Интегральная йога. Шри Ауробиндо. Учение и методы практики
В сборник вошли письма Шри Ауробиндо, касающиеся различных аспектов его духовного учения и методов йогической практики. В первых четырёх разделах речь идёт, главным образом, о философских и психологических основах этого учения, в последующих семи – о методах духовной практики, а заключительный, двенадцатый раздел включает в себя и то и другое.
Шри Ауробиндо 1
1 — Интегральная Йога и обычная жизнь 2
2 — Интегральная Йога и другие системы йоги и философии 7
3 — Планы сознания и составные части человеческого существа 12
4 — Божественное, боги и Божественная Сила 20
5 — Основы Йоги 24
6 — Садхана через выполнение работы, медитацию, любовь и преданность 32
7 — Йогические переживания и духовные реализации 43
8 — Тройная трансформация: психическая, духовная, супраментальная 51
9 — Трансформация Природы 60
10 — Трудности в преображении Природы 68
11 — Человеческие взаимоотношения в йоге 80
12 — Другие аспекты учения Шри Ауробиндо и практики 85
Примечания к тексту 91
Интегральная Йога Шри Ауробиндо. Учение и методы практики
Избранные письма Шри Ауробиндо
Перемены, которые мы наблюдаем сегодня в мире, судя по их идеалам и целям, – суть перемены интеллектуальные, нравственные и физические; духовная революция ещё ждёт своего часа, но между тем волны её уже вздымаются здесь и там. До тех пор, пока она не произойдёт, невозможно оценить смысл всех иных перемен, и все интерпретации происходящего ныне, как и любые пророчества о будущем человека, будут тщетными. Ибо только её природа, её сила и её исход смогут определить следующий цикл развития нашего человечества.
От издателя
В этот сборник вошли письма Шри Ауробиндо, касающиеся различных аспектов его духовного учения и методов йогической практики. В первых четырёх разделах речь идёт, главным образом, о философских и психологических основах этого учения, в последующих семи – о методах духовной практики, а заключительный, двенадцатый раздел включает в себя и то и другое.
Шри Ауробиндо назвал свою систему «Интегральная Йога», поскольку она предполагала «достижение единства (йоги) всех частей нашего существа с Божественным и последующее преображение и приведение всех их элементов, ныне конфликтующих друг с другом, в гармонию более высокого божественного сознания и существования».
Большую часть писем Шри Ауробиндо написал в 30-е годы прошлого века, отвечая на вопросы мужчин и женщин, живших в его ашраме, который находился в индийском городе Пондичери. В этот период он был сосредоточен на собственной духовной практике и почти ни с кем не виделся и не разговаривал; однако он переписывался с собиравшимися вокруг него искателями и таким образом сохранял с ними контакт. Ученики отправляли ему письма или дневниковые записи, подробно рассказывая о своей внутренней и внешней жизни. Он отвечал иногда очень подробно, иногда просто делая пометки на полях.
Чтобы отобрать письма, включённые в этот сборник, пришлось просмотреть более двух тысяч страниц различных томов Юбилейного собрания сочинений Шри Ауробиндо. Ссылки на эти тома даются в конце сборника. Обычно опубликованное письмо воспроизводится целиком. Несколько длинных писем, затрагивающих две или более тем, были разделены и частично воспроизведены в тех или иных разделах. Те места в письмах, которые, по нашему мнению, не имели отношения к темам, рассматриваемым в данном сборнике, опускались. Такого рода пропуски выделены многоточиями.
Читатели должны помнить о том, что каждое письмо было написано определённому человеку по определённому поводу.
Шри Ауробиндо однажды предостерёг: «Множество недоразумений возникает из-за привычки рекомендовать то, что я писал для одного человека, другому, без учёта существующих между ними различий».
Во всех трудах Шри Ауробиндо встречаются слова из санскрита и других индийских языков. Он также придавал некоторым английским словам (таким, как «психическое», «витальное») свой собственный смысл и создал целый ряд новых терминов и понятий: «сверхразум», «окружающее сознание» и т. д. Мы настоятельно рекомендуем читателям, незнакомым с терминологией Шри Ауробиндо, обращаться к глоссарию, приведённому в конце книги.
Данный сборник подготовлен Питером Хизом и Бобом Цвикером, сотрудниками Архивов и исследовательской библиотеки Ашрама Шри Ауробиндо.
Шри Ауробиндо
Шри Ауробиндо родился 15 августа 1872 года в Калькутте. В возрасте семи лет он был отправлен в Англию для получения образования. С отличием закончив школу св. Павла в Лондоне, а затем королевский колледж в Кембридже, он в 1893 году вернулся в Индию. В последующие четырнадцать лет он работал в княжестве Барода в качестве личного помощника махараджи и преподавателя бародского колледжа и одновременно занимал различные административные должности. В это время он выучил санскрит и бенгали и написал большое количество стихов и литературных рецензий. Также, намереваясь положить конец британскому правлению, он тайно готовил вооружённое восстание.
После разделения Бенгалии в 1905 году Шри Ауробиндо ушёл со всех постов, занимаемых им в Бароде, и уехал в Калькутту, где стал одним из лидеров националистического движения. Будучи редактором газеты «Банде Матарам», он смело высказывался за предоставление Индии полной независимости. Его три раза арестовывали за подстрекательство к мятежу и государственную измену, но всякий раз отпускали за недостаточностью улик.
Шри Ауробиндо начал практиковать йогу в 1905 году. В 1910-м он уехал в Пондичери, намереваясь посвятить один или два года медитации, но вскоре он понял, что должен сосредоточить всё своё внимание на духовной практике, и постепенно отошёл от революционного движения, у истоков которого стоял. Во время своего пребывания в Пондичери, длившегося сорок лет, он создал новую систему духовного развития, названную им «Интегральной Йогой». В 1926 году с помощью своей духовной соратницы, Матери, он основал ашрам, в котором были созданы условия, позволявшие воплотить его лозунг: «Вся жизнь есть Йога». К наиболее известным произведениям, написанным в Пондичери, относятся «Жизнь Божественная», «Синтез Йоги» и поэма «Савитри».
Шри Ауробиндо оставил своё тело 5 декабря 1950 года.
Источник
Интегральная йога. Христианский взгляд
Основатель и автор концепции интегральной йоги Ауробиндо Гхош (1872-1950), индийский религиозный философ, поэт (см. на моей странице перевод его стихов), писатель, публицист. Его главная идея заключается в том, что человек способен подняться всем своим существом, включая физическое тело, до высших уровней космического сознания и привнести их духовную энергетику на уровень земного бытия, трансформировав земную жизнь во всех её проявлениях, включая физическую клетку, по образу и подобию жизни божественной. Философское и литературное наследие Ауробиндо Гхоша огромно и насчитывает более 20 томов (юбилейное издание). На своём собственном опыте он пытался показать, что такая божественная трансформация земного бытия возможна для отдельно взятого человека (а именно для него самого). Ещё при жизни имел множество учеников и последователей. В Индии (Пондичери) до сих пор существует его ашрам, а неподалёку, на побережье был основан город Ауровиль, который задумывался как экспериментальная лаборатория по реализации замыслов Ауробиндо Гхоша, чьё имя теснейшим образом связано с именем его ближайшей сподвижницы Миры Алфасса (1878-1973), которая больше известна под именем «Мать», так она сама себя называла, позиционируя себя как божественную мать всего человечества. Так же воспринимал её и Ауробиндо. В России учение интегральной йоги приобрело большую популярность и снискало себе множество последователей, правда, порой практика интегральной йоги имеет катастрофические последствия для тех, кто ей занимается (подобные примеры будут приведены).
Глава I.
Интегральная йога без прикрас.
Перефразируя классика марксизма-ленинизма, можно сказать, что три источника и три составные части интегральной йоги – это оккультизм, каббалистика и демонопоклонство. Вот три кита, на которых стоит интегральная йога. Они её питательная среда и её же составляющие.
Начнём с оккультизма. Однажды в 1906 г. В Париже Мира Алфасса, продолжившая после смерти Ауробиндо начатое им дело по «реализации» на земле божественной жизни и по трансформации материальной клетки, брала уроки живописи в мастерской своего товарища N, который завёл разговор об оккультизме. При этом N упомянул своего брата, посещавшего собрания группы под названием «Космос» (французская масонская ложа; в то время в Париже издавался и масонский журнал «Космос», La Revue Cosmique, который, в частности в 29 номере за 1906 писал: «Дух нашего времени требует от нас взять на себя руководство социализмом, и некоторые наши ложи нашли правильные пути и средства для достижения этой цели») и состоявшего в учениках у Теона из Алжира (речь идет об Алистере Кроули, который предпочитал, чтобы его называли мэтр Теон – «господин Зверь». Кроули-Теон, подписывавшийся тремя шестёрками, был известен в определённых кругах интеллектуалов начала XX века как основатель тайного движения сатанистов). Случайно услышав этот разговор Мира-Мать моментально вступила в контакт с вселенским сознанием и достигла реализации своего истинного «я». Она получила знание обо всех своих прошлых рождениях и о том, что сама пришла в этот мир для того, чтобы нести людям высший свет, вступив при этом в общение с безчисленными сущностями высших миров и получив реализацию верховного существа, и почувствовала его присутствие в Индии. Однако она не могла быть абсолютно уверена в этом, пока сама не попала в Индию и не встретила там Ауробиндо.
Данное описание оккультного опыта Матери, взятое из книги “Glimpses of the Mother’s Life”, p.4, Shri Aurobindo Ashram, 1978, представляет собой не что иное, как целый оккультно-демонический и каббалистический букет с присущими ему такими типично масонскими терминами, как «вселенское сознание», «сущности высших миров», «верховное существо». Впоследствии Мира-Мать стала заменять масонский термин «верховное существо» столь же расплывчатым и неопределённым термином «Божественное», что, впрочем, не мешало ей избегать уточнения, что это за «высшее существо», которому предлагается поклоняться. На деле же, как станет ясно позже, под «высшим существом» подразумевается не кто иной, как сатана, Люцифер, несущий людям «высший свет».
В 1906 году в Париже Мать познакомилась с оккультистом Теоном, под руководством которого продолжила свои начатые значительно раньше самостоятельные занятия оккультизмом. Вот, что говорит об этом она сама: «В начале двадцатого столетия я направилась на север Африки, в Алжир, в город Тлемцен… Я училась там оккультизму у великого мастера Теона, польского еврея по происхождению… Когда я возвращалась из Тлемцена, Теон провожал меня; он намеревался сделать турне по Европе. В море нас застиг страшный шторм. Огромные волны швыряли наш корабль то вверх, то вниз и всё могло закончиться ужасной катастрофой. Пассажиры нервничали, и многие из них начали плакать. Капитан корабля боялся за пассажиров и говорил, что они в опасности. Теон в присутствии капитана посмотрел на меня и сказал: «Ступай и останови это». Капин был очень удивлён, он не понимал, о чём идёт речь; мне же всё было ясно. Я пошла в свою каюту, легла на койку и, выйдя из своего физического тела, отправилась в открытое море. Там я столкнулась с множеством безформенных существ, которые, как сумасшедшие, прыгали вокруг по воде, вызывая страшную бурю. Я приблизилась и обратилась к ним очень спокойно и ласково, прося прекратить это безобразие: «Чего вы добиваетесь, мучая этих несчастных людей? Пожалуйста, успокойтесь, тем самым вы спасёте их жизни». В течение получаса я уговаривала их, после чего они, наконец, успокоились. Шторм утих и сменился штилем. Затем я вернулась в своё тело и вышла из каюты на палубу. Пассажиры пребывали в приподнятом настроении и весело разговаривали». (“The Glimpses of the Mother’s Life”, pp. 68-69).
А вот строки об оккультных способностях Матери из письма Ауробиндо: «…Мать, будучи в Алжире, появилась в кругу своих друзей, собравшихся в Париже, взяла в руки карандаш и написала несколько слов на бумаге. Убедившись в возможности подобных вещей, она больше никогда ничего подобного не делала. То было время, когда она занималась оккультизмом с Теоном в Алжире». (“The Glimpses of the Mother’s Life”, p.76).
Приведённые примеры, которыми изобилуют рассказы Матери и Ауробиндо, совершенно очевидно демонстрируют оккультные склонности основоположников интегральной йоги. Чем же так плохи и опасны для человека оккультные опыты? Плохи они тем, что по своей сути представляют собой попытку обособления от Бога. И опасны тем, что подвергают доверчивого новичка множеству опасностей в так называемых «внетелесных» состояниях, которые в рассказах Матери обычно приобретают привлекательно-интригующе-загадочную окраску.
Как пишет в своей книге «Душа после смерти» иеромонах Серафим Роуз, сфера, в которую душа попадает сразу, когда она выходит из тела и начинает терять контакт с тем, что мы называем материальной реальностью, на православном языке именуется поднебесным воздушным пространством, где обитают преимущественно падшие духи, усердно старающиеся обмануть людей, чтобы привести их к погибели. Те, с кем сталкиваются люди в этой области всегда, или почти всегда бесы. Это не ангелы, ибо ангелы обитают на Небе и посещают эту область как Божьи посланники, это и не души умерших людей, так как они обитают на Небе или а аду, и лишь однажды после смерти проходят эту область по пути на суд за содеянное ими в этой жизни. Даже самые опытные по части выхода из тела не могут долго оставаться в этой области, не подвергая себя опасности навсегда разлучиться со своим физическим телом. Стать жертвами обмана падших духов могут легко и христиане посредством всякого рода видений, не говоря уже об иных, смело и бездумно вторгающихся в эту область экспериментаторах, не имеющих о ней никакого понятия и принимающих с доверием её откровения. Претензии оккультизма на то, что его знания действительно верны, потому что основаны на опыте, как раз и есть роковой порок оккультного «знания». И именно потому, что оккультный опыт получен в воздушной среде и вызывается бесами, цель которых соблазнить и погубить людские души, этот опыт по самой природе своей связан с обманом.
Оккультные «знания» объявляются основателями интегральной йоги сокровенными тайнами древних мистических учений, доступными в принципе каждому через самопознание и самоконтроль. Познание себя – это приобщение с самому Богу. Кстати, чисто каббалистический тезис. Теперь – о каббалистической составляющей интегральной йоги.
Каббала мистическое учение в иудаизме. Главная идея Каббалы – спасение через «прогресс», который достигается с помощью магической, оккультной власти над силами и стихиями природы и требует для своей реализации хорошо обученные кадры магов-просветителей. Целью такого «прогресса» является перестройка жизни общества. С XV века интерес к Каббале широко распространился в учёной среде Европы, лучшие умы которой пытались синтезировать её с основными догматами христианства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что главная каббалистическая идея оказывается перенесённой и в интегральную йогу. Слово «прогресс» здесь заменено словом «эволюция» (хотя «эволюция» это тоже излюбленное слово каббалистических трактатов). В результате ускорения духовной эволюции посредством «особой» ауробиндовской йоги человечество с помощью специально подготовленных кадров, элиты, новой расы людей, сумевшей добиться трансформации своего сознания, достигает супраментальной реализации, другими словами, становится богами и строит земной рай. Самим стать богами – одна и та же люцеферианская устремлённость как у последователей Каббалы, так и у сторонников интегральной йоги.
Что касается пресловутого «открытия» Ауробиндо – нисходящего потока инволюции и восходящего потока эволюции, направленных навстречу друг другу и изображённых им в виде шестиконечной звезды, личного знака Ауробиндо, то здесь очень прозрачно просматривается влияние основополагающей доктрины Каббалы, согласно которой все миры вселенной созданы эманацией из безкачественного, неопределимого, божественного безконечного центра Эн-Софа. Идущий оттуда свет путём деградации (или ауробиндовской инволюции) создал все нижестоящие миры, в том числе и наш видимый мир. Но существует и обратное течение света (снизу вверх, по-ауробиндовски, эволюция). Каждая низшая сткпень нисхождения Эн-Софа причастна породившей её более высокой ступени (сравним с ауробиндовской идеей о том, что в самых бездонных глубинах безсознательной материи пребывает в скрытом виде высшее супраментальное сознание).
Каждая тварь стремится эволюционировать в сторону высшего плана. Таким образом, происходит двойное течение силы Эн-Софа, от центра к периферии, ацилус, и в обратном направлении, зимзум. Кредо любой каббалистической доктрины сводится к выявлению в каждом существе и каждом элементе более совершенных качеств, в результате чего происходит их высвобождение из предыдущей примитивной формы бытия и превращение в более совершенные формы. Итак, каббалистическая доктрина «двойного течения», идея о причастности низших ступеней бытия высшим уровням спокойно перекочевала в интегральную йогу из Каббалы, которая, в свою очередь, заимствовала её из неоплатонизма.
Ещё один широко используемый в интегральной йоге каббалистический тезис, фактически, идентичный предыдущему: «как внизу, так и наверху» (as above — so below). «Полнота йоги заключается в том, чтобы сделать, как сказано в Ведах, ‘Небо и Землю равными и едиными’» (из письма Ауробиндо, датированного 20.05.1915, “On Himself”). Каббалисты вообще склонны к разного рода параллелям и символам, которые они усматривают абсолютно во всём. «Согласно древним традициям, — утверждает Мира-Мать, — каждой букве (еврейского алфавита; согласно каббалистическому учению, мир создан Богом при помощи 22 букв еврейского алфавита) соответствовало конкретное знание, буква являлась графическим носителем традиционного знания». Такого рода каббалистические символы-перевёртыши и для Матери, и для Ауробиндо есть обычные категории их мировосприятия. В их прокрустово ложе укладывается абсолютно всё, от космических и глобальных проблем до самых обыденных бытовых вещей.
«…Цветы есть преходящие символы вечных по своей природе вещей» — замечает в одном из своих писем Ауробиндо, а Мать, в свою очередь, разрабатывает довольно развёрнутое флористическое учение, согласно которому каждая разновидность растительного мира, каждый цветок заключает в себе конкретное духовное послание, обращённое к человеку. Живущая абсолютно во всём, в каждой вещи, даже в булыжнике, искра Божья постепенно совершенствуется, стремясь перейти на более высокий уровень бытия. Но дух каждой вещи, «искра» не связана причинно с её материальной формой, которая в процессе эволюционного восхождению уничтожается. И здесь мы непосредственно подходим к идее переселения душ, которая является для интегральной йоги краеугольным камнем.
Ауробиндо, затрагивая идею переселения душ, соотносит свою собственную теорию перевоплощения с древней ведической традицией. Но совершенно очевидно, что в древнеиндийской традиции факт перевоплощения, необходимости нового рождения рассматривался как нечто мучительное и страшное, данное человеку в наказание за его грехи. В интегральной йоге этот негативный оттенок совершенно отсутствует и перевоплощение рассматривается как главный и желанный инструмент духовной эволюции, возведённый в ранг интригующего и заманчивого факта бытия, окутанного мистической тайной. Такая новая трактовка и подход к трансмиграции душ явно заимствована из Каббалы. Хотя, впрочем, ещё и Рерихи провозглашали «слияние Вед с Каббалою», не говоря уже о теософии, уходящей корнями не столько в индийскую и буддийскую традицию, сколько по преимуществу в иудейскую кабалистику.
Основные «привлекательные» стороны теории перевоплощения носят чаще всего поверхностный характер – якобы обезпечение справедливости на земле, объяснение некоторых психических загадок и гарантия какого-то подобия безсмертия для тех, кто не принимает его с христианских позиций. Любая информация о перевоплощении душ, под какой бы личиной сверхъестественного знания она не подавалась, имеет лишь одну цель: смутить людей демонстрацией якобы ошеломляющих фактов и доводов и тем самым обмануть их в отношении истинной природы загробной жизни и оставить их духовно неготовыми к ней.
Согласно христианским представлениям, «…воскресшее тело, подобно телу самого Христа, будет отличаться от наших земных тел тем, что будет более тонким и близким ангельской природе, без чего оно не могло бы пребывать в Царствии Небесном, где нет ни смерти, ни тления; но это будет то же самое тело, чудесно восстановленное Богом для вечной жизни…Следовательно тело является неотъемлемой частью всей личности, которая будет жить вечно, и идея о том, что одной личности может принадлежать множество тел, отрицает саму природу Царствия Небесного, приготовленного Богом для любящих Его».(Иером.Серафим Роуз, «Душа после смерти, стр.143, СПБ, 2000)
Христос-Спаситель первым воскрес из мертвых в том же самом теле, которое умерло обычной человеческой смертью; точно также в последний день воскреснут тела всех умерших людей и вновь соединяться со своими душами, чтобы вечно пребывать на Небе или в геенне огненной, согласно с праведным судом Божьим об их земной жизни.
В интегральной йоге механизм перевоплощения есть средство очищения души, с помощью которого она восходит к высшим сферам сознания, постепенно преодолевая таким образом свою греховность. Вернее, правильнее было бы сказать не «греховность», а «неразвитость», поскольку понятие греха в интегральной йоге отсутствует. Грех, равно как и зло, объявляются основателями интегральной йоги понятиями настолько относительными, что о них вообще нельзя сказать ничего определённого, во всяком случае, ничего плохого.
«От одного оккультиста (того же Теона), -говорит Мать,- обладавшего определённым знанием и мудростью, я услышала утверждение: «В мiре нет ничего такого, что было бы само по себе, в самой своей сущности дурно; просто всё в нём не на месте. Поставьте каждую вещь на своё место – и вы получите гармоничную вселенную». И каббалисты, и учителя интегральной йоги внушают своим последователям одну очень простую мысль: мiр неправильно устроен, и надо лишь навести в этом неправильном мiре порядок, «поставить каждую вещь на своё место».
(Продолжение следует)
(Переводы стихов Ауробиндо Гхоша можно прочитать на моей странице)
Источник