Комплекс утренней гимнастики для детей дошкольного возраста
Мария Балашова (Малеева)
Комплекс утренней гимнастики для детей дошкольного возраста
Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и создать радостный эмоциональный подъем
Для чего нужна зарядка?
Это вовсе не загадка,
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать.
1.«Глазки»—«Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз, и все сначала» (6 раз).
2. «Повороты» Повернуть голову и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади (10 раз).
3.«Регулировщик». 1,3 — руки в стороны; 2 — вверх (8 раз).
4.«Зонтик» Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон вправо, левая рука вверх ладонью вниз; наклон влево, правая рука вверх ладонью вниз; (8 раз).
5.«Потяни спинку!» Наклон вперед, руки вперед, смотреть на них (8 раз).
6.«Балерина» (руки на поясе) 1 -правую ногу в сторону на носок; 2 — и. п. ; 3 — левую ногу в сторону на носок; 4 — и. п. (8 раз).
7.«Мы растем» Сидя на пятках, руки на коленях. 1-2 — подняться на колени, руки вверх, потянуться (8 раз).
8.«Попрыгаем на одной ноге!» (руки на поясе) 1-4 — прыжки на правой ноге; 5-8 — прыжки на левой ноге (2-3 раза).
9.«Повернись вокруг себя!» (руки на поясе) Прыжки вокруг своей оси в чередовании с ходьбой в правую и левую сторону поочередно (по 10 раз).
10.«Корзинка» Лежа на животе, руки вдоль туловища. 1-2 — согнуть ноги в коленях; руками захватить носки с внешней стороны и тянуть ноги вверх с одновременным подтягиванием вверх головы и туловища (4 раза).
Комплекс утренней гимнастики для детей средней группы «Любопытные козлята» Вводная часть. 1. Ходьба друг за другом. 2. Бег друг за другом. 3. Ходьба. 4. Построение в круг. Основная часть. Общеразвивающие упражнения.
Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы с использованием дыхательных упражнений Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы с использованием дыхательных упражнений «На море»Цель: • укреплять дыхательную систему.
Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.
Комплекс утренней гимнастики «На дачу к бабушке» для детей младшего дошкольного возраста Тема: «На дачу к бабушке» 1. Сегодня мы с вами пойдем на дачу к бабушке. (Дети строятся парами, берутся за руки и идут за воспитателем.
Комплекс утренней гимнастики «Поездка в лес» для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Поездка в лес» 1. Сегодня, дети, мы с вами поедем в лес. Но сначала пойдем на вокзал. (Дети встают и идут за воспитателем). 2..
Комплекс утренней гимнастики «Пугливый зайчик» для детей раннего возраста Тема: «Пугливый зайчик» 1. Вышел зайчик погулять (Дети ходят по комнате друг за другом). И с друзьями поиграть Скок – скок- скок… (Дети.
Комплекс утренней гимнастики «Самосвал» для детей младшего возраста Тема: «Самосвал» Дети заходят в зал. Берут на стойке обручи. Построение детей по кругу зала. 1. Жил на свете самосвал, Он на стройке побывал.
Комплекс утренней гимнастики «Ути-ути» для детей раннего возраста Тема: «Ути — ути» 1. Рано, рано утречком, Вышла мама уточка Плавать поучить утят (Дети спокойным шагом идут гуськом за воспитателем, затем.
Комплекс утренней гимнастики «Веселые погремушки» для детей раннего возраста Тема: «Веселые погремушки» 1. Тили – бом, тили — бом Загорелся кошкин дом! (Дети бегут, гремят погремушками, «бом-бом» 25 – 30 секунд).
Комплекс утренней гимнастики «Занятная веревочка» для детей младшего возраста Тема: «Занятная веревочка» 1. Ходьба и бег вокруг веревочки. (Дети ходят и бегают вокруг веревочки, которая лежит с внешней стороны. После.
Источник
Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ
Марина Илларионова
Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ
Основная задача утренней зарядки (УГ) — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности.
Задачи:
укрепление и сохранение здоровья человека создание бодрого жизнерадостного настроения повышение работоспособности.
систематическое проведение УГ воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, прививает любовь к занятиям физической культурой
приучает организованно начать день, учит согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным,внимательным, выдержанным,
вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Организация утренней гимнастики
Требования к проведению утренней гимнастики:
Гигиенические: выполнять утреннюю гимнастику следует в предварительно проветренной комнате или на открытом воздухе. Температура в помещении оптимальна 16-18градусов. В теплое время года зарядка проводится на открытом воздухе. Если в комплекс гимнастики включены упражнения, выполняемые на полу, необходимо использовать гимнастический коврик.
Педагогические: упражнения утренней гимнастики необходимо выполнять в определённой последовательности: в начале выполняются упражнения на потягивание, затем следует спокойная ходьба, переходящая в медленный бег. Дозировка нагрузки во время утренней гимнастики должна быть такой, чтобы дети испытывали чувство бодрости, а не усталости. В конце зарядки можно использовать специальные дыхательные упражнения с медленным продолжительным выдохом в виде чтения четверостишия на одном двух вдохах или игровые упражнения («Каша сварилась», «Снежинки» и др.). Гимнастика может быть проведена в виде игр и игровых упражнений (например, в дни праздников или утренников).
Организационные: для проведения утренней гимнастики необходимо предварительно разобрать комплексы физических упражнений, определить последовательность выполнения, дозировку и предварительно опробовать их. Предпочтение отдаётся динамическим упражнениям. Статические и натуживающие усилия нежелательны.
Требования к одежде: одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких, гигроскопичных материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.
Музыкальное сопровождение: утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением в детском саду следует начинать со второй младшей группы (именно в это время формируются музыкально-ритмические умения и навыки).
Структура утренней гимнастики
Утренняя гимнастика начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями.
Утренняя гимнастика состоит из 3 частей:
Каждая часть имеет свои задачи и содержание.
Вводная часть утренней гимнастики
Зад ачи: организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных действий; формирование правильной осанки; подготовка организма к выполнению более сложных упражнений)
Построения (в круг, шеренгу, колонну)
Строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом)
Перестроения (из одной колонны в две, из двух колонн в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в стороны)
Непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению ОДА и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук,с высоким подниманием коленей, перекрестным шагом)
Бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.
Основная часть утренней гимнастики
Задачи: укрепление основных мышечных групп; формирование правильной осанки)
Выполнение комплекса ОРУ.
Комплекс утренней зарядки включает в себя три группы упражнений:
направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук;
на повышение гибкости позвоночника и укрепление мышц спины;
на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы.
Заключительная часть утренней гимнастики
Задачи: восстановить пульс и дыхание
Дети младшего возраста выполняют прыжки или бег,переходящие в заключительную ходьбу.
Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом,затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий.
После заключительной ходьбы проводится малоподвижная игра.
Формы проведения утренней гимнаст
Традиционная с использованием ОРУ
Обыгрывание сюжета( «Путешествие в лес», «Мореплаватели», «Жучки» и т. д)
Игрового характера (из 3-4 подвижных игр)
С использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов
Оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени)
С использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей)
Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики
Методика проведения утренней гимнастики
Младший дошкольный возраст
Построение :группа или пары, держась за руки
Вводная и заключительная части: спокойная ходьба врассыпную или друг за другом
Основная часть :в кругу или свободное расположение в пространстве.
ОРУ: имитационный характер; игровая форма.
Исходные положения :сидя, лежа на спине и на животе
Комплекс УГ для детей до 3лет:
длительность: до 5мин
Комплекс УГ для детей от 3 до 4 лет:
Длительность: до 5-6мин.
Бег-подскоки(2 подхода-10-15сек) или подвижная игра
Средний возраст
Построения :друг за другом, парами,врассыпную и т. д.
Ходьба: разнообразная (широким-мелким шагом,полуприседе,вперед спиной и т. д.)
Основная часть: круг, звенья (со второго полугодия)
ОРУ: используются всевозможные исходные положения (стоя,сидя,лежа и т. д.)
Пособия: флажки,платочки,мячи,обручи,мешочки и т. д.
Комплекс УГ для детей от 4 до 5лет:
Подскоки: разнообразные(15-20 поскоков 1-2раза)
ИЛИ бег на месте ИЛИ подвижная игра
Краткость и четкость.
Качество показа воспитателем
Четкие исходные положения
Старший возраст
Возрастает ответственность детей при выполнении упражнений, значение УГ, её роль в физическом развитии и т. д.
Построения :разные построения (шеренга,колонна, две-три колонны, круг)
Ходьба: разнообразная (смена темпа, направления, на носках, высоко поднимая колени и т. д)
Основная часть: в звеньях (шеренгах)
Пособия: гимнастические палки, обручи, скакалки.
Подскоки :с разнообразными движениями рук, с продвижениями, перепрыгиванием препятствий(20-30раз 1-2 раза)
Комплекс УГ для детей от 5 до 6лет:
Комплекс УГ для детей от 6 до 7лет:
Комплекс рассчитан на 1-2 недели, при необходимости вносятся уточнения и изменения.
Контроль за точностью положений и направлений движений частей тела, темпом, счётом.
Качество выполнения ОРУ высокое!
Объяснение: четкое и краткое, уточнение исходных положений, вида движения.
Показ: в первые дни разучивания комплекса, привлечение других детей.
Дыхание, осанка детей!
Особенности проведения УГ на воздухе
Весной и летом,как правило, УГ проводится на участке. Поздней осенью и зимой УГ может проводиться на участке, но только с детьми шестого года жизни, причем с детьми наиболее физически подготовленными и закаленными. Упражнения подбираются с учетом одежды и выполняются в более энергичном темпе. Особенно тщательно нужно следить за тем, чтобы дети не охлаждались.
Используемая литература:
Голицина, Н. С., Бухарова, Е. Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М. : Изд-во «Скрипторий 2003», 2006.
Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Сочеванова, Е. А. Комплексы утренней гимнастики для детей 3 – 4 лет: Методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
Харченко, Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3 – 5 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Останко, Л. В. Развивающая гимнастика для дошкольников. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2006.
Шорыгина, Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
Куприянов, Н. Как делать физкультурную зарядку. – М. – Л. : Детгиз, 1952.
Картотека проведения утренней гимнастики в средней группе Сентябрь Комплекс утренней гимнастики № 1 Средняя группа Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки на поясе. Легкий бег. Упражнение.
Планирование проведения комплексов утренней гимнастики в младшей группе КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ И ИГР №1 (сентябрь) Комплекс ОРУ «Дружная семья» 1. И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину; хлопки перед лицом.
Методическая разработка проведения бодрящей гимнастики с элементами дыхательной гимнастики Пояснительная записка. Дыхательная гимнастика — это составная часть лечебной физкультуры, которая ставит своей целью тренировку дыхательного.
Конспект проведения утренней гимнастики в младшей группе Конспект проведения утренней гимнастики в младшей группе. Содержание Дозировка Организационно-методические указания. 1. Вводная часть Ходьба.
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24 «Спутник» Консультация для педагогов на тему: «Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики».
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Методика проведения утренней гимнастики» Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Методика проведения утренней гимнастики» Актуальность: В свете решения приоритетной задачей государства.
Методика проведения утренней гимнастики для дошкольников • Методика проведения утренней гимнастики для детей. В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую.
Семинар для воспитателей «Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп» Семинар для воспитателей Тема: «Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп» Форма проведения: Семинар-практикум.
Конспект проведения утренней гимнастики в подготовительной группе Конспект проведения утренней гимнастики в подготовительной группе Задачи: Формировать правильную осанку, предупреждение плоскостопия. Охранять.
Значение и особенности проведения утренней гимнастики в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС до Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека, период наиболее быстрого развития, строения и функций организма ребенка. Крепкий.
Источник