Индийские инструменты для медитации

Индийские народные инструменты — музыка уникальной и загадочной страны

Приветствуем вас, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Мы продолжаем исследовать загадочную культуру Азии, и тема нашей сегодняшней беседы – индийские народные инструменты. Они обладают особенным, по-индийски мелодичным звучанием, которое способно лучше раскрыть душу этого народа. Многие инструменты существуют только в этой стране, и большая часть из них, появившись еще во времена древней цивилизации, используется здесь до сих пор – на праздниках, в обрядах, для медитации.

В статье ниже вы узнаете, когда появилась музыка в Индии, какие два основных направления в ней существуют, как называется индийский барабан и что такое флейта Кришны. Будет интересно, а главное познавательно, ведь всего вы узнаете более десятка музыкальных инструментов.

История и основные направления

Народное музыкальное искусство в наше время вновь набирает популярность, и Индия в этом плане не исключение. Интересно, что этнические мелодии популярны не только среди самих индийцев, но и на Западе – многие современные исполнители, ди-джеи используют в своих композициях индийские мотивы.

Отчасти это произошло благодаря популяризации болливудских фильмов, отчасти – благодаря легендарной группе The Beatles. Они в свое время не раз путешествовали по индийским землям и, проникшись местной культурой, творили здесь. Так, к примеру, в песне Norwegian Wood можно явно уловить звуки ситары.

Также мелодии Индии использовал в своем творчестве музыкант из Великобритании Джон Маклафлин.

Однако классические мотивы известны индийцам еще с древности. О них рассказывается в священном ведическом тексте «Самаведа», который так и переводится – «писание о песнопениях».

Читайте также:  Необходимый инвентарь для тренировок по футболу

Позднее, во II-IV столетиях нашей эры, появилось писание «Сангитаратнакара», составленное философом Шарангадевой, которое содержало описание музыкальной традиции Южной Индии. Она считается более ранней по сравнению с североиндийской.

Таким образом, выделяется два музыкальных народных направления:

  • Карнатака – распространено в южной части страны, использует по большей части такие инструменты, как вена, вина, мриданга, скрипка, канджира.
  • Хиндустани – музыка северной Индии, складывается из звуков ситары, бансури, саранга, сарода, таблы.

С течением времени народная музыка индийцев немного видоизменялась: вместе с мусульманскими завоеваниями в культуру «перекочевали» арабские мотивы, во время колонизации – европейские. Однако этническая музыка, несмотря на это, нисколько не растеряла своей прелести и самобытности, а музыкальные инструменты остались прежними – о них и поговорим.

Основные инструменты

Барабан

Традиционный индийский барабан называется табла. Вернее, это не один, а два барабана, которые всегда играют в паре. Они не отличаются большими размерами, но это не мешает им издавать ритмичный, гибкий и высокий звук, когда музыкант ударяет по ним ладонью или всего лишь подушечками пальцев.

Слово «табла» имеет арабские корни и имеет буквальный перевод – «барабан».

Оба инструмента полые внутри, с кожаной мембраной, покрытой специальным составом, от которого зависит звуковой диапазон. Также сверху находится пергамент, прикрепленный полосками из кожи. Они используются для настройки: под ремешки кладут небольшие палочки из дерева и перемещают их посредством специального молоточка.

Барабаны Табла

В остальном барабаны отличаются друг от друга:

  • Табла, или дахин – главный барабан, находится с правой стороны, изготовлен из дерева, в размерах больше по высоте – около 30-35 сантиметров, по форме похож на маленькую бочку в 15 сантиметров в диаметре.
  • Дагга – располагается слева, по размеру на 4-6 сантиметров ниже, чем табла, но шире в диаметре, по материалу медный, глиняный, серебряный или латунный, по форме похож на чашу.

Табла считается одним из первых инструментов в государстве. Точная дата не указывается, но о нем есть упоминания в священном тексте «Натьяшастра», который датирован началом нашей эры.

Чаще всего его используют в северной традиции, а по происхождению он имеет персидские корни. Всемирно известный в музыкальных кругах исполнитель, играющий на этом нетривиальном инструменте – Закир Хуссейн.

Ситара

Еще один популярный инструмент – ситара, или ситар. Он относится к группе струнных щипковых группы лютневых. Звук его уникален и, как говорят многие, способен затмить собой целый оркестровый ансамбль.

Дело в том, что ситар имеет множество струн: семь главных (из них пять – мелодические, две – бурдонные), а также от девяти до тринадцати вспомогательных. Вспомогательные струны резонируют с остальными, как бы отзываясь эхом, и создается глубокая, многогранная мелодия.

Ситар

Чтобы играть на ситаре, необходим особый медиатор, который носит название «мизраб». Его надевают на правую руку, на указательный палец, так что он становится похожим на длинный ноготь. Основная характерная черта ситара – большой тыквенный резонатор.

Считается, что инструмент пришел в индийскую культуру в XIII столетии в период завоеваний мусульман, а его отец – так называемый сетар, распространенный у персов. Однако в Индии ситар приобрел собственный внешний вид с декорированием материалами из слоновьей кости и куста розы.

Близким родственником ситары можно назвать двадцатиструнный эсрадж. Однако он появился всего два столетия назад, а играют на нем при помощи смычка.

Сарод

Сарод – следующий по популярности щипковый инструмент. У него нет ладов, зато количество струн колеблется от 20 до 25. Современные модели обладают максимальным количеством струн: четыре создают мелодию, две – поддерживают ритм, а остальные настроены по-особенному, благодаря чему резонируют при игре.

Сарод

Дека изготавливается из цельного дерева тика, а затем покрывается кожей козы. К грифу крепится аккуратная пластинка из металла.

Мелодия создается специальным медиатором и в итоге получается удивительно глубокой, даже медитативной. Звуки могут быть мелодичными, протяжными, а также отрывистыми.

Один из главных виртуозных игроков на сароде прошлого века – Аладдин Хан. Он был создателем собственной гхараны, то есть школы – майхарской. Именно от конкретной школы зависит количество струн и извлекаемая мелодия.

Бансури

Флейта Кришны – так чаще всего называют в миру бансури. В древних священных писаниях индуизма существуют иллюстрации, где бог Кришна изображен с этой флейтой. Также она была любимым инструментом Вишну.

Конструкция выглядит следующим образом: в бамбуковом стебле проделывается 7-9 отверстий, причем те 1-2, что на конце, нужны для настройки. По длине стебель варьируется от 30 сантиметров до метра, но чаще всего встречается полуметровый бансури. От длины зависит звук: чем больше, тем ниже мелодия.

Игра на бансури

Существует два вида бансури:

  • продольный – применяется в народном творчестве, выступлениях;
  • поперечный – характерен для классических произведений.

Звуки, исходящие из флейты Кришны, словно переливаются, перетекают друг в друга. Нередко их можно услышать под аккомпанемент таблы и ситара.

Мриданга

Мриданге большое внимание уделяют жители Южной Индии в своей духовной практике, ведь считается, что людям его подарил сам Кришна. Многое о нем, в том числе способ изготовления, рассказывается в индуистском священном тексте «Натья-шастра». Согласно ему, с помощью священного барабана можно извлечь 108 разных звуков, а сам он являет символ непоколебимой божьей силы.

Барабан мриданга

Мриданга представляет собой барабан, напоминающий по форме два соединенных горшка для цветов. Полый внутри гляняный, деревянный, а в последнее время и пластиковый корпус на концах венчается мембраной, закрепленной ремешками из кожи. Для большего эффекта резонанса на мембраны иногда наносят специальный глиняный состав с добавлением порошка и муки.

При этом мембрана изготавливается из кожи быка или коровы, но животные не должны погибать от насильственной смерти. Чаще всего этот барабан используется в религиозных обрядах и ритуалах. Чтобы извлечь звук, нужно стучать по нему ладонями или кончиками пальцев.

Cаранги

Сарнаги – струнный смычковый инструмент, по многим характеристикам напоминающий скрипку. Изначально он был распространен в североиндийской культуре, а сейчас чаще всего используется на театрализованных представлениях, сопровождает танцы.

Деревянная дека, выполненная из цельного ствола, сверху покрыта кожей, а по бокам – особыми отверстиями. В зависимости от школы встречаются инструменты с 14-19 струнами: всего 3-4 из них игровые, а все остальные – резонирующие. Звук саранги может охватить две октавы.

Остальные инструменты

Список, перечисленный выше, охватывает далеко не все индийское музыкальное искусство. Кратко расскажем еще о некоторых любопытных экземплярах.

  • Вина (с ударением ни И) – напоминает лютни, имеет четыре главные и три вспомогательные струны, предназначенные для аккордов. Корпус, так же, как и гриф, производится из цельного ствола мореного дерева. Вина считается трудным для обучения и требует многолетней упорной практики.

Мзыкальный инструмент вина

Вина ассоциируется с прекрасной Сарасвати – богиней познания и искусства. Существует несколько видов этого инструмента: рудра-вина, сарасвати-вина, мукха-вина, вичитра-вина.

  • Канджира – похожий на бубен, он изготавливается из джекфрута. В диаметре он редко превышает 20 сантиметров, а в ширине – 10 сантиметров. На корпус из дерева натягивается кожа ящерицы, а на специальную раму помещаются небольшие диски из металла.

Канджира

  • Долак (или дхолак) – похожий на бочонок барабан, с двух сторон различного диаметра. Чаще всего игрой сопровождают танцы, ритуалы. Музыкант сидит, сложив инструмент между коленями, или стоит, поддерживая его с помощью ремешка, и играет руками или особой палкой.

Барабан дхолак

  • Пунги – духовой инструмент, напоминающий кларнет. Его конструкция имеет много трубочек: мундштук, затем воздушную камеру из тыквы и еще две трубочки. Пунги – главный атрибут заклинателей змей.

Игра на пунги

  • Комбу – это три-четыре соединенных части рога. Он является специфичным «участником» ритуалов в храмах штата Керала.

Комбу

Заключение

Итак, сегодня мы с вами познакомились с главными музыкальными инструментами Индии. Неудивительно, что их так много, ведь музыка пронизывает всю жизнь индийцев. Одни инструменты используются самостоятельно, другие – в аккомпанементе, третьи применяются при театральных и танцевальных постановках, четвертые и вовсе имеют ритуальный смысл. Но все они даже в наши дни изготавливаются вручную из натуральных материалов: дерева, глины и даже тыквы.

Благодарим вас за внимание, дорогие читатели! Мы рады искать истину вместе с вами. Подписывайтесь на почтовую рассылку, чтобы не пропустить новые материалы.

Источник

ИНДИЯ. МУЗЫКА. ИНДИЙСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ. МАНТРЫ

В нашей группе мы оказываем помощь в покупке любых индийских инструментов для концертной деятельности, для проведения индийского баджана и киртана, пения мантр, для бхакти-врикши, нама-хатты, домашнего воспевания, уличной санкиртаны, храмового киртана и баджана.
Показать полностью. Также имеется множество музыкальных инструментов для медитации.
Все, интересующиеся музыкальной культурой Индии также найдут у нас много чего интересного.

Инструменты отправляются из Нью Дели, Вриндавана, Калькутты. У нас имеются свои мастерские в Индии. Огромное внимание уделяется упаковке. Все инструменты приходят в целости и сохранности.
Бесплатная доставка осуществляется в любой город мира.

В Москве имеется свой сервис центр.
При необходимости сможем починить ваш инструмент.

Отзывы покупателей: https://vk.com/topic-62004716_29276330
Проверить номер груза вы можете здесь: http://www.track-trace.com/post
Если вы из России, то можете отследить груз на сайте почты России: https://www.pochta.ru/tracking
Грузы на сайте появляются не сразу, а где-то через 5 дней после отправки.

Помощь в покупке индийских музыкальных инструментов: ситар, фисгармония, сарод, вина, сурбахар, флейты (бансури), танпура, сантур, эсрадж, дильруба, мриданга, дхолак, пакхавадж, табла, караталы (манджиры) и другие инструменты.

Имеются как классические, так и электронные инструменты. Некоторые в наличии, некоторые везутся под заказ.

Низкие цены и высокое качество.
Сроки поставки: около 3 недель

С вопросами пишите Администратору Группы — Дмитрию Альвару

Источник

Тибетские чаши, ханг, гонг. Подробно о том, как они связаны с медитативной музыкой для сна и расслабления.

По древним восточным писаниям медитация представляет собой процесс, посредством которого достигается «просветление». Процесс, который даёт человеку новый опыт в интеллектуальной сфере, философии. Человек отвращается от всего внешнего, которое отвлекает его, мешая самопознанию. В процессе медитации человек обретает самого себя.

Влияние медитации на человеческий организм уникально. Она гармонизирует работу дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем, что благоприятно сказывается на общем самочувствии человека. Сегодня мы расскажем Вам о медитативной музыке, а точнее о медитативных музыкальных инструментах, которые применяют для медитации перед сном для расслабления и не только, из-за их волшебного влияния на наше сознание.

Музыка — это вибрации. “Правильные” звуковые волны помогают гармонизировать нашу энергию, сбалансировать её. Нужные вибрации улучшают самочувствие, следовательно, восстанавливают нервную систему, что поможет вам сделать медитацию для сна и расслабления ещё более успешной.

Один из индийских целителей говорил: “Человек создан из звуков, и он и есть звук”.

1. Тибетские поющие чаши

Могли ли вы себе представить, что чаши могут быть не только частью интерьера, но и музыкальным инструментом, который, по мнению экспертов, обладает способностью исцелять. Их можно встретить разных размеров (традиционным считается 20 сантиметров, так как на ней легче всего играть); их изготавливают из разных видов металла, но объединяет их то, что они сделаны умелыми мастерами, чтобы “лечить” тело и душу человека.

  • С Гималаев на Запад поющие чаши были привезены в 50-е годы. Изначально, их использовали исключительно для хранения продуктов. Большим открытием стала необъяснимая чистота звука чаш. После чего их применение не ограничивалось бытом. Они обрели большую популярность среди музыкантов. Считают, что долгое прослушивание Тибетских поющих чаш вызывает изменения на ментальном уровне. Уникальная частота звука стабилизирует нервную систему, повышает концентрацию внимания, снижается уровень стресса, проходят головные боли.

Если чашу наполнить поющую чашу водой, последняя, в свою очередь, становится “живой” и приобретает свойства, схожие со свойствами воды из горного источника.

Процесс представляет собой плавное движение палисандровым или сосновым пестиком по периметру чаши. Стенка чаши издаёт глубокий звук, который считают пением.

Гонг — удивительный музыкальный инструмент, воспроизводящий звуковые волны, который прекращает “колебания ума”. Он представляет собой подвешенный диск, в который ударяют молотом, получая гулкий звук, за счёт которого инструмент и получил такое название.

  • Его изобрели в Китае около 3500 до н.э., в дальнейшем он распространился по всей Юго-Восточной Азии и Африке. Согласно древним традициям Гонг использовался во время молитв, священных обрядов, праздников и т.п.

Суть в том, что звук, который он издаёт, удивительным образом взаимодействует с пространством, так как ещё долго продолжает вибрировать после удара. Звуковые волны распространяются и накладываются друг на друга, создавая новые сложные сочетания. Звук благодаря этому “объёмный” и каждый раз непредсказуемый. Вибрации данного инструмента способны гармонизировать состояние ума.

Ханг в переводе с белинского диалекта означает “рука”. Данный музыкальный инструмент состоит из 2-х металлических полусфер, скрепленных между собой. Верхнюю полусферу называют — Динг, нижнюю — Гу.

На верхней части устройства располагается тональный круг — Дум. Состоит он из круговых выемок, углублений, в центре — “шишечка”, представляющая собой объёмный выступ.

  • Музыкальный инструмент был изобретён Сабиной Шерер и Феликсом Ронером. Они вместе экспериментировали, пытались воссоздать новый, ни на что не похожий инструмент. Первый прототип был создан в городе Берн, Швейцария. В январе 2001 г. был представлен стартовый экземпляр «музыкальной летающей тарелки”.

Звук Ханга ни на что не похож. Его волшебные вибрации развивает творческие, интеллектуальные способности, настраивает на нужный лад и способствует развитию чувства ритма. В нём словно сливаются звуки разнообразных этнических музыкальных инструментов. Вам нужно лишь полностью погрузиться в омут его чарующих звуков.

Прослушивание “чистых” звуков, этих медитативных музыкальных инструментов, помогут Вам сделать в ашу медитацию для сна и расслабления незабываемой и очень эффективной. Какой их музыкальных инструментов вас впечатлил больше? Слышали ли вы звуки, которые они издают? Оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал! Для нас очень важна ваша обратная связь!

Источник

Оцените статью