- Художественная гимнастика. История возникновения
- История художественной гимнастики: первые соревнования, чемпионы мира, олимпийские чемпионы
- История развития
- Выразительная гимнастика Франсуа Дельсарта
- Ритмическая гимнастика Эмиля Жак-Далькроза
- Танцевальная гимнастика Жоржа Демени
- Свободный танец Айседоры Дункан
- Художественная гимнастика в СССР
- Высшая школа художественного движения
- Первые соревнования
- Развитие художественной гимнастики после Великой Отечественной войны
- Разработка правил, разрядов, нормативов
- Международные соревнования
- Чемпионат мира
Художественная гимнастика. История возникновения
Зрелищные виды спорта нравятся всем, ну или почти всем. Сочетание грации, музыки, невероятных спортивных элементов с использованием мяча, ленты, обруча и т. д., разве можно на это не засмотреться… Да, да речь пойдёт о художественной гимнастике и о том, как она зарождалась.
Не секрет, что многие вещи, традиции, виды спорта пришли к нам из древности. Уже тогда люди пытались самовыражаться через танцевальные, ритмичные движения. Гимнастика, как система телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии, была создана и развивалась в Древней Греции. После полного забвения во времена Средневековья, гимнастика вновь начала возрождаться лишь в XIV в.
Если говорить о России, то здесь в XVIII веке преподавание физической культуры, как учебной дисциплины, ввела императрица Екатерина II. Гимнастические упражнения, наряду с танцами, преподавались в обоих отделениях Смольного института – «для благородных девиц» и «для представительниц мещанского сословия».
Много веков танец и гимнастика развивались параллельно и самостоятельно, для того чтобы на рубеже ХХ века встретиться и положить начало развитию одного из самых популярных, изысканных и зрелищных видов спорта – художественной гимнастике.
Основателями этого вида спорта в конце XIX – начале ХХ века считают: Франсуа Дельсарта, Жоржа Демени, Эмиля Жак-Далькроза и Айседору Дункан. Творчество этих людей послужило основой для возникновения в будущем художественной гимнастики.
Современная художественная гимнастика – это вид спорта, включающий в себя элементы танца, пластики, балетного и циркового искусства, а также некоторые элементы акробатики.
Своим рождением этот вид спорта обязан трём направлениям:
- эстетическая гимнастика
- ритмическая гимнастика
- женская гимнастика
Каждое из этих спортивных направлений внесло свою деталь: выразительность тела — это эстетическая гимнастика, танцевальные движения из женской, а музыкальное оформление — это ритмика.
А какой получился результат…
Красивейший олимпийский вид спорта, появился в далёком 1934 году в «Высшей школе художественного движения» имени П.Ф. Лесграфта в Ленинграде (Санкт-Петербурге).
К его созданию причастны такие известные в то время студии: Школа пластики Зинаиды Вербовой, пластическое отделение студии «Темас» Александры Семеновой-Найпак, Петроградский институт ритма, студия художественного движения Елены Горловой и многие-многие другие. В Высшей школе имени П.Ф. Лесграфта и прошли первые уроки, основной предмет специальной подготовки студентов в школе был назван «художественной гимнастикой». Именно там ленинградскими педагогами был определён полный объем программного материала этого вида спорта, а также были разработаны самые первые правила соревнований.
Первыми выпускницами этой школы в 1938 году стали: Юлия Шишкарёва, Анна Ларионова, Татьяна Варакина, Ариадна Башнина, Лидия Кудряшова, Татьяна Маркова, Софья Нечаева. Эти имена навсегда вписаны в историю художественной гимнастики.
Первые турниры были только городскими, известно и имя первой чемпионки по художественной гимнастике,
в 1941-м году ей стала Юлия Шишкарева.А первым мастером спорта в 1954 году стала Лилия Назмутдинова.
И только спустя семь лет гимнастки получили возможность проверить свои силы на первом чемпионате России, где первой примадонной отечественной гимнастики стала москвичка Людмила Зотова.
Лучшие гимнастки страны и сейчас ежегодно участвуют в чемпионате России. Мировое спортивное сообщество не могло не обратить внимание на новое направление в спорте и в 1963-м году был проведён первый Чемпионат мира по художественной гимнастике. Проходил он в Варшаве, а призовые места поделили Л.Савинкова, Т.Кравченко, Э.Аверкович.
Первый чемпионат мира по этому виду спорта был проведён уже только в 1963 году в Варшаве. Победительницами в нем стали, Л.Савинкова, Т.Кравченко, Э.Аверкович.
Европейские чемпионаты стали проводиться только спустя 15 лет, а ещё через 6 лет художественная гимнастика была официально признана олимпийским видом. Огромная заслуга в принятии этого решения принадлежала Президенту ФИЖ Юрию Титову (ныне Почётный президент ФИЖ).
Считается, что список олимпийских видов спорта был пополнен именно Россией, художественная гимнастика — это наш подарок мировому олимпийскому движению.
Значимым для гимнасток был и 1967 год. Тогда в мировой художественной гимнастике появился принципиально новый командный вид – соревнования по групповым упражнениям. Первый чемпионат мира по групповым упражнениям состоялся в 1967 году в Копенгагене. Победила шестёрка гимнасток Советского Союза.
В любом виде спорта можно выделить наиболее сильную страну, в художественной гимнастике лидерами считаются Россия (СССР) и Болгария. Свою конкурентную борьбу эти две страны ведут с 1960 года.
Все спортсмены мечтают прославить свою страну на Олимпийских играх и гимнастки не исключение. Если отслеживать олимпийские победы в этом виде спорта, то:
- Первой Олимпийской чемпионкой стала гимнастка из Канады Лори Фанг.
- Первая бронза Олимпиады досталась Регине Вебер из Германии
- 1988 году на XXIV Олимпийских играх в Сеуле (Южная Корея) Олимпийской чемпионкой стала советская гимнастка Марина Лобач из Минска
- В 1992 году в Барселоне (Испания) чемпионкой Игр XXV Олимпиады стала Александра Тимошенко из Киева.
Отправной точкой триумфальных побед российских гимнасток стал Сидней-XXVII Олимпийские Игры-2000.
Победителями Олимпийских игр в индивидуальном многоборье стали:
- Юлия Барсукова – XXVII Олимпиада в Сиднее
- Алина Кабаева – XXVIII Олимпиада в Афинах
- Евгения Канаева -ХХIX Олимпиада в Пекине и ХХХ Олимпиада в Лондоне
Огромный вклад в подготовку лидеров мировой художественной гимнастики внесли Заслуженные тренеры нашей страны – Ирина Винер-Усманова (главный тренер сборной России по художественной гимнастике), Вера Штельбаумс, Ольга Буянова, Вера Шаталина, Наталья Горбулина, Валентина Иваницкая, Наталья Тишина и многие другие.
Революционером в художественной гимнастике можно считать многократную чемпионку Европы и мира, Олимпийскую чемпионку Алину Кабаеву. Художественные образы, созданные Алиной наполненные сложными авторскими элементами, заставили мир художественной гимнастики подняться на ступеньку выше и пересмотреть требования. А болельщики и фанаты до сих пор всех сравнивают со своей любимицей.
На сегодняшний день популярность современной художественной гимнастики только растёт. Зрителей привлекает красота, ловкость и профессионализм этих хрупких девочек. Но не смотря на всю зрелищность и красоту художественная гимнастика остаётся в первую очередь спортом, в котором спортсменки способны добиться высоких достижений.
Популярность современной художественной гимнастики в мире очень высока. Стадионы и залы полны зрителей, которых привлекает уникальный характер этого вида спорта, сочетающего в себе танцевальное, акробатическое и цирковое искусство.
Однако, несмотря на всю выразительность и зрелищность, художественная гимнастика остаётся прежде всего спортом. И не просто спортом, а спортом высших достижений. Рекорды в художественной гимнастике – это максимальное проявление гибкости, координации, равновесия, вращательной подготовки, это также виртуозное владение предметом, творческое усложнение композиций, соответствие характеру, темпу и ритму выбранной музыки
Источник
История художественной гимнастики: первые соревнования, чемпионы мира, олимпийские чемпионы
Каждое выступление гимнасток становится настоящим представлением, зрелищным, интересным, притягивающим взгляд. Грациозные девушки изящно сочетают в соревновательной программе гимнастические и танцевальные упражнения с предметами и без. Упражнения с булавой, лентой, мячом, обручем смотрятся невероятно красиво. Художественная гимнастика появилась как вид спорта сравнительно недавно, но заслуженно пользуется популярностью у зрителей и является олимпийским видом спорта.
История развития
В античном обществе женская красота считалась несовершенной, если девушка не умела грациозно двигаться, в совершенстве владеть телом. Во все периоды истории человечества люди при помощи танца выражали свои эмоции. Движения, музыкальное сопровождение менялось в танцах от эпохи к эпохе. Появлялись танцевальные и театральные студии. В конце XIX — начале XX века большой вклад в создание особой техники выражения чувств и мыслей посредством движений человеческого тела внесли Франсуа Дельсарта, Айседора Дункан, Жорж Демени, Эмиль Жак-Далькроз.
Выразительная гимнастика Франсуа Дельсарта
Франсуа Дельсарт (11 ноября 1811 года — 20 июля 1871 года, Париж) — французский певец, вокальный педагог и теоретик сценического искусства.
Когда в бедной французской семье на окраине Парижа родился сын, никто и предположить не мог, что через какое-то время он будет беседовать об искусстве с королем Луи Филиппом I, преподавать сценическое искусство Рашель и Паске, создаст собственную систему, основанную на науке, философии и искусстве.
Одаренный от природы хорошими вокальными данными Франсуа выступает на сцене Комической оперы. Но радует своим исполнением зрителей совсем не долго. Через несколько лет певец теряет голос. Вращение в среде актеров и танцовщиков подтолкнуло Франсуа на создание студии выразительной гимнастики. Суть нового направления заключалось в том, чтобы при помощи жестов под музыку придать смысловой эмоциональный окрас танцам.
Франсуа был теоретиком и все свои наблюдения за мимикой и жестикуляцией людей в различных эмоциональных состояниях систематизирует в таблице жестов. Дельсарт считает, что для определенной эмоции соответствует определенное положение тела, головы, рук, выражение лица. Наработанный материал Франсуа применяет и в практике.
В Париже он ведет курсы, на которые приходят знаменитые актеры, чтобы совершенствовать пластику, выразительность, драматическое искусство. Педагог учит артистов вкладывать в каждое движение определенный смысл и значение, а не просто поднимать голову, наклоняться, поворачиваться, ходить и бегать.
Свою недолгую жизнь Франсуа посвятил изучению законов, которые руководят человеческим телом. Он был убежден, что человеческая душа способна без голоса говорить, посвящая зрителей в самые потаенные мысли. И впоследствии его труды лягут в основу базовых движений в художественной гимнастике.
Ритмическая гимнастика Эмиля Жак-Далькроза
Эмиль Жак-Далькроз (6 июля 1865 года, Вена — 1 июля 1950 года, Женева) — швейцарский композитор и педагог. Создатель авторской системы — ритмическая гимнастика.
Рожденный на родине Брамса и Штрауса, Эмиль Жак не мог не полюбить музыку, которая сопровождала его с детства. Он заканчивает Консерваторию в Женеве и становится автором многих музыкальных произведений, комических опер, песен. В период, когда танцу уделялось большое внимание, Далькроз создает собственную систему, в ней он пытается перевести музыкальный ритм в движения человеческого тела. Система становится полной противоположностью «голой» технике балета.
Под руководством Далькроза в Женеве открываются первые курсы ритмики. Своим ученикам Эмиль пытается донести, что танцор должен всегда чувствовать внутреннюю связь музыки и движения. На уроках ритмической гимнастики движения, такие как бег, прыжки, ходьба, исполняются под музыку отрывисто и плавно, медленно и быстро.
Главное условие в ритмической гимнастике — все движения исполнителя должны совпадать с темпом и ритмом музыки. Упражнения на занятиях выполняются в определенной последовательности, от простого к сложному, и носят разнообразный характер.
Сторонником учения Жак-Далькроза и ритмической гимнастики становится князь Сергей Михайлович Волконский. Накануне Первой мировой войны русский общественный деятель открывает в Петербурге курсы ритмической гимнастики и издает первый журнал «Листки Курсов ритмической гимнастики».
В художественной гимнастике подход Жак-Далькроза также нашел применение и дальнейшее развитие.
Танцевальная гимнастика Жоржа Демени
Жорж Демени (1850 — 1917) — французский физиолог и педагог, автор гимнастической системы физического воспитания, основанной на достижениях физиологии и анатомии.
В конце XIX века французский ученый уделяет особое внимание изучению гимнастики. Исследуя физиологические процессы человеческого организма, Демени видит пользу упражнений, в которых мышцы растягиваются и расслабляются, а сами действия выполняются без рывков и усилий. Основная идея системы физического воспитания Жоржа — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние, приобрести красоту тела и движения без энергозатрат.
Свое учение он ведет в двух направлениях:
- воспитание в юношах ловкости, скорости и силы, умения быстро и экономно действовать в любых условиях, владения основными видами военно-прикладных движений;
- развитие в девушках гибкости, плавности движений, грациозности. В женских группах занятия проводятся под классическую музыку, в движения включаются танцевальные шаги. Новшеством становятся упражнения с булавами, палками, венками, которые выполняются ритмически под музыку.
Основной целью современной художественной гимнастики является воспитание гармонично развитой личности, грации, гибкости и красоты движения, а на занятиях и в соревновательной деятельности спортсменки используют видоизмененные предметы, предложенные Демени.
Свободный танец Айседоры Дункан
Айседора Дункан (27 мая 1877, Сан-Франциско, Калифорния — 14 сентября 1927, Ницца) — американская танцовщица-новатор, основательница свободного танца, создательница танцевальной системы и пластики, которую объединила с танцами из Древней Греции.
На появление изящного и грациозного вида спорта сказывается влияние знаменитой американской танцовщицы. Она была одной из последовательниц Франсуа Дельсарта. В конце XIX века танцовщица активно противостоит классическому танцу и балету, считая, что элементы постановки рук и ног уродуют красоту женского тела. Айседора становится противницей заученных движений. Своим примером доказывает, что во время танца все элементы должны демонстрировать эмоцию, которая охватывает артиста во время звучания музыки.
Дункан танцует, сбросив пуанты, а ее наряды шьются таким образом, чтобы повторять каждый изгиб тела. Гастролируя по Европе, Айседора демонстрирует зрителям свободу танца и имеет очень большое количество поклонников. В России танцовщица знакомится с Анной Павловой и с другими балеринами Мариинского театра. В 1921 году Дункан при поддержке российского правительства открывает в Москве танцевальную школу.
Элементы свободного танца Айседоры Дункан — такие, как волны, пружинные движения в комбинации и без, движения рук и тела, используются в современной школе художественной гимнастики.
Художественная гимнастика в СССР
В начале XX века в Петербурге открывается большое количество студий пластического творчества и театрального искусства. До 1925 года каждая школа признавала и пропагандировала только свое направление. Возникает необходимость сотрудничества, начинаются попытки пластических студий наладить совместную работу со спортивными объединениями. Создается учебная литература для проведения занятий по физическому воспитанию, объединяющая информацию по пластическому движению и ритмической гимнастике.
Еще одним важным шагом в становлении художественной гимнастики как вида спорта является открытие доцентуры художественного движения в Институте имени П.Ф. Лесгафта. Научные сотрудники занимаются переработкой и систематизацией накопленного материала для создания методических пособий и программ в области художественного движения. Разработки ведутся совместно с сотрудниками методического центра, созданного при Ленинградском доме художественного воспитания детей (ЛДХВД).
Высшая школа художественного движения
В 1934 году на базе института открывается Высшая школа художественного движения. В качестве преподавателей приглашаются руководители лучших школ ритмики и пластики Российской Федерации. Специальный предмет, он же основной для учащихся, получает название «художественная гимнастика». В течение четырех лет, кроме танца, воспитанницы обучаются пению, сольфеджио, художественному искусству, фехтованию, легкой атлетике.
Открытие школы считается официальной датой образования художественной гимнастики как вида спорта.
В 1936 году Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту принимает решение о преобразовании Высшей школы художественного движения в отделение на педагогическом факультете института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. Студенты отделения начинают изучать общие вопросы по физическому воспитанию и дополнительно проходят специализацию по художественной гимнастике.
На кафедре художественной гимнастики активно ведется исследовательская работа, дается научное обоснование методических рекомендации по внедрению художественной гимнастики в систему физической культуры СССР. В разработке ключевых моментов художественной гимнастики активно участвуют заведующий кафедрой гимнастики — Лев Павлович Орлов, преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания — Карл Христианович Грантынь.
В результате проделанной работы:
- определились общие и частные задачи художественной гимнастики;
- классифицированы упражнения;
- закреплена терминология;
- рассчитан объем учебного материала;
- составлены методики проведения занятий;
- расписана единая типовая программа учебных занятий;
- предложены правила соревнований и система их проведения.
Введение художественной гимнастики в физкультурную практику дает толчок повсеместному открытию новых секций в учебных заведениях, на предприятиях, в спортивных обществах. Параллельно со взрослыми группами появляются детские группы.
Первые соревнования
В канун 8 марта 1939 года педагогами кафедры художественной гимнастики организуются первые соревнования среди гимнасток Ленинграда. Во время исполнения произвольной программы спортсменки демонстрируют зрителям и судьям свои навыки.
Стало понятно, что такие соревнования нужно проводить регулярно. В 1941 году проводится второе лично-командное первенство среди спортсменок, претендующих на спортивный разряд и начинающих гимнасток. Судьи оценивали исполнение участницами произвольных упражнений по 20-балльной шкале и обязательные упражнений по 10-балльной. В зависимости от результатов исполнения гимнасткам присваиваются первые разряды городским комитетом физкультуры и спорта.
Развитие художественной гимнастики после Великой Отечественной войны
В послевоенные годы в художественной гимнастике приостанавливается развитие, как и во многих других видах спорта. Студенты и педагоги уходят на фронт, многие так и не вернулись. После войны необходимо было начинать практически все. В 1945 года восстанавливается работа в детских спортивных школах и коллективах спортивных обществ. Начинаются занятия в вузах, техникумах и педагогических училищах.
В 1946 году в Ленинграде проводится первое послевоенное первенство. 80 гимнасток приняли участие в лично-командных соревнованиях, посвященных 8 марта.
С 1946 по 1948 год специалисты из Ленинградского института имени П.Ф. Лесгафта активно защищают право художественной гимнастики быть самостоятельным видом спорта. Им противостоят специалисты из Московского института физической культуры во главе с руководителем кафедры гимнастики А.Д. Новиковым, которые не считают художественную гимнастику перспективным видом спорта. В 1948 году на Всесоюзной конференции по гимнастике выносится решение о проведении соревнований и утверждаются правила этого вида спорта.
В 1948 году в Ленинграде проводится первый чемпионат РСФСР. Победителями становятся в командном многоборье — сборная Подмосковья, в индивидуальном — Людмила Зотова (Подмосковье).
В 1952 году руководство Всесоюзной секции гимнастики принимает неожиданное решение — соревнования по художественной гимнастике исключают из всесоюзного календаря. Президиум аргументирует свое решение — художественная гимнастика не является Олимпийским видом спорта. Руководство ленинградской кафедры художественной гимнастики в 1954 году вновь восстанавливает право художественной гимнастики быть самостоятельным видом спорта.
Разработка правил, разрядов, нормативов
В 40-е годы ведется активная работа по определению нормативов, определяющих мастерство спортсменок. Для присвоения разряда они демонстрируют несколько программ, в том числе с предметом и без него, выполняют акробатические элементы и ряд фигур с обязательным использованием гимнастического прыжка.
Выбор предмета для выступления определяется жеребьевкой, то есть, участницы не знают заранее, с каким снарядом им придется выступать, и поэтому должны были в совершенстве владеть как обручем, так и мячом, лентой, булавой. Судьями оценивается и обязательная программа, и произвольная.
На протяжении нескольких лет программы совершенствовались, усложнялись, утверждались правила проведения соревнований и присвоения разряда.
Специалисты из ленинградского института имени П.Ф. Лесгафта подготовили:
- Всесоюзные квалификационные программы для соревнований в 1950, 1954, 1960 гг. В программе прописываются обязательные комбинации движений, дополненные рисунками и музыкальное сопровождение с нотами.
- Правила соревнований 1950, 1951, 1954, 1955 гг.
- Первые учебные пособия для институтов физической культуры под общей редакцией Л.П. Орлова, которые были изданы в 1965, 1973 гг.
Международные соревнования
Первые смотры и соревнования по художественной гимнастике привлекают внимание организаторов по физической культуре и педагогов из дружественных стран. Они часто приезжают посмотреть выступления, а также консультируются у педагогов, используют первые методические наработки ленинградских специалистов. Такое взаимодействие приводит к развитию художественной гимнастики в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии.
В 1947 году советские гимнастки на командных соревнованиях, проходящих в Ленинграде, впервые встречаются с гимнастками из Финляндии и Швеции. Начиная с 1955 года, международные соревнования стали проводиться регулярно.
1957 год считается годом выхода художественной гимнастики на международную арену. На лондонском III Всемирном конгрессе по вопросам физического воспитания девушек и женщин заслуженный тренер СССР Юлия Николаевна Шишкарева выступает с познавательным докладом о художественной гимнастике. На следующий год в Москве для участников конгресса Международной федерации организуются показательные выступления лучших советских гимнасток.
В 1961 году на Международном фестивале гимнастики (Гимнастраде) в Штутгарте (Германия) команда сильнейших гимнасток СССР демонстрируют всю красоту художественной гимнастики перед представителями национальный федерации по гимнастике. Выступление советских спортсменок подтолкнуло ФИЖ (Международная федерация гимнастики) к принятию решения о проведении первых официальных соревнований в 1963 году — Кубка Европы.
Чемпионат мира
Кубок Европы решили провести в столице Венгрии Будапеште по советским правилам соревнований. В произвольной программе 6 декабря 1963 года за звание лучшей гимнастки борются 28 спортсменок из 10 стран. Победительницей в этих официальных международных соревнованиях становится спортсменка из СССР Людмила Савинкова.
Подводя итоги проделанной работы, ФИЖ находит в списках участниц соревнований гимнасток не из европейских стран. На основании этого факта принимается официальное решение признать европейский Кубок первым чемпионатом мира по художественной гимнастике.
Источник