Вот как медитация может изменить вашу личность
«Медитация не перенесет вас в другой мир, но она откроет вам самые глубокие и удивительные измерения мира, в котором вы уже живете. Спокойное созерцание этих измерений и приведение их в служение состраданию и доброте – это правильный путь к быстрым достижениям как в медитации, так и в жизни.» – ДЗЕН МАСТЕР СИН ЮН.
Когда дело доходит до изменения личности, медитация – это, пожалуй, самый лучший секрет.
Те, кто регулярно медитирует, получают награды, совершенно неизвестные обычному человеку. Без ведома медитирующего, очищая свою психику от токсичных эмоциональных и ментальных осколков, они создают пространство для того, чтобы качества высшего порядка вошли в их жизнь.
Их действия больше не управляются эгоистическими побуждениями — вместо этого они направлены вовне, прочь от своего эго и к подлинному счастью. Но не нужно верить мне на слово: исследования достоверно показали, что практикующие длительную медитацию люди, приобретают более позитивные личностные характеристики.
Кратко, вот профиль личности медитирующего человека:
1. Создает гармонию, куда бы он ни пошел
2. Не взрывается, независимо от предмета или обстоятельств
3. Аутентичен, способен быть самим собой без страха
5. Спонтанно радостный и благодарный
6. Безоговорочно любит и принимает
7. Свободен от зависимости и негативных мыслей
Медитация изменяет личность через петлю положительной обратной связи, делая две вещи одновременно: повышая нашу осознанность и разрушая наше эго.
Как Медитация Трансформирует Личность
1. МЕДИТИРУЮЩИЕ СОЗДАЮТ ГАРМОНИЮ: ОНИ АТМОСФЕРНЫЕ АЛХИМИКИ
Заядлый медитирующий человек работает в эмоциональном равновесии, которое нелегко вызвать или поколебать другим мнением или бессмысленным оскорблением. Когда медитирующий человек входит в комнату, он действует как атмосферный алхимик; он изменяет энергию комнаты без грубой силы или без предложения изменений. Само их присутствие прорезает какофонию апатии, ненависти, разобщенности и несчастья, и наполняет ее полным покоем и гармонией. Медитирующие постоянно разрешают свой внутренний психический конфликт — поэтому у них нет внутреннего конфликта, и они рассеивают конфликт, куда бы они ни пошли.
2. НЕ СРАБАТЫВАЕТ: У МЕДИТИРУЮЩИХ ТОЛСТАЯ КОЖА
Трудно обидеть того, у кого слабое эго. «Слабый» здесь используется в позитивном смысле; это означает, что вы не отождествляете себя с фальшивым «я». Вместо этого вы отождествляетесь со своим истинным «Я», которое не заинтересовано и не вовлечено в какую-либо поверхностную идентичность. Когда вы отождествляетесь с целостностью, которая намного больше вашего маленького эго-Я, вас не беспокоят травмы вашей эфемерной идентичности. Более того, у вас есть редкое понимание мотивов других: вы знаете, что то, что они говорят вам, в конечном счете даже не о вас. Это о них и о том, как они видят мир. Медитирующие проводят время, позволяя своим собственным мыслям приходить и уходить; они осознают, насколько случайными могут быть их собственные мысли. Когда вы даже не принимаете свои собственные мысли всерьез, как вы можете быть оскорблены озвученными мыслями кого-то другого?
Было доказано, что медитирующие обладают большей способностью к саморегуляции. Саморегуляция – это наша способность контролировать, оценивать и регулировать собственные эмоции. Когда вы лучше контролируете свое внутреннее состояние, вас не так легко втянуть в спор или бесполезный разговор. В конечном счете вы осознаете, что негативность других вызвана нарушениями в их собственном уме. Как только вы осознаете это, как вы можете быть обеспокоены неразрешенным эмоциональным конфликтом в других?
3. ПОДЛИННОСТЬ: МЕДИТИРУЮЩИЕ МОГУТ БЫТЬ САМИМИ СОБОЙ
Когда мы медитируем, мы сбрасываем слои нашего искусственного «я». Поступая таким образом, мы все больше принимаем нашу истинную природу, которая свободна от самоосуждения. Негативный, критический голос в наших головах со временем ослабевает с медитативной практикой, и мы воплощаем более детскую позицию. Детей не беспокоят их маленькие несовершенства и «недостатки». Медитация позволяет нам вернуться в это состояние беззаботности. Медитация также усиливает сострадание к себе и сострадание к другим, и когда мы сострадаем своим недостаткам, мы способны сострадать и другим.
4. ПЛОДОТВОРНОЕ ТВОРЧЕСТВО: МЕДИТИРУЮЩИЕ ИСПОЛЬЗУЮТ БЕЗГРАНИЧНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ
Медитирующие люди все больше и больше чувствуют себя комфортно в тишине и пустоте; и, как это происходит, «пустота», или праздное время, является плодородной почвой, на которой растет воображение. В медитации мы подключаемся к бесконечному полю недифференцированных идей и путей для исследования. Исследования показали, что медитация повышает творческую активность и когнитивную гибкость, которые необходимы для того, чтобы видеть вещи по-другому. Когда мы сбрасываем слои суждений и ожиданий, которые мы имеем о мире, мы можем обнаружить различные закономерности в том, что мы видим. И мы можем вводить новшества только тогда, когда видим вещи по-другому.
5. СПОНТАННОСТЬ: МЕДИТИРУЮЩИЕ БЕЗ УСИЛИЙ РАДОСТНЫ И БЛАГОДАРНЫ
Те, кто практикует осознанность, становятся более счастливыми и благодарными, без необходимости напоминать себе об этом. У них есть то, что я называю «моменты трезвости», которые являются примерами ощущения полного погружения в любовь, радость, благодарность и блаженство — и все это до 8:30 утра без каких-либо наркотиков! Это происходит потому, что медитация знакомит нас с непостоянством жизни; мы осознаем, что у нас так мало времени, чтобы быть здесь, быть живыми и наслаждаться каждым моментом, который нам дан. Когда мы пробуждаемся и понимаем, что наша жизнь проходит, мы не можем быть ничем иным, как благодарными и счастливыми, что живем, независимо от того, где мы находимся.
6. БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ И ПРИНЯТИЕ: МЕДИТИРУЮЩИЕ ВИДЯТ ВАС ТАКИМИ, КАКИЕ ВЫ ЕСТЬ
Медитирующие обучены принимать настоящий момент таким, какой он есть, и для этого нужно включить себя в уравнение. Они учатся принимать именно то, где они, кто они и каковы они есть. Исследования показали, что медитирующие обладают повышенной способностью к эмоциональному принятию.
Когда мы действительно принимаем себя, мы не можем не распространить это принятие на других. Это всего лишь один из способов, которым медитация улучшает все наши отношения одним махом: когда мы трансформируем создателя наших отношений (наш собственный ум), мы трансформируем сами отношения. Слишком часто мы смотрим на другого человека как на причину наших страданий, несчастий или неудовлетворенности. Но это то, что мы отражаем.
Мы всегда видим то, что мы есть. Поэтому, когда мы медитируем, мы видим себя, мы любим и принимаем себя, и мы, естественно, принимаем и любим других. Медитация любящей доброты, в частности, усиливает эту способность.
7. ОСВОБОДИТЕСЬ ОТ ЗАВИСИМОСТИ: МЕДИТИРУЮЩИЕ СПОСОБНЫ ПРОТИВОСТОЯТЬ ЭМОЦИЯМ ЛИЦОМ К ЛИЦУ
Медитация противодействует зависимости на нескольких уровнях. Во-первых, медитация оказывает благоприятный эффект, увеличивая силу сети самоконтроля в мозге, улучшая нашу базовую способность воздерживаться от вредных привычек и зависимостей. Во-вторых, медитация позволяет нам чувствовать себя комфортно с дискомфортом. Это бесценный навык. Способность сидеть со своей тревогой, депрессией, разбитым сердцем или желанием убежать, не действуя ни на что из этого, – это сверхспособность.
К сожалению, слишком мало людей испытывают эфемерную природу эмоций; они не учатся на собственном опыте, что даже самые сильные и самые ужасные эмоции проходят со временем. Эмоции в конечном итоге хотят быть выраженными; они хотят выхода из вашего тела и разума. Сидя с ними, позволяя им подниматься и опускаться, мы даем им шанс на самовыражение, не нанося при этом вреда самим себе.
По своей сути, зависимость – это средство бегства. Когда нам комфортно пережить даже самые болезненные обстоятельства в нашей жизни, нам больше не нужно убегать, и мы не становимся жертвами зависимости.
«Прикоснитесь к своему внутреннему пространству, которое есть ничто, такое же безмолвное и пустое, как небо; это ваше внутреннее небо. Как только вы обосновались в своем внутреннем небе, вы пришли домой, и в ваших действиях, в вашем поведении возникает большая зрелость. Тогда во всем, что вы делаете, есть благодать. Тогда все, что вы делаете – это поэзия сама по себе. Вы живете поэзией; ваша ходьба становится танцем, ваше молчание становится музыкой.» – OSHO
Источник
Дхарма-маркетинг: как медитация стала мейнстримом и так ли она всесильна
Практику медитации стали воспринимать как панацею от всего на свете — от мигрени до разбитого сердца, от застоя в творчестве до повышения ежемесячного дохода с продажи онлайн-курсов. Голливудские актеры инвестируют в mindfulness-приложения, которые возглавляют рейтинги по скачиванию в AppStore, а крупные IT-компании — в сеансы «практик созерцания» для своих сотрудников, которые начинают важные совещания с «минутки осознанности». The Guardian пишет о том, что медитация поможет улучшить сексуальную жизнь, многочисленные сериалы иллюстрируют, как где-то в Аризоне медитацией занимаются успешные и богатые люди (из последнего — «Покои» с Умой Турман, эпизод «Осколки» пятого сезона «Черного зеркала»). Древнейшая духовная практика Востока приобретает несколько потребительский характер на Западе.
Медитация и Запад
Ответ на вопрос, почему медитация и другие восточные практики стали столь популярными в западных странах в последнее десятилетие, в первую очередь стоит искать в геополитике. Джозеф Кэмпбелл в своей легендарной книге «Тысячеликий герой» 1949 года писал:
«Все мировые религии строятся на раздоре, потому что служат инструментами пропаганды и самовосхваления, даже буддизм в последнее время претерпевает деградацию, усваивая уроки Запада».
Под деградацией, очевидно, имеется в виду навязывание культурных особенностей Востока западным народам, которые воспринимают чужие обычаи в совершенно ином ключе, — в общем, апроприация как она есть. Цигун, ушу, йога — сами по себе не религиозные, но идущие рука об руку с буддизмом, — стали широко распространены на Западе и воспринимаются уже не так экзотично. В Индии и Китае существуют государственные программы, популяризирующие такие практики, которые призваны оказать существенное культурное влияние на Западе и, как следствие, шире распространить буддийскую культуру и традиции.
Карл Густав Юнг в 1936 году написал эссе «Йога и Запад», в котором раскритиковал применение йогической техники западными народами, но в конце добавил, что в йоге как таковой ничего плохого не видит.
«Европеец обожает системы и методы, способные лишь еще более подавить в человеке естественное, которое все время становится европейцу поперек дороги. Поэтому он наверняка станет употреблять йогу во зло, ибо психические предрасположенности у него совсем иные, нежели у человека Востока. Я готов сказать каждому: «Изучай йогу и ты многому научишься, но не пытайся применять ее, поскольку мы, европейцы, попросту не так устроены, чтобы правильно употреблять эти методы. Индийский гуру все тебе объяснит, и ты сможешь во всем ему подражать»».
Тот же вопрос можно применить и к медитации: нужна ли она западному человеку, сможет ли он правильно воспользоваться этим инструментом работы с собственным сознанием?
«Сложно ответить на вопрос, потеряла ли что-то медитация, пока шла на Запад, — говорит Егор Лобусов, выпускник факультета фундаментальной медицины МГУ, врач-невролог, практик цигуна (китайского варианта медитации), член ассоциации когнитивно-поведенческой терапии. — Ведь серьезные западные практики (из известных соотечественников возьмем Бориса Гребенщикова или Германа Грефа) долго обучались у своих гуру на Востоке — в Тибете или Индии. Определенная передача «сакральных» знаний существует, но масс-медиа часто искажают переводы и неправильно доносят информацию. Чтобы стать хоть сколько-то пробужденным и просветленным, западному человеку нужно пройти долгий путь — в первую очередь, выучить язык и каким-то образом влиться в единый культурный контекст. Это очень непросто, поэтому так мало тех, кто по-настоящему занимается практиками, а не играется в них».
Медитация и наука
Мощная mindfulness-волна повлекла за собой популяризацию научных исследований и активное применение практик в психотерапии. Заручившись поддержкой со стороны науки, медитация охватывает все больше любопытствующих умов. Но и здесь происходят нестыковки: недавно в научном сообществе прогремел взрыв — издание Plos One отозвало работу 2015 года, которая якобы доказывала пользу медитации для людей, страдающих различными хроническими заболеваниями. Оказалось недостаточно оснований, чтобы считать выводы верными, к тому же был обнаружен скрытый конфликт интересов: авторы исследования работали в медицинском центре, продающем услуги «практик осознанности», и явно были заинтересованы в том, чтобы их «метод» работал.
«К сожалению, наткнуться на «фейк ньюс» не только в политике и экономике, но и в медицине можно довольно часто, — рассказывает врач Егор Лобусов. — Обороты фармацевтического бизнеса превышают обороты нефти, и влияние его на политику, систему образования, мышление очевидно, как и лоббирование определенных интересов, в том числе исследований, которые якобы позволяют обходиться без медикаментов. Явление, которое становится популярным и модным, и к тому же с научно доказанной эффективностью, будет сопровождаться чудовищным количеством искажений и домыслов. Так происходит и с медитацией прямо сейчас».
«Когда «религиозный» метод в то же время рекомендуется в качестве метода «научного», можно быть уверенным, что он найдет на Западе широкую публику». Карл Густав Юнг, «Йога и Запад», 1936 год.
Тем не менее многочисленные исследования говорят о действительной пользе «практик созерцания», которые включаются в психотерапию и набирающую обороты когнитивно-поведенческую терапию. Вторая подразумевает, что, изменив образ мышления, поведение и устранив определенные стереотипы, можно решить психологические проблемы. И медитация тут как нельзя кстати — терапевты предлагают ее в качестве «домашнего задания». Работа с «практикой созерцания» направлена на снятие проявлений тревоги, на мышечную релаксацию и уменьшение дисрегуляции вегетативной нервной системы, а также на развитие умения «разглядеть» свой автоматический мысленный поток и научиться безоценочному мышлению, что может изменить отношение к вещам, людям, событиям.
«Трудно провести грань между психологическим и физическим аспектом, — поясняет Лобусов. — Потому что любое физическое заболевание, сложная травма ноги или мигрень всегда будет сопровождаться психологической реакцией. Физические травмы сильно влияют на состояние вегетативной нервной системы и процессов восстановления организма в целом. Грубо говоря, если у вас плохое настроение, раны будут заживать медленнее. Было даже проведено исследование, в котором ученые пришли к выводу, что у добрых врачей, создающих «положительный климат», пациенты выздоравливают лучше. То есть психологическая поддержка вкупе с медитацией могут положительно повлиять на восстановление физическое, если только речь не идет о таких серьезных вещах, как приступы шизофрении или галлюцинации. Здесь уже не до медитативных практик».
Татьяна Палкина, психолог, аспирантка факультета психологии МГУ, добавляет: «Использование медитации психологами в своей работе — скорее редкость, чем правило. Однако медитация в ее упрощенном варианте уверенно входит в повседневную жизнь людей. В основном это обусловлено необходимостью расслабиться и скинуть груз будничных проблем. Правильно выполняемые сеансы медитации действительно могут оказывать терапевтический эффект. Однако необходимо понимать, что такая техника имеет краткосрочное расслабляющее и успокаивающее действие для возвращения человека в стабильное психологическое состояние, и существует масса альтернативных способов перезагрузки — от занятий спортом или любимым делом до общения с близкими. Медитация не гарант психологического благополучия и успеха. Большинство людей вполне могут прожить долгую и счастливую жизнь и без практик медитации».
Кадр из фильма «Ешь, молись, люби»
Темная сторона дхармы
В этом году в СМИ вышло немало статей, в какой-то мере «разоблачающих» медитацию. Vice рассказывал о ее «темных» аспектах, описанных еще в древних буддийских текстах, ему вторило российское издание «Нож». Приводились показания нескольких людей, прошедших ретриты по системе Гоенки и впавших после этого в глубочайшую депрессию. Ученый Уиллоуби Бриттон, пытаясь выяснить причину проблемы, так как сама прошла через то же самое, опубликовала статью, основанную на показаниях пострадавших.
«Это совершенно нормальная история, — уверен Егор Лобусов. — Вообще, так и должно быть с теми, кто не был морально подготовлен к многочасовым практикам осознанности, особенно, если до этого человек пребывал в подавленном состоянии. Плюс ко всему, должен быть внимательный наставник, очень чуткий к изменениям состояния сознания своих студентов. Я наблюдал разных медитирующих. В том числе тех, кто практикует десятилетиями, но ненавидит мир вокруг, их раздражают люди, потому что они мешают медитировать. Мол, люди бездуховны, не дают отправиться прямиком в нирвану».
Таким образом, распространенное мнение о том, что медитация делает людей лучше, — заблуждение. Печально, но она может привести к полной безответственности за собственные поступки, ведь человек винит только мир вокруг себя. Эта негативная установка как раз и приводит к тому, что часто после ретрита люди чувствуют опустошение и отчаяние.
Лобусов утверждает: «Занимаясь практиками без наставника, человек в лучшем случае потеряет время, в худшем — может обрести стойкую депрессию. Медитация, как алкоголь, наркотики и другие вещи, приводящие к измененному состоянию сознания, сопровождается стойким паттерном ухода от реальности. Так, люди с психологическими деформациями часто прибегают к алкоголю, чтобы отвлечься от проблемы. Алкоголь не позволяет найти ответ на вопрос, он позволяет забыть вопрос. К сожалению, для многих медитация работает также: люди уходят в нее, чтобы избежать принятия внутренних или внешних конфликтных ситуаций. Серьезные наставники на Востоке предупреждают: медитация не принесет счастья, не стоит заниматься ей ради удовольствия. Это встреча с самим собой и с проблемами, которые нужно решать».
Поезд, который идет на Восток
Дэвид Линч пропагандирует трансцедентальную медитацию уже больше 40 лет, причем иногда в достаточно фанатичной форме, что, впрочем, может быть следствием адаптации его книги «Поймать большую рыбу» о режиссуре и медитации на русский язык:
«С тех пор я ни разу за тридцать три года не пропустил медитацию. Я выделяю для нее время утром и после ужина, каждый раз по двадцать минут. Затем продолжаю заниматься обычными ежедневными делами. И я стал замечать, что мне все больше и больше нравится то, чем я занимаюсь. Обостряется интуиция. Растет удовольствие от жизни, а негатива становится меньше».
Очевидно, что медитация в западной культуре сегодня — это атрибут успешности, который продолжает цепочку: вставить хорошие зубы, регулярно заниматься фитнесом, принимать витамины и далее по списку. Как легендарный «Paint» от старенькой «Винды», так и от iPhone сегодня неотделим стандартный встроенный параметр — «осознанность». Скачав одно из популярных приложений, можно спокойно помедитировать в обеденный перерыв. В общем, хочешь быть как Линч, ну или хотя бы «менеджером месяца», упражняйся в медитации. Но все мы помним историю про парня, который ушел из богатой королевской семьи, чтобы скитаться с бездомными и узнать, какой мир большой и сложный, затем начал медитировать и достиг нирваны — явно не с целью добиться повышения по службе.
«Тренд, создаваемый западной массовой культурой, будет рождать у любопытных идею начать медитировать, — считает Егор Лобусов. — Но каждый должен ответить на вопрос, зачем это нужно конкретно ему. Если человек, насмотревшись сериалов, где богатые и успешные медитируют, тоже начинает этим заниматься в надежде добиться успеха, то потерпит крах. Потому что путает причину со следствием. К сожалению, большинство людей живет именно такими автоматически навязанными идеями. Медитация — мощный инструмент, он требует аккуратности и, как бы тавтологически это ни звучало, — осознанности. Представьте, что практика созерцания — это поезд. Те, кто считают медитацию атрибутом престижа, выбирают поезд СВ с мягкими креслами и высококлассным обслуживанием, увлекаются красивыми светильниками или необычными розетками в вагоне, совершенно не интересуясь, куда идет этот поезд. В первую очередь медитирующий должен понимать свою конечную остановку».
Источник