Как избежать травмы при занятиях физическими упражнениями

Основные виды травм на занятиях по физической культуре и меры по их предотвращению

Марина Браткова
Основные виды травм на занятиях по физической культуре и меры по их предотвращению

Повреждением или травмой называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов.

В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны, подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы, кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения. Травмы бывают открытые – с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение органов и тканей происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.

По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней тяжести и легкие.

Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящие к потере учебной и спортивной деятельности сроком выше 30 дней.

Травмы средней тяжести – это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30дней.

Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительные нарушения в организме и потери общей и спортивной трудоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжения 1-й степени и др., при которых травмированному оказывается первая врачебная помощь, а также возможно сочетание назначенного врачом лечения сроком до 10 дней с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.

Читайте также:  Комплекс упражнений лфк при ишиасе

Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.

Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора. Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.

Существует еще один вид травмы – микротравмы. Это повреждения, полученные клетками тканей в результате однократного (или чаще повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающие нарушение их функций и структуры.

Среди видов спортивных повреждений ушибы наиболее часто встречаются в футболе, хоккее, боксе, борьбе, конькобежном спорте, спортивных играх.

Повреждения мышц и сухожилий часто наблюдаются при занятиях штангой, легкой атлетикой, гимнастикой.

Растяжение связок – преимущественно при занятиях штангой, борьбой и легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми и боксом.

Переломы костей относительно часто встречаются у борцов, конькобежцев, велосипедистов, хоккеистов, боксеров, горнолыжников, футболистов.

Раны, ссадины, потертости преобладают при занятиях велосипедным, лыжным, конькобежным спортом, хоккеем, греблей.

Сотрясения мозга наиболее часто встречаются у боксеров, велосипедистов, футболистов, представителей горнолыжного спорта.

По локализации повреждений у физкультурников и спортсменов чаще всего наблюдаются травмы конечностей, среди них преобладают повреждения суставов, особенно коленного и голеностопного. Среди спортивных травм, как правило, высокий процент травм средней и тяжелой степени.

Каковы же причины спортивного травматизма на занятиях по физической культуре?

Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведении занятий по физической культуре, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушение их правил, неправильное размещение участников. При проведении занятий: неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу, многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении упражнениями или видами спорта, неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя и т. п.

Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности детей.

Причинами травмы является также пренебрежительное отношение к подготовительной части занятия, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки или неправильное ее применение, частое применение максимальных нагрузок.

К травмам также может привести недостаточное материально-техническое оснащение занятий, плохое снаряжение (ненадежное крепление спортивного оборудования и инвентаря, невыявленные дефекты спортивных снарядов, несоответствие их возрасту занимающихся, неправильно подобранная трасса и т. п., неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок, отсутствие медицинского контроля.

Причинами травм могут стать допуск к занятиям воспитанников или учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболеваний или травм, по ограничению интенсивности нагрузок.

Существуют и внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы: состояние утомления, переутомления, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, перерывы в занятиях.

Подводя итог причинам травматизма, можно выделить следующие группы:

Причины методического характера:

• неправильная организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;

• выполнение сложных, незнакомых упражнений;

• занятия без разминки или недостаточная разминка;

• отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.

Причины организационного характера:

• отсутствие должной квалификации у преподавателя;

• проведение занятий без преподавателя;

• нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;

• неудовлетворительная воспитательная работа с обучаемыми;

• нарушение правил врачебного контроля;

• неблагоприятные метеорологические условия при проведении занятий или соревнований.

Зная причины возникновения повреждений и травматизма на занятиях физкультурой и спортом, необходимо разработать меры по их предупреждению.

Меры безопасности на занятиях физкультурой и спортом.

Предупреждение травматизма основано на принципах профилактики повреждений на занятиях физкультурой и спортом.

Общие требования безопасности.

Настоящие требования являются обязательными для преподавателей и обучаемых при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту.

Преподаватель по физической культуре несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся.

Преподаватель по физической культуре должен:

— проходить курсы по охране труда не реже 1 раза в пять лет;

— принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования;

— вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса;

— организовывать изучение воспитанниками правил безопасности на занятиях по физической культуре.

Преподаватель должен знать:

— подготовленность и функциональные возможности каждого воспитанника;

— медицинскую группу, к которой отнесены воспитанники по результатам медосмотра;

— воспитанников, освобожденных врачом от физических занятий после болезни;

Требования безопасности перед началом проведения занятий.

Преподаватель по физической культуре должен:

— проветрить спортивный зал, проверить исправность и надежность установки и крепления спортивного инвентаря и оборудования, провести тщательный осмотр места проведения занятий;

— при недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы;

— убедиться, что все воспитанники переоделись в спортивную форму;

— обеспечить безопасное проведение образовательного процесса;

— проверить готовность воспитанников к занятию и сделать опрос о состоянии здоровья.

Требования безопасности во время проведения занятий.

Преподаватель по физической культуре должен:

— соблюдать принцип доступности, последовательности при обучении воспитанников, индивидуально подбирать упражнения и физическую нагрузку;

— снизить нагрузку при появлении у обучаемых признаков утомления;

— обеспечить страховку при выполнении сложных технических элементов;

— следить за соблюдением обучаемыми инструкций, правил поведения на занятиях, точного выполнения команд преподавателя, принимать решения об отстранении воспитанников от участия в образовательном процессе при грубом и систематическом нарушении правил безопасности на занятиях по физической культуре;

— выполнять правила по охране труда, технике безопасности, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

Преподаватель по физической культуре должен:

— при жалобе на недомогание или плохое самочувствие немедленно направить воспитанника к врачу;

— в случае получения воспитанником травмы принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказать первую помощь пострадавшему, если требуется, направить его в ближайшее медицинское учреждение, доложить об этом заведующему детским садом, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не приведет к аварии или травмированию других людей.

— при возникновении неисправности в работе спортивного оборудования или его поломки прекратить занятия, сообщить об этом администрации. Занятия продолжить только после устранения неисправности.

— при возникновении пожара срочно эвакуировать детей из физкультурного зала, доложить о пожаре администрации детского сада, в пожарную охрану и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения (при отсутствии опасности для жизни и здоровья людей).

Требования безопасности по окончании занятий.

— организованно вывести воспитанников с места проведения занятий;

— проветрить физкультурный зал, закрыть окна, форточки;

— привести в порядок рабочее место, убрать физкультурный инвентарь в отведенное для него место.

— выключить электроосвещение, электроаппаратуру, закрыть помещение;

— обо всех недостатках, отмеченных во время работы, сообщить администрации.

Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.

Фотоотчет «Инструктор по физической культуре в ДОУ» Наталья Николаевна Бойко, работает инструктором по физической культуре в МАДОУ «Волшебница». Больше двадцати пяти лет она приходит в любимый.

Мастер-класс по физической культуре Новшество в работе. В конце месяца в детском саду, инструктор по физической культуре Кардашова И. А. провела мастер – класс гимнастики «Хатха.

Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой» По словам Ивана Бунина, человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. А для инструкторов.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение — это.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Портфолио инструктора по физической культуре «Единственная красота, которую я знаю, -это здоровье» Генрих Гейне, немецкий поэт Бойко Светлана Владимировна Год рождения: 18 октября.

Портфолио инструктора по физической культуре Инструктор по физической культуре 1. Ф. И. О. Зыкова Любовь Васильевна 2. Дата рождения: 23 мая 1959 г. 3. Образование: среднее специальное.

Рабочая программа по физической культуре в 3 классе Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Эссе «Я — педагог-инструктор по физической культуре» «Движение – первичный стимул ума ребенка». Н. М. Амосов. Я, Бойко Светлана Владимировна, работаю в МБДОУ «Раздольненский детский сад №5.

Источник

Как избежать травмы при занятиях физическими упражнениями

Как избежать травм во время тренировки?

Травмы во время тренировки выбивают из графика занятий физической подготовкой. Доставляют не только досаду, но и потерю времени и средств на лечение и восстановление до прежнего уровня спортивной формы.

Чтобы как — то защититься от различных повреждений опорно — двигательного аппарата, необходимо знать причины, по которым они случаются. Это касается не только тренировок, но и обыденной жизни.

начало тренировки без разминки;

в ходе занятий чрезмерная нагрузка на опорно — двигательный аппарат;

выполнение упражнений без учета индивидуальных особенностей организма, методических требований (наобум);

элементарная невнимательность, не собранность, плохое самочувствие.

Важность разминки мышц перед тренировкой

Разминка мышц перед тренировкой необходима для того, чтобы они безболезненно выдержали запланированную в ходе занятия нагрузку. Для этого их необходимо предварительно «разогреть».

Этот общепринятый термин означает усиление кровотока по сосудам, проходящим в той или другой группе мышц. Во время работы они пропускает через себя в несколько раз больше крови, чем в покое. Тем самым подготавливаем и сосудистую систему к предстоящим нагрузкам.

А ещё мышечно — связочный аппарат необходимо растянуть. Особенно — заднюю поверхность голени, бедра и мышцы спины. При этом улучшается тонус сосудов и увеличивается объем питательных веществ, поступающих к суставам, позвоночнику и мозгу.

Достигается эта цель с помощью простых упражнений:

1. И.П. стоя, не сгибая колена медленный наклон к носку левой ноги с выдохом «ХАА». Задержаться на двадцать — тридцать секунд. Затем то же движение — к правой.

2. Растянув каждую ногу в отдельности, расставляем ноги несколько шире плеч. Выполняем наклон вперед и касаемся руками пола.

Активизируется процесс выработки в суставных сумках синовиальной жидкости, которая предотвращает трение костей друг о друга. Если её объем будет недостаточен, в сочленениях возможно возникновение воспалительного процесса.

Очень полезны во время разминки выполнить несколько упражнений на усилении функции дыхания. Этому могут способствовать вращательные движения руками, диафрагмальное дыхание и т.д.

Допустимые физические нагрузки

Каждый организм имеет свою степень подготовленности и свой уровень допустимых физических нагрузок. В начале курса занятий спортом эти показатели более скромные. Затем, по мере тренированности опорно — двигательного аппарата, возрастают.

Для того, кто ставит перед собой цель укрепить здоровье и получить удовольствие от физических занятий, правильным будет постепенное наращивание интенсивности тренировок. На начальном этапе вполне достаточно будет заниматься два — три раза в неделю. Но делать это обязательно регулярно.

Сигналом о необходимости приостановки наращивания нагрузок может стать появление болевых ощущений, аритмия, чрезмерная усталость. Частота пульса не должна превышать 145 ударов в минуту.

При выполнении силовых упражнений начинайте с весовых показателей, которые по окончании тренировки придают вам вместе с небольшой усталостью чувство мышечной радости. Но никак не подавленность и упадок сил.

Этим же принципом руководствуйтесь при планировании для себя количества движений в серии упражнения и отдельных подходов в них.

Посоветуйтесь с врачом

В выборе будущего вида спорта опирайтесь не только на своё желание «хочу» и эмоции. Чтобы принять окончательное решение по этому вопросу, посоветуйтесь с врачом — кинезитерапевтом. По результатам диагностирования вашего опорно — двигательного аппарата он порекомендует занятия, которые укрепят ваше здоровье. Предостережет от тех, которые могут именно вам сильно навредить.

Очень внимательно отнеситесь к советам данного специалиста. На практике много случаев, когда какой-то вид спорта вместо положительной динамики вносил дополнительную патологию в состояние здоровья человека.

Например, очень популярно в настоящее время плавание. Но далеко не всем известно, что при артрозе плечевого или тазобедренного сустава заниматься этим видом спорта нельзя. Напротив, выполнение силовых упражнений на многофункциональных тренажерах Бубновского (так называемых МТБ) с активным задействованием мышц и одновременной декомпрессией сустава позволит начать процесс реабилитации этих патологий.

Наличие у тренажера функции декомпрессии свидетельствует о возможности за счет блоков и грузов во время выполнения упражнения разводить трущиеся части костей больного сочленения друг от друга.

Кому-то нравится большой теннис. Но при воспалительном процессе в лучезапястном суставе посещение корта возможно только в роли зрителя. Кто — то, чтобы сбросить лишний вес, решил заняться бегом. Но при наличии артроза сустава нижней конечности, сколиоза или болей в спине более полезна будет спортивная или скандинавская ходьба.

Дать индивидуальный совет каждому заочно невозможно. Необходим перед началом занятий осмотр у врача — кинезитерапевта.

Как заниматься спортом правильно?

Что получить от занятий спортом максимум пользы и избежать физических и психических травм, тренироваться желательно по одному из следующих вариантов:

под руководством опытного тренера;

самостоятельно, но без применения максимальных нагрузок, т. е. по зарекомендовавшей себя методике на средних показателях;

по составленной лично для вас программе врачом — кинезитерапевтом в одном из реабилитационных центров.

Перед началом занятий очень важно субъективно оценить состояние своего здоровья на отсутствие следующих симптомов:

С помощью тонометра не забудьте по возможности проверить ещё и показания сердечно — сосудистой системы. Оптимальные показатели АД — 120/80 мм рт.ст. Могут быть незначительные отклонения от нормы.

Выполнение этих простых рекомендаций позволит вам обезопасить свой организм от ненужных травм и перегрузок, ведущих к боли и вынужденным досадным перерывам в тренировках.

Источник

Оцените статью