Художественная гимнастика специально физическая подготовка

Художественная гимнастика специально физическая подготовка

Ахмадуллина Людмила Михайловна, тренер-преподаватель по спортивной гимнастике, МБУ ДО «ДЮСШ №1» НМР РТ, город Нижнекамск, республика Татарстан.
Этот материал предназначен для тренеров дополнительного образования. Здесь рассматриваются материал СФП (специальная физическая подготовка) для групп НП (начальной подготовки): упражнения для развития силы, гибкости, для прыгучести и т.д.

Дата публикации: 07.06.2018

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Специальная физическая подготовка (СФП) в гимнастике — процесс, включающий в себя систему методов и приемов, направленных на развитие или поддержание оптимального уровня конкретных двигательных качеств, обеспечивающих технически правильное, надежное выполнение гимнастических элементов, соединений и соревновательных комбинаций.

Направленность СФП разнообразна. Она используется как для общего, так и местного, локального воздействия; как развивающее и поддерживающее средство. Нагрузка, получаемая гимнастами при СФП, может носить «ударный» или щадящий характер, использоваться для восстановления функций организма и т.д.

В процессе биологического развития физические, психомоторные качества гимнастов и их двигательные возможности развиваются в соответствии с общими закономерностями эволюции организма человека и ростом мастерства спортсмена. Однако, как показывают практика и исследования, сам по себе ход естественного развития качеств не может удовлетворить постоянно возрастающих требований к сложности упражнений и техническим возможностям гимнастов. Поэтому параллельно с обучением, технической подготовкой и тренировкой спортсменов должна вестись планомерная работа по развитию, совершенствованию и поддержанию оптимального физического, функционального состояния гимнастов на всех этапах их спортивной карьеры.

Читайте также:  Пробную тренировку chloe ting

Наиболее важным аспектом СФП применительно к современной практике спортивной гимнастики является комплексное развитие физических качеств в специфических режимах работы, характерных для тех или иных видов гимнастического многоборья и конкретных упражнений. При этом особо возрастает значимость так называемой базовой физической подготовки, которая включает в себя комплекс специальных средств и методов, обеспечивающих эффективное становление и реализацию основных гимнастических навыков в соревновательной практике. В этой связи правомерно говорить о СФП применительно к освоению различных структурных групп движений и базовых двигательных действий. Это, в частности — прыжковая (толчковая), вращательная (в том числе пируэтная), доскоковая, стоечная подготовка и др.

Координационная сложность многих гимнастических элементов и освоение новых по структуре движений требуют каждый раз дополнительного совершенствования методов СФП, способных обеспечить необходимую физическую базу для наиболее эффективного обучения упражнениям. Например, выполнение на брусьях разной высоты элементов в висе сзади, «выкрученных оборотов», перелетов, переходов с малой амплитуды движения на большую и наоборот, требует специальной растяжки и (или) «подкачки», отвечающих структурно-технической специфике этих движений.

Планирование уровня физической подготовленности и поэтапного процесса связанной с этим подготовки, направленной на комплексное развитие двигательных способностей, необходимых для занятий (скоростносиловые и силовые качества, подвижность в суставах, специализированная по видам выносливость, психомоторные и мышечно-двигательные дифференцировочные способности, вестибулярная устойчивость и др.) — одно из основных условий управления процессом обучения и тренировки в спортивной гимнастике. Недостаточное внимание к развитию хотя бы одного из компонентов СФП приводит к затягиванию процесса обучения, длительному застою в росте спортивного мастерства, провалам в подготовке и, соответственно, выступлениях на соревнованиях.

В связи с этим на этапе специализированнои подготовки важна индивидуализация СФП. Тренер должен знать особенности структуры двигательных качеств каждого гимнаста, характерные недостатки в его подготовке, знать, чем они обусловлены, и основные пути их возможного устранения.

К часто встречающимся недостаткам СФП относятся, например, слабые мышцы-разгибатели (как ног, так и всего тела) и, как следствие -дефицит, силы скоростно-силовых возможностей, необходимых для отталкиваний.

Следствием слабости мышц спины, особенно в поясничном и грудном отделах, являются ошибки в осанке, потеря «линии» при исполнении упражнений на перекладине, брусьях и т.д.

Недостаточная активная гибкость в нижнем отделе позвоночника, тазобедренных суставах — причина неполного сгибания, «складывания» при перемахах, продевах и др. Отсутствие хорошей подвижности в плечевых и тазобедренных суставах отрицательно сказывается на классе выполнения элементов на коне, бревне, в вольных упражнениях.

Неподготовленность мышц бедра, голени, связочного аппарата голеностопного сустава к работе в уступающе-останавливающем режиме часто является причиной не только ошибок в приземлениях, но и серьезных травм.

Важно подчеркнуть, что тренирующее воздействие, обусловленное многократным выполнением самих по себе различных гимнастических элементов, соединений, соревновательных комбинаций, заменить СФП никак не может. Только при правильно спланированной (в том числе индивидуализированной) СФП потенциал двигательных возможностей гимнастов будет постоянно наращиваться в соответствии с принципом опережающего развития и эффективно сопрягаться с технической подготовкой на каждом виде гимнастического многоборья.

Установлено, что СФП наиболее эффективна только тогда, когда она осуществляется в единстве с общефизической подготовкой. При этом, однако, нужное соотношение средств ОФП и СФП зависит от этапа многолетней тренировки. Так, если у гимнастов-новичков необходимое соотношение двух данных видов подготовки примерно равно, то у мастеров спорта даже в подготовительном и переходном периодах ОФП составляет не более 5-15% тренировочного времени, не говоря уже о соревновательных микроциклах, когда средства ОФП используются еще меньше. Вместе с тем ошибочна практика, когда при подготовке к соревнованиям гимнасты полностью отказываются от средств ОФП, таких как утренний бег, прогулки, подвижные игры, купание в бассейне и т.д. Также имеют место случаи, когда тренеры в соревновательном мезоцикле резко сокращают или вовсе прекращают работу над СФП, не учитывая при этом, что отстающие физические качества нуждаются в постоянном, систематическом совершенствовании.

МАТЕРИАЛ СФП ДЛЯ ГРУПП НП

Упражнения для развития силы

1-й год обучения 2-й год обуччения

1 . Поднимание и опускание рук в стороны, вперед, вверх, со сгибанием в локтевых суставах

Источник

Методическая разработка «Методика комплексной специальной физической подготовки и проведение контрольных испытаний по СФП в художественной гимнастике»

Особую трудность для молодого тренера представляет управление тренировочным процессом, где воедино соединяется весь комплекс знаний, умений и навыков, необходимый квалифицированному специалисту .

Основой управления тренировочным процессом является педагогический контроль. С его помощью получают информацию о ходе подготовки спортсменов, о правильности или ошибочности педагогических воздействий на занимающихся, что, в конечном счете, повышает качество тренировочной работы .

Особо важное значение имеет педагогический контроль за специальной физической подготовкой, так как только гармоничный и достаточно высокий уровень развития физических способностей позволит гимнасткам успешно прогрессировать в спортивных достижениях.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Методика комплексной специальной физической подготовки и проведение контрольных испытаний по СФП в художественной гимнастике»»

Муниципальное бюджетное учреждение

Детско-юношеская спортивная школа

«Методика комплексной специальной

физической подготовки и проведение

контрольных испытаний по СФП в

тренер-преподаватель МБУ ДЮСШ

Ефименко Олеся Ивановна

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ГИМНАСТОК

Особую трудность для молодого тренера представляет управление тренировочным процессом, где воедино соединяется весь комплекс знаний, умений и навыков, необходимый квалифицированному специалисту.

Основой управления тренировочным процессом является педагогический контроль. С его помощью получают информацию о ходе подготовки спортсменов, о правильности или ошибочности педагогических воздействий на занимающихся, что, в конечном счете, повышает качество тренировочной работы.

Особо важное значение имеет педагогический контроль за специальной физической подготовкой, так как только гармоничный и достаточно высокий уровень развития физических способностей позволит гимнасткам успешно прогрессировать в спортивных достижениях.

Педагогический контроль за специальной физической подготовкой осуществляется методом контрольных испытаний с помощью специальных упражнений или тестов.

Для получения достоверной информации об уровне специальной физической подготовленности гимнасток при проведении контрольных испытаний необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Контрольные упражнения должны быть доступны для всех гимнасток одного возраста.

2. При необходимости сопоставить результаты гимнасток разного возраста, выбирать тесты, доступные самым младшим.

3. Контрольные упражнения должны быть по возможности простыми, быстро измеряемыми, наглядными по результатам и легко воспроизводиться любым лицом, в том числе и самой гимнасткой.

4. Какое упражнение выбрать и сколько тестов провести тренер должен решить самостоятельно, в зависимости от задач, стоящих перед ним.

5. Контрольные испытания нужно проводить в одинаковых условиях для всех гимнасток. При повторных испытаниях соблюдать все условия предшествующего: время проведения, характер нагрузки перед испытанием, порядок прохождения тестов и др.

6. В связи с тем, что одни упражнения могут отрицательно повлиять на качество исполнения других целесообразно придерживаться следующего порядка проведения контрольных испытаний:

б) оценка скоростно-силовых качеств;

г) функция равновесия и вестибулярная устойчивость;

ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ГИМНАСТОК

(нормативы для КМС и I взрослого разряда)

Оценка пассивной и активной гибкости (подвижность в суставах).

Источник

Специальная физическая подготовка гимнасток 11-12 лет

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кафедра теории и методики физической культуры

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕВУШЕК 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Выпускная квалификационная работа

обучающегося по направлению подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

профиль Физическая культура

заочной формы обучения, группы 02011354

Суровцевой Юлии Михайловны

ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ 6

1.1. Понятие определения специальная физическая подготовка в спорте 6

1.2. Анатомо-физиологические особенности гимнасток 11-12 лет 10

1.3. Содержание и средства специальной физической подготовки в художественной гимнастике 14

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 22

2.1 Методы исследования 22

2.2 Организация исследования 24

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26

3.1 Обоснование методики развития специальной физической подготовки у девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой 26

3.2 Экспериментальные данные методики развития специальной физической подготовки у девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой 37

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Художественная гимнастика — один из видов программы современных Олимпийских игр со сложнокоординационной деятельностью, требующий от спортсменок проявления широкого круга умений, навыков и качеств. Гармоническое развитие занимающихся, красота двигательных действий, эстетичность определяют широкую международную популярность художественной гимнастики.

В настоящее время развитие художественной гимнастики характеризуется высоким уровнем спортивно-технических достижений и повышенной напряженностью спортивно-конкурентной борьбы за первенство на международной арене. В современной художественной гимнастике изменилась техническая база, значительно увеличилось разнообразие упражнений и появились новые элементы и соединения. Построение оригинальных композиций стало включать в себя сложнейшие упражнения, которые требуют от гимнасток новую систему подготовки в соответствии с повышенными требованиями к уровню их подготовленности.

Суть специальной физической подготовки гимнасток заключается в освоении возможно большего арсенала двигательных действий, которые характеризуются сложным сочетанием и координацией движений отдельных звеньев тела с манипуляцией различными предметами, выполняемых на фоне музыкального сопровождения. Это требует от спортсменок значительной физической кондиции и, в частности, достаточного уровня развития специальных двигательных качеств.

Изучению закономерностей развития специальных физических качеств в художественной гимнастике, в первую очередь, гибкость, ловкость и быстрота, посвящено значительное количество исследований [7, 18, 36], однако эти полученные данные не всегда касаются разных сторон проблемы подготовки высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике.

Цель исследования заключалась в разработке методики развития специальной физической подготовки девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Объект исследования: процесс развития специальной физической подготовки гимнасток 11-12 лет.

Предмет исследования: методика развития специальной физической подготовки девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1.Провести теоретический анализ проблемы развития специальной физической подготовки гимнасток 11-12 лет.

2.Разработать методику развития специальной физической подготовки девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

3.Определить эффективность разработанной методики развития специальной физической подготовки девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

4.Разработать практические рекомендации развития специальной физической подготовки девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Гипотеза исследования: предполагалось, что специальная физическая подготовка у гимнасток 11-12 лет будет положительно влиять на результативность выступлений, если в тренировочном процессе делать акцент на развитии специальной гибкости и координационных способностей.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Новизна исследования: состоит в том, что в результате проведения педагогического эксперимента были получены научные данные, которые позволили эффективно развивать специальную физическую подготовку девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что разработанная методика развития специальной физической подготовки девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой может непосредственно использоваться тренерами, что, несомненно, улучшит тренировочный процесс и выступления на соревнованиях.

База исследования: Педагогический эксперимент был организован в МБУ ДО «Обоянская ДЮСШ» Курской области.

ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

1.1. Понятие определения специальная физическая подготовка в спорте

Физическая подготовка – это организованный процесс, направленный на: всестороннее развитие организма занимающихся — укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствование деятельности вегетативной и центральной нервной систем; укрепление здоровья и повышение работоспособности; развитие физических качеств, необходимых для успешного освоения техники упражнений художественной гимнастики и исполнение их с требуемым качеством: амплитудой, скоростью, силой и др.

Задачи физической подготовки в спортивной тренировке заключаются в систематическом совершенствовании основных двигательных качеств, повышении уровня физического развития и улучшении здоровья занимающихся.

Общепринято делить физическую подготовку на общую и специальную. Общая физическая подготовка гимнасток, обеспечивая функциональное и морфологическое совершенствование организма, создает необходимые предпосылки для спортивных достижений в художественной гимнастике.

Наибольших успехов добиваются разносторонне физически подготовленные гимнастки, использующие в своих тренировках разнообразные упражнения, в том числе и спортивные.

Средствами ОФП являются: общеразвивающие упражнения, бег, кросс, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, спортивные и подвижные игры.

Специальная физическая подготовка (СФП) — это специально организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование физических качеств, необходимых для успешного освоения и качественного выполнения упражнений конкретного вида спорта.

Специальная физическая подготовка предусматривает совершенствование двигательных качеств, необходимых для овладения упражнениями художественной гимнастики. Имеется в виду развитие специальной выносливости, быстроты, гибкости, прыгучести, силы, а также умения регулировать степень мышечных усилий. Задача, эта осуществляется в единстве с технической подготовкой гимнасток, особыми средствами и методами.

В настоящее время выделяют 7 основных физических способностей (иногда их называют двигательными или психомоторными):

1. Координация — способность к целесообразной организации мышечной деятельности и ловкости — способность осваивать новые движения и перестраивать деятельность в соответствии с обстановкой;

2. Гибкость — подвижность в суставах — способность выполнять движения по большой амплитуде пассивно и активно;

3. Сила — способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий в статических и динамических движениях;

4. Быстрота — способность быстро реагировать и выполнять движения с большой скоростью и частотой;

5. Прыгучесть – скоростно-силовое качество, проявляющееся в высоте отталкивания;

6. Равновесие — способность сохранять устойчивое положение в статических и динамических упражнениях;

7. Выносливость — способность противостоять утомлению.

Основными принципами СФП занимающихся художественной гимнастикой являются:

— соразмерность — оптимальное, соразмерное и сбалансированное развитие физических качеств;

— сопряженность — применение средств, наиболее близких по структуре основным упражнениям художественной гимнастики;

— опережение — опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке.

Основными средствами СФП являются: общеразвивающие и акробатические упражнения, элементы классического тренажера, упражнения художественной гимнастики, а также специальные упражнения:

— на ловкость — задания, игры, эстафеты, включающие сложнокоординированные действия и упражнения с предметами;

— на гибкость – упражнения на развитие подвижности в голеностопных и тазобедренных суставах, суставах позвоночника и плеч — пружинное растягивание, махи, фиксация поз, расслабление;

— на силу — упражнения на силу рук, ног и туловища: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения, бег, прыжки, выпады, приседы и т.д.;

— на быстроту – упражнения на развитие скорости реакции, скорости и частоты движений при выполнении основных упражнений;

— на прыгучесть – упражнения на развитие силы, скорости и высоты отталкивания, а также прыжковой выносливости;

— на равновесие – сохранение устойчивого положения в усложненных условиях: после динамических движений, после раздражения вестибулярного анализатора, с выключенным зрением, на уменьшенной и повышенной опоре;

— на выносливость — выполнение различных заданий на фоне утомления.

Основными методами СФП являются: повторный, переменный, круговой, игровой и соревновательный.

Организация СФП гимнасток осуществляется в следующих формах: комплекс специальных упражнений; в виде круговой тренировки; в форме соревнований.

При проведении комплексов упражнений, круговой тренировки и соревнований необходимо учитывать влияние (перенос) одних физических качеств на другие: положительное и отрицательное, прямое и косвенное, одностороннее и взаимообразное.

Ловкость, быстрота и прыгучесть не могут развиваться на фоне утомления. Под влиянием утомления снижается активная гибкость, а для качественного исполнения упражнений на гибкость, быстроту и прыгучесть необходима хорошая разминка.

С учетом вышесказанного рекомендуется следующая последовательность заданий на развитие и оценку физических качеств: 1.Разминка; 2. На гибкость; 3. На быстроту; 4. На прыгучесть; 5. На координацию; 6. На равновесие; 7. На силу; 8. На выносливость.

Осуществляя и оценивая СФП важно использовать и учитывать благоприятные (сензитивные) возрастные периоды развития физических качеств. Поэтому для девушек 13-14 лет будет целесообразно акцентировать внимание на развитие силы, прыгучести, активной гибкости, равновесия.

Специально-двигательная подготовка – это процесс развития способностей, необходимых для успешного освоения и качественного исполнения упражнений с предметами. К таким специальным способностям относят:

1. Проприацептивная (тактильная) чувствительность – «чувство предмета». Для развития – выполнение упражнений с предметами с варьированием их параметров: увеличения и уменьшения, утяжеления и облегчения;

2. Координация (согласование) движений тела и предмета.

Для развития – выполнение упражнений в непривычных исходных положениях, одновременно с несколькими предметами, ассиметричные движения, движения в парах и тройках;

3. Распределение внимания на движение тела и предмета , на два предмета, на себя и партнершу, на «свой» предмет и предметы партнерш.

Для развития – работа с двойными или двумя предметами, параллельная и ассиметричная, и работа с партнерами;

4. Быстрота и адекватность реакции на движущийся объект (предмет).

Для развития – броски и метания на заданную высоту и дальность, ловли от партнера после переката, отбива, броска, с поворотом после сигнала.

1.2. Анатомо-физиологические особенности гимнасток 11-12 лет

Тренировочный процесс с девушками 11-12 лет может быть успешным если тренер хорошо знает возрастные особенности гимнасток и учитывает эти особенности на тренировочных занятиях. В зависимости от возраста занимающихся подбираются упражнения, различные по величине нагрузки и степени трудности, а также по самому характеру и методам выполнения.

Возраст от 11 до 17-18 лет называют отрочеством или старшим школьным возрастом. Оно характерно прежде всего резким изменением функции эндокринных желез. Для девочек наступает время бурного полового созревания, для мальчиков — его начало, для тех и других — пора первых мук «души и тела».

Это самый трудный этап на пути становления личности, он сопряжен с необходимостью выбора и утверждения, в том числе первоочередных жизненных ценностей и нравственных критериев. Выбор чего бы то ни было сам по себе психологически сложен, даже для взрослого человека. Подростка же, мятущегося от безоговорочного скептицизма до наивного идеализма, столкновение с реалиями приводит подчас к нервным срывам, крайним поступкам. Численность юных самоубийц находится на одном из первых мест среди возрастных категорий. На этом фоне типичны подростковые недомогания. Беспричинные на первый взгляд головокружения и головные боли обусловлены нарушением тонуса сосудов головного мозга — вегето-сосудистой дистонией. Распространены заболевания желудочно-кишечного тракта — гастриты, дуодениты — воспаление двенадцатиперстной кишки, язвенная болезнь. Нередки тучность и нарушения полового развития.

Костная система, а значит и форма грудной клетки, таза приближаются к строению взрослых. Неправильно сросшиеся переломы, искривления позвоночника, костей рук и ног после рахита и др. исправить теперь уже труднее, так как они обладают большей прочностью и меньшей эластичностью, чем у детей младшего возраста.

Половое созревание подростков начинается в 11-14 лет. В 15–16 лет происходит усиленное развитие эндокринной системы, оказывающей влияние на функции головного мозга. Усиливается и деятельность половых желез, а также щитовидной железы, гормоны которой являются фактором роста.

Физическое развитие в период полового созревания изменяется значительно. С 11-14 лет происходит активный рост в длину. Годичные прибавки роста достигают 8 см, а в отдельных случаях 12-15 см. Вес также увеличивается (до 14-15 лет на 1-2 кг).

С возрастом увеличивается число миофибрилл, составляющих мышцы. У новорожденных в каждом мышечном волокне содержится 50–120 миофибрилл. К 7 годам их количество возрастает в 15–20 раз. Бурно возрастает мускульная масса между 15 и 17 годами – более чем на 10 %. Мышцы удлиняются и утолщаются одновременно в основном за счет увеличения диаметра существовавших волокон – гипертрофии (90%) и образования новых – гиперплазии (10 %). В дальнейшем мышцы увеличиваются в зависимости от интенсивности и объема двигательной активности (Л. А. Латышкевич, 1989, с. 6-7).

Происходят изменения и в сердечно-сосудистой системе. Начиная с 12–14 лет повышается двигательная деятельность, вызывая усиленное развитие сердца. К 15 годам сердце увеличивается почти в 15 раз по сравнению с сердцем новорожденных. В период полового созревания темп роста сердца превышает темп роста кровеносных сосудов.

Артериальное давление повышается в результате сопротивления относительно узких сосудов. В 12 лет систолическое АД равно в среднем 103 мм рт. ст., диастолическое – 62 мм рт. ст., а в 15 лет соответственно 110 и 70 мм рт. ст. Один из показателей сердечной деятельности – частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом и в результате занятий спортом ЧСС уменьшается. Так, в 13 лет пульс равен в среднем 80 уд/мин, к 14–15 годам снижается до 70-75 и к 16-17 годам — до 65-–75 уд/мин (А. Н. Воробьев, 1988, с. 182), к 16-17 годам — до 65.

Обратно пропорционально изменяется ударный объем крови, количество крови, выбрасываемой за одно сокращение сердца. Так, если в 7 лет он равен 23 мл, а в 12 лет – 41 мл, то у взрослого – 60 мл, поэтому следует учитывать, что функциональные резервы сердца у подростков и многих девушек 13-14 лет меньше, чем у взрослых (Л. А. Латышкевич, 1989, с. 12).

У подростков нередко происходят нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. Такие нарушения могут быть вызваны несоответствием между массой тела, длиной кровеносных сосудов и размерами сердца. Нарушения эти нередко обусловливаются высокой подвижностью и быстрой утомляемостью центральной нервной системы подростков. Неустойчивость сердечно-сосудистой системы подростков и различные функциональные нарушения в деятельности сердца требуют осторожного подхода к выбору упражнений и величины нагрузки в ходе учебно-тренировочного процесса.

Состав крови у подростков иной, чем у взрослых: меньше гемоглобина (73–84%), больше лейкоцитов и лимфоцитов.

ЧД у подростков составляет в среднем 19–20 в минуту. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) нарастает с 1900 см3 в 12 лет до 2700 см3 в 15 лет.

У подростков бывают всевозможные отклонения от нормального развития, которые обязательно следует учитывать в занятиях.

Окостенение скелета подростков далеко не закончено; из-за податливости костей усилия, постоянно действующие на скелет при выполнении физических упражнений, могут деформировать его и привести к нарушениям осанки. Процесс окостенения протекает неравномерно. Формирование костной ткани завершается только к 20–25 годам. Этому способствуют рациональное питание, правильно дозированная двигательная деятельность и другие факторы. Большие нагрузки, чрезмерные мышечные усилия у подростков отражаются на развитии костей, меняя их форму и структуру в большей степени, чем у взрослого. Нужно ограничить те упражнения, которые способствуют чрезмерному развитию силы, так как это может задержать рост костей в длину. Следует добиваться равномерного развития всего тела подростка.

Тренер должен стремиться устранить сутулость юных спортсменок, пользуясь специальными упражнениями для исправления осанки. Нередко у подростков возникает так называемое физиологическое плоскогрудие, которое в дальнейшем постепенно исчезает. Тренеру необходимо как можно скорее ликвидировать его, вводя в занятия специальные дыхательные упражнения, способствующие развитию грудной клетки. В возрасте 14 лет дыхание бывает более поверхностным, поэтому надо содействовать увеличению его глубины.

1.3. Содержание и средства специальной физической подготовки в художественной гимнастике

Исходя из определения специальной физической подготовки, мы выделили основные ее компоненты, которые по нашему мнению влияют на результативность выступлений гимнасток 11-12 лет . К ним относятся: быстрота, прыжки, специальная гибкость и координация.

Быстрота движений человека проявляется в способности выполнять их за возможно короткий отрезок времени. Различа ют элементарные движения и комплексные. Элементарные формы быстроты проявляются в одиночных движениях и характеризуют ся следующими показателями: временем двигательной реакции, временем движения (скорость одиночного -движения) и частотой (темпом) движений в единицу времени. (Н.В. Решетников, 1998). Эти формы проявления быстроты не зависят друг от друга — у одного и того же человека частота движений может быть большой, а время двигательной реакции — долгим. Степень развития быст роты, помимо возрастных особенностей, зависит от некоторых, фи зиологических, биохимических и морфологических факторов. В то же время на уровень развития быстроты оказывают соответству ющее воздействие другие физические качества — сила и гибкость.

Быстрота зависит и от других факторов, например, при беге — от длины шага и т. п.

Наиболее благоприятный период для развития быстроты — возраст с 10-11 до 14 лет. В гимнастике в основном развивают скорость одиночных движений и частоту движений в единицу времени. Для этих целей используют метод работы мышц в динамическом режиме, т. е. выполнение упражнений с максимальной скоростью 8-10 раз или некоторый заданный отрезок времени. Рекомендуют развивать быстроту в начале занятия, на «свежие» силы.

Прыгучесть — комплексная способность человека, при которой проявляется одновременно и сила и быстрота. В литературе это качество называют скоростно-силовым, но в любом случае следует подчеркнуть, что прыгучесть является специфической формой комплексного проявления нескольких качеств, необходимых при выполнении действий с выраженной фазой полета (прыжков). Значение прыгучести для спортивной деятельности велико, особенно для таких видов, как спортивная гимнастика и акробатика, художественная гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры (волейбол, баскетбол) и др.

Для развития прыгучести применяют упражнения, включающие в себя отталкивания одной или двумя ногами: прыжки в длину и в высоту с места и с разбега; прыжки с подниманием согнутых ног вперед; прыжки из приседа; прыжки с подниманием согнутой толчковой ноги вперед; прыжки в глубину с последующим быстрым вскоком на небольшую высоту и т. п. Возможно применение небольших отягощений. Главное условие — быстрое и максимально сильное отталкивание, при этом дозировка такая же, как и при воспитании силы.

Гибкость (подвижность в суставах) — это способность выпол нять движения с большой амплитудой, одно из важнейших физических качеств человека. Гибкий человек грациозен, изящен, пластичен, он красив с эстетической точки зрения. Подвижность в суставах обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движе ниям и является необходимой основой эффективного технического совершенствования. При недостаточной гибкости резко усложняет ся и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а неко торые из них (часто узловые компоненты техники выполнения соревновательных упражнений) вообще не могут быть освоены. В то же время недостаточная гибкость или подвижность в суставах ог раничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на Ско ростные и координационные способности, снижает экономичность работы и может быть причиной повреждения связок и мышц.

Следует различать понятия «гибкость» и «подвижность», пос кольку они не идентичны и между ними имеются существенные различия. По мнению Л.П. Матвеева, «под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигатель ного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена». Это качество определяется развитием подвижности в суставах. Термином «гибкость» целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность» (а не гибкость), например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах».

Проявление гибкости зависит от анатомических особенностей суставов, от формы, строения и расположения суставных сумок, от эластичности мышц, связок, суставных сумок, от подвижности костных соединений и, в большей мере, от тонического сопротив ления мышц действию растягивающих сил, а также от разминки, внешней температуры, возраста. Проявление гибкости зависит от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т. е. от степени совершенствования межмышечной координации. Утром гибкость снижена, при повышении температуры окружающей среды — уве личивается. С возрастом, в связи с увеличением сухожильной мас сы и силы мышц, сопротивление мускулатуры растяжению увели чивается, а гибкость уменьшается. Предупредить эти возрастные изменения можно систематическими занятиями, направленными на поддержание или развитие гибкости.

Выделяют гибкость (подвижность) активную и пассивную.

Активная гибкость (подвижность) обусловлена силой мышечных групп, окружающих суставов — это максимальный показа тель амплитуды суставного движения, выполняемого благодаря собственным мышечным усилиям исполнителя.

Пассивная гибкость (подвижность) соответствует анатоми ческому строению сустава и определяется величиной возможного движения в суставе под действием внешних сил.

Для одного и того же движения показатели пассивной подвиж ности в суставах всегда выше показателей активной подвижности. Движения на активную подвижность — это специфический навык, требующий освоения. Показатели активной и пассивной гибкости склонны к обратной зависимости, так как наращивание силы мышечных групп, окружающих сустав, одновременно увеличивает их жесткость. Но при разумных тренировках эту трудность можно преодолеть — сохранению эластичности мышечного аппарата пос ле интенсивных упражнений на силу помогают чередующиеся с ними упражнения на расслабление и растяжение.

Кроме пассивной и активной форм:, гибкость можно подразделить на общую и специальную. Под общей гибкостью подра зумевают подвижность в суставах и сочленениях, необходимую для сохранения хорошей осанки, легкости и плавности движений. Специальная гибкость — необходимый уровень подвижности, который обеспечивает полноценное владение техническими действи ями спортсмена.

Важно помнить, что прежде чем приступить к упражнени ям на гибкость, необходимо хорошо разогреть соответствующие мышечные группы. Амплитуду движений следует увеличивать постепенно. Упражнения на растягивание мышц и связок следует выполнять как можно чаще, особенно в подростковом и юношес ком возрасте, когда гибкость снижается. Рекомендуется выполнять упражнения для развития гибкости в подготовительной и заклю чительной частях каждого занятия. Упражнения на развитие гибкости позвоночника обязательно надо чередовать с упражнениями для развития силы и статичес кой выносливости мышц спины.

Гибкость не может развиваться непрерывно. Поэтому следует ограничиться таким уровнем развития гибкости, который обеспе чивает необходимую амплитуду движений, а затем превзойти его на 10-15% (Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин,1998). Тренировка пассивной подвижности улучшает активную гибкость, при этом действует феномен так называемого «переноса» подвижности. Од нако он отсутствует в обратном направлении — тренировка актив ной подвижности практически не оказывает влияния на увеличе ние пассивной.

Традиционными методами работы над подвижностью в суста вах являются метод активных движений, метод пассивных дви жений, метод статических положений и комбинированный метод.

Основным является метод активных (повторных) движе ний. Наиболее эффективны динамические, ритмичные повторения движения с амплитудой, достигающей границы болевого порога (наклоны, махи ногами, махи с утяжелителями, покачивания в «мосте», «шпагате» и др.)

Метод пассивных движений состоит в выполнении упраж нений с помощью партнера, который своими усилиями помогает увеличивать амплитуду, другими словами, когда ученика «рас тягивают». Для формирования гибкости позвоночника этот метод применяют очень аккуратно и только при необходимости

Метод статических положений весьма действенен и предполагает фиксацию позы, задержку в экстремальных положениях при этом время фиксации должно бы ть достаточным (10-20 с) Этот метод может применяться как в режимах пассивной так и активной гибкости. Первый вариант особенно эффективен, так как позволяет расслабить мышцы и прочувствовать это состояние.

Комбинированный метод — наиболее результативен. Этот метод предполагает применение всех вышеуказанных методов развития гибкости определенных частей тела в рамках одного за нятия в следующей последовательности метод активных усилий — метод пассивных усилий; метод статических положений.

Средства воспитания подвижности в суставах: упражнения с использованием собственной массы тела (статические и динамические); упражнения с отягощением; упражнения с помощью партнера, который выступает в роли необходимой внешней силы; упражнения со снарядами.

В последние годы широкое распространение получил стретчинг — система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. Термин «стретчинг» происходит от английского слова « stretching » — тянуть, растягивать. В процессе воспитания гибкости в статическом режиме занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать растянутые мышцы.

Координационные способности необходимы гимнасткам для правильного и уверенного выполнения двигательных действий (от лат. сoordination — согласование, сочетание, приведение в порядок).

В.Н. Платонов утверждает, что координация — способность быстро, точно, целесообразно, экономично и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи [9].

Если сложить все определения в одно, то смысл координации будет в преодолении избыточных степеней свободы — возможные основные направления движений. В нашем теле находится не менее 107 степеней свободы по Фишеру, 244 — по Биленко. Это основная задача координации.

К числу основных координационных способностей в художественной гимнастике относятся: способность к ориентированию в пространстве; способность к равновесию; способность к перестраиванию движений; способность к соединению (комбинированию) движений; способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач; способность к выполнению заданий в заданном ритме; способность к управлению времени двигательных реакций; способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом; способность к рациональному расслаблению мышц [9].

К основным трудностям при управлении двигательным аппаратом во время выполнения упражнений на развитие координации мы можем отнести: необходимость распределения внимания между движениями во многих суставах и звеньях тела и необходимость стройно согласовывать все их между собой; преодоление большого количества степеней свободы, которые присущи человеческому телу; упругая податливость мышц [9].

Координированность позволяет все эти трудности преодолеть. Координированность — результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности [9]. Как видно из определения, координация, координированность и координационные способности напрямую зависят от состояния организма, согласованности его отдельных частей и внешних условий. Например, координация зависит от гибкости, а гибкость от внешних условий: если температура будет понижаться, гибкость будет уменьшаться, следовательно, координационные способности тоже.

Существует три вида координации:

нервная координация — согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечное напряжение. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях к решению двигательной задачи;

мышечная координация — согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею;

двигательная координация — согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею [27].

Исходя из всего этого, координационные способности в художественной гимнастике можно определить как совокупность свойств девушек 11-12 лет, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляцией.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы заключался в изучении специализированной литературы по гимнастике и организации тренировочных занятий по художественной гимнастике с девушками 11-12 лет для определения направления исследования и темы дипломной работы. Затем разрабатывался методологический аппарат исследования, и определялась методика проведения педагогического эксперимента с целью разработки методики развития специальной физической подготовки девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Тестирование проводилось в начале и в конце педагогического эксперимента. Контрольное тестирование включало в себя:

Гибкость: «шпагат на возвышении». Измеряется расстояние от пола до бедра в сантиметрах. «Шпагат» позволяет определить развитие гибкости в тазобедренных суставах.

— «мост» фиксируется 2 секунды. Оценивается расстояние между руками и пятками гимнастки в сантиметрах. «Мост» позволяет определить развитие гибкости позвоночного столба.

— «выкрут в плечевых суставах» выполняется три раза со скакалкой. Измеряется расстояние между кистями в сантиметрах. «Выкрут» позволяет определить подвижность в плечевых суставах.

2. Прыжки – «прыжок в длину с места» выполняется из старта пловца и необходимо как можно дальше прыгнуть вперед. Измеряется расстояние в сантиметрах от линии старта и по пяткам на приземлении. Если выполняется шаг назад или касание руками, то по самой ближней точки к линии старта.

— «прыжки на скакалке» — считалось количество прыжков за 30секунд.

3. Координация – «цапля» выполняется следующим образом.

И.П. – стойка на правой (левой) ноги, колено левой (правой) развёрнуто в сторону, стопа прижата к колену опорной ноги. Руки вперёд ладонями книзу. По команде испытуемой должен закрыть глаза и сохранять неподвижное положение максимальное количество времени. Как только начинали наблюдаться небольшие колебания движения, секундомер останавливали.

— тест «упор присев-упор лежа» И.П. – о.с. за 30 секунд необходимо выполнить

За одно, полностью выполненное упражнение начисляется одно очко, каждое из четырёх фаз упражнения составляет ¼ очка.

Педагогический эксперимент состоял из трех этапов: диагностический, который предусматривал предварительное тестирование и отбор контрольной и экспериментальной групп. Операциональный этап, в котором осуществлялось внедрение экспериментальной методики развития специальной физической подготовки девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Результативный этап подразумевал проведение контрольного тестирования и анализ полученных данных.

Полученные количественные данные в процессе педагогического эксперимента обрабатывались с помощью метода математической статистики , которые позволили сравнить между собой полученные предварительные и контрольные результаты. Степень достоверности (Р) находили по таблице – t критерия Стьюдента:

— если Р>0,05, то ошибка больше 5% и результат соответственно недостоверен.

Оценка соревновательной деятельности по сумме баллов в многоборье обрабатывалась при помощи метода Уайта. Различия считали достоверными при Т

2.2 Организация исследования

Педагогический эксперимент был организован в МБУ ДО «Обоянская ДЮСШ» Курской области. В эксперименте приняли участие гимнастки 11-12 лет занимающиеся художественной гимнастикой в учебно-тренировочных группах в ДЮСШ, в количестве 20 человек.

Исследование носило поисковый характер и состояло из трех взаимосвязанных этапов:

Подготовительный этап, который проходил с июля по август 2016г и включал в себя анализ литературы по проблеме развития специальной физической подготовки девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой, разрабатывалась экспериментальная методика, которая далее применялась в экспериментальной группе. Разрабатывалась методика развития специальной физической подготовки девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой, определялись критерии ее эффективности, проводилось предварительное тестирование по выделенным критериям в ходе констатирующего эксперимента, что позволило выделить однородные группы (экспериментальную и контрольную) для проведения эксперимента.

Формирующий этап проходил с сентября 2016 по март 2017г. где была апробирована экспериментальная методика развития специальной физической подготовки девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой в экспериментальной группе. Занятия проводились согласно программе для учебно-тренировочных групп девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой, то есть 6 дней в неделю по 3 часа. В ходе проведения эксперимента, в экспериментальной группе мы включали дополнительные упражнения для развития специальной гибкости, прыгучести и координации. Некоторые из этих упражнений были позаимствованы из спортивной гимнастики. Занятия в контрольной группе проводились по общей программе спортивного совершенствования. Внимание тренера было сосредоточено главным образом на прохождении материала и выполнении программных упражнений и требований. Наше же внимание совместно с тренером в экспериментальной группе было направлено на целенаправленное повышение показателей специальной физической подготовки у гимнасток 11-12 лет. По окончании педагогического эксперимента проводилось контрольное тестирование в экспериментальной и контрольной группах, анализировались полученные результаты.

Заключительный этап проходил с апреля по май 2017г, в ходе которого обрабатывались полученные данные, формулировались выводы по проделанной работе, оформлялись результаты исследования в виде выпускной квалификационной работы.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Обоснование методики развития специальной физической подготовки у девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой

В эксперименте приняли участие гимнастки 11-12 лет занимающиеся художественной гимнастикой в учебно-тренировочных группах МБУ ДО «Обоянская ДЮСШ» Курской области, в количестве 20 человек.

Тренировка в экспериментальной и контрольной группе проходила следующим образом:

Разминка: разнообразные ОРУ, аэробика, бег, прыжки со скакалкой — 10 мин

Подготовительная часть:1) разминка в партере (различные комплексы специальной физической подготовки, направленные на укрепление всех групп мышц, с одновременным развитием гибкости и подвижности суставов)

2) общая разминка у станка (всевозможные наклоны корпуса, волны, махи, равновесия у опоры)

3) комплексы на работу с предметом (скакалкой, обручем, мячом, булавами, лентой) (варьируются) в виде групповых танцевальных композиций,

6) динамические вращения с предметами (риски) отработка

7)элементы мастерства с разными предметами

8) отработка индивидуальных композиций

9) Комплексы ОФП варьируются

10) упражнения на расслабление и восстановление

Существенным отличием было целенаправленное использование специальных упражнений в экспериментальной группе для развития специальных физических качеств:

Прыгучесть. Упражнения для развития прыгучести.

Прыжки на одной и двух ногах (руки на пояс и с движением руками) на месте и с продвижением вперед, назад, в стороны. То же, но с подтягиванием к груди одного колена или двух коленей. Прыжки на одной ноге с махом другой ногой.

Различные сочетания прыжков через короткую и длинную скакалку.

Прыжки из глубокого приседа, резко выпрямляя ноги, с возвращением в исходное положение.

Прыжки на одной ноге и обеих ногах с отягощением на месте и с продвижением (вес отягощения: для девочек 11-12 лет — до 10% веса тела).

Темповые прыжки на одной ноге и обеих ногах через препятствия (гимнастические скамейки, веревочки, гимнастические палки, набивные мячи). Прыжки по отметкам, нанесенным на разном расстоянии друг от друга. Прыжки через небольшие препятствия с выпрямлением ног в фазе полета.

Прыжки в длину с места, с разбега способами «согнув ноги», «прогнувшись», тройной прыжок с места и с разбега (подростки-мальчики и юноши), пятерной прыжок с разбега (юноши).

Прыжки в высоту способами «перешагивание» (толчком правой и левой ногой), «перекидной».

Прыжки на возвышение (горку гимнастических матов, плинт, козла, коня, гимнастический стол) с места и с разбега.

Прыжки с высоты с мягким приземлением (с коня, козла, гимнастической стенки и т. п.). То же, но с последующим быстрым отталкиванием.

Многократное повторение в темпе вскоков на возвышение и соскоков.

Прыжки вверх с места и с разбега с доставанием подвешенного ориентира (мяч, баскетбольный щит и т. п.), отталкиваясь одной ногой и обеими ногами.

Бег и прыжки (на одной ноге и на двух ногах) по лестнице вверх и вниз.

Основные методы, которые были использованы нами в ходе тренировочных занятий в экспериментальной группе для развития координационных способностей у гимнасток 11-12 лет :

1. Основным был метод многократных повторений, а средством — физические упражнения. Координационные способности возрастают, если их целенаправленно развивать совместно с быстротой и силой.

Тренировочные средства были выделены общие , то есть в нашей методике мы совершенствовали общий уровень способностей, выполняемых в грубой форме. И специальные, которые позволяли совершенствовать определенные координационные способности, выполнение которых подразумевало высокую точность.

2. Используемые тренировочные средства (двигательные навыки) позволяли технически правильно разучивать и выполнять за счет использования наблюдения и объективно дополнительной информации с применением приемов самоконтроля.

3. Использование дополнительных тренировочных средств позволило улучшить функцию анализаторов, для тренировки всестороннего аппарата (способность к равновесию).

4. Выбор тренировочных средств был таким, чтобы средствами физической культуры мы могли воздействовать на определенные двигательные способности, которые соответствовали выборочной задачи тренировочного процесса. Нами были использованы следующие приемы развития координации у гимнасток 11-12 лет , которые позволяли повышать уровень сложности тренирующих средств:

Варьирование способа выполнения движения (старт из разных исходных положений, из положения лежа, сидя).

Изменение внешних условий (место начала упражнения, смена инвентаря и так далее).

Комбинирование двигательных навыков (полосы препятствий).

Выполнение упражнения при недостатке времени.

Варьирование применяемой информации (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактической). Например, старт по сигналу голосом.

Выполнение упражнения после предварительной подготовки – для совершенствования ориентационной, дифференцированной, реакционной способностей и способностей к переключению двигательных действий.

Основными средствами развития и совершенствования координационных способностей на тренировочных занятиях в нашей методике являлись координационные упражнения. Их множество, и разделяли мы их на две группы:

а) упражнения, совершенствующие координационные способности, скоростно и скоростно-силовые способности, которыми мы развивали двигательную ловкость (бег на короткую дистанцию, прыжки и броски);

б) упражнения для страховки координационных способностей в движении на выносливость, к которым предъявлялись повышенные требования в дифферентационной, ориентационной и ритмической способностях при значительном утомлении (бег, прыжки и так далее).

На занятиях нами применялись следующие приемы для совершенствования координационных способностей, которые мы разделили на две группы:

1. Изменение способа выполнения движения: направление движения — ведение с изменением направления; силовые движения; темп движения; объем движения; ритм движения; исходное и конечное положение; зеркальное выполнение движения.

2. Изменение условия выполнения при сохранении способа: постоянно меняющееся условие; постоянные силовые упражнения; предварительная нагрузка; предварительные раздражители вестибулярного аппарата; дополнительное задание во время применения; комбинирование с другими упражнениями.

В своей методике развития специальной физической подготовки девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой, мы использовали следующие методы развития гибкости: метод активных движений, метод пассивных дви жений, метод статических положений и комбинированный метод.

Основным являлся метод активных (повторных) движе нии. Так как н аиболее эффективны динамические, ритмичные повторения движения с амплитудой, достигающей границы болевого порога (наклоны, махи ногами, махи с утяжелителями, покачивания в «мосте», «шпагате» и др. ).

Метод пассивных движений заключался в выполнении упраж нений с помощью партнера, который своими усилиями помогал увеличивать амплитуду . Для формирования гибкости позвоночника этот метод применялся очень аккуратно и только при необходимости.

Метод статических положений оказался весьма действенен и предполагал фиксацию позы, задержку в экстремальных положениях при этом время фиксации должно было быть достаточным (10-20 с). Этот метод применялся как в режимах пассивной, так и активной гибкости. В первом случае он особенно эффективен для расслабления мышц, которое можно прочувствовать.

Комбинированный метод являлся наиболее результативным. Этот метод предполагает применение всех вышеуказанных методов развития гибкости определенных частей тела в рамках одного за нятия в следующей последовательности метод активных усилий- метод пассивных усилий; метод статических положений. Например (упражнения для развития подвижности тазобедренных сус тавов) — махи ногами во всех направлениях; поднимание ноги мак симально высоко с помощью партнера; удержание поднятой ноги или фиксация «шпагата».

В нашей методике развития специальной физической подготовки девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой, применялись следующие средства воспитания подвижности в суставах:

А) Упражнения для рук и плечевого пояса: одновременное и последовательное сгибание и разгибание суставов пальцев, лучезапястных, локтевых и плечевых суставов, махи и круговые движения во всех суставах, круги руками наружу, внутрь, упражнения с сопротивлением в парах и с небольшими отягощениями, упражнения на растягивание (активная и пассивная гибкость).

Б) Упражнения для шеи и туловища: наклоны и круговые движения головой в различных направлениях, маховые, пружинящие движения туловищем из различных исходных положений, упражнения на растягивание во всех направлениях (с задержкой в крайних положениях), расслабление, наклоны, прогибы, круговые движения, упражнения с небольшими отягощениями.

В) Упражнения для ног: одновременное и поочередное сгибание ног из облегченных исходных положений, отведение, приведение и круговые движения в голеностопных суставах, захват и передвижение предметов пальцами ног, ходьба на пальцах, на пятках, на внешних и внутренних сводах стоп, сгибание и разгибание (свободное и с сопротивлением) в коленных, тазобедренных суставах, максимальное растягивание и расслабление ног, маховые и круговые движения из различных исходных положений, упражнения в положении сед для развития выворотности ног, выполняемые самостоятельно и с помощью, пассивное растягивание с помощью партнеров или на снарядах, с помощью специальной резины.

Для развития гибкости позвоночника, в тазобедренных и голеностопных суставов, подколенных связок в учебно-тренировочном процессе применялись упражнения скоростно-силового характера: пружинистые движения, махи с последующим удержанием ног. При этом, если упражнения выполнялись с отягощением, вес отягощения не должен был снижать скорость выполнения махов или пружинистых движений (отягощения не превышало 2-3% от веса тела гимнастки). Упражнения на гибкость выполнялись в такой последовательности: в начале упражнения для суставов верхних конечностей, затем – туловища и нижних конечностей. Условия выполнения упражнения значительно облегчаются за счёт опоры. Упражнения сначала выполнялись у опоры, затем без опоры.

Активная и пассивная гибкость развивались параллельно.

Упражнения, применяемые для развития гибкости:

Повторные пружинящие движения, повышающие интенсивность растягивания. Например: пружинящие наклоны вперёд.

Движения, выполняемые по возможно большей амплитуде. Например: наклоны назад и вперёд до отказа.

Инерция движений, какой либо части тела. Например: махи ногами вперёд или в сторону с постепенно увеличивающейся амплитудой движения.

Дополнительная внешняя опора. Например: захваты руками за рейку гимнастической стенки или отдельную часть тела с последующим притягиванием одной части тела к другой.

Активная помощь партнёра.

Комплекс упражнений для развития гибкости

Наклон вперёд, сидя ноги врозь. Коснуться груди пола и удержать это положение 2-3 секунды. Чтобы успешно выполнить это требование, рекомендуется освоить следующие упражнения: а) сидя на полу, ноги вместе, наклон вперёд с помощью тренера, который нажимает руками в области лопаток; б) стоя в наклоне вперёд, стремиться коснуться ладонями пола, затем лбом, грудью ног; в) встать спиной к гимнастической стенке, наклониться вперёд, ухватиться за вторую рейку и притягивать к себе, наклоняясь всё глубже и глубже (ноги не сгибать); г) стоя лицом к гимнастической стенке, поставить правую ногу на рейку на высоте пояса (или груди)и, наклоняясь вперёд, стремиться грудью коснуться ноги; д) сидя ноги врозь пошире, наклон вперёд с помощью.

Мост из положения лёжа. Умения выполнять мост имеет существенное значение не только для развития гибкости тела, но и для успешного вольными и акробатическими упражнениями. Упражнения для овладения мостом: а) наклоны назад, касаясь стенки руками; б) стоя на коленях, руки вверх, наклон назад, стремиться коснуться руками пола; в) сидя спиной к стенке, взяться руками за рейку на высоте головы, согнуть ноги и поставить на ширине плеч, прогибаясь встать; г) стоя спиной к стенке, наклониться назад и опираясь руками о стенку, выполнить мост; д) лёжа на спине, согнуть ноги и упереться руками за головой; е) стоя, наклоном назад мост с помощью тренера.

Поднимание прямой ноги вперёд, в сторону (до высоты пояса, груди), назад (выше колена), стоя у гимнастической стенки и опираясь о неё рукой свободную руку на пояс: а) махи нагой вперёд, назад, в сторону, стоя у гимнастической стенке и опираясь на неё рукой (при махе ногой стопу поворачивать наружу, тело и голову держать прямо); б) встать лицом (боком) к стенке и поставить прямую ногу на рейку на высоте пояса. Приседать на опорной ноге, удерживать прямую ногу на рейке; в) стоя у стенки, поднимать прямую ногу вперёд, в сторону и назад с помощью тренера (не допускать болевых ощущений); г) Стоя у стенки, поднимать прямую ногу вперёд, назад, в сторону с отягощением (мешки с песком весом 1 – 2 кг).

Выкруты в плечевых суставах со скакалкой. Для развития гибкости в плечевых суставах рекомендуется регулярно выполнять следующие упражнения: а) круговые движения руками в боковой и лицевой плоскостях поочерёдно, последовательно и одновременно; б) тоже с булавами, гантелями, мешочками с песком; в) из положения стоя, руки вверх с резиновым бинтом, выкрут, опуская руки назад за спину и возвращаясь в исходное положение; г) тоже, но со скакалкой, руки вверх шире плеч.

Шпагат прямой. Обучение шпагата рекомендуется начинать с выполнения упражнений, описанных в п.3.поднимание ног в сторону на 90 градусов, содействует хорошему выполнению прямого шпагата и исключает травматические повреждения. Кроме указанных упражнений рекомендуются следующие: а) из упора лёжа ноги врозь пошире, носки повёрнуты наружу, поворот туловища направо и налево, выставляя руки то в одну, то в другую сторону. Поворачиваясь налево, стремиться коснуться пола правым бедром, поворачиваясь направо, — левым бедром; б) стоя лицом к гимнастической стенке, развести ноги врозь пошире. Держась руками за стенку, стремиться опуститься как можно ниже; в) тоже, но встать на 2 – 3 рейку; г) стоя ноги врозь пошире, набивной мяч между ногами. Разводя ноги стремиться сесть на мяч; д) из седа ноги врозь пошире, опираясь на руки вперёд, встать на ноги и вернуться в И.П.

Главная задача развития и совершенствования координационных способностей – обеспечение широкого фонда усвоенных двигательных умений и навыков и на его основе достижение разностороннего развития координационных способностей.

Чтобы успешно её решить, необходимо в первую очередь обучить обширному кругу двигательных действий. Для этого на занятиях с гимнастками применялись разнообразные упражнения, в большинстве новые или необычные, которые можно рассматривать как координационные. Самой широкой из них являлась группа общеподготовительных координационных упражнений.

Говоря об особенностях развития к.с. старшем дошкольном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения методов стандартно — повторного и вариативного (переменного) упражнения.

Метод стандартно – повторного упражнения совершенно необходим в работе с гимнастками, однако, по мере того, как они начинают уверенно выполнять усваиваемые двигательные действия, он должен уступить место методу вариативного упражнения. В противном случае, приобретаемые навыки могут перейти в косные стереотипы, а это недопустимо, т.к. техника движения в дальнейшем будет перестраиваться в связи с ростом физических способностей и значительным увеличением размеров тела.

Среди приёмов, относящихся к методу переменного (вариативного) упражнения, в этом возрасте должны преобладать приёмы строго регламентированного варьирования.

В качестве средств воспитания двигательно – координационных способностей использовались различные физические упражнения, и если выполнение их объективно связано с преодолением более или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности приходиться преодолевать в процессе освоения техники любого нового двигательного действия.

Однако по мере того, как действие становится привычно и всё больше закрепляется связанный с ним навык, оно становится всё менее трудным в координационном отношении и поэтому всё меньше стимулирует развитие координационных способностей. Новизна, хотя бы частичная, необычность и обусловленные этим неординарные требования к координации движений – важнейшие критерии при выборе упражнений для эффективного воздействия на двигательно – координационные способности. Особенно ценны в этом отношении безгранично разнообразные комбинации движений, составляющие материал гимнастики, а также спортивных и подвижных игр.

Координационные способности в художественной гимнастике проявляются в способности гимнастки выполнять упражнения свободно, легко, изящно, а также точно и экономично.

Координационные способности тесно связаны с развитием силы, быстроты и выносливости.

В процессе технической подготовки гимнасткам необходимо не только овладеть сложной координацией движений, но и научиться сохранять её в различных изменяющихся условиях, что имеет большое значение в их спортивной деятельности.

Координация немыслима без развития суставно-мышечной чувствительности, способствующей образованию тонкой двигательной дифференцировки.

Поэтому гимнасткам необходимо систематически выполнять новые, всё более сложные, упражнения в различных условиях.

Для развития координации движений использовали танцевальные движения, акробатические и гимнастические упражнения. Но лучшим средством послужили упражнения художественной гимнастики, особенно с предметами, а также элементами танца, которые способствовали развитию координации движений, ориентировки в пространстве и во времени. С этой же целью включались занятия упражнения в поворотах.

С целью воспитания координационных способностей на тренировочных занятиях ставили гимнасток в новые, непривычные для них, условия: изменяли основное направление, выполняли упражнения с другой ноги и в другую сторону. Иногда меняли форму привычных предметов: давали мяч большого размера; скакалку – более короткую или более длинную, изготовленную из другого материала; обруч – легче или тяжелее, с большим или меньшим диаметром; ленту — длиннее или шире; палку – тяжелее и короче; при исполнении силовых упражнений применялись отягощения.

Изменяли обычные условия, тем самым заставляя гимнасток преодолевать возникающие трудности. Например, при упражнениях статического равновесия уменьшали или повышали площадь опоры, увеличивали количество вращательных движений, доведя их до максимума, выполняли упражнения в равновесии в очень медленном, а другие в очень быстром темпе и др.

При изучении элементов акробатики полезно гимнасткам выполнять упражнения на полу без ковра, а по мере овладения техникой исключать страховку и помощь.

3.2 Экспериментальные данные методики развития специальной физической подготовки у девушек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой

Полученный в эксперименте цифровой материал обрабатывался на персональном компьютере с вычислением t -критерия Стьюдента. Различия считали достоверными при р

В ходе предварительного тестирования вначале педагогического эксперимента нами были получены показатели уровня специальной физической подготовки у гимнасток 11-12 лет , которые были недостоверно различными между контрольной и экспериментальной группами, что свидетельствовало об однородности выделенных групп (р>0,05) .

Полученные результаты в ходе предварительного тестирования в показателях упор присев – упор лежа позволили нам сделать вывод о том, что девушкам сложно развивать такую составляющую координационных способностей, как ориентацию в пространстве. Её проявление и развитие в значительной мере зависит от быстроты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая достигается на основе комплексного воздействия анализаторов, среди которых ведущая роль принадлежит зрительному. Об уровне развития этой способности можно судить по тому, как точно оценивает гимнастка изменяющиеся условия деятельности, насколько быстро в них ориентируется и осуществляет правильные целостно-согласованные действия.

Полученные предварительные данные были занесены в таблицу 3.1 из которой видно, что группы были подобраны вначале эксперимента однородные, так как Р>0,05.

Уровень развития специальной физической подготовки гимнасток 11-12 лет до эксперимента

Источник

Оцените статью