Названия поз в йоге
В книге Б.К.С. Айенгара «Йоги Дипика» можно найти описание большого количества асан с названиями на санскрите. Санскритские корни, используемые в каждой позе, были переведены Айенгаром на английский язык, затем эту книгу перевели на русский. Изучение корней названий поз йоги и философских терминов прояснит значение понятий, названных на древнем языке, и углубит понимание названий поз и практики в целом. Например, коренное слово āsana, которое мы обычно переводим как поза, — это ās, что означает присутствовать, сидеть тихо, продолжать делать что угодно без перерыва. Разве это не объясняет немного больше то, что вы делаете на коврике?
Без понимания санскрита значение поз и философских терминов может быть искажено и изменено в переводе на другие языки. Например, слово дхарма на санскрите происходит от корня слова dhir, что означает «удерживать». Таким образом, дхарма буквально означает то, что держится, твердое, в совокупности удерживаемое универсальным законом. Вы узнаете кое-что новое о своем родном русском языке, если будете знать некоторые названия на санскрите. Санскрит и русский язык являются родственными. Вот почему некоторые санскритские слова, которые вы уже знаете, могут предложить новое понимание русского языка!
В этой статье представлены санскритские корни поз в йоге согласно книге Б.К.С. Айенгара «Йога Дипика», разделенные на тематические группы. В названии асан, описанных в книге Айенгара, встречаются числительные, названия частей тела, положения тела или его частей в пространстве, названия растений и животных, имена героев индийского эпоса. Рассмотрим по отдельности все эти группы.
- Эка – один (Эка Пада Ширшасана, Эка Пада Сарвангасана).
- Дви – два (Дви Пада Ширшасана, Дви Пада Каундиниасана).
- Три – три (Уттхита Триконасана, Трианг Мукхаикапада Пашчимоттанасана).
- Чатур – четыре (Чатуранга Дандасана).
- Панча – пять.
- Шат – шесть.
- Сапта – семь.
- Ашта – восемь (Аштавакрасана).
- Нава – девять.
- Даша – десять.
- Ангуштха – большой палец ноги (Супта Падангуштхасана, Уттхита Хаста Падангуштхасана).
- Бхуджа – рука, плечо (Бхуджангасана I, II).
- Ганда – щека, сторона лица (включая висок) (Ганда Бхерундасана).
- Джану – колено (Джану Ширшасана, Паривритта Джану Ширшасана).
- Джатхара – живот, желудок (Джатхара Паривартанасана).
- Карна – ухо (Карнапидасана, Акарна Дханурасана).
- Мукха – лицо, рот (Гомухасана, Урдхва Мукха Шванасана).
- Пада – стопа, нога (Падангуштхасана, Падахастасана).
- Паршва – край, бок; боковой (Паршва Ширшасана, Паршваика Пада Ширшасана).
- Хаста – кисть руки (Баддха Хаста Ширшасана).
- Ширша – голова (Ширшасана).
3. Названия части, целого, геометрические фигуры:
- Анга – тело, часть его, один из членов; составная часть (Нираламба Сарвангасана I, II).
- Ардха – половина (Ардха Чандрасана, Ардха Матсиендрасана).
- Кона – угол (Упавиштха Конасана, Самаконасана).
- Мандала – круг; также означает собрание, раздел «Ригведы» (Мандаласана).
- Парипурна – цельный, полный (Парипурна Матсиендрасана).
- Пурна – полный (Парипурна Навасана).
- Сарва – весь, целиком (Саламба Сарвангасана I, II).
4. Положение в пространстве:
- Адхо – вниз (Адхо Мукха Шванасана, Адхо Мукха Врикшасана).
- Випарита – обратный, перевернутый (Випарита Шалабхасана, Дви Пада Випарита Дандасана).
- Паривартана – поворачиваемый, разворачиваемый (Джатхара Паривартанасана).
- Паривритта – повёрнутый, развернутый (Правритта Триконасана, Паривритта Паршваконасана).
- Пашчима – запад; задняя часть тела с головы до пят (Пашчимоттанасана).
- Пурва – восток; передняя сторона тела (Пурвоттанасана).
- Сама – тот же самый, такой же, ровный, прямой (Самаконасана).
- Супта – спящий (Супта Вирасана, Супта Падангуштхасана).
- Упавиштха – сидя (Упавиштха Конасана).
- Урдхва – поднятый, направленный кверху, вверх (Урдхва Мукха Шванасана, Урдхва Дханурасана).
5. Действия с телом:
- Баддха – связанный, пойманный, удерживаемый, закрепленный. (Баддха Конасана, Ардха Баддха Падма Пашчимоттанасана).
- Лола – дрожащий, раскачивающийся как маятник, болтающийся (Лоласана).
- Нираламба – без опоры (Нираламба Сарвангасана).
- Пида – боль, страдание, давление (Карнапидасана, Бхуджапидасана).
- Прасарита – расправленный, растянутый (Прасарита Падоттанасана, Урдхва Прасарита Падасана).
- Саламба – с опорой (Саламба Сарвангасана).
- Стхити – стабильность (Самастхити).
- Утката – мощный, яростный (Уткатасана).
- Уттана – интенсивное вытяжение (Уттанасана, Уттана Майюрасана).
- Уттхита – поднятый, расширенный, вытянутый (Уттхита Триконасана, Уттхита Паршваконасана).
- Ваджра – удар молнии; молния — оружие Индры (Ваджрасана, Супта Ваджрасана).
- Данда – посох (Йогадандасана, Дви Пада Випарита Дандасана).
- Дхану – лук (для стрельбы) (Дханурасана, Падангуштха Дханурасана).
- Мала – гирлянда, венок (Маласана I, II).
- Нава – лодка (Парипурна Навасана). Парвата – гора (Парватасана).
- Парианка – кровать, кушетка, диван (Парианкасана).
- Паригха – деревянный или железный брус — засов для ворот (Паригхасана).
- Паша – узы, ловушка, петля (Пашасана).
- Сету – мост (Сету Бандха Сарвангасана, Эка Пада Сету Бандха Сарвангасана).
- Тада – гора (Тадасана).
- Тола – весы (Толасана).
- Хала – плуг (Халасана).
- Чакра – колесо, плуг (Чакрасана, Чакра Бандхасана). Считается, что энергия (прана) течет в человеческом теле по трем главным каналам (нади): Сушумна, Пингала и Ида. Сушумна расположена внутри позвоночного столба, Пингала начинается с правой ноздри, а Ида — с левой ноздри, затем они поднимаются к темени, а оттуда опускаются к основанию позвоночника. Эти два нади пересекаются друг с другом, а также с Сушумной. Эти соединения нади называют чакрами — маховиками, регулирующими механизм тела. Наиболее важные чакры: (1) Муладхара (мула — корень, источник; адхара — опора, жизненно важная часть) расположена в области таза над анусом; (2) Свадхиштхана (сва — жизненная сила, душа; адхиштхана — обитель, вместилище) находится над детородными органами; (3) Манипурака (манипура — пупок) расположена в пупке; (4) Манас — ум и (5) Сурья (солнце) расположены между пупком и сердцем; (6) Анахата (небьющийся) расположена в области сердца; (7) Вишуддха (чистый) — в области гортани; (8) Аджна (приказ) — между бровями; (9) Сахасрара (тысяча) — так называется тысячелепестковый лотос в мозговой полости; (10) Лалата (лоб) находится в верхней части лба.
- Чандра – луна (Ардха Чандрасана).
- Бака – журавль, болотная птица (Бакасана).
- Бхека, мандука – лягушка (Бхекасана).
- Бхуджанга – змея (Бхуджангасана).
- Ватаяна – лошадь (Ватаянасана).
- Вришчика – скорпион (Вричикасана).
- Гаруда – орёл (Гарудасана).
- Го – корова (Гомукхасана).
- Капинджала – мифическая птица, пьющая, как считают, только росу (Капинджаласана).
- Капота – горлица, голубь (Капотасана, Эка Пада Раджа Капотасана).
- Краунча – птица вроде цапли, название горы (Краунчасана).
- Курма – черепаха (Курмасана).
- Макара, накра – крокодил (Макарасана).
- Матсья – рыба (Матсиасана).
- Майюра – павлин (Майюрасана).
- Пинча – перо (Пинча Маюрасана).
- Симха – лев (Симхасана).
- Уштра – верблюд (Уштрасана).
- Хамса – лебедь (Хамсасана, Ардха Хамсасана).
- Чакора – разновидность куропатки, питающаяся солнечными лучами (Чакорасана).
- Шалабха – саранча (Шалабхасана).
- Швана – собака (Адхо Мукха Шванасана).
- Врикша – дерево (Врикшасана, Адхо Мукха Врикшасана).
- Канда – луковица, узел (Кандасана).
- Падма – лотос (Падмасана, Урдхва Падмасана).
9. Человеческие состояния:
- Буддхи – интеллект, рассудок, различение, суждение (Буддхасана).
- Бхайрава – страшный, ужасный; один из обликов Шивы (Кала Бхайравасана).
- Бхерунда – страшный, ужасный; также название вида птиц (Ганда Бхерундасана).
- Вира – герой (Вирасана, Виранчиасана I, II).
- Гарбха – чрево, утроба (Гарбха Пиндасана).
- Маха – великий, могучий, величественный, благородный (Маха Мудра).
- Нидра – сон (Йога-нидра).
- Пинда – зародыш (Гарбха Пиндасана).
- Раджа – царь, правитель (Раджа Капотасана, Эка Пада Раджакапотасана).
- Сиддха – мудрец, провидец, пророк; также полубожественное существо великой чистоты и святости (Сиддхасана).
- Сукха – cчастье, наслаждение, радость, удовольствие, комфорт (Сукхасана).
- Шава, мрита – труп, мертвец (Шавасана, Мритасана).
10. Имена героев индийского эпоса:
- Ананта – одно из имён Вишну, который возлежит на змее Шеша (Анантасана).
- Аштавакра – человек, чье тело искривлено в восьми местах; имя мудреца, который появился на свет уродом, но стал, несмотря на то, духовным воспитателем Джанаки, митильского царя (Аштавакрасана).
- Бхарадваджа – легендарный мудрец, отец Дроны (Бхараваджасана I, II).
- Вамадева – одно из имён Шивы, так же имя легендарного мудреца (Вамадевасана I, II).
- Васиштха – знаменитый мудрец, автор нескольких гимнов «Ригведы» (Васиштхасана).
- Вирабхадра – могучий герой, созданный из косматых волос Шивы (Врабхадрасана I, II, III).
- Вишвамитра – легендарный мудрец родившийся кшатрием и ставший брахманом благодаря аскезе (Вишвамитрасана).
- Галава – мудрец, ученик Вишвамитры (Галавасана, Эка Пада Галавасана).
- Горакша – имя великого мастера хатха-йоги, переводится как пастух (Горокшасана).
- Кала Бхайрава – одно из имён Шивы (Кала Бхайравасана – баланс с ногой за головой, как в Вишвамитрасане).
- Каундинья – мудрец из рода Васиштхи (Эка Пада Каундиниасана, Дви Пада Каундиниасана).
- Кашьяпа – легендарный мудрец, супруг Адити и Дити, сын Маричи, один из богов — прародителей всего живого (Кашьяпасана).
- Маричи – имя одного из сыновей Брахмы, он был мудрецом и отцом Кашьяпы (Маричасана I, II, III, IV).
- Матсиендра – один из основателей хатха-йоги (Ардха Матсиедрасана I, II, III, Парипурна Матсиендрасана).
- Натараджа – имя Шивы, Бога танца (Натараджасана).
- Ручика – мудрец, дед Парашурамы (Ручикасана).
- Сканда – одно из имен Бога войны Картикеи, сына Шивы (Скандасана).
- Тривикрама – пятое воплощение Вишну, тремя шагами (крама) перешагнувшего через всю землю, рай и ад (Супта Тривикрамасана).
- Хануман – могущественный вождь обезьян, необычайно сильный и ловкий, чьи подвиги воспеты в эпосе «Рамаяна», cын Анджаны и Бога ветра Ваю (Хануманасана).
11. Понятия, используемые в названиях Пранаямы:
- Анулома – нормальный, правильный, в естественном порядке.
- Бандха – узы, оковы, поза, при которой происходит сокращение и управление какими-либо органами или частями тела.
- Бхастрика – кузнечный мех, тип пранаямы с энергичными вдохами и выдохами, напоминающими работу кузнечных мехов.
- Бхати – поклонение, обожание.
- Бхедана – прокалывание, проникание, пронизывание.
- Бхрамари – тип пранаямы, при котором выдох сопровождается мягким жужжащим звуком, напоминающим гудение мух.
- Вилома – против шерсти (ви – против, лома – волос, шерсть), против естественного хода вещей.
- Джайя – победа, завоевание, также означает контроль, овладение.
- Ида – нади, канал, по которому течет энергия. Начинается в левой ноздре, оттуда идет к темени, от темени спускается к основанию позвоночника. Называется также Чандра нади, т.е. каналом лунной энергии, поскольку она передается по нему.
- Капала – череп.
- Кумбхака – промежуток времени или задержка дыхания после полного вдоха или полного выдоха.
- Мудра – печать; запечатывающая поза.
- Мула – корень. основание. Нади – энергетические каналы.
- Наули – волна.
- Нети – трубчатый орган тонкого тела, по которому течет энергия. Он состоит из трех слоев, покрывающих друг друга, как изоляция электропровода. Внутренний слой называется сира, средний — дамани, наружный — нади (как и весь орган в целом).
- Пингала – нади, или энергетический канал; начинается от правой ноздри, оттуда идет к темени, а затем вниз, к основанию позвоночника. Так как по нему движется солнечная энергия, он называется также Сурья нади. Пингала значит «рыжеватый», «красноватый».
- Пурака – вдох (наполнение).
- Речака – выдох (опустошение легких).
- Сурья – солнце.
- Сушумна — главный канал, расположенный внутри позвоночного столба.
- Уддияна – узы или оковы. Здесь диафрагма высоко поднимается в грудной полости, а брюшные органы втягиваются назад, к позвоночнику. Уддияна андха побуждает великую птицу Прану (жизнь) взлететь вверх по Сушумна нади.
- Чандра – луна.
- Шодхана – очищение, чистка.
Источник
Энциклопедия асан
Практика йоги смывает грязь с тела и ума, и из сердце-
вины существа начинает струиться свет мудрости и
зрелого разума.
Энциклопедия асан
Адхо мукха означает «лицом вниз», а швана — «собака». Поза напоминает собаку, которая потягивается, опуская голову и передние лапы вниз, а таз и задние лапы поднимает вверх — отсюда и название.
Техника
1. Лягте на живот и разведите стопы на ширину 30 см.
2. Поместите ладони на пол по обеим сторонам от.
Карна — это «ухо», а приставка «а» означает «по направлению», «рядом».
Дхану — «лук». В этой позе одна стопа притягивается рукой к голове и пяткой касается уха, что напоминает лучника, натягивающего лук. Большой палец другой ноги, которая вытягивается вдоль пола.
Ананта — это имя Вишну и одновременно змея Шеши, который служит местом отдохновения Бога . В индийских мифах Вишну спит в первобытном океане на своем ложе — тысячеглавном змее Шеши. Пока он спал, из его пупка вырос лотос. В этом лотосе родился Брахма, сотворивший мир. После сотворения мира Вишну проснулся и воцарился на высочайшем из.
Ардха означает «половина», баддха — «связанный», «ограниченный», а падма — «лотос». Пашчимоттанасана — это поза, в которой вся задняя поверхность тела интенсивно вытягивается.
Техника
1. Сядьте в Дандасану.
2. Согните левую ногу в колене и поместите левую стопу на правое бедро.
Ардха означает «половина», баддха — «связанный», «ограниченный», «закрепленный», «стесненный». Падма — «лотос», а уттана — «интенсивное вытя жение».
Техника
1. Встаньте в Тадасану.
2. На вдохе оторвите правую стопу от пола, согните правую.
Ардха означает «половина», а Матсиендра — имя мудреца, который считается одним из основоположников учения хатха-видьи. В «Хатха-йогапрадипике» Матсиендра упоминается как один из основателей хатха-видьи. Рассказывают, что однажды Шива отправился на пустынный остров и стал объяснять своей супруге Парвати тайны йоги.
Эта вариация Ардха Матсиендрасаны I, в которой происходит более глубокое скручивание позвоночника.
Техника
1. Сядьте на пол и вытяните ноги перед собой.
2. Согните правую ногу в колене и поместите стопу в основание левого бедра, прижав пятку к пупку.
3. С выдохом разверните корпус на 90° влево. Разверните левую руку от плечевого сустава.
Техника
1. Сядьте на пол и вытяните ноги перед собой.
2. Согните левую ногу в колене и поместите левую стопу в основание правого бедра, прижав пятку к пупку.
3. Согните правую ногу в колене, оторвите стопу от пола и прижмите ее к коврику слева от таза. В этом положении внешняя сторона правой лодыжки касается внешней стороны левого бедра.
Ардха означает «половина», а нава — это «корабль», «лодка». Поза напоминает лодку, отсюда и название.
Техника
1. Сядьте в Дандасану.
2. Переплетите пальцы, заведите руки за голову и прижмите ладони к затылку.
3. На выдохе откиньтесь назад и одновременно оторвите от пола ноги. Подтяните колени и.
Ардха означает «половина», а чандра — «луна». Поза напоминает полумесяц, отсюда и название.
Техника
1. Встаньте в Тадасану и выполните Уттхита Триконасану вправо, следуя инструкциям, указанным выше.
2. В Триконасане поместите правую ладонь на пол в 30 см перед правой стопой. Для этого согните правую ногу в колене.
Асана посвящена мудрецу Аштавакре, духовному наставнику митильского царя Джанаки, который был отцом Ситы. Рассказывают, что, когда мудрец был еще в материнском чреве, его отец Кагола сделал несколько ошибок, повторяя Веды (Священное писание). Услышав это, нерожденный мудрец рассмеялся. Разгневанный отец проклял своего сына, повелев ему родиться.
Баддха означает «ограниченный», «связанный», а кона — «угол». В этой позе в Индии сидят сапожники: таз на полу, пятки возле промежности, руки на стопах. При этом бедра отводятся в стороны до тех пор, пока колени не коснутся пола.
Техника
1. Сядьте в Дандасану.
2. Согните ноги в коленях и приблизьте.
Баддха означает «связанный», «органиченный». В этой позе руки перекрещиваются за спиной и захватывают большие пальцы ног. Таким образом, тело заключается между перекрещенными ногами спереди и перекрещенными руками сзади, благодаря чему асана и получила свое название.
Техника
1. Сядьте в Падмасану.
2. На выдохе.
Баддха означает «связанный», «ограниченный», а хаста переводится как «рука ». Это очередная вариация Ширшасаны.
Техника
1. Сложите коврик или одеяло вчетверо и встаньте перед ними на колени.
2. Сложите руки перед грудной клеткой, захватив левой ладонью правое плечо возле локтя, а правой ладонью —.
Асана названа в честь мудреца Бхарадваджи . Бхараваджа был отцом Дроны — военного наставника Кауравов и Пандавов, великая война которых описана в «Махабхарате». Эта асана посвящена Бхарадвадже.
Техника
1. Сядьте на пол и вытяните ноги перед собой.
2. Согните ноги в коленях и отведите ноги вправо так, чтобы стопы оказались.
Техника
1. Сядьте на пол и вытяните ноги перед собой.
2. Согните левую ногу в колене, захватите стопу руками и поместите ее в основание правого бедра так, чтобы левая пятка оказалась прямо у пупка. Таким образом, левая нога находится в положении Падмасаны.
3. Согните правую ногу в колене и отведите правую стопу вправо так, чтобы правая.
Бхека означает «лягушка». Тело в такой позе напоминает это земноводное, отсюда и название.
Техника
1. Лягте на живот и вытяните руки вдоль корпуса.
2. На выдохе согните ноги в коленях и приблизьте пятки к тазу. Захватите правую подошву правой рукой , а левую подошву — левой. Сделайте два цикла дыхания. С выдохом оторвите.
Бхуджанга означает «змея». Положение тела в этой асане напоминает змею, готовую к нападению.
Техника
1. Лягте на живот. Вытяните ноги и соедините стопы. Направьте пальцы ног от себя и подтяните колени.
2. Опустите ладони на пол по обеим сторонам от таза.
3. На вдохе крепко прижмите ладони к полу и поднимите корпус. Сделайте два.
Ватаяна означает «лошадь». Положение тела в позе напоминает морду этого животного, отсюда и название.
Техника
1. Сядьте на пол и поместите левую стопу в основание правого бедра в неполное положение Падмасаны.
2. Опустите руки на пол по обеим сторонам от таза. С выдохом поднимитесь и опустите левое колено на пол. Приблизьте правую.
Однажды Дакша устроил большое жертвоприношение, но не пригласил на него ни свою дочь Сати, ни ее мужа Шиву, главу богов. Сати все же пришла на праздник, но, будучи глубоко оскорбленной и униженной, бросилась в жертвенный огонь и погибла. Когда Шива услышал об этом, он рассвирепел, вырвал волос из своих спутанных кудрей и бросил его на землю.
Техника
1. Встаньте в Тадасану.
2. Сделайте глубокий вдох и прыжком расставьте стопы на ширину 120–135 см. Вытяните руки в стороны, выровняв их на одной линии с плечами; ладони развернуты вниз к полу.
3. Разверните правую стопу вправо на 90°, а левую слегка заверните внутрь. Подтяните левое колено и вытяните левую ногу. Удлините.
Техника
1. Встаньте в Тадасану.
2. Сделайте глубокий вдох и прыжком расставьте ноги на ширину 120–135 см.
3. Выполните Вирабхадрасану I в правую сторону.
4. На выдохе наклоните корпус вперед и опустите грудную клетку на правое бедро. Вытягивайте руки , ладони прижаты друг к другу. Задержитесь в этом положении на два вдоха.
5. С.
Вира — это «герой», «воин», «победитель». Это поза сидя, в которой стопы помещаются на плюсны по обеим сторонам от таза, а колени соприкасаются.
Поза хорошо подходит для практики медитации и пранаямы.
Техника
1. Встаньте на колени и приставьте их друг к другу. Разведите стопы на ширину 45 см.
2.
В переводе с санскрита врикша означает «дерево».
Техника
1. Встаньте в Тадасану.
2. Согните правую ногу в колене и поместите правую пятку в основание левого бедра.
3. Прижмите всю правую стопу к левому бедру, направив пальцы вниз.
4. Балансируя на левой ноге, соедините ладони и вытяните руки над головой.
Задержитесь в позе.
Источник