История развития эстетической гимнастики
Эстетическая гимнастика
Эстетическая гимнастика — командный дух и экспрессия
Эстетическая гимнастика — это синтетический вид спорта (художественная гимнастика, танец, акробатика), который характеризуется умением передавать общий характер музыки в движении и придавать движениям целостность, слитность, свободу, изящество и различную эмоциональную окраску. Это молодой, но активно развивающийся в нашей стране вид спорта.
Эстетическая гимнастика не только красивый, грациозный, но и даже романтичный вид спорта. Не зря в основательницу эстетической гимнастики влюбился великий русский поэт Сергей Есенин. Изобретение этого вида приписывают Айседоре Дункан, именно она первой стала танцевать босиком, а не на пуантах как в классическом балете. Айседора настаивала на том, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя. Импульсом для появления танца должен стать язык души. Именно в свободном танце, особенно в групповом его исполнении, считала она, можно раскрыть всю красоту женской природы и грациозность движений.
В современном виде эстетическая гимнастика появилась в середине XX века в странах Северной Европы. Впервые соревнования по этому виду спорта были проведены в 1950 году в Хельсинки, но первый чемпионат мира прошел лишь в 2000 году. В 2003 г. была образована Международная федерация эстетической групповой гимнастики (IFAGG), в состав которой входят национальные федерации более чем 20 стран мира, в т.ч. Австрии, Испании, Канады, России, Финляндии, Японии и других стран. В настоящее время Международной федерацией проводятся чемпионаты мира, Кубки мира, международные турниры, а также различные соревнования для юниоров и детей.
Часто эстетическую гимнастику сравнивают с художественной. Действительно, эти два вида гимнастики имеют одинаковые истоки, но художественная гимнастика отошла от изначального своего предназначения. Девушка двадцати лет уже не может выполнить те элементы, что выполняет девочка в 12 лет. В эстетической гимнастике от спортсменки не требуется исключительных данных, поэтому заниматься этим видом спорта могут девушки и женщины любого возраста. Достаточно иметь хореографическую подготовку, артистичность, музыкальный слух и чувство партнера. Главное здесь – через язык тела показать характер, мысль, красоту, чувства.
Эстетическая гимнастика является командным видом спорта, здесь не используют ленты, мячи и обручи, как в художественной гимнастике. Количество гимнасток в каждой команде зависит от возрастной категории (группы от шести до десяти гимнасток). Команда должна быть единым организмом – до каждого взгляда, вздоха, до едва заметного движения мизинцем. В результате тренировок оттачивается исполнение каждого элемента, достигается абсолютное единение с музыкой. Соревнования по эстетической гимнастике — это грандиозное яркое зрелище. Каждая соревновательная программа — маленький спектакль, соединяющий в себе спорт, пластику, грацию, современную хореографию, командный дух и экспрессию.
В России этот новый вид спорта тоже не остался без внимания энтузиастов здорового образа жизни. В конце 90-х годов прошлого столетия в нашей стране появились первые группы и клубы эстетической гимнастики. В апреле 2002 г. была создана Всероссийская федерация эстетической гимнастики. Представители России начали принимать участие в международных соревнованиях по эстетической гимнастике с 2002 г., и за это время российские команды выигрывали чемпионат мира, Кубок мира, завоевывали неоднократные победы и призовые места в международных соревнованиях различного уровня и для разных возрастных групп.
В ноябре 2008 года президентом Всероссийской федерация эстетической гимнастики был избран директор ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» Игорь Евгеньевич Горячев. С его избранием развитию эстетической гимнастики в России был придан новый импульс. Начала реализовываться широкомасштабная программа развития и популяризации эстетической гимнастики в России, предусматривающая серьезные изменения в ее организационно-управленческой структуре, финансово-хозяйственной деятельности ВФЭГ, переход на современные принципы и методы управления развитием этого вида спорта в нашей стране, которые должны обеспечить не только подготовку специалистов и гимнасток высокого класса, но и проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий среди женского населения России.
И спортивные успехи российских гимнасток на международной арене не заставили себя долго ждать. За последние несколько лет российские гимнастки неоднократно становились чемпионками мира, обладателями Кубка мира и победителями Первенства мира среди юниорок. Российские студенческие команды в настоящее время так же являются лидерами мировой эстетической гимнастики и обладателями EUSA Cup.
В ближайших планах ВФЭГ сделать эстетическую гимнастику олимпийским видом спорта. Пожелаем успеха Всероссийской федерации эстетической гимнастики в решение этой важной задачи для всего отечественного спорта, а нашим гимнасткам новых побед на международной арене!
Источник
История становления и развития эстетической гимнастики
Гимнастика – один из древнейших видов физического воспитания человека. Гимнастические упражнения были известны ещё 3000 лет до нашей эры. В древние времена она использовалась как средство для лечебных целей. Так же в древнем Китае и древней Индии гимнастика использовалась как средство физического воспитания, были известны некоторые виды физических упражнений – легкая атлетика, кулачный бой, борьба и другие.
Существует несколько толкований происхождения слова гимнастика. Большинство считают, что оно произошло от греческого «gymnos», «gymos», что означает «нагой», «раздетый». Всё дело в том, что древние Греки занимались гимнастикой без одежды, чтобы показать красоту своего атлетического телосложения. В словаре С.И. Ожегова гимнастика определяется как «совокупность специально подобранных физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития организма» [1, c.107].
Афинская школа физического воспитания, самая развитая из всех школ древнего мира, ставила перед собой задачу гармоничного развития личности ребенка. «Вся жизнь человека нуждается в гармонии и ритме» — писал Платон. Её целью было, прежде всего, воспитание воина. Детям до семи лет полагалось воспитываться в доме родителей, а затем их отдавали учителю гимнастики, чтобы развивать у детей физические силу, навыки, выносливость для преодоления трудностей во время войны или других случаях.
В учениях древнегреческого философа Сократа главное внимание уделялось в познании не всего окружающего, а обращении к себе самому, познанию себя, своего тела. Сократ писал “Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным”. Ученик Платона Аристотель, философ того времени, был сторонником другой идеи воспитания детей. Он утверждал, что чрезмерные физические занятия, гимнастические нагрузке делают детей похожими на животных и калечат их фигуру, делая подобных животным. Он говорил, что нужно уделять большее внимание духовному и нравственному воспитанию, так как если человек будет образован духовно, то он будет храбр, силен и непобедим. Аристотель говорил, что физическое и нравственное воспитание должно находится в гармоничном единстве, что могли сделать только учителя гимнастики без силовых физических упражнений [6, с.46-65].
Далее гимнастика получила свое развитие в Древнем Риме, где она использовалась больше, как подготовка воинов. Отсюда и появились специальные гимнастические снаряды, такие как деревянный конь, деревянные стенки и лестницы для лазанья и другие.
Второе рождение гимнастика получила в эпоху Возрождения. С 14 по 16 века во всех странах Западной Европы возникает общественное течение под названием «гуманизм», которое является абсолютно противоположным аскетизму. Новое движение было направлено на интересы человека, на развитие личности человека. Высоко ценилось всестороннее развитие молодежи, в том числе и физическое. Гимнастику считали лучшим средством для развития физических и духовных сил человека, а так же видели в ней инструмент для военно-прикладного искусства.
В период с 16 по 18 века появилось множество педагогических книг по физическому воспитанию, методиках специальных упражнений и гимнастике. Наибольший интерес из них представляет работа венецианского врача Меркуриалиса (1530-1606). Работа об искусстве гимнастики состояла из шести томов, которые содержат описание всех движений человеческого тела, упражнения, которые позволяют сохранить здоровье. Эта книга полезна не только обычным людям, но и врачам, она считается первым учебником гимнастики.
До 18 века в гимнастике существовало два направления: одно из них было направлено на укрепление здоровья, а другое на освоение специальных сложных упражнений. Большую роль в развитии гимнастики сыграли выдающиеся педагоги Жан Жак Руссо (1712-1778) и И.Г. Песталоцци (1746-1827). Руссо считал, что физическое развитие человека средствами гимнастики способствует гармоничному развитию всех способностей, что человек обязательно должен быть физически развитым, чтобы подготовить свое тело к жизни. Так же считал Песталоцци, он думал, что природные задатки в детях нужно развивать, и непременно физическими упражнениями или же они так и останутся задатками.
Самым известным преподавателем физического воспитания был Г.У.А. Фит (1763-1836). Он первый начал разбирать физические упражнения с теоретической точки зрения [7, с. 293]. Основателем шведской системы физического воспитания П. Линг, а позже его сын Я. Линг. По их мнению, гимнастика является средством физического развития и оздоровления организма. Ими была разработана система упражнений для каждой из частей тела, так называемая анатомическая гимнастика, так же гимнастика для улучшения работы внутренних органов и успокаивающая гимнастика.
Все виды гимнастики П. Линг разбил на четыре группы: военную, педагогическую, врачебную и эстетическую. Основной он считал военную, а остальные виды как вспомогательные или подготовительные к основной. Я. Линг впервые разработал схему урока, создал систему упражнений, ввел специальные снаряды для занятия гимнастикой. Отличительной особенностью шведской системы были прямолинейные и симметричные упражнения. Большое внимание уделялось позам, то есть положениям рук, ног, остальных частей тела, а не движениям. Эта система положила начало для развития новых видов гимнастики.
Большой вклад в развитие французской системы физического воспитания внес Ф. Аморос и его ученики. Ф. Аморос составил систему гимнастических упражнений военно-прикладного характера. Он считал, что наиболее эффективными и лучшими физическими упражнениями считаются те, которые помогают нам в жизни, а особенно в военном деле. В его гимнастику были включены танцы, подготовительные упражнения и ручной труд, но они не были основными. Труды Ф.Амороса и его последователей положили начало прикладным направлениям в гимнастике.
В России большой толчок в развитии гимнастики произошел в XVIII–XIX веках. В 1855 году в Санкт-Петербурге был открыт гимнастический зал, где все военные и офицеры, а также все желающие могли заниматься гимнастикой, для совершенствования своих физических навыков. В это же время были открыты специальные курсы, для обучения преподавателей гимнастики для военных, с правом их дальнейшего преподавания в школах и училищах.
В 1875 году военное ведомство засылает в страны Западной Европы ученого, известного своими трудами в области физического воспитания, П.Ф. Лесгафта для получения опыта в области гимнастических упражнений и их преподавания. Проанализировав и подвергнув критике все собранные и полученные знания, он создал свою собственную российскую систему физического воспитания и начал применять ее на практике.
В 1896 году Лесгафт открыл курсы учителей гимнастики в Санкт-Петербурге, а в 1918 году на базе этих курсов был открыт институт физической культуры, названый его именем. Особенностями системы, созданной Лесгафтом, являлось то, что занятие гимнастикой должно проходить постепенно, должны учитываться индивидуальные физиологические особенности человека, обучение другим наукам должно быть неотрывно связано с занятием гимнастикой, чтобы ученик развивался всесторонне, а не только физически или умственно. Основной метод обучения, по мнению Лесгафта, – это объяснение, а не показ.
К концу XIX — началу XX вв. во многих городах России создаются гимнастические сообщества, начинается период становления гимнастики. Так же стали создаваться международные спортивные федерации (МСФ). Одной из первых была создана в 1881 году Международная федерация гимнастики (Federation Internationale de Gymnastique (FIG)).
Большое развитие гимнастика получила в советское время. Начали развиваться различные виды гимнастики, начали открываться кафедры гимнастики в институтах физической культуры. В них наряду с подготовкой квалифицированных специалистов по гимнастике велась большая научная и научно-методическая работа в области теории и практики.
Сохраняя общее назначение гимнастики, можно сделать вывод, что разделение её на виды обусловлено частными задачами, которые ставят перед собой те или иные категории людей. Это позволило создать абсолютно новые подходы, методики, системы с учетом индивидуальных, физических, половых признаков.
В последнее время появляется многообразие видов гимнастики: танцевальная, мужская художественная, семейная, черлидинг и многие другие. Занятие такими видами гимнастики не требует высокой спортивной подготовки, каких-либо навыков, связанных с выполнением сложных элементов, упражнений, как для большого спорта, что дает возможность вовлечения все большего числа людей для занятий гимнастикой. Новые разновидности гимнастики базируются на спортивных видах, но они ориентируются не только на спорт, а большей частью на эстетическое воспитание. Это позволяет гимнастам участвовать в различных концертах, праздниках, фестивалях, что открывает перед ними новые возможности.
Зарождение новых видов гимнастики связано с изменением упражнений, придания ему новых форм, что привело к возникновению эстетической гимнастики. Эстетическая гимнастика сочетает в себе физическую нагрузку, а также обучение умению правильно передавать эмоциональную окраску музыки, плавность движений, вытекающих одно из другого, показывать изображаемый образ, рассказать движениями, жестами, свою историю. Это групповой вид спорта, где должны быть синхронность, четкость и отточенность движений, красота рисунков и заполнение пространства.
Истоки эстетической гимнастики берут свое начало от художественной, а основательницей художественной гимнастики была Айседора Дункан (1877-1927). Она была противница классических поз и заученных движений, считая, что классическим балетом невозможно передать все палитру эмоций и чувств. По ее мнению танец – это естественное продолжение движений тела, а образ воплощаемый в танце берет свое начало из души человека.
Дункан воплощала музыкальные образы в танцевальные, то есть под музыку она двигалась так как чувствовала. Основными ее движениями были бег на полупальцах, высокие и легкие прыжки, ходьба, выразительные жесты. Костюм её так же отличался от существующих тогда, он состоял из накинутого платья свободного кроя.
Сторонникам Дункан в то время были Франсуа Дельсарт (1811-1871) и его последователь и ученик Эмиль Жак Далькроз (1865-1950). Основа идей Дельсарта в том, что он пытался найти связь между движениями, жестами, мимикой человека и его эмоциональным состояниям, он классифицировал все движения в зависимости от эмоций человека (горя, радости, злости). Он был основателем выразительной гимнастики, которая пришла на смену отточенным механическим движениям.
Дельсарт изучал также основы внешнего проявления чувств человека. Его идеи никак не были связаны с музыкой. Слияние двух видов искусства музыки и пластики пытался осуществить Э.Ж. Далькроз. Он писал, что ритм в музыке и ритм в пластике имеет одну общую основу – это движение.
Идеи Ф. Дельсарта и Э.Ж. Далькроза в полной мере воплотились в творчестве А. Дункан. Художественная гимнастика соединила в себе академичность балета и новаторство импровизации А. Дункан. Спустя много лет художественная гимнастика стала развиваться в сторону Олимпийских игр, то есть огромное внимание уделялось технике исполнения сложных элементов, а художественный компонент был утрачен, что очень сильно изменило основное содержание художественной гимнастики.
Таким образом, рассмотрев историю становления и развития эстетической гимнастики, можно сделать вывод, что она имеет многовековую историю, начиная от древних времен и до настоящего времени.
Исходя из этого можно выделить следующие этапы ее развития:
1.Этап ранней античности – I-II вв. до н.э. В данном этапе можно выделить использование гимнастики в качестве лечебных целей и для физического развития человека.
2.Атичный этап – II-VI вв. н.э. Здесь впервые древнегреческие философы, в частности Аристотель стал задумываться о влиянии гимнастики не только на физического воспитание, а еще и как средство познания самого себя, обращение к себе.
3.Этап Возрождения – с 14 по 16 вв. в этот период происходит действительно возрождение гимнастики. Ее начинают активно использовать как для развития физических так и духовных сил человека. В этот период было написано множество работ и методик обучения гимнастике.
4.Российский этап – XVIII–XIX века. Развитие гимнастики в России
5.Этап становления гимнастики Пройдя этот долгий путь развития, преображаясь и приобретая новый смысл и толкование, гимнастика продолжает совершенствоваться, обретая все новые формы и предназначение.
В настоящие дни она уже больше не имеет первоначального предназначения для лечебных целей и навыков военного дела, это ушло на второй план, сейчас гимнастика рассматривается как более самостоятельная, углубленная, эстетическая ветвь человеческого развития и совершенствования своего тела и души.
Автор: Громенко Л.Н.
Библиографический список
1. Ожегов С.И., Словарь русского языка: ОК. 57000 слов/Под ред. чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой – 20- е изд., стеротип. М: Рус.яз., 1988. – 750 с.
2. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 1. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., Физкультура и спорт, 1961. 368 с.
3. Учебник «Гимнастика и методика ее преподавания». Под ред. Смолевского В.М.
4. Психология художественного творчества. Учебное пособие для вузов — 2-е издание – М.: Академический Проект: Культура, 2005 — 304 с.. — Л.Б. Ермолаева-Томина
5. Философия. Справочник студента./Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов – М.: Философское общество «Слово», ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999. – 672 с.
6. Словарь по этике/Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
7. А. Дункан, «Моя жизнь. Моя любовь.»// Айседора Дункан – М.: Гелеос, 2007 – 352 с.
Источник