Индийский музыкальный инструмент для медитации

Индийские народные инструменты — музыка уникальной и загадочной страны

Приветствуем вас, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Мы продолжаем исследовать загадочную культуру Азии, и тема нашей сегодняшней беседы – индийские народные инструменты. Они обладают особенным, по-индийски мелодичным звучанием, которое способно лучше раскрыть душу этого народа. Многие инструменты существуют только в этой стране, и большая часть из них, появившись еще во времена древней цивилизации, используется здесь до сих пор – на праздниках, в обрядах, для медитации.

В статье ниже вы узнаете, когда появилась музыка в Индии, какие два основных направления в ней существуют, как называется индийский барабан и что такое флейта Кришны. Будет интересно, а главное познавательно, ведь всего вы узнаете более десятка музыкальных инструментов.

История и основные направления

Народное музыкальное искусство в наше время вновь набирает популярность, и Индия в этом плане не исключение. Интересно, что этнические мелодии популярны не только среди самих индийцев, но и на Западе – многие современные исполнители, ди-джеи используют в своих композициях индийские мотивы.

Отчасти это произошло благодаря популяризации болливудских фильмов, отчасти – благодаря легендарной группе The Beatles. Они в свое время не раз путешествовали по индийским землям и, проникшись местной культурой, творили здесь. Так, к примеру, в песне Norwegian Wood можно явно уловить звуки ситары.

Также мелодии Индии использовал в своем творчестве музыкант из Великобритании Джон Маклафлин.

Однако классические мотивы известны индийцам еще с древности. О них рассказывается в священном ведическом тексте «Самаведа», который так и переводится – «писание о песнопениях».

Читайте также:  Реальная гимнастика от морщин

Позднее, во II-IV столетиях нашей эры, появилось писание «Сангитаратнакара», составленное философом Шарангадевой, которое содержало описание музыкальной традиции Южной Индии. Она считается более ранней по сравнению с североиндийской.

Таким образом, выделяется два музыкальных народных направления:

  • Карнатака – распространено в южной части страны, использует по большей части такие инструменты, как вена, вина, мриданга, скрипка, канджира.
  • Хиндустани – музыка северной Индии, складывается из звуков ситары, бансури, саранга, сарода, таблы.

С течением времени народная музыка индийцев немного видоизменялась: вместе с мусульманскими завоеваниями в культуру «перекочевали» арабские мотивы, во время колонизации – европейские. Однако этническая музыка, несмотря на это, нисколько не растеряла своей прелести и самобытности, а музыкальные инструменты остались прежними – о них и поговорим.

Основные инструменты

Барабан

Традиционный индийский барабан называется табла. Вернее, это не один, а два барабана, которые всегда играют в паре. Они не отличаются большими размерами, но это не мешает им издавать ритмичный, гибкий и высокий звук, когда музыкант ударяет по ним ладонью или всего лишь подушечками пальцев.

Слово «табла» имеет арабские корни и имеет буквальный перевод – «барабан».

Оба инструмента полые внутри, с кожаной мембраной, покрытой специальным составом, от которого зависит звуковой диапазон. Также сверху находится пергамент, прикрепленный полосками из кожи. Они используются для настройки: под ремешки кладут небольшие палочки из дерева и перемещают их посредством специального молоточка.

Барабаны Табла

В остальном барабаны отличаются друг от друга:

  • Табла, или дахин – главный барабан, находится с правой стороны, изготовлен из дерева, в размерах больше по высоте – около 30-35 сантиметров, по форме похож на маленькую бочку в 15 сантиметров в диаметре.
  • Дагга – располагается слева, по размеру на 4-6 сантиметров ниже, чем табла, но шире в диаметре, по материалу медный, глиняный, серебряный или латунный, по форме похож на чашу.

Табла считается одним из первых инструментов в государстве. Точная дата не указывается, но о нем есть упоминания в священном тексте «Натьяшастра», который датирован началом нашей эры.

Чаще всего его используют в северной традиции, а по происхождению он имеет персидские корни. Всемирно известный в музыкальных кругах исполнитель, играющий на этом нетривиальном инструменте – Закир Хуссейн.

Ситара

Еще один популярный инструмент – ситара, или ситар. Он относится к группе струнных щипковых группы лютневых. Звук его уникален и, как говорят многие, способен затмить собой целый оркестровый ансамбль.

Дело в том, что ситар имеет множество струн: семь главных (из них пять – мелодические, две – бурдонные), а также от девяти до тринадцати вспомогательных. Вспомогательные струны резонируют с остальными, как бы отзываясь эхом, и создается глубокая, многогранная мелодия.

Ситар

Чтобы играть на ситаре, необходим особый медиатор, который носит название «мизраб». Его надевают на правую руку, на указательный палец, так что он становится похожим на длинный ноготь. Основная характерная черта ситара – большой тыквенный резонатор.

Считается, что инструмент пришел в индийскую культуру в XIII столетии в период завоеваний мусульман, а его отец – так называемый сетар, распространенный у персов. Однако в Индии ситар приобрел собственный внешний вид с декорированием материалами из слоновьей кости и куста розы.

Близким родственником ситары можно назвать двадцатиструнный эсрадж. Однако он появился всего два столетия назад, а играют на нем при помощи смычка.

Сарод

Сарод – следующий по популярности щипковый инструмент. У него нет ладов, зато количество струн колеблется от 20 до 25. Современные модели обладают максимальным количеством струн: четыре создают мелодию, две – поддерживают ритм, а остальные настроены по-особенному, благодаря чему резонируют при игре.

Сарод

Дека изготавливается из цельного дерева тика, а затем покрывается кожей козы. К грифу крепится аккуратная пластинка из металла.

Мелодия создается специальным медиатором и в итоге получается удивительно глубокой, даже медитативной. Звуки могут быть мелодичными, протяжными, а также отрывистыми.

Один из главных виртуозных игроков на сароде прошлого века – Аладдин Хан. Он был создателем собственной гхараны, то есть школы – майхарской. Именно от конкретной школы зависит количество струн и извлекаемая мелодия.

Бансури

Флейта Кришны – так чаще всего называют в миру бансури. В древних священных писаниях индуизма существуют иллюстрации, где бог Кришна изображен с этой флейтой. Также она была любимым инструментом Вишну.

Конструкция выглядит следующим образом: в бамбуковом стебле проделывается 7-9 отверстий, причем те 1-2, что на конце, нужны для настройки. По длине стебель варьируется от 30 сантиметров до метра, но чаще всего встречается полуметровый бансури. От длины зависит звук: чем больше, тем ниже мелодия.

Игра на бансури

Существует два вида бансури:

  • продольный – применяется в народном творчестве, выступлениях;
  • поперечный – характерен для классических произведений.

Звуки, исходящие из флейты Кришны, словно переливаются, перетекают друг в друга. Нередко их можно услышать под аккомпанемент таблы и ситара.

Мриданга

Мриданге большое внимание уделяют жители Южной Индии в своей духовной практике, ведь считается, что людям его подарил сам Кришна. Многое о нем, в том числе способ изготовления, рассказывается в индуистском священном тексте «Натья-шастра». Согласно ему, с помощью священного барабана можно извлечь 108 разных звуков, а сам он являет символ непоколебимой божьей силы.

Барабан мриданга

Мриданга представляет собой барабан, напоминающий по форме два соединенных горшка для цветов. Полый внутри гляняный, деревянный, а в последнее время и пластиковый корпус на концах венчается мембраной, закрепленной ремешками из кожи. Для большего эффекта резонанса на мембраны иногда наносят специальный глиняный состав с добавлением порошка и муки.

При этом мембрана изготавливается из кожи быка или коровы, но животные не должны погибать от насильственной смерти. Чаще всего этот барабан используется в религиозных обрядах и ритуалах. Чтобы извлечь звук, нужно стучать по нему ладонями или кончиками пальцев.

Cаранги

Сарнаги – струнный смычковый инструмент, по многим характеристикам напоминающий скрипку. Изначально он был распространен в североиндийской культуре, а сейчас чаще всего используется на театрализованных представлениях, сопровождает танцы.

Деревянная дека, выполненная из цельного ствола, сверху покрыта кожей, а по бокам – особыми отверстиями. В зависимости от школы встречаются инструменты с 14-19 струнами: всего 3-4 из них игровые, а все остальные – резонирующие. Звук саранги может охватить две октавы.

Остальные инструменты

Список, перечисленный выше, охватывает далеко не все индийское музыкальное искусство. Кратко расскажем еще о некоторых любопытных экземплярах.

  • Вина (с ударением ни И) – напоминает лютни, имеет четыре главные и три вспомогательные струны, предназначенные для аккордов. Корпус, так же, как и гриф, производится из цельного ствола мореного дерева. Вина считается трудным для обучения и требует многолетней упорной практики.

Мзыкальный инструмент вина

Вина ассоциируется с прекрасной Сарасвати – богиней познания и искусства. Существует несколько видов этого инструмента: рудра-вина, сарасвати-вина, мукха-вина, вичитра-вина.

  • Канджира – похожий на бубен, он изготавливается из джекфрута. В диаметре он редко превышает 20 сантиметров, а в ширине – 10 сантиметров. На корпус из дерева натягивается кожа ящерицы, а на специальную раму помещаются небольшие диски из металла.

Канджира

  • Долак (или дхолак) – похожий на бочонок барабан, с двух сторон различного диаметра. Чаще всего игрой сопровождают танцы, ритуалы. Музыкант сидит, сложив инструмент между коленями, или стоит, поддерживая его с помощью ремешка, и играет руками или особой палкой.

Барабан дхолак

  • Пунги – духовой инструмент, напоминающий кларнет. Его конструкция имеет много трубочек: мундштук, затем воздушную камеру из тыквы и еще две трубочки. Пунги – главный атрибут заклинателей змей.

Игра на пунги

  • Комбу – это три-четыре соединенных части рога. Он является специфичным «участником» ритуалов в храмах штата Керала.

Комбу

Заключение

Итак, сегодня мы с вами познакомились с главными музыкальными инструментами Индии. Неудивительно, что их так много, ведь музыка пронизывает всю жизнь индийцев. Одни инструменты используются самостоятельно, другие – в аккомпанементе, третьи применяются при театральных и танцевальных постановках, четвертые и вовсе имеют ритуальный смысл. Но все они даже в наши дни изготавливаются вручную из натуральных материалов: дерева, глины и даже тыквы.

Благодарим вас за внимание, дорогие читатели! Мы рады искать истину вместе с вами. Подписывайтесь на почтовую рассылку, чтобы не пропустить новые материалы.

Источник

Медитация для начинающих в Нижнем Новгороде

Сахаджа йога в Нижнем Новгороде, медитация

Музыкальные инструменты Индии

На концертах ансамбля «Турья» вы можете познакомиться со звучанием традиционных музыкальных инструментов Индии. В нашем ансамбле представлены следующие инструменты:

Табла

Фото: Flickr.com

Табла — индийский ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух частей. Само слово «табла» переводится с арабского как «барабан».

Правый барабан («табла») изготавливается из полого куска дерева, левый барабан («дагга») – полый цилиндр из меди, серебра или никеля. Оба этих барабана покрыты пергаментом, который крепится кожаными полосками (ремнями), используемых для настройки, для чего под них подкладывают цилиндрические 3-х дюймовые деревянные брусочки, смещаемые металлическим (обычно из латуни) молотком.
Табла — один из самых древних ударных инструментов Земли. Известны индийские древние рельефы, изображающие такие пары барабанов, и даже в «Натьяшастре» — тексте почти двухтысячелетней давности — упоминается о речном песке определённого качества, входящем в состав пасты для покрытия мембраны.

Пакхавадж: прародитель табла

По одной из легенд, табла родилась во времена короля Акбара. Тогда в Индии жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже – большом продолговатом барабане. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.

По другой легенде, пакхавадж разбил на две части строгий гуру одного нерадивого ученика. Ученик был ленив и никак не мог выучить урок. Его суровый учитель, не выдержав, швырнул инструмент о землю. Пакхавадж раскололся на две части, но ученик догадался поставить обе его половинки вертикально. Так появилась табла…

Фото-схема Руслана Богданова

Табла имеет высоко развитую технику, она может воспроизвести все сложные ритмические узоры голоса и инструментов. В зависимости от необходимости музыкант играет на ней кончиками пальцев или раскрытой ладонью.

Основой индийской системы ритмов являются так называемые талы. Тал – ритм, ритмически измеренное время. Поскольку каждый из видов удара имеет свое словесное обозначение, таблист может выбить ритмический цикл с требуемыми акцентами, просто прослушав, как учитель декламирует устную формулу тала (например, тал под названием Дадра декламируется так: Dha Dhi Na | Dha Ti Na).

Индийская гармоника (фиcгармония)

Фото: Flickr.com

Индийская гармоника неслучайно довольно сильно напоминает аккордеон. Этот инструмент имеет европейский строй и аппликатуру, воздух в нем нагнетается за счет мехов, расположенных в задней части корпуса.

Гармоника была завезена в Индию из Европы относительно недавно, в 16 веке. Она является ближайшим родственником фисгармонии. Когда инструмент попал в Индию, он имел вполне европейский вид: музыкант должен был играть на нем, сидя на стуле. Но с течением времени фисгармония была приспособлена под особенности индийского ансамбля, в которых музыканты традиционно играют, сидя на земле.

Фисгармония, прародитель гармоники

Хотя по происхождению гармоника — западный инструмент, с течением времени к индийской музыке было приспособлено даже ее звучание. Чаще всего гармоника используется для аккомпанемента в лёгкой классической музыке. Казалось бы, фиксированное звучание гармоники должно входить в диссонанс с основным ансамблем, но индийские музыканты разработали особую технику игры на этом инструменте, сделав звучание гармоники более подходящим для индийской классической музыки.

Индийские перкуссии

Фото: Flickr.com

Чимта — в переводе называние этого музыкального инструмента буквально означает «щипцы».

Чимта является традиционным инструментом Южной Азии, она часто используется в популярной панджабской музыке стиля Bhangra.Чимта — это две длинные металлические стальные полосы с «нанизанными» на них металлическими дисками-тарелочками. При ударе эти диски создают специфические звякающие звуки.

Чимта с большими дисками используется при массовых народных гуляниях, на больших сельских фестивалях. Чимта с небольшими дисками — как сопровождение к традиционным индийским гимнам и суфийским каввали.

Фото: dholetc.com

Джальдры (или манджиры) — один из самых популярных перкуссионных инструментов Индии. Состоит из двух медных тарелочек, на которых играют, взяв их в руки. Джальдры создают ритмичный и мелодичный звон, на них играют во время религиозных церемоний. Также этот инструмент используется в традиционной народной музыке. Мягкая хлопковая веревка соединяет тарелочки — так на них удобнее играть в течение долгого времени.

Источник

Оцените статью