КТО ПРИДУМАЛ ДЕЛАТЬ ЗАРЯДКУ ПО УТРАМ?
В январе 1871 года в одном из номеров «Санкт-Петербургских Ведомостей» появилась статья о порядках, царивших в Императорском Казанском университете. Статья была жесткая, злая и явно направленная против тогдашнего попечителя Казанского учебного округа Петра Дмитриевича Шестакова, «домогавшегося превратить университет в покорную гимназию или скорее в канцелярию послушных чиновников». Статья не была подписана, однако многие профессора и даже студенты знали, кто ее автор. Им являлся, и не скрывал этого, профессор кафедры физиологической анатомии университета Петр Францевич Лесгафт.
Собрался университетский совет — ведь был оскорблен попечитель, однако мер относительно профессора, вынесшего сор из избы, не было предпринято никаких.
— А вы уверены, что это написал Петр Францевич? — защищал Лесгафта профессор Данилевский.
— Да, ведь статья без подписи, — вторил ему профессор Якобий.
29 сентября в той же газете появилась новая статья Лесгафта, уже с его подписью. Называлась она откровенно и прямо: «Что творится в Казанском университете» и заканчивалась следующими словами: «. Университет все более и более клонится к упадку».
Это была бомба. Осколки от нее разлетелись так далеко, что задели не только попечителя Казанского учебного округа, но и министра народного просвещения и даже императора. Незамедлительно последовало распоряжение министра, «Высочайше утвержденное» Александром II: «. Экстраординарного профессора Казанского университета Лесгафта уволить от службы без прошения, с тем, чтобы впредь не определять его ни на какую должность по учебной части. «
Петр Францевич родился в 1837 году. С малых лет был он характера самостоятельного, и будучи отданным отцом в ученики аптекаря, однажды, когда ему до чертиков надоели все эти склянки и пробирки, однажды ушел из аптеки и более не вернулся.
Рассерженный отец, очевидно, перестал заниматься его воспитанием; живи, мол, как хочешь. А Петр хотел учиться. Его старший брат Александр поднатаскал его по профилирующим гимназическим предметам, и он сдал экзамены, причем в один из старших классов.
Гимназию Петр Лесгафт окончил с серебряной медалью и поступил в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Жил он в крохотной комнатке недалеко от академии, подрабатывал, как и многие студенты, частными уроками.
Он был учеником знаменитого профессора Николая Николаевича Зинина, который его очень ценил, и известного профессора-анатома Венцеслава Леопольдовича Грубера, оказавшего на Лесгафта огромное влияние и привившего ему любовь к своему предмету.
В 1861 году Лесгафт успешно окончил Академию и не без влияния Грубера был оставлен при анатомическом кабинете прозектором с правом преподавания анатомии. Ученик во многом походил на своего учителя: тот же непреклонный характер, исключительная работоспособность, высокая эрудиция.
Успехи позволяли двигаться дальше. В 1868 году Петр Францевич был избран на кафедру физиологической анатомии в Императорский Казанский университет, сменив на ней заслуженного профессора Евмения Филипповича Аристова. Студенты уважали и побаивались его: он был весьма строг и не любил ленивых и глупых. «Энергичная, действенная любовь Петра Францевича к своему предмету невольно передавалась и заражала его учеников, — писала в своих воспоминаниях знаменитая народоволка Вера Фигнер, после окончания Казанского Родионовского института благородных девиц посещавшая вольнослушателем лекции Лесгафта. — Он был очень увлечен анатомией. Как дите своей любимой игрушкой, с которой никогда не расставался.
— Видели ли вы когда-либо подобную картину? — говорил на лекциях Петр Францевич, тыкая пальцем в мертвую ткань тела. — Это прелестно. «
После увольнения Лесгафта — в знак протеста — из университета ушли профессора Головкинский, Данилевский, Морковников, Якобий, Левицкий, Имшенецкий и Голубев. Среди студенчества начались волнения: писались протесты, устраивались сходки, а нового профессора, назначенного на место Лесгафта, просто освистали. Петр Францевич же, продав мебель, уехал с женой и сыном в родной Петербург и устроился к профессору Груберу вести женский кружок, образовавшийся в стенах Военно-медицинской академии. Именно благодаря Лесгафту вышли из этого кружка две первые женщины-врача в России — Суслова и Кашеварова.
Вскоре ученому поручили разработать гимнастические упражнения для военнослужащих и командировали в Германию, Францию и Англию для ознакомления с организацией физического воспитания. Вернувшись в Россию, Петр Францевич увлекся идеей физического развития человека — и именно он стал автором особой системы гимнастики, до сих пор известной как лесгафтовская. Явился он и создателем теоретической анатомии, граничащей с такими научными дисциплинами, как физиология, психология, патологическая анатомия, эмбриология, химия, физика.
Шли годы, а он продолжал работать по 15 — 18 часов в сутки, вел научные изыскания, читал лекции порой и в праздники. И горой стоял за студентов, за что однажды был опять уволен от преподавания в университете. В 1909 году после тяжелой болезни почек он скончался в Каире, где пытался лечиться.
Его хоронили в Петербурге. Траурных речей не было — Лесгафт был не в чести у столичного начальства, ибо никогда не кланялся и ничего у него не просил. А гордых и независимых как не любят теперь, так не любили и ранее. Посему похороны прошли молча, что даже подчеркнуло торжественность и скорбь печального обряда.
Впрочем, потомки Лесгафта не забыли. Одна из улиц Вахитовского района нашего города названа его именем. Совсем не зря.
Источник
Проект по физической культуре на тему: «Утренняя зарядка»
«Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой». Самое драгоценное, что есть у человека – это его здоровье. Я считаю, что ценить свое здоровье и заботиться о нем нужно с детства. Одним из мероприятий, оказывающим благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя зарядка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_5_klass_2.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Жиркова Дарья, Исмаилова Елизавета,Мошкарёва Ангелина, обучающиеся 5 класса.
МБОУ школа-интернат основного общего образование
г. Татарска Новосибирской области.
Руководитель: Вейде Виктория Ивановна
учитель физической культуры.
ПРОЕКТ по физической культуре на тему: «Утренняя зарядка»
История появления утренней зарядки…………………………………………. 4
«Зачем нужна утренняя зарядка?». 4
Комплекс упражнений утренней зарядки…………………………………………………………………………….5
Список использованной литературы…………………………………………… 7
Цель: расширение знаний о пользе утренней зарядки.
1. Раскрыть историю появления утренней зарядки.
2. Собрать материал об утренней зарядке. 3. Создать различные варианты утренней зарядки. 4. Научиться правильно выполнять утреннюю зарядку.
5. Доказать необходимость утренней зарядки для учащихся в школе.
6. Определить как влияет утренняя зарядка на работоспособность младших школьников.
7. Наблюдать за своим самочувствием и настроением.
8. Прививать интерес и любовь детей к систематическим занятиям утренней зарядкой.
Гипотеза: если регулярно заниматься утренней зарядкой, то работоспособность будет повышаться, то есть если будем выполнять зарядку каждый день, то наше здоровье станет крепким, и мы будем меньше болеть.
История появления утренней зарядки
В первый раз в нашей стране радиопередача «Утренняя зарядка» вышла 2 января 1929 года. Её ведущей была Ольга Сергеевна Высоцкая (11 июня 1906 – 26 сентября 2000), диктор Всесоюзного радио, народная артистка СССР, до этого работавшая преподавателем физкультуры в школе. Первая радиопередача «Утренняя зарядка» 1931 год. О.С.Высоцкая проводит первые уроки утренней гимнастики на телевидении.
После Ольги Высоцкой долгие годы вёл передачи, длившиеся около 15 минут, Николай Гордеев. Его голос узнавала вся страна, ведь многие начинали свой день, включив утром радиоприёмник, слышали слова: «Начинаем урок утренней зарядки». Затем в 1970-х годах появились ещё две радиопередачи: в 7 часов 10 минут ежедневно начиналась «Утренняя зарядка для детей», а в 11 часов утра для взрослых «Производственная гимнастика». В годы СССР популярной была производственная гимнастика, выполняемая во всех предприятиях и учебных заведениях. В определенное время из фактически постоянно включенного радиоприемника доносилась веселая музыка, и жизнерадостный диктор начинал проводить упражнения. Работа на заводах и фабриках останавливалась и все сотрудники начинали энергично разминаться.
«Зачем нужна утренняя зарядка?»
«Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой». Самое драгоценное, что есть у человека – это его здоровье. Я считаю, что ценить свое здоровье и заботиться о нем нужно с детства. Одним из мероприятий, оказывающим благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя зарядка.
Утренняя зарядка нацелена на то, чтобы дети проснулись. Приучить себя выполнять утреннюю зарядку ежедневно очень важно не только для укрепления здоровья, но и для поддержания бодрого настроения, высокой работоспособности детей во время всего учебного процесса. У нас в школе каждый день проводится утренняя зарядка. Но я обратил внимание на то, что не все ребята с удовольствием делают зарядку. И я решил выяснить, почему? Утренняя зарядка — это комплекс физических упражнений, выполняемых после пробуждения. Целью утренней зарядки является ускорение пробуждения полного организма. Когда мы спим, кровь в организме циркулирует медленнее и становится более густой, сердце бьется реже. Нервная система тоже отдыхает, все процессы в ней замедлены. Сразу после пробуждения у человека снижены умственная и физическая работоспособность, чувствительность, скорость реакций. Такое состояние может сохраняться достаточно долго – до 2 часов. Но большинство из нас не могут позволить себе так долго «раскачиваться» по утрам. И вот, борясь с вялостью и желанием снова упасть в кровать, мы собираемся на учебу, а когда приходит время браться за дела, никак не можем сконцентрироваться. Я считаю, что утренняя зарядка нужна в школе для того, чтобы не болеть, чтобы не быть усталым, чтобы на уроках быть бодрым, чтобы проснуться, для бодрости, для укрепления костей, ума, рук, чтобы быть здоровым, Утренняя зарядка делает нас сильными, чтобы у школьников была утренняя энергия, чтобы не засыпать на уроке. Почти все дети нашего класса выполняют зарядку и делают её с удовольствием, большая часть детей узнала о значении зарядки от учителя, на большинство учащихся зарядка влияет положительно, зарядка способствует физическому развитию, стимулирует учебную деятельность, даёт возможность чувствовать себя бодрее.
Комплекс утренней зарядки
Упражнения, включаемые, в утреннюю зарядку для ребенка могут быть разными, но главное, чтобы они развивали весь организм и выполнялись в определенной последовательности. Начинать зарядку следует с ходьбы (можно на месте) — это упражнение подготавливает организм к предстоящей физической нагрузке. — Первое упражнение – поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук. — Второе упражнение – приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения кровообращения. — Третье упражнение – различные наклоны вперед назад, вверх вниз. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины и живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости. — Четвертое упражнение – отжимание: мальчики от пола, а девочки от стола или скамейки. Это упражнение развивает мышцы рук и плечевого пояса. — Пятое упражнение – наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости. — Шестое упражнение – маховые движения ногами и руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног. — Седьмое упражнение – прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения. — Восьмое упражнение – медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.
По результатам всей проделанной работы был сделан вывод, что через утреннюю зарядку можно не только физически развиваться и прививать интерес к занятиям спортом, но повышать работоспособность детей во время всего учебного дня. Дети с удовольствием выполняют интересные упражнения все вместе и под звуки веселой музыки, что, кроме того, дает особую сплоченность в коллективе. В результате проведенного исследования гипотеза подтвердилась. Таким образом, я подтвердил свою гипотезу, что занимаясь утренней зарядкой каждый день, мое здоровье окрепнет и я не заболею. Поэтому, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях — лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня. Зарядка полезна, для растущего организма. И мы сами себе можем помочь сохранить своё здоровье.
Список использованной литературы
1. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
2. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 -1940.
3. Уроки физкультуры в начальной школе: 1-4 классы: Методические рекомендации. В.И. Ковалько — 2-е изд.
4. Оздоровительно-развивающие игры для школьников./ О.В.Козырева.-М.: Просвещение, серия: Школьное воспитание, 2007
5. Ф.Г. Углов « Береги здоровье и честь смолоду». Москва «Педагогика» 1988 год.
6. И.П. Брязгунов «Беседы о здоровье школьников». Москва «Просвещение» 1992 год.
7. Н.А. Агаджанян, А.Ю. Катков «Резервы нашего организма». Издательство « Знание» Москва 1990 год.
8. Е.А. Кретова « Как быть здоровым». -Москва « Медицина» 1990 год. 9. «Валеология – наука о здоровье.» -Москва « Физкультура и спорт.» 1990 год.
Источник
История «Утренней зарядки»
Если жив пока еще — гимнастика!
В здоровом теле – здоровый дух. Эту истину человечество усвоило еще в античности и с тех пор не прерывает марафонский забег во имя красоты и молодости. В ход идут также обтирания, приседания, йога, пилатес, кунг-фу, капоэйра… Во Всемирный день здоровья РИА Новости и фирма «Мелодия» напоминают, что быть подтянутым и бодрым – мода на все времена, и предлагают вспомнить наше спортивное прошлое.
Верховая езда и фехтование были в арсенале у мужчин несколько веков, а вот дамы задумались о спорте намного позже: обязательные гимнастические занятия для женщин в Институтах благородных девиц ввели в начале прошлого века. Эти упражнения мало напоминали современную аэробику и шейпинг. Например, девочек ставили в ряд с линейками за спиной и заставляли делать «па» ногами. Считалось, что это упражнение способствует выработке хорошей осанки.
Некоторое время спустя в Советском Союзе спорту везде было место: в поле и в цеху, в школе и в детском саду, на стадионе и дома, а начиналось все с нее – с зарядки, поднимавшей с постели всю страну голосом…
Первый выпуск «Утренней зарядки» вышел в эфир 2 января 1929 года. Сначала радиоуроки вела Ольга Сергеевна Высоцкая, ставшая впоследствии знаменитым диктором. В 1930-е годы уроки утренней гимнастики стали регулярными. Комплексы простых упражнений, которые можно выполнять дома, разрабатывал Центральный научно-исследовательский институт физической культуры СССР.
Голос, призывавший население «приседать», «тянуть носки» и «делать глубокий вдох», принадлежал преподавателю Института физкультуры Николаю Лаврентьевичу Гордееву, который оказался не только прекрасным учителем, но и талантливым радиоведущим. Его узнаваемый тембр запомнился нескольким поколениям, позже его даже называли в шутку «крестным отцом советского фитнеса». Аккомпанировал на этих занятиях пианист Валентин Родин, а позже у Гордеева появилась помощница Галина Дьякова. В июле 1941 года уроки были прерваны войной, возобновились они 12 августа 1946 года.
Сегодня мы чаще выбираем по принципу «что приятнее» – йога, бассейн, спортзал или бег. В начале прошлого века комплексы упражнений разрабатывались в первую очередь с учетом повседневной деятельности человека, ну и, конечно, его физиологии, отсюда: «Утренняя гимнастика для школьников» или «Производственная гимнастика для людей легкого физического труда».
Гимнастикой, конечно, дело не ограничивалось, ведь пропаганда физкультуры и спорта была одним из приоритетов, частью государственной идеологии. Оттого советские годы – время массовых забегов, заплывов и заездов.
Не последнюю роль в деле борьбы за здоровый дух населения играли средства массовой информации. Старшее поколение наверняка помнит многомиллионный легкоатлетический кросс «Правды», хоккейные турниры «Известий», чемпионат по ГТО на призы «Комсомольской правды» или всесоюзную велогонку газеты «Социалистическая индустрия». Каждое крупное ведомство и предприятие тогда имело свой спортивный клуб, участие в которых было почти таким же обязательным, как членство в партии или Комсомоле. А те, кто застал СССР ребенком, должны наверняка помнить упражнения на больших переменах в школе или детском саду, которые выполнялись под непременные звуки пианино.
Не оставалось в стороне и искусство: в старых комедиях у положительных героев обязательно был на груди «знак ГТО», «Комсомолка» должна была быть «Спортсменкой», хотя вполне могла не быть красавицей, и даже Волк был спортсменом, хоть и не самым удачливым. В 13-м выпуске «Ну, Погоди!», посвященном Олимпиаде, наш любимый антигерой пытается продемонстрировать свои спортивные достижения, но организм, ослабленный никотином, не в силах справиться со штангой или «Зайцем»-каратистом.
Кино, живопись, скульптура – в СССР все сообщало: быть здоровым и спортивным не просто хорошо, быть спортивным и здоровым – необходимо, чтобы стать полноценным членом нового общества. Спортсмены заняли свое почетное место рядом с героями труда и обороны – колхозницами со снопами зерен, рабочими с молотами, красноармейцами с винтовками, учеными, партизанами, космонавтами.
Художник Александр Дейнека писал: «Я люблю спорт. Я могу любоваться часами на бегунов, пятиборцев, пловцов, лыжников. Мне всегда казалось, что спорт облагораживает человека, как все красивое».
Вместе с Сергеем Лупповым, Дмитрием Жилинским, Екатериной Зерновой, Александром Самохваловым художник создал новый тип человека — человека, воспитанного и облагороженного спортом, символизирующего торжество духа и тела.
Особенная роль в этот период у декоративно-прикладного искусства, которое окружает в повседневной жизни: вспомните медальоны на станции метро «Динамо» («Горные лыжи, «Женской фигурное катание»), мозаики на Маяковской («Прыжок с трамплина», «Прыжок с шестом») или композиции, украшавшие всевозможные дворцы культуры: рядом с мощной мужской фигурой (обязательно спортивной, подтянутой) со спутником в руках – девушка, держащая обруч.
На рубеже 1950-60-х годов рядом с безликими спортсменами, собирательными образами встают портреты известных атлетов . Это время стало также периодом самых ярких успехов советских футболистов. Они выступали героями многочисленных живописных и скульптурных композиций.
Последние годы существования Советского Союза – конец 1980-х – это уже не пропаганда, а мода на спорт и молодость. И заметнее всего это проявлялось в одежде. Женщины и девушки хотели быть подтянутыми, легкими, стройными, деловыми. На помощь этим желаниям пришла мода 1980-х, совершенно не совпадающая с тем, что выбирали дамы прошлого десятилетия. Тогда – женственность и элегантность, теперь – юность, скорость. Все это отражала одежда тех лет – и девушкам и юным дамам модельеры предлагали лаконичные линии, простоту, удобство, которое роднило повседневную одежду со спортивной.
Программа «Утренняя гимнастика» существовала и в телевизионном эфире вплоть до 1996 года — до ликвидации РГТРК «Останкино» и возникновения ОРТ.
Кстати, недавние разговоры в прессе о возвращении системы ГТО и очередной виток «моды на здоровье» дают повод задуматься: может быть, уже пора встать с дивана?
Источник