Реализация направления «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика в оздоровительной работе с детьми»
Марина Васильева
Реализация направления «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика в оздоровительной работе с детьми»
Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, игры — драматизации и содержания сказок, обеспечивающих именно интеграцию двигательной и познавательной деятельности дошкольника.
Целью сюжетно-ролевой ритмической гимнастики является приобщение детей к ценностям физической культуры, рассматривать которую необходимо в единстве трех составляющих ее содержание компонентов — телесного, интеллектуального и духовно-мировоззренческого.
Содержание образовательной деятельности с применением ритмической гимнастикой сюжетно-ролевой направленностиобеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:
Укрепление здоровья и повышение работоспособности детей дошкольников.
Развитие двигательных качеств и умений:
Развитие ловкости, точности, координации движений;
Развитие гибкости и пластичности;
Формирование правильной осанки, красивой походки;
Воспитание выносливости, развитие силы;
Развитие умения ориентироваться в пространстве;
Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать ее содержание;
Развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма);
Развитие музыкальной памяти.
Развитие творческих способностей,потребности самовыражения в движении под музыку:
Развитие творческого воображения и фантазии;
Развитие способности к импровизации в движении.
Развитие и тренировка психических процессов:
Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Развитие нравственно — коммуникативных качеств личности:
Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Ознакомление с литературными произведениями.
Деятельность по сюжетно-ролевой ритмической гимнастике с детьми организуются в рамках основной непосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию, музыкальному развитию. Основу этой деятельности составляют физические плюс танцевальные упражнения различной направленности, которые выполняются в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее темп, ритм и характер с помощью движений. Деятельность проводятся в форме игры по сюжетам сказок, поточным методом и под непрерывную музыкальную фонограмму, что позволяет увеличить их моторную плотность.
.Содержание сюжетно-ролевой ритмической гимнастикиопределяют следующие разделы:
• игроритмика;
• танцевально-ритмическая гимнастика;
• игропластика (игровой стретчинг и элементы йоги);
• пальчиковая гимнастика;
• креативная гимнастика;
• образно-игровые движения (упражнения с превращениями);
Перечисленные элементы объединяются в определенной последовательности и связаны музыкой
Основные требования к подбору музыкальных произведений:
• музыка должна быть доступна восприятию ребенка (детские песни, музыкальные сказки, эстрадные песни и т. д.);
• запись должна быть чистой;
• целесообразно использовать музыкальные произведения размерами 2/4, 4/4 и 3/4;
• музыкальный темп на протяжении комплекса должен меняться (от медленного и умеренного до быстрого).
Известно, что игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребенка, а также создает положительный эмоциональный фон занятий и позволяет более мягко и гуманно решать воспитательные и образовательные задачи. Особое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в большей степени способствующие эмоциональному и интеллектуальному развитию детей–дошкольников.
Сочетание ритмической гимнастики с сюжетно–ролевой игрой является мощным средством воздействия, позволяющим успешно решать задачи как двигательного, так и психического развития детей дошкольного возраста.
Занятия ритмической гимнастикой сюжетно–ролевого характера помогают детям всем существом глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочных произведений. Можно говорить о возможности «прочтения» сказок всем телом, каждой мышцей, клеткой организма. Сопереживание через выразительную эмоциональную двигательную деятельность значительно усиливается. Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и антигероев, выражая свое отношение к ним. Иногда они плачут вместе с тетей Кошкой о сгоревшем доме, радуются вместе с «козлятами победе над волком», удивляются, хохочут, изображают хитрую лису Алису и глупого Дуремара, жестокого Карабаса Барабаса и отважного мальчика Буратино. Детям легко, просто и естественно передавать с помощью выразительных движений многоликие образы и характеры героев любимых сказок.
Техническое оснащение деятельности.
Используемый в сюжетно ролевой ритмической гимнастики инвентарь должен быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию.
• Флажки 3 – 4 -х цветов по числу детей в группе.
• Ленты разных цветов по 2 на ребенка.
• Платочки разных цветов (размер 20-25 см).
• Погремушки по числу детей в группе.
• Цветы небольшие нежных оттенков.
• Обручи легкие пластмассовые.
• Шнур яркий длиной 3-4 метра.
• Мячи среднего размера по числу детей в группе.
• Музыкальные инструменты (бубен, музыкальный треугольник).
• Гимнастические палки большие и маленькие.
• Куклы и мягкие игрушки.
Этапы реализации направления:
• Роль сюжетно – ролевой ритмической гимнастики в развитии дошкольника.
• Методика сюжетно – ролевой ритмической гимнастики. Фомина Н. А.
• Танцевально-игровая гимнастика для детей. Фирилёва Ж. Е., Сайкина Е. Г. Са-Фи-Дансе
• Игроритмика.
• Креативная гимнастика.
• Образно-игровые движения (упражнения с превращениями).
• Разучивание сюжетно — ролевых ритмических комплексов.
• Разработка новых сюжетно — ролевых ритмических комплексов.
• Интегрированная образовательная деятельность.
• Физкультурные, музыкально — ритмические представления.
Обучение основным комплексам упражнений проходит поэтапно. На первом этапе (10-12 занятий) последовательно изучается двигательный материал программы (комплекс упражнений). Упражнения выполняются детьми по показу преподавателя.
На втором этапе (8-10 занятий) идет закрепление и уточнение отдельных упражнений и комплекса в целом. Больше внимания уделяется выразительному исполнению, созданию двигательных образов. Дети могут выполнять фрагменты «сказки» самостоятельно.
На третьем (6-8 занятий) этапе совершенствования, когда хорошо изучены комплексы упражнений, их необходимо усложнять (за счет увеличения дозировки и усложнения техники основных движений). Если на первом этапе музыкальную фонограмму можно прерывать для уточнения отдельных движений и связок, то по мере освоения комплекса занятия проходят под непрерывную музыку. Это значительно увеличивает их моторную плотность. На последнем этапе больше внимания необходимо уделять развитию творческой фантазии детей, давать им возможность придумать свои упражнения, характерные для героев сказки. Многие занимающиеся уже могут выполнять комплексы по памяти.
Каждая программа завершается сказочным театром физической культуры — проведением физкультурно-спортивного музыкально-театрализованного праздника.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Требования к знаниям и умениям к концу обучения:
Правила нахождения в музыкальном зале во время занятий;
Основные направления музыки (классическая, народная, современная);
Основные движения различного характера музыки (марш, плясовая, хороводная, полька);
Сюжеты сказок, изучаемые программой, характеристики героев (добрый, злой, хитрый и т. д.).
Идти в соответствии с характером музыки;
Ориентироваться в пространстве, выполнять различные перестроения, находить себе место в зале;
Изображать с помощью мимики и пантомимики характер музыки и сказочных героев;
Самостоятельно использовать освоенный материал в повседневной жизни;
Выполнять музыкально-ритмические движения.
Основными формами проверки знаний, умений и навыков является выступления на концертах внутри детского сада, музыкальные викторины (по сказкам, праздники «Путешествие по сказкам».
Фитбол-аэробика в детском саду На протяжении 10 лет в своей работе я использую традиционную программу по физической культуре и «Здоровье» П. П. Болдурчиди, так соединив.
Организация предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности с учетом тематических недель на сентябрь Организация предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности с учетом тематических недель на сентябрь 1 неделя «День Знаний».
Источник
Истоки сюжетно-ролевой ритмической гимнастики?
Вебинар 31 марта 2020 г.
Физкультурой заниматься веселее в ритме танца (на примере пособия «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика», автор Н.А. Фомина)
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ЗАДАНИЯ
Задание важно выполнить в течение трёх календарных дней после вебинара и прислать на электронный адрес: vebinardo@school2100.com . После этого срока задание НЕ принимается. |
СРОК ОФОРМЛЕНИЯ сертификата – 10 рабочих дней после вебинара (до 14 апреля 2020 г.). Все ВОПРОСЫ ПО СЕРТИФИКАТАМ направляйте на электронный адрес: vebinardo@school2100.com. |
При отправке задания в теме письма ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите дату вебинара, тему вебинара (первыми словами названия), свои фамилию, имя и отчество ПОЛНОСТЬЮ. Например: 31.03.2020, Физкультурой заниматься…, Иванова Татьяна Петровна. |
Внесите Ваши данные, необходимые для оформления сертификата: ЗАПОЛНИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО! (Без заполнения таблицы сертификат НЕ оформляется) |
Фамилия | Имя | Отчество | Личный e-mail,на который будет отправлен сертификат. Здесь должен быть Ваш личный эл. адрес, НЕ адрес ДОО, НЕ адрес коллеги! Технически на один адрес можно выслать только один сертификат. |
НИЧЕГО НЕ УДАЛЯЙТЕ ИЗ БЛАНКА, ВЫПОЛНЯЙТЕ ЗАДАНИЕ ЗДЕСЬ ЖЕ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выберите(закрасьте, или выделите полужирным, или подчеркните)правильные, на ваш взгляд, ответы на вопросы теста.
При выполнении задания используйте презентацию к вебинару, которая размещена на странице группы «Детский сад 2100» ВКонтакте: https://vk.com/club163897083
1. Норма двигательной активности ребёнка-дошкольника для благоприятного развития:
а) 10 часов в сутки; б) 3 часа в сутки;
в) 12 часов в неделю; г) 50% от времени бодрствования.
Как взаимосвязаны физическая активность ребёнка и его общее развитие?
а) развитие ребенка не зависит от его физической активности;
б) физическая активность – главное условие гармоничного развития дошкольника;
в) чем меньше ребёнок двигается, тем быстрее развивается интеллектуально;
г) излишняя физическая активность приводит к утомлению и заболеваниям.
3. Энергетическое правило двигательной активности:
а) восстановление затраченной энергии у детей характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением;
б) восстановление затраченной энергии у детей характеризуется возвращением к исходному уровню;
в) чтобы восстановить энергию, ребёнку обязательно надо поесть и выспаться;
г) двигаясь, ребёнок не теряет энергию, а приобретает её.
4. Как влияет недостаточная физическая активность на функциональное состояние растущего организма:
а) положительно, сохраняет энергетические резервы организма;
б) способствует ожирению;
в) вызывает плохое настроение;
г) нарушается нормальная работа всех внутренних органов, в первую очередь сердца.
5. При каких видах деятельности обеспечивается функционирование, а значит, развитие мозга ребёнка:
а) только при мыслительной деятельности;
б) при игре в шахматы;
в) не только при мыслительной деятельности, но и при выполнении любого физического движения;
г) при решении математических задач.
6. Характерная особенность познавательной деятельности физически активных детей:
а) воспринимают и запоминают больше информации;
б) отличаются высокой степенью любознательности, что стимулирует их познавательную активность;
в) из-за излишней физической активности снижена познавательная активность;
г) физическая активность не влияет на познавательную деятельность.
Какой девиз вы выбрали бы для характеристики деятельности по сюжетно-ролевой ритмической гимнастике (СРРГ)?
а) «все как один»; б) «обучаемся играя»;
в) «кто лучше»; г) «давай играй».
8. Основные компоненты содержания сюжетно-ролевой ритмической гимнастики:
а) движение, музыка, игра, сказка, театр; б) упражнения различной направленности;
в) ритмическая гимнастика, сказка; г) физические упражнения, музыка.
С какого возраста можно начинать занятия сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой?
а) с рождения; б) с 5-6 лет;в) с 6-7 лет; г) с 2-3-х лет.
Как разучиваются комплексы упражнений СРРГ?
а) последовательно без музыки;
б) последовательно под музыку;
в) целостным методом, сначала без музыкального сопровождения;
г) целостно, под музыку.
Какую характеристику музыкально-двигательной деятельности в СРРГ вы определите как отличительную?
а) интенсивная; б) сложно-координационная;
в) выразительная; г) разнообразная.
12. Средства СРРГ являются фактором активизации развития дошкольников:
а) в области физического развития;
б) в области познавательного и социально-коммуникативного развития;
в) в области художественно-эстетического развития;
г) во всех образовательных областях.
Истоки сюжетно-ролевой ритмической гимнастики?
а) спортивные виды гимнастики; б) лечебная гимнастика, плавание, ныряние;
в) балет; г) ритмическая гимнастика Ж-Далькроза и аэробика Купера.
Источник