План тренировки по волейболу
Задачи: 1.Обучении верхней передаче мяча
2.Обучение нижней прямой подачи
3.Правила игры в волейбол
4.Развитие скоростно-силовых качеств (прыгучести)
1.Водная часть – 20минут
1.Медленный бег – 10минут
Упражнение с мячом:
1. Ходьба (на носках, пятках), бег, перебрасывание мяча кончиками пальцев с руки на руку.
2. Ходьба (на носках, пятках), вращение мяча пальцами вверх, вниз, в сторону.
З. Ходьба выпадами, на каждый выпад коснуться мячом пола впереди стоящей ноги.
4. Ходьба выпадами, передача мяча под ногой с руки на руку на каждый выпад.
5. Бег с высоким подниманием бедра, коленями касаться мяча, мяч держать на уровне таза.
6. Из приседа подбросить мяч вперед-вверх, поймать мяч в прыжке.
7. Бег, вращать мяч вокруг тела, передавая его с руки на руку.
8. Мяч сзади, бросить мяч через голову, пой мать его.
9. То же, но поймать мяч после отскока от пола.
10. Прыжки вверх на обеих ногах, поднимая колени к груди, касаясь мяча коленями. Мяч де ржать на уровне пояса.
11. Стоя спиной к сетке, бросить мяч через голову, быстро повернуться и поймать его.
12. То же, но поймать мяч после отскока от пола.
13. Подбросить мяч вперед-вверх и, выполнив упор присев, поймать мяч.
14. Бросить мяч в пол и поймать его после отскока от пола.
15. То же, но после броска повернуться на 360°
16. Ходьба (бег), ведение мяча правой, левой рукой.
17. Ходьба в наклоне прогнувшись, мяч на спине — удержать его.
18. Мяч зажать между ног, прыжки на обеих ногах.
19. Ведение мяча способом верхней передачи (толкая мяч обеими руками).
20. Бег с высоким подниманием бедра, перекладывать мяч с руки на руку под ногой.
21. Бег с захлестыванием голени, мяч де ржать сзади, касаться мяча пяткой.
22. Ходьба выпадами. Перекатывание мяча вокруг впереди стоящей ноги.
23. Бег с прямыми ногами, касаться мяча носком стопы.
24. Волейбольная стойка, мяч зажат между стопами. В прыжке бросить мяч вперед-вверх и поймать его.
2.Основная часть – 1час 20минут
1.)Обучение верхней передаче мяча – 20мин
а) наброс мяча партнеру, который возвращает мяч верх ней передачей. Через 1 мин. партнеры меняются ролями;
б) верхняя передача мяча над собой и верхняя передача партнеру. Партнер, принимая мяч, выполняет верхнюю передачу над собой, ловит мяч и повторяет упражнение, посылая мяч в противоположную шеренгу;
в) две верхние передачи мяча над собой и передача партнеру. Партнер, не ловя мяч, повторяет упражнение, и первый игрок ловит мяч. Через 1-2 мин, партнеры меняются ролями;
г) верхняя передача мяча над собой и верхняя передача партнеру. Партнер возвращает мяч верхней передачей, и первый игрок ловит мяч. Через 2 — З мин, партнеры меняются ролями;
д) верхняя передача партнеру и возвращение мяча верхней передачей. Первый игрок ловит мяч. Затем партнеры меняются местами;
е) верхняя передача над собой и верхняя передача партнеру. Партнер повторяет упражнение, и первый игрок ловит мяч. Через 2—3 мин. партнеры меняются ролями;
ж) три встречных верхних передачи между партнерами с последующей ловлей мяча и повторением упражнения;
з) ученик ударяет мячом о пол и выполняет отскочившим от пола мячом верхнюю передачу партнеру, который возвращает мяч обратно верхней передачей. Ученик ловит мяч. Затем партнеры меняются ролями;
и) то же, но вместо ловли мяча выполняется еще одна верхняя передача партнеру, который ловит мяч и повторяет упражнение;
к) встречная верхняя передача мяча между партнерами;
л) то же, но с заданием продержать мяч в воздухе с помощью определенного количества касаний (4, 6, 8 касаний мяча каждым учеником):
м) наброс мяча партнеру по высокой дуге с небольшим недолетом или чуть в сторону. Партнер делает шаг (выпад) вперед или в сторону и возвращает мяч верхней передачей. Первый игрок ловит мяч. Затем партнеры меняются ролями.
Во время проведения этих упражнений можно предложить наиболее подготовленным ученикам более сложные задания, если они успешно выполняют упражнения, общие для всего класса, например, в упражнениях «а», «б» ловлю мяча заменить верхней передачей партнеру, а в упражнении «д» — встречной передачей мяча.
Верхняя передача мяча через сетку. На одной стороне площадки, лицом к сетке, строятся четыре колонны. Напротив каждой колонны на противоположной стороне площадки стоят по одному ученику.
1. Направляющий колонны выполняет верхнюю передачу через сетку своему партнеру и уходит в конец колонны. Партнер возвращает мяч верхней передачей через сетку очередному впереди стоящему, который ловит мяч и повторяет упражнение. Когда все ученики в колоннах вы полнят верхнюю передачу, стоящего на противоположной стороне площадки заменяют следующим игроком. Вариант: на противоположных сторонах площадки строятся четыре колонны с приблизительно равным количеством учеников. В этом случае замены проводить не требуется.
2. На противоположных сторонах площадки стоят по две колонны лицом к сетке. У направляющего одной из колонн волейбольный мяч. Направляющие в колоннах на одной из площадок разыгрывают между собой мяч в два (впоследствии в три) касания, выполняют верхнюю передачу через сетку и уходят в конец своих колонн. На противоположной стороне площадки ловят мяч и повторяют упражнение.
3. На одной стороне площадки лицом к сетке располагаются две колонны. На противоположной стороне площадки стоит учитель или ученик, хорошо владеющий верхней передачей мяча:
а) у направляющего одной из колонн волейбольный мяч. Впереди стоящие в колоннах выполняют друг другу две (впоследствии три) верхние передачи и переводят мяч через сетку верхней передачей. Учитель ловит мяч и перекатывает его выполнившим упражнение ученикам, которые уходят в конец колонны;
б) учитель выполняет через сетку верхнюю передачу, а первые в колоннах после розыгрыша мяча в два или три касания возвращают его учителю через сетку верхней передачей и уходят в конец своих колонн.
Так как последние два упражнения, выполняемые всем классом, отнимают много времени, их лучше использовать при работе по станциям.
2.)Обучение – нижней прямой подаче мяча – 20минут
а. Техника выполнения подачи
б. Выполнение подачи в стену на указанную высоту.
в. Выполнение подачи в парах на расстояние 5-6м.
г. Выполнение подачи через сетку
д. Выполнение подачи через сетку по зонам
3.)Правила игры в волейбол – 5минут
4.)Учебная игра – 30минут
3.Заключительная часть – 20минут
1.)Игра ”Не урони мяч”
Играющие встают по кругу на равном расстоянии друг от друга. Перемещаясь по кругу бегом, каждый выполняет передачу мяча над собой и делает ускорение вперёд; следующий за ним партнёр занимает его место и осуществляет приём мяча.
2.)Развитие скоростно-силовых качеств.
а. Прыжки в длину с места – 10раз
б Смешанные упоры – 20раз
в. Выпрыгивание вверх около сетки с поднятием руки над сеткой (как при атакующем ударе) -30раз
г. Выпрыгивание вверх около сетки с поднятием обеих рук вверх над сеткой (как при блокировании) – 30раз
д. Прыжки через скамейку – 5раз
е. Прыжки из виса на турнике на дальность приземления – 10раз
Источник
ПРОГРАММА ПО ВОЛЕЙБОЛУ (тренировка)
Зам. Директора по ВР Директор МКОУ«______
ПРОГРАММА ПО ВОЛЕЙБОЛУ
Учитель физкультуры: / ______________________/
Тематическое планирование составлено на основе требований федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года по авторской комплексной программе физического воспитания учащихся.
Рассчитанана 2 часа в неделю.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики , успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – углублённое изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приемами техники и тактики игры;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
отбор лучших учащихся для ДЮСШ.
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения,которые способствуют формированию общей культуры движений,подготавливают организм к физической деятельности,развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложении в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1,5-2 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы : создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ замечание, команды, указания.
Наглядные методы : применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Материально-техническое обеспечение занятий.
Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24*12м.
Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
сетка волейбольная- 2шт.
гимнастическая стенка- 1 шт.
мячи набивные (масса 1кг)- 3шт.
мячи волейбольные – 2 шт.
Учебно-тематический план (68 часов).
Специальная подготовка техническая
Специальная подготовка тактическая
На каждом занятии
Тематика занятий: Теория (2 часа ). История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол.
Техническая подготовка (42 часа).
Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока(исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений.
Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.
Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.
Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой ( овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу ).
Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.
Тактическая подготовка (20 часов)
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.
Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 ( при первой передаче ). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.
Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.
Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.
Общефизическая подготовка ( на каждом занятии)
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.
Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки : с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.
Соревнования (4 часа)
Принять участие в соревнованиях с родителями, с соседними школами. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.
Система, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год(декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Бег 30 м 6х5м . на расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
Испытание на точность передачи через сетку.
Испытания на точность подач.
Испытания на точность нападающего удара.
Испытания в защитных действиях. Тактическая подготовка.
Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) выбор способа приема мяча(по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или
выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.
Источник