Художественная гимнастика с лентой: упражнения, техника, музыка
Художественная гимнастика является ацикличным и сложно координированным спортом. В общих чертах, упражнение по гимнастике – это передвижение спортсменки по ковру площадью 13 на 13 метров, содержащее в себе элементы хореографии и полуакробатики с предметом или без него, под песню длительностью от 75 до 90 секунд.
Визиткой художественной гимнастики за много лет развития данного спорта стали упражнения с лентой, может быть они не самые сложные, но точно самые зрелищные.
Характеристика аксессуара
В целом, лента для художественной гимнастики состоит из 3 отдельных элементов.
Для полной характеристики предмета необходимо подробно рассмотреть каждый из них.
Палочка имеет длину от 50 до 60 см. Материалом для изготовления палочки чаще всего выступает дерево или пластик, в последнее время некоторые производители используют также оргстекло. На сегодняшний день самым популярным материалом выступает дерево. Цвет палочки не регулируется правилами, выбор цвета зависит от предпочтений спортсменки, чаще всего прослеживается зависимость от образа гимнастки, цвета купальника и музыкального оформления.
Длина ленточки строго определяется стандартами и зависит от возраста и разряда спортсменки. В целом, длина варьируется от 4 до 6 метров. Стандартным материалом для изготовления является атлас. Цвет и дизайн не регулируется стандартами и зависит от предпочтений спортсменки, чаще всего цвет выбирают в зависимости от образа гимнастки, цвета купальника и музыки.
Последним и самым незаметным элементом аксессуара является карабин. Он необходим для соединения палочки и ленты, а также для того, чтобы лента совершала свободные вращательные движения. Для изготовления карабина используют металл. Основное требование к карабину – это выдерживать тяжелые нагрузки.
Требования к выступлениям
Композицию упражнения продумывает тренер. Он четко прописывает схему передвижения спортсменки по ковру и в каком порядке следует выполнять элементы.
Русскую народную музыку для гимнастики следует выбирать очень ответственно. С одной стороны, в арсенале каждого тренера есть заготовки под данные мелодии, с другой стороны для выполнения элементов под резкие мотивы народного творчества нужна только опытная и профессиональная спортсменка. Особенно важно выбрать красивую музыку для вольных упражнений, так как все внимание будет сориентировано не на предмете, а на самой спортсменке.
Теоретическая подготовка
В ходе выполнения упражнения спортивный инвентарь производит передвижение по площадке и вращательные элементы, при этом предмет может находиться как у спортсменки в руках, так и совершать полет.
Производя вращательные элементы следует учитывать, что центр вращения проходит через центр массы. Также следует помнить, что лента в полете двигается по линии параболы. Линия полета предмета зависит не только от силы, но и от угла броска относительно пола. Гимнастка в период броска ленты должна рассчитать время и место приземления предмета.
Безусловно спортсменка не будет рассчитывать все это во время упражнения с помощью формул и измерений. Просто с практикой гимнастка будет понимать сколько времени необходимо на тот или иной бросок с определенной траекторией.
Кроме того, гимнастка во время полета спортивного аксессуара должна сама двигаться в направление его приземления. Наряду с этим, чтобы повысить сложность элемента, гимнастка в ходе броска должна двигаться в место приземления снаряда с помощью определенных трюков или хореографических связок.
На самом деле, упражнения со спортивным инвентарем – это жонглирование, которое усложнено трюками и хореографическими связками, для исполнения некоторых элементов с предметами нужно проводить непростые расчеты. Благодаря этому, гимнастика становится еще более зрелищной и красивой.
Техника
Сегодня выделяют общие и специальные техники. Общие подходят для всех видов упражнений, а специальные созданы для отдельного вида.
Среди общих принципов техники выделяют целостность элементов, динамичный характер движений и хореографичность исполнения.
Среди средств выделяют:
- Строевые элементы;
- Общеразвивающие элементы;
- Прикладные элементы;
- Элементы хореографии;
- Элементы, скоординированные на музыку.
Специальные техники применяются для отдельного вида, в нашем случае, в упражнении с лентой. Для тренировок с ленточкой необходимы сильные руки, особенно кисти. Лента должна двигаться непрерывно и не должна касаться гимнастки. Необходимо правильно выбрать темп движения ленты.
Основная начальная техника в упражнении с лентой заключается в правильном хвате палочки.
Палочку нужно держать свободно двумя пальцами основной руки: указательным и большим. Указательный палец спортсменки является «продолжением палочки», с помощью него производится направление движения. Большой палец выполняет функцию фиксатора. При ловле палочки после броска указательный палец не фиксируется. Конец палочки должен упираться в основание ладони около большого пальца.
Следующим элементом выделяют круги и махи ленты. Они производятся за счет сгибания локтевого сустава. Чем больше угол сгибания, тем больше радиус элемента. Круги подразделяют на три вида:
Большие круги. При выполнении следует держать руку выпрямленной, акцент должен быть выполнен в высшей точке круга. Лучше всего в упражнении сочетать с равновесиями и прыжками.
Средние круги. При выполнении следует держать руку согнутой в локтевом суставе. Сочетаются, в основном, с простыми движениями (бег, полуакробатика).
Восьмерки. Наиболее применяемые в упражнениях, по причине того, что сочетаются почти со всеми элементами. Подразделяются в зависимости от выбранной плоскости на вертикальные и горизонтальные. Кроме того, их разделяют в зависимости от того, чем они производятся:
- выполнение рукой (большие),
- выполнение предплечьем (средние),
- выполнение кистью (малые).
Отдельно следует выделить змейки и спирали. При выполнении данных элементов рука должна быть расслаблена и немного согнута в локтевом суставе, основная нагрузка ложится на кисть руки, которая производит частые сгибательно-разгибательные или круговые движения. Змейки и спирали можно выполнять как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости.
Наиболее сложным элементом в технике упражнений с лентой является бросок. Бросок состоит из следующих фаз:
- Взять палочку у основания;
- Совершить замах;
- Прыгнуть и выпустить ленточку;
- Полёт снаряда;
- Произведение подготовки к ловле;
- Поймать палочку;
- Перевести ленту в мах.
Таким образом, лента является средним по сложности предметом. Однако благодаря своей красоте и зрелищности она является самым популярным атрибутом среди массового зрителя. Главное в элементах с данным аксессуаром быть сосредоточенной, иметь хорошую координацию и хорошо разработанные кисти рук.
Источник
Художественная гимнастика упражнение с лентой 2020
Первенство России, 16‒22.01.2020, Москва
Katerinka | Дата: Среда, 11.12.2019, 12:08 | Сообщение # 1 |
Участники: 18 ЯНВАРЯ (СУББОТА): 19 ЯНВАРЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ): 20 ЯНВАРЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК): 21 ЯНВАРЯ (ВТОРНИК): Источник Почему Россия проиграла в художественной гимнастике. Объясняем по фактамНевозможно поверить, но Россия проиграла личный турнир в художественной гимнастике – впервые на Играх за 25 лет. Сестры Аверины – Дина и Арина – устроили самую неприятную сенсацию в Токио-2020, пропустив к золоту гимнастку из Израиля Линой Ашрам. Дина завоевала серебро, а Арина (у нее в выступлении запуталась лента, которую пришлось менять) вообще без медали – только 4-е место. Подробнее о том, как это произошло. 1. Провала ничто не предвещало – сестры (чаще Дина) легко забирали все топ-турниры последних лет и не знали конкуренции. Например, за три последних чемпионата мира они отдали только два золота, но тоже россиянкам: в ленте Александре Солдатовой на ЧМ-2018 и в обруче Екатерине Селезневой на ЧМ-2019. Семнадцать побед на двоих – просто без вариантов. Да и еще вчера в квалификации Токио-2020 россиянки вроде бы привычно доминировали, привезя той же Ашрам по три с лишним балла каждая. Но там – эту деталь почти никто не заметил – Ашрам критично ошиблась с обручем, потеряв на снаряде как раз около трех баллов, но выиграла у Дины два снаряда и из четырех. Это к разговору о том, почему ее оценки так резко изменились после квалификации – не так уж и резко. И все равно серьезной тревоги результат в финале не вызывал – просто в силу привычки. 2. Итог оказался душераздирающим – в финале Ашрам опередила Дину всего на 0,15 балла. Главная деталь из судейских протоколов, которая принесла победу израильтянке – во всех четырех видах ее программы были сложнее. Вот так сложность израильтянки (в художественной гимнастике общая оценка состоит из двух компонентов: сложности и исполнения) превосходила базу Дины Авериной: • 0,3 балла на обруче; • 0,1 балла на мяче; • 0,7 балла на булавах – самый большой разрыв, который все и решил; • 0,2 балла на ленте. Суммарные 1,3 балла преимущества – такую разницу сложно отыграть качеством, даже с репутацией непобедимых. 3. Еще один нюанс – в гимнастике общая часть оценки за сложность на снаряде складывается из двух элементов: трудность предмета и трудность тела. Если максимально просто, то в трудности предмета оценивается синхронизация между телом и предметом во время выступления, а в трудности тела – исключительно управление телом (прыжки, повороты, вращения, равновесия). Каждый компонент оценивается отдельно специальными судьями. И здесь удивительные подробности: в «трудности предмета» Дина оказалась сильнее Линой на 0,6 балла, но проиграла пропасть в «трудности тела» – 1,9 балла. Почему так получилось – вопрос, наверное, и к судьям, и к тренерам российских гимнасток. Возможно, отрыв, который на первый взгляд обескураживает, связан с травмой спины, которую Дина получила в 2020-м. Из-за нее она не может исполнять некоторые элементы и, вероятно, пыталась компенсировать одну часть оценки качеством исполнения и ювелирной работой с предметами. Но арбитрам этого оказалось недостаточно. 4. Отдельно о судьях – на несколько дней они станут самыми ненавидимыми людьми в России, опередив украинцев и трансгендеров. «Просто обидно и больно за то, что сегодня было несправедливое судейство. За то, что первое место заняла девочка, которая выступила с потерей. Я прошла все виды более-менее чисто, достойно, как я могла – и заняла второе место. Мне больше обидно за несправедливость. Я всегда за честный спорт. Раньше я понимала, что когда я делаю так, мне ставят так, то сейчас я делаю и мне не ставят», – слезы Дины Авериной в эфире Матч ТВ не могут оставлять равнодушными. Финал в личном многоборье Токио-2020 обслуживала бригада, в которой не было арбитров ни из России, ни из Израиля. Пожалуй, самые важные роли исполняли члены высшего жюри: японка Шихоко Секита и итальянка Даниэлла Дель Кьяе отвечали за сложность тела, немка Изабель Саваде и гречанка Александра Мавракис – за сложность предмета, а непосредственное исполнение оценивал мощный интернационал судей из Швейцарии, Украины, Франции, Аргентины, Венгрии, Польши, Канады, Узбекистана, Испании, Норвегии, Хорватии, Чехии и Словакии. Еще одна любопытная деталь – технический комитет по художественной гимнастике в Международной федерации возглавляет россиянка Наталья Кузьмина. В финале наши тренеры четырежды подавали протест на оценки Дины и Арины, однажды его даже удовлетворили, добавив россиянке 0,4 балла. Это может показаться скандальным сюжетом, но в художественной гимнастике протесты – нормальная практика и точно не говорит о качестве судейства. Это скорее такой гимнастический VAR, возможность попросить судей провести дополнительный просмотр программы или конкретного эпизода. 5. Падение ленты на ковер, которое допустила во время программы Ашрам – пожалуй, самый глобальный вопрос к бригаде. Хотя тут, в общем, все просто. По новым правилам (их приняли в 2017 году, а одним из разработчиков была сама Ирина Винер) такая ошибка не критична: если предмет возвращен в руки без перемещения, то штраф всего 0,5 балла, если для его возвращения требуется не больше 1-2 шагов – 0,7 балла (Ашрам точно уложилась в эти рамки) и только когда 3 шага и больше – один балл. Поэтому истерика гимнасток из прошлого (якобы с потерей предмета нельзя выиграть Олимпиаду) не имеет отношения к реальности – это скорее такое гимнастическое поверье. В правилах такого точно нет – любую ошибку можно компенсировать сложностью и исполнением, а, например, та же Дина Аверина выиграла многоборье на ЧМ-2019, уронив в финале булаву. Другой вопрос – насколько это справедливо и объективно в конкретном противостоянии в Токио-2020 Авериной и Ашрам. Теперь к конкретной ошибке израильтянки на ленте – здесь судьи отобрали у нее 1,3 балла. Это общий штраф и понять, сколько баллов в нем за потерю ленты, а сколько за остальные ошибки невозможно. Но скорее всего, никакого подвоха здесь нет – для сравнения снижение Дины Авериной на этом же снаряде составило 0,5 балла, а за серьезную ошибку, которая повлекла замену ленты, Арину наказали на 1,650 балла. Кроме того, она потеряла сложность из-за того, просто не успела выполнить некоторые элементы – просто не хватило времени. 6. Линой Ашрам (как и сестрам Авериным) 22 года, но у нее до сегодняшнего дня не было ни одной победы на чемпионатах мира – ни в многоборье, ни даже на отдельных снарядах. Это совсем чудо – обычно на Олимпиадах побеждали гимнастки, доминировавшие в олимпийском цикле. Единственная большая победа Линой – в многоборье на ЧЕ-2020 в Киеве – случилась в отсутствие сборной России, которая просто отказалась от участия в том турнире. Вряд ли эти события (олимпийское золото Ашрам и отказ России от Евро) как-то связаны – в июне 2021-го Аверины как ни в чем не бывало выиграли чемпионат Европы в Софии, хотя там Ашрам уже отдали победу в булавах – похоже, это коронный вид израильтянки. 7. Реакция босса нашей гимнастики Ирины Винер на поражение (ее не было в Токио-2020) бесценна. «Это диверсия – Россию убирают по всем статьям, хотя я никогда не была политизирована. Дина не проиграла, она выиграла. Но, к сожалению, судейство было вопиющей несправедливостью. Оно войдет в историю так же, как Немов, когда ему 12 минут аплодировали. Дина Аверина сделала все чисто, не ошиблась на последнем виде. Линой Ашрам, к сожалению, сделала вопиющую ошибку, за которую снимают очки все бригады и за исполнение, и за технику и за артистизм. Все должны были снимать. Всегда говорят, что если есть такая ошибка, то человек никогда не сможет, если другой не делал такой же ошибки, стать чемпионом, а тем более олимпийский, а тем более на последнем виде. Это было просто позором художественной гимнастики». 8. Завтра у России новые проблемы в художественной гимнастике – в квалификации в групповых упражнениях россиянки проиграли Болгарии 2,750 балла. Теперь это максимально тревожный факт – даже несмотря на то, что перед финалом оценка обнулится. Фото: REUTERS/Niesner, Lindsey Wasson ; РИА Новости/Владимир Песня Источник |