«Хо — Силач» или «Желтолицый тигр» — именно так называли мастера Хо Юаньцзя
Его называли «желтолицым тигром» или Цзюньцином. Он был не только известным мастером ушу. О нем также нередко вспоминают, когда речь заходит о прошлой борьбе с иностранной колонизацией Китая. Его имя — Хо Юаньцзя (кит. 霍元甲 , пиньинь Huò Yuánjiǎ, кантонск. Fok Yuen Gap).
Хо Юаньцзя родился в 1869 году, в Дунгуане (провинции Хэбэй). И родился он не в обычной семье, а в семье людей, которые изучали ушу давно и уже достигли весомых успехов. Казалось бы, все очевидно — отец — профессиональный охранник и мастер ушу, постоянно тренирует братьев Хо Юаньцзя, и многие решат, что видимо, мальчик тоже рано начал обучение и именно поэтому стал мастером. А ведь на самом деле история складывалась совсем по-другому. Отец заметил, что мальчик очень слаб и часто болеет, и наказал сыну изучать гражданские науки, решив, что в мире единоборств успехов ребенку не достичь. Мальчика обидело такое отношение и недоверие со стороны отца, но он и не думал сдаваться. Он наблюдал за тем, как отец обучает братьев, и потом тренировался в лесу самостоятельно. Со временем это заметил его отец, и был крайне обрадован тем, что у его сына такой сильный и твердый характер. И, конечно же, сразу после этого происшествия отец стал обучать Хо Юаньцзя наравне с остальными.
Хо Юаньцзя более десяти лет изучал стиль мицзунцюань. И в 1890 году его пригласили в Хэнаньское «Общество кулаков и рук». Там Хо участвовал в поединках и, после его многочисленных побед он стал известным и о нем заговорили.
Позже, уже когда Хо пребывал в Тяньцзине, на него напал с десяток вооруженных преступников. Хо Юаньцзя отбился от них. коромыслом. За что и получил прозвище «Хо-Силач».
В жизни Хо было много примечательных историй. К примеру, в 1901-м в Тяньцзине объявился какой-то русский силач. Он демонстрировал показательные выступления и постоянно оскорблял китайцев. Хо не только потребовал от него извинений, но и добился их. Но весной 1909-го ситуация практически полностью повторилась: в Шанхай, также с показательными выступлениями, пожаловал американец О’Брайен. Он повторял, что «побил всех в мире, осталось только побить китайцев». Но в Шанхай как раз пригласили Хо Юаньцзя, вместе с двумя ближайшими учениками, одного из которых звали Лю Чжэньшэн. Поединок двух мастеров обещал быть зрелищным, поэтому готовились к нему довольно тщательно: в “Парке ароматов бразении”(он до сих пор существует) начали возводить специальный помост, тщательно обсуждали правила боя. Американец планировал выступать в перчатках, потому что хорошо боксировал, но и правила требовал, как в этом виде боевого искусства. А Хо, в свою очередь, ратовал за броски и удары ногами. С правилами и датой поединка все решили только к сентябрю. К этому времени помост в виде дощатого прямоугольника 4 на 1,5 м уже давно возвышался над землей, стоя на четырех высоких резных столбах из эвкалипта. И вот, в назначенный день и время жаждущая представлений публика собралась возле помоста. Пришел и Хо. Только вот второго участника поединка так и не дождались. Ждали его ни много ни мало — целый день. А на следующие сутки пришло сообщение о том, чтоО’Брайен предпочел спешно ретироваться и покинул Шанхай.
Хотя многие историки сомневаются в реальности этой истории, утверждая, что просто Китаю нужен был в то время такой непобедимый герой и Китай его получил. Или создал сам.
В шанхайском кружке, который и пригласил Хо, зародилась мысль о создании организации, целью которой станет передача опыта и обучение ушу. И она была создана в том же 1909-м. Говорят, что первое название ей дал сам Хо, и это было “Цзинъу тицао сюэюань”, что переводится как “Физкультурный Институт Утонченных боевых искусств”. Главным инструктором “Физкультурного Института Утонченных боевых искусств” стал, чего и следовало ожидать, сам Хо Юаньцзя, а заместителями его были назначены два его лучших ученика. Хотя гордое имя «Институт» звучало как-то уж слишком натянуто для просторного двора и двух старых построек, которые арендовали за ежемесячную плату, равную 14 юаням.
Но со временем для здания института отдали дом семьи Хуанов. Он был в крайне плохом состоянии и требовал срочного и тщательного ремонта. Но тут хотя бы было, что ремонтировать, поэтому было собрано приблизительно 500 юаней, на который был сделан ремонт и куплено необходимое для тренировок оружие.
Тренировки начались уже во время ремонта, но поначалу они носили более спонтанный характер: кто хотел -приходил, кто хотел — уходил. Причем это в равной степени касалось как учеников, так и преподавателей. Да о чем тут говорить, если в так называемом «институте» не было даже расписания? Но позже работа организации постепенно пришла в норму.
Только вот 14 сентября 1910-го Хо Юаньцзя в возрасте всего лишь 42 лет умер от отравления мышьяком. Так что далее институт развивался уже под руководством его учеников.
Умер Хо при довольно загадочных обстоятельствах. За несколько дней до своей смерти он простудился и, соответственно, мучился от сильного кашля. Говорят, что кто-то из японских медиков дал Хо лекарство, якобы от кашля, после которого мастер резко почувствовал себя хуже. Ученики Хо отправили остаток лекарства на экспертизу и выяснили, что на самом деле это был медленно действующий яд. Но было уже поздно, лечение опоздало и мастеру Хо помочь уже не смогли.
Источник
Цигун
Цигун (кит. трад. 氣功 , упр. 气功 , пиньинь qìgōng) , или «чжи кун»: дословно означает «обработка энергии», «культивирование жизненной энергии». Этот термин обозначает упражнения, позволяющие развивать, укреплять и контролировать ци. В основе этих упражнений лежат принципы даосской философии .
Как ни разнятся стили цигун, в их основе лежит стремление регулировать жизненную энергию (ци). Человек, занимающийся цигун, последовательно гармонизирует различные части тела, добиваясь, чтобы все его органы работали в согласии друг с другом. Все аспекты здоровья человека тесно взаимосвязаны, поэтому надо хорошо отрегулировать работу всех органов тела, всех частей организма.
- ТЯО ШЭН (регулировать тело): тело должно быть по-настоящему расслаблено; это позволяет открыть меридианы и точки тела, в которые может беспрепятственно втекать ци. Таким образом, внутреннее состояние человека является залогом успешного применения методов цигун.
- ТЯО СИ (регулировать дыхание): дыхание играет важную роль в регуляции процессов, протекающих в организме; благодаря ему мы удаляем израсходованное ци и поглощаем новое ци. Таким образом, дыхание является важным источником энергии, поступающей в организм.
- ТЯО ШЭНЬ (регулировать дух): для нормальных занятий цигун крайне важны душевный покой и эмоциональное равновесие. Их можно достичь, сочетая дыхание, движение, медитацию и настрой.
- ТЯО ЦИ (регулировать ци): предыдущие категории упражнений создают предпосылки для того, чтобы человек научился управлять своим ци, направляя его к определенным органам тела. Важнейшую роль в этом процессе играют определенные точки тела: инь-тан, байхуэй, лаогун, юнцюань, цихай, минмэнь. Основу для работ с жизненной энергией (ци) составляют упражнения, укрепляющие даньтянь.
В древности эти упражнения носили название «янсин» («питать жизненный принцип»). Их разделяли на две категории: «яншэн» («питать тело») и «яя- шэнь» («питать дух»). С давних пор основу всех упражнений цигун составляет дыхание в сочетании с гимнастическими упражнениями, позволяющими стимулировать жизненно важные точки тела , и строгой диетой , которой придерживаются в течение всей жизни. Упражнения цигун тесно связаны с китайской медициной , ведь в начале новой эры китайские врачи впервые стали вводить в терапевтическую практику даосские идеи, почерпнутые из книг «Даодэцзин» и «Ицзин». Они разработали целый ряд гимнастических упражнений, сопровождавших дыхательные упражнения и укреплявших здоровье пациента благодаря регулированию потока ци. Впоследствии на их основе возникли медитативные упражнения, помогавшие регулировать функции организма и укреплявшие дух, терапевтические двигательные упражнения, сексуальные практики,’ самомассаж и т. д. Невозможно точно сказать, когда именно некоторые из этих упражнений начали использоваться мастерами боевых искусств, вошли в набор исполняемых ими приемов . «Поскольку даосы и буддисты не верят в антропоморфного Бога-Творца, они не стремятся к единению с Богом. Они исходят из того, что все существа неразрывно связаны с самими основами бытия (и потому им незачем стремиться к единению с ними). Лишь собственные заблуждения мешают человеку осознать это единство. Ввиду этих пагубных заблуждений и возникает необходимость того, что даосы называют «возвращением к истокам», а буддисты — «просветлением», — необходимость трансцендентального опыта, позволяющего разорвать путы эгоистического помрачения. Этот опыт наполняет человека восторгом, дарует ему невиданную прежде свободу. Подобный опыт заключается вовсе не в том, что человек достигает единения с основами бытия, ведь это единение никогда не прерывалось, а в том, что он начинает с радостью воспринимать подобное единение, хотя прежде был к нему так долго слеп» (БЛОФЕЛЬД). Этот эзотерический аспект указывает на то, что гимнастика цигун является не просто оздоровительной гимнастикой, а духовным упражнением.
ДО 206 Г. ДО Н. Э: в эту эпоху сложились концепция и философские основы гимнастики цигун, в частности, теория « инь — ян», «усин» и щи». Все эти сведения содержались в книге «Ицзин». Тогда же возникла теория «саньцай», согласно которой тремя первородными силами были небо (тянь), земля (ди) и человек (рэнь). Один из главных аспектов цигун заключается в исследовании отношений между ними. Основу китайской медицины заложил трактат «Хуанди нэйц-ж». ЛАО-ЦЗЫ уже в «Даодэцзин» упоминает дыхательные практики и цигун. Он пишет, что стать здоровым можно, лишь «собирая ци и обретая мягкость». Сохранились бронзовые предметы и нефритовый камень, относящиеся к IV в. до н. э. на которых начертаны приемы цигун. Около 300 г. до н. э. даосский философ ЧЖУАН-ЦЗЫ в своей книге «Наньхуа цзин» («Книга из Нань-хуа») указывает на тесную связь между дыханием и здоровьем.
ДИНАСТИЯ ХАНЬ (206 й до н. э. — 220 г. н. э.: к этому времени относится знаменитая Шёлковая картина из гробницы Мавандуй (ок. 169 г. до н. э., найденная в 1973. г. На ней изображены 44 фигуры — 22 мужские и 22 женские, — выполняющие различные упражнения цигун. Несколькими столетиями Позже ХУА ТО (145—208) составил «Искусство пяти животных» . Знаменитый китайский врач БЯНЬ ЦЮЭ в своей книге «Наньцзин цигун» описывает способы улучшения здоровья и течения ци. Медицинский аспект выражен очень заметно. Какого бы направления ни придерживались шкоды, даосского или конфуцианского, они не занимаются исключительно религиозными вопросами. Все эти школы стремятся следовать Путем природы.
ДИНАСТИЯ СУЙ (581-618): врач ЧАО ЮАНЬФАН (550-630) перечисляет в своей книге «Размышления о происхождении и течении болезней» 213 упражнений цигун, имеющих терапевтическое значение. БОДХИДХАРМА (ДАМО) прибывает в Китай и закладывает основы буддийской школы Чань. Буддийские и даосские упражнения цигун тесно переплетаются и теперь зачастую образуют неразрывное единство. ДАМО создает ицзиньцзин и сисуйцзин и закладывает основы боевого цигун шаолиньской школы . Эти упражнения укрепляют физическую и психическую силу человека, улучшают здоровье, гармонизируют и продлевают жизнь. Становятся популярными тибетские упражнения.
ДИНАСТИЯ ТАН (618-907): двенадцатый патриарх даосской школы Шан-цин СЫМА ЧЭНЧЖЭНЬ (647-735) публикует философский трактат «Сущность восприятия ци», содержащий многочисленные упражнения цигун. Широкой популярностью пользуются «исцеляющие звуки» ; постоянно развивается техника самомассажа.
ДИНАСТИЯ ЦИН ВПЛОТЬ ДО ПЕРВОЙ ОПИУМНОЙ ВОЙНЫ (1644—1840): понятие «цигун» утверждается во всем Китае, а понятие «даоинь» выходит из употребления. Цигун пользуется огромной популярностью. Возникает множество самых разных стилей и упражнений цигун. Особой популярностью пользуются индийские и тибетские упражнения и способы медитации. Широкое распространение получают боевые искусства. Развиваются боевой цигун и боевые Искусства, основанные на практике цигун. Очень популярны медицинские практики цигун; они часто применяются.
ДИНАСТИЯ ЦИН ВПЛОТЬ ДО РЕВОЛЮЦИИ (1840-1911): после 1822 г. традиционная китайская медицина пользуется все меньшей популярностью; ее теснит современная западная медицина. Одновременно убывает интерес и к практикам цигун.
РЕСПУБЛИКА (1911-1949): цигун практически пребывает в забвении. Считается, что его практики устарели. В то же время огромной популярностью в Китае пользуется все западное. Лишь в 30-е предпринимаются первые попытки по возрождению цигун.
СОВРЕМЕННОСТЬ (после 1949): с 50-х пробуждается интерес к методам старинной китайской медицины. Считается, что они ни в чем не уступают методам западной медицины. Постоянно нарастает интерес к практикам цигун. Более 50 млн китайцев каждое утро проделывают упражнения цигун. Методам цигун обучают всех желающих; в Китае почти не остается секретных практик цигун. Постоянно предпринимаются попытки исследовать и оценить упражнения цигун с привлечением новейших методов западной медицины. По распоряжению МАО ЦЗЭДУНА, в начале 50-х методы цигун были заново систематизированы. Интерес к ним пробудился еще и потому, что с их помощью удавалось быстро поставить на ноги раненых солдат. В 1956 г. в Бэйдайхэ открылась первая клиника цигун, которой заведовал ЛЮ ГУЙЧЖЭНЬ. Вплоть до сегодняшнего дня именно она задает тон в применении методов цигун в медицине. В годы Культурной революции (1966-1976) цигун был запрещен; многие учителя цигун подверглись преследованию или бежали из страны. Единственное исключение составил метод цигун ГО ЛИНЬ . Лишь в 1979 г., после того как профессор ЛИНЬ ЧЖУНПЭНЬ продемонстрировал эффективность методов цигун, это искусство было вновь разрешено и даже стало пользоваться государственной поддержкой. В целях широкого распространения методов цигун были основаны Китайский институт исследования ци и Институт повышения квалификации и изучения прогрессивных методов цигун, которым руководит Линь Чжунпэнь. С этого времени цигун получает широкое распространение, причем его практикуют не только во всем Китае, но и в большинстве стран мира. Особое внимание привлекают медицинские методы цигун; их постоянно изучают и развивают. В то же время возникают все новые школы цигун, которые зачастую коммерциализируются.
Различные методы цигун, например дыхательные практики, лечебная гимнастика, психотренинг и медитация, хотя и не содержат все необходимое для занятий цюаньфа, но закладывают сами основы занятий, помогают подготовиться к ним. Данные упражнения не содержат, например, каких-либо боевых приемов, зато повышают скорость психологической реакции. Методы упражнений цигун развивались тысячелетиями и теперь представляют собой целостную, самодостаточную систему. Многие люди и сегодня занимаются цигун, чтобы в соответствиии с принципами даосской философии укрепить свой дух, стабилизировать здоровье, укрепить тело, научиться собирать и контролировать энергию организма . Тысячелетиями старинные практики цигун передавались в основном изустно, от учителя — ученикам. Культивировались подобные практики, прежде всего, в буддийских и даосских монастырях, а также среди членов эзотерических сект и последователей отдельных школ цюаньфа. В Древнем Китае цигун пользовался ши рокой популярностью, поскольку считалось, что без умения управлять ци совершенно невозможно оставаться хозяином положения в любых повседневных делах. В то же время цигун был тесно связан с другими искусствами, например с живописью и каллиграфией. К его методам прибегали, « ощутить единство с Дао и достичь стоты и естественности, без котор невозможно создавать шедевры. В настоящее время существует целый ряд школ цигун, непосредственно связанных с боевыми искусствами . Ввиду большого разнообразия упражнений цигун можно разделить его методы на несколько категорий:
- НЭЙГУН (внутренние упражнения): эти стили уделяют особое внимание внутреннему движению ци, его накоплению и трансформации. Поэтому физические движения выполняют, не прикладывая особых усилий. Движения по большей части мягкие и плавные. Сперва ци собирается во внутренностях, а затем растекается по всему телу.
- ВЭЙГУН (внешние упражнения): в них уделяется особое внимание физической активности; они укрепляют силу и развивают мускулатуру. Движения усиливают ци, а затем отводят его в глубь тела.
- ЦЗИНГУН (спокойные упражнения): это название относят ко всем пассивным упражнениям, выполняемым лежа, сидя или стоя. Они позволяют совершенно расслабить тело, отрегулировать дыхание и погрузиться внутрь себя.
- ДУН ГУН (подвижные упражнения): это название относят ко всем активным упражнениям. Они включают последовательность движений, требующих полной координации психики, дыхания и физических движений, что позволяет научиться контролировать ци.
- ИНГУН: наименование методов цигун, используемых мастерами боевых искусств для закалки организма и укрепления силы.
Багуа тайцзигун | комбинация багуа и тайцзи |
Багуа цигун | цигун в багуацюань |
Бадуаньцзинь | восемь парчовых упражнений |
Байхэ цигун | цигун белого журавля |
Баоцзяньгун | внешние укрепляющие упражнения |
Вайци ляофа | медицинский цигун |
Голинь цигун | цигун для онкологических больных |
Дачжоутянь | великий небесный круговорот |
Даянь цигун | цигун дикого гуся |
Диншэнь | цигун третьего глаза |
Ицзиньцзин | трансформация мышц |
Лулу даоинь | спонтанный, интуитивный цигун |
Люжицзин | шесть исцеляющих звуков |
Ляньгун шибафа | восемьнадцатикратный метод упражнения |
Омэйжун дишэрчжуан | двенадцать упражнений школы Омэй |
Синбугун | лечебная прогулка |
Сисуйцзин | промывание костного мозга |
Сяочжоутянь | малый круговорот энергии |
Тайцзи нейгун | внутренний тайцзигун |
Тайцзи цигун | тайцзи цигун |
Тэбушань | цигун кольчуги |
Уциньси | искусство пяти животных Хуа То |
Фаньтэнгун | медитация, выполняемая стоя |
Фэйхэгун | цигун летящего журавля |
Хэсяньчжуан | летящий журавль |
Хэчжуангун | упражнения, укрепляющие журавля |
Цзинло цигун | меридиональный цигун |
Цянчжуангун | упражнения, укрепляющие внутреннюю силу |
Цянькунь тунагун | дышать вместе с космосом |
Чаньми цигун | секретный цигун школы Чань |
Чжаньчжуан | стоящий столп |
Шаолинь нэйгун | внутренние шаолиньские упражнения |
Шэрдуаньцзинь | двенадцать парчовых упражнений |
Аллергия; артрит (первично-хронический полиартрит); близорукость; болезненное состояние; болезнь Меньера; боли в желудке, вызванные нервным напряжением; боли в плече и предплечье; бронхиальная астма; бронхит; вегетативная листония;воспаление мочевого пузыря; гастрит; геморрой; гипертония; гипертрофия простаты; гипотонический синдром; глаукома; головные боли; диабет (Diabetes mellitus); запор; звон в ушах; импотенция; искривление позвоночника; камни в почках; климакс; колит (Colitus ulcerosa); коронарная недостаточность; крапивница; мигрень; морская болезнь; нарушения менструального цикла; нарушения слуха; нарушения сна; невродермит; ослабленный иммунитет; параличи (после инсульта; детский паралич и др.; периферийные нарушения кровообращения; простуда; повышенная потливость; потеря слуха: почечная недостаточность; проблемы с пищеварением; рак (в качестве дополнительной терапии); «теннисный локоть»; туберкулез; тугоухость; функциональные и ревматические сердечно-сосудистые заболевания; хронические боли в спине; хронические заболевания; хронический гепатит; энфизема легких; язва желудка и двенадцатиперстной кишки.
На правах рекламы
Лето, как всем известно, это время отдыха. А лучший отдых — это активный отдых. Поэтому мне и хотелось бы Вам порекомендовать посетить хмельницкий Каменец Подольский — один из древнейших городов Украины. Вы сможете походить по историческому центру города, посетить полностью сохранившуюся крепость. Прикоснитесь к истории своей страны!
Источник