История российской художественной гимнастики

Художественная гимнастика

История возникновения и развития художественной гимнастики

Возникнув сравнительно недавно, этот вид спорта имеет интересную историю. Красота женщин в Древней Греции и Риме считалась неполноценной, если она не обладала искусством грациозной походки. Научить девушек раскрепощенно и изящно двигаться, свободно владеть своим телом — эту цель и ставили перед собой создатели художественной гимнастики. В 1913 году при Санкт-Петербургском институте физической культуры им. П.Ф.Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения. Ее первыми педагогами стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Их заслуженно называют пионерами художественной гимнастики. Все они до прихода в ВШХГ имели свои студии или школы, где преподавали «эстетическую гимнастику» Франсуа Дельсарта, «ритмическую гимнастику» Эмиля Жака Дель-Кроза, «танцевальную гимнастику» Жоржа Демини, «свободный танец» Айседоры Дункан.

В высшей школе все слилось воедино и с помощью мэтров балета Мариинского театра родился красивый вид спорта — художественная гимнастика.

Выпускники школы и их учителя в апреле 1941 года провели первый чемпионат Ленинграда. И лишь после войны уже в 1948 году прошел первый чемпионат Советского Союза. Дальше развитие нового вида спорта пошло семимильными шагами. В 1954 году появляются первые мастера спорта — «художницы». Советские мастера начинают выезжать за рубеж с показательными выступлениями демонстрируют свое мастерство в Бельгии, Болгарии, Франции, ФРГ, Чехословакии, Югославии. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия. А спустя три года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште прошел первый Чемпионат мира. Первой королевой художественной гимнастики — абсолютной чемпионкой мира стала москвичка Людмила Савинкова. Сейчас позади уже более 20 мировых чемпионатов. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. Тогда в Мадриде первой обладательницей Европейской короны стала советская гимнастка, россиянка Галима Шугурова. И, наконец, олимпийская история художественной гимнастики началась с 1984 года. Первой в Лос-Анджелесе олимпийского золота была удостоена канадка Лори Фанд. Спустя 4 года в Сеуле олимпийской чемпионкой стала Марина Лобач, в Барселоне праздновала победу Александра Тимошенко, в Атланте – Екатерина Серебрянская, в Сиднее – москвичка Юлия Барсукова, в Афинах – Алина Кабаева, в Пекине – Евгения Канаева. Современная программа Олимпийских игр насчитывает более 50 видов спорта. Но только один из них — художественная гимнастика — подарена миру Россией, и не просто Россией, а Санкт-Петербургом, и не просто Санкт-Петербургом, а Академией физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.

Читайте также:  Может быть вред от медитации

Родилась художественная гимнастика в 1934 году, когда при Институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения и основной предмет специальной подготовки студентов был назван художественной гимнастикой.

Первый выпуск специалистов по художественной гимнастике с высшим образованием состоялся в Ленинграде в 1938 году. Ю. Шишкарева, Т. Варакина, А. Башнина, Л. Кудряшова, Т. Маркова, С. Нечаева и др. стали через некоторое время гордостью отечественной школы, её самой активной силой, её «генеральным штабом».

Первые соревнования по художественной гимнастике, подготовленные силами преподавателей и студентов Института физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, состоялись в марте 1939 года в Ленинграде. В них участвовали студентки института и представители спортивных обществ «Буревестник», «Пламя», «Каучук», «Строитель».

Первая разрядная классификация и нормативы по художественной гимнастике были разработаны преподавателями и выпускниками Института физической культуры Р.А. Варшавской, А. Ларионовой, Ю. Шишкаревой, Т. Варакиной, Л. Кудряшовой, Т. Марковой и др. в 1941 году. Первой победительницей официального турнира по художественной гимнастике по высшему в то время 1 разряду стала старший преподаватель Института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта Ю. Шишкарева.

В декабре 1945 года решением Всесоюзной конференции по гимнастике в Москве художественная гимнастика, разработанная ленинградскими специалистами, была признана единой для всей страны, что было подтверждено приказом № 595 Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта от 22 октября 1946 года. Первая диссертация по художественной гимнастике была защищена в Ленинграде Р. А. Варшавской на тему «Художественное движение как часть эстетического и физического воспитания» в 1946 году.

В 1947 году состоялись первые всесоюзные командные соревнования — I Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике в Таллинне. В том же году Всесоюзным комитетом была утверждена первая типовая учебная программа для коллективов физкультуры, разработанная «генеральным штабом» ленинградских специалистов.

Первой победительницей всесоюзных соревнований по художественной гимнастике в 1948 году в Тбилиси стала выпускница Института имени П.Ф. Лесгафта Ариадна Башнина (тренер Е.Н. Горлова). Участвовали в конкурсе 130 гимнасток из 8 команд: России, Украины, Азербайджана, Латвии, Эстонии, Грузии, Москвы и Ленинграда.

Первой официальной чемпионкой СССР в декабре 1949 года в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). Чемпионками СССР были также ленинградки Валентина Сивохина (тренер Ю. Шишкарева), Зинаида Третьякова (тренер А. Башнина), Дина Кабакова (тренер Т. Варакина) и Римма Постнова (тренер Е.Н. Горлова).

Первое методическое пособие для преподавателей художественной гимнастики в ДЮСШ и школьных секциях было подготовлено Ю.Н. Шишкаревой и издано в 1950 году, второе — в 1954 году, написано Ю.Н. Шишкаревой в соавторстве с Р. Варшавской, Е. Горловой, 3. Вербовой, Т. Варакиной, А. Ларионовой и Л. Кудряшовой.

Три первые всесоюзные классификационные программы по художественной гимнастике (1950, 1954, 1960 гг.) с подробной записью, рисунками обязательных комбинаций с нотами музыкального аккомпанемента для гимнасток всех разрядов были подготовлены также, в основном, ленинградскими специалистами, их «генеральным штабом». Они же подготовили первые правила соревнований 1950, 1951, 1954, 1955 гг.

Первые учебные пособия для институтов физической культуры были изданы в 1965 и 1973 г. г. коллективом ленинградских специалистов под общей редакцией Л.П. Орловой.

Первые международные матчевые встречи были проведены Ленинградом с командами Финляндии и Швеции в 1947 году, более регулярными они стали с 1955 года с командами Бельгии, Югославии, ФРГ, Франции, Чехословакии и Болгарии. В 1957 году на III Всемирном конгрессе по вопросам физического воспитания девушек и женщин в Лондоне Ю.Н. Шишкарева познакомила международную общественность с художественной гимнастикой.

В 1958 году на конгрессе Международной федерации гимнастики (ФИЖ) в Москве был продемонстрирован показательный урок и выступления лучших художественных гимнасток страны. В 1959 году президент женского технического комитета ФИЖ Берта Вилланше посетила чемпионат СССР в Москве и побывала на учебных занятиях в ряде секций. В 1961 году на Гимнастраде в Штудгарте была проведена демонстрация художественной гимнастики всем национальным федерациям. В.Г. Батаен, М.В. Лисициан, Т.Т. Варакина подготовили к этому доклад и показательные выступления сильнейших гимнасток СССР. Результатом стало решение провести первые официальные соревнования по художественной гимнастике под эгидой ФИЖ в 1963 году в Будапеште по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

Первые официальные международные соревнования по художественной гимнастике, как и планировалось, состоялись 6 декабря 1963 года в Будапеште и назывались Кубком Европы. Однако при подведении итогов техкомом ФИЖ было обнаружено, что среди участниц были гимнастки не только из Европы, поэтому было решено считать эти соревнования I чемпионатом мира, а его победительницу — москвичку Людмилу Савинкову — первой чемпионкой мира по художественной гимнастике.

С 1963 по 1991 год чемпионаты мира по художественной гимнастике проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 года по 1992 год, проводились чемпионаты Европы. Первой чемпионкой Европы стала омская гимнастка Галима Шугурова. С 1992 года чемпионаты мира и Европы стали проводиться ежегодно.

К сожалению, ленинградские гимнастки не имеют высоких международных достижений в личном первенстве. «Коньком» ленинградских гимнасток стал другой раздел художественной гимнастики — соревнования по групповым упражнениям. В 1967 году в мировой художественной гимнастике появился принципиально новый командный вид — соревнования по групповым упражнениям. Первый чемпионат мира по групповым упражнениям состоялся в 1967 году в Копенгагене. Первой чемпионкой мира в групповых упражнениях в составе команды из 6 человек стала ленинградка, заслуженный мастер спорта Мария Кучинская. В 1973 году в Роттердаме аналогичный успех выпал на долю ленинградки Натальи Лащинской. В 1981 году серебряные награды в чемпионате мира в групповых упражнениях в Мюнхене была удостоена Татьяна Сац. В 1989 году на Чемпионате Европы среди юных гимнасток ленинградка Наталья Викторова стала серебряным призером. Интересно отметить, что все вышеназванные гимнастки были студентками Академии имени П.Ф. Лесгафта. А в 1993 году чемпионкой мира в групповых упражнениях стала также запасная команды России петербурженка Юлия Иванова.

Поворотным для художественной гимнастики стал 1980 год. На Конгрессе МОК после завершения XXII Олимпийских игр в Москве было принято долгожданное решение о включении художественной гимнастики в программу Олимпийских игр. Огромная заслуга в принятии этого решения принадлежит Президенту Международной Федерации гимнастики (ФИЖ) Юрию Евлампиевичу Титову.

В 1984 году, через 50 лет после рождения, художественная гимнастика впервые была представлена в программе XXIII Олимпийских игр в Лос-Анжелесе (США). Но дебют был неудачен, так как не выступали ведущие спортсменки — гимнастки социалистических стран. Первой Олимпийской чемпионкой стала весьма посредственная гимнастка из Канады Лори Фанг.

Настоящий дебют художественной гимнастики в программе Олимпийских игр состоялся в 1988 году на XXIV Олимпийских играх в Сеуле (Южная Корея). Олимпийской чемпионкой стала минчанка Марина Лобач. В 1992 году в Барселоне (Испания) на XXV Олимпийских играх чемпионкой стала киевлянка Александра Тимошенко.

Но окончательная точка в прохождении художественной гимнастики на олимпийский помост была поставлена в 1996 году в Атланте, когда художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях. И вновь заслуга в этом принадлежит разумной, дипломатичной политике Юрия Титова, и в какой-то мере, достижениям соотечественниц Президента МОК Хуана Антонио Самаранча — испанским гимнасткам. Чемпионками XXVI в Атланте стали крымчанка Екатерина Серебрянская и гимнастки Испании.

Источник

Художественная гимнастика, история российской школы гимнастики

Художественная гимнастика – вид спорта с музыкальным сопровождением, объединивший гимнастические и танцевальные упражнения. На Олимпийских играх разыгрывают два комплекта наград – в личном и групповом многоборье.

Бесспорными лидерами в этом виде спорта являются российские «художницы». За всю историю художественной гимнастики, Россию только дважды оставляли без золотых медалей, в 1996 и 2021 г.

История художественной гимнастики

Много столетий танец и гимнастика существовали независимо друг от друга. На рубеже веков они встретились, чтобы положить начало развитию одного из самых изысканных видов спорта. История художественной гимнастики началась, как стремление объединить искусство танца и физические упражнения.

Истоки (кон. XIX нач. XX века)

В конце XIX века произошло знаменательное событие. В 1896 г, в Афинах прошли первые Олимпийские игры современности. На Играх большим успехом пользовались соревнования по спортивной гимнастике. Мужчины состязались в физических упражнениях, демонстрируя мышечную силу.

Возрождение Олимпийских игр подхлестнуло интерес к античному наследию. Древние греки, как известно, ценили не только физическое совершенство. Искусство танца восхищало ахейцев наравне с подвигами Геракла. А соревнование музыкантов (трубачей) входило в программу античных Олимпиад.

Понадобилось время, чтобы музыка, танцы и гимнастика слились воедино. Предпосылки для создания художественной гимнастики лежали в четырех направлениях:
эстетическая гимнастика,
танцевальная гимнастика,
ритмическая гимнастика,
свободный танец.

В начале XX века все четыре направления получили широкое распространение на территории России и повлияли на развитие балета. В свое время, школа русского балета создала основу для формирования нового спортивного искусства.

Эстетическая гимнастика

Эстетическая гимнастика – вид гимнастики, основанный на естественных, движениях тела. Выступление гимнаста содержит прыжки, подскоки, спиральные повороты, танцевальные шаги, волнообразные движения конечностей. Основоположником эстетической гимнастики (другое название «выразительная гимнастика») считают французского теоретика сценического искусства Франсуа Дельсарта (годы жизни: 1811-1871).

Изучая древнегреческое искусство и наблюдая за движениями детей, которые выражают свои эмоции мимикой и жестами, Дельсарт установил, что каждому эмоциональному состоянию человека соответствует определенная мимика и положение тела (рук, ног, головы).

Дельсарт и его последователи составили таблицы, в которых классифицировали жесты и эмоции. Так, например, только для рук предполагалось 243 разновидности движений. Несколько движений, выполненные в определенной последовательности, передают переживания, настроения и мысли человека.

Танцевальная гимнастика

Первые шаги для формирования художественной гимнастики, как самостоятельного вида спорта, сделал французский физиолог и педагог Жорж Демени (1850-1917). Родоначальник «танцевальной гимнастики» обосновал необходимость использования танцевальных движений для развития гибкости гимнаста.

Демени разработал собственную, новую для своего времени, систему физической подготовки. За основу взял динамические упражнения – упражнения на растягивание и расслабление мышц, танцевальные шаги, шпагаты, а также упражнения с предметами: булавами, палками, венками.

Ритмическая гимнастика

Значительный вклад в развитие музыкально-ритмических элементов гимнастики внес швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Основатель «ритмической гимнастики», для развития координационных способностей гимнаста, предложил соединить музыку, танцевальные движения и гимнастические упражнения.

Своих учеников Жак-Далькроз учил, в первую очередь, слушать «ритм музыки». «Не танцевать под музыку, а в танцах воплощать музыку», – неоднократно повторял швейцарский педагог.

Свободный танец

История зарождения художественной гимнастики неразрывна связана с именем американской танцовщицы Айседоры Дункан (жена поэта Сергея Есенина).

Танцовщица-новатор, опираясь на античные традиции, разработала свою систему танца, так называемый «свободный танец». Дункан вернула танцу его изначальную естественность. Танцевала босиком в лёгких полупрозрачных хитонах. Использовала простые движения ходьбы и бега. Танцы Айседоры напоминали рисунки древнегреческих фресок.

Свободные танцы Айседоры Дункан, ее импровизации, легкая пластика, естественные, раскрепощенные движения оказали большое влияние на развитие российской школы художественной гимнастики.

Рожденная в СССР

Родиной художественной гимнастики, как вида спорта, по праву называют СССР. Официальной датой рождения считают 1934 г. В этом году, в Ленинграде, при Институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта была открыта «Высшая школа художественного движения». Предмет специальной подготовки носил название – «художественная гимнастика».

Первые шаги

Преподавательский состав «Высшей школы художественного движения» состоял из преподавателей различных школ эстетической, ритмической и танцевальной гимнастики, а также ведущих мастеров Мариинского театра.

Например, классический танец преподавал Р.В. Захаров (балетмейстер Мариинского театра, будущий народный артист СССР). Характерный танец вел С.Г. Корень (балетмейстер-репетитор Большого театра СССР).

В 1936 году «Высшую школу художественного движения» преобразовали в кафедру гимнастики. Кафедра Института имени П.Ф. Лесгафта стала центром методической и исследовательской работы по художественной гимнастике. Ленинградские педагоги классифицировали упражнения, ввели общепринятые термины, разработали правила соревнований и систему их проведения.

Первые личные соревнования по художественной гимнастике прошли в 1939 г. Состязания носили показательный характер, в них участвовали студентки и преподаватели института.

Первое лично-командное первенство провели в 1941 г, на чемпионате Ленинграда по художественной гимнастике. Программа соревнований состояла из обязательного и произвольного упражнений. По итогам соревнований присвоили первые классификационные разряды в этом виде спорта, с III по I.

Послевоенные годы

В 1949 году, в Киеве провели первый официальный чемпионат СССР по художественной гимнастике. Соревнования прошли в личном первенстве. Первой чемпионкой СССР стала Любовь Денисова.

Новым видом спорта заинтересовались за рубежом. Советские гимнастки стали выезжать в другие страны с показательными выступлениями. Художественная гимнастика вышла на международный уровень. В середине 20-го века спортивные секции появились в Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии.

В 1960 году в Софии состоялись первая международная встреча гимнасток. Свое искусство продемонстрировали представительницы Болгарии, СССР, Чехословакии.

Спустя 3 года, в декабре 1963 г в Будапеште прошли первые официальные международные соревнования – Кубок Европы. Когда подвели итоги, обнаружили, что участие принимали не только европейки. Тогда, задним числом, приняли решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира. Победительницу – москвичку Людмилу Савинкову, объявили первой чемпионкой мира по художественной гимнастике, в личном первенстве.

В 1967 году в Копенгагене (Дания) сборные команды 11 стран разыграли первые медали чемпионатов мира в групповых соревнованиях. Золото выиграла команда СССР. Олимпийская история стартовала в 1984 году.

Художественная гимнастика на Олимпийских играх

Художественная гимнастика – единственный вид олимпийского спорта, рожденный в СССР. Тем не менее, первые олимпийские соревнования Советский Союз пропустил. Вмешалась политика.

Первые олимпийские чемпионы

Первый олимпийский турнир по художественной гимнастике состоялся в 1984 г. Олимпиада прошла в Лос-Анджелесе.

СССР бойкотировал Игры. Таким жестом советское руководство ответило на бойкот Олимпиады-80, прошедшей в Москве. Тогда более 60 стран, включая США, бойкотировали московскую Олимпиаду.

В 1984 году разыграли один комплект медалей. Гимнастки соревновались в индивидуальном многоборье. В отсутствие представителей большинства социалистических стран, победу одержала гимнастка из Канады – Лори Фанг. Малоизвестная спортсменка навсегда вошла в историю, как первая олимпийская чемпионка по художественной гимнастике. Через год, на чемпионате мира 1985 г, Лори Фанг заняла 9-е место.

Олимпийские игры 1988 года показали «кто в доме хозяин». Золото и бронзу забрали советские гимнастки – Марина Лобач и Александра Тимошенко.

1992 год подтвердил расклад сил в этом виде спорта. В этот раз Александра Тимошенко поднялась на первую ступень олимпийского пьедестала. Бронзовую медаль завоевала Оксана Скалдина.

Начиная с 1996 года, в художественной гимнастике разыгрывают два комплекта медалей – в индивидуальном и групповом многоборье. На Олимпиаде-1996 Россия впервые осталась без золотых медалей. В личных состязаниях Янина Батыршина выиграла серебро. Первые олимпийские соревнования групп принесли российской команде бронзу.

Триумф российских гимнасток

Сидней, 2000 год – с этой Олимпиады началось триумфальное шествие российских «художниц». Со всех Олимпийских игр, обе золотые медали, неизменно отправлялись в копилку отечественного спорта. Более того, российские гимнастки взяли за правило, оставлять себе олимпийское серебро в личных соревнованиях.

2012 год – золото: Евгения Канаева; серебро: Дарья Дмитриева.
2016 год – золото: Маргарита Мамун; серебро: Яна Кудрявцева.

Судейство на Олимпийских играх в Токио навсегда вошло в историю художественной гимнастики. Теперь, ронять предметы в финале олимпийского турнира – можно.

В 2021 году первое место в личном многоборье, несмотря на потерю предмета, заняла Линой Ашрам (Израиль). Олимпийское серебро завоевала российская гимнастка Диана Аверина.

В групповом многоборье золото отдали команде Болгарии. Серебряную медаль выиграла команда российских «художниц»: Анастасия Близнюк, Анастасия Максимова, Анастасия Татарева, Алиса Тищенко, Ангелина Шкатова.

Олимпийская программа по художественной гимнастике (регламент)

Программа летних Олимпийских игр содержит два раздела художественной гимнастики:
личное многоборье,
групповое многоборье.

Личное многоборье

Личное многоборье состоит из 4 упражнений. Все упражнения выполняют с предметами. На олимпийском турнире «художницы» используют гимнастические предметы 4 видов:
лента,
мяч,
обруч,
булавы.

Соревнования проходят в два этапа: квалификация и финал. На этапе квалификации соревнуются 24 спортсменки. Гимнастки поочередно выполняют 4 упражнения с одним из предметов. За каждое упражнение начисляют заработанные очки. Затем все баллы суммируют и выявляют 10 лучших гимнасток. Они проходят в финал.

Финальная часть проходит аналогичным образом. Олимпийских призеров определяют по общей сумме баллов за 4 упражнения.

Командная художественная гимнастика

Групповое многоборье по художественной гимнастике – это соревнование команд из разных стран. На Олимпийских играх 2012 года соревновалось 12 команд. Начиная с 2016 года в соревнованиях групп принимают участие 14 стран.

Соревнование команд, как и личное первенство, состоит из двух этапов. По итогам квалификации 8 лучших команд пройдут в финал и разыграют олимпийские медали.

Групповое многоборье включает в себя два упражнения. В первом упражнении применяют предметы одного вида, во втором не менее двух видов.

Команда состоит из 5 человек. Все девушки выходят на ковер одновременно. Для первого упражнения гимнастки используют одинаковые предметы, например, ленты. На второе упражнение «художницы» выходят, вооружившись разными предметами. Например, две гимнастки берут обручи, остальные – булавы.

В групповых соревнованиях переброска предметов является обязательным элементом программы. Художницы «меняются» предметами подбрасывая их высоко вверх. Этот элемент считается технически очень сложным. Все действия должны быть синхронными, а падение предмета на пол, жестоко карается судьями.

Именно переброски делают соревнования необыкновенно зрелищными и яркими. В этом и заключается искрометная изюминка художественной гимнастики.

Резюмируем

Художественная гимнастика, как самостоятельный вид спорта, родилась в СССР. Колоссальное влияние на формирование и развитие отечественной школы художественной гимнастики оказал русский балет.

Выступления россиянок отличаются изяществом и утонченностью, особой постановкой рук и ног, и удивительной хореографией. Благодаря преемственности поколений, Россия десятки лет удерживает лидирующие позиции в этом виде спорта.

Источник

Оцените статью