- Ребенок плачет во время растяжки: советы тренера и родителей
- Вопрос от подписчика
- Ответ эксперта
- Слёзы на тренировках: почему дети плачут и кому это нужно?
- Личный опыт«Система, где насилие порождает насилие»: Тренер по художественной гимнастике о победе любой ценой
- Художественная гимнастика тренировки до слез
Ребенок плачет во время растяжки: советы тренера и родителей
Вопрос от подписчика
Дочь занимается художественной гимнастикой, любит этот спорт и бежит на тренировки. Иногда нам удается привозить дочку на дополнительные тренировки, где уделяется время индивидуально, прорабатываются программы и все проблемные области гимнастки (растяжка, хореография). Дочь начинает рыдать до дополнительной тренировки по поводу растяжки, боится, что будет «больно или мне ноги сломают». А в процессе растяжки может плакать и вырываться от тренера.
Понимаю, что растяжка у художниц не всегда самое приятное, но хотелось бы помочь дочке успокаиваться и понять, что без растяжки не получится ничего. Ребенку 8 лет, спорт с 4 лет.
Ответ эксперта
Я не раз уже писала, что гимнастика — это спорт на грани человеческих возможностей, он не для всех. И очень важно учитывать индивидуальные возможности организма. У кого-то тело более эластичное, у кого-то нет, у детей, как и у взрослых разный болевой порог. Часто именно поэтому и уходят из гимнастики в раннем возрасте, не выдерживают боли, страшно, когда тренер держит и тянет — это не для всех и, повторюсь, для кого-то это очень страшно.
Растяжка в гимнастике — основное, и если у вашей дочери это проблемный момент, надо поговорить с тренером. Тренер всегда знает, насколько можно развить такой параметр как растяжка у конкретного ребенка, какие перспективы. И еще: у разных тренеров разные подходы, не все действуют настолько жестко, чтобы ребенок вырывался. От самого педагога много зависит, как он подходит к процессу.
И вы сами решите, настолько ли вам нужно, чтобы ребенок занимался гимнастикой, чтобы жил со страхом «ноги сломают»? Сейчас очень много разных видов спорта для девочек, если нет у вашей дочери явной тяги, если она не готова пережить все, если вы не слышите от тренеров «ваша дочь создана для этого вида спорта», вникните чуть больше в то, какие жизненные задачи решает данный конкретный спорт для вашего ребенка. Сейчас спортивный мир очень разнообразен, большой выбор спортивного пути — есть и для любителей, и для профи. Везде устраивают соревнования, спортивные выезды и сборы. Гимнастика — красивейший вид спорта, но он далеко не для всех.
Источник
Слёзы на тренировках: почему дети плачут и кому это нужно?
Причин для детских слёз на тренировках довольно много, но сейчас наболела тема слёз, от которой содрогаются многие дети в гимнастике, акробатике, синхронном плаванье. — это мучительная и болезненная растяжка, без которой в этих видах спорта никуда.
И ладно бы растяжка. Тут все понимают, что это необходимость. Но вот то, что её сопровождает — может травмировать ребенка уже по-настоящему.
Дети часто плачут во время растяжки, и это очень естественный процесс — плакать, когда больно. Слёзы помогают снизить эмоциональное напряжение, расслабиться, восстановить дыхание, пережить боль. Активируется парасимпатическая нервная система, которая позволяет мышцам расслабиться. В общем, довольно полезный процесс в стрессовой ситуации. Однако всё чаще слышу, что за слёзы детей наказывают, выгоняют с тренировки, обидно обзывают. Да, порой детские слёзы могут казаться взрослому невыносимыми, особенно если он сам и стал одной из причин этих слёз. И этот плач срочно хочется прекратить.
Возможно, взрослым в это время кажется, что, прекратив выражение сложных чувств, они прекращают и само страдание. Слёз нет, значит, и горя нет, и всё стало хорошо, но нет. Теперь ребёнку приходится терпеть не только боль физическую, но и эмоциональную: страх, что накажут, стыд, когда ругают, да еще и неплачущего ребёнка и пожалеть в голову может не прийти. Саморегуляция не случилась, и расслабления после мобилизации в стрессе не произошло.
Запрещая плакать от боли, да и от обиды и унижения, мы нарушаем естественную эмоциональную регуляцию, запираем страдание в теле и способствуем формированию мышечных зажимов. И это точно не помогает растяжке и развитию гибкости. Мышцы сопротивляются, сколько их ни увещевай, а тянуть через сопротивление — путь к микротравмам. В конечном счете это растит «буратинок», которые не чувствуют ни своё тело, ни дифференцируют эмоциональное состояние.
А далее на соревнованиях спортсмен не может отрегулироваться, он же привык терпеть и зажиматься в ситуации стресса, вот он и продолжает этот навык практиковать к месту и не к месту. И на что уже в это случае тренер ругается? «Что же ты такая зажатая и деревянная на старте, глаза пустые, на тренировке всё же нормально делала!». Да, вот она — привычка не чувствовать, терпеть путем замирания.
Источник
Личный опыт«Система, где насилие порождает насилие»:
Тренер по художественной гимнастике
о победе любой ценой
И травмах для детской психики
Летом 2020-го гимнастическая федерация Швейцарии разорвала контракты с тренерами из Болгарии: спортсменки национальной сборной обвинили тренеров в запугивании и оскорблениях на тренировках. Существует распространённая позиция, что тренер должен быть жёстким и строгим, чтобы спортсмены добивались результатов. Но где грань между дисциплиной и жестокостью? Мы расспросили мастера спорта и тренера по художественной гимнастике Яну (имя изменено по просьбе героини) о том, какой ценой достаётся победа юным гимнасткам, а также выяснили, почему о насилии в спорте не принято говорить. Особенно — в России.
текст: Алиса Попова
У многих девчонок токсичные отношения с партнёрами, абьюз, который часто напоминает привычные отношения с тренером
Для моей мамы выбор профессии никогда не был мучительным и туманным. Она с детства твёрдо знала, что станет тренером по художественной гимнастике, безумно любила этот вид спорта и была талантливой гимнасткой. Всю жизнь она горела этой профессией. Сейчас это уже не так, она окончательно выгорела после сорока лет. Когда в 90-е у неё родилась я, она изо всех сил старалась передать мне свою любовь к гимнастике и заодно держать меня рядышком с собой, ведь денег на няню у нас не было, как и родственников, которым можно было бы меня оставить. Сначала она приезжала в зал со мной на руках, а уже в три года я начала свою спортивную карьеру.
Единственное, что мне нравилось в нашем виде спорта, — это выступление. Я обожала выступать и получать аплодисменты. Меня сразу определили в «артистки», и это давало мне сил. Время шло, ломался характер, я смирилась с тем, что у меня не будет другого занятия, и начала находить радости в своём ежедневном труде. А мама смирилась с тем, что я не стану чемпионкой России, и была довольна, что я при деле. Благодаря изначально хорошим данным я выполнила заветные разряды и уже в шестнадцать лет получила звание мастера спорта России. Но в те времена я не ощущала никакой ценности государственного удостоверения и значка. Я никогда не хвасталась этим перед школьными друзьями, относилась с лёгкостью и старалась не акцентировать внимание на том, что я гимнастка. Мне повезло: спорт почти не забрал у меня жизнь обычного подростка. Ребёнка — да, но в подростковый период я умудрялась совмещать учёбу, многочасовые тренировки, общение с друзьями и влюблённость в мальчиков. Я социализировалась, видела мир, получала всё лучшее и от спорта, и от жизни вне его. Я часто думаю о том, как сложилась бы моя жизнь, если бы я горела гимнастикой как моя мама.
Я общалась со многими девчонками, которые прошли через сборную, высокие награды и жизнь в четырёх стенах зала, и замечала, что они лишены огромной части подросткового становления личности. У них токсичные отношения с партнёрами из-за отсутствия навыка общения с людьми, абьюз, который часто напоминает привычные отношения с тренером. Я лично знаю гимнастку, муж которой избивал её даже во время беременности. Такие истории не что-то из ряда вон выходящее — большинство спортсменок состоят в подобных отношениях, потому что они не знают, что может быть по-другому. И проблема даже не в бывшем тренере, а в том, что девочка с детства привыкает к ролям «командир — подчинённый». Когда гимнастки попадают в открытый и свободный от спорта мир, они растеряны, и я их прекрасно понимаю. По привычке многие становятся тренерами. А чем ещё заняться? Времени на хобби и другие увлечения крайне мало, а зал кажется привычным и безопасным. Я восхищаюсь девочками, которые после нашей сборной нашли себя в чём-то другом. Но ни в коем случае не осуждаю тех, кто остался в мире гимнастики, — в конце концов, попробовав себя в разных профессиях и получив не связанное со спортом образование, я сама в итоге стала тренером
Художественная гимнастика — чрезвычайно популярный вид спорта в нашей стране. С 2000-го года мы не проиграли ни одной Олимпиады, Россия — ведущая в мире страна в этом виде спорта. Отсюда и огромнейшая конкуренция внутри страны, высокое моральное давление (не подвести страну любой ценой) и длинная скамейка запасных. Гимнастки в России — это расходный материал в битве тренеров-профессионалов. В этой бесконечной гонке тренер не всегда думает о физической сохранности гимнастки, а уж о психологическом состоянии и подавно. Дети растут в настоящей армии, в большинстве своём тренеры не видят в них детей — только рабочий материал. Эта система налажена как швейцарские часы и приносит невероятные результаты, но какой ценой?
Допустим, вы только что открыли клуб. Вам нужны деньги, вы берёте всех детей, которые к вам приходят. Вы получаете отличную прибыль, но не все из ваших детей имеют «хорошие данные» для гимнастики (длинные ноги, красивая стопа, гибкость, растяжка). Но вам нужно работать как ни крути, выставлять детей на соревнования, показывать результат родителям, которые лезут в ваш тренировочный процесс. Нет ничего проще, чем сорвать весь свой негатив на ребёнке, обвинить его во всех неудачах, затравить за вес и неподобающую форму. Вместо того, чтобы объяснить ему что-либо про питание или отправить к специалисту — психологу или диетологу. И вот вы просто кричите на весь зал: «Ты толстая, ты жирная, худей, не жри!» — а перед вами стоит восьмилетний ребёнок, который понятия не имеет, в чём он виноват. Такое я встречаю повсеместно: слышу на соревнованиях, на соседних коврах в зале. Система, где насилие порождает насилие — тренер воспитал гимнастку в жёсткости, она выросла, стала тренером и работает в тех же традициях, — невероятно устарела, и её пора менять.
По всему миру сейчас поднялась волна протестов бывших и даже действующих гимнасток против насилия и оскорблений от тренеров. Но в нашей стране ни гимнастки, ни родители пока не могут высказываться свободно, не опасаясь последствий. Не так давно в большом регионе России случилась очень показательная история. Федерация региона пригласила не очень известного, но результативного тренера из другого города для поднятия общего уровня команды в групповых упражнениях и подготовки к серьёзным стартам. И действительно, уровень команды резко повысился и результаты не заставили себя ждать. Но как выяснилось позже — ужасной ценой. Тренер работала год. И была уволена со скандалом, так как одна из родительниц пожаловалась на побои своего ребёнка и даже зафиксировала их в травмпункте. Такие случаи бывали и раньше, серьёзного резонанса эта новость не вызвала, но в итоге всё оказалось намного хуже, только об этом уже никто публично не говорил. Тренер запирала детей на ночь в зале одних без каких-либо удобств, оставляя им ведро в качестве туалета. И родители молчали, потому что были запуганы федерацией. В итоге тренера уволили, она заплатила пять тысяч рублей штрафа и вернулась в свой родной город тренировать детей дальше. За оскорбления, издевательства, побои и запирания в зале ей так ничего и не было. Я рассказываю эту историю анонимно, но всё равно боюсь назвать тренера по имени — настолько табуирована тема насилия в спорте в нашей стране.
В многочисленных клубах работают девочки без педагогического образования, которые точно не владеют хотя бы азами детской психологии. Зато молодой специалист имеет высокий спортивный разряд и модель поведения своего тренера. На том и стоим. Обилие клубов поражает! В каждом районе Москвы есть несколько клубов на выбор, качество которых оставляет желать лучшего. Я сама нахожусь в окружении подобных профессионалов и не раз чувствовала, как начинаю видеть в ребёнке не человека, а рабочий материал.
И вот вы просто кричите на весь зал: «Ты толстая, ты жирная, худей, не жри!» — а перед вами стоит восьмилетний ребёнок, который понятия не имеет, в чём он виноват
Я стараюсь это побороть, но все мы подражаем главному тренеру сборной. У неё же всё получилось, её образ свят. Её имя произносится с непоколебимым пиететом, потому что она вырастила несколько поколений олимпийских чемпионок, хоть и очень высокой ценой. Травля, оскорбления, ломание детской психики гимнастки, которая должна подчиняться каждому слову тренера, — вот чему учит нас её пример. (О методах тренера Ирины Винер рассказывает, к примеру, фильм польского кинорежиссёра Марты Прус «За пределом» о подготовке гимнастки Маргариты Мамун к Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро, премьера которого прошла в 2017 году. Фильм вызвал острую дискуссию о цене вопроса олимпийских медалей.) Но она, безусловно, вносит огромный вклад, в том числе финансовый. В нашей стране лучшие условия для тренировок, к нам приезжают спортсмены со всего мира, сборные других стран готовятся в наших залах, у наших девочек есть врачи, массажисты, водители, фотографы, прекрасные залы. Поэтому каждый молодой тренер стремится попасть со своей гимнасткой в волшебный мир российской сборной, подражая Ирине Александровне во всём, в том числе и в жестокости.
Источник
Художественная гимнастика тренировки до слез
Нет трудней на этом свете
Отработок по предметам.
Требуется много сил —
Чтобы танец стал красив.
У булав — ретивый норов
У неопытных жонглеров.
Мы ж привыкшие вполне —
На войне как на войне.
Если б не подвел прицел,
Тренер врядли б уцелел.
Видно, чтоб в живих остаться
Лучше в касках заниматься!
Папа хмуро пожурил —
Правильно бросать учил —
Разошелся, показал —
Долго стекла собирал.
Танец с лентой тренируем —
Знаки сложные рисуем.
Ленты вьются — спасу нет —
Зазевался и. привет!
Для гимнастов (и ковбоев)
Важно мастерство такое.
Лишь один коварный взмах —
И сосед лежит в узлах.
Со скакалкой, как известно,
Упражненья интересны,
Только трудно учатся —
Вот теперь и мучийся.
И в прыжке и в перекате,
И с подбросом, и в шпагате —
Тот кто видит в первый раз,
Скажет: «Это же спецназ!»
Мы готовим на зачет
Упражнения с мячом.
Совершенствуем сноровку
В перекатах и восьмерках.
Сыплются мячи как дождь —
Чей, от куда, — не поймешь —
То ли цирк приехал снова —
То ли секция футбола.
Обруч кружим часто мы,
Стали что б изящными —
Шейки лебединые,
Талии осиные.
Потому то тут и там
Не дают прохода нам —
Или селезней колхоз,
Или рой липучих ос.
Источник