Как называется тренировка фехтовальщика

Как называется тренировка фехтовальщика

Спортивное фехтование — это единоборство, поэтому в нём развивается сразу три направления: физическая подготовка, тактика ведения боя и психология. А ещё это просто красивый и динамичный вид спорта, где тренировки проходят разнообразно и интересно.

Фехтование включают в тройку самых интеллектуальных видов спорта, где помимо физической подготовки и волевых качеств нужны и стратегические навыки. Психология в бою играет одну из основных ролей: нужно уметь быстро собраться в случае неудачи или психологически подавить своего соперника.

Поэтому спортсмену нужно научиться справляться с собственным волнением и неуверенностью во время боя. Бывает, что, тренируясь в зале, вы показываете хорошие результаты, но на соревнованиях зажимаетесь и выступаете хуже, чем могли бы. Поэтому в фехтовании важна психологическая подготовка.

Фехтование — это не бездумное владение оружием. Победа невозможна без тактики ведения боя: нужно уметь быстро анализировать ситуацию и принимать решение за доли секунды.

Фехтование — один из самых сложных координационных видов спорта и один из самых скоростных, поэтому ловкость и скорость всё же чуть важнее силы, гибкости и выносливости (хотя они развиваются тоже).

В бою нужно быстро координировать работу ног и рук (в зависимости от действий вашего соперника). Вообще 80% нагрузки во время боя — это работа ног.

Несмотря на использование холодного оружия, фехтование входит в список наименее травмоопасных видов спорта, поэтому оно подходит для людей любого возраста и телосложения, для мужчин, женщин и детей.

Как и для любого вида спорта, здесь есть свои ограничения по здоровью. Но с многими проблемами заниматься фехтованием всё же можно, просто снизив нагрузки.

Дети могут начать заниматься в 6−9 лет и ходить на 1−2 занятия в неделю. Маленьким детям не сразу дают железное оружие — занятия больше похожи на ОФП с элементами фехтования.

Дети постарше (10−16 лет) могут заниматься 3−5 в неделю — в зависимости от поставленных целей и задач. После 16 лет, если ребёнок решит погрузиться в профессиональный спорт, то ходить на тренировки придется до 10 раз в неделю. Одно занятие идёт около 2-х часов.

Взрослые чаще всего начинают заниматься фехтованием в качестве хобби — для поддержания формы и саморазвития. Для поддержания формы будет достаточно двух занятий в неделю, для быстрого роста — 3−4 занятий.

Обязательно нужно пройти курсы для новичков. В фехтовании очень много специальной терминологии и правил ведения боя — без знания азов на тренировках будет тяжело.

На начальном этапе спортсмены изучают простые элементы (стойка, выпад, укол, перевод, батман, захват и защита). После того, как простые элементы владения оружием отработаны, начинается изучение сложных атакующих и защитных приёмов, которые делают бой более захватывающим.

Желание «всегда побеждать» пригодится только для участия в соревнованиях. На тренировках нужно учиться на своих ошибках. Каждое движение, которое вы хотите освоить, сначала отрабатывается в тренировочных боях с разными соперниками. Их все выиграть невозможно, цель такого боя — не победа, а отработка приёма.

Первые результаты в фехтовании зависят от включенности в тренировочный процесс и количества занятий. На начальном этапе рекомендуется регулярно ходить на 2−3 тренировки в неделю. Привычка — залог мастерства: прогресс у большинства начинающих фехтовальщиков замечается на 2−3 месяце обучения.

1. Тренер, с которым вы начинаете работать. Он должен быть профессионально подкован и заинтересован в вашем результате.

2. Хорошо оборудованный зал. Зал для фехтования должен быть грамотно спланирован. Проверьте, есть ли в нём стационарные аппараты для электро-фиксации уколов, размеченные дорожки, на которых проходят бои, зеркала и мишени для отработки уколов.

3. Наличие вентиляции и кондиционеров. В фехтовальной экипировке очень жарко, поэтому в ней образуется эффект сауны. Если на улице +30, а зал не оборудован кондиционерами, то заниматься будет некомфортно и небезопасно.

4. Камеры хранения для экипировки. Её у фехтовальщика довольно много — перед каждой тренировкой бегать по городу со шпагой и маской неудобно, поэтому лучший вариант — это оставлять свою амуницию в клубе.

5. Грамотно построенный тренировочный процесс. Правильно построенная тренировка выглядит так: разминка, работа над передвижениями, парная работа, бои по заданию, вольные бои, заминка. Если в клубе нет нормальной системы подготовки и в тренировочный процесс не включено освоение базовых навыков, то результат будет скромным.

6. Наличие экипировки в зале. Ищите залы, где для занятий предоставляют полный комплект экипировки. Это: бриджи, куртка, дополнительная защита под куртку, маска и перчатки. Женщинам ещё нужна пластмассовая жёсткость на грудь. В некоторых клубах чего-то может не быть, но фехтовальная экипировка — это ваша безопасность при работе с холодным оружием.

7. Наличие раздевалок и душевых. После тренировки всю экипировку можно выжимать, поэтому очень важно, чтобы в зале, в котором вы тренируетесь, были раздевалки и душевые.

Источник

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ФИЛИППИН

Техника фехтования и тренировка двигательных качеств

Серийное выполнение отдельных приемов и комбинаций передвижений для совершенствования двигательных качеств, а также сопутствующий этому фон значительных волевых усилий нередко влекут за собой недопустимое снижение контроля за сохранением типовых пространственных и временных технических норм движений. Кроме того, при выборе упражнений для специализирования двигательной подготовленности следует учитывать своеобразие состава приемов и деталей выполнения, присущих каждому виду фехтования, прежде всего из-за особенностей исходных дистанций в поединках и различий в объемах типовых способов маневрирования.

В боевой стойке во время маневрирования следует сохранять вертикальное положение туловища с полу-профильностью по отношению к противнику, горизонтальную линию плеч. Важным также является распределение веса тела на обе слегка согнутые ноги, где стопа впереди стоящей ноги направлена вперед и расположена перпендикулярно сзади стоящей на расстоянии 30-40 см.
Ноги в боевой стойке должны быть слегка напряжены с ощущением опоры на основание пальцев, причем стопы развернуты под прямым углом и находятся каждая в своей плоскости вместе с голенью, коленом и бедром.
Вооруженная рука слегка выпрямлена и находится с наружной стороны туловища, а свободная рука согнута и опущена (сабля).
Совершенствуя боевую стойку следует сосредоточить основное внимание на соблюдении следующих требований:
1) равномерное распределение веса тела на обе ноги;
2) расположение стоп под прямым углом при сохранении
во время передвижений положения каждой ноги в своей плоскости, избегая заваливания коленей внутрь;
3) сохранение вертикального и полу-профильного положения туловища при диагональном положении тазового пояса по отношению к боевой линии, а также направленности головы в сторону противника;
4) отсутствие выдвижения локтя вооруженной руки за проекцию гарды и наружной стороны туловища.
В передвижениях шагами вперед и назад плечи следует держать горизонтально, не изменяя направления движения общего центра тяжести. Следует добиваться четкости шагов, исключив «волочение» стоп (шарканье) по дорожке. Важно также, ощущая опору на переднюю часть каждой из стоп, фиксировать их полный след и в конечных положениях не изменять расстояния между ногами.
В шагах необходимо избегать дополнительных (лишних) движений, которые могут служить предварительными сигналами, облегчающими противнику предвосхищение действий, например:
— колебаний общего центра тяжести, приводящих к изменению уровня сгибания ног в боевой стойке;
— чрезмерно высокого поднимания впередистоящей ноги при выполнении шага вперед;
— изменения уровня полу-профильности туловища.
Многократное повторение шагов вперед и назад выполняется как по команде тренера (партнера), так и самостоятельно. Причем очень полезно тренировать шаги и перед зеркалом.
Скачки вперед и назад выполняются более мощными усилиями обеих ног, приводящими к возникновению фазы полета. Скачок назад встречается в поединках чаще всего как экспромтное действие, а при уверенном его выполнении может начинаться даже из положения выпада, что позволяет одномоментно преодолеть значительное расстояние в попытке избежать ответного укола (удара) или ответной атаки со стороны противника.
Скачок вперед предназначен для мощного и быстрого преодоления большого расстояния. Причем если скачок назад в поединке является частным приемом для внезапного удлинения дистанции или подготовки тактической
ловушки, то скачок вперед как самостоятельное средство передвижения или часть комбинаций приемов нападения встречается в поединках постоянно. Он может служить также подготавливающим маневром для вспугивания противника, завоевания инициативы, вызова противника на атаку или встречное нападение.
Скачки совершенствуются изолированно от других приемов, в то время как шаг вперед и шаг назад имеет смысл тренировать сериями, передвигаясь на заданное (или избранное) расстояние.
Выпад как самостоятельное средство нападения часто используется в поединках на рапирах и шпагах. В фехтовании на саблях выпад является частью комбинаций. В типовом варианте его выполняют со средней дистанции. В основе техники выпада координирование положений частей тела, позволяющее добиться прямолинейного продвижения вперед при непрерывной последовательности выполнения толчка сзади стоящей ногой, выноса вперед маховой ноги, наклона туловища вперед и начала движения вооруженной руки.
При завершении выпада обе ноги стоят полным следом, причем сзадистоящая выпрямлена, а впередистоящая согнута так, что голень перпендикулярна опоре. Туловище несколько наклонено вперед, а предплечье и плечо образуют как бы одну линию с клинком. На протяжении всех фаз выполнения выпада туловище фехтовальщика и все части его тела, включая вооруженную руку и впередистоящую ногу, должны находиться в единой плоскости.
Тренировка выпада совмещается с предвосхищением его длины в зависимости от дистанции до партнера (тренера). При этом, чем ближе расстояние до противника, тем раньше начинается выпрямление вооруженной руки, а дальняя дистанция предполагает продолжительную фазу наклона туловища с последующим ускорением движения вооруженной рукой.
Закрытие с выпада назад выполняется в непрерывном темпе с движением выпада за счет отталкивания от опоры впередистоящей ногой, начинаемого после завершения движения оружием и активного сгибания сзадистоящей ноги. Закрытие с выпада вперед выполняют за счет сохранения инерции движения, совмещаемого с дополнительным толчком сзади стоящей ногой и активного сгибания впередистоящей.
Типовыми ошибками при выполнении выпада являются:
— разворот туловища с отступлением от уровня полу-профильности;
— поворот бедра и колена, а также поворот стопы впередистоящей ноги во внутреннюю сторону;
— поворот стопы сзади стоящей ноги во внутреннюю сторону;
— преждевременный толчок сзади стоящей ногой;
— замах вооруженной рукой;
— преждевременное полное выпрямление вооруженной руки;
— высокое положение бедра впередистоящей ноги;
— недовыпрямление колена сзади стоящей ноги в конечном положении;
— слабый толчок сзади стоящей ногой;
— позднее выпрямление вооруженной руки после постановки впередистоящей ноги на опору;
— чрезмерное поднимание гарды в посыле оружия на укол (удар);
— отступление от полу-профильного положения туловища;
— наклон или поворот головы в сторону, за плоскость, в которой находится туловище;
— излишний наклон туловища вперед из-за слабого пресечения инерции продвижения при завершении выпада.
Шаг вперед и выпад (скачок вперед и выпад) являются самостоятельными приемами нападения, при выполнении которых шаг вперед (скачок вперед) связан с выпадом в целостную структуру, отличаются мощным усилием ног
для повышения стартовой быстроты.
Типовыми ошибками при выполнении нападения шагом вперед и выпадом (скачком вперед и выпадом) являются:
— монотонность движения из-за отсутствия ускорения в завершающей фазе нападения;
— нарушения непрерывной ритмической структуры нападения из-за излишне длинного шага (скачка), не позволяющего быстро переключиться на другое действие;
— преждевременный посыл руки на укол (удар), выполнение замаха.
Комбинации приемов нападения и маневрирования имеют широкое распространение. В фехтовании на саблях комбинации приемов передвижений чаще всего состоят из серии шагов вперед и выпада.
За счет использования комбинаций приемов нападения и маневрирования повышаются возможности для преодоления значительных расстояний в поединке. В технике их выполнения допустимы импровизации, необходимость которых может возникать на разных фазах движений. Каждая из разновидностей комбинаций должна выполняться на оптимальной скорости, позволяющей в любой момент переключиться на другое действие при внезапном изменении ситуации. Кроме того, быстрота и уровень техники выполнения комбинаций приемов нападения и маневрирования тесно связаны с показателями скоростно-силовых качеств, особенно динамической силы ног.
На основе обобщения опыта систематизированы требования к технике передвижений и движений оружием, которые рекомендуются для постоянного контроля при использовании приемов фехтования в целях совершенствования двигательных качеств.
Общие педагогические задачи совершенствования приемов передвижений направлены на достижение:
— прямолинейности перемещения по полю боя вперед и назад без ощутимых горизонтальных колебаний центра тяжести;
— сокращения одноопорных и безопорных фаз в движениях;
— экономичности движений;
— слитности переходов от одного движения к другому без нарушений их структуры и конечных положений;
— варьирования быстротой преодоления дистанции;
— варьирования длиной продвижения по полю боя;
— устойчивого равновесия;
— законченности каждого из компонентов движений;
— сохранения боевой стойки при маневрировании, типового положения туловища при выпаде
— оптимального напряжения мышц плечевого пояса, шеи, вооруженной руки.
При многократном повторении приемов с целью повышения уровня двигательной деятельности следует обращать внимание на следующие детали:
— слитность и непрерывность движений вооруженной рукой и оружием при выполнении уколов (ударов), защит, батманов и захватов;
— прямолинейность движений вооруженной руки в уколах (ударах), защитах, возвращении назад в позицию;
— изолированность движений при выполнении переводов за счет усилий кисти и пальцев;
— быстроту движений оружием при нанесении уколов (ударов), выполнении финтов, действий на оружие, защит;
— стандартизированность финальных положений гарды в момент нанесения уколов (ударов), выполнения оппозиций;
— стандартизированность положений ладони при нанесении уколов и взятии защит;
— типовые направления лезвия при нанесении ударов;
— свободное перемещение вооруженной руки в плечевом суставе;
— держание оружия с определенным напряжением пальцев в момент нанесения уколов (ударов), выполнения защит, переводов и т. д.;
— отсутствие дополнительных движений, предшествующих уколу (удару).
Каждая из деталей техники приемов передвижений и движений оружием требует самостоятельного совершенствования и контроля за качеством выполнения.

По материалам:
Тышлер Д.А., Мовшовнч А.Д. Физическая подготовка юных фехтовальщиков. — М.: Советский спорт, 1996.
Тышлер Д. А., Мовшович А. Д. Двигательная подготовка фехтовальщиков. — М.: Академический проект, 2000

Источник

Читайте также:  Тренировка для быстрого похудения для всего тела
Оцените статью