История профессии тренер по художественной гимнастике

ПРОФЕССИЯ ТРЕНЕР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Татьяна Калонбаева

Тренер по художественной гимнастике, Спортивно-юношеская школа Олимпийского резерва

Стаж работы — 6 лет

ПУТЬ К ПРОФЕССИИ

Никогда не думала, что стану тренером и буду работать с детьми. Лет шесть назад мне предложили попробовать себя в роли тренера, потому что я всегда очень хорошо ладила с детьми, будь то мои племянницы или дети знакомых. Я попробовала, у меня получилось, и я поняла, что эта работа мне нравится, нравится вдохновлять детей, нравится, что я могу их чему-то научить и влюбить в этот вид спорта.

Мой папа занимался боксом, а мама танцами. Я всегда была спортивным ребенком. Лет с шести занималась хореографией, народными танцами. С 10 лет занималась легкой атлетикой и пятиборьем, была спринтером. Впоследствии пробовала себя во многих видах спорта. Я очень люблю танцевать, танец — это моя жизнь, а художественная гимнастика включает в себя элементы танцев, поэтому стала тренером именно в этом виде спорта.

Также у меня есть юридическое образование, я думала, что буду работать по этой профессии. Для меня важна справедливость и честность. А сейчас так получилось, что я стала не только тренером, но и спортивным судьей.

О СПЕЦИФИКЕ И СЛОЖНОСТЯХ

В художественной гимнастике важна фактура, конституция тела: удлиненные ручки и ножки, высокий рост, стройность ребенка. Конечно, детки приходят маленькими, в этом возрасте они все еще пухленькие, но тех, у кого есть потенциал, видно сразу. Также важен характер ребенка — трудолюбие, целеустремленность, желание побеждать. Я занимаюсь с детками с четырех лет. В этом возрасте у них еще мягкие мышцы и связки, растяжка дается им легче.

Когда тренируешь детей, особенно совсем маленьких, на первоначальном этапе очень важно, чтобы им понравилось. Важно не отбить желание заниматься спортом. Любой спорт, а тем более художественная гимнастика — это тяжкий труд, это упражнения на растяжку, на гибкость и это все больно. Чтобы расположить детей, влюбить в этот вид спорта, приходится много придумывать: проводить тренировки в форме игры, говорить на их языке, быть с ними на одной волне — ползать с ними, смеяться, петь детские песенки. Это располагает их к тренеру, и у них появляется желание ходить на занятия.

Добиваться хороших результатов в спорте очень часто мешает элементарное отсутствие у ребенка времени на занятия. Он начинает показывать хороший результат, у него появляются первые успехи, и в этот момент родители принимают решение, что нужно все-таки уделять больше внимания учебе. Это одна из больших сложностей в работе тренера.

Будучи тренером, весь результат своей работы ты видишь на соревнованиях

Работу тренера и ребенка оценивают судьи. Бывает так, что на тренировках дети выполняют элемент без запинки в день по сто раз, а на соревнованиях влияет страх и волнение, и ребенок уже не может ничего показать, у него не получается, или он просто забыл, как это делается. Бывает даже что он просто не выходит «на ковер». Ни мама, ни тренер никакими уговорами, просьбами, обещаниями не могут убедить его. Поэтому очень важно перед соревнованием морально подготовить своего подопечного, настроить его на то, что не нужно ничего бояться.

Для меня огромный плюс этой профессии в том, что тренер вместе с ребенком постоянно нацелен на преодоление какого-то рубежа: шпагат с первой реечки, потом со второй и так далее. Вы каждый день ставите перед собой небольшие цели и достигаете их. Это постоянная гонка за результатом. Спорт учит детей дисциплине, уверенности в себе, а также умению добиваться своих целей. Спортсмены знают, на что они способны, и это дает им силы реализовываться и в других сферах жизни.

Бывает, что на тренировке или после нее детки плачут. Но слезы бывают разные. Дети еще маленькие и могут плакать из-за того, что потерялся блокнотик. Или потому что у них что-то не получается, а когда мы растягиваем какие-то мышцы, они могут плакать, потому что это больно. И во всех этих ситуациях им просто нужна поддержка и понимание.

Важно прислушиваться к ребенку. Всегда, когда есть такая возможность, я даю им право выбора. Они могут выбрать музыку, под которую хотят танцевать. При постановке упражнений я спрашиваю, какой элемент больше нравится. У каждого ребенка свой характер, поэтому подход ко всем должен быть разным. Одного нужно постоянно хвалить, другого немного поругать, третьему показать, что у кого-то получается лучше.

Я всегда говорю детям: «Если не получилось один раз, второй и третий — не страшно. Продолжай делать, на 1001 раз получится. Главное не останавливаться». На моих тренировках нет слова «не могу», есть только «не хочу». А когда я говорю им: «Если сильно захотеть, можно в космос полететь» — они смеются и начинают тренироваться усерднее.

Мы работаем не только с детьми, но также и с их родителями

У этой части есть свои сложности. Для каждого родителя его ребенок — самый лучший, и некоторые родители дают свои советы и вмешиваются в процесс тренировок. Сложно объяснить маме или папе, что у каждого ребенка есть свои данные, у одного лучше получится это, у другого другое.

Разговаривая с родителями, я всегда говорю открыто и не обещаю, что их ребенок станет великим спортсменом. Но если он хочет заниматься, то это никогда не помешает. Он научится держать осанку, у него будет хорошая растяжка, гибкость, научится хорошо двигаться, координировать свое тело, а для девочки это очень важно. А еще гимнастика помогает выпрямить ножки детям с косолапием.

Со временем тренер начинает оказывать на ребенка очень сильное влияние. И родители потом даже просят: «Скажите ей, пожалуйста, что по утрам нужно кушать кашу, и что нужно ходить в садик. Она слушается только вас». Рядом с тренером ребенок проводит много времени, проходит через сложности и победы. И поэтому со временем тренер становится наставником, которому ребенок может довериться и поделиться своими переживаниями.

Иногда я выхожу с тренировки как выжатый лимон. Детей много и каждого нужно запомнить по имени, особенно если это дети из нового набора. Для ребенка приятно, когда ты обращаешься к нему по имени.

Мне нравится моя профессия. Я получаю много энергии от детей, когда у них что-то получается, когда они достигают успехов на соревнованиях. Восхищаюсь ими, и в тот момент в очередной раз доказываю себе, что я могу.

О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ ТРЕНЕРА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Первое, что нужно тренеру — это уравновешенность и спокойствие. Чтобы дети смогли чему-то научиться и уловить смысл того, что им объясняешь, тренер должен уметь держать внимание детей, сохранять дисциплину.

Для человека нашей профессии важны упорство и настойчивость. Потому что нужно доносить до детей информацию и добиваться, чтобы тебя услышали.

На тренировках нужно больше разговаривать с детьми, общение разрушает все барьеры и помогает добиваться хороших результатов.

Источник

Профессиональная подготовка и инновационное мышление тренеров по художественной гимнастике

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 15.03.2020 2020-03-15

Статья просмотрена: 563 раза

Библиографическое описание:

Валяева, И. С. Профессиональная подготовка и инновационное мышление тренеров по художественной гимнастике / И. С. Валяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68086/ (дата обращения: 01.10.2021).

Качественные и количественные показатели тренерской работы являются фактором способности страны обучать профессиональных гимнасток. Наша страна гордится большим количеством выдающихся тренеров, которые сделали художественную гимнастику завораживающей. Во многих национальных федерациях работают российские тренеры, что способствует развитию мировой художественной гимнастики, а также доказывает эффективность российской системы подготовки тренеров, которая учитывает требования современной спортивной практики. Технологический подход к процессу и инновации вскоре стали тенденцией развития художественной гимнастики в начале нового столетия, заставляя совершенствоваться в новом, более жестком и более захватывающем направлении. В данной статье представлены основные идеи и способы культивирования инновационного мышления тренеров в сочетании с последними правилами Технического комитета Международной федерации. Он придает большое значение инновациям и служит ориентиром для развития инновационных движений в художественной гимнастике в Китае.

Ключевые слова: педагогика спорта; подготовка тренеров; инновационное движение; инновационное мышление; психология спорта.

1. Особенности профессиональной подготовки тренеров по художественной гимнастике

Выдающиеся выступления гимнасток показывают, что спорт процветает. Профессиональные навыки тренеров являются основой результативности спортсменов. Тренерская профессия требует большое количество профессиональных знаний, навыков и соответствующих способностей. Характеристика лучших тренеров заключается в том, что они имеют чувство перспективы, понимают направление развития гимнастики и прогнозируют, каким оно будет завтра. Тренер должен четко понимать особенности своей профессиональной деятельности, принимая во внимание специфику выбранного вида спорта и моменты его развития. Профессиональная подготовка должна основываться на систематическом взаимодействии между преподавателями и студентами кафедры, которая реализует программу подготовки будущих тренеров, а также экспертами из детско-юношеских спортивных школ и даже национальной сборной по художественной гимнастике. Только такой практический подход позволит определить актуальные потребности современной спортивной подготовки и адекватно спроектировать соответствующий учебный процесс в вузе.

Кафедра теории и методики гимнастики НГУ имени П. Ф. Лесгафта является не только местом зарождения художественной гимнастики, но и методическим центром профессиональной подготовки и повышения квалификации тренеров. Аспиранты, магистры и студенты активно участвуют в деятельности по научно — методическому обеспечению сборных команд России по художественной гимнастике, а также проводят исследования в рамках научно-исследовательских работ Министерства спорта. Постоянное участие специалистов кафедры в системе подготовки спортивного резерва и сборных команд России по художественной гимнастике позволяют своевременно вносить изменения в содержание программы подготовки будущих тренеров.

2. Психологическое качество тренера

Эффективность тренерской работы является необходимым условием для разработки и совершенствования тренировочных программ, улучшающих спортивные показатели. Тренер должен пройти трудный путь карьерного роста, чтобы приобрести знания и навыки, необходимые для эффективного обучения. В состав главных личных качеств должно входит такое, как — любопытство, то есть стремление следить за изменениями в тенденциях развития, а также вести себя уверенно и превосходить мирские взгляды. Тренеры по художественной гимнастике отвечают за улучшение физических, психологических и эмоциональных показателей спортсменов. Обычно это включает в себя различные навыки: планирование, интерпретация, наблюдение, оценка, адаптация и документирование процесса обучения. Качественные результаты требуют эффективной работы при овладении этими навыками.

Работа тренера относится к видам деятельности с экстремальными условиями, так как она связана с сильными нервно-психическими нагрузками, особенно во время соревнований и носит нерегламентированный характер. Отмечая специфику деятельности тренера, необходимо заметить, что «будучи в своей основе конкурентной, она постоянно держит тренера в состоянии определенной степени психического напряжения. в условиях, когда основным мотивом (и критерием успешности) всей деятельности тренера являются результаты его учеников — критерии его профессионального, педагогического мастерства».

Также можно выделить три основные группы психических состояний в профессиональной деятельности тренера: состояния, проявляющиеся в процессе трудовой деятельности: утомление (переутомление, психическое пресыщение), монотония, профессиональное выгорание и др.; профессиональный стресс (напряженность); предстартовые состояния (стартовая лихорадка и апатия, боевая готовность и др.). Психическое состояние тренера, проявляющееся в его поведении, воздействует на психику спортсмена, вызывая определенную реакцию, которая проявляется на аффективном и поведенческом уровне. Предстартовые состояния тренера, с одной стороны, влияют на настроение спортсмена, с другой — на качество указаний, даваемых тренером непосредственно перед соревнованием.

Психологическая подготовка тренеров — это профессиональное самообразование и часть саморегуляции психического состояния. Инновационное психологическое качество тренеров является основой формирования творческого мышления, а также предпосылкой успешного движения художественной гимнастики. Успех инноваций в художественной гимнастике неотделим от творчества тренеров. Предпосылка творчества заключается в том, чтобы иметь сильную мотивацию для инноваций. Только те, кто имеет сильную мотивацию, могут вдохновлять на высокоактивное инновационное мышление. Кроме того, хорошее умственное качество инноваций также проявляется в процессе инновационных экспериментов с сильным качеством воли и чувством риска. Поэтому говорить о креативном мышлении тренера бессмысленно без хорошего психологического качества.

Хороший тренер знает общие условия спортсменов, которых он тренирует, даже когда спортсмены не могут точно выразить свое психическое состояние.

3. Инновационное движение иинновационное мышление тренеров по художественной гимнастике

Инновационное мышление играет все более заметную роль в современной художественной гимнастике, то есть в новизне и оригинальности. Оно является воплощением инновационных способностей. Инновационное движение художественной гимнастики начинается с наблюдения. Способность к восприятию совершенна и точна, а полученная информация богата и глубока. Для тренера важно получать вдохновение, и иметь богатое воображение. Кроме того, всестороннее накопление знаний является источником инновационного мышления.

Статистика показывает, что спортсмены из европейских стран, таких как Россия, Украина и Беларусь, находятся на переднем крае инноваций, потому — что они имеют сильные технические преимущества и информационные каналы, что полностью показывает их ведущую роль в области инноваций. Китай достиг положительных результатов лишь на начальном этапе инноваций, продемонстрировав определенную инновационную силу и укрепив уверенность в развитии китайской художественной гимнастики.

После нескольких международных соревнований по внедрению новых правил было показано, что страны всего мира полностью осознали значение инновационных движений для развития художественной гимнастики и придают большое значение обучению и исследованию инновационных движений. Для этого необходимо, чтобы тренер всегда наблюдал и изучал тенденции развития данного спорта, понимал информацию об инновациях в мире, понимал динамику инноваций и следил за ее изменениями и законами развития.

В данной статье эффективность применения инновационного мышления в упражнениях по художественной гимнастике проверяется с точки зрения «5 способов мышления по Гарднеру». Это позволит тренеру определить области, которые влияют на уровень спортивных результатов.

  1. Дисциплинарное мышление. Предусматривает одно направление — выделенную область знаний, непосредственно связанную с направлением научной деятельности или профессии.
  2. Синтетическое мышление. Представляет собой сенсорное запечатление, фотографический слепок объекта. Он яркий, отражает массу чисто внешних деталей и характеристик. Проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты.
  3. Творческое мышление. Объединяет синтетическое и дисциплинарное для выхода на новый уровень, процесс созидания, обработки информации через образные, сенсорные, нестандартные мыслительные связи и концепции, который приводит к принципиально новым решениям проблемной ситуации, к новым идеям, открытиям и явлениям.

Способность мыслить нешаблонно наделяет человека креативностью, находчивостью, остроумием, предприимчивостью.

  1. Уважительное мышление, включающее в себя способность понимать и взаимодействовать с другими людьми. Необходимо постоянно помнить, что тренер тренирует людей, а не программы. Поэтому вполне справедливо, что отношение тренера и спортсмена оказывает влияние на работоспособность спортсмена и на общую успешность программы.
  2. Этическое мышление. Предоставляет гарантии, что работа выходит за пределы личных интересов и способствует росту благополучия общества.

Заключение

Тренерам предстоит долгий, нелегкий, но интересный путь, особенно в таком виде спорта. Ведь спортсменки приходят в художественную гимнастику совсем маленькими детьми, а в итоге вырастают в чемпионок Мирового уровня. Надежный наставник является неотъемлемой частью успешного становления спортсменов. Инновационная деятельность по художественной гимнастике должна иметь инновационного тренера, а самое главное для инновационного тренера — это инновационное мышление. Инновационные методы для тренеров должны выходить за рамки основ, в том числе ключевых моментов из 5 перечисленных способов мышления, и напрямую влиять на производительность спортсмена.

Быстрое развитие инновационных движений в художественной гимнастике неизбежно требует, чтобы режим мышления наших тренеров также менялся, с закрытого на открытый, с консервативного на инновационный, с однозначного на многомерный; а также работал на опережение и новаторство.

  1. 赵光强.中外艺术体操集体项目技术现状之比较.辽宁师范大学,2012.
  2. Е. С. Крючек, Е.Е.Медведева, Л. А. Винер-Усманова, Р. Н. Терехина. Художественная гимнастика. История, состояние и перспективы развития. Москва «Человек», 2014.
  3. В. Л. Марищук. Методики психодиагностики в спорте. Москва «Просвещение», 1990.
  4. 盛宁宁.中外艺术体操集体项目技术水平差距探析.辽宁师范大学,2007.
  5. А. К. Мынбаева. Инновационное мышление современного педагога. «Народное образование. Педагогика»
  6. Н. Р. Юсуфбекова. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки инновационных процессов в образовании. — М., 1991.
  7. K. Thorne, D. Mackey. Training. Handbook of the trainer. 1996

Источник

Читайте также:  Гимнастика для снятия спазма сфинктера
Оцените статью