Художественная гимнастика танцевальные упражнения с предметом

Основные элементы классического танца в художественной гимнастике

Юлия Огнева
Основные элементы классического танца в художественной гимнастике

Муниципальное образовательное учреждение Детско — юношеская спортивная школа № 2

Основные элементы классического танца в художественной гимнастике для групп начальной подготовки свыше 1 года и учебно- тренировочных групп 1-2 года обучения

Методические рекомендации Для тренеров-преподавателей По хореографии разработанные тренером-преподавателем по хореографии Огневой Ю. А.

Петропавловск-Камчатский городской округ 2010 г.

Неотъемлимой частью художественной гимнастики являются уроки хореографии. На этих занятиях девочки осваивают азы танцевальной культуры, знакомятся с некоторыми элементами танцев. У занимающихся воспитывается понимание красоты линий в движениях, их эмоциональная выразительность. Занятия хореографией способствуют развитию творческих способностей детей. В результате этих занятий формируется правильная осанка, развивается гибкость, легкость, изящность и непринужденность движений. Таким образом, одной из основных задач специализированной подготовки гимнасток 1 и 2 этапов (младшие разряды) является основательная, детальная хореографическая подготовка средней сложности.

Хореографическая подготовка в художественной гимнастике не должна ограничиваться изучением движений классического танца, хотя именно ему следует уделить особое внимание как основе основ всего искусства хореографии в целом. Одновременно изучаются движения и танцевальные комбинации народно- сценического, характерного, историко-бытового, бального танцев, танца модерн. Каждый из них по-своему влияет на формирование фундамента знаний гимнасток, что в дальнейшем, в старшем возрасте (на 3 этапе, позволит им творчески подходить к исполнению произвольной программы. Так же, каждый из этих стилей позволяет ввести в работу группы мышц, не затронутые в классическом экзерсисе.

Гимнастки 9-12 лет, занимающиеся на 2 этапе специализированной подготовки, отличаются высокой пластичностью организма, повышенными способностями к обучению, освоению новых, в том числе сложных движений. Значительного развития достигает кора головного мозга и 2-я сигнальная система, что позволяет усваивать большее количество информации. Основнымизадачами уроков по хореографии на данном этапе является: постановка корпуса, рук, ног, головы; развитие выворотности и силы ног; освоение более сложной координации движений, ознакомление с терминологией классического танца.

Читайте также:  Комплекс упражнений обучение волейболу

Структура классического урока.

Классическийурок состоит из нескольких разделов: экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro (прыжковая часть урока). В классический урок на 2 этапе подготовки включены лишь самые основные движения экзерсиса.

Экзерсис — комплекс движений, вырабатывающий силу ног, выворотность, эластичность мышц, устойчивость.Исполняется в определенной последовательности:

1. Demi grand -plie;

2. Battement tendu;

3. Battement tendu jete;

4. Rond de jambe par terre;

7. Battement releves lents;

8. Grand battement jete;

у станка и на середине зала.На середине зала движения экзерсиса могут исполняться в ракурсах: en face, epaulment croise, epaulment efface. En face — гимнастка стоит лицом к основному направлению (точка 1 зала, рис. 1) в I, III, V позиции ног, руки, как правило, находятся в подготовительном положении, 1, 2 или 3 позиции. Epaulment croise от франц. epaule — плечо. Положение тела при котором правое или левое плечо выдвинуто вперед. В основе, как правило, имеет V позицию ног и является исходным пунктом для выполнения различных поз и движений. Croise (с франц. – скрещенный) — закрытое по отношению к точке 1 положение. Epaulment croise с прав,ноги: корпус направлен в точку 8 (рис. 1, поворот головы в точку 2 (рис. 1, лев. рука в 3 позиции, правая — во 2-й (большая поза epaulment croise, то же, но лев. рука в 1 позиции, прав. р. во 2-й, как бы заниженной (малая поза). Развернув данную позу в точку 2 (рис. 1) и не забыв сменить поворот головы на точку 8 (рис. 1, вы получите позу epaulment efface.

Plie (франц.) — сгибать, складывать. Упр. развивает эластичность, силу мышц ног, подготавливает к исполнению прыжков, поворотов. Динамика исполнения plie может быть различной в зависимости от поставленных целей. Во время исполнения следует следить за постановкой корпуса. На данном этапе исполняется по I, II, V позициям ног. Demi -plie исполняется без отрыва пяток от пола, grand -plie — с отрывом, за исключением plie по II позиции.

И. п. : en face, I позиция ног. Муз. размер 4/4,3Л.

Preparation. Руки открываются во 2 позицию (кладутся на станок).

1 такт. Колени постепенно сгибаются по направлению стоп, корпус подтянут, ягодичные мышцы собраны, плечи опущены.

2 такт. Ноги вытягиваются, вернуться в и. п. Grand plie исполняется на 4 такта.

Battement tendu simple.

Battement составляют значительную группу движений экзерсиса классического танца.Их можно разделить на 3 группы по форме исполнения:

> Battement sur le cou-de-pied (на щиколотке);

> Battement developpes (развертывать).

Battement tendu simple относится к 1-ой группе.

Battement (франц.) — биение, пульсирование, tendu (франц.) — натянутый от tender (тянуть, натягивать, simple (простой). Упражнение развивает силу и натянутость ног, устойчивость. Исполняется по I, III, V позициям ног, в направлениях вперед, в сторону, назад. .

Battement tendu jete.

Battement tendu jete (от jeter — бросать, кидать, метать). Развивает силу и легкость ног. Высота броска р. н. колеблется от 15* (положения над полом) до 45* в зависимости от поставленных целей. Исполняется по I, III, V позициям, в направлениях вперед, в сторону, назад. Муз. размер 2/4.

Rond de jambe par terre.

Rond de jambe par terre — вращательное движение р. н. по полу (par terre — на земле) в направлениях en dehors и en dedans, сопряжено с вытягиванием р. н. Упражнение развивает выворотность в тазобедренном суставе. Муз. размер 4/4. Исполняется из I позиции ног.

Следует следить за выворотным положением обеих ног, особенно во 2 позиции.

Battement fondu (от франц. /fondre — таять) относится ко 2 группе battements — sur le cou-de-pied. Сложнокоординационное движение, развивает силу и эластичность мышц ног, коленные и голеностопные связки, икроножные мышцы, ахиллово сухожилие, выворотность. Разучивается упражнение «носком в пол», в дальнейшем исполняется на 45* и выше (grand battement fondu).

Исполняется из V позиции ног в направлениях вперед, в сторону, назад. Муз. размер 4/4, позднее 2/4.

Battement releves lents.

Battement releves lents (франц. releves — подъем, lents — медленно). Развивает силу ног, устойчивость, шаг. Исполняется на 45*, 90* и выше. Исполняется из I, III, V позиций ног в направлениях вперед, в сторону, назад. Муз. размер 4/4,3)4.

Упражнение исполняется медленно и слитно, перед возвращением р. н. в положение pointe целесообразно сделать небольшое balance, что способствует развитию силы ног.

Grand battement jete.

Grand battement jete (франц. grand — большой) — бросок p. н. на 90* и выше. Развивает силу и легкость ног, шаг. Исполняется из I, III, V позиций ног, в направлениях вперед, в сторону, назад. Муз размер 2/4, позже

Все движения экзерсиса выполняются изолированно, либо в комбинациях. Отдельную часть экзерсиса составляют port de bras.

Port de bras (франц. — нести руки) — правильное прохождение рук через основные позиции в сочетании с поворотами и наклонами головы и движениями корпуса. При исполнении port de bras развиваются танцевальность, музыкальность, пластическая выразительность, красота линий рук, их мягкость, а так же гибкость, координация, подвижность корпуса. Всего существует шесть portde bras.Главным требованием к их исполнению являются: плавность, слитность, выразительность.

На 2-м этапе подготовки гимнасток целесообразно ограничится первыми тремя видами port de bras.

Temps lie. В качестве adagio на середине зала можно использовать различные виды temps lie. От франц. lier — связывать, соединять. Комплекс связанных между собой движений. На втором этапе подготовки лучше использовать вариант с degage (через demi-plie) по IV позиции вперед и назад и по II позиции в сторону.

Temps lie вперед. Муз. размер 4/4. И. п. epaulment croise (прав. н. впереди).

Preparation. 3-и,4-и: руки из подготовительного положения arrondie переходят в положение allongee .

1 такт. 1-и,2-и: demi -plie, руки возвращаются в подготовительное положение arrondie;

3-и,4-и: пр. н. выводится приемом battement tendu вперед, руки переводятся в 1-ю позицию, взгляд в кисть прав, руки;

2 такт. 1-и,2-и: degage по IV поз., выход в позу 3 arabesque;

3-и,4-и: лев. н. закрывается приемом battement tendu в V позицию;

3 такт. 1-и.2-и: довернувшись в положение en face, demi -plie, лев. p. приходит в 1-ю позицию, прав. р. остается во 2-ой, обе руки arrondie;

3-и,4-и: прав. н. приемом battement tendu выводится в сторону, одновременно лев. р. открывается во 2-ю позицию, поворот головы за лев. р. ;

4 такт.1-йи 2-и: degage по II поз., выход в позу a la seconde, руки переводятся в положение allongee, поворот головы за лев. р. ;

3-и,4-и: лев. н. закрывается приемом battement tendu в V позицию вперед, довернуться в позу epaulment croise.

Вся комбинация повторяется с левой ноги.

Temps lie назад. Следует сразу без preparation.

1 такт. 1-и,2-и: demi -plie, руки в подготовительном положении arrondie ;

3-и,4-и: лев. н. выводится приемом battement tendu назад, лев. р. приходит в 1- ю позицию allongee, прав. р. — во 2-ю позицию allongee, поза 3 arabesque на demi — plie;

2 такт. 1-и,2-и: degage по IV поз. назад, выход в позу epaulment croise ;

3-и,4-и: прав. н. закрывается приемом battement tendu в V позицию;

3 такт. 1-и,2-и: довернувшись в положение en face, demi -plie, лев. p. остается в 1-ой позиции, прав. р. — во 2-ой, обе руки arrondie;

3-и,4-и: лев. н. приемом battement tendu выводится в сторону, одновременно лев. р. открывается во 2-ю позицию, поворот головы за лев. р. ;

4 такт. 1-и,2-и: degage по II поз., выход в позу a la seconde, руки переводятся в положение allongee, поворот головы за прав, р.

3-и,4-и: лев. н. закрывается приемом battement tendu в V позицию назад, довернуться в позу epaulment croise.

Вся комбинация повторяется с другой ноги.

Циклограмма рабочей недели старшего воспитателя 1 неделя Понедельник Обход групп. Организационные вопросы. 1. Работа в МК 2. Заседание методсовета (1 раз в квартал) Вторник Обход групп.

Ритмическая гимнастика для девочек Видео При выявлении более эффективных подходов к формированию и обогащению двигательного опыта детей я поставила следующие задачи: — повысить.

Источник

Методические рекомендации «Ритмика с предметами»

Государственное учреждение культуры

«Республиканский дом народного творчества и кино»

РИТМИКА С ПРЕДМЕТАМИ

РИТМИКА С ПРЕДМЕТАМИ. Методические рекомендации. Донецк, РДНТК, 2019, — 16 с.

Издание состоит из методических рекомендаций для руководителей любительских хореографических коллективов учреждений культуры и школ искусств.

Над изданием работали:

Ответственный за выпуск:

Введение: Двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни: вначале ребенок учиться ходить, затем бегать, прыгать и т.д. Любое движение представляет с собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.

В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органическим компонентом урока. Игра на уроке ритмопластике не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку. Специфика обучения ритмики связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязано должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога–хореографа – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Одним из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем является прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

В процессе ритмических занятий естественно развиваются определенные физические качества: увеличивается подвижность в суставах, сила мышц, выносливость. При работе с детьми следует помнить, что морфологическое и функциональное развитие осуществляется неравномерно в различных возрастных группах. Периоды ускоренного возраста (сенситивные) чередуются с замедлением, стабилизацией. Наиболее благоприятным для развития тех или иных физических качеств является период, совпадающий с естественным ускорением развития соответствующих способностей.

Цель методической разработки : разносторонние развитие творческой личности ребенка на занятиях хореографии с применением предметов в игровых процессах. Интегрируя богатый мир игр с обучением, мы приобретаем возможность сделать интересным запоминание любых бесполезных с точки зрения ребенка движений, комбинаций, учебных заданий.

Задачи: развитие двигательных качеств и умений, творческое и гармоническое развитие личности. На занятиях развивается гибкость, координация движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат.

Упражнения с предметами включают в работу основные группы мышц: мышцы плечевого пояса, брюшного пресса, косые мышцы, мышцы ног.

Упражнения с предметами – мячами, бубнами, скакалками, обручами и т.д., как правило, проводятся в конце урока. Они придают особую эмоциональность заключительной части занятия. Но в малой возрастной категории можно и нужно проводить комплекс упражнений с предметами для большего запоминания движений, координации и смены рисунков (перестроение). Например: упражнения с мячами особенно полезны детям, так как развивают глазомер, укрепляют мышцы пальцев, кисти рук. Надо вовремя бросить мяч на сильную долю такта (в размерах 2/4 и 3/4) и вовремя поймать его на конец такта, рассчитать силу броска, уметь плавным движением передать мяч товарищу, стоящему рядом, четко ударить мяч об пол и т.д.

Интенсивные нагрузки в уроке периодически сменяются менее интенсивными, трудные упражнения, менее сложными. Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от координационной сложности, выразительного аспекта представляет разную психологическую трудность для запоминающих. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми. Рекомендуется сначала давать движения не сложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность исполнения. Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, давать упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку.

Для правильного построения урока принципиально является не только правильная последовательность, подбор движений. Но и чередование нагрузки и отдыха. Проведение упражнений серийно-поточным методом с небольшими интервалами отдыха может привести к чрезмерно высокому темпу всего урока, плохой восстанавливаемости занимающихся в процессе занятия, значительному утомлению. Особенно это нежелательно на обучающих уроках, так как можно вызвать снижение внимания и как следствие – плохое усвоение нового материала. Слишком длительные паузы отдыха могут привести к расхолаживанию занимающихся, неэффективному воздействию на кардиореспираторную систему, снижению общей плотности урока. Длительность пауз во многом определяется правильной, гибкой организацией урока, а именно: правильным размещением занимающихся в зале, использованием различных методов проведения упражнений (фронтального, группового, индивидуального).

Игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Игра много продуктивней и эффективней любого другого способа обучения и развития в любом возрасте. Любую игру надо проиграть несколько раз, не только позволяя детям по очереди становиться центральным персонажем, но и стимулируя менять образы «окружения».

Примеры нескольких игр, которые можно применять на занятиях:

1. Игра «Салют» (с шариками). Дети набирают в руки, как можно больше шариков и на счёт три бросают их вверх, образуя разноцветный шаропад. Так три раза. Если кто-то из детей не успел – в другой раз успеет.

2. Игра «Подкинь шарик». Игра на формирование пресса и брюшного дыхания. Дети лежат на полу, у каждого на живете лежит шарик от настольного тенниса. Задача – медленно выдохнуть весь воздух, втянув живот, чтобы шарик не скатился. Потом следует резкий вдох, чтобы живот резко надулся и подкинул шарик. Следить, чтобы дети не дышали грудью, делали перерывы между вдохами и не отрывали поясницу от коврика.

3. Игра «Ледышки» (с подушками). Дети бегут по кругу, а несколько человек сидят в центре и запускают подушки по полу под ноги бегущим. Развивается внимание, ловкость ног, устойчивость в движении и умение падать мягко.

4. Игры на развитие эмоциональной сферы ребёнка

«Тренируем эмоции»: нахмуриться, как осенняя тучка; рассерженный человек, злая волшебница;

Улыбнуться, как кот на солнце; как хитрая лиса, как радостный ребенок, как будто ты увидел чудо;

Позлиться, как будто отняли игрушку и т.д.;

Испугаться, как потерявшийся в лесу заяц и т.д.;

Устать, как папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз;

Вздохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак; как ребёнок увидевший маму и т.д.;

«Зеркало» — дети в парах садятся напротив друг друга. Один только лицом изображает какое-то чувство, другой повторяет мимику партнера и называет какое-то чувство, другой повторяет мимику партнера и называет вслух отгадываемое чувство. Потом меняются ролями. Другой вариант – один партнер просит другого изобразить лицом эмоцию и затем сам предлагает свой вариант. На первых порах мимику можно сопровождать соответствующими звуками, в дальнейшем звуки исключить как подсказку.

Упражнения с обручем

Обруч (также хулахуп) появился в обиходе не так давно — в середине прошлого столетия. Первая половина названия звучит, как и гавайский танец хула, а вторая является английской интерпретацией слова «обруч».

Упражнения с обручем полезны для таких процессов:

-развитие моторики кистевых и локтевых суставов;

-формирование правильной осанки;

-правильное формирование и укрепление мышечного скелета, хорошо развивают спинные, грудные, плечевые группы мышц;

-развитие координации, развитие моторики, слуховой и зрительной видов памяти;

-развитие чувства ритма.

Упражнение с малым мячом

Слово «мяч» произошло от слова «мягкий, мякиш», т. е. мягкий шар. Мяч гладкий либо, наоборот шершавый на ощупь.

Упражнение с мячом полезны для детей при выполнении различных действий (катание, бросание, бег за мячиком и пр.), обеспечивает активизацию организма, нагрузку на все мышечные группы (кистей, рук, ног, брюшного пресса, туловища). На осанку ребенка благоприятно влияет даже простое подбрасывание мячика вверх, вызывает потребность выпрямления. Можно смело заявлять, что игры с мячиком является специальной гимнастикой: развивается умение удерживать, схватывать, перемещать мяч в процессе бега, ходьбы или прыжков. Упражнения и игры с мячом помогают развивать ориентировку, регулируют точность броска и его силу, участвуют в развитии ловкости и глазомера, быстроты реакции и нормализации эмоционально-волевой сферы.

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим его,

дотрагиваемся пальцами до отдельных «колючек».

Можно катать стопой по полу, заменив «ладошки»

на «ножки», делать массаж тела,

называя все соответственно)

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

(Ладошками отбивать мяч.)

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю — браво.

(Левой ладошкой катать мяч по правой ладони.)

Поверну, а ты проверь —

Сверху правая теперь!

(Правой ладошкой катать мяч по левой ладони.)

Упражнение с палкой

Для интересных занятий нужны специальные и разнообразные предметы, в том числе гимнастические палки. Упpaжнeния с палкой выpaбaтывaют пpaвильную и poвную ocaнку, yкpeпляет мышцы спины, yлyчшaeтcя кoopдинaция движeний, развивают гибкость.

С малышами занятия с палкой проводят всегда в игровой форме. Детям предлагают наколоть дров, позвонить в колокольчик, выгнуть спинку. Можно попросить проползти под натянутой веревкой, пройтись по линии, перенести любую вещь на голове.

Несмотря на всю простоту гимнастической палки, некоторые мышцы и связки лучше всего поддаются проработке только с помощью этого нехитрого предмета. Палка привносит в упражнения дополнительную нагрузку, ориентир для правильной техники выполнения движений.

Палка — прекрасный контроль симметричности выполнения упражнений, что также важно для выравнивания осанки, работы над мышечным дисбалансом.

Например: дети стоят по кругу лицом к центру. У каждого третьего ребенка в руках гимнастическая палка. По сигналу педагога дети поворачиваются в затылок друг другу на расстоянии вытянутой вперед руки. Дети, у которых в руках палка, берут ее за края и держит перед собой в опущенных руках. Под музыку дети поднимают палки вверх и кладут их себе за голову на плечи. Следующий ребенок берет палку двумя руками и поднимает ее вверх и т.д. Ребенок, отдавший палку, опускает руки. Так, соблюдая ритм музыки, дети передают палку по кругу. По окончании музыки дети останавливаются и, повернувшись в противоположную сторону, повторяют упражнение.

Упражнения со стулом

Стульчик относится к упражнениям начального уровня сложности и относится к классу статических, имеет своей целью проработку мышц ног. Акцент на стопы, икроножные мышцы, мышцы низа спины и живота. Развивает силу передней и задней поверхности бедер, повышает выносливость организма, в частности низа тела,

укрепление коленных суставов.

Стулья расставляют по одной прямой линии на некотором расстоянии друг от друга. Дети рассаживаются на стулья.

Сначала выбираем тему, например: ярмарка. Каждому игроку присваивается название какого-то предмета, который везут на ярмарку. Например, «таз», «корыто», «сапоги»… Ведущий-взрослый должен запомнить название каждого ребёнка-предмета. Затем ведущий начинает рассказ о том, как он собирается в дорогу и что берет с собой. Как только игрок услышал название своего предмета, он должен вскочить с места и обежать вокруг своего стула. Если замешкался, должен отдать какой-то фант (носовой платок, бантик).

В конце рассказа ведущий произносит ключевые слова (о них нужно договориться еще в начале игры), например: «Ярмарка закрывается». Игроки встают со стульев, расходятся по залу. Но когда ведущий произнесет: «Ярмарка закрыта» все должны подбежать к стульям и занять места. Тоже самое делает и ведущий. Игрок, кому не досталось стула, считается проигравшим.

Если в конце игры накопилось достаточное количество фантов, можно устроить розыгрыш. Чтобы вернуть фант обратно, игрок должен выполнить какое-нибудь задание (например, показать танцевальные движения спеть песню).

Цель игры: развивать быстроту реакции, ловкость, умение слушать музыку и выполнять определенные движения в зависимости от того, продолжает она играть или уже остановилась.

Упражнения с фитболами

Большой мяч для фитнеса называют фитболом, что в переводе с английского означает «стройность» (fit) и «мяч» (ball). Его изобрела врач из Швейцарии 70 лет назад для лечения больных с ДЦП. Уникальность фитбола — в эффективности и простоте движений, благодаря чему заниматься с ним могут дети всех возрастов.

Работа с большим мячом для фитнеса способно не только разнообразить занятия, но и проработать мелкие глубокие мышцы в динамике и статике, которые не затрагивают или косвенно нагружают базовые упражнения. При выполнении движений на растяжку, гибкость или укрепления мышц ребенок вынужден ментально и физически концентрироваться на процессе для сохранения баланса, что в 2 раза усиливает конечный результат.

Упражнения с фитболом:

-разгружают и растягивают позвоночник;

-улучшают состояние межпозвонковых дисков

-формируют мышечный корсет спины и талии;

-развивают координацию и вестибулярный аппарат;

-формируют точеную фигуру.

Подводя итоги, можно сказать, что эти методические рекомендации помогут педагогам-хореографам, руководителям коллективов в преодолении трудностей, которые встретятся на пути с освоением ритмики с предметом. Знакомство происходит в процессе урока танца на музыкальном материале танцевальных упражнений, игр, танцевальных композиций. Эти знания помогут детям более осознанно усваивать танцевальные па и избегать возможных травм. Сведения по ритмике и основам актерского мастерства будут активно использоваться на практике при разучивании и исполнении музыкальных игр, танцев-игр, а впоследствии при изучении танцевального репертуара.

Список использованной литературы:

Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984, 288 с

Буренина А. И. Музыкальное движение вчера, сегодня, завтра. // Тезисы докладов и практические материалы к научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 1998

Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Феникс, 2003

Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. М. 1991, 112 с.

Собинов Б.М. «Танцующая» гимнастика М., 1972, 176 с.

Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». Пермь, 1997

Фарфель В. С. Развитие движений у детей школьного возраста. – М., 1959

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

РИТМИКА С ПРЕДМЕТАМИ. Методические рекомендации. Донецк, РДНТК, 2019, — 16 с.

Издание состоит из методических рекомендаций для руководителей любительских хореографических коллективов учреждений культуры и школ искусств.

Над изданием работали:

Ответственный за выпуск:

Введение: Двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни: вначале ребенок учиться ходить, затем бегать, прыгать и т.д. Любое движение представляет с собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.

В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органическим компонентом урока. Игра на уроке ритмопластике не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой скучной работы, скорее трудвозникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку. Специфика обучения ритмики связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязано должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога–хореографа – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Одним из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем является прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

В процессе ритмических занятийестественно развиваются определенные физические качества: увеличивается подвижность в суставах, сила мышц, выносливость. При работе с детьми следует помнить, что морфологическое и функциональное развитие осуществляется неравномерно в различных возрастных группах. Периоды ускоренного возраста (сенситивные) чередуются с замедлением, стабилизацией. Наиболее благоприятным для развития тех или иных физических качеств является период, совпадающий с естественным ускорением развития соответствующих способностей.

Цель методической разработки: разносторонние развитие творческой личности ребенка на занятиях хореографии с применением предметов в игровых процессах. Интегрируя богатый мир игр с обучением, мы приобретаем возможность сделать интересным запоминание любых бесполезных с точки зрения ребенка движений, комбинаций, учебных заданий.

Задачи: развитие двигательных качеств и умений, творческое и гармоническое развитие личности. На занятиях развивается гибкость, координация движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат.

Упражнения с предметами включают в работу основные группы мышц: мышцы плечевого пояса, брюшного пресса, косые мышцы, мышцы ног.

Упражнения с предметами – мячами, бубнами, скакалками, обручами и т.д., как правило, проводятся в конце урока. Они придают особую эмоциональность заключительной части занятия. Но в малой возрастной категории можно и нужно проводить комплекс упражнений с предметами для большего запоминания движений, координации и смены рисунков (перестроение). Например: упражнения с мячами особенно полезны детям, так как развивают глазомер, укрепляют мышцы пальцев, кисти рук. Надо вовремя бросить мяч на сильную долю такта (в размерах 2/4 и 3/4) и вовремя поймать его на конец такта, рассчитать силу броска, уметь плавным движением передать мяч товарищу, стоящему рядом, четко ударить мяч об пол и т.д.

Интенсивные нагрузки в уроке периодически сменяются менее интенсивными, трудные упражнения, менее сложными. Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от координационной сложности, выразительного аспекта представляет разную психологическую трудность для запоминающих. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми. Рекомендуется сначала давать движения не сложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность исполнения. Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, давать упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку.

Для правильного построения урока принципиально является не только правильная последовательность, подбор движений. Нои чередование нагрузки и отдыха. Проведение упражнений серийно-поточным методом с небольшими интервалами отдыха может привести к чрезмерно высокому темпу всего урока, плохой восстанавливаемости занимающихся в процессе занятия, значительному утомлению. Особенно это нежелательно на обучающих уроках, так как можно вызвать снижение внимания и как следствие – плохое усвоение нового материала. Слишком длительные паузы отдыха могут привести к расхолаживанию занимающихся, неэффективному воздействию на кардиореспираторнуюсистему, снижению общей плотности урока. Длительность пауз во многом определяется правильной, гибкой организацией урока, а именно: правильным размещением занимающихся в зале, использованием различных методов проведения упражнений (фронтального, группового, индивидуального).

Игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Игра много продуктивней и эффективней любого другого способа обучения и развития в любом возрасте. Любую игру надо проиграть несколько раз, не только позволяя детям по очереди становиться центральным персонажем, но и стимулируя менять образы «окружения».

Примеры нескольких игр, которые можно применять на занятиях:

1.Игра «Салют» (с шариками). Дети набирают в руки, как можно больше шарикови на счёт три бросают их вверх, образуя разноцветный шаропад. Так три раза. Если кто-то из детей не успел – в другой раз успеет.

2.Игра «Подкинь шарик». Игра на формирование пресса и брюшного дыхания. Дети лежат на полу, у каждого на живете лежит шарик от настольного тенниса. Задача – медленно выдохнуть весь воздух, втянув живот, чтобы шарик не скатился. Потом следует резкий вдох, чтобы живот резко надулся и подкинул шарик. Следить, чтобы дети не дышали грудью, делали перерывы между вдохами и не отрывали поясницу от коврика.

3.Игра «Ледышки» (с подушками). Дети бегут по кругу, а несколько человек сидят в центре и запускают подушки по полу под ноги бегущим. Развивается внимание, ловкость ног, устойчивость в движении и умение падать мягко.

4.Игры на развитие эмоциональной сферы ребёнка

«Тренируем эмоции»: нахмуриться, как осенняя тучка; рассерженный человек, злая волшебница;

Улыбнуться, как кот на солнце; как хитрая лиса, как радостный ребенок, как будто ты увидел чудо;

Позлиться, как будто отняли игрушку и т.д.;

Испугаться, как потерявшийся в лесу заяц и т.д.;

Устать, как папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз;

Вздохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак; как ребёнок увидевший маму и т.д.;

«Зеркало» — дети в парах садятся напротив друг друга. Один только лицом изображает какое-то чувство, другой повторяет мимику партнера и называет какое-то чувство, другой повторяет мимику партнера и называет вслух отгадываемое чувство. Потом меняются ролями. Другой вариант – один партнер просит другого изобразить лицом эмоцию и затем сам предлагает свой вариант. На первых порах мимику можно сопровождать соответствующими звуками, в дальнейшем звуки исключить как подсказку.

Упражнения с обручем

Обруч (также хулахуп) появился в обиходе не так давно — в середине прошлого столетия. Первая половина названия звучит, как и гавайский танец хула, а вторая является английской интерпретацией слова «обруч».

Упражнения с обручем полезны для таких процессов:

-развитие моторики кистевых и локтевых суставов;

-формирование правильной осанки;

-правильное формирование и укрепление мышечного скелета, хорошо развивают спинные, грудные, плечевые группы мышц;

-развитие координации, развитие моторики, слуховой и зрительной видов памяти;

-развитие чувства ритма.

Упражнение с малым мячом

Слово «мяч» произошло от слова «мягкий, мякиш», т. е. мягкий шар.Мяч гладкий либо, наоборот шершавый на ощупь.

Упражнение с мячом полезны для детей при выполнении различных действий (катание, бросание, бег за мячиком и пр.), обеспечивает активизацию организма, нагрузку на все мышечные группы (кистей, рук, ног, брюшного пресса, туловища). На осанку ребенка благоприятно влияет даже простое подбрасывание мячика вверх, вызывает потребность выпрямления. Можно смело заявлять, что игры с мячиком является специальной гимнастикой: развивается умение удерживать, схватывать, перемещать мяч в процессе бега, ходьбы или прыжков. Упражнения и игры с мячом помогают развивать ориентировку, регулируют точность броска и его силу, участвуют в развитии ловкости и глазомера, быстроты реакции и нормализации эмоционально-волевой сферы.

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим его,

дотрагиваемся пальцами до отдельных «колючек».

Можно катать стопой по полу, заменив «ладошки»

на «ножки», делать массаж тела,

называя все соответственно)

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

(Ладошками отбивать мяч.)

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю — браво.

(Левой ладошкой катать мяч по правой ладони.)

Поверну, а ты проверь —

Сверху правая теперь!

(Правой ладошкой катать мяч по левой ладони.)

Упражнение с палкой

Для интересных занятий нужны специальные и разнообразные предметы, в том числе гимнастические палки. Упpaжнeния с палкой выpaбaтывaют пpaвильнуюи poвную ocaнку, yкpeпляет мышцы спины, yлyчшaeтcя кoopдинaция движeний, развивают гибкость.

С малышами занятия с палкой проводят всегда в игровой форме. Детям предлагают наколоть дров, позвонить в колокольчик, выгнуть спинку. Можно попросить проползти под натянутой веревкой, пройтись по линии, перенести любую вещь на голове.

Несмотря на всю простоту гимнастической палки, некоторые мышцы и связки лучше всего поддаются проработке только с помощью этого нехитрого предмета. Палка привносит в упражнения дополнительную нагрузку, ориентир для правильной техники выполнения движений.

Палка — прекрасный контроль симметричности выполнения упражнений, что также важно для выравнивания осанки, работы над мышечным дисбалансом.

Например: дети стоят по кругу лицом к центру. У каждого третьего ребенка в руках гимнастическая палка. По сигналу педагога дети поворачиваются в затылок друг другу на расстоянии вытянутой вперед руки. Дети, у которых в руках палка, берут ее за края и держит перед собой в опущенных руках. Под музыку дети поднимают палки вверх и кладут их себе за голову на плечи. Следующий ребенок берет палку двумя руками и поднимает ее вверх и т.д. Ребенок, отдавший палку, опускает руки. Так, соблюдая ритм музыки, дети передают палку по кругу. По окончании музыки дети останавливаются и, повернувшись в противоположную сторону, повторяют упражнение.

Упражнения со стулом

Стульчик относится к упражнениям начального уровня сложности и относится к классу статических, имеет своей целью проработку мышц ног.Акцент на стопы, икроножные мышцы, мышцы низа спины и живота. Развивает силу передней и задней поверхности бедер, повышает выносливость организма, в частности низа тела,

укрепление коленных суставов.

Стулья расставляют по одной прямой линии на некотором расстоянии друг от друга. Дети рассаживаются на стулья.

Сначала выбираем тему, например: ярмарка. Каждому игроку присваивается название какого-то предмета, который везут на ярмарку. Например, «таз», «корыто», «сапоги»… Ведущий-взрослый должен запомнить название каждого ребёнка-предмета. Затем ведущий начинает рассказ о том, как он собирается в дорогу и что берет с собой. Как только игрок услышал название своего предмета, он должен вскочить с места и обежать вокруг своего стула. Если замешкался, должен отдать какой-то фант (носовой платок, бантик).

В конце рассказа ведущий произносит ключевые слова (о них нужно договориться еще в начале игры), например: «Ярмарка закрывается». Игроки встают со стульев, расходятся по залу. Но когда ведущий произнесет: «Ярмарка закрыта» все должны подбежать к стульям и занять места. Тоже самое делает и ведущий. Игрок, кому не досталось стула, считается проигравшим.

Если в конце игры накопилось достаточное количество фантов, можно устроить розыгрыш. Чтобы вернуть фант обратно, игрок должен выполнить какое-нибудь задание (например, показать танцевальные движения спеть песню).

Цель игры: развивать быстроту реакции, ловкость, умение слушать музыку и выполнять определенные движения в зависимости от того, продолжает она играть или уже остановилась.

Упражнения с фитболами

Большой мяч для фитнеса называют фитболом, что в переводе с английского означает «стройность» (fit) и «мяч» (ball). Его изобрела врач из Швейцарии 70 лет назад для лечения больных с ДЦП. Уникальность фитбола — в эффективности и простоте движений, благодаря чему заниматься с ним могут дети всех возрастов.

Работа с большим мячом для фитнеса способно не только разнообразить занятия, но и проработать мелкие глубокие мышцы в динамике и статике, которые не затрагивают или косвенно нагружают базовые упражнения. При выполнении движений на растяжку, гибкость или укрепления мышц ребенок вынужден ментально и физически концентрироваться на процессе для сохранения баланса, что в 2 раза усиливает конечный результат.

Упражнения с фитболом:

-разгружают и растягивают позвоночник;

-улучшают состояние межпозвонковых дисков

-формируют мышечный корсет спины и талии;

-развивают координацию и вестибулярный аппарат;

-формируют точеную фигуру.

Подводя итоги, можно сказать, что эти методические рекомендации помогут педагогам-хореографам, руководителям коллективов в преодолении трудностей, которые встретятся на пути с освоением ритмики с предметом. Знакомство происходит в процессе урока танца на музыкальном материале танцевальных упражнений, игр, танцевальных композиций. Эти знания помогут детям более осознанно усваивать танцевальные па и избегать возможных травм. Сведения по ритмике и основам актерского мастерства будут активно использоваться на практике при разучивании и исполнении музыкальных игр, танцев-игр, а впоследствии при изучении танцевального репертуара.

Список использованной литературы:

  • Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984, 288 с
  • Буренина А. И. Музыкальное движение вчера, сегодня, завтра. // Тезисы докладов и практические материалы к научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 1998
  • Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Феникс, 2003
  • Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. М. 1991, 112 с.
  • Собинов Б.М. «Танцующая» гимнастика М., 1972, 176 с.
  • Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». Пермь, 1997
  • Фарфель В. С. Развитие движений у детей школьного возраста. – М., 1959

Источник

Оцените статью