Качества духа агни йога

Качества духа агни йога

Проекты для сотрудничества: >: Защита наследия Рерихов» width=100 height=42 border=0>

«Люди не понимают, что путь к гармонии заключается в искусстве мышления. Много размышлений нужно, чтобы почуять благо гармонии. Именно лишь искусство мышления может утончить чувства. « /Живая Этика, Надземное, 341/

Тема качества духа очень важная. Утверждение полезных и изжитие вредных качеств составляет одну из целей нашего пребывания на Земле. Качества духа — это накопленный Агни. Сам процесс утверждения качеств – есть процесс накопления Агни, а то, что накапливаем и есть качества духа. Агни – есть психическая или всеначальная энергия. Качества духа легче сознавать, как соответствующие качества сознания, так как сознание – есть накопленная энергия вокруг зерна духа. Вот эта накопленная энергия и есть основа, из чего образуются качества духа. Особенности этих накоплений сознания образуют широкую индивидуальную шкалу качеств духа или психической энергии (ПЭ). В каком случае ПЭ будет высокого качества? Чем выше, чище, шире и тоньше у человека мысли, тем более высокого качества у него ПЭ.
Цель жизни, говорит Учение Живой Этики, — это очутиться в Мире Огненном (М.О.) со всеми накоплениями сознания. Однако, чтобы добраться до М.О. — надо сначала преодолеть Мир Тонкий. А кроме светлых качеств духа, язвы духа тоже уходят в Мир Тонкий. Все наши качества утончаются или усиливаются в нем. Как хорошие качества, так и плохие. Одни тянут к высшему, другие к низшему. Поэтому Учение настоятельно советует, что изживать свои плохие качества надо здесь, на Земле.
К высшему притягивается высшее. Положительные качества притягивают другие положительные. Поэтому положительные качества называют накопителями (или аккумуляторами).
К низшему притягивается низшее. Отрицательные качества притягивают другие отрицательные, ослабляя то положительное, что имелось ранее. Поэтому отрицательные качества называют расточителями.
Все эти накопленные качества (положительные или отрицательные) и есть накопления кармы, то, что приносится в следующем воплощении.

Какие качества следует утверждать в первую очередь?
«Укажу качества взыскующих общего блага.
Первое — постоянство устремления.
Второе — способность вмещения, ибо плох общинник отрицающий, но ищущий правды достоин общего блага.
Третье — умение трудиться, ибо большинство не знает ценности времени.
Четвертое желание помочь без предрассудков и присвоения.
Пятое — отказ от собственности и принятие на хранение плодов творчества других.
Седьмое — бодрствование явите среди тьмы».

Как видим, Учитель указал приоритеты над чем надлежит работать.
Теперь, встает вопрос. А какие свойства следует изживать в первую очередь? Конечно, отрицательные, если стремимся к М.О.

Учение учит об изживании (точнее об самоосвобождении) от следующих свойств:

» Урусвати знает сущность самоосвобождения. Нельзя насильственно освобождать. Врач может запретить больному некоторые его привычки, но коль опасность минует, человек снова возвращается к своим обычаям.
Страх, раздражение, ложь, зависть, клевета и всякие враги человека должны быть удалены, но без свободной воли невозможно их побороть. Иногда говорили, что пороки должны быть изжиты, но люди стараются продолжать такое переходное состояние и находят как бы оправдание своей медлительности. Потому лучше заменить понятие изживания понятием самоосвобождение. Поистине, твердая воля может, как меч, отсечь дурные привычки.» /Надземное, 890/

«Напомним о свойствах, совершенно недопустимых в общине: невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение и сквернословие.
Кто-то скажет: «Хотите ангелов набрать». Мы же спросим: «Разве в вашей земле все – лжецы или пьяницы? Мы же знаем многих мужественных и правдивых».
Опять скажут: «Слишком высоки требования». Ответим: «Неужели у вас все сквернословцы и своекорыстники? Все эти условия страшны только для мещанина, прячущего под порогом богатство. У Нас, в Гималаях, давно нашлись люди, которым сказанные условия – не пугало». » /Община, 3.178/


А с чего следует начинать работу с качествами? С утверждения положительных или с освобождения от отрицательных? Учитель советует начать с очищения мышления.
«Кто-то молодой спросит: «Как понимать Агни йогу?» Скажите: «Как распознание и применение к жизни всесвязующей стихии Огня, питающей зерно духа». Спросит: «Как же мне подойти к этому познанию?» — «Очисти мышление и после познай три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненном устремлении. …» /Агни Йога, 185/
Т
олько чистое мышление позволит правильно распознавать все оттенки мыслей при взаимодействии всех зажженных энергий микро и макрокосмоса. Работа по очищению мышления есть отдельный этап подготовки нужных качеств духа. В чем оно заключается? Нужно каждую мысль, которую осознали в текущий момент суметь оценить и дополнить до правильного (истинного, более совершенного образа) и утвердить. Если мы её оставим, то неизвестно когда она еще всплывет из глубины нашего существа на свет сознания. Не исправим её вовремя, и может жить это несовершенное существо и незаметно оказывать влияние на обладателя такого «сокровища». Поэтому сначала очищение от всех мелочных, личных мыслей — «блох мышления», затем распознание в себе трех наихудших свойства и преображение-дообновление их в положительные.
Очищение мышления это ежедневный и длительный труд. Неплохо бы разобраться, что такое мышление и как его совершенствовать. А пока идет его первая стадия (очищение), то можно проводить самонаблюдения и изучение тех качеств из чего сложился наш дух. Для изучения этого — Учение предоставляет богатейший материал. Даже читая Учения, можно наблюдать за собой, какие мысли возникают при тех или иных местах Учения. Потом посмотреть более внимательно, а какая струнка была во мне задета. Ведите дневник своих наблюдений, через какое-то время он будет для Вас откровением о самом себе. Выделите один лист, поставьте дату и опишите что есть в Вас хорошего (слева) и что не очень (справа). Будьте искренним, себя обманывать не надо. Познавая себя — Вы познаете путь, который Вам следует пройти. Лучше пройти его на Земле.
Помню, что когда начал изучать Учение и соприкоснулся с этой темой, то почувствовал, что между всеми этими качествами есть взаимосвязь и иерархия. Захотелось их как-то все упорядочить, осмыслить, привести их в какую-то систему. Выяснилось (да и сейчас еще многое выясняется), что многие качества для меня не осознанны, не известны их четкие признаки и глубинное значение. Выстраивая их между собой в каких-то соотношениях, начал понимать: во-первых — всю беспредельность развития каждого качества, во-вторых – все они не абстрактны, а есть живые существа, живущие в едином симбиозе, в моем внутреннем мире, в-третьих – мы сами разрешаем кому можно жить в нашем внутреннем мире, а кому сказать можно строга сказать – «погостил, и проваливай, придешь когда станешь лучше», в-четвертых – что их очень и очень много .
Появилось понимание, что правильное сочетание и развитие качеств – есть правильное построение внутренних тел. Разные качества относятся к разным проводникам нашей сущности, что-то к астралу, что-то к менталу, что-то к духовному проводнику (в самом общем виде). Начал выбирать те качества, которые упомянуты в Учении, одновременно интуитивно сортируя их на «полезные» и «вредные» (ведь все относительно) . Получился список из нескольких листов. Причем многие качества оказались мне совершенно новые и незнакомые ранее. Начала осознавать, что каждое качество – это определенный род энергии. Новые качества – это новые виды энергии. Агни Йога, если с ней правильно энергетически работать, может научить многому в жизни.
Когда был подготовлен такой список, то конечно, постарался уточнить по нему свою сущность – просто поставил плюсы и минусы, что откровенно считаю есть и чего нет во мне. Следующее наблюдение было очень неожиданное, собственно ради этого и пишу весь этот материал. Мне оно очень пригодилось. Думаю, что он пригодится идущим по пути Огненного Учения.
Оно заключается в следующем. Люди часто путают качество с действием.
Например, — внимательность и внимание, сострадательность и сострадание, милосердность и милосердие, доброжелательность и доброжелание, бесстрастность и бесстрастие, ограниченность и ограничение, устремленность и устремление, сознательность и сознание и т.д.
Производя какое-то действие — мы накапливаем соответствующее качество. А действие, которое мы можем произвести, возможно при обладании опять-таки только определенного качества духа. Так проявляя внимание при любой работе, делая ее как можно более внимательно, мы постепенно развиваем внимательность. Аналогично, наблюдение и наблюдательность, распознавание и зоркость и т.д. Отсюда есть над чем задуматься. Когда мы хотим развить в себе какое-то качество, то зададимся вопросом: какое действие это сделает лучше всего.
Далее, если внимательно приглядеться, то обычно название качества заканчиваются на «- сть», а действия на «-ие». Это стало для меня откровением. «Сть» – звучит как сжатое выражение слова «с-ущнос –т – ь». Конечно, это только мои наблюдения и предположения. Тему эту можно развивать и далее. Есть разница между действием и силой, проводником. Конечно, все не так просто, есть еще много нюансов.
Желаю всем успехов на пути Агни Йоги!
Доверия в свои силы и в помощь Учителя!

Источник

Огонь и качества духа

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Индекс

Мир Огненный ч.1, 56 Радость и мужество необходимы, но без Огня эти качества не создаются. Рассудок может лишить всякой радости, и тем закрыть врата будущего. Но огненное миросозерцание не свалится с неба, его нужно открыть. Этот метод открывания нужно начать с детства. Видим, как дети уже внутренне принимают труднейшие задачи духа. Даже все препятствия старших лишь кристаллизуют их чувствознание. Но кристаллизация есть огненное действие. Лучшие породы кристаллов сложены Огнем. Так и несломимое сердце образуется от огненного воздействия. Это вовсе не символ, но чисто лабораторное заключение. Но как далеки бывают люди от огненных соображений!

Мир Огненный ч.1, 115 На глазах человеческих совершаются многие духовные воздействия с физиологическими последствиями, но люди не желают замечать их. То же можно знать, посещая Тонкий Мир, где эти явления гораздо отчетливее. Разложение астрального тела зависит также от огненного соприкасания. Когда огненное существо приближается к известным слоям Тонкого Мира, можно видеть поразительное явление. Огненная сущность будет как бы пробным камнем. От прикосновения его одни тонкие тела усиливаются в своей огнеспособности, но другие немедленно разлагаются. Процесс этот происходит очень быстро, как от Огня. Так можно сопоставить ряд поразительных восхождений и заслуженных отходов. Огненные качества могут проявляться не только из Огненной Сферы, но даже из огненных земных воплощенных. Следует постепенно привыкать к мысли, что и здесь, на Земле, могут быть проявления высших огненных качеств. Нужно допустить это не только потому, что оно непреложно, но и по многообразию явлений Природы. Могут не допускать, чтобы выделившееся тонкое тело могло произвести чисто физическое действие, как писание, но вы знаете, что это возможно, и не Мне убеждать вас в этом. Конечно, при таком действии нужна огненная энергия.

Мир Огненный ч.1, 364 Нужно рассматривать, какие качества наиболее выявляются при сознании Огненного Мира. Среди таких качеств особенно уявляется справедливость. Невозможно словами передать это качество, которое считается самым великим при чувствознании. Справедливые знают поверх закона земного, где правда. В то время, когда закон ведет ко многим несправедливостям, человек, познавший Мир Огненный, знает где истина; вопреки очевидности чует действительность. Так огненное сознание преображает жизнь. Даже мученичество огненное дает высшее знание. Таким же образом мы можем отличать и другие качества духа, растущие под Огненным дождем. Умеренность без Огня обращается в убожество, но Золотой Путь, напряженный Огнем, будет лучшим объяснением умеренности. Точно так же мужество без Огня представляет безумие. Но мужество, сверкающее Огнями сердца, станет стеною нерушимою. Конечно, и терпение, и сострадание, и дружба станут другого цвета в Свете Огненном. Но Учитель может лишь на деле, на испытании утверждать степень огненности. Меньше всего пригодны слова для такого уверения. Сколько слов омывают пороги тюрем, но не многие из тюремщиков могут похвалиться справедливостью. Так же, сколько слов о терпении! И первая неудача делает самых нетерпимых людоедов. Конечно, не стоит пояснять, как словесное мужество обращается в великую трусость. Но желающий приблизиться к Огню должен следить за всеми побуждениями.

Мир Огненный ч.3, 574 Битва Огненная – такое выражение можно найти во многих верованиях. Правильно такое выражение – любовь, мужество, самоотверженность, преданность, все лучшие качества сопряжены с Огнем. С другой стороны – гнев, раздражение, злоба, злорадство, зависть и невежество, тоже вызывают Огонь, хотя и алый и темный, но все же Огонь. Так битва добра и зла будет Битвой Огней. Можно видеть при таком столкновении насколько разнообразны Огни, порожденные чувствами и страстями. Пусть примут деление на чувства и страсти. Многие никак не представляют себе разницу, но цвет Огней может легче показать каждое порождение.

Грани Агни Йоги

1961 г. 153. (Авг. 3). Беспредельность во всем. Также беспредельны и качества духа. Следовательно, их можно растить беспредельно. Каждое можно углублять и усиливать. Качества духа есть формы утвержденных или утверждаемых в микрокосмосе человека огней. Каждое качество – кристаллизованный огонь той или иной степени и размеров. Накапливая кристаллы утверждаемых качеств, умножает нетленное сокровище свое человек и строит себе огненную обитель для духа. Дух есть огонь и существует в огне, и рост огней духа расширяет и утверждает то основание, на котором зиждется его сознательное бытие на земле и в пространстве. Ибо огни – это есть одеяние духа. Качества духа утверждаются и растут в приложении к жизни. Качеств нет отвлеченных. Качество есть форма уявления активности духа. Можно наметить себе ряд желаемых качеств, которые следует укрепить, утвердить и умножить. Огни бесстрашия позволяют преодолевать трудности жизни. Они устрашают темную свору, они охраняют в пути. Надо, надо помыслить, чтобы лучше и глубже понять силу огней равновесия духа. Каждое качество – пылающая огненная мощь. Горящий всеми огнями идет ученик, качества духа свои утвердивший. Строящий жилище себе кровлю имеет; собирающий деньги – богатство; собирающий вещи – именье. Все это не впрок, ибо все это на время, пожирающее хвост свой и все, что в нем накопляет себе человек. Но тот, кто растит и накопляет огненную мощь сияющих качеств духа, создает себе то, что останется с ним навсегда. Собирателем сокровищ называем мудрого промышленника жизни, знающего, зачем и ради чего он живет. Так и живут среди людей те, кто расточает и то, что имеет, и те, кто накопляет в вечную жизнь. Расти, продвигаться и восходить можно во всяких условиях жизни. Нет обстоятельств противных. Все служит на пользу тому, кто черту перешел и кто знает, что возврата назад уже нет. И если сил своих и разумения не хватает, чтобы что-то яро препятствующее обратить на пользу, Я Помогу и Обращу. Так в единении крепком до победы дойдем и непреодолимое преодолеем. Только на зов Открываем врата и на обращение Отвечаем. Огненный импульс идет от сердца, обращающегося и устремляющегося к Свету. Инертные колоды не Можем шевелить – запрещает закон. Но каждое устремление, обращенное к Нам, Насыщаем. Зов и отклик – созвучья закон. Приидите ко Мне все, отягощенные теснотою рукотворных подвалов, и вам путь Укажу к бесконечному Свету. Все открыто, все доступно. Понявший, приди.

1966 г. 248. (Апр. 10). Цель эволюции духа – утвердить свою огненную природу и собрать в себе Огонь Светоносный. Для этого и дается человеку жизнь на Земле и в Мирах. Сперва надо признать, что человек есть существо огненное, а потом уже приступить к накоплению Агни. Антиподом накопления будет расточение. По расточителям можно понять, как легкомысленно и преступно расходуется драгоценная мощь. Воплощенный, расточивший свой запас Агни, – пустая оболочка. Расточается огонь поступками, чувствами и мыслями и накапливается ими же. Следовательно, накопителями будут формы активности человека, физической, астральной и ментальной. Прежде всего надо знать, что расточает и что накопляет психическую энергию Агни. Уныние, к примеру, ярый расточитель, – словно открытый кран резервуара с водой или парового котла. Бодрость – антипод уныния, а мужество – страха. Так можно просмотреть все пары противоположных качеств духа, чтобы безошибочно знать расточителей Агни. Положительные качества духа есть контейнеры зажженных в микрокосме человека огней. Качества духа и действия человека неотделимы друг от друга. Качества выявляются в действиях, равно как и мысли, ибо мысль, качество и действие – цепь одного состава, ибо насыщены тем же огнем. Цельность этой цепи имеет особое значение. Монолит духа зависит от единства мысли, качества и действия. Дом, разделенный в себе, не устоит против вихрей земных и надземных. Ценность очищенного Агни – в его монолитности. Монолитность означает не однотонность и однообразие, но гармонию сочетаний всех тонов огненной шкалы Великого Аума, выявляющейся в психо-духовном аппарате человека. Гармония Агни дает Свет, Свет аурических излучений. Человек – это магнит светоносный. Человек каждое мгновение излучает от себя эманации энергий, которые являются продуктами либо светлых, либо темных огней. Процесс накопления светлого Агни требует условий контроля и постоянного дозора над мыслью, чувствами и поступками. Агни, столь незаметный в жизни земной, становится решающим условием в жизни надземной, ибо свобода духа и свобода его движений и полетов там всецело зависят от количества накопленного Агни. Здесь расточитель своих огней может воспользоваться любым видом транспорта, но там все зависит от Агни, ибо он – двигатель духа в пространстве. Время и труд, посвященные накоплению светоносной, огненной энергии духа, тысячекратно вознаградят человека и на Земле, и в Мирах.

1970 г. 575. Считаю нецелесообразным полагаться на что-либо вовне. Считаю, что полагаться можно лишь на Иерархию Света, но вне зависимости от случайности внешних условий. Тьма не может служить опорой для понимания Света. Но, полагая на Нас все сознание, можете преуспеть. Преуспеяние заключается не в том, как складывается земная, внешняя, жизнь, а в том, как растут внутри качества духа и огни, утверждаемые ими. Качества духа уявляются в форме огней, дающих отложения огненных кристаллов, объединенная мощь которых сосредоточивается в Чаше. Так, качества духа, являясь носителями огней, неразрывно связаны с его восхождением по лестнице совершенства. Некоторые думают преуспеть как-то иначе, но другого пути к Свету нет. Устремление – огонь, мужество – огонь, непоколебимость – огонь. Именно в стойкости ровно горящего пламени уявляется неумирающая мощь духа. Но слабость колеблется от каждого дуновения вихрей земных, и тухнут, колеблясь, огни. Оттого столько потухших сознаний. Значит, забота – о качествах духа, ибо без них нет огней. Без огня – смерть. Оттого столько живых мертвецов и столько одержимых. Не смеют одержатели приблизиться к горящему сердцу. Забота об огнях неразрывно связана с заботой о качествах духа. Так, утверждение качеств и развитие их будет огненным путем духа. Думают, что живут, чтобы есть и пить, или хорошо одеваться, или достаток иметь и окружить себя вещами, но жизнь дана, чтобы умножить огни, то есть качества духа. И, если целью жизни поставить утверждение качеств, огненный путь духа найден. Наличие утвержденных огней означает бессмертие, ибо в духе можно умереть при живом теле. Живые мертвецы – явление не только евангельское, но и весьма современное. Думают люди лишь о земном и многого на Земле достигают, но материальные достижения – ничто, если им не соответствует рост духа. Рост духа есть рост огней. Огонь, сошедший на Апостолов, – символ огненного преображения человека. Ступеней этого преображения много. Впереди Беспредельность, и рост огней беспределен. На этом долгом пути сознательное утверждение качеств приводит к овладению огнями, и каждое малейшее усилие в этом направлении дает свои следствия. Следствия дает все, но огненные явления – особые. Потому, заботясь о качествах духа, можно преуспеть вне условий обычных. Возьмите двоих: одного, пользующегося всеми земными благами и имеющего все, кроме качеств духа, и другого, не имеющего ничего, но накопившего кристаллы огней. Один, на Земле имевший все, придет нищим в Мир Тонкий, другой, лишенный всего, но огни утвердивший, в том Мире иметь будет все, ибо Огонь там есть основа для всех проявлений духа. Один может чурбаном стоять неподвижно, другой – летать, и видеть, и слышать, и яро пользоваться всеми своими огненными чувствами. Так люди в жизни земной, на Земле, свой путь утверждают в Надземном, но лишь по силе накопленных в жизни телесной огней. Возьмите труженика и лентяя – разница будет разительной, ибо труд – накопитель огня. Человеку дается возможность преуспевать в любых условиях жизни, и не жизни вина, если он не преуспевает, но человека.

Источник

Читайте также:  Отличие йоги от тантра йоги
Оцените статью