, и ноги, удерживается такое положение в течение 5 секунд, затем отдельно вытягивается левая рука и правая нога, правая рука и левая нога. Также удерживается положение 5 секунд и потом расслабляется.

Источник

Г лава 12. Методика тренировки программ

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Н есмотря на очевидные различия в форме и содержании характера одиночного и парного катания и танцев на льду, на практике сформировалась методика тренировок программ, во многом имеющая общую схему. В ее основе лежит постепенный переход от разучивания движений по частям к разучиванию целостного упражнения. Тренировки программ проводятся на льду, а также в зале, на стадионе, на песчаном пляже, лесной поляне и т. п.

Тренировка программ вне льда

Включение в программу какого-либо элемента или комбинации выполняется, как правило, при условии достаточно уверенного их исполнения. Тем не менее обычно на первом этапе тренировки новой программы продолжается целенаправленная работа по ликвидации недочетов и улучшению качества исполнения всех элементов. Элемент, включенный в композицию, приобретает новую хореографическую окраску, в связи с чем изменяется подход и выход из него. Это осложняет исполнение его в предложенном контексте и требует специальной тренировки во внеледовых условиях. Такие тренировки особенно эффективны при разучивании и совершенствовании технически сложных элементов: многооборотных прыжков в одиночном катании; поддержек, подкруток и выбросов в парном катании; сложных поворотов и акробатических поз в танцах на льду.

Самое широкое применение здесь должны найти различные тренажеры и вспомогательные устройства (например, лонжа для тренировки прыжков, выбросов и подкруток, отягощения для поддержек, роликовые коньки для обводок, тодесов и спиралей).

Исполнение комбинаций из 2—4 элементов, объединенных двигательным рисунком,— следующий этап внеледовой тренировки программ. Такие комбинации-связки целесообразно исполнять сначала в облегченном варианте, чтобы добиться слитности движений, затем в соревновательном, а впоследствии для повышения стабильности исполнения в усложненных условиях —с грузами, резиновыми амортизаторами и т. п.

Исполнение программы с использованием музыкального сопровождения позволяет приблизить ритмическую структуру ее частей к реальному соревновательному варианту. Части программы могут выполняться многократно под музыку и без нее, при этом число повторений и длительность интервалов отдыха диктуются конкретно поставленной задачей: совершенствование специальной выносливости, работа над выразительностью и музыкальностью исполнения и т. д.

Наиболее эффективно исполнять программу целиком. Чрезвычайно важно контролировать совпадение движений с музыкальным сопровождением. Во-первых, это необходимо для проявления выразительности и артистичности, а во-вторых, позволяет выработать стабильный ритм движений, что повышает уверенность исполнения в соревновательных условиях.

Тренировка программ вне льда позволяет лучше отработать хореографическую сторону программ и, таким образом, разгрузить и без того достаточно насыщенные ледовые тренировки. Особенно велика роль внеледовой формы тренировки программ в спортивных танцах: обязательных, оригинальном, произвольном. Их сложная шаговая картина, повышенные требования к предельно точному соблюдению ритма танца, глубина хореографического замысла делают тренировки в зале незаменимыми. В зависимости от периода подготовки и уровня мастерства они могут занимать до 50% всего времени тренировок.

Внеледовые тренировки программ и танцев выделяются в отдельные занятия (от 45 мин до 1 ч 15 мин 2—4 раза в неделю), а также сочетаются с разминкой, выполняемой перед ледовыми тренировками (30—45 мин 4—6 раз в неделю в зависимости от периода подготовки).

Тренировка программ на льду

Тренировка программ в ледовых условиях проводится до их полной готовности к исполнению в соревнованиях.

Тренируя программы, следует учитывать, что каждому периоду подготовки должен соответствовать определенный уровень качества и стабильности выполнения элементов и их комбинаций. Так, для мастеров спорта надежность выполнения сложных прыжков в подготовительном периоде может составлять 65—75%, на первом этапе соревновательного периода—80—85%, на этапе контрольных соревнований —85—90%.

В парном катании надежность выполнения поддержек в подготовительном периоде составляет около 80%, на первом этапе соревновательного периода—85—90%, на этапе контрольных соревнований—100%.

Соблюдение приведенных величин надежности исполнения по периодам позволяет стабильно выступать в основных соревнованиях.

При разучивании и тренировке коротких программ одиночного и парного катания возможно упрощение или замена того или иного элемента с таким расчетом, чтобы при исполнении программы в целом сохранить запланированную последовательность элементов и их общее количество.

Короткая программа для повышения стабильности и качества исполнения предписанных элементов отрабатывается двумя способами: по частям с заранее определенными группами элементов и прокатами программ в целом. При исполнении по частям программы обычно делят на две, реже на три части, включающие, например, прыжок, вращение и каскад или прыжок, дорожку и комбинацию вращений, и многократно повторяют с некоторыми паузами. В подготовительном периоде, когда исполнение предписанных элементов еще не достигло требуемого качества, паузы бывают длинными(2—4 мин). В это время тренер объясняет спортсмену, какие тот допустил ошибки, и одновременно у него происходит восстановление организма.

Число прокатов каждой части зависит от степени готовности элементов, периода подготовки, индивидуальных особенностей фигуриста и может колебаться от 1—3 до 10—15 раз за тренировку. Наряду с прокатами по частям для совершенствования исполнения коротких программ применяют цельные прокаты. Хорошо, если фигурист в подготовительном периоде и на первом этапе соревновательного периода выработает в себе привычку на тренировках короткой программы исполнять ее целиком как минимум 2 раза. Такой подход снимает у спортсменов ощущение сложности проката программ в условиях соревнования и, как правило, повышает стабильность исполнения.

В отдельные периоды подготовки с запланированным большим объемом интенсивной работы число прокатов короткой программы за тренировку может быть увеличено до 3—5 и более раз. Не следует злоупотреблять прокатами короткой программы «макетом». Такая нагрузка обычно не вызывает нужных сдвигов в организме и в результате готовит спортсмена к режиму движений, с которым он не сталкивается при реальном исполнении программы.

На начальном этапе тренировки короткой программы определяется оптимальная сложность исполняемого каскада прыжков. Вполне объяснимое стремление включить в программу возможно более сложный каскад прыжков не должно идти в ущерб основному требованию — безошибочному исполнению всех предписанных элементов. Поэтому сложность каскада определяется стабильностью его выполнения как на тренировках, так и в ходе контрольных прокатов в присутствии зрителей. Этот принцип действителен и при определении сложности шагов в дорожках, позиций, комбинаций вращений и предписанных прыжков и вращений.

К тренировке произвольной программы приступают после составления первого, пока еще чернового ее варианта. Всю композицию делят на пять-шесть частей и каждую отрабатывают отдельно. Первоначально можно отрабатывать упрощенный вариант программы, т. е. заменять некоторые сложные прыжки и вращения простыми элементами. Это позволяет быстро освоить весь рисунок, и когда фигурист начнет автоматически выполнять всю композицию, в нее постепенно включают и сложные элементы.

Но увлекаться исполнением облегченных вариантов программы недопустимо. Практика тренировок сильнейших фигуристов наглядно показывает, что основная работа над произвольной программой должна строиться на многократном цельном исполнении программы с включением запланированных сложных элементов.

Отработку программы на тренировках следует рассматривать как второй этап ее создания. В процессе тренировки обычно уточняют, а порой и меняют отдельные части программы, ищут и включают в программу эффектные и в то же время наиболее удобные для исполнителя, а следовательно, и более надежные варианты композиции.

В тренировку коротких и в особенности произвольных программ наряду с исполнением по частям и целиком должны включаться и другие формы совершенствования элементов. В одиночном катании это, например, исполнение под музыку только прыжков, причем каждый прыжок исполняется с подходом и выходом строго в том месте площадки, которое определено программой. Другие варианты: только вращения и прыжки во вращение, только шаги; в парном катании — только поддержки, только вращения и подкрутки, только совместные вращения, обводки и тодесы, только дорожки шагов и соединительные шаги. Весьма эффективно повторение двух следующих друг за другом элементов (по 2—2 раза).

Важным средством тренировок спортсменов парного катания и танцев на льду является раздельное исполнение каждым партнером своей «партии». Особое значение раздельное исполнение приобретает в танцах на льду, где оно позволяет эффективно повышать индивидуальное мастерство партнеров, определять ошибки, снижающие уровень катания или совместное исполнение танца. Только высокая индивидуальная техника выполнения всех движений танца дает возможность в полной мере добиться единства и непринужденности исполнения, избежать случаев, когда один партнер служит своего рода опорой для другого.

Один из этапов тренировки программ — контрольный прокат программы в присутствии зрителей. Наиболее удобны для этого показательные выступления. Вначале лучше выступать не со всей программой, а лишь с ее главной, наиболее сложной частью, несущей основную техническую и художественную нагрузку.

После того как обнаруженные недочеты будут ликвидированы, программу можно считать отработанной. Реальные условия состязаний позволяют наиболее точно определить уровень готовности спортсменов, Новую композицию необходимо испытать на не очень ответственных соревнованиях, чтобы к важнейшим стартам довести ее исполнение до требуемого уровня. Недопустимы выступления с новой программой на ответственных соревнованиях без предварительного участия в серии контрольных стартов.

Источник

Читайте также:  Комплекс утренней гимнастики первая младшая группа февраль
Оцените статью