- Урок ритмической гимнастики «Русские народные танцы»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Методическая разработка ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАРОДНО-ХАРАКТЕРНОГО ТАНЦА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГИМНАСТОК
Урок ритмической гимнастики «Русские народные танцы»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Русские народные танцы Урок ритмической гимнастики
Цели и задачи урока: Цель: 1. Изучение видов русского народного танца. 2. На основе изучения русского народного танца воспитывать любовь к культурным корням, нравственным истокам. 3. Развитие творческих способностей учащихся. Задачи: 1. Овладеть умением: выполнение элементов русского народного танца: «тройные притопы», «гармошка», «ковырялочка», «переменный ход». 2. Развивать кругозор, чувство прекрасного. Работать над координацией движения. 3. Совершенствовать навыки музыкально- ритмической деятельности.
Эпиграф к уроку Русский народный танец – это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души. У русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его народа.
Что такое народный танец? Народный танец – это особая форма народного творчества, сложившаяся на базе народных танцевальных традиций. Народный танец отличается собственным хореографическим языком и пластической выразительностью. Народный танец является родоначальником всех направлений танцев, которые сложились на его основе.
Основные жанры русского народного танца Хоровод Пляска Орнаментальный Игровой Одиночная Парная Перепляс Массовы й пляс Групповая пляска
Хоровод Хоровод – это так называемый танец, песня, игра; синхронное движение и исполнение хороводной песни. Участники хоровода держатся руки. Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев.
Пляска Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски.
Барыня Задорный шутливый танец, в котором танцор и танцовщица танцуют попеременно, как бы соревнуясь между собой
Калинка В танце используются приёмы танцевания вприсядку. Украшают его величавые движения рук в стороны.
Кадриль Кадриль – живой, быстрый парный танец, имеющий особенность, связанную с увеличением количества танцующих пар и с тем, что в некоторых элементах появился перепляс и каждая очередная фигура отделяется от предыдущего движения остановкой движения одновременно с музыкой.
Трепак Старинная русская пляска. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги, притоптывания и присядка с выбрасыванием ног.
Камаринская В основе танца лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Этот элемент получил различные обозначение выкаблучивание, притоптывание. Руки «в боки», затем раскрываются в разные стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.
Роль костюма в русском народном танце Русская народная одежда для танца отличается высоким художественным вкусом. Костюм – это не только внешняя форма танца. Он еще и связан с содержанием, душой русского танца. Русская народная одежда очень красивая и яркая, красочная, богата украшениями и вышивкой.
Автор презентации Учитель ритмической гимнастики ГБОУ лицей № 179 Калининского района г. Санкт-Петербург Лыткин Евгений Викторович
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Цели и задачи урока:
Номер материала: ДБ-705368
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Путин назвал уровень доходов преподавателей одним из социальных приоритетов
Время чтения: 1 минута
Образовательные программы по профилям НТО создали для технологических кружков России
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил сократить количество контрольных работ в школах
Время чтения: 1 минута
В вузах увеличат набор будущих логопедов и дефектологов
Время чтения: 1 минута
Россия воссоздаст центр подготовки учителей русского языка для Европы на базе РГПУ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Методическая разработка ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАРОДНО-ХАРАКТЕРНОГО ТАНЦА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГИМНАСТОК
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАРОДНО-ХАРАКТЕРНОГО ТАНЦА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГИМНАСТОК
Морозова Марина Владимировна
МАОУ «школа №156 им.Б.И.Рябцева»
ГЛАВА 1 Особенности хореографической подготовки в художественной гимнастики…. 6
1.1 Хореографическая подготовка в художественной гимнастике………..6
1.2 Народно-характерный танец……….………………………………..……8
ГЛАВА 2 Применение элементов народно- характерного танца для построения программ художественных гимнасток………………………. 17
2.1 Основные движения народно-характерного танца……………………..17
2.2 Особенности, стиль и характер русского танца…………………….…..20
2.3Особенности, стиль и характер украинского танца………………..……22
2.4Особенности, стиль и характер польского народно-сценического танца…………………………………………………………………………. 22
2.5Особенности, стиль и характер испанского сценического танца…………………………………………………………………….…….25
2.6Особенности, стиль и характер цыганского танца………. 27
РЕКОМЕНДАЦИИ к применению народно-характерного танца……. 28
Художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки выполняют под музыку на ковре комбинации из танцевальных шагов, акробатических и хореографических движений. Которые образуют слитные связки, визуальные образы которых формируют законченную художественную композицию. Гимнастки могут заниматься по двум направлениям: групповые и индивидуальные упражнения.
Соревнуются гимнастки в композициях без предметов и с предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой). Современные композиции достаточно сложные, включают множество акробатических движений под предметом, каскады бросков, серии различных сложно – координационных связок, из вращений, прыжков, равновесий. Выполняя движение, гимнастка слитно работает предметом. Иногда гимнастические элементы сочетаются с сериями бросков предметами. Конечно, такая сложность, если она выполнена безупречно, высоко оценивается судьями.
Художественная гимнастика развивается в соответствии с общими закономерностями, присущими спорту в целом. Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: трудности программ, композиции и качества исполнения.
Трудность – это суммарная техническая ценность комбинации, определяемая сложностью элементов, соединений и их количеством.
Композиция – порядок размещения элементов в комбинации во времени и пространстве.
Исполнение – реализация первого и второго компонентов в оригинальной гимнастической форме [4].
В процессе развития спортивного мастерства гимнасток требования к композиции изменились с 2013 года. С выпуском новых правил добавилось выполнение обязательных танцевальных дорожек в программе, каждая с продолжительностью не менее 9 секунд. Обязательно должна присутствовать гармония между трудностью, композицией и исполнением.
Важное требование, предъявляемое гимнастке при исполнении композиции – это создание эмоционально-двигательного образа на основе личного восприятия музыки, экспрессии и выразительности при исполнении технически сложных композиций.
Большую роль в творческих поисках композиционных форм соревновательных программ играет музыка. Характер и эмоциональное содержание музыкального произведения должны отвечать индивидуальным особенностям гимнастки (физическим, техническим, психологическим, выразительным, возрастным и т.д.). Чем выше мастерство, музыкальность, культура движений гимнастки, тем больше ее возможности и выше ее оценки [15].
Еще одним аспектом исполнительского мастерства гимнасток является хореографическая подготовка. Именно в процессе занятий хореографией у занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Хореография позволяет обогатить двигательную культуру гимнасток и расширить арсенал их выразительных средств, повысить артистичность исполнения.
Возрастающая конкуренция на мировом гимнастическом помосте предполагает, что первенство будет сохранятся за теми спортсменками, которые смогут сочетать разноструктурную сложность с виртуозным исполнением и особой выразительностью, эмоциональностью, артистизмом. Поэтому требуется еще более качественный подход к специальной хореографической подготовке, основывающейся на принципах индивидуализации и опережающего развития в постоянно изменяющихся условиях, в которых функционирует гимнастика [13].
Одной из особенностей развития современной художественной гимнастики является неуклонный рост технического мастерства и сложности соревновательных программ как ведущих спортсменок мирового класса, так и перспективных юных гимнасток.
Объект исследования хореографическая подготовка художественных гимнасток
Предмет исследования народно-характерный танец в хореографической подготовке художественных гимнасток 8-10лет
Цель исследования состоит в разработке методических рекомендаций по использованию элементов народно-характерного танца в хореографической подготовке художественных гимнасток.
1 Определить особенности хореографической подготовки в художественной гимнастики.
2 Выявить возможность в применение элементов народно- характерного танца для построения программ художественных гимнасток.
3 Дать рекомендации по применению народно-характерного танца в художественной гимнастики.
Гипотеза . Предполагалась, что использование элементов народно-характерного танца в хореографической подготовке художественных гимнасток, как в тренировочном процессе так и при построении соревновательных программ, позволит повысить уровень исполнительского мастерства юниорок в более короткие сроки.
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
1.1.Хореографическая подготовка в художественной гимнастике
Хореография в спорте давно утвердилась как средство специализированной подготовки спортсменов высокого класса, помогающее сделать композиции более яркими, оригинальными, выразительными, зрелищными. Термин «хореография» обобщает как искусство создания танца, так и все разновидности танцевального и мимического искусства. Именно в процессе занятий хореографией гимнастки ближе всего соприкасаются с искусством. Искусство вообще – это отражение действительности в образах; искусство танца – это передача образа посредством движений телом и мимики. Поэтому у занимающихся хореографией гимнасток формируется способность передавать движениями тела определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства, а так же способность создать яркий и выразительный образ [2].
Кроме того, при занятиях хореографией развиваются выворотность, гибкость, координация, устойчивость, легкий высокий прыжок; вырабатывается правильная осанка; укрепляется опорно-двигательный аппарат и, наконец (что очень важно), формируется культура движений и умение творчески мыслить. Помимо вышеперечисленного, занятия хореографией способствуют решению ряда общеобразовательных задач. Так применение народно-характерных, историко-бытовых и современных бальных танцев приобщает спортсменок к достояниям культуры различных народов. Использование музыки в уроках знакомит с основами музыкальной грамоты, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность и, в конечном итоге, развивает интеллектуальные способности занимающихся художественной гимнастикой.
Хореографическая подготовка в художественной гимнастике включает в себя обучение элементам четырех танцевальных систем:
Осуществляется хореографическая подготовка в форме разминок (уроков) классического, народно-характерного и современного содержания, а также при разучивании танцевальных и спортивно-танцевальных комбинаций [1].
Хореографическая подготовка в художественной гимнастике – одна из сторон подготовки гимнасток на пути к высшим спортивным достижениям. Отсюда следуют два вывода, которые необходимо учитывать при занятиях хореографией с гимнастками:
1 . Хореографическая подготовка в гимнастике является лишь частью учебно-тренировочного процесса и должна быть взаимосвязана с другими видами подготовки гимнасток;
2 . Хореографу, работающему с гимнастками необходимо считаться с постоянным дефицитом времени, наличие которого объясняется не только тем, что хореография не является основным видом деятельности спортсменок, но который также связан с различными возрастными рамками (если учащиеся хореографических училищ в 18 лет лишь приступают к работе в театре, то у гимнасток этот возраст является пиком их спортивной карьеры) [10].
1.2. Народно-характерный танец
Танец появился очень давно. Люди начали двигаться, ритмично ходить, выбивать ритм, водить хороводы даже раньше, чем появилась развитая устная речь. Танец был досугом, который сближал людей. И, как все в нашем мире, танец с течением времени продолжал развиваться и видоизменяться.
Народно-характерный танец недаром так называется. У людей разных континентов, разных частей света и разных стран соответственно формировались разные танцы. «Северный русс не так пляшет как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финны, — писал Н.В. Гоголь, — у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого, легкий, воздушный». На формирование особенностей танцевальных движений каждого конкретного народа влияло множество факторов. В частности среди них можно назвать: особенности климата и ландшафта местности, где проживает народ, а также особенности его обычаев, костюма, темперамента.
Все эти особенности в комплексе формируют характерные черты народа, которые находят свое отражение в его творчестве, в том числе – в его танцевальном искусстве. Поэтому, в той или иной мере зная характерные особенности отдельных народов, можно достаточно достоверно определить к какому именно народу принадлежит тот или иной танец [12].
Действительно, можно легко узнать, например, танцы восточных народов. На Востоке главное украшение женщин – скромность, поэтому танцуют восточные женщины с опущенными глазами, носят либо длинные платья (народы Кавказа), либо узкие юбки и шаровары (народы Средней Азии). В первом случае движения их ног не видны, во втором – возможны лишь мелкие шажки, поэтому женский восточный танец строится в основном на движениях рук, плеч, головы, даже глаз. Для украшения нередко используется платок.
Ярким примером влияния на танец климатических особенностей местности являются танцы народов Латинской Америки. Солнце и жара порождают зажигательные ритмы, позволяют людям довольствоваться минимальным количеством одежды и во многом объясняют их беззаботный нрав, результатом чего являются активные, раскрепощенные движения всего тела: плеч, бедер, рук, ног, даже отдельно – кистей и стоп [5].
Ландшафт местности, как уже говорилось выше, тоже формирует характерные черты народных танцев. В качестве примера можно привести украинские и белорусские танцы. Украина – это широкие степи и поля. Простора много, он фактически неограничен, поэтому, как правило, украинские танцы многолюдны, они отличаются разнообразием рисунков и перестроений. Отсюда и свойственная украинским танцам широта движений, отсюда и их основные движения: бигунец, широкие и мелкие шаги, подскоки, перепрыжки, присядки. Белоруссия – неровная, болотистая местность. Это особенность ее территории породила и основное движение белорусских танцев – подскоки, когда исполнитель как бы перескакивает с кочки на кочку.
Нельзя не упомянуть и влияние на народные танцы обычаев и традиций страны. Например, на Руси издавна главной ценностью считалась земля. Любовь к ней, благодарность породила известные русские дроби. Русские люди верили, что через соприкосновение с землей им передается ее сила. Им в целом было свойственно одушевление природы, и, в частности, одушевление ими лесов привело к поэтичным сравнениям русских девушек с деревьями, такими, например, как ива, осина, береза, рябина, а также с птицами, такими как лебедь, горлица и т.д. Отсюда и свойственные русским лирическим танцам плавность движений, перегибы и наклоны.
Испания издавна отличалась строгостью и воинственностью, результатом чего явились характерная гордая посадка головы и подтянутость корпуса. Длинные строгие одежды женщин породили большое количество танцевальных движений рук и пальцев (примером может послужить знаменитое фламенко). Музыкальность испанского народа и любовь к разнообразным ритмам привела к использованию в танце кастаньет, цимбал и тамбуринов; солнце и жара к использованию веера. Наличие в испанских танцах этих предметов породило характерные движения рук и корпуса.
Можно привести еще не мало примеров влияния образа жизни народа и его характера на его танцевальное искусство. Однако даже перечисленные примеры достаточно убедительны: любой народ узнаваем в своем танце. Происходит это по вполне объективным причинам: народное творчество – это, прежде всего, отражение культурных традиций, носителем которых является народ.
Не смотря на то, что народно-характерный танец возник очень давно, его путь на сцену оказался долгим и трудным. Длительное время истинным искусством считался классический танец, а о народном танце говорили как о «низшем виде искусства». Только в 90-х годах XIX века А. Ширяев по собственное инициативе сделал первую попытку создания характерного экзерсиса. Официально же народно-характерный танец включили в программы хореографических училищ лишь в 20-е годы XX века.
Начало нового этапа в развитии педагогики народно-характерного танца знаменует преподавательская деятельность А. Лопухова. В 1939 году он совместно с А. Ширяемым и А. Бочаровым написал учебник «Основы характерного танца», ставшим первым в мире методическим руководством по данному предмету. Авторы изложили здесь стройную и проверенную на опыте систему характерного тренажа, отличающуюся логической последовательностью упражнений и целесообразным подбором движений.
В последнее время народно-характерный танец широко применяется во многих видах спорта. Для современных спортсменок очень привлекательными являются его эмоциональная насыщенность, яркость, выразительность, а также – его музыкальное сопровождение. Очень часто народная музыка используется при постановке вольных упражнений и женщин в спортивной гимнастике, при постановке упражнений в художественной гимнастике, спортивной аэробике, спортивной акробатике и, кроме того, в фигурном катании и синхронном плавании. В частности, в художественной гимнастике народно-характерный танец применяется с 1934 года, когда при Институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения, в программу которой среди прочих входили такие дисциплины, как историко-бытовой, народно-характерный и пластический танцы. То есть в художественной гимнастике народно-характерный танец стали использовать даже раньше чем классический.
Современные упражнения гимнасток отличаются большой плотностью и насыщенностью. Перед тренером (хореографом) всегда стоит проблема в ограниченное количество времени уместить максимальное количество необходимых элементов наивысшей трудности. Поэтому часто просто не до хореографических изысков, хотя эмоционально насытить упражнение, конечно, нужно. В народно-характерном танце музыка и движение конкретного народа неразрывно связаны, и именно эта связь является залогом эмоциональной яркости и выразительности. Безусловно, гимнастка никогда не будет танцевать на спортивной площадке, как танцуют исполнители народных танцев на сцене (у них разные цели и задачи), однако правильно подсказанные ей нюансы, такие как наклон головы, положение рук, поза, помогли бы решить проблему,асоответствия музыки и хореографии и достичь максимальной выразительности и эмоциональности исполнения при максимальной технической насыщенности. Кроме того, использование народно-характерного танца в учебно-тренировочных занятиях с гимнастками благотворно влияет на формирование у них координационных, музыкальных и выразительных способностей, а также – на развитие танцевальности и артистичности. Помимо этого народно-характерные танцы можно широко применять и в показательных выступлениях спортсменок [9].
1.3 Структура занятий
Занятие делится на три достаточно самостоятельные части:
1) Ехегсiсе (экзерсис) у станка . Народно-характерный экзерсис базируется на движениях классического. Но если экзерсис в классике — это движения у станка, которые вырабатывают силу ног, выворотность, устойчивость, развивают эластичность мышц, то цель народно-характерного экзерсиса, помимо вышеперечисленного, изучить и отработать основные элементы на- родных танцев, основные положения рук, корпуса, головы, а также в первом приближении познакомиться с народной музыкой. Поэтому в народно-характерном экзерсисе каждое движение исполняется под музыку какой-либо определенной национальности, включает в себя элементы танца данной национальности, и, кроме того, уже у станка начинается работа над умением передать характер народа, его темперамент, особенности его внутреннего мира и душевного состояния.
Упражнения характерного экзерсиса включают в себя повороты стопы и бедер; удары стопой, каблуком, полу пальцами; движения на присогнутых ногах; движения свободной стопой; резкие приседания, прыжки, скачки, подскоки; большое значение придается перегибам корпуса и различным рогtdеbгаs (пор дэ бра). Упражнения у палки должны быть построены по принципу чередования движений (расслабление — напряжение, резкие — мягкие и т.д.). Используются движения народно-характерного экзерсиса, например:
1. Demi и grandplie (дэми и гран плие).
2. Battementtendu и Battementtendujete (батмантандюибатмантандюжэтэ). 3. Ronddejambeparterre и ronddepied (рондэжамбпартэрирондэпье)4. Battementfondu (батманфондю).
5. Grandbattementjete (гранбатманжэтэ).
6. Рог td е b га s (пор дэ бра).
2) Народно-характерные этюды на середине. Многие движения, изученные ранее у станка, переносятся на середину зала, где они усложняются, и где к ним добавляются новые движения. На этой основе строятся небольшие танцевальные комбинации, которые занимают от 32-х до 64-х тактов музыки. Исполняются эти комбинации в характерах различных народностей и называются этюдами. Основной задачей этюда является стремление передать в танце характер народа, его темперамент, особенности мироощущения. Большое внимание следует уделять правильной работе рук, так как именно руки придают многим движениям национальную окраску.
3) Народно—характерные танцы на середине . В данном случае танец — это большое, развернутое, законченное танцевальное произведение, в котором могут быть задействованы как один исполнитель, так и несколько. В последнем случае танец включает в себя разнообразные рисунки и перестроения. Кроме того, он может исполняться в парах. Танец может быть как бессодержательным (народный танец в чистом виде), так и содержательным (иметь фабулу). Разумеется, все перечисленные виды танцев исполняются под национальную музыку различных народов с использованием соответствующих характеру музыки движений и положений рук, ног, корпуса, головы. Такие номера и композиции мы выставляем в виде показательных номеров с добавлением гимнастических трудностей на школьных и внешкольных мероприятиях.
Все эти три части народно-характерного урока являются достаточно самостоятельными, и нередко при подготовке спортсменов специалисты применяют только одну из них. Однако начинать знакомить учеников с элементами народно-характерных танцев следует, соблюдая определенный порядок: изучение народно-характерных этюдов и танцев на середине начинается после того, как проведена предварительная работа у станка. Движения у станка в данном случае являются своего рода подводящими упражнениями. По мере освоения всех трех частей народно-характерного урока можно оставить для регулярного использования только одну из них [3].
В народно-характерном танце позиции рук соответствуют трем позициям классического: I, II, III. Однако в характерном танце иначе, чем в классическом группируются кисти рук:
Первая позиция — высота и форма рук такие же, как в классической I позиции. Четыре пальца кисти сгруппированы вместе, но не плотно прижаты друг к другу (между ними воздух). Большой палец не прижимается к фаланге среднего, а находится на своем месте (т.е. слегка отставлен от ладони). Кисти немного повернуты ладонями вверх, но при этом локти сохраняют свое положение и не опускаются вниз.
Вторая позиция — высота рук и их форма от плечей до локтей остаются такими же, как в классике. Части рук от локтей до кистей поворачиваются вверх, насколько это позволяют сохраняющие свое положение локти (они ни в коем случае не опускаются вниз и остаются направленными назад), а кисти еще немного поворачиваются в лучезапястных суставах ладонями вперед-вверх. При этом плечи остаются максимально опущенными, лопатки прижатыми. Руки не заводятся назад, но и не сильно выдвигаются вперед (при повернутой enface голове кисти рук должны быть видны краем глаза).
Третья позиция — высота и форма рук соответствуют классической III позиции. Четыре пальца также сгруппированы по законам классики. Только большой палец не прижимается к фаланге среднего, а находится на том же месте, где он находится в I и II характерных позициях.
Помимо перечисленных трех основных позиций в народно-характерном танце очень распространенным является также положение рук на талии (либо одной руки на талии). В этом случае руки лежат на бедрах, “сломанные” в запястьях, четыре пальца собраны вместе и находятся впереди, пятый (большой) — сзади. Ладони опираются на талию, локти направлены в стороны. Положение одной руки на талии является основным положением народно-характерного экзерсиса (вторая лежит на станке), но не является позицией.
Очень распространенными в народно-характерном танце положениями рук являются также следующие положения: руки, собранные перед грудью (пр., русские, украинские, венгерские танцы), положение одной руки на груди (пр., русские, украинские, цыганские, татарские танцы), положение рук, заведенных назад (пр., испанские танцы) и т.д. В целом же существует очень много самых разнообразных положений рук, которые пришли в характерный танец из танцев разных народностей. Однако все эти положения не являются позициями; позиций в характерном танце, как и в классическом, всего три.
Ргерагаtion (препарасьон) для руки в народно-характерном экзерсисе отличается от классического.
Исходное положение: ноги в не очень выворотной III позиции, левая рука лежит на палке, правая опущена вдоль корпуса, кисть свободная, голова направо.
Музыкальный размер: 2/4.
Затакт: “и” — “вздох” рукой из исходного положения.
“ 1” — рука подхватывается в I позицию, взгляд в кисть.
“ и” — рука, начиная движение от пальцев, раскрывается на II позицию, голова следует за рукой.
“ 2” — рука закрывается на талию. Для этого она вся слегка приподнимается, затем верх руки остается на какое-то время неподвижным, а низ руки (от локтя до кисти) продолжает движение в направлении I позиции. Не доходя до нее, рука закрывается на талию. Голова, сопровождая ход руки, слегка приопускается и на“и” — снова поднимается. Положение фиксируется.
Движения народно-характерного экзерсиса могут исполняться как с рукой на талии, так и с рукой во II позиции. Кроме того, рука может несколько раз открываться и закрываться в течение одной и той же комбинации. Голова в характерном экзерсисе, как правило, всегда повернута в сторону (в отличие от классики) [10].
В народно-характерном танце позиции ног те же, что в классическом, но к ним добавляется еще VI позиция.
Шестая позиция — ступни ног плотно соединены друг с другом, соприкасаясь своими внутренними ребрами (носок к носку, пятка к пятке). Тяжесть корпуса равномерно распределена на обеих ногах.
Основными позициями народно-характерного танца являются I, III, VI.
Большинство движений характерного экзерсиса исполняются по III позиции, II и IV позиции чаще всего встречаются в восточных танцах.
Классические позиции ног в народно-характерном танце не требуют полной выворотности, допускается более свободное положение ног, что позволяет еще больше разнообразить движения рук и корпуса. Кроме того, в некоторых движениях характерного танца ноги могут быть завернуты во внутрь (в невыворотное положение) или стоять параллельно друг другу по II, III, IV позициям. Все остальные положения ног, которых в характерном танце великое множество, рассматриваются как элементы танцев различных народностей и не являются позициями [10].
ГЛАВА 2 Применение элементов народно- характерного танца для построения программ художественных гимнасток.
2.1 Основные движения народно-характерного танца.
Demi и grand plie (дэми и гран плие). В отличие от классического экзерсиса в характерном существуют два вида рliе: мягкое и резкое. Резкоерliе имеет два акцента (вниз и вверх) и может исполняться либо с одним из них, либо — с обоими. Резкое рliе совершенствует сгибательную и разгибательную функцию коленного сустава, рекомендуется исполнять его на разогретые ноги. Все виды рliе комбинируются между собой, рука сопровождает движение. Желательно первоначально исполнять рliе в русском и венгерском академическом характерах.
Battement tendu (батман тандю). В народно-характерном экзерсисе существует несколько разновидностей battementtendu. Все виды battementtendu (в том числе — классическое) развивают силу мышц ног, их эластичность, подвижность голеностопного сустава; кроме того, некоторые виды характерного battementtendu тренируют четырехглавые мышцы бедра, икроножные мышцы, связки коленного и голеностопного суставов. Общее отличие характерных battementtendu от классического заключается в том, что при их исполнении активно работают обе ноги, постоянно подменяя друг друга.
Rond de jambe par terre и rond de pied (рон дэ жамб пар тэр и рон дэ пье; рiеd с фр. — стопа). В характерном танце существуют две разновидности rondparterre (круга по полу): ronddejambe (круг ногой) и ronddepied (круг стопой). Наличие второго вида объясняется спецификой народно-характерного танца, в котором встречается очень много движений с сокращенной стопой. При исполнении ronddepied стопа поочередно переходит из вытянутого положения в сокращенное и наоборот, то есть происходит двойная работа: и в тазобедренном суставе, и в голеностопном (причем нагрузка на голеностопный сустав возрастает).
Подготовка к “веревочке” и “веревочка”. “Веревочка” — движение, которое часто встречается в русских, украинских, венгерских танцах. Как элемент этих танцев первоначально она проучивается в экзерсисе у станка. Но кроме того, подготовка к “веревочке” и сама “веревочка” являются также тренировочным элементом, развивающим сгибательный и разгибательный мышечный аппарат бедра и колена, выворотность ног и подвижность тазобедренного сустава. Рекомендуется первоначально проучивать это движение в венгерском академическом характере. В дальнейшем подготовка к “веревочке” усложняется и исполняется с прыжком на опорной ноге.
Battement fondu (батман фондю). В большей степени это тренировочное движение. Иногда встречается в сценических восточных танцах. Развивает координацию, силу ног, подвижность тазобедренного сустава, эластичность мышц. По технике исполнения отличается от классического fondu : прежде, чем открыться на воздух, рабочая нога в момент рliе на опорной как бы обкручивается вокруг нее на уровне cou-de-pied (ку-дэ-пье, с фр. — щиколотка), заворачиваясь из выворотного положения в невыворотное и обратно. Движение исполняется слитно и мягко; вырастание из demiplie должно происходить одновременно с приходом рабочей ноги на воздух на 45° (или на 90°).
Упражнения со свободной стопой , flic-flac (флик-фляк). Цель упражнений со свободной (ненапряженной) стопой (в том числе — flic-flac) — усвоить элемент характерного танца, называемый чечеткой. Это движение часто встречается в танцах русских, цыганских, мексиканских, испанских, татарских и других народностей. Кроме того, эти движения тренируют голеностопный сустав, умение владеть стопой (как натянутой, так и свободной). Дословный перевод flic-flac — “туда-обратно”. Движение исполняется во всех направлениях. Нога от колена до стопы должна раскачиваться как маятник, а часть ноги от бедра до колена по возможности должна оставаться неподвижной. Flic-flac имеет несколько разновидностей:
— flic-flac со скачком на опорной ноге и tombe (томбэ);
— double-flic (дубль-флик) — двойной флик-фляк;
— flic-flac с поворотом стопы;
— “веер” из double-flic по 1/16 такта.
Перегибы корпуса и рогt dе bгаs (пор дэ бра, с фр. — нести руки). На основе этих движений составляется самостоятельная комбинация, которая исполняется в характере какой-либо народности в конце экзерсиса у станка. Как правило, в комбинацию включаются разнообразные наклоны и перегибы корпуса назад, вперед, в сторону, повороты корпуса в талии. Ноги могут стоять по любой выворотной или невыворотной позиции, на всей стопе или на полупальцах, колени могут быть вытянутыми или согнутыми. За палку можно держаться одной рукой или двумя, допускаются различные оттягивания от палки (боком или спиной). Кроме того, в комбинацию добавляются разнообразные позировки, рliе, растяжки, rond (ронды), переходы на колени, повороты. Эти движения развивают гибкость, пластичность корпуса и рук, танцевальность, музыкальность, выразительность, а также позволяют отдохнуть и восстановить силы в конце технически сложного и насыщенного экзерсиса.
Помимо перечисленных основных движений народно-характерного экзерсиса существует еще ряд специфических движений, которые являются элементами танцев различных народностей и которые также проучиваются у станка путем включения их в основные комбинации:
Подготовка к “штопору” и “штопор” — движение русского танца. Развивает подвижность корпуса в поясничном отделе, подвижность тазобедренного сустава, а также эластичность стопы.
“ Качалка” — элемент русских, мексиканских, татарских, башкирских, матросских и других танцев. Развивает эластичность мышц ног, силу стопы, координацию. Первоначально проучивается подготовка к “качалке”.
“ Голубец” — удар пятками (точнее: внутренними ребрами стоп) друг о друга. Элемент польских и венгерских академических танцев. Существует несколько разновидностей этого движения:
“ Винт” — элемент восточных, латиноамериканских, кавказских, болгарских танцев. Исполняется по VI позиции на полупальцах, корпус enface. Движение непрерывное, одна нога подменяет другую, руки могут двигаться противоходом [6].
2.2 Особенности, стиль и характер русского танца
Связь русского народного танца с историей, бытом и обычаями народа. Разнообразие русского народного танца: хороводы, кадрили, переплясы и пляски. Сюжеты лирические, игровые, веселые, удалые. Богатство русского народного танца: краски, движения, композиционное построение. Движение рук как средство передачи характера, настроения, придания танцевальному движению национальной окраски.
ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО ТАНЦА.
1. Особенности рук и головы в русском танце. Поклоны на месте и с продвижением вперед и назад.
2. Pasdebourrée (из стороны в сторону с выносом ноги на каблук).
г) основной (традиционный) вперед и назад;
д) дробный (дробная дорожка).
е) «девичья проходка»;
ж) проходка с вывертом
4. Широкий русский ход с открытыми руками.
а) дробь с подскоком и двумя ударами всей стопой;
б) дробь «в 3 ножки».
7. Припадание (с одним и двумя ударами п/п).
8. «Ковырялочка» (с подскоком и без подскока).
б) простая и двойная с переступанием;
в) на demi- plié и целой стопе.
11. «Голубец» (скользящий удар внутренними сторонами стоп по I невыворотной позиции на подскоке):
б) с последующими двумя переступаниями на п/п.
12. «Дорожка» (продвижение в сторону с поочередными ударами п/п сзади и спереди).
13. «Ёлочка» и «Змейка».
14. Хлопушки (для мальчиков). Фиксирующие и скользящие:
а) дробный простой;
16. Полуприсядки (для мальчиков) с выбросом ноги в сторону и вперед на каблук и на 45°.
17. Полная присядка:
а) «ползунок» (открывание ног на ребро каблука);
б) «ползунок» – открывание ног на воздух;
18. Прыжки с двух ног:
а) с ударом по подошве;
б) со сгибанием двух ног назад и ударом по голенищам;
в) с согнутыми ногами вперед (подготовка к прыжку «щучка»);
19. Pas de basque.
а) дробный ключ в повороте;
б) «молоточки» с поворотом (для девочек);
в) бег с откидыванием согнутых ног назад (по диагонали, по кругу) (для девочек);
г) одинарный поворот в прыжке с поджатой ногой сзади и одновременным ударом по голенищу (для мальчиков);
д) одинарный поворот в прыжке, ноги согнуты спереди (для мальчиков).
2.3 Особенности, стиль и характер украинского танца
Украинские народные танцы. Отражение в танцах истории народа. Отличие исполнений женских и мужских танцев. Лиричность как основная особенность исполнения женского танца. Динамичность, широта движения как характерная особенность исполнения мужского танца.
Музыкальный размер – 2/4, 4/4.
ЭЛЕМЕНТЫ УКРАИНСКОГО ТАНЦА
1. Изучение позиций и положения рук в парных и массовых танцах.
2. Боковой ход с отбрасыванием ноги в сторону.
3. Ход по диагонали с выносом ноги на каблук.
4. Ход «Бигунец» (с различными положениями рук и корпуса).
5. «Тынок» и ход на прыжке «Тынок».
9. «Вихилясник» с поворотом.
11. «Голубец» и притоп.
2.4 Особенности, стиль и характер польского народно-сценического танца
Польские народные танцы полонез, краковяк и мазурка как широко распространенные танцы в оперных и балетных спектаклях.
Сценическая мазурка. Истоки сценической мазурки. Основные черты женского и мужского исполнения мазурки. Основная задача педагога при изучении мазурки.
Музыкальный размер – 3/4.
Краковяк как один из самых любимых и популярных танцев польского народа. Отражение наиболее характерных национальных черт польских танцев в танце «Краковяк». Характерные и обязательные черты исполнения танца «Краковяк».
ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛЬСКОГО ТАНЦА
1. Этюды для выработки манеры исполнения. Открывание руки без «восьмерки».
2. «Отбиянэ» и «ходовэ».
3. Pas de basque.
4. Balancé ( тенжкибег ).
5. Pasdebourrée по III и VI позициям (акцентированное).
6. Pascouru (легкий бег).
7. Pasgalá (мазур).
8. Pasgalá с поворотом.
9. «Голубец» в повороте при вращении в паре:
а) при закрытом повороте;
б) при открытом повороте.
10. Ключ одинарный и двойной на 180° и 360°.
б ) с pas de basque.
12. «Голубец» с продвижением по кругу.
14. Опускание на колено с шага и обвод партнерши вокруг себя.
16. Опускание на колено с проскальзывания и с прыжка.
17. Проскальзывание на plié в I arabesque с открытой рукой из стороны в сторону.
18. Два вида «обертас» (в паре):
а) опускание вниз с вытянутой ногой;
б) опускание на колено.
ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛЬСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА
1. Подготовка к вращению в паре (хлопок и остановка).
2. Ключ одинарный и двойной.
3. «Голубец» с продвижением в сторону и удар всей стопой.
4. Горизонтальная «восьмерка» одной рукой и двумя.
5. Хлопок в ладоши.
6. «Голубец» с шагом (одинарный и двойной).
7. Cabriole на 45°
2.5 Особенности, стиль и характер испанского сценического танца.
Испанский народный танец как основа испанского сценического танца. Выражение национального характера в народном танце. Влияние классического балета на манеру исполнения испанского сценического танца. Выстукивания zapateado.
Основные отличия исполнения мужского и женского танцев.
Требования предварительной подготовленности учащегося к изучению испанского сценического танца.
ЭЛЕМЕНТЫ ИСПАНСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА
1. Portdebras в характере (с различными положениями рук, корпуса и бедер).
2. Portdebras с переходом на опорную ногу в IV позицию, и на одном колене.
3. Balancé с различными положениями корпуса, рук и с перегибом.
4. Pasdebasque (сценический 1-й и 2-й вид).
5. Glissade ( сценическийвид ).
6. Sissonne pas de bourrée.
8. Простейшие выстукивания (чередование ударов полной стопы, каблука и п/п, в характере «zapateado»).
9. Навыки владения веером.
ЭЛЕМЕНТЫ ИСПАНСКОГО ТАНЦА
1. Sissonne pas de bourrée en tournant.
2. Сhassépasdebourrée с последующим ударом стопой.
3. Подготовка к renversé.
а) с шага в сторону на demi-plié;
б) в attitudecroisée на п/п с приходом в demi-plié;
г) со скачком в пол.
5. Широкий ход на присогнутых ногах («кошачий» ход).
7. Rond de jambe en ľair на plié споследующим tombé pas de bourrée.
8. Двойнойronddejambe с прыжком и перегибом.
9. Выстукивание в манере «Zapateado» (см. видеоматериал).
10. Перегибы на колене с двумя руками, идущими по кругу.
11. Pasdebourrée из танца «Фанданго» из балета «Дон Кихот», хореография Ф. Лопухова.
ЭЛЕМЕНТЫ ИСПАНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА «АРАГОНСКАЯ ХОТА»
1. Основнойход : pas de basque.
2. Assemblé-pas d е bourrée-emboîté.
3. Ballonné- поворот.
4. Мелкие шаги вперед по III позиции и отход назад с переменой корпуса при каждом шаге.
2.6 Особенности, стиль и характер цыганского танца
Влияние на цыганский танец народных танцев той страны, где кочевали цыгане. Основные движения сценического цыганского танца старого балетного спектакля. Невыворотные положения ног как особенность цыганского танца. Основные движения мужских и женских цыганских танцев.
Музыкальный размер 2/4.
ЭЛЕМЕНТЫ ЦЫГАНСКОГО ТАНЦА
1. Основной ход вперед.
2. Ход с продвижением назад.
4. Ход с чечеткой.
6. Женский боковой ход.
7. Чечетка с откидыванием ноги назад и поворотом корпуса.
8. «Голубец» с пристукиванием (два вида).
9. Хлопки (для мальчиков).
10. «Дрожь» плечей (для девочек).
11. Опускание на колени:
в) с прыжка с поджатыми ногами.
12. Перегибы корпуса:
а) на выпаде в IV поз.;
б) круговое portdebras на одном и двух коленях.Н
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ НАРОДНО-ХАРАКТЕРНОГО ТАНЦА
Народных движений существует бесчисленное множество. В экзерсисе у станка изучаются те из них, которые являются либо самыми распространенными, либо используются в танцах не одной, а нескольких народностей. В последнем случае к исполнению одного и того же движения в различных характерах добавляются нюансы, свойственные данному народу, такие как: положения рук, корпуса, повороты и наклоны головы, взгляд, даже мимика. Плюс к этому в танцах каждого народа существуют свои специфические движения. Поэтому народных движений в их общей массе так много, они настолько разнообразны, такую большую роль в народных танцах играют с виду незначительные детали (нюансы), что танец каждой отдельной народности заслуживает отдельного внимания. Наверное, поэтому до сих пор не выпущен всеобъемлющий учебник по народно-характерному танцу, в котором бы давалось подробное описание танцев если не всех народностей, то хотя бы самых распространенных.
Тренеру (хореографу), работающему с гимнастками и желающему использовать в своих занятиях материал народно-характерного танца, либо же желающего грамотно поставить упражнение на народную музыку, можно порекомендовать следующие литературные источники:
1. А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И. Бочаров “Основы характерного танца”. — Л.- М.: Искусство, 1939.
2. Н.М. Стуколкина “Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца”.- М.: Всероссийское театральное общество, 1972.
3. Д.Е. Звягин. Цикл методических пособий по методике преподавания народно-характерного танца. — СПб: Государственный Университет Культуры и Искусств, 1999-2000.
4. Т.С. Ткаченко “Народные танцы”. — М.: Искусство, 1975.
5. Т.К. Барышникова “Азбука хореографии”. — СПб: РеспексЛюкси, 1996.
6. К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер, Н. Толстая, Е. Фарманянц “Народно-сценический танец”. — М.: Искусство, 1976.
7. Е.Л. Васильева “Танец”. — М.: Искусство, 1968.
8. Т.С. Ткаченко “Работа с танцевальным коллективом”. — М.: Искусство, 1958.
9. Н.А. Белова, Р.Н. Терехина “Методика обучения танцевальным упражнениям”. — СПб: ГДОИФК, 1991.
Темп развития современной художественной гимнастики неукротимо растет, и определяется изменениями требований Правил соревнований, расширения диапазона элементов, усложнения техники их исполнения. Для расширения диапазона элементов целесообразно использовать народно-характерные танцы.
Для освоения элементов народно-характерных танцев специфичных для занятий художественной гимнастики, в структуре хореографической подготовки, гимнастка должна обладать достаточным уровнем развития физических качеств.
Включение элементов народно-характерного танца в структуру соревновательных упражнений гимнастки должно соответствовать ее темпераменту, уровню физической и технической подготовленности, ее хореографическим особенностям, а так же учитывать особенности музыкального сопровождения соревновательного упражнения..
Кроме того, при подготовке уроков народно-характерного содержания можно использовать видеозаписи концертов (репетиций, уроков) народных коллективов. Самым известным из них и обладающим самым большим количеством танцевального материала является Ансамбль народного танца Игоря Моисеева.
Хотелось бы сказать о некоторых физических особенностях упражнений народно-характерного танца. В отличие от классического танца в народно-характерном очень часто одновременно активно работают обе ноги. Кроме того, в народно-характерном танце много движений, исполняемых на присогнутых ногах, на скачках, подскоках, резких приседаниях, а также движений, исполняемых с ударами ног в пол. Поэтому упражнения народно-характерного танца несут в себе, прежде всего, большую нагрузку на ноги, что полезно для общего физического развития гимнасток, но вредно в соревновательный период, поскольку ноги “забиваются” и становятся тяжелыми. Таким образом, применять народно-характерный танец в занятиях с гимнастками рекомендуется в подготовительный и переходный периоды.
В настоящее время тренеры и хореографы часто используют элементы народно-характерного танца в соревновательных композициях гимнасток. Упражнения становятся яркими и выразительными. Умение создать за 90 секунд образ и передать характер композиции отражается на артистической оценке судий, что говорит о высокой квалификации гимнасток.
В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1.В результате анализа научной и методической литературы было выявлено, что в настоящее время актуальным является изучение элементов народно-характерного танца в хореографической подготовке художественных гимнасток с целью создания базовой подготовки, которая обеспечит основу для дальнейшего совершенствования, позволяя обеспечить выполнение разрядных нормативов.
2. В результате исследования определены наиболее значимыеэлементы народно-характерного танца для построения программ художественных гимнасток необходимые для успешной соревновательной деятельности.
3. В результате исследования разработаны рекомендации по применению народно-характерного танца в хореографической подготовке художественных гимнасток.
1. Аверкович Э.П. Композиция упражнений в художественной гимнастике: Метод.рек. — М.: Изд-во ВНИИФК, 2002. — 17 с.
2. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Хореографическая подготовка в спорте: Метод.рек. — Киев: Изд-во КГИФК, 1999. — 20 с.
3. Васильева ЕЛ. Танец. — М.: Искусство, 1968. — 248 с.
4. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: Автореф.дис. канд.пед.наук. — СПб., 2003. — 20 с.
5. Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. — М.: Искусство, 2001. — 237 с.
6. Звягин Д.Е. Цикл методических пособий по методике преподавания народно-характерного танца. — СПб.: Изд-во СП6ГУ-КиИ, 1999-2000. — 328 с.
7. Карпенко Л.А. Характеристика компонентов спортивной подготовки в художественной гимнастике: Учеб.пособие. — СПб.: Изд-во СП6ГАФК, 1998. — 26 с.
8. Карпенко Л.А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике: Учеб.пособие. — СПб.: Изд-во СП6ГАФК, 2000.- 40с.
9. Карпенко Л.А. Компоненты спортивного мастерства и ос новы обучения упражнениям художественной гимнастики: Уч. — метод.пособие. — СПб.: Изд-во СПбГАФК, 2002. — 40 с.
10. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. — М.: Физкультура и спорт, 1999. -170 с.
11. Степанова И.А. Формирование творческого подхода к обучению элементам художественной гимнастики: Учеб.пособие. — СПб.: Изд-во СП6ГАФК, 2006. — 26 с.
12. Стуколкина Н.М. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. — М.: Всероссийское театральное общество, 2000. — 400 с.
13. Белокопытова, Ж.А. Художественная гимнастика: учебная программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ / Ж.А. Белокопытова [и др.] – Киев: респ. науч.- метод.кабинет Мин-ва Украины по делам молодежи и спорта, 2009. – 87 с.
14.Карпенко Л.А. Организация многоуровневого функционирования современной художественной гимнастики // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта: Науч.-теоретич. журнал. — СПб.: Изд-во СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007. — Вып. 8 (30). — С. 46-49.
15. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика. М: Физкультура и спорт, 2004 – 231 с.
Источник