Как бросить суету и стать инструктором по йоге. Интервью с Юлией Юриковой
Мы познакомились с инструктором по йоге Юлией Юриковой и сходили на два ее занятия — по хатха-йоге и аэройоге. Раньше Юлия работала совсем в другой сфере, не увлекалась идеями здорового образа жизни и духовного просветления, а потом втянулась и нашла в этом призвание. О том, как произошла эта трансформация, как поменялась ее жизнь и отношения с окружающими, — в интервью Эволюции Юга.ру.
Как вообще получилось, что ты из пиара перешла в йогу?
— Раньше у меня был совершенно другой образ жизни. Я ушла из пиара, потому что очень сильно устала. Для меня это энергозатратная работа, очень крутая, но она выпила из меня все. Пиар требует максимальной отдачи.
Поэтому когда я уволилась из «Дранки», я просто два месяца ничего не делала и смотрела в потолок. Потом я жила и работала на Бугазской косе, мы организовывали фестиваль, и в программе были мастер-классы по йоге. Так я познакомилась с моим учителем — Сашей Проскурой. Потом он предложил мне работу в студии в качестве. ПИАР-МЕНЕДЖЕРА. Я согласилась, и мы договорились, что параллельно я буду проходить инструкторское обучение.
До этого я уже занималась йогой. Мои предыдущие мастера были хорошими, но я так и не смогла настроиться с ними на одну волну, чтобы выйти на следующий уровень. А потом я встретила Сашу, и он дал мне нужный импульс, и процесс пошел. Я стала много заниматься и быстро прогрессировать.
Тебе не кажется, что это какой-то тренд? Я знаю еще Машу Литвинову, она тоже у вас в студии работает, тоже из медийной сферы пришла, работала корреспондентом на телеканале.
— Так она и сейчас работает, совмещает. Люди пытаются отойти от какой-то суетливой работы. Ритм жизни бешеный, людям сносит крышу, и они ищут чего-то более осознанного и размеренного. Плюс они устают от наемной работы, потому что условия ужесточаются. Ну и присутствует тренд к фрилансу.
Чем отличается то, что ты делаешь, от стереотипного видения йоги, где блаженная девочка сидит на лужайке в лучах солнца?
— Да, есть такое мнение о йоге: «Это все не для меня, это для просветленных». На самом деле все гораздо проще. Я стараюсь в своей практике и преподавании использовать классический комплексный подход, предполагающий совершенствование тела и сознания. Небольшой экскурс: йога в классическом понимании состоит из восьми ступенек. Я про йогу, как она была задумана изначально. Так вот: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхаяна, самадхи. На своих занятиях дальше четвертой ступени, пранаямы, я пока не захожу.
Есть такое мнение о йоге: «Это все не для меня, это для просветленных»
Яма и нияма — это моральные принципы. Считалось, что прежде чем приступить к практике асан, человек должен быть уже готовым духовно. В основном люди перескакивают через эти первые две ступени. Асана — это третья, известная всем составляющая. Четвертая — это пранаяма, дыхательные практики. Все, что дальше, — это работа с вниманием, медитации и так далее.
В современном мире, в особенности в большом городе, где многие люди не могут потратить час на йогу в студии, мало кто готов провести пару лет (или жизней) в Индии, в ашраме, постигая яму и нияму. Поэтому получается так, что большинство перескакивает через первые две ступени, приступая сразу к практике асан, и так и остается на ней. Немногие дают на своих занятиях пранаяму и медитацию, в основном это исключительно физические упражнения, то есть йога фактически приравнивается к физкультуре.
Это не плохо, не хорошо, это просто реалии современной жизни, с которыми нужно работать. Например, мне проще показать людям, чего можно достигнуть, двигаясь не от внутреннего к внешнему, а наоборот. Через работу с телом. Приходя на занятие, люди чувствуют на себе какой-то эффект, назовем его психоделическим, возвращаются в тело, начинают понимать: вот тут болит, тут блок. Потом лежат в шавасане после занятия, выходят и думают: «О, круто». Потом, когда у них возникает желание копнуть глубже, я готова ответить на какие-то их вопросы касательно духовной части. Тогда они уже начинают спрашивать про питание, например.
А как ты сама считаешь, нужно ли сочетать йогу с вегетарианством, веганством, сыроедением?
— Нет такого слова «нужно». Инициатива должна исходить только от самого человека. Но нужно слушать свой организм. Я, например, без мяса уже восемь лет. И я знаю, что мне это подходит. Я чувствую себя хорошо, у меня нет никаких негативных эффектов.
Читайте также:
Но если быть честной, я с детства мясо особо не ела. Поэтому я не могу сказать, что мой отказ от мяса был болезненным. Время пришло, я просто взяла и отказалась. Я тогда еще и йогой не занималась. Но я также знаю людей, у которых, если не поедят мяса, как они говорят, не будет сил. Здесь все зависит еще от пищевых привычек и потребностей организма.
Не должно быть никаких: «Все, я йог, я не ям мяса, я ем только фрукты». Если ты чувствуешь, что хочешь попробовать, просто берешь и пробуешь, потихонечку выводишь сначала красное мясо, потом все остальное, потом рыбу — и смотришь, как оно тебе. Как организм себя чувствует? Обязательно нужно сбалансировать питание. И если ты вывел этот белок, тебе нужно ввести какой-то другой, чтобы ты себя хорошо ощущал.
Бедные духовно люди, занимаясь йогой, богаче не становятся
Встречалась ли ты с псевдодуховностью? Когда человек пытается следовать каким-то нормам, но видно, что это неискренне, будто он что-то из себя строит.
— На примере вегетарианства встречаются такие люди. Правильный выбор — он же всегда делается для себя. Вот тебе интересно, чем питаются другие люди? Мне нет. Это личное дело каждого. Когда человек активно показывает, что он не ест мясо, и рассказывает всем, что они едят трупы, это все-таки что-то не то. А есть еще другой вариант извращения. «Вот вы все неправильные, вы все йогу опопсили, фоткаетесь для инстаграма, это все не йога, пойдемте, покажу, как надо». Это история о том, как бедные духовно люди, занимаясь йогой, богаче не становятся.
Все сейчас говорят про осознанность, про жизнь в моменте. Что это значит для тебя?
— Для меня осознанность, как это ни смешно… быть в моменте. Осознанность — это когда ты понимаешь, что с тобой происходит. Ты собираешься заорать на кого‑нибудь, и в этот момент ты говоришь себе: «Я выбираю сейчас повысить голос, я сейчас буду орать». А потом думаешь: «Зачем?»
Неосознанность — это когда вообще нет разрыва, нет этого момента выбора, ты сразу с головой кидаешься в эту пучину эмоций, и тебя болтает между этими всплесками, выкидывает то в эйфорию, то в депрессию. Тебя очень легко подцепить любым крючком и легко тобой манипулировать.
Ты говоришь себе: «Я выбираю сейчас повысить голос, я сейчас буду орать». А потом думаешь: «Зачем?»
А как йога помогает выходить на такой уровень сознания, о котором ты говоришь? Твой личный опыт.
— Точно так же, через тело. Вот смотри, ты сегодня была на занятии. Ты позанималась, потом легла и полежала в шавасане. Когда ты потом встала, почувствовала, что что-то изменилось?
Знаешь, я больше чувствовала в процессе. Мне было интересно осознавать, что у меня, оказывается, в плечах все очень сильно зажато, что у меня болит спина. А когда мы лежали в шавасане под конец занятия, было очень круто, офигенное расслабление. Потом я, правда, все равно улетела в какие-то повседневные мысли.
— А это невозможно сделать по щелчку пальцев, ведь шавасана — самая сложная поза йоги:). Но постепенно мы учимся этому. Вот то, что ты говоришь: «У меня здесь зажато». В обычной жизни наше внимание может быть где угодно, но только не в теле. Почему почти у каждого — шея, втянутая в плечи? Поза отражает те проблемы, которые мы создаем у себя в голове.
Когда ты занимаешься йогой, тебе тело начинает давать обратную связь о том, что ты делаешь с собой. Например, если тянешься слишком сильно, делаешь асану, к которой пока не готов, тело через болевые ощущения даст тебе понять, что нужно притормозить. А когда ты стрессуешь, злишься, обижаешься, оно тоже начинает тебе показывать, как ему плохо от этого. И ты начинаешь замечать это и думать: «А зачем я это делаю?»
И тут уже начинается та йога, которая настоящая йога — работа с собой, работа с неосознанными своими реакциями. Ты и в жизни работаешь с этим, и на коврике.
Практики по останавливанию негативного потока мыслей — это какая-то форма медитации? Или элементы из нее? Как ты это делаешь?
— Когда я чувствую, что выхожу из себя, если у меня есть возможность, я стараюсь сесть, закрыть глаза и подышать, например, полное йоговское дыхание. Хотя бы пять минут. То же самое работает с грустью и хандрой. Нельзя одновременно рыдать и концентрироваться на дыхании.
Ты же понимаешь, что сейчас ты развенчиваешь миф о вечно счастливом инструкторе по йоге?
— Но ведь все мы живые люди. Я никогда не поддерживала этот миф. Я открыто заявляю, что я по природе своей крайне неуравновешенный человек. И я с этим работаю, и у меня есть сдвиги, их вижу я и мои близкие люди. Значит, нет ничего невозможного и с этим можно и нужно работать.
Нельзя одновременно рыдать и концентрироваться на дыхании
Если про инструкторов. Это нормально пробовать нескольких, искать своего?
— Конечно. Если ты приходишь и тебя сразу зажигает, это супер. Но если ты чувствуешь, что что-то не то, возможно, это не твой человек. И это не значит, что это плохой инструктор.
Нужно выбирать не только конкретных инструкторов, но и направления, пробовать разные. Сейчас очень много стилей. Я начинала с йоги Айенгара, и мне вообще не пошло — думала, я там усну. В школе Айенгара очень много внимания уделяется теории, и все очень неспешно. Я сама всегда стараюсь уделять внимание отстройке, но не до такой степени, чтобы все занятие разбирать один треугольник (асану).
Аштанга-йога — более динамичная, они больше внимания уделяют связкам, перетеканию из одной асаны в другую. Хатха, которую я преподаю, — она статичная, здесь идет упор на то, чтобы правильно встать в асану, зафиксироваться и дышать.
Я читала в одном из твоих постов о том, что люди не умеют правильно дышать. А что значит «правильно дышать»?
— В обычной жизни мы дышим очень поверхностно. Есть три типа дыхания — нижнее (животом), среднее (ребрами) и верхнее (грудью). Обычно люди дышат грудью и очень мелко. И еще горбятся дополнительно. Из-за этого нам не хватает кислорода, дыхание не наполняет нас в нужной степени. На занятиях мы как раз учимся дышать, люди узнают, что можно дышать по-разному.
Читайте также:
Я читала мнение, что женщинам с гормональными нарушениями и женскими проблемами надо идти на йогу. Через йогу оно каким-то образом все наладится. Как ты сама относишься этому?
— Я думаю, это, безусловно, правда. Не каким-то образом, а через работу с мышцами. Улучшается кровообращение всех органов, в том числе тех, которые нас интересуют. Идет воздействие на мышечный корсет, на сам орган. Это я абстрактно говорю, если без упоминания конкретных заболеваний.
Кроме того, девочки, готовясь к родам, приходят на йогу для беременных. И там учат правильному дыханию, как «продышать» боль, и это тоже работает. В Краснодаре это пока мало развито, но хорошие специалисты есть.
А как вообще появилась аэройога, которую ты преподаешь в студии?
— Она появилась на стыке воздушной акробатики и йоги. Первоначально она была для людей, которые находятся на реабилитации после травм и не могут ходить в обычный класс — так как часть веса тела уходит на гамак, нагрузка не такая сильная. У меня это могут быть очень разные тренировки — и мягкие, и предполагающие очень хорошую растяжку и силу мышц для выполнения.
Ходят ли к тебе на занятия мужчины?
— Да, например, ко мне на занятия ходит мужчина, который занимается тайским боксом. И он всячески респектует йогу за то, что она помогает восстанавливаться после физических нагрузок, улучшает гибкость. Еще есть люди, которые просто хотят попробовать, — все-таки тренд никуда не делся, он всеобъемлющий, не только девочек касается.
Есть ли какие-то физические ограничения для тех, кто хочет заниматься йогой?
— Безусловно, если ты приходишь в группу, о своих ограничениях инструктору надо сказать, если есть грыжи, протрузии — обязательно! Если это ограничение не критично, инструктор скажет вам, чего следует избегать. Но при серьезных травмах может сказать, что вам нельзя ходить в группу. Тогда надо идти на йога-терапию. Йога-терапия — это реабилитационная йога, ей обучают отдельно. Инструкторы знают, как работать с травмированным позвоночником, суставами, как лечить при помощи йоги разные заболевания. Правда, грамотных специалистов в этой области еще меньше, чем в йоге для беременных.
Источник
«Со мной случилось чудо»
Yoga Journal
Интервью с преподавателем Кундалини-йоги Алексеем Меркуловым
— Почему Вы начали заниматься йогой? Какой был Ваш путь?
— Я никогда не планировал быть учителем, ранние подъемы, обливания холодной водой, многочасовая физическая практика — это все не про меня. Насколько помню, я интересовался медитацией когда-то, но в целом мир йоги был очень далек от моего образа жизни. Так получилось, что в 1999 году я проходил курс реабилитации от наркозависимости в клинике Якова Маршака «Кундала», где и познакомился с Кундалини-йогой. К тому моменту я был просто в тяжелейшем состоянии, испытывал большие проблемы со здоровьем, психикой, мозгами, дошло до навязчивых состояний. В клинике проводились занятия по Кундалини-йоги, посещение которых были обязательным. Я смотрел на это и думал, что за странные движения и как мне это поможет. Но случилось удивительное. После того как вышел из клиники, у меня действительно пропало желание принять очередную дозу. И более того, я продолжил делать все эти «странные упражнения» регулярно и ежедневно.
Интересно, что еще в клинику к нам приезжал Карта Сингх, и тогда я не пошел на его класс. Но случайно проходя мимо Карты Сингха, я встретился с ним взглядом, и тогда произошло то, что называется «прикосновение Мастера». Потом уже, когда я вышел из клиники, я поехал к нему на семинар. И вот так я познакомился с традицией Кундалини-йоги. Учителей в то время было очень мало и все друг друга знали. В какой-то момент, если я не ошибаюсь, Сережа Литау попросил заменить его на классе в качестве учителя. И так я начал свою преподавательскую деятельность.
Конечно, я знаком и с другими традициями: школой Айенгара, Аштанга-Виньяса, Хатха-йогой. Я с большим уважением отношусь к ним и вообще к любым стилям йоги. Но могу точно сказать, что для меня могла сработать только Кундалини-йога. Кстати говоря, я был очень удивлен, когда меня неожиданно пригласили на телеканал «Живи» с моей практикой. В жизни часто происходят разные вещи непредсказуемые.
Я уже двадцать лет занимаюсь Кундалини-йогой и продолжаю давать классы и практиковать. И это работает, причем не только со мной. У заключенных в тюрьмах, у моих учеников тоже есть положительный эффект, то есть эти очень странные, непонятные движения, пение мантр действительно помогают людям.
— Можно сказать, что Кундалини-йога не для всех?
— Что значит не для всех? Тогда вопрос: кто такие все? Мы вообще живем в очень интересную эпоху, когда представление обо всех сильно меняется. Сейчас наступила эра информации и энергии, которую йоги называли Пракрити и Шакти, эта эпоха заставляет нас перестать соответствовать шаблонам и идти по чьим-то уже протоптанным дорогам, нужно искать свой собственный путь. И в этой ситуации такие понятия «как все», «что-то привычное» начинают сами себя изживать. Жизнь перед тобой ставит такие задачи, что ты не можешь быть таким, как все. Нужно находить свои уникальные качества и их развивать. Но это возможно, только если ты находишься в контакте с самим собой. Действительно слышишь себя, слышишь голос своей души. Моя новая книга как раз об этом, как и Кундалини-йога в целом.
— Расскажите про Вашу книгу «Вахе Гуру», которая выйдет в сентябре? Для кого она?
Книга для тех людей, которые пытаются ответить на вопросы о самих себе, в чем их предназначение, цель жизни, людей, которых интересует их собственная трансформация. При этом в моей книге нет никакой эзотерики нет никаких философских аспектов, скажем, я не даю никаких советов, рекомендаций, готовых решений. Для меня это принципиальная позиция. Я хочу, чтобы для читателя моя книга послужила началом процесса размышлений.
В ней я рассказываю о своей жизни — периоде, когда я употреблял наркотики, и периоде, когда я излечился. В том числе я описываю время, когда я преподавал Кундалини-йогу в СИЗО. И так получилось, что именно эта история оказалась ключевой и как бы собрала всю книгу, сформировала ее структуру.
Роман «Вахе Гуру», безусловно, автобиографичен. Но при этом я понимаю, что те события, которые в ней описаны, могли произойти с кем угодно. Кроме как, словом «чудо» их охарактеризовать нельзя. Поэтому я не старался сильно себя персонализировать. Я считаю, что моих заслуг в тех уникальных ситуациях, которые тогда проходили, нет. Я связываю это непосредственно с практиками йоги, медитациями, садханой.
— Два года назад в Конференции YJ участвовала Маханкирн Каур, которая проводила практику, посвященную страданиям. И когда она попросила выйти на сцену тех людей, которые страдают, то к ней вышла одна четверть зала. Почему так много людей страдает? К Вам обращаются с такими запросами?
— Да, ко мне часто приходят такие люди. В основном, конечно, приходят с проблемой зависимостей. Что касается страданий, то 1/4 часть зала — это далеко не все. Думаю, что страдающих людей намного больше. Просто многие не просто не признаются в этом публично, но не признаются и себе лично. Мы привыкли эти страдания каким-то образом компенсировать. Это уже стандартная история. Кто-то это делает алкоголем, кто-то — наркотиками, кто-то — за счет эмоций и т. д. С помощью них мы вносим дисбаланс в систему регуляции настроения и заглушаем страдания. Но мы не прислушиваемся к своему внутреннему состоянию, мы просто пытаемся его изменить. Причем изменить не саму причину страданий, а именно свое состояние. Эти страдания они же не просто так получаются, это и есть голос души, который говорит тебе таким образом, возможно, что-то важное. Страдания сами по себе — это просто знак того, что нужно что-то делать, что-то менять, нужно услышать в чем причина этих страданий. А люди часто не готовы к этому и занимаются самообманом. Поэтому важно, чтобы на первом плане всегда были вопросы: что действительно важно именно для меня.
— В такие кризисные моменты что спасает людей? Вера?
— Вера — очень индивидуальное, личностное понятие. У каждого человека своя собственная вера, и, честно говоря, это не так важно. Мне кажется, мы часто переоцениваем веру как некий механизм, способный что-либо изменить, но, к сожалению, вера не сильно меняет. А вот доверие как раз все меняет. Если ты веришь, что именно это тебе помогает, и ты можешь довериться этому, вот тогда это действительно работает. Доверие может помочь тебе что-то осознать, трансформироваться или что-то совершить. На самом деле это сложно объяснить в теории, можно на примерах доказать. Есть аллегория, когда мы жизнь сравниваем с океаном. В жизни, как и в океане, есть волны и есть штиль. Я, например, иногда занимаюсь вейксерфом и вот если ты правильно встанешь на доску, расслабишь нужные мышцы и тогда волна тебе поддастся. Ты станешь частью этой волны. И в жизни то же самое. Пока ты напряжен, ничего не получается, начинаешь конфликтовать с ситуацией. А как только ты расслабляешься, доверяешься этому, жизнь тебя действительно может вынести в нужное русло, дать что-то такое, что ты даже себе не представлял. Иногда глупо опираться только на собственный ограниченный интеллект, чтобы решать глобальные аспекты. Кундалини-йога как раз не про локальные решения ситуаций, она работает с космическими масштабами.
— Как бороться со стрессом?
— Со стрессом на самом деле не стоит бороться. Опять же пример. Те овощи, которые растут на обычных грядках — под дождем, солнцем — они вкусные и полны жизни. А те овощи, которые растут в парниках, защищающих от любой непогоды и природных катаклизмов, — такие овощи не вкусные. С человеком ровно такая же история. Если создать комфортные идеальные условия для человека, жизнь перестанет происходить. Она станет абсолютно неинтересной, как будто расслабленной и спокойной, но пресной. Поэтому со стрессом бороться не нужно. Стресс стимулирует жизнь. Но чрезмерный стресс действительно становится причиной разных заболеваний и расстройств. Но для этого есть как раз много техник, благодаря которым можно расслабить сознание и тело. Иногда достаточно на это и 10-ти минут.
Есть такой стереотип, кстати, что йоги все такие расслабленные, индифферентные ко всему. Этот стереотип очень неправильный и даже неприятный. Он формирует ложное отношение к йоге. Йог — это не тот, кто вечно расслаблен, он просто умеет управлять собой. Он не позволяет себе чрезмерно входить в стресс. Он осознает, когда это происходит, и помогает себе этого избежать. Вся настоящая сила находится не в мягком расслаблении, она в противодействии энергии. Если ты будешь избегать стресса в целом, у тебя никогда не будет силы. Стресс — это необходимость для настоящего практика. Он намеренно уходит в эту область, чтобы появилась противоборствующая энергия. И тогда у тебя рождается новый потенциал. С тантрической точки зрения, стресс — это единственно возможный ресурс для человека.
— Расскажите про свои социальные проекты.
— Йога в тюрьмах — это был такой важный проект, который я описываю в книге. Да, это был альтруизм с моей стороны. Чтобы попасть в тюрьму, нужно было потратить несколько часов, на все уходило по полдня минимум. Но есть в жизни вещи, которые ты просто не можешь не делать. Для заключенных мои практики были критически важны. Для них это удивительная возможность просто выжить там. Ко мне подходили люди и говорили, что они ничего подобного с момента заключения под стражу не испытывали. Наконец, они снова чувствуют, наконец, они снова дышат. Конечно, я не планировал потратить всю жизнь на преподавание йоги в тюрьме. Но мне было важно помочь людям. По разным обстоятельствам этот проект «сдулся». Но при первой возможности я туда обязательно вернусь. Надо стараться перезапустить этот проект так, чтобы это не стало единичными случаями. Я понимаю, что эти практики там важнее, чем здесь. Потому что здесь есть разные методы борьбы со стрессом: ты можешь пойти в кино, встретиться с друзьями, на крайней случай пойти в бар. Там — ты все время находишься в напряжении. И людям нужен инструмент, чтобы с этим справиться. Более того, статистика говорит о том, что рецидивов после того, как люди покидают тюрьмы, очень много. Люди даже идут на более тяжкие преступления, ухудшают себе статьи. И я считаю, что это абсолютно естественно. Так как карательные службы создают мину замедленного действия. Да, пусть преступников изолируют, но нужно дать способ для трансформации, изменения себя и избавления от стресса. Нельзя ломать людей — людей нужно менять. Йога в этом смысле — удивительное средство, которое людям просто помогает жить, дышать, получать удовольствие от самих себя, своей природы. Мы просто по праву рождения должны быть счастливы. Быть естественным и счастливым — это абсолютно нормально. Счастье невозможно заработать какими-то поступками, можно быть счастливым. И этому надо учить, и в первую очередь, людей, которые оказались в сложной ситуации.
— Над какими проектами сейчас работаете?
— Сейчас у меня есть большой проект, который я никак не закончу, — курс для специалистов по интенсивной реабилитации зависимых людей, который мы записали с Яковым Маршаком. Этот курс для всех тех, кто хочет работать с зависимыми. В нем будет большое количество и лекций, и практик, которые охватывают все аспекты такой работы.
Возможно, в будущем мы сделаем что-то подобное, но более доступное, для непрофессионалов.
Источник