11 фактов о фуэте
Конечно, одним из самых узнаваемых балетных движений, своего рода визитной карточкой балета, является молниеносный поворот с захлестывающим движением рабочей ноги. Давайте познакомимся поближе с ним.
1 . То, что мы привыкли называть фуэте, на самом деле — обозначение лишь захлестывающего движения ногой спереди назад. Полное же движение
с прокручиванием, поворотами, называется туры фуэте (фуэте ан-турнан) . Или, как писал Аким Волынский, фуэтируемые пируэты . То есть, само прокручивание называется пируэтом, туром, а захлестывающее движение ногой спереди назад в это время — это и есть фуэте (от французского fouetter — хлестать). При этом захлестывающая нога проделывает деми-ронд («demi-rond», т.е. «полукруг»; это значит, что захлестывающая нога делает этот самый захлест на 180 граусов, проще говоря до положения спиной к залу).
2. Фуэте присутствовали в балете не всегда, их развитие пришлось на конец 19 века. Многочисленные пируэты с опорой лишь на одну ногу делали давно, эти трюки были присущи уличным итальянским танцовщикам «grotteschi». С итальянцами же связан и резкое повышение количества таких пируэтов. 14 фуэте первой исполнила итальянка Эмма Бессон 4 октября 1887 году во время балета «Гарлемский тюльпан» на сцене Мариинского театра; второй раз 14 фуэте сделала другая итальянка, — Элена Корнальба. Это было 10 января 1888 года в том же спектакле и театре. Суть данного балета, его приманка для публики, как раз и заключалась в виртуозной технике солистки, а не в каком-то замысловатом сюжете.
3. Долгое время считалось, что первой исполнила 32 фуэте опять же итальянка Пьерина Леньяни в спектакле «Сендрильона» («Золушка») 5 декабря 1893 года. По крайней мере так писала одна из петербургских газет в 1893 году после спектакля «Золушка» в Мариинском театре. Там утверждалось, что Леньяни может делать 32 фуэте «на золотом рубле», не сходя с одной точки. А затем еще и на бис 28 раз.
Однако буквально недавно, уже в 21 веке, выяснилась любопытная деталь. Был поднят альбом балерины, находившийся в музее Театро алла Скала , где под той самой статьей, восхваляющей Леньяни, она собственноручно сделала подпись: «Я никогда не делала этого. Я едва могла сделать 24».
Это противоречит интервью той же Леньяни, данному в апреле 1893 года в Лондоне (т.е. за полгода до «Золушки»), где она говорит о том, что все-таки делает 32 фуэте (в балете «Алладин»), однако с оговорокой: «немногие могут также». Следует ли из этого, что в то же время (или быть может, даже ранее) были и другие балерины, способные на такой трюк? Пока вопрос открыт.
4. Вообще, считается, что именно итальянкам этот трюк присущ более всех. Так, например, считал известный балетовед-философ Аким Волынский. Волынский связывал это с тем, что итальянки (итальянцы), — это наследники этрусков, народа, склонного к цельности и круглоте, и создавшего арку и свод. Им изначально, от рождения органически присуще чувство круга, на уровне инстинкта. «Итальянка пригвождена к своему месту, верна своему центру и кружится в своих чувствах не только с пламенным порывом, но и совершенно согласованно с самой собой».
По словам М. Кшесинской, лишь «Итальянки рождаются с пируэтом».
Волынский также отмечал, что пируэты вообще лишь частично присущи натуре русской балерины, только в исключительных случаях. Про легендарную Павлову он писал, что она обычно исполняет пируэты «с лицом испуганным, и чувством неуверенности, разлитым по всему телу».
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит.
Некоторые в этих строчках А. Пушкина из поэмы «Евгений Онегин» видят описание как раз фуэте, проделываемое известной балериной того времени Авдотьей Истоминой. Супруга поэта А. Блока Любовь Менделеева писала: «Касаясь» — явно на высоких полупальцах, «медленно кружить» — переводить ногу спереди назад широким полукругом позволял Истоминой прекрасный апломб, выработанный учителем Дидло». Точно также, как фуэте, трактовала эти строчки одна из любимых балерин Сталина Ольга Лепешинская.
С этим не согласен великий советский танцовщик Владимир Васильев. Он справедливо отмечает, что во времена Пушкина и Истоминой фуэте еще не существовали. И действительно, выше мы с вами уже об этом говорили. По мнению Васильева, речь идет об элементе Ронд де жамб (в переводе с французского — круг ногой).
Ронд де жамб партер
6. Именно фуэте мы обязаны пуантам и балетной пачке в том виде, в котором мы к ним сегодня привыкли. Твердый носок пуантов был необходим для фуэте, с усовершенствованием пуантов связано и возрастание количества оборотов (ранее носок пуантов был мягким, большое количество оборотов нельзя было сделать). А для того, чтобы длина юбки не мешала движению фуэтирующей ноги, их стали крахмалить, и так появились современные пачки.
7. Несмотря на то, что сейчас уже невозможно представить себе без 32 фуэте такие спектакли, как «Дон Кихот» или «Лебединое озеро», а впервые множественные фуэте были выполнены еще в конце 19 века, они не сразу вошли в обязательный набор балерины. Считалось, что это особый балетный трюк, не обязательно органично входящий в хореографическую канву постановки, и нужный лишь для того, чтобы дать блеснуть приме. Поэтому фуэте не любила, например, Анна Павлова. Также скептически к множественным оборотам относилась легендарная Сильфида — Мария Тальони.
8. Знаменитая Ольга Лепешинская никак не могла освоить фуэте. Ей приходилось оставаться после занятий, когда школа уже закрывалась, и заниматься дополнительно. Она чертила круг, чтобы не вываливаться из него, однако поначалу не сходить с места не получалось: «Шесть — вон из круга. восемь — вон из круга. Шестнадцать, а потом на спор — 64».
Рекорд же, по всей видимости, принадлежит Софье Головкиной, которая делала 100 раз. По крайней мере, существует такая легенда.
9. Майя Плисецкая и Галина Уланова никогда не делали 32 фуэте в «Лебедином озере». Общеизвестно — стиль Плисецкой не особо отличался техникой, но крутить фуэте в принципе она могла.
Тем не менее, фуэте в коде 3 акта «ЛО» Плисецкая заменяла серией тур-пике, переходящих в шене, по кругу.
Майя Плисецкая в 3 акте «Лебединого озера»: с 8:11 — Тур-пике (с подгибающейся ногой), переходящие в шене (на прямых ногах).
10. В некоторых западных балетах 32 фуэтэ крутят мужчины. Один из самых известных таких балетов — «Этюды» Харольда Ландера.
Игорь Цвирко, Большой театр, исполняет фуэте (на 1:03).
11. На сегодняшний день техника фуэте существенно ушла вперед. Напримр вот какие виды фуэте можно увидеть:
— фуэте с подпрыгиванием , Аньес Летестю (с 1:50)
— с руками на талии , Екатерина Максимова
— с туром алясгон (начинается на 9:53, тур алясгон — на 9:56 и далее повторяется через двойные и 2 одинарных).
— Наталья Осипова: первые десять — двойные, затем двойные с руками на талии идут через два одинарных
Существуют так называемые «итальянские» фуэте, состоящие из чередования батмана девлоппе (попросту — мах) и аттитюда после поворота, выполняемых одной ногой. Они мало напоминают стандартный трюк.
Итальянские фуэте исполняет Люсия Лакарра
12 . И, наконец, почему именно 32? В этом вопросе проще запутаться, нежели разобраться. Кто-то пишет, что это соответствует количеству тактов (32), но тогда почему тактов именно 32?
Изложу чисто свое предположение. Как известно, 32 фуэте (а мы уже выяснили, что было меньше) Леньяни впервые исполнила в «Золушке» в 1893 году. Поскольку традиционно для тех времен хореография ставилась под конкретную балерину с ее техническими особенностями и «фишками», то Петипа (который по совместным репетициям конечно же знал, что Леньяни может делать такой трюк) где-то просто выкроил (либо столько тактов оставалось не заполнено движениями) несколько тактов и вставил туда эти фуэте, чтобы поразить зрителей.
Конечно, как мы выяснили, никаких 32 фуэте не было, но, скорее всего, задуманных аккомпанирующих тактов было именно столько. Насчет самих фуэте: возможно, что кто-то либо обсчитался, либо сознательно насчитал именно столько, — чтобы подогнать неудавшуюся действительность под задуманное. По крайней мере рецензенты писали именно о 32 оборотах. Поэтому именно эта цифра была взята за основу, и на нее ориентировались последующие исполнительницы. А поскольку балет — искусство консервативное, и если что-то там закрепляется, то остается надолго, то и количество фуэте так и осталось с тех времен ( все изложенное является плодом фантазии автора ).
Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь , комментируйте, делитесь с друзьями.
Источник
Как научиться делать фуэте художественная гимнастика
Гимнасткам от 7 до 12 лет и их родителям, которые хотят помочь своим детям в этом спорте
Данный курс позволит сэкономить вам время и деньги! Потому как для того, чтобы изучить весь объём представленной в курсе информации, понадобится значительно больше личных консультаций!
Здесь вы можете сколько угодно раз просматривать все упражнения.
Доступ к материалам курса предоставляется на полгода, в течение которого, вы можете вновь возвращаться к заданиям и отробатывать необходимые моменты.
1. Стопы (здоровые и красивые стопы у гимнасток)
2. Растяжка
3. Развитие выворотности
4. Партерная хореография и гимнастика
5. Станок (экзерсис двумя руками за опору)
6. Элементы (вращения и равновесия)
— Теоретическая часть и практические задания!
— Словарь терминов
— Текстовые инструкции к каждому модулю
— Доступ к курсу полгода
— Чат с поддержкой
1. Стопы (здоровые и красивые стопы у гимнасток)
2. Растяжка
3. Развитие выворотности
4. Партерная хореография и гимнастика
5. Станок (экзерсис двумя руками за опору)
6. Станок (экзерсис одной рукой за опору)
7. Элементы (вращения и равновесия)
8. Маленькие прыжки в хореографии
— Теоретическая часть и практические задания!
— Словарь терминов
— Текстовые инструкции к каждому модулю
— Доступ к курсу полгода
— Чат с поддержкой
— Обратная связь от меня и кураторов проекта
1. Стопы (здоровые и красивые стопы у гимнасток)
2. Растяжка
3. Развитие выворотности
4. Партерная хореография и гимнастика
5. Станок (экзерсис двумя руками за опору)
6. Станок (экзерсис одной рукой за опору)
7. Элементы (вращения и равновесия)
8. Маленькие прыжки в хореографии
— Теоретическая часть и практические задания!
— Словарь терминов
— Текстовые инструкции к каждому модулю
— Чат с поддержкой
— Обратная связь от меня и кураторов проекта
— Бонусный мини-курс
«Как научиться делать фуэте»
— Доступ к курсу на год
Источник
32 фуэте — бессмысленный трюк? Для чего фуэте нужны в балете?
В данной коротенькой статье хочется просто поинтересоваться мненим читателей относительно присутствия в балетах такого трюка, как 32 фуэте (а бывает и меньше). Не задумывался ли кто-нибудь (а я уверен, что кто-то задумывался), какой вообще в них смысл?
Немного об истории. Многооборотные пируэты с захлестом рабочей ногой стали появляться примерно в середине 19 века и связаны с прогрессом балетной обуви — пуантов. Носок пуантов становился со временем более твердым, что способствовало более устойчивому апломбу балерины (т.е. умению держать равновесие на носке).
Кстати, насчет пуантов Марии Тальони. В таких пауантах невозможно было скрутить 32 фуэте — их носок был достаточно мягким, а сама она, строго говоря, танцевала не на пальцах, а на части стопы между пальцами и полупальцами. Апломб она не держала — у нее все позы перетекали одна в другую, без фиксации. На таких пуантах делали максимум 2-3 пируэта.
Так вот, одно из первых упоминаний о нескольких подряд фуэте (а именно в количестве 5 штук) датировано осенью 1868 года и связано с именем французской балерины австрийского происхождения, танцевавшей в России, Генриетты Дор . В дальнейшем она увеличила их число до девяти. 14 фуэте впервые сделали с промежутком буквально в 2 месяца Эмма Бессон и Элена Корнальба, также гастролерши, только итальянские (октябрь 1887 года и январь 1888-го). Это был балет «Гарлемский тюльпан» в Мариинском театре. Смысла в нем особо не было, его гвоздем как раз была демонстрация разных технических возможностей балерин.
Точно не известно, когда впервые были исполнены 32 фуэте. На просторах интернета (и даже на страницах серьезной исторической литературы) вы можете встретить информацию, что их впервые скрутила итальянка Пьерина Леньяни в балете «Золушка» в декабре 1893 года, но это не соответствует истине. В той «Золушке» Леньяни, по ее же собственным словам, сделала только 24 фуэте. Это во-первых. Во-вторых, известно, опять-таки из ее интервью, что 32 фуэте она делала еще в апреле 1893 года в балете «Аладдин», когда являлась приглашенной примой театра «Альгамбра» в Лондоне. Но и это, скорее всего, не первый случай, т.к. судя по словам Леньяни из того же интервью, датируемого апрелем 1893 года, «немногие могли похвастать этим» . Значит, уже тогда, к 1893 году, 32 фуэте делали и другие балерины. Здесь, скорее всего, надо копать в направлении внутренних постановок итальянского балета, который славился своими виртуозными танцовщицами.
Ну а в январе 1895 года та же Леньяни сделала 32 фуэте в обновленной и успешной версии «Лебединого озера», и это был грандиозный успех. С тех пор там они так и остались.
Сегодня многочисленные фуэте уже прочно вошли в хореографию многих балетов, как и в технический арсенал балерин, которые претендуют на статус солисток. Фуэте можно увидеть в «Дон Кихоте», «Пахите», «Баядерке», «Эсмеральде», и даже иногда в «Щелкунчике». Я думаю те, кто следит за конкурсом «Большой балет», видели па-де-де из этого балета в исполнения саратовской пары, когда Кристина Кочетова в коде сделала 12 фуэте (что является данью традиции, ведь в самом первом «Щелкунчике» 1892 года Антониетта Дэль`Эра делала фуэте, только в количестве 16 штук). Только вот вопрос — а для чего они там нужны?
Ликование Одиллии, «Лебединое озеро», Джиллиан Мерфи
Чуть ли не единственным примером оправданного вплетения фуэте в хореографию и драматургию спектакля считается «Лебединое озеро». Там Одиллия в черном па-де-де соблазняет принца Зигфрида, ей это удается, а 32 фуэте отражают ее ликование по этому поводу. Так, по крайней мере, принято считать, но есть основания в этом сомневаться.
Дело в том, что в постановке ЛО 1895 года, от которого пошли все более поздние известные версии спектакля, и где 32 фуэте были сделаны Одиллией, обольщения-то как такового и не произошло. Ротбарт там требует от Зигфрида поклясться в том, что он любит Одиллию и женится на ней, но тот отказывается клясться. Стало быть, и там Петипа добавил данный трюк лишь для зрелищности.
Известно, что многие примы российского имперского или советского балета скептически относились к 32 фуэте. Не любили их Анна Павлова, Ольга Преображенская, Галина Уланова, Майя Плисецкая . Они считали, что это бессмысленный трюк, который мешает раскрытию образа и не соответствует балету как искусству, способствует перекосу акробатической техники в ущерб артистической игре.
В тему будет упомянуть о таком случае. Той же Корнальбе пообещали в 1888 году, что за успешное исполнение партии Жизели в одноименном балете на родине в Италии ей дадут звание прима-балерины ассолюта. Однако техничная итальянка оказалась крайне блеклой в драматической игре, была раскритикована прессой и звания не получила.
С Плисецкой даже связан случай, когда на гастролях в Нью-Йорке кто-то из журналистов усомнился в ее способности выполнять данный трюк, т.к. она почти никогда его не делала, заменяя его в ЛО серией тур-пике манеж (по кругу). Дабы развеять сомнения, Плисецкая тогда 32 фуэте скрутила.
Кстати, и Мария Тальони также не переносила многочисленных пируэтов (хотя при ее жизни 32 фуэте еще не было), упрекая современных балерин в бессмысленности их танца, а их пуанты с твердым носком называя «ортопедическими приспособлениями».
А вот Матильда Кшесинская наоборот, так загорелась этим трюком в свое время, что стала первой русской, выполнившей его.
Тем не менее, доводилось встречать мнение, что данный трюк слишком часто и не по месту используется в балетах, и зачастую вообще никак не соответствует музыке.
А может быть, и не стоит ждать от 32 фуэте смысла? Может быть, не все ждут от балета соответствия каждого движения драматургии спектакля? Кому-то просто хочется посмотреть на технику балерины и получить заряд эмоций. В конце концов, немалое количество людей идет на балет ради удовольствия. А уж когда на арену выходят такие примы, как Наталья Осипова, чьи пируэты захватывают дух, то 32 фуэте становятся как бы отдельным произведением искусства.
Источник